Содержание
Рисование минеральными пигментами. Мастер-класс для воспитателей
И.В. Шайтанова, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, ГБОУ школа № 1265, Москва
Материал и оборудование. Минералы и пигменты (малахит, лазурит, гематит, охра светлая и тёмная, сиена, глауконит (холодный), белила титановые, лимонит (или песок). Курант, кисти № 3 и 6, палитры (бумажная и керамическая), баночки, салфетки, лист бумаги для акварели с нанесённым на него контуром горы, эмульсия – на каждого участника.
Ведущий. С древнейших времён ярко окрашенные камни привлекали внимание человека. Изготовленные из них минеральные краски поражают многообразием цветов и оттенков, долговечностью. (По ходу рассказа показывает образцы минералов и пигментов.)
Что представляют собой минеральные пигменты и когда художники стали их применять? Ещё в доисторические времена их использовали для создания наскальных рисунков. Темперными красками писали мастера Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения. Да и в наши дни, несмотря на огромный ассортимент синтетических красителей, большинство иконописцев отдают предпочтение именно минеральным пигментам.
Природные минералы после предварительной очистки и растирания имеют вид цветных порошков.
Существует два типа минералов-пигментов: кристаллические (гематит, лазурит, азурит) и землистые (охры, лимонит, глауконит). Пигменты из этих минералов органично совместимы друг с другом, обладают сочностью цветов и оттенков.
Не все пигменты подходят для работы с детьми, поэтому педагог, прежде всего, должен ознакомиться с их свойствами.
В живописи с древнейших времён используются железистые охры с их широкой цветовой гаммой. Охра – минерал жёлтого цвета, встречающийся в природе среди различных осадочных и кристаллических пород, представляет собой глину, окрашенную окислами железа. Для приготовления краски сырую охру сушат, затем измельчают в тончайший порошок, отмучивают водой и, если желают получить красные оттенки, слегка обжигают. Жёлтые охры разделяются на светлые, золотистые и тёмные. Путём обработки сырой охры можно получить пигменты для различных красок: от малярных – до акварельных.
Лазурит с минералогической точки зрения представляет собой силикат натрия и кальция. Тёмно-синяя окраска этого минерала, по мнению большинства исследователей, связана с присутствием в его кристаллической решётке ионов серы.
Слово «лазурит» происходит от арабского azul, означающего «синева, небо», и персидского lazurite – «синий».
Гематит. Название этого твёрдого и тяжёлого камня происходит от греческого слова haimatos – «кровь». Иное, реже употребляемое название камня, – сангвин (от лат. sangua – «кровь»).
Тонкие пластинки гематита полупрозрачны, а сами камни отливают металлическим, стеклянным блеском. Не случайно причудливые образования, встречающиеся в залежах гематита, в старину называли «красной стеклянной головой», а плоские куски гематита использовали в качестве зеркала.
Шунгит – древнейший минерал. Он содержит очень большое количество элементов, но основой его является углерод. В шунгите до 40 процентов золы. Свойства этого загадочного камня до конца не раскрыты. В Карелии находится единственное в мире месторождение шунгита, содержащего фуллерен, который является мощным антиоксидантом. Он помогает лечить самые разнообразные заболевания. При взаимодействии с шунгитом вода приобретает целебные свойства, обладает болеутоляющим, противовоспалительным действием, очищается от вредных примесей.
Малахит назван так, вероятно, за окраску, напоминающую цвет листьев мальвы, либо за малую твёрдость (на древнегреческом malakos означает «мягкий»). На отшлифованной поверхности этого минерала открывается узор из чередующихся светлых и тёмных концентрических колец, полос или рисунков более сложной конфигурации. Благодаря этой особенности малахит в старину называли «павлиньим камнем». Характерный зелёный цвет малахиту придают соединения меди. Оттенки окраски малахита варьируют от бирюзового, изумрудно-зелёного и голубовато-зелёного до чёрно-зелёного.
Разные виды минералов при измельчении превращаются в различной степени просвечивающие осколки или мелкие кристаллики, в зависимости от формы, размеров, оптических свойств которых создаются дополнительные эффекты: блеск, бархатистость и т.д.
На занятиях по изобразительной деятельности дети подготовительной к школе группы могут растирать пигменты курантом под присмотром взрослого.
Сегодня вы попробуете приготовить краски из минеральных пигментов. Раскрыть их секреты нам поможет Хозяйка Медной горы – Малахитница.
Звучит аудиозапись спокойной музыки. Входит Малахитница (взрослый в костюме).
Малахитница. Здравствуйте, гости дорогие! Давно ко мне никто не заглядывал. Я уж подумала, что оскудела земля русская мастерами или все они заморскими товарами увлеклись. Вот и решила сама поискать новых мастеров. Сможете мою гору нарисовать – открою вам секреты мастерства. Но какое же рисование без красок? Они у меня не простые, а подаренные самой природой. К тому же краски эти проверяют характер человека. А как – вы узнаете во время работы. В качестве сырья мы будем использовать глауконит (от греч. glaukos – «голубовато-зелёный»). Благодаря насыщенной и стойкой зелёной окраске этот минерал используется как естественный пигмент в станковой и масляной живописи и для производства зелёных красок в промышленных целях.
Для растирания ручным способом минеральных пигментов в процессе приготовления красок для живописи и типографских работ с давних времён используют специальные инструменты конусообразной формы – куранты (от франц. courant). (Показывает.)
Крупные куранты делают из твёрдого камня – лабрадора, порфира, мелкие – из фарфора, стекла или агата. На стекло, края которого заклеивают скотчем или изоляционной лентой, насыпают пигмент и добавляют несколько капель воды. Пигмент растирают круговыми движениями. Надо слегка приподнимать край куранта, чтобы его не присасывало. Готовый пигмент подсушивают и счищают со стекла в баночку. Для приготовления темперной краски пигмент разводят эмульсией – яичным желтком, разбавленным кипячёной водой (1:3), с добавлением нескольких капель уксуса.
Участники мастер-класса растирают пигмент курантами и разводят его эмульсией.
Малахитница. Краска, называемая яичной темперой, готова. Нанесите её на палитру. Использовать темперу следует предельно быстро, так как в жидком виде она не может долго храниться.
Давайте отправимся в мои владения – Уральские горы.
Горы – это скалы, небо голубое,
Горы – это ветер, солнце золотое,
Горы – это реки, снежные вершины,
И холмы, и склоны, покрытые травою.
Даёт каждому участнику лист бумаги с изображением горы и бумажную палитру для нанесения образцов красок.
Чтобы нарисовать гору, вам понадобятся светлая охра, эмульсия и немного воды. Всё это смешайте в баночке до состояния жидкой сметаны и добавьте в краску немного песка или нерастёртого красновато-бурого лимонита с мелкими камешками. Покройте получившейся краской (круговыми движениями) изображение горы от вершины до подножия. Кажется, что это горная река сбегает с горы, оставляя за собой груды камней.
У подошвы горы видна глубокая пещера. Её можно раскрасить тёмной охрой. После этого нанесите на бумажную палитру образцы охры и сиены.
Участники выполняют задания.
Малахитница. Чтобы изобразить деревья и нежную зелень на склонах горы, вам понадобится пигмент глауконит (холодный) – прозрачная краска голубовато-зеленоватого цвета, напоминающая акварель. Этот пигмент один из самых стойких, он не подвержен внешним воздействиям. Раскрасьте глауконитом кроны деревьев и покройте им склоны горы. Посмотрите, как играет под глауконитом предыдущий слой краски!
Нанесите на бумажную палитру образец глауконита.
Участники выполняют задание.
Малахитница. Кроме землистых, художники используют пигменты, состоящие из мельчайших кристаллов. Из кристаллических пигментов мы возьмём гематит и небесный лазурит. Нарисуйте гематитом ягоды, растущие на склоне горы. Этот минеральный пигмент имеет насыщенный цвет и высокую плотность. А прозрачное, чистое небо можно изобразить, используя пигмент лазурита.
Нанесите на бумажную палитру образцы гематита и лазурита.
Участники выполняют задание.
Малахитница. Как величественны снежные вершины гор! Смешайте на керамической палитре титановые белила с небольшим количеством сиены, эмульсии и воды и нанесите их на вершину горы. Заискрились на солнце, засверкали снега!
Нанесите на бумажную палитру образец белил.
Участники выполняют задание.
Ведущий. Чтобы вы запомнили названия минералов, бумажную палитру и картину с изображением горы возьмите на память о нашей встрече.
В горных каменных пещерах
Дорогой хранится клад.
Минералы-самоцветы
В глубине земли лежат.
Малахитница-царица
В кладовых своих хранит
Лазурит и гематит,
Охры и глауконит.
Из чудесных минералов
Краски можешь ты создать,
Чтоб прекрасные картины
Для людей нарисовать.
Малахитница. Пока вы работали, я на вас поглядывала, выбирала себе мастеров, а краски мне в этом помогали – ведь для их изготовления необходимо терпение, внимание и усидчивость. Посмотрите на рисунки и скажите, понравилось ли вам рисовать моими красками.
Участники выставляют рисунки на стенд, рассматривают их, обсуждают приёмы работы с минеральными пигментами, высказывают мнения о целесообразности и вариантах применения данной методики в работе с детьми. Затем заполняют анкету.
Анкета участника мастер-класса
- В каких инновационных проектах Вы участвовали?
- Узнали ли Вы в нашем проекте что-либо новое для себя? Что именно?
- Знакомы ли Вы с традиционным использованием красок из минеральных пигментов?
- Изменилось ли Ваше отношение к природным краскам из минералов?
- Пробовали ли Вы раньше рисовать такими красками с дошкольниками?
- Хотелось бы Вам использовать предложенную систему работы с детьми, родителями и воспитателями в Вашем дошкольном учреждении?
- Ваше мнение об актуальности проведённого нами эксперимента.
По окончании мастер-класса участники получают памятки и палитры–образцы минеральных пигментов, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками.
0
0
голоса
Рейтинг статьи
ЛАССО СПб Блог полезных статей информация мастер классы — Пигменты металлик и металлические
Пигменты металлик и металлические — в чем разница? Как выбрать
|
«Металликами», как правило, называют перламутровые натуральные и синтетические пигменты. Рассмотрим на примере окрашивания автомобилей — искристый блеск, переливающийся на солнце, меняющийся в зависимости от угла зрения.
Примеры перламутровых пигментов (мика, перлы) | ||
Согласитесь, редко кто говорит про авто и мото «перламутровое окрашивание», скорее назовут такой эффект «металлик», «блестки», «шиммер», хотя (почти) все подобные окрашивания выполняются перламутровыми пигментами, которые между собой отличаются происхождением (натуральные и синтетические) и размером частиц.
- Как выбрать между пигментами и блестками в статье-обзоре lassospb.ru/articles/perlamutrovye-pigmenty-vs-glitter-blestki
- Подробнее о натуральных перламутрах и синтетических в статье-сравнении lassospb.ru/articles/perlamutrovye-pigmenty-iz-naturalnoi-i-sinteticheskoi-sliudy
Металлический пигмент Бронзовый «Золотой» (БПК, БПП, БПО) | Металлический пигмент (Медный ПМР) | Металлический пигмент Алюминиевый (ПАП-1, ПАП-2) |
Мы рассмотрим базовые металлические пигменты
- Из этих пудр сделаны популярные металлические лаки, известные как «Серебрянка» (алюминиевая пудра), Бронзянка, Меднянка. В России Серебрянка распространена в быту как краска для металлических решеток и заборов, крестов и памятников на кладбище, автомобильных элементов как антикоррозия.
- Металлические мелкодисперсные порошки могут быть смешаны между собой для получения различных цветов
- Пудры отличаются по размеру частиц, содержанию жира и добавок — есть летучие/пылящие, и более «жирные». Наличие жира уменьшает опасность вдыхания металлических пудр, но все же рекомендуется носить защитную маску и очки, избегать вдыхания, проглатывания и попадания на слизистые
- Разделение по эффектам : всплывающие и невсплывающие, про них мы поговорим в отдельной статье.
- Мы не будем включать цинковые или латунные порошки, они менее распространены для декоративного направления
Перламутровые пигменты | Металлические Бронза (БПК, БПО, БПП), Медь (ПМР) | Металлические Алюминиевые (ПАП) | |
Наличие металла в составе | В составе в минимальных количествах может быть, например, оксид железа — это пигмент краситель, известный как пищевая добавка Е172; оксид олова SnO2, другие. Основной состав пигмента это слюда и диоксид титана | Медь, цинк, алюминий, железо, жир. Во главе состава указываются материалы с наибольшим % в составе. | Алюминий, жир. |
Размер частиц | Разнообразный. От 5-8 мкм | У отечествественных пигментов, таких как ПАП, БПО, БПК, ПМР размер частиц не указан, по ГОСТ есть только информация об остатке на сите. У пигментов зарубежных производителей, как правило, размер частиц указывается в мкм (микронах) | |
Окисление в водосодержащих составах | Нет | Да | Нет |
НЦ Лак (нитро целлюлозный) | Да | Окисление | Да |
Есть вероятность, что лакокрасочные материалы у разных производителей могут отличаться по составу. Тестируйте на совместимость с окрашиваемым компаундом. Окисление наступает не мгновенно, нужно подождать около недели. | |||
Стекловидный лак | Да | Окисление | Да |
Олифа | Да | Да | Да |
Эпоксидная смола | Да | Да | Да |
Примеры в эпоксидной смоле | |||
Полиуретановый пластик | Да | Да | Да |
В непрозрачные составы добавлять эффектовые пигменты добавлять достаточно бесполезно, они не дадут эффекта «металлик». Можно наносить пигменты на силиконовый молд, металлическую форму перед заливкой пластика. Только такие отливки потом нельзя полировать, иначе тонкий слой просто сотрется. | |||
Авто- мото окрашивание (биндеры и т.д.) | Да
| — | Да
|
Акриловый лак, краски | Да | Нет | Да |
Масло, масляные краски | Да | — | — |
Гуашь, темпера, акварель | Да | — | — |
Керамические глазури | Да | — | — |
Воски декоративные | Да | — | — |
Примеры | |||
Окрашивание авто | Бронзовая краска для багетов, элементов интерьера | Окрашивание дисков серебрянкой не только придает цвет, но и антикоррозионные свойства (при соблюдении технологии) | |
Штукатурка, затирки декоративные строительные | Да | — | — |
Гипс, бетон, цемент | Да | — | — |
Мыловарение | Да | Нет | Нет |
Свечеварение | Да | — | — |
— (пробел) означает, что у нас нет ни подтверждающей, ни опровергающей информации. |
Как выглядит окисление металлических пудр | |
Пудра БПК бронзовая в стекловидном и НЦ лаках. |
Вывод :
- Перламутровые пигменты имеют ряд преимуществ, как широкая цветовая палитра и размерная линейка (фракция, микроны), разнообразие эффектов, отсутствие окисления; универсальные — сложно назвать состав, где нельзя их использовать.
- Металлические пигменты — классика, проверенная временем; добавка в антикорозионных лакокрасочных материалов, составах для золочения и реставрации, незаменимый компонент эпоксидных картин в стиле Resin Art
- Из минусов металлических пигментов — не всегда известен размер частиц, по ГОСТ указывается остаток на сите; в некоторых составах окисляются
- По безопасности для работы : перламутровые пигменты могут применяться в мыловарении, свечеварении и косметике. Алюминиевые и другие металлические пигменты вредны при вдыхании (накапливаются в легких), проглатывании, попадании на слизистые, необходимо соблюдать меры безопасности при работе.
- О других пигментах читайте в нашем блоге lassospb.ru/articles
Текст Елизавета Румянцева
Фото : интернет, собственные фотоматериалы
- Телеграм канал t.me/lassospb
- Ютьюб youtube.com/user/lassospb
- Инстаграм instagram.com/lassospb.ru
- Вконтакте vk.com/lassospb
пигмент металлик,
пигмент металлический,
пигменты,
пигменты для смолы,
пигменты для лака,
пигменты для краски
Лазуритовые пигменты
Лазуритовый пигмент (Лазурит, Натуральный ультрамарин, Аззурро Ольтрамарино, Синий пигмент Фра Анджелико, Лазурит натуральный, Ультрамарин ясень)
PB 29
Натуральный пигмент, подходящий для иконописи (яичная темпера), масляной живописи и акварели покраска без дополнительной шлифовки.
Ченнино Ченнини «Il Libro dell’ Arte» — «Ультрамариновый синий — цвет прославленный, прекрасный и наиболее совершенный, превосходящий все другие цвета; о нем нельзя было ничего сказать или что-либо сделать с ним, что его качество все равно не превзойдет».
Лазурит — голубой полудрагоценный камень, добываемый в провинции Бадахшан в Афганистане на протяжении веков. Его можно найти и в других местах в Азии и Америке, но только несколько афганских рудников добывают этот уникальный камень самого высокого качества (очень глубокого пурпурно-синего цвета). Это сложный минерал, состоящий из лазурита, кальцита, содалита и пирита. Он имеет много разновидностей цвета в диапазоне от светло-голубого джинсового до глубокого темно-пурпурно-синего тона в зависимости от содержания лазурита в составе. Самые высокие значения имеют темно-синие породы со сплошным синим участком (голубое мясо) с мельчайшими прожилками пирита. Этот тип называется драгоценным камнем или классом AAA. Другие сорта не так высоки в цене и их легко получить. В основном они используются для резьбы. Некоторые дилеры изменяют природные камни, окрашивая их для улучшения цвета. Поскольку не существует стандарта оценки этих камней, все они могут называть свою оценку драгоценным камнем или ААА. Высокое качество минерала трудно получить и часто требует путешествий и личного отбора.
Пигменты
Master Pigments Lapis Lazuli изготавливаются из камней драгоценного качества. Потребовались годы поиска и изучения сортов горных пород и людей вокруг них. Подготовка пигмента начинается с измельчения необработанных пород до меньшего размера и удаления как можно большего количества кальцита и пирита. Затем размер камней измельчается щековой дробилкой до крупного песка. Камни лазурита очень твердые, и это самый твердый материал, который я когда-либо испытывал. Отчетливый запах сгоревших спичек способствует процессу измельчения. Мрамор или стекло разрушаются в дробилке, как масло, по сравнению с дроблением камней из лазурита. После дробления песок промывают водой. Очищенный ляпис-лазурный песок подвергается мокрому измельчению в среде, не содержащей металлов, для предотвращения загрязнения. Время измельчения увеличивается из-за твердости песка. Сначала песок измельчается с помощью крупной среды, затем снова измельчается с помощью более мелкой среды, чтобы уменьшить размер частиц до 50 микрон. Из-за этого длительного времени измельчения очень важно незагрязняющее измельчение. Не представляю, насколько сложным должен быть этот процесс и как выглядел измельченный порошок в 14 веке. Заставляет меня задуматься об исследованиях рецептов красок от мастеров и их добавках к краске, а также о том, сколько «добавок» было преднамеренным и сколько загрязнений было на самом деле от пигмента и приготовления краски. Ченнини писал дробить камни в бронзовой ступке, а затем делать порошок на стекле с водой. К тому времени, когда они были закончены с измельчением, в приготовленном порошке должно было быть довольно много загрязняющих веществ. Уменьшение размера является ключевым моментом, потому что все голубые кристаллы должны быть отделены от бесцветных загрязнителей и производить гладкие пигменты вместо песчаного, песчаного порошка. Но опять же не слишком мало, потому что окончательный цвет экстрагированного пигмента должен иметь багрянистый оттенок «свечения», характерный для этого специального пигмента. Это также этап, на котором все приятные голубые частицы временно исчезают в отложениях, а цвет смеси становится скорее серым, чем синим. С насыщенно-синим цветом лазуритовых пород вообще нет сходства. Раствор оставляют отстаиваться. Далее следуют многократные промывки порошка, пока промывочная вода не станет нейтральной по pH. Затем раствор оставляют отстаиваться и сушат на воздухе. Это порошок ляпис-лазури – мелкий 303030. Затем следует экстракция пигмента.
Извлечение пигмента
Теперь происходит настоящая алхимия. Процесс основан на рецепте из книги «Справочник мастера» Ченнино д’Андреа Ченнини, переведенной Даниэлем В. Томпсоном-младшим. Оригинальный итальянский текст очень помог. Большое спасибо за прекрасное руководство «маэстро». Благодаря обширным исследованиям и многократным испытаниям, Master Pigments может извлечь этот уникальный пигмент. После многих лет поиска правильных ингредиентов и шагов в приготовлении процедура была разработана. Извлекаются различные сорта пигмента. Пластичное тесто, сформированное из смолы и порошка, остается неповрежденным в течение всего процесса экстракции. Тесто не распадается и не заворачивается в ткань. Просто смазанные маслом руки, тесто и вода. Приготовление начинается с расплавления сырого пчелиного воска, мастики камеди и сосновой канифоли. Вмешивается предварительно приготовленный пигмент. Затем смесь вымешивается руками до образования однородного по консистенции теста темно-серовато-голубого цвета. Еще горячая и эластичная масса делится на три части, из которых формируются палочки. Так их легче месить. Каждую палочку разминают руками в горячей воде по определенной схеме, повторяемой определенное количество раз. Тесто удерживает примеси запертыми, в то время как частицы пигмента выпадают и опускаются на дно контейнера. Это буквально «ручной» пигмент. Первая процедура дает лучшую оценку. Яркий, глубокий синий, но не темный, гипнотизирующий. Каждый раз возникает воодушевляющее и очищающее чувство, как будто есть еще что увидеть, но наше видение ограничено тем, что мы можем зайти так далеко в синем диапазоне. Это синий пигмент Fra Angelico (303001). Второй и третий рутинные стики дают очень высокий уровень синего цвета – это мой Lapis Lazuli – Pure Grade 1 пигмент (303005). Fra Angelico blue и Lapis Lazuli pure 1-го сорта — сорта пигмента, которые требуют огромного терпения при приготовлении теста и самой экстракции. С четвертой по седьмую часть процедуры тесто выделяет приятные голубые частицы пигмента, которые представляют собой лазурит-ультрамариновый пепел (303010). Это приятный синий цвет, не сероватый, но и не такой яркий, как более высокие сорта, ценимый художниками за его прозрачные свойства. Он свободен от примесей и намного ярче, чем сырой порошок.
Сортировать по:
Избранные товарыСамые новые товарыЛучшие продажиОт A до ZZ до ABПо обзоруЦена: по возрастаниюЦена: по убыванию
пигменты свинцовые белила
Flake White Historic, Flake White Master, Cerussite
Пароль 1
Пигмент Stack Process White Lead (голландский метод), основной карбонат свинца, Cerussa, альбом сурика
Хлопья белого цвета были известны древним. Это основной белый цвет классической европейской живописи маслом и один из старейших синтетических пигментов. Белый чешуйчатый производится с помощью процесса, который по существу идентичен старому методу, теперь широко известному как «голландский» или «стековый» процесс. Основы процесса были описаны очень рано, ок. 300 г. до н.э. Теофрастом Эресским, а указания по приготовлению неоднократно переписывались. Металлический свинец в виде витков подвергается воздействию паров уксуса, углекислого газа, атмосферного кислорода и паров воды. Металл «корродирует», и каждая частица пигмента создается случайным образом, поэтому каждая группа частиц пигмента отличается. Промышленно производимые свинцовые белила «мокрым методом» дают идентичные частицы. Flake white очень быстро высыхает, образуя гибкую и прочную пленку. Она абсолютно постоянна, а качество белизны безупречно: краска превосходно работает в масле и имеет большую плотность; кроме того, флейк белила не только идеально и безопасно смешиваются с большинством перманентных пигментов, но и служат для придания медленно сохнущим цветам своего сильного высыхающего характера.
Flake White изготавливается по этому методу, а углекислый газ получается в результате ферментации конского навоза. В прошлом это был благоприятный метод, потому что стога строились снаружи, а ферментация также производила ровно столько тепла, сколько необходимо для окисления, а также из-за огромного количества конского навоза. Это дает более твердые хлопья более теплого белого цвета.
Flake White Master — это наша собственная адаптация процесса, в котором газообразный диоксид образуется в результате ферментации сахара и дрожжей, растворенных в воде. Таким образом, легче контролировать количество углекислого газа и исключить работу наугад. В результате образуются ярко-белые чешуйчатые слои, образующие многослойную мягкую иней. Собирается ржавый металл, измельчается и следует измельчение водой. Перемалывается в шаровой мельнице для измельчения частиц пигмента в мелкий пигмент. Затем пигмент многократно промывают и сушат на воздухе. Flake White Master — это мелкий ярко-белый цвет с частицами разных размеров и форм.