Каталог картин третьяковской галереи: Галерея — страница 1 из 383

Третьяковская галерея в ХХ столетии

Хотя в завещании П.М. Третьяков писал о необходимости законсервировать собрание и не расширять его, данное пожелание никогда не выполнялось. Если в 1892 г. в коллекцию входило 62 иконы, 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур, по каталогу 1898 г. собрание насчитывало уже более 3300 произведений. Сегодня Государственная Третьяковская галерея, получившая это название в 1918 г., хранит десятки тысяч произведений и является одной из главных достопримечательностей Москвы.

После смерти Третьякова музеем должен был управлять совет Галереи. В первый состав этого совета вошли такие известные личности, как: князь В.М. Голицын, дочь Третьякова А.П. Боткина, художники В.А.Серов и И.С.Остроухов, коллекционер И.Е. Цветков. В это время был полностью перестроен жилой дом Третьяковых, его сделали целиком приспособленным для функционирования в режиме музея. Согласно декрету Совнаркома от 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата просвещения. Благодаря счастливой случайности Третьяковская галерея не утратила в названии фамилию своего основателя, как это случилось со многими другими подобными музеями, а стала называться – «…имени Третьяковых».

Об участии московского художника и коллекционера И.С. Остроухова в Совете по управлению Третьяковской галереей (начало 20 в.) рассказывается в статье Л. Иовлевой «Илья Семенович Остроухов и Третьяковская галерея» (Русское искусство. – 2009. – № 3. – С. 10-21).

И.Э. Грабарь

Новая эпоха в жизни Третьяковской галереи началась в 1913 году, когда совет возглавил художник и историк-искусствовед И.Э. Грабарь. Под его руководством экспозиция Третьяковской галереи была преобразована по принципу самых известных музеев Европы. Было решено — картины каждого художника собрать в одном зале, кроме того, разместить экспонаты в хронологическом порядке, начиная от древнерусской иконописи и заканчивая произведениями современных художников. Также была проведена работа по составлению полного научного описания коллекции.

Участник и свидетель развития галереи в 20-30 гг. ХХ столетия – автор статьи «Галерея без Третьякова» (Наше наследие. – 2006. – № 78. – С. 28-48) Л. Иовлева дает оценку развития и деятельности музея в эти годы. В этот период в Третьяковскую галерею пришли собрания Щербатова, Харитоненко, а также полотна из дворянских подмосковных усадеб. Картины иностранных художников из Третьяковской галереи были переданы в музеи западного искусства. В то же время, в галерее было присоединено в качестве филиалов несколько музеев с собраниями русской живописи. Постепенно в Третьяковской галерее сконцентрировалась богатейшая экспозиция произведений русских художников, в том числе авангардистов: Малевича, Кандинского, Татлина, а также ценнейшие произведения древнерусской иконописи, в частности Андрея Рублева.

Собрание памятников древнерусского искусства в Третьяковской галерее по своему качеству и полноте является единственным в мире. В основном оно составлялось в 20-30-е годы, но начало коллекции было положено Третьяковым. «Каталог древнерусской живописи: опыт историко-художественной классификации» (М.: Искусство, 1963), составленный В.И. Антоновой и Н.Е. Мневой, включает 1443 произведения (IХ–ХVI вв.), описанные в 1053 статьях, и дает представления о всех школах древнерусской живописи. Альбом «Третьяковская галерея: древнерусское искусство» (М.: Изобразительное искусство, 1968) помимо живописи включает и произведения древнерусской скульптуры и прикладного искусства.

Период Великой Отечественной войны в жизни Третьяковской галереи

После начала Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее началась активная деятельность по демонтажу и эвакуации экспозиции. Картины извлекали из рам и подрамников, накатывали на валы, упаковывали в металлические емкости и запаивали. Работы были проведены в сжатые сроки, и уже в середине лета 1941 года в Новосибирск отправился эшелон с экспозициями первой очереди Третьяковской галереи (самыми ценными произведениями).

После того, как советские войска отбросили захватчиков на запад, стало возможным возвращение музейных экспозиций из эвакуации, и в 1943 году их стали готовить к возвращению в Москву. Комиссия, в которую вошли искусствоведы, реставраторы и другие специалисты, пришли к выводу, что все возвращенные экспонаты находятся в отличном состоянии. Началось размещение экспозиции в залах музея, и 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта для посетителей.

Период с 1950 по 1970 гг. был очень плодотворным для музея. В дар Третьяковской галерее было передано несколько ценных художественных коллекций, которые еще больше обогатили фонды галереи. Среди картин, подаренных музею, были работы Бенуа, Петрова-Водкина, Рериха, Сарьяна, Саврасова, Врубеля и других художников

Уже в 50-е годы стало ясно, что здание галереи недостаточно для полноценного размещения экспозиции. В 1956 году было принято решение о строительстве нового помещения для экспозиции Третьяковской галереи. Местом строительства выбрали площадку на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля и дома в Голутвине, в котором родился Третьяков. Планировалось завершить строительство в 1961 году, после чего в новое здание должны были перевести всю экспозицию галереи. Но в 1959 году строящееся здание было передано Картинной галерее СССР. Здание на Крымском Валу было построено лишь в 1970 году, а в 1985 коллекция Картинной галереи СССР была объединена с Третьяковской галереей в единый комплекс с названием «Государственная Третьяковская галерея».

В 1980 году Третьяковскую галерею возглавил Ю.К. Королев, под руководством которого началась грандиозная реконструкция галереи: необходимо было не только модернизировать старое здание, но и сохранить его исторический облик.

В 1984 году при галерее был построен депозитарий (хранилище предметов искусства) и реставрационные мастерские, а в 1986 году Третьяковская галерея в Лаврушиснком переулке закрывается для посетителей. Часть произведений на время реконструкции была перевезена в музей на Крымском Валу, а часть – в депозитарий. В 1986 году к Третьяковской галерее были присоединены дома-музеи П.Д. Корина и В.М. Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, музей-мастерская А.С. Голубкиной, после чего галерея получила название Всесоюзного (позже Всероссийского) музейного объединения Государственная Третьяковская галерея. В период длительной реконструкции музей не бездействовал, по-прежнему проводились выставки, которые пользовались огромной популярностью у посетителей.

Спустя 9 лет, в 1995 году, реконструкция была завершена, и обновленный музей открыл свои двери для посетителей. В результате проведенных работы площадь, предназначенная для размещения экспозиций, увеличилась в полтора раза – в музее появилось 10 новых залов.

Благодаря таким изменениям стало возможным увеличить объем древнерусской экспозиции, открыть залы для скульптурных произведения XVIII–XX веков, а для панно «Принцесса Греза» Врубеля был спроектирован специальный зал.

М. Врубель. Принцесса Греза. 1896

На протяжении многих лет произведения из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть на выставках в зарубежных и российских городах, сотрудники музея проводят научно-исследовательскую работу, осуществляют публикационную и популяризаторскую деятельность. В стенах галереи работает детская студия. Регулярно проводятся музыкальные вечера. Продолжают пополнятся музейные фонды галереи. В 1996 году, в продолжение старинной традиции, был создан Попечительский совет. В 2006 году торжественно отмечалось 150-летие рождения галереи, которое было отмечено рядом культурных мероприятий. На сегодняшний день в собрании Третьяковской галереи находится около 150 тысяч произведений искусства, часть из которых можно увидеть в основном здании в Лаврушинском переулке и в корпусе, расположенном на Крымском Валу.

Третьяковка описала самые древние экспонаты из коллекции

Книги

Очередной том каталога собрания Третьяковской галереи, посвященный древнерусской живописи XII–XIII веков, — это фундаментальный научный труд, всесторонне описывающий происхождение и физическое состояние 16 музейных экспонатов

Ольга Кабанова

21.05.2021

«Спас Нерукотворный». Вторая половина XII века.

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Этот фолиант производит ошеломляющее впечатление на не специалиста по истории древнерусского искусства. Часть содержания, касающаяся технических аспектов исследования икон и их реставрации, параметров аппаратуры, на которой производилась микросъемка и анализировались красочные слои, интересна и понятна разве что профессиональным реставраторам. Но и невеже ясно, насколько глубоко были изучены 16 памятников древнерусского искусства, которым посвящен очередной том каталога, описывающего собрание Государственной Третьяковской галереи.

Все они уже были опубликованы и описаны в каталоге древнерусского искусства, выпущенном музеем в 1995 году. Но за минувшие с тех пор годы были проведены новые комплексные технико-технологические исследования. Кроме того, как сообщает вступительная статья «От редколлегии», «за время, прошедшее с момента этой публикации, заметное развитие получили и традиционные исследовательские методы, а именно в 1990–2000-х годах изучение древнерусского искусства вышло на качественно новый уровень». Накопленные знания потребовали и нового издания каталога.

Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Серия «Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков». М., 1995–.Т. 3: Древнерусская живопись XII–XIII веков. М., 2020. 608 с.: ил.

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Описание каждой иконы в нем подробное, научное и, кажется, исчерпывающее. В статьях содержатся сведения о происхождении памятника, времени его появления в собрании галереи; приведены данные о реставрационных работах, проведенных в разные периоды; дан перечень выставок, где демонстрировались эти иконы; составлен список публикаций о них; описаны технические характеристики и сохранность; исследованы и расшифрованы надписи; проанализирована иконография. В разделе «Атрибуция» собраны мнения авторитетных ученых о времени и месте создания произведения.

Открывается каталог описанием самой знаменитой и чтимой иконы из собрания Третьяковки. Богоматерь Владимирская была привезена в Киев из Константинополя, судя по косвенным сведениям, в 1130 году. О перемещении иконы в последующие 800 лет — до того момента, как она оказалась в собрании Третьяковской галереи в 1930 году, — подробно рассказано на нескольких страницах. А всего национальной святыне посвящено 38 страниц текста с примечаниями и комментариями, а также тремя десятками фотографий. Икона представлена на снимках целиком, обратной стороной доски (там в 1410 году неизвестный мастер написал «Престол и орудия страстей»), фрагментами, деталями, фотосъемкой в инфракрасной области спектра, несколькими микросъемками красочных слоев (в том числе слезинки правого глаза Богоматери), схемой расположения отверстий от гвоздей, схемой фрагментов авторской живописи и поновлений разных времен.

Владимирская икона Богоматери. Начало XII века.

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Статья о другом шедевре древнерусской живописи — иконе «Христос Эммануил с архангелами» последней четверти XII века, предположительно прибывшей в Москву из Владимира в 1518 году, — занимает уже 40 страниц каталога. А новгородское «Успение Богоматери» начала XIII века — еще больше. Но не потому, что об этом памятнике написано подробнее, чем о других. Просто композиция здесь многофигурная, так что и фотографий увеличенных фрагментов много. На них можно рассмотреть и скорбно склонившегося у гроба Иоанна Богослова, и печальные лики ангелов, указывающих путь апостолам, и самих благородных учеников Христа, окруживших усопшую.

И если тексты каталога читать подряд довольно утомительно (они ведь не для праздного чтения, а для науки написаны), то рассматривать иллюстрации — занятие упоительное. При увеличении на фотографиях деталей отчетливо видны трещины на досках, утраты красочного слоя и подтеки красок, отчего иконы видятся не только древними, но еще и какими-то беззащитными. Многие фрагменты смотрятся как законченные произведения, и изображение какого-нибудь мелкого периферийного херувима превращается в полноценный портрет. А изящная ладонь правой руки Богоматери с иконы «Богоматерь Воплощение» — Владимир (?), около 1224 (?) — выглядит на фотографии законченным шедевром. И даже техническая микрофотосъемка красочных слоев деталей икон кажется миниатюрным произведением абстрактного экспрессионизма.

«Успение Богоматери». Начало XIII века.

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Собственно каталогу в издании предшествует статья Екатерины Гладышевой «История сложения и изучения коллекции древнерусского искусства в Третьяковской галерее. Собрание памятников домонгольского времени». Она столь же обстоятельна, строго научна, с многочисленными цитатами и ссылками, иллюстрирована фотографиями экспозиций древнерусского искусства Третьяковки разных годов и портретами ученых, хранителей, реставраторов.

«В наше время музей должен быть не только хранилищем, но и научным институтом, задача которого — широкая разработка собранного в его стенах художественного материала», — цитируются в статье слова Игоря Грабаря, сказанные им в московской городской думе в 1913 году. Задачу, поставленную своим многолетним попечителем, Третьяковская галерея достойно выполняет. 

Подписаться на новости

Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала

Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов

12. 05.2023

Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена

Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71

24.05.2023

Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена

Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны

23.05.2023

«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ

Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры

15.05.2023

Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже

На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы

16. 05.2023

В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие

Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

12.05.2023

Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению

Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок

15.05.2023

Третьяковская галерея — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.


(
64 релевантных результата,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • Товарищество передвижных художественных выставок.

    Конференция, посвященная 150-летию со дня основания (Третьяковская галерея, Москва / онлайн, 19-21 мая 2021 г.) – Международная ассоциация конъюнктуристов

    Международная научная конференция «Ассоциация передвижных художественных выставок. В честь 150-летия со дня основания» пройдет 19–21 мая в Конференц-зале ГТГ и онлайн (в Zoom).

    Заключительный день конференции сегодня .

    Конференция призвана осмыслить в современных условиях деятельность Ассоциации передвижных художественных выставок. Доклады ведущих российских и зарубежных ученых из США, Великобритании, Германии, Финляндии будут посвящены истории Ассоциации, взаимодействию русского с европейским искусством, реалистическим и романтическим течениям в живописи второй половины XIX века, роли отдельных членов в истории организации и другие вопросы. В конференции принимают участие музейные кураторы и исследователи, ученые из научно-исследовательских институтов и преподаватели университетов. Материалы конференции будут опубликованы в отредактированном выпуске после мероприятия.

    Полную информацию о конференции, включая ссылки на ежедневные мероприятия в Zoom, можно найти здесь: https://www.tretyakovgallery.ru/events/?program=konferentsii.
    Рабочие языки – русский и английский; перевод будет предоставлен только 20 мая. 
    Все онлайн-сессии в рамках Международной научной конференции проходят в московском часовом поясе (GMT +03:00).

    ПРОГРАММА
    19 мая, среда
    9.30. – 10.00. Встреча и регистрация участников
    10.00 – 10.30. Официальное приветствие
    Вступительное слово директора Зельфиры Трегуловой
    Вступительное слово заместителя директора по научной работе Татьяны Карповой

    10.30 – 13.00. Утренний сеанс
    Татьяна Юденкова
    Государственная Третьяковская галерея, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
    Передвижники: между творческой свободой и коммерческой выгодой

    Сергей Кривонденченков
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
    К вопросу о диалектическом развитии реалистической тенденции в русской живописи

    Дмитрий Северюхин
    Санкт-Петербург, Государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург
    Групповая выставка как воплощенная идея

    Ольга Калугина
    Российский государственный гуманитарный университет, Москва
    Владимир Стасов и передвижники. Миф и реальность

    Елена Степанян
    Московский государственный институт культуры, Москва
    Реализм в высшем смысле этого слова. Передвижники в Ф.М. Достоевский Дневник писателя

    13.00 – 14.00. Перерыв

    14.00 – 18.00. Вечерний сеанс
    Илья Доронченков
    Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; Европейский университет в Санкт-Петербурге
    Передвижник и французские соблазны. Александр Киселев как рецензент Французской художественно-промышленной выставки 1891 года

    Андрей Шабанов
    Европейский университет в Санкт-Петербурге
    «Хорошо ли разногласие между художниками?»: Передвижники и упадок салонных выставок в России и Западной Европе

    Анна Волошко
    ГРМ, Санкт-Петербург
    План не удался (о несбывшихся планах И.Н. Крамского и А.П. Боголюбова по созыву съезда художников в 1882 г.)

    Светлана Усачева
    ГТГ, НИИ ори и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва
    Боголюбов А. П. и Товарищество передвижников

    Приклонская Вероника
    Государственный художественный музей Радищева в Саратове
    Кадры с картин. К истории Альбома рисунков из Иллюстрированного каталога 12-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок из собрания Государственного художественного музея им. Радищева в Саратове

    Ступина Ангелина
    Государственный художественный музей им. Радищева в СаратовеВыставки передвижников в Саратове в конце 19-начале 20 века

    20 мая, четверг (доступен синхронный перевод)
    10.00 – 13.00 Утреннее заседание
    Розалинда Полли Блейксли
    Кембриджский университет , Великобритания
    Эмили Шанкс, пионер-передвижник

    Людмила Питерс-Хофманн
    Университет Якобса в Бремене, Германия
    Дом там, где (он) искусство: передвижники и их национальная идентичность за рубежом

    Давыдова Ольга
    Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва
    Пассивные гении романтизма, или Реалисты в поисках субъективности

    Познанская Анна
    Государственный музей изобразительных искусств им. гуманитарных наук, Москва
    От пленэризма к символизму: трансформация христианских образов в русском и европейском изобразительном искусстве конца XIX века

    Изабель Стокгольм Романова
    Кембриджский университет, Великобритания
    Перевешивание произведений передвижников: наследие передвижников в ГТГ, 1913-1917

    Никита Ерофеев
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
    Передвижники и опыт марксистских выставок в ГТГ

    13.00 – 14.00. Перерыв

    14.00 – 18.00. Вечерняя сессия
    Галина Мардилович Независимый исследователь, США
    Французское происхождение, русская адаптация: Общество русских офортистов и ранние независимые художественные организации в России

    Стивен Майкл Норрис Университет Майами, США 
    Обновление прошлого: Виктор Васцов и русская историческая живопись 1880-х годов

    Молли Брансон
    Йельский университет, США
    Передвижники и изображение современной промышленности

    Эллисон Ли
    Университет Луизианы в Лафайете, США
    Мужественность и партнерство: Артель художников, передвижники и братские ценности с 1863 по 1885 год

    Маргарет Саму
    Школа дизайна Парсонс, Новая школа, США
    Обнаженная женщина в творчестве Григория Мясоедова и Василия Перова

    Елена Гуреева
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
    Объединение художественных выставок и развития железнодорожного транспорта в Российской империи «Передвижники»

    Галина Чурак
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
    Передвижники. Пятьдесят лет назад (О проекте 1971–1972 гг. К 100-летию создания Товарищества передвижных художественных выставок)

    21 мая, пятница
    10.00 – 13.00. Утренняя сессия
    Мария Чукчеева
    Европейский университет в Санкт-Петербурге; СТУПЕНИ РАНХиГС, Москва
    Екатерина II на могиле императрицы Елизаветы Петровны работы Н.Н. Ге и русский XVIII век в историческом жанре Произведения первой половины 1870-х годов

    Никита Балагуров
    Хельсинкский университет, Финляндия
    От императорского приказа до сталинского тоста. Александр III принимает уездных старост во дворе Петровского дворца в Москве Илья Репин

    Елена Нестерова
    Санкт-Петербургская академия художеств имени Репина, Санкт-Петербург
    Семья Маковских на выставках Товарищества передвижников

    Ирина Афанасьева
    Государственная Третьяковская галерея, НИУ ВШЭ, Москва Владимир Маковский и Товарищество Передвижные художественные выставки

    Ольга Атрошенко
    Государственная Третьяковская галерея, Москва От Товарищества передвижных художественных выставок к Союзу.