Как научиться соблюдать пропорции в рисунке: Пропорции в рисунке

Создание пропорций тела человека. Правила рисования пропорционального лица

Чтобы академический рисунок выглядел гармонично и реалистично, в нем все должно быть четко продуманным и соразмеренным. Поэтому правильное построение пропорций – это одна из основных задач, которую надо решить при создании рисунка. Эта работа не самая простая, но для создания красивых изображений просто необходима.

Зачем нужно строить пропорции?

Любой художник, независимо от стиля, в котором он собирается работать, должен овладеть академическим рисунком. Это своего рода фундамент всей живописи, необходимый как художникам, так и архитекторам, дизайнерам, скульпторам.

Изучение академического рисунка начинается с азов. Ученики сначала проходят геометрические фигуры, затем розетки и капитель. И только после этого переходят к изображению головы и тела человека. Осваивая портреты, они начинают с гипсовых голов, а затем переходят к рисованию с натуры. Если речь идет об изображении людей в полный рост, то тут процесс тоже проходит постепенно – скелет, мышцы, гипсовая фигура, обнаженная натура.

Художник очень часто сталкивается с тем, что изображаемый объект значительно больше, чем лист бумаги или, наоборот, меньше. В натуральную величину не всегда получится изобразить ни фигуру человека, ни маленькую бабочку. Чтобы передать изображение максимально точно, необходимо уменьшить или увеличить исходный объект, при этом правильно передавая соотношение его размеров.

Рисуете ли вы портрет, пейзаж или натюрморт – соблюдать пропорции необходимо. Умение делать это является одним из самых важных для любого художника.

Как правильно рисовать пропорциональное лицо?

Работа над портретом начинается с компоновки. Размер изображения должен быть гармоничным, не слишком большим и не слишком мелким, сопоставимым с размером листа бумаги.

Многие художники, когда впервые берутся за портрет, уделяют основное внимание отдельным чертам – глазам, носу, губам. И это ошибочное решение, ведь зачастую при этом они не видят общего – овала лица. А ведь рисунок начинается именно с него.

По форме голова человека напоминает яйцо, однако это аналогия весьма примерная, это надо учитывать, занимаясь рисованием.

Всем известно, что тело человека не полностью симметрично. Тем не менее, при создании портрета придерживаться симметрии необходимо. Поэтому преподаватели на курсах всегда учат начать работу над изображением с построения оси симметрии, которая поделит рисунок на правую и левую части.

Еще одну линию необходимо провести перпендикулярно оси симметрии. Она поделит изображение по горизонтали. Эти две прямые помогут правильно расположить глаза, нос, губы и брови. Поставьте по точке на середине левой и правой частей горизонтальной линии – там будут располагаться глаза. Нижнюю половину вертикальной линии нужно поделить на пять одинаковых частей. Вторая сверху точка – это кончик носа, а третья – складка между губами.

Верхняя часть делится на четыре одинаковых отрезка. Между второй и третьей точкой снизу, как правило, находится линия роста волос. Уши нужно рисовать примерно между верхним веком и кончиком носа, при этом имейте в виду, что если взгляд модели направлен вверх или вниз, расположение уха изменится.

Если на вашем портрете будет изображен человек в профиль, пропорции не поменяются, только ракурс и компоновка на листе бумаги. Форма головы все также будет напоминать яйцо, но его острый кончик будет направлен в сторону. Вам необходимо нарисовать те же центральные линии, однако теперь они будут делить голову на лицо и череп (переднюю и заднюю части).

Ухо на портрете в профиль расположено за центральной горизонтальной линией. Черты сохраняют свое положение как на изображении в анфас. Переносица находится аккурат на центральной линии, иногда чуть выше.

Во время рисования портрета нужно иметь в виду, что у каждого свои особенности внешности – длина и толщина носа, размер, разрез, посадка глаз и так далее. Чтобы добиться портретного сходства, нужно точно уловить и передать эту специфику. Для этого вам понадобится много практики, мастерство улавливать пропорции и мелкие детали придет со временем.

Рисуем пропорциональное тело

Художники-новички, как правило, сначала работают с фигурами среднего размера, потому что на этом примере проще понять, как строить пропорцию человеческого тела. На первом этапе обучения необходимо освоить скелет, потом перейти к мышцам, а уже после этого браться за изображение человека

Чаще всего в качестве единицы измерения используют высоту головы. В среднем длина тела – это семь голов, но шесть или восемь тоже считается нормой. Кроме того, туловище вместе с шеей – это три головы, столько же – верхние конечности, а нижние – три с половиной.

У детей голова занимает большую часть всего тела. У новорожденного она вообще составляет примерно четверть всей высоты. Однако с возрастом у ребенка ноги становятся все длиннее, поэтому со временем голова пропорционально уменьшается.

Когда человек стареет, его тело претерпевает определенные изменения. Тело сгибается, плечи становятся более круглыми, позвоночник и шея как бы толкают голову вперед. Кожа утончается, из-за чего вены могут стать более видными. Локти и запястья кажутся крупнее.

Работа над фигурой начинается с проведения вертикальной прямой линии, длина которой соответствует его росту. Если разделить ее пополам, то в середине окажется лобковая кость. Верхнюю и нижнюю часть делим еще пополам и определяем положение сосков и коленных чашечек. Голова составляет половину самого верхнего отрезка. На середине линии от груди до лобковой кости располагается пупок. Кисть руки нужно рисовать от уровня той линии, которая делит рост пополам.

Рисование пропорциональных фигур

Работаете вы с моделью или предметом, начинать всегда стоит с наброска. Установите место изображаемого объекта на листе бумаги и определите его примерный размер.

Если вы рисуете портрет в полный рост, то можно сначала построить пропорциональный скелет, а уже потом «надевать» на каркас тело, прорисовывать рельеф мышц.

Делать пропорциональные изображения людей, архитектуры или предметов непросто, и вряд ли у кого-то получится правильно сделать это с первого раза. Для этого необходима долгая и упорная тренировка. Их рисованию учат на любых художественных курсах, потому что без этого знания освоить рисунок невозможно.

Абитуриентам художественных вузов на вступительном экзамене необходимо рисовать гипсовые головы, а это значит, что умение рисовать пропорциональный портрет им просто необходимо.

В школе-студии «Мастер рисунка» К.Э. Арутюновой пропорциям также уделяют много внимания, они входят в обязательную программу академического курса. Запишитесь на занятия по телефону или через форму на сайте.

Похожие записи

§5 Пропорции. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

§5 Пропорции

Мы признаем определенные пропорциональные отношения в построении фигуры человека, его окружения, архитектуры, как нечто должное. Эмоциональное начало художественного творчества проверяется точной наукой. Выдающиеся мастера былых эпох постоянно стремились проверить алгеброй гармонию, впрочем, математика античности, средневековья и Возрождения была лишена сухости и абстрактности.

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.


Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

75. Измерение высоты (а) и ширины (б)

Проверять пропорции можно с помощью обычного карандаша или кисточки, при этом держать их следует на вытянутой руке.

76. Определение пропорций

Для удобства определения пропорций методом визирования можно прищурить один глаз. С помощью длины карандаша уточняют также степень наклона всей формы.

Пропорция – это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы. В основе определения пропорций лежит метод сравнения. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

Рисуя, нужно помнить, что мы изображаем предметы несколько меньшими их натуральной величины, поэтому необходимо придерживаться единого масштаба для определения пропорций всех объектов изображения, составляющих композицию. Таким образом, выдержать пропорции в рисунке – значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах выбранного формата листа.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.

77. Композиция пропорций человека в Древнем Египте

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 1/4 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 1/4 части приходились на изображение традиционного головного убора (ил. 77), Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи (ил. 34а).

На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций.

Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец. Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

78. ПОЛИКЛЕТ. Дорифор

Поликлет создал новые членения пропорций человеческой фигуры, однако точных сведений о том, что именно было выбрано за единицу меры – величина ладони, ступни или высота головы,- не сохранилось.

79. С. БОТТИЧЕЛЛИ. Канон пропорций

80. МИКЕЛАНДЖЕЛО. Пропорции фигуры человека

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Примерами использования золотого сечения может быть античная голова Афродиты и любое из произведений художника Рафаэля. В поисках гармонии художники интуитивно всегда следовали этому принципу и в той или иной мере приближались к идеальным соотношениям, но теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Jle Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» – систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.

Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин (ил. 83). Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю – линией волос, а нижнюю – основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.


81. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. «Квадрат древних»

82. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. Модулор

Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций.

Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре.

Переходя к эмоциональной характеристике портретируемого, полезно изучить схемы лица при различных психологических состояниях на ил. 84.

83. Пропорции головы

84. Схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю): 1 – спокойствие, 2 – печаль, 3 – радость, 4 – боль, 5 – смех, 6 – плач, 7 – презрение, 8 – внимание, 9 – размышление

Посмотрите, как с помощью самых простых средств, всего лишь опуская или приподнимая уголки губ, брови или веки, можно передать печаль, радость, боль, смех, презрение, внимание и т. д. (ил. 84-85).

85. Лица в различном эмоциональном состоянии

Как рисовать пропорции — Моника Загробельна

Пропорции, пожалуй, самый важный элемент реалистичного рисунка. Независимо от того, сколько времени вы потратите на свою работу, если вы испортите пропорции, она все равно будет выглядеть хуже, чем простой, но пропорциональный набросок.

В этом уроке я покажу вам, почему рисовать правильные пропорции так сложно, и как смотреть на ваши референсы, чтобы копировать пропорции без трассировки.

Что такое пропорции?

Пропорции говорят о том, насколько велик какой-либо объект по отношению к другому объекту. Например, когда вы смотрите на изображение ниже, вы можете сказать, что A в два раза длиннее, чем B. Эта пропорция не зависит от фактической длины этих линий.

Наш мозг использует пропорции, чтобы превратить всю сцену в узор, который можно сравнить с чем-то другим. Наши глаза быстро сканируют сцену, «измеряя» соотношение между всеми линиями, которые он может найти. Например, глядя на изображение ниже, вы можете увидеть относительные длины сторон этих прямоугольников…

… а также все воображаемые линии, показывающие расстояние между ними.

Но подождите, это еще не все! Ваш мозг воспринимает границы изображения как часть сцены, поэтому расстояние между прямоугольниками и границами также должно быть измерено:

Столько линий, а это всего лишь простая сцена с двумя прямоугольниками! В простом рисунке, подобном приведенному ниже, их даже больше, а как насчет более сложных иллюстраций? Это безумие!

Как видеть пропорции

Наш мозг автоматически определяет пропорции. Вам не нужно думать об этом — вы просто смотрите на изображение ниже, и вы знаете, что C имеет те же пропорции, что и фигура сверху. Если бы вас спросили, вы могли бы объяснить, как вы это узнали, но правда в том, что вы на самом деле ничего не делали, вы просто знали это с первого взгляда. Они просто выглядел похожим на тебя.

Итак, наш мозг довольно хорошо определяет, выглядит ли рисунок точным. Проблема в том, что сначала вам нужно иметь рисунок, на который можно было бы посмотреть, но как правильно нарисовать его в первую очередь?? Это все равно что сказать, разрезали ли торт на пять совершенно равных частей, и при этом не иметь возможности разрезать торт таким образом.

Ответ: вам нужно угадать. Это как игра в горячее и холодное: вы что-то рисуете, и ваш мозг сообщает вам, приближаетесь вы к цели или отдаляете ее. Если вы легко нарисуете свои первые попытки, вы сможете заменить их правильными в конце.

Если вы подчеркнете последние строки, вы сможете отвлечь внимание от предыдущих попыток, даже если они не стираются

Но… наверное, так вы это делали до сих пор, и вы знаете, как трудно угадать правильно , даже после многих попыток. Решение заключается в том, что вы не должны пытаться скопировать всю сцену сразу, а лучше искать правильные пропорции, которые легко рисовать.

Вот пример. Если вы хотите нарисовать квадрат, вам просто нужно провести линию и нацелиться на другую линию такой же длины. Даже если вы не догадаетесь с первой попытки, вы будете точно знать, что сделали не так, поэтому это будет легко исправить. Квадраты просты, потому что вы в основном копируете уже нарисованную линию 1:1.

Эта фигура сложнее квадрата, но ее все же очень легко нарисовать. Почему? Потому что состоит из трех блоков одинаковой ширины. Итак, вам нужно всего лишь нарисовать прямоугольник, сократить его ширину на треть (легко угадать с пары попыток), и вы — золото!

Точно так же вы можете легко скопировать легко узнаваемые углы, например 90°, 45° и 30°.

Итак, если вы сможете найти какой-либо способ увидеть эти правильные пропорции в вашей сцене, нарисовать их будет так же просто, как нарисовать любую линию и отметить ее середину, или нарисовать две перпендикулярные линии, или разделить линию на трети.

Как только вы разделите сложную фигуру на более простые, заметить пропорции и скопировать их станет намного проще

Но иногда этих правильных пропорций нет нигде. Например, одна линия может быть немного длиннее половины другой линии, или угол может быть почти 30°. Что тогда? Ну, тогда… рисуем именно так! Если он немного длиннее, нарисуйте его немного длиннее и посмотрите, правильно ли вы поняли «немного». Это все еще догадки, но, по крайней мере, вы знаете, с чего начать!

А как же кривые? Они могут быть довольно нерегулярными, и без них сложно что-то нарисовать. В этом случае можно использовать две хитрости: во-первых, попытаться превратить кривую в полилинию, «выпрямив» ее, не теряя направления.

Затем вы можете вернуть кривую, просто согнув линии.

Второй трюк быстрее, но требует некоторого опыта. Представьте, что вам сказали нарисовать фигуру А… но в самом начале вам дали линии Б. Таким образом, вам нужно только скопировать небольшую кривую, которая будет соответствовать этим линиям. Вы можете это сделать?

Если да, то этот метод для вас! Вам просто нужно представить небольшой блок с кривой в качестве одной из его сторон, и нарисовать его целиком.

И последний трюк: помните, что не имеет значения, рисуете ли вы внутреннюю часть или внешнюю часть фигуры. Иногда негативное пространство содержит много совершенно правильных форм, которые вы можете использовать в своих интересах.

Как рисовать пропорции, метод 1

Начнем с простого искусственного предмета, например чашки. Видите ли вы здесь какую-либо правильную форму? Сначала я заметил верхний эллипс. Давайте нарисуем это! Вам не нужно измерять эллипс; просто попробуйте как-нибудь описать его форму и следуйте этому описанию. Для меня эллипс не является ни коротким и круглым (А), ни длинным и плоским (В), а чем-то средним. Размышление о крайностях, которых я хочу избежать, помогает мне стремиться к правильной форме.

Имейте в виду, что вам не обязательно получать правильную форму с первой попытки. Слегка набросайте его, оцените его точность, а затем сделайте его короче/длиннее/круглее/площе, если необходимо. Думайте об этом как о лепке из глины: вы берете немного, а затем добавляете или удаляете часть, чтобы получить форму, которую вы задумали.

Прямо под эллипсом две прямые линии, слегка наклоненные внутрь. Кажется, что они очень похожи по длине на малую ось нашего эллипса, и, поскольку у нас уже есть эта длина на нашем рисунке, мы можем легко ее скопировать!

Затем я замечаю круг, покрывающий большую часть формы чашки. Его центр, кажется, лежит немного выше, чем кончики предыдущих линий. Я провел этот горизонтальный диаметр, чтобы найти центр на своем рисунке, и этого было достаточно, чтобы нарисовать полукруг такого же размера.

На дне чашки есть четкий эллипс. Его стороны, кажется, простираются немного дальше, чем половина радиуса круга. Это должно быть достаточно легко скопировать!

Но как найти центр этого эллипса? Мы могли бы провести некоторые измерения, но я хочу показать вам другую технику. Видите контур зеленой фигуры, показанной ниже? На вашем рисунке у вас уже есть три стороны этой фигуры. Можете ли вы угадать, куда положить последний, чтобы сделать его полным?

Эта техника хороша тем, что заставляет вас видеть пропорцию в целом и работает даже там, где измерение было бы проблематичным.

Когда у вас есть эта линия, рисовать нижнюю половину эллипса должно быть легко.

Теперь время для тонкой кривой между дном и остальной частью чашки. Попробуйте найти его ритм и скопируйте его.

Под чашкой довольно очевидный эллипс. Его центр имеет очень четкое расположение, а как насчет его длины?

Если вы соедините верхний эллипс с нижним эллипсом, вы увидите треугольную форму. Вы можете скопировать его углы или просто попытаться воссоздать ту же форму на своем рисунке.

Малую ось этого эллипса также можно легко найти, используя соотношение 1:1. Просто обратите внимание на форму эллипса — из-за перспективы нижняя часть (спереди) более округлая, чем верхняя (задняя). Всегда следите за такими деталями — не все так, как кажется!

Ручка может показаться очень сложной, но если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что ее сторона находится на одной линии с стороной блюдца, и что обе точки, где ручка сливается с чашкой, могут быть легко обнаружены.

Кривую также можно скопировать, разделив ее на более мелкие и удобные части.

Теперь просто найдите другие элементы, которые еще не были скопированы. С таким количеством направляющих линий их копирование должно быть проще простого.

Чтобы закончить рисунок, подчеркните основные линии, чтобы отвлечь внимание от направляющих.

Как рисовать пропорции, метод 2

Но рукотворные объекты обычно имеют правильную форму, в отличие от природы. А если вы хотите нарисовать, скажем, тигра? Конечно, вы можете уменьшить его тело до набора прямоугольников и эллипсов, но их будет так много!

Для рисования природных объектов/животных я рекомендую другой метод. Это не так точно, но природа допускает много вариаций, так что вам не о чем беспокоиться.

Сначала найдите самую большую часть тела, которую можно обвести прямоугольником. Скопируйте этот прямоугольник.

Теперь визуально вырежьте часть тела из прямоугольника. Какие формы у вас остались? Скопируйте их! Они маленькие, и у вас уже есть две их стороны, так что это не должно быть так сложно, как нарисовать внутренний контур целиком.

Вы нарисовали туловище, парящее в воздухе, теперь нужно найти расстояние до земли. Кажется, что его длина почти равна ширине туловища. Кроме того, земля слегка наклонена. Вы можете «измерить» этот наклон, сравнив его угол с воображаемой горизонтальной линией.

Всю переднюю четвертину также можно обвести прямоугольником. Скопируйте этот прямоугольник, а затем вырежьте из него зеленые части. Обратите внимание на маленький фиолетовый треугольник на обратной стороне — следите за его пропорциями, чтобы получить правильную длину прямоугольника.

Между передними и задними конечностями есть интересная форма. Он не совсем правильный, но у вас уже нарисованы три его стороны, так что вам нужно скопировать только одну кривую. Используйте фиолетовый треугольник для дополнительной помощи.

Есть также форма, созданная другой задней ногой и передними ногами. Рисовать будет легко, если вы обратите внимание как на зеленые, так и на красные фигуры.

Пространство между задними лапами немного сложное, поэтому его можно разделить на две части горизонтальной линией чуть больше половины расстояния до земли.

Задняя часть другой задней ноги может быть упрощена до двух форм, например:

Пришло время шеи. Пропорцию головы к телу угадать труднее всего, но если вы продолжите использовать этот метод так же, как и в предыдущих шагах, вам не должно быть сложнее.

Добавьте круглую переднюю часть головы.

Добавьте морду, обведя всю голову прямыми углами. Это может показаться сложным, но когда на вашем рисунке уже так много направляющих линий, у вас должна быть прочная опора, на которой можно стоять.

После того, как вы настроите все части тела, вы можете добавить детали.

Упражнения

Но даже знаний обо всех этих хитростях может оказаться недостаточно, если у вас нет опыта копирования простых фигур. Вот почему я создал для вас таблицу упражнений. Откройте его в SketchBook или Photoshop. Посмотрите на первую фигуру, затем скройте слой ШАБЛОН и попробуйте нарисовать фигуру, которую вы помните, на слое НАРИСУЙТЕ ЗДЕСЬ. Затем снова покажите ШАБЛОН, посмотрите, где вы ошиблись, скройте его и повторите попытку.

Вы можете смотреть на ШАБЛОН столько, сколько хотите, и показывать его столько раз, сколько хотите, но вам следует скрывать его каждый раз, когда вы готовы рисовать. Когда вам удастся скопировать фигуру 1:1, перейдите к другой.

Упражнение на пропорции

Если это упражнение все еще слишком сложно для вас или вы хотите попрактиковаться с чем-то другим, вы также можете попробовать упражнения из моей серии «Как рисовать из воображения».

One Last Thing

Вы можете заметить, что эти техники приводят к большому количеству направляющих линий, но большинство художников обходятся без них. Это потому, что когда у вас есть опыт, вы можете видеть эти направляющие линии в своей голове, не рисуя их. Но не пытайтесь перейти к этому этапу, пока не будете готовы. Научитесь видеть направляющие линии, рисуя их, и со временем вы начнете их пропускать, даже не принимая этого решения сознательно.

Drawing 101 Series

Этих руководств пока немного, но серия растет:

  • Drawing 101: Как рисовать форму и объем

Урок 4: Как рисовать с точными пропорциями

9000 2 Пропорция просто относится к отношениям размеров между объектами. Если вы хотите нарисовать предмет или сцену с точными пропорциями, вы должны использовать правильные методы и со временем тренировать свое зрение.

При рисовании большую часть времени я трачу на измерения, сравнения, повторные измерения и повторные сравнения. Чем больше времени вы потратите, пытаясь улучшить точность своего рисунка, тем лучше вы будете «видеть».

Как рисовать с правильными пропорциями

Я собираюсь познакомить вас с несколькими методами , чтобы измерить и проверить вашу точность. Когда вы рисуете, лучше всего использовать как можно больше методов измерения. Вы можете использовать эти методы в любом порядке, где считаете нужным.

Мне нравится измерять объект до, во время, а иногда даже после того, как я закончу свои портреты.

Измерение до , которое я рисую, помогает мне понять, что я вижу, и ознакомиться с предметом. Это очень помогает при рисовании портретов людей, которых я никогда раньше не видел.

Измерение после того, как я рисую, — это способ провести окончательную проверку, чтобы найти ошибки, которые я мог пропустить, и способ обрести уверенность в готовом продукте. Вы никогда не должны оставлять измерения до самого конца!

Важно: если вы будете следовать инструкциям, вам нужно будет использовать очень легкое давление, чтобы вы могли легко стереть любые сделанные вами ошибки.

Навигация

1. Измерьте карандашом
2. Проверьте отношения между объектами на вертикальной и горизонтальной осях
3. Проверьте углы
4. Обратите внимание на отрицательное пространство

#1: Измерьте карандашом

Чтобы нарисовать что-то точное в относительном размере , вы можете использовать карандаш и большой палец в качестве измерительного инструмента для измерения взаимосвязей между частями тела или объектами в сцене. Вот как это сделать:

Поддержание точности во всех измерениях

Прежде чем выполнять какие-либо измерения, важно понять, как поддерживать точность на протяжении всего процесса измерения.

Поднимите карандаш прямо перед глазами, не сгибая локтя. Если вы согните локоть, будет очень сложно выдерживать последовательные измерения. Это может привести к дополнительным ошибкам. Поскольку ваша рука вращается от плеча, а не от глаза, ваши измерения не будут точными на протяжении всего процесса. Чтобы избежать этого, опустите глаз как можно ближе к плечу, чтобы получить наиболее точные измерения от начала до конца.

Если вы рисуете по эталонному изображению, вам не нужно беспокоиться о том, чтобы согнуть локоть или наклонить голову, потому что вы можете измерять непосредственно по эталонной фотографии.

Если вам неудобно измерять карандашом, вы можете использовать инструмент для рисования пропорций.

Измерьте длину и ширину вашего объекта

Длина

Кончиком карандаша и кончиком большого пальца измерьте высоту головы вашего объекта. Чтобы узнать его рост, медленно двигайте рукой вниз, считая, какой рост у вашего объекта в головных уборах. Для этого примера мой предмет равен 8 головам. Эти единицы являются относительными, поэтому вы можете нарисовать объект намного больше или меньше по сравнению с исходным размером эталонного изображения.

Допустим, я уже нарисовал голову, а потом решил, что могу нарисовать и остальные части тела. Поскольку я знаю, что рост человека составляет 8 голов, все, что мне нужно сделать, это измерить голову на моем рисунке и умножить ее на 8, чтобы узнать, где мне нужно нарисовать его ноги.

Ширина

То же самое можно сделать и для ширины. Просто измерьте длину головы, а затем поверните карандаш горизонтально. Вы можете вычислить ширину головы, а также плеч, талии и т. д. 
Примечание: Иногда связь между двумя частями тела не будет единым целым. В этом случае вам нужно будет искать другие отношения или сделать все возможное, чтобы увидеть эту часть эскиза.

 

Как перенести эту информацию в альбом для рисования

Какова максимальная длина вашего рисунка? Как только вы определились, сделайте галочки вверху и внизу скетчбука. Это поможет, если вы проведете вертикальную линию по всей странице, чтобы идеально выровнять галочки.

Поскольку мы знаем, что рост человека равен 8 головам, мы можем уверенно разделить пространство на 8 равных частей по вертикали. Дважды проверьте, чтобы все пробелы были четными. Для этого можно использовать линейку. Теперь, когда у меня есть галочки, я знаю точную высоту и ширину, чтобы нарисовать голову.

Измерение и сравнение других частей тела

Вы можете использовать эту технику для измерения всех других частей тела, чтобы получить хорошее представление о соотношении размеров между ними. Это очень полезно, когда вы рисуете несколько человек в одной сцене. Как узнать, какого роста или ширины нужно нарисовать одного человека по сравнению с другим? Насколько большой вы рисуете голову ребенка по сравнению с ее родителями?

Пример:

  • Ягодица равна 2 головным частям.
  • Правый ботинок немного меньше по общей ширине, чем левый ботинок.
  • И т. д.…

 

Если в сцене есть еще один человек, вы можете сравнить два тела друг с другом, чтобы знать, насколько широким должен быть второй человек или насколько велика его голова по сравнению с человеком №1.

#2: Проверка взаимосвязей между объектами на вертикальной и горизонтальной осях

Правильно подобрать размер — это здорово, но также важно знать, где все выровнять. Допустим, вы уже забежали вперед и сделали грубый набросок. Вы правильно определили длину и ширину каждой части тела, но что-то кажется не совсем правильным.

В приведенных ниже примерах я использую вертикальные и горизонтальные линии, чтобы узнать, где выровнены определенные части тела.

Если вы посмотрите на первый ряд изображений, вы обнаружите, что следующие утверждения верны:

Изображение 1: Правое плечо и правая ягодица идеально выровнены по вертикальной оси.
Изображение 2: Середина головы находится на одной линии с внутренней стороной правой стопы.
Изображение 3. Низ левого ботинка доходит до середины правого ботинка.
Изображение 4: Левый локоть ниже правого локтя.

Если вы сравните верхнюю строку с нижней, вы заметите, что 3 из этих наблюдений НЕ соответствуют эскизу. Теперь я знаю, что не так с моим эскизом и что мне нужно исправить.

Инструменты, которые вы можете использовать

Чтобы получить точные вертикальные/горизонтальные измерения вашего объекта, вы можете использовать следующие инструменты:

  • Карманный уровень
  • Груз на конце веревки, также известный как отвес + леска (работает только для вертикальных измерений)
  • Ваш карандаш: поднесите карандаш к глазу и совместите его с прямым горизонтальным или вертикальным краем, зафиксируйте этот угол на месте, а затем верните руку к объекту. Вы можете сослаться на прямой край, например, на плоскую линию горизонта или на совершенно прямой затылок, если находитесь снаружи. Если вы находитесь в помещении, вы можете ссылаться на край пола или сторону стены. Убедитесь, что ваши вертикальные/горизонтальные ориентиры не меняются!

Если вы рисуете по образцу фотографии, вы можете просто использовать линейку или карандаш. Прижмите линейку к фотографии и выровняйте ее по краям бумаги. Для сверхточных измерений вы можете попробовать чертежную доску со встроенной прозрачной линейкой.

Если вы рисуете по цифровому эталону, вы можете использовать программное обеспечение для редактирования изображений, чтобы рисовать линии прямо на фотографии.

#3: Проверка углов

Углы особенно трудно увидеть на глаз. Для решения этой дилеммы я использую технику скольжения. Что вам нужно сделать, так это держать руку между глазом и объектом, не сгибая локоть, а затем наклонять карандаш под углом, пока край карандаша не совпадет с углом, который вы проверяете. Затем осторожно проведите рукой перед рисунком, удерживая карандаш как можно неподвижнее.

Важно: Альбом для рисования должен находиться в достаточно вертикальном положении, стоять на чем-то устойчивом, например, на мольберте, и располагаться достаточно близко к объекту для получения точных результатов. Как новичок, вы хотите свести к минимуму время в пути, пока вы перемещаете руку от объекта к блокноту.

Если вы потеряли хватку и потеряли угол, не волнуйтесь. В любом случае нарисуйте его, сделав максимально возможное предположение, затем проверьте свою линию, повторяя описанный выше процесс, пока не получите правильный угол.

Вы можете использовать ту же технику скольжения, чтобы измерить взаимосвязь между несколькими частями тела. Например: угол от нижней части лапки чайки до кончиков хвостовых перьев.

Без сомнения, это утомительный процесс. Чем больше вы это делаете, тем быстрее вы становитесь. Со временем вы настроите свои глаза на более точное рисование, что позволит вам делать все это с первого взгляда.

#4: Соблюдайте негативное пространство

Если вам легче рисовать геометрические фигуры, такие как квадраты, треугольники или круги, чем для
чтобы рисовать детализированные предметы, такие как люди и животные, вот полезная техника , которую вы можете добавить в свой процесс рисования.

Посмотрите на негативное пространство вокруг вашего объекта странной формы, чтобы найти знакомые формы, такие как треугольники или круги, которые легко распознаются вашим мозгом. Переключение вашего внимания с предмета на пространство вокруг него изменит то, как вы видите, возможно, упростит его, что позволит вам лучше понять вещи.

 

Важно помнить

#1: Не нажимайте слишком сильно
Делайте линии легкими. Убедитесь, что все находится в правильном месте, прежде чем вы начнете добавлять детали и затенение.

#2: Всегда трижды проверяйте и перепроверяйте
Одного или двухкратного измерения недостаточно. Маленькие ошибки, которые вы совершаете в начале, могут привести к большим ошибкам в конце. Поэтому убедитесь, что вы проявляете должную осмотрительность. Мне нравится измерять объект до, во время и даже после того, как я закончу рисунок.

#3: Тратьте МНОГО времени на измерения, чтобы получить наилучшие результаты
Чем больше времени вы потратите, тем точнее будет ваш рисунок.