Понимать рисунок: Как понимать рисунки детей — Православный журнал «Фома»

Содержание

Как понимать рисунки детей — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 15 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Родители с умилением смотрят, как малыш малюет на листе кисточкой, чиркает фломастером, выводит карандашом ручки-ножки-огуречик. Детские рисунки фотографируют, с гордостью вывешивают в блогах, а оригиналы складывают в папочку на долгую память. Между тем рисунок ребенка — это не только его первый шедевр. Это еще и возможная информация, маркер, указатель, по которому психиатры, психологи, педагоги могут сделать выводы о здоровье юного художника, о его психическом и эмоциональном состоянии, о благополучии его семьи. Как понимать рисунки детей? Несколько рекомендаций для родителей — в нашем материале.

Что почитать по теме и что иметь в виду?

Все написанное ниже — не домыслы и фантазии. Это обобщенное мнение современных детских психологов, основанное на многолетних исследованиях. Если вы хотите глубже вникнуть в тему, узнать подробности, которые не вместила эта статья, рекомендуем книги:

  • Алла Баркан «О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов»;
  • Джозеф Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»;
  • Марина Озерова «О детском рисовании».

И еще — об этом мы будем упоминать здесь не раз: предлагаемые в статье интерпретации рисунка не окончательные диагнозы, а лишь предположения об эмоциональном состоянии ребенка. Рисуночные тесты не могут заменить собой другие формы диагностики, а используются только как дополнение, поскольку вероятность погрешностей довольно велика. Изображение все же вторично, а первичны слова ребенка, как он сам объясняет то, что изобразил. И не нужно делать выводы, основываясь на одном-единственном рисунке: перед обращением к психологу, неврологу, психиатру понаблюдайте за ребенком в динамике, наберите статистику!

С какого возраста рисунки можно оценивать?

Принято считать, что до пяти лет детские рисунки малоинформативны. Малыш пока учится удерживать в пальцах карандаш и кисточку, экспериментирует с нажимом, учится координировать движения, знакомится с цветами. Если мы в этот период просто обеспечим ребенка всем необходимым — чем рисовать, на чем рисовать, временем, доброжелательной атмосферой, — этого будет достаточно. Разве что можно почаще подбадривать и хвалить юного творца и изредка подсказывать: «Смотри, а можно еще и так…» Напомним: речь идет о ребенке до пяти лет. Конечно, в каждом конкретном случае это может быть и чуть меньше пяти, и чуть больше.

Но вот примерно с пяти лет рисунки детей можно уже рассматривать предметно и целенаправленно. И больше не надо подсказывать, что рисовать.

Какой рисунок расскажет о ребенке больше?

Повторим и запомним: по одному рисунку никаких «диагнозов» не ставят. Вчера дочь рисовала усталая и сонная, сегодня взялась за карандаши после просмотра веселых мультиков, завтра у нее во время рисования побаливал живот — в каждый момент времени один и тот же цветочек получится разным, в зависимости от состояния. А вот собрав пять-шесть образцов, мы уже сможем определить какую-то тенденцию.

Допустим, наше чадо в данный момент пребывает в благодушном настроении, время подходящее, и мы предлагаем ему изобразить… что? Обычно психологи просят детей нарисовать человека, дом, дерево и свою семью.

Больше всего информации для психологического тестирования содержат рисунки с изображением людей — себя, своей семьи, различных жанровых сценок с другими людьми… Хорошо, если ребенок сам, по своей инициативе рисует человечков и животных. Если нет, если он предпочитает абстрактные орнаменты или неодушевленные предметы, это может свидетельствовать о сложностях в социализации, общении, выстраивании отношений. В крайних случаях полное отсутствие живых существ на рисунках — признак неврологических нарушений, возможно, даже аутизма.

Опять же, оговоримся, если сын рисует сплошь танки, самолеты, машинки без человечков, это не значит, что сразу нужно впадать в панику: «Аутист! Невроз!..» Может быть, он просто сейчас в этой теме, и самолетик для него не менее живой, чем летчик. Но за тенденцией мы следим…

Можно дать ребенку простое задание: «Нарисуй человека, похожего на тебя!», «Нарисуй нашу семью!», «Нарисуй садик!», «Нарисуй то, что мы сегодня делали, куда ходили, что ты видел!..» Только, если мы хотим объективности в оценках, не надо конкретизировать: «Нарисуй маму, папу, брата Толика, тетю Зину и бабушку Клаву! А дядю Петю не рисуй — он злой!» И не подсказываем: «А что ж ты уши не нарисовал? И вот здесь на руках не три пальца нужно, а пять! А дереву еще веточек добавь!» Пусть отобразит то, что считает нужным. Не изображенное на рисунке — это тоже важная для нас информация.

Если мы хотим протестировать рисунок, тогда в качестве инструмента лучше дать юному живописцу не краски, а карандаши. Так можно будет оценить силу нажима, она тоже маркер, дополнительная характеристика.

Если ребенок нарисует ситуацию — себя в гостях, визит к доктору, прогулку, школу или садик, — надо попросить его прокомментировать свое произведение. Можно поинтересоваться, где он изобразил себя, что происходит на рисунке, что делает он сам и другие люди на картине, какое у него-нарисованного настроение — веселое или грустное и почему. .. Таким образом для самого ребенка рисунок станет подспорьем не только в описании ситуации, но и в формулировке своего состояния, называния эмоций. Это полезное упражнение.

О чем расскажет рисунок семьи?

Сын или дочка нарисовали свою семью. На что имеет смысл обратить внимание нам, родителям, в первую очередь?

  • Все члены семьи изображены или кого-то «забыли»?
  • Кого ребенок нарисовал первым?
  • Кто оказался выше и крупнее всех?
  • Кто — в центре, а кто — сбоку?

Понятно, что все эти признаки указывают на иерархию в семье с точки зрения ребенка. Если папа — высокий «по жизни» — это одно. Если же его рост сопоставим с маминым, а на рисунке папа занял пол-листа, у него гигантская голова и неестественно богатырская комплекция — это другое! Значит, для ребенка папа в семье не просто главный, а более значимый, чем все остальные.

Если мама изображена в центре рисунка, яркая, красивая, хорошо прорисованная, а остальные члены семьи дорисованы не до конца, фигуры их мельче и деталей в них меньше, значит мама для ребенка — «пуп земли», самая-самая важная и любимая, а остальные домочадцы остаются пока «в тени».

«В центре вселенной» на рисунке может оказаться и сам художник. Значит, по его мироощущению, все должно крутиться вокруг него, он — главный и самый значимый. Это нормально для ребенка. А вот младшую сестренку художник вдруг почему-то не нарисовал. Или наоборот, изобразил гигантом, нависающим над другими фигурами. Что за этим кроется? Может быть, просто забыл — бывает. А возможно, так проявляется ревность к сестре — она появилась в семье, и все внимание мамы с папой переключилось на нее. Или это, наоборот, гипертрофированное чувство ответственности старшего за младшую — ребенку кажется, что за младшего братика или сестричку отвечает теперь он, старший, и ему очень страшно не справиться с тяжелой ношей. Все очень индивидуально. Нам важно отметить эту деталь в рисунке, а уже потом оценить в зависимости от конкретной ситуации в конкретной семье. Понятно, что никаких замечаний, а тем более упреков, самому рисовавшему мы не делаем. Просто спрашиваем. Интерпретация автора важнее изображения.

Рассматриваем рисунок дальше

Как члены семьи расположены друг относительно друга? Они взаимодействуют, стоят рядом, держатся за руки? Если так — хорошо: семья в сборе, ребенок эмоционально связан с каждым. Домочадцы отвернулись друг от друга, разобщены, каждый сам по себе? Ребенок изобразил, как близкие ругаются, или «разбежались» по разным углам листа? Тогда есть повод задуматься над «погодой в доме», которая, как мы помним, важней всего. Например, если члены семьи заштрихованы или разбросаны по разным краям листа это может говорить о тревожности ребенка. Стоит расспросить художника, что он нарисовал и почему именно так.

Бывают случаи, когда на просьбу изобразить семью ребенок ограничивается изображением кого-то одного — только мамы, только бабушки… Значит, этот человек в сознании ребенка в данный момент заслонил собой всех других членов семьи. Может быть, ребенок скучает по нему. Или это единственный человек, которого ребенок считает своей семьей, кому доверяет.

Крайний случай — людей на рисунке нет вообще. Есть, например, один домик. О чем это может говорить? Похоже, что родные маленького живописца не понимают. Они — где-то там, «в домике», а он — снаружи на домик смотрит. Обстановка в семье кажется ребенку напряженной, враждебной, ему в домик заходить не очень хочется. Или наоборот, очень хочется — малыш мечтает о границах семьи, о ее безопасности, — а почему-то не получается…

Нарисованный дом, кстати, тоже может быть разным и содержать в себе много информации. Скажем, количество окон в доме часто соответствует количеству членов семьи. А если окон нет вообще, и дверей тоже нет, вероятно, в данный момент у автора есть желание уединиться, потребность в закрытии своих границ. Он сейчас не очень хочет общаться, не хочет на что-то смотреть…

О чем расскажет автопортрет?

Очень интересно проследить, как ребенок воспринимает самого себя и изображает то, каким бы хотел быть. Попросим его нарисовать свой портрет.

Внимание! Ко всем дальнейшим характеристикам мы добавляем слова «возможно», «в некоторых случаях», «как вариант», и так далее. То есть везде — «не всё так однозначно…». И опять — обязательно просим ребенка объяснить нарисованное.

Итак, какова поза изображенной фигуры? Например, наклоненная фигура в некоторых случаях является признаком психологической неуравновешенности и нестабильности.

Если ребенок изобразил себя как на египетской фреске — тело развернуто «на зрителя», а голова повернута в профиль — возможно, он испытывает напряженность в отношениях с другими детьми. «Возможно», но не обязательно: может быть, он просто научился изображать профиль и гордо демонстрирует свои достижения в этом.

Тело, повернутое на три четверти, демонстрирует творческую направленность ребенка.

Если фигура нарисована в движении или в момент выполнения какой-то работы, вероятно, рисовал ее ребенок активный, энергичный.

Художник изобразил себя сидячим или лежачим, руки безвольно опущены — возможный признак пассивности, вялости.

Если впереди себя малыш изобразил какой-то предмет — стол, табурет, большую игрушку, — это может говорить о сложностях в общении, проблемах социализации, негативизме, желании оградиться от других.

Обратите внимание: нарисовал ребенок себя «просто так» или в какой-то роли? Например, «Я — принцесса!» «Я — спортсмен!» «Я — артист!»… Если художник выбрал себе персонажа, он явно нуждается во внимании, восхищении, похвале, он — чувствительный и любит произвести впечатление.

У психологов есть даже интерпретации конкретных ролей.

Клоун, шут — заниженная самооценка. Возможно, этот ребенок сознательно нарушает нормы и правила, чтобы его заметили.

Царь — царица, принц — принцесса — высокий уровень притязаний.

Солдат, военный, генерал — демонстрация силы, способности защищать, показать, что он взрослый и сильный.

Любой «плохой» персонаж — Карабас-Барабас, Бармалей, жулик, Кощей, пьяница, Баба Яга — асоциальность, негативное самопредъявление, антисоциальность. Сюда же, как ни удивительно, относятся роли «я — полицейский», «я — омоновец». Впрочем, иногда полицейский — это просто полицейский. Особенно если ребенок рисует по горячим следам: видел полицейского, слушал рассказы о нем… Мы помним, что рисунок вторичен, а первичны комменарии ребенка.

  • «Я — старичок», «я — бабушка» — депрессия, плохое настроение.
  • «Я — богач», «я — нищий» — недовольство своим материальным положением.
  • «Я — робот», «я — инопланетянин» — одиночество, замкнутость, закрытость, интровертность.

Вновь обратимся к автопортрету и рассмотрим подробно главную его часть — голову.

С головы дети, как правило, начинают рисовать человека и прорисовывают ее наиболее подробно. Это норма: голова — вместилище собственого «я», своих мыслей, убеждений. Шляпа, очки, усы и борода, прически и украшения на голове — это хорошо, но слишком сильная зацикленность ребенка на прорисовывании разных деталей головы, по мнению психологов, демонстрирует ослабление умственных способностей или самоконтроля. Но вот небрежно нарисованная голова без всяких деталей может свидетельствовать о плохой социальной адаптации ребенка.

Соотношение головы и туловища — демонстрация соотношения духовного и физического начала в авторе рисунка.

Слишком большая голова — берем на заметку, может быть, ребенок страдает головным болями? У него была травма, и он подсознательно пытается указать нам на место дискомфорта? Часто при большой голове рисуется треугольная шея. Это признак проблем в шейном отделе и плохого снабжения головы кровью. Иногда непропорциональную голову рисуют дети, отстающие в психическом или умственном развитии.

Маленькая голова на большом мускулистом теле — показатель агрессивности.

Если девочка «залипает» на вырисовывании локонов, кудрей, пышных и вычурных причесок, это свидетельствует о начале ее сексуального созревания.

Черты лица, прорисованные слабо и нечетко, могут говорить о робости, сложностях в общении, проблемах с социализацией.

Лица вообще не видно, оно не прорисовано, человек изображен со спины, в профиль — вероятный показатель негативизма.

Наоборот, черты лица подчеркнуты, слишком сильно прорисованы, нарочиты — ребенок пытается выглядеть успешным, общительным, примерным, возможно, компенсируя тем самым реальное не самое радужное свое состояние.

Выражение лица имеет значение. Какое оно?

Грустное. Возможно, ваш ребенок чувствует одиночество, он устал, ослаблен. Не исключена депрессия.

Растерянное. Это свидетельство неуверенности, ощущения бессилия, тревоги, невротического состояния.

Отстраненное. Малыш, желая защититься от не слишком дружелюбного мира, погружается в свой мир, мир фантазий. Возможно, он интроверт.

Мрачное. Может быть, у ребенка депрессия, болезненно-пониженное настроение. Он не может приспособиться к реальности, которая слишком часто и резко меняется. Понаблюдайте за ним — он излишне раздражителен, часто злится, слишком педантичен, зацикливается на чем-то… Или просто очень не хочет рисовать.

Злое, неприятное, отталкивающее. Это признак негативизма, агрессивности, импульсивности. Иногда даже психопатии. Если рисовал подросток — подростковый кризис. Или, опять же, отрицательное отношение к самому процессу рисования.

Тревожным знаком считают лицо, которое вообще ничего не выражает, обезличенное.

Лоб на нарисованном лице символизирует самоконтроль, область социальных контактов. Если лба нет, ребенок сознательно игнорирует интеллектуальную сферу.

Глаза дети, как правило, рисуют со зрачками и смотрят они прямо на зрителя. Если зрачков нет, можно предполагать проблемы в общении, внутренние страхи, фобии и даже признаки аутизма у рисовавшего.

Широко открытые глаза рисуют дети любознательные, а маленькие глазки — скрытные, поглощенные собственными переживаниями. Закрытые глаза — художник хочет отгородиться от внешнего мира, ограничить контакты с окружающими.

Взгляд прямой, но пронизывающий, не дружелюбный — агрессия, склонность к демонстративному вызывающему поведению.

Брови. Ребенок, который обращает внимание на свою внешность, нарисует брови аккуратные и ровные. Строптивый, грубый, резкий изобразит густые брови. Высокомерный высоко поднимет брови своему нарисованному герою.

Если носа на лице нет, это может свидетельствовать о некоторой интеллектуальной незрелости. Если нос, наоборот, слишком большой, а художнику уже больше семи лет, возможно, ребенок недоволен своей внешностью.

На автопортрете оскаленные зубы или, наоборот, маленькие поджатые губы — автор рисунка настроен к миру агрессивно и враждебно. Юный художник очень тщательно вырисовывает зубы или открывает своему нарисованному герою рот — это признак речевой активности.

Если девочка замалевывает себе красным карандашом на рисунке губы — это хорошо: губы — символ сексуальной сферы, ребенок верно идентифицирует себя по половому признаку. Хотя все может быть проще: у нее очень яркий красный карандаш, цвет которого ей нравится.

Подбородок — символ упорства, воли, властности. Выделение подбородка на рисунке, корректирование этой части лица, перерисовывание ее — либо попытка справиться со своей нерешительностью, либо открытое стремление к превосходству над окружающими, либо развитая волевая сфера.

Шея — связь физического начала, тела, с интеллектуальным центром, головой. Сильный акцент на шее — свидетельство неуверенности в себе. Длинная шея — чрезмерный самоконтроль, скованность, зажатость. Короткая шея — прямолинейность. Вообще нет шеи — признак незрелости. Вообще необычная шея на рисунке может свидетельствовать об особенностях кровоснабжения головы, о травмах шеи или головы и так далее.

Кратко — о теле нарисованного человечка.

Обратим внимание на, кажется, несущественные мелочи: как человечек «собран». Руки и ноги присоединены к туловищу? Хорошо. Нет? Человечек «рассыпается»? Тревожно. Сигнал о возможной личностной дезорганизации или психических нарушениях у автора рисунка.

Ребенок изобразил себя с длинными и большими руками — он уверен, что физически развит, силен и ловок. А вот если чувствует свою слабость, руки на рисунке будут маленькими. Если руки спрятаны за спину или в карманы — автор рисунка не уверен в себе. Об агрессии свидетельствуют руки, поднятые вверх, о желании действовать — широко раскинутые руки.

Ноги — символ опоры в реальной жизни. Длинные ноги на рисунке — ребенок мечтает о независимости. Ноги широко расставлены — художник в себе уверен.

О мужественности говорит квадратное или угловатое туловище, нарисованное мальчиком. Туловище маленькое, непропорциональное — ребенок чувствует себя униженным.

Что означают цвета на рисунке?

Цветов на рисунке может быть много, но какие-то карандаши юный живописец выбирал особенно часто — мы это сразу заметим. Определим, какого оттенка больше всего, и узнаем, как интерпретируют цвета на детских рисунках психологи.

Много голубого, розового, лилового и других пастельных оттенков. Автор — гармоничная свободная личность. Очень любит обнимашки, поглаживания, поцелуи, любые приятные тактильные ощущения.

Много красного. Автор открыт, активен, непоседлив, возбудим, бывает непослушным от переизбытка энергии. Такие дети вырастают успешными, пробивными, многого добиваются в жизни.

Много синего. Автор уравновешен, спокоен, нетороплив.

Много зеленого (говорим о случаях, когда на рисунке изображены люди, а не лес или луг, где зеленый цвет необходим). Автор упрям и настойчив. При этом оттенки имеют значение: светло-зеленый преобладает — ребенку необходима защита. Темно-зеленый — ребенку не хватает любви и внимания, он замкнут, его нужно поддержать, похвалить…

Много желтого. Автор — фантазер, у него отличное воображение, любит мечтать и играть в одиночестве. Для игры достаточно палочек, камешков, песка и воды.

Много оранжевого. Оранжевый — цвет жизнерадостных людей. Автор фонтанирует энергией, перевозбужден, ищем достойный, интересный и безопасный канал для выхода этой неуемной энергии.

Много фиолетового. Автор — чувствительная, творческая, ранимая натура с богатым внутренним миром. Таким детямнеобходима не просто поддержка, а восхищение их творчеством, поощрение всего, что они делают.

А вот дальше — цвета, которые должны заставить нас насторожиться и обеспокоиться.

Много коричневого. Возможно, автор болезненно переживает семейные неурядицы. Возможно, у него проблемы со здоровьем или слишком много отрицательных эмоций в последнее время.

Много серого. Если автор упорно выбирает простой карандаш, ему не хватает положительных эмоций. Он замкнут, отторгает мир вокруг себя, ощущает себя бедным и несчастным.

Много черного. Автор чувствует угрозу, пережил стресс или даже психологическую травму.

Много темно-красного, бордового. Автор в тревожном состоянии, возможно, у него депрессия.

Если названные цвета преобладают в рисунках, причем на протяжении долгого времени, это достаточный повод, чтобы обратиться к психологу для уточнения состояния ребенка.

Сильный нажим и слабый нажим — что за признак?

Выше мы говорили, почему для тестирования по рисунку стоит предпочесть краскам карандаши. Нажим — это тоже характеристика.

Очень слабый нажим, нечеткие линии, постоянное обращение к ластику: нарисовал — стер — перерисовал, могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, робости, пассивности, неуверенности, тревожности. А могут указывать на патологию зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Заметили такое за ребенком — можно подумать об обращении к педиатру и неврологу.

С другой стороны, если художник в процессе создания произведения так сильно давит на карандаш, что ломает грифель и продырявливает лист, это признак переполняющих его эмоций, гиперактивности.

* * *

О том, как понимать рисунки детей, написаны тома. Имеют значение и положение, и размер рисунка, и его структура, и общее впечатление… Арт-терапевты, социальные работники, психологи, нейропсихологи, психиатры, педагоги, воспитатели — специалисты многих направлений, знающие специфические нюансы, о которых родители не догадываются, могут помочь мамам и папам верно интерпретировать детские рисунки. Главное — не спешим делать выводы, ставить диагнозы и паниковать. Детей любим, о детях заботимся, к детям проявляем внимание… Ну, и в блоги не забываем очередных нарисованных чадом человечков запостить!

Читать онлайн «Как понять детский рисунок …который не искусство, а изучение себя и мира», Ольга Иванова – Литрес

Книжная серия «Большая энциклопедия маленького мира»

Ранее книга выходила под названиями:

• Выразительные возможности цвета. Жёлтый, синий, красный. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

• Как понять детский рисунок и развить выразительные способности ребёнка. СПб: Речь, Образовательные проекты, 2011

© Васильева И.И., Иванова О.Л., 2020

© ООО «Образовательные проекты», 2020

Обращение к читателям

Как забавны первые детские слова и ещё неумело построенные фразы! Порой только мама может их понять и объяснить. Малыш разговаривает на своём языке, где у привычных предметов неожиданные, порой только звуковые обозначения. Мы пытаемся их понять – и получается, что прежде, чем он научится языку, принятому во взрослом мире, мы сами учимся языку ребёнка.

В освоении языка искусства – ход тот же самый. Но почему-то он оказывается невероятно сложным для взрослых. Ребёнок рассказывает о себе в своих рисунках, а мы видим в них лишь каракули или схемы, недостойные нашего внимания. Мы пытаемся научить маленького человека «правильным» приёмам изображения, не вникая в смыслы его собственных обозначений. Диалог разрушается, движение ребёнка в освоении изображения как языка останавливается.

Сделать рисунок ребёнка средством душевного и духовного общения – искусство, предполагающее сотворчество взрослого и малыша. Здесь нет места готовым рецептам изображения, недостаточно снисходительной похвалы, а нужно понимание и искреннее соучастие в процессе рождения и воплощения замысла.

Эта книга раскрывает возможности такого взаимодействия взрослых и детей, в котором язык линий, цвета и форм становится их языком общения. В результате ребёнок начинает лучше понимать мир и себя как важную часть этого мира, а взрослый начинает лучше понимать своего ребёнка.

Вместо предисловия

Язык изображений как язык жизни

Зайцы невероятной красоты

Мы привыкли, что мир таков, каким мы его видим. Но почему мы видим так, а не иначе? И всегда ли мы воспринимали мир так же, как сейчас?

Разглядывая детские рисунки, мы удивляемся фантастичности мира, где фиолетовые зайцы прыгают по лимонной траве и показываем на реальных примерах, что трава зелёная, а зайцы белые зимой и серые летом… И постепенно способность ребёнка не только обозначать предметы в изображении, но и выражать своё отношение к ним исчезает.

Глядя на рисунки маленьких детей, мы легко критикуем их: «Это не собака! У собаки четыре ноги, два уха, зубы и хвост!». А на рисунке у собаки может оказаться пять ног и одно ухо, и шерсть невероятного окраса. Его автору было важно запечатлеть ощущение мягкости шерсти и мелькание лап бегущей собаки. В рисунках детей отражается мир таким, каким они его воспринимают с помощью разных органов чувств.

Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое не «фотографично», а целенаправленно и избирательно.

Пространство губ.

Пространство рук.

Пространство глаз

С первых дней своей жизни ребёнок осваивает пространство, в котором живёт. Различают три фазы, которые своими названиями показывают, как познаётся пространство ребёнком:

• «пространство губ»;

• «пространство рук»;

• «далёкое» пространство – «пространство глаза».

Первые впечатления младенца связаны с ощущениями тепло – холодно, темно – светло, тесно – просторно, шумно – тихо и др. Зрение постепенно становится основным и наиболее важным способом познания действительности. Оно связывает воедино результат работы всех анализаторов и их цепей: тактильно-вибрационно-слуховых; тактильно-двигательных; тактильно-температурно-болевых; тактильно-обонятельно-вкусовых. (Об этом много писал в своих работах крупнейший отечественный психолог дошкольного детства Александр Васильевич Запорожец).

Иными словами, всё, что чувствует кожа, слышит ухо, видит глаз, ощущают язык и нос, синтезируется в зрительный образ. Поэтому в основе изображения, которое создаёт ребёнок, особенно на начальных этапах развития, может оказаться опыт движения в пространстве, опыт тактильных и других ощущений. Воплощение различных ощущений в зримой форме помогает ребёнку осмыслить своё место в окружающем его мире.

Сюжетность графики и эмоциональность краски

Изобразительная деятельность не только выражает сложившиеся формы восприятия ребёнка, но и ставит перед ним новые задачи и способствует формированию новых, более совершенных способов взаимодействия с миром природы и человеческой культуры.

Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, пером, палочкой, мелом и другими графическими материалами и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов.

Каждый человек способен различать огромное количество цветов и оттенков. Это заложено природой, однако, если нет необходимости использовать этот дар, он постепенно утрачивается. Способность видеть мир в бесконечном богатстве оттенков заменяется знанием о том, как называется та или иная их группа. Это – красный помидор, но помидор может быть алым, тёмно-малиновым, розовым и даже фиолетовым, если на него падает холодный свет. Зелёное яблоко, освещённое лампой, не будет просто зелёным. На свету оно будет жёлто-зелёным, в тени – сине-зелёным. Задача педагога в том, чтобы помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения. Более того, цвет способен дать чёткую эмоциональную характеристику изображаемой ситуации и дошкольники в своих рисунках интуитивно используют эту способность, выбирая так называемый непредметный цвет. Задача взрослого научить детей использовать выразительные возможности цвета сознательно.

За физиологическую возможность видеть цвет отвечают особые чувствительные рецепторы (палочки и колбочки), находящиеся на сетчатке глаза. Палочки отвечают за различение изменения освещённости (светло – темно), в искусстве такому свойству человеческого глаза соответствует ахроматическая гамма. В неё входят все оттенки серого от чёрного до белого. Эти цвета можно различить только по светлоте (светлее – темнее).

Колбочки помогают человеку увидеть собственно цвет. Они реагируют на изменение длины световой волны. Самая длинная волна, которую различает человеческий глаз, воспринимается как красный цвет, самая короткая – как фиолетовый. В искусстве этому свойству человеческого глаза соответствует хроматическая гамма, цвета которой отличаются друг от друга по цветовому тону (красный, зелёный, оранжевый и др.), светлоте (светлый – тёмный), и насыщенности (яркий – тусклый).

Психологический уровень цветовосприятия связан со способностью человека связывать различные эмоциональные состояния с различными цветовыми сочетаниями и выражать своё отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Изменение цвета по светлоте, например, способно передать ощущение лёгкости и тяжести (светлый – лёгкий, тёмный – тяжёлый). Изменение цвета по цветовому тону может создать ощущение тепла и холода. Изменение цвета по насыщенности сделает изображение наполненным энергией, или чувством подавленности. (Успешному проведению занятий, направленных на развитие способности ребёнка выразить в своих работах отношение к себе и миру вокруг, поможет использование цветового круга Гёте в качестве инструмента).

«Интеллектуальное богатство человека зависит от того, что он увидел ребёнком. Искусство и подавно живёт лишь детским видением, теми трофеями, что добыли новорождённые глаза» – так писал испанский философ Ортега-и-Гассет.

Как читать инженерные чертежи – простое руководство

Вам не нужно быть инженером, чтобы читать инженерные чертежи, а обучение чтению инженерных чертежей может оказаться для вас большим преимуществом в работе.

Для чего используются инженерные чертежи?

Инженерные чертежи (также известные как чертежи, чертежи, чертежи, механические чертежи) представляют собой подробный и конкретный план, который показывает всю информацию и требования, необходимые для производства предмета или продукта. Это больше, чем просто рисунок, это графический язык, который передает идеи и информацию.

Почему бы просто не использовать 3D-модель?

В отличие от 3D-модели, инженерный чертеж содержит гораздо больше конкретной информации и требований, включая: 

  • Размеры
  • Геометрия
  • Допуски
  • Тип материала
  • Отделка
  • Оборудование

3D-модели хорошо иметь и обычно (особенно в настоящее время) используются вместе с чертежами. Они являются хорошим визуальным представлением желаемого предмета, но не содержат всей информации, которую содержат рисунки.

             

Эти блоки содержат важную информацию о сборке. Обычно они располагаются в правом нижнем углу чертежа. В этих блоках содержится подробная информация о том, для чего предназначен чертеж, для кого, номер детали и описание, а также информация о материале и отделке.

Основные информационные блоки:

 

Основная надпись

Начните с чтения основной надписи в правом нижнем углу чертежа. Есть и другие подобные информационные блоки, но основная надпись служит контекстом, в котором должен восприниматься рисунок.

 

Основная надпись содержит следующую информацию:

  • Название и адрес компании или агентства, подготовившего или владеющего чертежом
  • Номер детали и описание
  • Материал
  • Масса
  • Отделка
  • Общие допуски
  • Детали проекции
  • Масштаб, используемый на чертеже
  • Номера ревизий
  • Статус чертежа (Предварительный, Утвержденный и т. д.)
  • Единицы, используемые на чертеже

Обратите внимание, что любая информация в примечаниях за пределами основной надписи, которая противоречит информации в основной надписи, должна рассматриваться как верная информация и заменять информацию в основной надписи.

 

Блок изменений

В блоке изменений, расположенном в правом верхнем углу, отображаются сведения об изменениях, которые были внесены для развертывания исправления. Блок редакции включает редакцию, описание внесенных изменений, дату редакции и утверждение редакции.

 

Блок спецификации (BOM)

Расположенный обычно над основной надписью или в верхнем левом углу блок спецификации (также известный как спецификация, спецификация или список деталей) содержит список всех элементов и количеств, которые необходимы для проекта или сборки. Это используется для деталей, которые либо требуют сборки, либо когда к детали необходимо добавить оборудование.

 

 

Линии

Важно понимать, что представляет собой каждый тип линий и что они означают. Существует три типа линий: 

  • Видимая линия: указывает, что ребро видно на соответствующем виде
  • Скрытая линия: указывает на то, что край находится за гранью
  • Воображаемая линия: в основном используется для обозначения альтернативного положения движущейся части. Также используется для обозначения разрыва, когда характер объекта делает использование обычного типа разрыва невозможным.
  • Осевые линии: нарисованы для точного указания геометрического центра сборки. Они состоят из серии более светлых длинных и коротких черточек.

 

Чтение технических чертежей. Что дальше?

Теперь пришло время попытаться визуализировать, как сборка должна выглядеть в 3D (для этого можно не учитывать точные размеры). Большинство новых рисунков будут иметь изометрический вид, чтобы помочь вам. Вы можете использовать спецификацию, чтобы найти компоненты на чертеже, чтобы понять роль, которую они играют в сборке.

Помните, что чтение технического чертежа может занять много времени, в зависимости от сложности сборки и опыта читателя.

Если вы хотите узнать больше, наш однодневный вводный курс научит вас правильно читать и интерпретировать чертежи и лучше понимать конкретные требования проекта.

Понимание рисования — руководство от новичка к воображению

Для покупки этого продукта требуется JavaScript.
Включите JavaScript в настройках браузера и обновите эту страницу, чтобы продолжить.

$60+

$60+

Понимание рисования — руководство от новичка к воображению — принципы, уровни, навыки, ловушки, карты

66 оценок

Я хочу это!

$60+

$60+

Volen CK

66 оценок

Я попытался установить доступную цену на этот курс, чтобы любой человек в мире, приложив немного усилий, мог извлечь из него пользу. Если вы испытываете финансовые трудности или находитесь в стране, где это просто невозможно, отправьте мне электронное письмо с описанием того, что вы можете сделать, — я вас обеспечиваю.

Для получения полного и подробного описания каждого видео (вместе с более удобным для чтения текстом 🙂 ) посетите: http://www.volenck.com/understanding-drawing/

Теперь доступно для скачивания и потоковой передачи !

Понимание Рисование является кульминацией более чем 6 лет исследований, исследований, испытаний, практики, ошибок и обучения. За это время я прошел сотни курсов, прошел сотни уроков и демонстраций от разных художников, прочитал множество книг, пытаясь собрать воедино то, что мне нужно сделать, чтобы улучшить свое искусство. Я самоучка, я никогда раньше не посещала уроки рисования, не рисовала в детстве и начала в 25 лет с нулевым опытом и понятия не имею, во что ввязываюсь. Иногда я делал это правильно — хотя очень часто — я ошибался.

Независимо от того, учитесь ли вы у опытного художника или учитесь сами, вы всегда отвечаете за свое развитие. Вы несете ответственность за то, чтобы собрать воедино общую картину искусства и попытаться определить следующие шаги для своей работы. В самом начале — это может быть очень сложной задачей. Искусство может быть чрезвычайно сложным, когда так много навыков переплетено вместе. Между различными областями есть пересечение, язык неточен — слова используются для обозначения нескольких очень разных вещей для разных художников. Все может очень быстро запутаться.

Цель этого курса — предоставить вам контекст. Чтобы понять, что важно, а что нет. Начинающим очень легко ошибочно принять условность или стиль за то, что нам нужно делать, только чтобы потом понять, что мы так и не развили мышление и навыки, необходимые для создания собственной работы.

Рисование — невероятно важный навык, который нужно развивать. Это необходимо для визуальной коммуникации. И с практикой и усвоением навыков это становится очень мощным и намного быстрее. Мы начинаем думать через рисунок, чтобы создавать то, что мы себе представляем, а не ограничиваться техническими вопросами. Но это развитие навыков должно быть преднамеренным. Мы должны иметь возможность видеть общую картину, чтобы знать, что нам нужно делать дальше для прогресса.

Начнем с самого начала — поговорим о том, в чем цель рисования. Мы изучим визуальный язык. Мы поговорим о структуре и о том, как часто мы ошибочно принимаем конечный результат за работу, проделанную для создания изображения. Мы поговорим о причине и следствии. Как начать тренировать нашу способность мыслить объемно и пространственно. Как начать создавать объекты. Мы разделим рисование на отдельные уровни, привязанные к отдельным навыкам, которые нам нужно тренировать, чтобы перейти от абсолютного новичка — от символического рисования к реалистичной или стилизованной работе воображения. Эти Уровни и Навыки также связаны со Знаниями — нам абсолютно необходимо усвоить определенную теорию и отточить ее до очень высокого уровня, чтобы усвоить ее и иметь возможность действовать на ее основе, не задумываясь об этом.

Отзывы

Как мне объяснить, почему это, вероятно, один из самых важных курсов по искусству, который вы будете проходить, особенно если вы новичок.

Это, наверное, самое ясное описание того, что значит изучать искусство, и как сочетаются различные основы, которые я когда-либо видел. Существует много информации о том, как мыслить как художник, что является ключевым элементом, которому просто не учат ни в каких учебниках или книгах, которые я читал. Волен смог уловить тот элемент обучения, о котором забывают многие профессионалы. Это не вина профессионалов — просто трудно думать как новичок, который не знает того, что знаешь ты.

Я так многому научился на этом курсе, но самое главное, что я получил, — это план игры и понимание того, как развивать свои навыки, выявлять свои слабости и находить стратегии, как с ними работать.

Полезным моментом были демонстрационные рисунки. Волен не скрывает своих ошибок и демонстрирует, как критически оценивать собственные работы на объективном уровне. На протяжении всего курса разбросано поощрение, немного юмора и уверенности — то, что вам может понадобиться, если вы промежуточный художник, который борется с переходами.

Очень рекомендую этот курс. На самом деле всем — новичкам, продвинутым, молодым и старым. Эти основополагающие модели мышления необходимы. И неважно, ЧТО вы рисуете — это применимо. Хочешь рисовать аниме? Вы должны понимать эти вещи. Реалистичный? Стиль Вселенной Стивена? Абстрактное искусство? Да, вот почему это фундаментально и образ мышления. У меня появилось новое понимание вещей, о которых я раньше боялся узнавать. Очень понравился этот курс.

Мишель А

Последние 2 года я хотел стать визуальным художником. Я просто не знал, с чего начать. Я также не знал ни одной хорошей художественной школы. Таким образом, я прибегал к тому, чтобы задавать вопросы сотням случайных хороших художников. Но спрашивать случайных хороших художников о том, как расти как визуальный художник, — ужасная идея, потому что подавляющее большинство из них — плохие учителя или на самом деле не хотят учить других. Большинство из них игнорировали мои электронные письма или начали игнорировать меня после того, как ответили мне один раз. Те, кто хотя бы раз отвечал на мои вопросы, давали мне бесполезные или вредные советы вроде «Не трать много времени на планирование и теорию. Просто много практикуйся». или «Много копируйте своих любимых исполнителей» или «Просто как можно больше выходите за пределы своей зоны комфорта». У некоторых художников есть видео о списке основ рисования и о конкретных основах рисования. Но знание списка основ рисования, таких как перспектива, анатомия и цвет, на самом деле не помогло мне спланировать свой рост. Изучение конкретных основ рисования, таких как перспектива, также не помогло мне спланировать свой рост.

Новичку нужен не хороший художник, а хороший учитель, который научит вас картине в целом. Если вы новичок, вам нужно сначала изучить общую картину роста как визуального художника, прежде чем углубляться в конкретные темы. Если вы углубитесь в конкретные темы, прежде чем получить общую картину, вы можете потратить месяцы и годы на попытки изучить то, что вы не можете изучить, прежде чем изучить предварительные условия, или то, что вы редко когда-либо используете как визуальный художник, или то, что вы позже поймете, что не знали. на самом деле не хочу погружаться вглубь.

Однажды я наткнулся на канал Volen CK на YouTube. Там я нашел «Понимание рисования». Книга Volen CK Understanding Drawing наконец-то положила конец размышлениям о том, как расти как визуальному художнику. Инвестирование в «Понимающий рисунок» Volen CK спасло от многих лет разочарования и застоя. Это спасло мою художественную карьеру. Понимание рисования поможет вам спланировать свой рост как визуального художника.

T K

Дорогой Волен, мне нужно, чтобы вы знали, как я благодарен за разработанную вами дорожную карту понимания рисования. Когда я вышел на пенсию, я хотел научиться рисовать и пытался найти свой путь в этом учебном путешествии около шести лет. Он был наполнен разочарованием не только из-за результатов, но, что более важно, из-за того, как двигаться вперед, когда я искал уловки и ярлыки, прыгая по разным средам, пока баловался. Я не знал, что мне нужно изучать, и как подходить к обучению. И это так расстраивало, что я не мог «видеть» то, что могли видеть другие. И я не знал, как туда попасть, не понимая, что нужно активно тренировать свой мозг, а также руку. В вашей дорожной карте изложены шаги и процесс, а также круговой характер процесса обучения. Это очень помогло по-настоящему насладиться процессом и увидеть баланс и движение в моей практике, оставаясь в пределах необходимой территории обучения. В настоящее время я сосредоточен на изучении перспективы, и рекомендованные вами ресурсы в сочетании стали чудесными инструментами, поскольку я узнаю больше об этой увлекательной области, которую я раньше понимал только на поверхностном уровне. Спасибо за то, что открыли путь, чтобы стать местом радостных открытий, а не тяжелой работы. Я знаю, что иногда это утомительно, но вы поместили все это в контекст, который дает мне перспективу и направление даже в самые трудные времена. Ваша трудовая этика вдохновляет меня работать еще усерднее, а ваша прямолинейная манера объективного представления вещей действительно мне близка. Я очень рад, что вы собрали эту информацию и делитесь ею с другими. Это были лучшие деньги, которые я когда-либо тратил на свои творческие начинания. Вы, безусловно, оказали огромное влияние на мой творческий путь, и я благодарю вас.

Кэрол Л.

Еще раз хочу поблагодарить вас за то, что вы сделали. Я никогда не видел, чтобы кто-то предлагал парадигмы в искусстве, прежде чем я наткнулся на вас, и все же здесь вы говорите о разуме, стоящем за искусством, а не о чем-то глупом, таком как уклонение от цвета. «Величайшее путешествие — это путешествие ума», — как говаривал Эрл Найтингейл, и я бы сказал, что вы делаете большую работу, помогая людям, в том числе и мне.

Марк С

Я только что купил Руководство Волена о том, как стать лучшим художником. В этом руководстве показано, как учиться наиболее эффективно, каких ловушек следует избегать и куда приложить свои творческие усилия. Если вы будете следовать его руководству и делать то, что вам нужно, вы, без сомнения, станете лучшим художником. Важно понимать, что Руководство Волена показывает вам, что и где вам нужно изучить, но вам решать, над чем работать. Поэтому его руководство можно пересматривать много раз, чтобы получить от него наилучшую информацию. Не спешите с этим, всякий раз, когда вы упираетесь в стену, просмотрите совет Волена относительно проблемы, с которой вы столкнулись, это поможет вам понять лучшие методы для улучшения вашего понимания. Здесь так много материала, что вы можете легко просмотреть его и пропустить важную информацию. Чтобы получить максимальную отдачу от этого курса, я бы посоветовал вам просмотреть главу и определить на практике, понимаете ли вы содержащиеся в ней принципы. Если вы этого не сделаете, следуйте совету Волена, и только после того, как вы освоитесь с этими знаниями, вы можете продвигаться вперед. Это руководство было бы для меня бесценным, когда я был моложе, но сейчас оно помогает мне объединить все мои базовые навыки в практические знания. 10/10 за знания и труд Волена.

Steve Y

В этой серии коротких лекций подробно рассказывается о том, как наилучшим образом структурировать вашу художественную практику с точки зрения общей картины. Очень стоит $, если вы чувствуете себя подавленным, пытаясь понять, какие всеобъемлющие концепции вы должны попытаться улучшить. Его наибольшее влияние может заключаться в его полезности для определения того, где вашему набору навыков больше всего не хватает и, в конечном итоге, удерживает вас от достижения ваших целей. Волен не даст вам здесь никаких волшебных серебряных пуль, только искренняя правда, основанная на более чем полувековом опыте обучения самому себе, как создавать концептуальные рисунки, и предположении, что вы будете практиковать то, чему он научит. Перво-наперво: эти лекции НЕ являются пошаговым руководством с подробным описанием каждого упражнения, которое вам понадобится, чтобы стать следующим великим художником. Волен не будет предлагать вам расписание занятий (хотя он немного говорит об этом в заключительной лекции). Он не раскроет вам никаких секретов, которые вылечат ваши проблемы с прокрастинацией (у него есть другие видео на эту тему на его канале YT!). То, что он ДОСТАВИТ, — это четкое представление о концепциях, которые необходимо практиковать, чтобы прогрессировать как художник. Самое ценное то, что Волен разделяет уникальную иерархию навыков, которая очень помогает определить, где необходимо укрепить вашу собственную практику. Если вы начинаете как ПОЛНЫЙ новичок, эта серия поможет вам понять, на какие навыки вы должны тратить свое время, чтобы убедиться, что у вас есть здоровая основа, которая будет поддерживать продвинутые навыки, о которых мы все мечтаем, когда впервые беремся. карандаш и бумага с дикими идеями. Люди с более развитыми навыками также могут извлечь выгоду из организационных систем Волена, поскольку они будут поощрять более нетрадиционный способ мышления о рисовании как о подходе к пониманию окружающего мира. На самом деле каждый может извлечь выгоду из иерархии навыков, которую он подробно объясняет в этой серии.

Steve E

Понимание Рисование от новичка до воображения — это учебник, который все мы, художники-самоучки, жаждали на протяжении всего нашего образовательного опыта — учебный план и ментальная дорожная карта. В этом обширном руководстве Volen CK разбирает этапы мысленного рисования и предоставляет вам инструменты для построения собственного мысленного пути к рисованию воображения в любом стиле. Если вы когда-либо покупали более 10 руководств по рисованию, но чувствовали, что не извлекли из них всю информацию, то это видео для вас. Это катализатор в реализации всего, что вы упустили, и позволит максимально использовать все учебные пособия в вашем прошлом и будущем. Это будет ваша идеальная дорожная карта, чтобы стать успешным художником в производстве!

Алана К.

Я просто хотел поблагодарить вас за курс Gumroad, который вы организовали. Это, а также некоторые видеоролики, которые Митрильда выпустила об этом (и ваше учение в целом), действительно очень помогают мне. Сейчас я меняю способ, которым я занимаюсь, чтобы сосредоточиться на изучении конкретных навыков, а не на нескольких вещах одновременно, не фокусируясь на них.

Коннор Д.

Я хочу начать с того, что купил ваш курс (Понимание рисования) несколько месяцев назад, и я должен сказать, что это один из лучших образовательных материалов, которые я получил по теме рисования, это очень помогло мне в моем художественном путешествии, поэтому я хочу сначала поблагодарить вас за размещение этого курса.

E H

В апреле я прошел ваш курс «Понимание рисования» и нашел его невероятно полезным. Мне очень понравилось, как четко вы изложили навыки, необходимые для каждого уровня рисования. Я застрял на наблюдательном рисовании около 5 лет и понятия не имел, почему я мог копировать то, что видел, но все еще не мог сделать что-то из своей головы, но теперь я двигаюсь в лучшем направлении.

Еще раз спасибо за всю вашу помощь, я давно искал что-то похожее на ваш курс, и это действительно разожгло мою страсть и заставило меня почувствовать, что это возможно.

M Phillips

Присоединиться к сообществу

Частная группа Facebook, доступная для участников курса. Это место для совместной учебы и работы. Чтобы поделиться практикой, кусочками, идеями, проблемами. Публикуйте свои цели и держите себя подотчетными.

Ставьте задачи друг другу, организуйте учебные группы, становитесь лучше, заводите друзей и получайте от этого удовольствие.

Я также захожу, чтобы оставить отзыв и ответить на вопросы.

Содержание

Полное и подробное описание каждого видео можно найти по адресу: http://www.