История есенина: где учились Пушкин, Есенин, Чехов, Стравинский, Розанов и другие.

где учились Пушкин, Есенин, Чехов, Стравинский, Розанов и другие.

Публикации раздела Музеи

Здесь писали первые стихотворения Александр Пушкин и Сергей Есенин, учились представители прославленных художественных династий. Отправляемся на экскурсию в школы, получившие известность благодаря своим талантливым выпускникам.

Царскосельский лицей — учебное заведение для дворянских детей — был открыт в 1811 году. В тот же год сюда поступил Александр Пушкин. В стенах лицея Пушкин написал около 120 стихотворений, среди них — «К другу-стихотворцу», «Пирующие студенты», «Воспоминания в Царском Селе». С поэтом учились будущий министр иностранных дел Александр Горчаков, поэт и издатель Антон Дельвиг, декабристы Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.

Сегодня в Царскосельском лицее открыт мемориальный музей-лицей — один из шести объектов Всероссийского музея Александра Пушкина. В лицее воссоздана обстановка пушкинской эпохи. Гости могут побывать в большом зале и газетной комнате, в библиотеке и учебных классах, в спальнях воспитанников и квартире гувернера.


Многие выпускники Симбирской классической гимназии стали видными деятелями Российской империи и СССР. Здесь учились Владимир Ульянов-Ленин и коллекционер русской живописи Иван Цветков, философ Василий Розанов и министр-председатель Временного правительства Александр Керенский.

Музей «Симбирская классическая гимназия» встретил первых гостей в 1990 году. Его экспозиция рассказывает об истории образования в Российской империи. В гимназии хранятся старинные учебники, исторические и географические карты, единственные в России солнечные часы торгового дома Боргарда. В физическом кабинете выставлено около 100 подлинных приборов. На столах в актовом зале лежат экзаменационные листы за подписью директора гимназии Федора Керенского — отца будущего министра.


Таганрогская мужская классическая гимназия, основанная в 1806 году, была одним из старейших учебных заведений на Юге России. Помимо учебных классов, здесь были библиотека, музей, метеорологическая станция и ботанический сад. В гимназии учились художник-передвижник Константин Савицкий, композитор Самуил Майкапар и писатель Антон Чехов. Впечатления от гимназической юности встречаются на страницах его рассказов — «Репетитор», «Учитель словесности», «Человек в футляре».

Литературный музей Антона Чехова открылся здесь в 1935 году. Экспозицию несколько раз дополняли, воссоздавая обстановку гимназии конца XIX века. В музее хранятся книги из личной библиотеки Чехова, документы, фотографии и издания, переданные писателем в дар Таганрогской библиотеке. Сегодня музей входит в состав Таганрогского музея-заповедника.

Читайте также:

  • Чтобы детство не кончалось. Российские музеи игрушки
  • Музеи в необычных зданиях
  • В тени густых аллей. Усадьбы

Земская школа в селе Константиново была основана на деньги местного сельского общества в 1879 году. В ней учился отец Сергея Есенина, а в 1904 году сюда поступил и будущий поэт. Здание школы до наших дней не сохранилось, современный музей разместился в восстановленной постройке. Его экспозиция посвящена образованию в земских школах Рязанщины и «есенинскому» периоду в истории школы. Здесь хранится географическая карта 1895 года выпуска — «ровесница» поэта, свидетельство об окончании Сергеем Есениным земской школы, учебники и прописи начала ХХ века. Класс украшает одна из ранних фотографий Есенина, на которой юный поэт запечатлен с односельчанами.


Продолжил образование Сергей Есенин в школе города Спас-Клепики, где готовили учителей для школ грамоты. Здесь поэт начал заниматься, как он вспоминал, «осознанным творчеством». В школе Спас-Клепиков написаны стихотворения «Звезды», «Поет зима — аукает», «Выткался на озере алый свет зари» и другие.

В музее гости могут осмотреть квартиры учителей, в том числе Евгения Хитрова — он преподавал русскую словесность и был литературным наставником юного поэта. В одном из классов школы стоит парта Сергея Есенина, здесь хранятся его автографы, фотографии и любимые книги. В школьном общежитии также воссоздана обстановка начала ХХ века. Сергей Есенин и другие ученики из дальних сел жили здесь, уезжая домой только на каникулы.


Музей-школа Карла Мая

Частная мужская школа педагога Карла Мая была основана в 1856 году. Основными принципами учебного заведения были взаимное доверие и уважение учителей и их подопечных, взаимодействие с семьей и развитие личных способностей ученика. Особую атмосферу школы называли «майским духом». Здесь учились поколения Римских-Корсаковых, Рерихов, Бенуа. Более 30 выпускников стали действительными членами или членами-корреспондентами двух Академий — наук и художеств.

Музей школы был основан по инициативе одного из учеников — академика Дмитрия Лихачева. В день открытия, в 1995 году, экспозиция занимала всего несколько стендов. Однако коллекция росла: в ней появились фотографии, книги и личные вещи выпускников, старинный лабораторный шкаф и приборы из кабинетов физики и химии.


Музей при второй Санкт-Петербургской гимназии

Губернская гимназия — одно из старейших учебных заведений России. Она была основана по указу Александра I в 1805 году. Согласно первому уставу учебного заведения учителя должны были собирать и хранить сведения о гимназической жизни, до революции вышли три части «Исторической записки». Однако первый музей здесь открылся только в 1990 году. Его экспозиция посвящена двум векам истории гимназии и ее известным выпускникам — географу и путешественнику Николаю Миклухо-Маклаю, композитору Игорю Стравинскому, основателю Ленинградского театра юного зрителя Александру Брянцеву и другим деятелям науки и искусства. В музее хранятся документы, книги, фотографии и мемуары. В одном из классов восстановлена историческая обстановка со школьными принадлежностями гимназистов.


Теги:

Виртуальный турИнтересные фактыВыставкиПубликации раздела Музеи

Константиново, Переделкино, Мураново, Мелихово, Сростки.

Публикации раздела Литература

Многие писатели создавали свои самые известные произведения в родных деревнях и селах. Они описывали эти места в стихах и рассказах, романах и пьесах. Сейчас на родине Антона Чехова, Сергея Есенина, Василия Шукшина и других литераторов работают музеи, посвященные их жизни и творчеству. Портал «Культура.РФ» составил подборку литературных мест России.

Мураново

«Есть милая страна, есть угол на земле…» (Евгений Боратынский)

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева

В одном из стихотворений Евгений Боратынский описал пейзаж собственной деревни Мураново:

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых.
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встает гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… туда душа летит.

«Счастливый дом» был построен самим Боратынским. В его кабинете поэт подготовил свой последний сборник — «Сумерки».

Уже после смерти Боратынского, при новых хозяевах, в Муранове гостили Николай Гоголь, Сергей и Константин Аксаковы, Евдокия Ростопчина, Сергей Соболевский и Сергей Полторацкий.

В 1869 году усадьба перешла во владение Ивана Тютчева — младшего сына Федора Тютчева, и Мураново расцвело. Были построены храм Спаса Нерукотворного, флигель вдовы поэта, «Детский домик» и несколько хозяйственных зданий. Из Петербурга и Остуга, находившегося в то время в упадке, в Мураново свозились личные вещи Тютчева и его семьи: книги, автографы, портреты. Именно здесь был подготовлен к публикации посмертный сборник поэта. Родственными узами Тютчевы были связаны с теми же Аксаковыми и поэтом Сушковым, часть их письменного наследия также оказалась в имении. Сегодня здесь располагается Музей-усадьба имени Федора Тютчева, фонды которого насчитывают более 30 тысяч единиц хранения.

Мелихово

Родина «Чайки»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Надо сказать, и не только «Чайки». За годы, которые Антон Павлович Чехов прожил в усадьбе, построенной в деревне Мелихово, было написано более четырех десятков произведений, среди них — «Дядя Ваня», «Палата № 6» и «Человек в футляре». Именно здесь, в Мелихове, произошли события чеховского «города С» и уездных деревень, описанные в рассказах: с его обитателей автор срисовал многих своих героев.

«Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид. Курятник сделан по последним выводам науки. Колодезь с железным насосом. Вся усадьба загорожена от мира деревянною оградою на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами. Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом — пожаром; все же остальное не берет их».

В Мелихове Чехова знали не только как писателя. Для местных жителей он был врачом (бесплатно принимал пациентов, боролся с холерой) и строителем школ, здания которых сохранились до наших дней.

Сегодня Мелихово ассоциируется исключительно с музеем-усадьбой знаменитого писателя и драматурга. Восстановлен главный дом, амбулатория, и другие флигели и постройки, отреставрирован флигель «Чайка», где Антон Павлович работал над своей знаменитой пьесой. В 2006 году в Мелихове появился собственный театр «Чеховская студия», здесь ставятся спектакли с участием местных и приглашенных актеров. Главным театральным событием усадьбы является Международный фестиваль «Мелиховская весна».

Константиново

«Я снова здесь, в семье родной, / Мой край, задумчивый и нежный! / Кудрявый сумрак за горой / Рукою машет белоснежной» (Сергей Есенин)

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Государственный музей-заповедник С. А. Есенина

Село, расположенное в Рыбновском районе Рязанской области, неразрывно связано с именем Сергея Есенина. Высокий берег Оки, широкие луга и деревянные крестьянские дома — вот она, волшебная «страна березового ситца». И хотя Константиново Есенин покинул уже в возрасте 14 лет, поступив во второклассную учительскую школу в Спас-Клепиках, о селе говорят как о месте, в котором поэт провел детство и юность. Здесь же расположен и музей, посвященный ему.

Читайте также:

  • Усадьба Мелихово: как был устроен быт в семье Антона Чехова
  • История одного здания: усадьба Знаменское-Раёк
  • История одного здания: Дом творчества Переделкино

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

После поступления в учительскую школу, а затем и переезда в большие города Есенин бывал на своей малой родине лишь во время каникул и отпусков. Поэт проводил здесь несколько месяцев и рвался обратно: сначала в Москву, потом в Петербург. Однако именно константиновской помещице Лидии Ивановне Кашиной суждено было стать прототипом Анны Снегиной.

В литературе село увековечил не только Есенин, хотя и второй случай тоже тесно с ним связан: в предисловии к книге «Николины притчи» (1917) Алексей Ремизов отметит, что в работе над ней пользовался «рязанскими сказками с. Константиново, переданными… поэтом С.А. Есениным».

Сергей Есенин (во втором ряду справа) среди односельчан рядом с площадкой для игры в крокет. 1909

История села насчитывает четыре столетия, первые упоминания о нем относятся еще к 1619 году. Село, бывшее собственностью царской семьи, позже переходило от одного знатного дворянского рода к другому. Им владели Мышецкие, Нарышкины, Голицыны, Олсуфьевы. При Алексее Михайловиче Голицыне в 1779 году здесь был возведен каменный храм Казанской иконы Божией Матери — одна из главных достопримечательностей Константинова. Именно на фоне этого храма сделана единственная из известных нам фотографий Сергея Есенина в родном селе.

Переделкино

«У нас весною до зари / Костры на огороде, — / Языческие алтари / На пире плодородья» (Борис Пастернак)

Поселок писателей Переделкино

Поселок писателей Переделкино

Поселок писателей Переделкино

Целый цикл стихотворений Борис Пастернак посвятил дачному поселку (или писательскому городку) Переделкино; здесь же, в дачном доме, он закончил работу над знаменитым романом «Доктор Живаго».

Без преувеличения можно сказать, что Переделкино стало центром русской литературы XX века. Александр Серафимович и Леонид Леонов, Лев Каменев и Исаак Бабель, Илья Эренбург и Борис Пильняк, Всеволод Иванов и Лев Кассиль, Борис Пастернак и Константин Федин, Илья Ильф и Евгений Петров и многие-многие другие писатели и поэты жили здесь, снимали дачи или подолгу гостили у родственников и друзей.

«Принадлежит Переделкино в своей писательской части и будет все равно принадлежать, когда исчезнет физически (что не за горами, а точнее, за гибнущим лесом), истории, и не только истории литературы…»

Идея создать писательский городок принадлежала Максиму Горькому. По его совету правительство выделило участок земли неподалеку от реки Сетунь, на котором были построены 50 деревянных двухэтажных домов. Дачи здесь получали самые достойные, по мнению руководителей Литфонда СССР, писатели и поэты.

Сегодня некоторые из этих домов являются мемориальными музеями авторов. Многие из них закончили здесь свои дни, так что Переделкино знаменито не только своими постройками, но и кладбищем.

Сростки

«На родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови» (Василий Шукшин)

Село Сростки

Село Сростки

Село Сростки

На берегу реки Катунь, к юго-востоку от Бийска, примостилось село Сростки — родина писателя, актера и режиссера Василия Шукшина.

«…Я хочу быть правдивым перед собой до конца, поэтому повторяю: нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых в сущности отношений между людьми там.
Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу».

После смерти автора село стало местом паломничества для всех, кто хочет узнать об истоках творчества Шукшина. Именно здесь находится музей, посвященный писателю, который с 1999 года приобрел статус всероссийского мемориального музея-заповедника. Это значит, что не только здание, где хранятся экспонаты, но и многие улицы села должны сохраниться в их неизменном виде. В 2015 году в Сростках были найдены неизвестные ранее письма Василия Шукшина, считавшиеся давно утраченными.

Сегодня в селе, чарующем посетителей видами на Катунь и гору Пикет, проводится фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», которому в этом году исполняется 40 лет.

Путеводитель разрабатывается совместно с Общественной палатой РФ и фондом «Перспектива».

Теги:

жизнь писателейПубликации раздела Литература

Сергей Александрович Есенин | Русский поэт

Есенин Сергей Александрович

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
3 октября 1895 г.
Россия
Умер:
27 декабря 1925 г. (30 лет)
Санкт-Петербург
Россия
Известные работы:
«Радуница»
Механизм/стиль:
Имажинизм
Известные члены семьи:
супруга Айседора Дункан

Смотреть все по теме →

Есенин Сергей Александрович , Есенин также пишется Есенин , (род. 3 октября [21 сентября по старому стилю] 1895, г. Константиново, Рязанской губернии, Россия — умер 27 декабря 1925 г., г. Ленинград), самозваный «последний поэт деревянной России», чей двойственный образ — набожного и простого крестьянского певца и буйного и кощунственного эксгибициониста — отражает его трагическую неприспособленность к изменчивому миру революционной эпохи.

Сын крестьянской старообрядческой семьи, в 17 лет уехал из деревни в Москву, а затем в Петроград (впоследствии Ленинград, ныне Санкт-Петербург). В городах он познакомился с Александром Блоком, крестьянским поэтом Николаем Клюевым, революционной политикой. В 1916 г. он опубликовал свою первую книгу, характерно названную для религиозного праздника Радуница («Ритуал по умершим»). Он воспевает в церковно-книжных образах «деревянную Россию» его детства, мир, освященный святыми в написанных иконах, где аисты гнездятся в трубах, а небо над березами — ярко-синим платком.

Есенин приветствовал Революцию как социальную и духовную трансформацию, которая должна была привести к крестьянскому тысячелетию, которое он предвидел в своей следующей книге « Инония » (1918; «Другая земля»). Его розовое утопическое представление об Иноземье по-прежнему основывалось на простой идее — защите «деревянных вещей» от мерзкого мира железа, камня и стали (городская индустриализация). В 1920–21 годах он написал свою большую поэтическую драму « Пугачев, », прославляющую бунтаря XVIII века, возглавившего массовое крестьянское восстание в царствование Екатерины II. В 1919 он подписал литературный манифест группы русских поэтов под названием имажинисты ( см. Имажинизм). Вскоре он стал ведущим представителем школы. Он стал завсегдатаем литературных кафе Москвы, где давал поэтические вечера и много пил. Брак с Зинаидой Райх (впоследствии жена актера-режиссера Всеволода Мейерхольда) закончился разводом. В 1922 году он женился на американской танцовщице Айседоре Дункан и сопровождал ее на гастролях, во время которых в пьяных угарах громил апартаменты в лучших отелях Европы. Они посещали Соединенные Штаты, их ссоры и публичные сцены должным образом освещались в мировой прессе. После их разлуки Есенин вернулся в Россию. Некоторое время он писал заведомо циничные, чванливые кабацкие стихи, появившиеся в Исповедь хулигана (1921; «Исповедь хулигана») и Москва кабацкая (1924; «Москва кабацкая»). Его стих едва скрывал охватившее его чувство самоуничижения. Он снова женился на внучке Толстого, но продолжал сильно пить и принимать кокаин. В 1924 году он снова попытался вернуться домой, но застал деревенских крестьян, цитирующих советские лозунги, тогда как сам он не смог прочитать и пяти страниц Маркса. Терзаемый чувством вины за то, что ему не удалось выполнить мессианскую роль народного поэта, он старался идти в ногу с национальным течением. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925; «Пустынный и бледный лунный свет»), он дошел до того, что восхвалял камень и сталь как секрет грядущей силы России. Но в другом стихотворении «Обманул меня суровый Октябрь» прямо выразилось его отчуждение от большевистской России. Его последнее крупное произведение, поэма-исповедь «Черный человек», представляет собой безжалостное самобичевание за свои неудачи. В 1925 году он был ненадолго госпитализирован из-за нервного срыва. Вскоре после этого он повесился в ленинградской гостинице, написав свои последние строки собственной кровью.

Плодовитый и несколько неровный писатель, Есенин обладал настоящим песенным даром. Его острые короткие тексты полны ярких образов. Он был очень популярен как при жизни, так и после смерти. Не одобряемый коммунистическими критиками и партийными лидерами, опасавшимися изнурительного воздействия «есенинизма» на гражданскую самоотверженность молодежи, он долгое время был более или менее не в фаворе у официальных лиц. Выпуски его работ, которые стали доступны (1956–60), свидетельствовали о его неизменной популярности. Полное собрание его сочинений было опубликовано в 1966–68.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Есенин. Биография | Музей Сергея Есенина в Ташкенте

Музей Сергея Есенина в Ташкенте

Ру  | Уз | EN

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) — русский поэт

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — любимый поэт многих русских и зарубежных любителей поэзии, согласно опросу Российского института социальных и национальных проблем . Он признан первым среди писателей и поэтов XX века. «Сергей Есенин — это Пушкин ХХ века», — писала поэтесса Лариса Васильева.

Жизнь Сергея Есенина тесно связана с Рязанью и ее краем. Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в крестьянской семье в селе Константиново Рязанского уезда (ныне Рыбновский район) Рязанской губернии. Детство поэта прошло в Константиново, где «через зори и звезды» пролегал его путь в школу. В Константиново он посещал четырехлетнюю земскую школу. В 1909 году он окончил его с почетным аттестатом.

В том же году будущий поэт пошел учиться в местную общеобразовательную церковно-приходскую школу в Спас-Клепиках. Здесь Сергей Есенин обрел настоящего друга — оказавшего большое влияние на его духовное становление Гришу Панфилова, которого он называл «светом» своей жизни. Здесь будущий поэт создал первые стихи, в том числе поэму «Звезды», которая поразила учителя словесности Е. М. Хитрова, сказавшего, что она достойна публикации.

В 1912 году с дипломом учителя Сергей Есенин приехал в Рязань, где хотел издать рукописный сборник своих стихов «Больные думы», но рязанские издательства его не поддержали.

В том же году приехал в Москву. Он устроился помощником корректора в типографию Сытина. Он поступил в Московский народный университет имени Чанявского, посещал Суриковский литературно-музыкальный кружок. По словам Анны Изрядновой, с которой поэт познакомился в 1913 лет он «читал все свободное время, тратил зарплату на книги и журналы».

Первые публикации стихов Сергея Есенина вышли в 1914 году. Стихотворение «Береза» он подписывал псевдонимом Аристон, но позже подписывал свои стихи своим настоящим именем.

9 марта 1915 года Сергей Есенин познакомился с Александром Блоком. Это было началом его литературного пути. Блок дал ему рекомендательное письмо к Сергею Городецкому, которое способствовало его знакомству с поэтом Николаем Клюевым.

В 1916 году вышел первый сборник стихов «Радуница», в котором Сергей Есенин заявляет о себе сполна. Гой Ты, Россия, мой Милый; В хижине; Троица; Играй, играй, Тальяночка; На озере; «Вишня роняет снег» — эти и другие стихи вошли в книгу. В них отражены важнейшие черты есенинской лирики: искренняя любовь к России и родному Рязанскому краю, ощущение единения с мирозданием.

Поэма «Песнь о Евпатии Коловрате», посвященная подвигу рязанского воеводы, относится к раннему периоду его творчества. Работая над ней, Сергей Есенин обратился к памятнику древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем», широко использовал народные сказки, легенды и предания своей Родины.

В 1916 году Сергей Есенин был призван на военную службу, но в боевых действиях не участвовал — служил санитаром в Царском Селе. Вскоре после Февральской революции, которую он встретил «…сочувственно, но скорее стихийно, чем сознательно», он ушел из армии и отправился домой. В этот период он создал цикл стихотворений «Товарищ», «Поющий зов», «Отец» и «Октоих», формирующих образ революции.

Летом и осенью 1917, весной и летом 1918 лет он посетил родное село. Впечатления этого периода нашли отражение в поэме «Анна Снегина», поэмах «Иорданская голубка», «Сорокоуст» и других.

Летом 1917 года Сергей Есенин женился на Зинаиде Райх. В 1918 году вместе с женой переехал из Петрограда в Москву. Здесь он подготовил к печати сборники стихов «Голубь», «Преображение» и «Сельские часы», написал теоретический трактат «Ключи Марии».

В том же году Сергей Есенин вместе с поэтами Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым создал новую поэтическую школу — имажинизм. Но его союз с имажинистами, ставившими художественный образ на первое место в поэзии, продлился недолго. Сергей Есенин был далек от формалистических приемов имажинистов. Сутью его лирики была тема России. «Чувство Родины — главное в моем творчестве», — писал Сергей Есенин.

В 1921 году выехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. Во время поездки поэт завершил стихотворение Пугачева.

Осенью того же года Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан, приехавшей в Россию с гастролями. Они поженились весной 1922 года. Вскоре пара уехала за границу: поэт решил сопровождать жену в турне по Западной Европе и США. Они посетили Германию, Бельгию, Францию, Италию, Америку. Во время путешествия Сергей Есенин работал над поэмами «Земля негодяев» и «Чёрный человек». В 1922 г. в Берлине он издал первый том «Сборника стихов и стихов», включившего к тому времени значительную часть творчества поэта (второй том не был издан). Вскоре после возвращения в Советский Союз в 1923 году супруги расстались.

Во время заграничной поездки Есенина в родном селе Константиново сгорел дом его отца. Поэт пытался его восстановить. Он обратился к рязанским властям с предложением организовать вечер своей поэзии с отдачей гонорара родителям.

В 1924-1925 годах Сергей Есенин снова приехал в родную деревню. Здесь он создал стихи «Возвращение на Родину»; Золотая роща; Низкий дом с голубыми ставнями; Кажется, что он установлен навсегда; Поэма о 36. Эти визиты вдохновили его на создание других произведений, таких как «Эта печаль не может быть скрыта сейчас»; Я не вернусь в дом Отца Моего; Я иду по долине, ковыль спит. Дорогая равнина; Играй, Тальянка, Громко, Играй, Тальянка, Смело.

Новые впечатления о возрождающейся после революционного потрясения и гражданской войны деревне отразились в стихотворениях «Советская Россия»; Россия уходит; Возвращение на Родину; Мой путь.

В сентябре 1924 года Сергей Есенин посетил республики Закавказья. В течение шести месяцев он написал «Балладу о двадцати шести», стихи «Письмо к женщине»; Мой путь; Капитан Земли; Россия уходит; Россия Бездомные; Цветы; Памяти Брюсова и начала работу над поэмой «Анна Снегина».

В последний год жизни Сергей Есенин составил трехтомное «Собрание стихов». Эти тома «с березками» вышли в свет в 1926 году. В них вошли все стихи в авторской редакции без цензуры.

Сергей Есенин «страдал семейным разладом, отсутствием своего уголка», — писала сестра поэта Александра Александровна. В 1925 году он познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей Толстой, а через несколько месяцев они поженились. Но спустя полгода поэт развелся с ней.

К середине 1925 года плодотворный творческий период Есенина сменился душевным кризисом. Поэт лечился в психоневрологическом диспансере, где продолжал работать. Здесь он написал стихи «Не смотри на меня с упреком»; Ты меня не любишь, ты не жалеешь; Может быть, поздно, может быть, слишком рано; Кто я? Что я? Только Претендент. Не закончив курс лечения, Сергей Есенин решил окончательно порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако он не мог обрести покой, потому что его неоднократно навещали старые друзья.

В сентябре 1925 года он в последний раз посетил Родину, бывшую смыслом его жизни и главным источником вдохновения.