Содержание
Жанры в японском искусстве
Японская живопись — одна из самых древних и красивейших в мире. Японское искусство оказало большое влияние на европейскую живопись.
Японские гравюры на дереве укиё-э (картины изменчивого мира) были особенно популярна в странах Европы и дали толчок к появлению стилей модерн и импрессионизм.
Появление японизма отмечают в работах Винсента Ван Гога, Клода Моне и др. У Ван Гога хранилось около 400 японских гравюр и есть его произведения скопированные с ксилографии знаменитого Утагава Хиросигэ «Сливовый сад Камэйд» и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака». В своих коллекциях укиё-э имели Анри Тулуз-Лотрек, Анри Матисс, Джеймс Уистлер, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Эмиль Золя.
В конце XIX века исследователь А.В. Вышеславцев привёз из кругосветного путешествия несколько японских гравюр и альбомов, что вызвало интерес к этому необычному искусству, и в 1898 году в Петербурге прошла первая выставка гравюр. Знакомство с ней повлияло на творчество ряда российских художников: Ивана Билибина, Константина Сомова, Анны Остроумовой-Лебедевой, Дмитрия Митрохина, Ореста Верейского и др.
«После Дюрера на меня имели большое влияние японцы… Упрощенность их стиля, краткость и стремительность художественного восприятия и его воплощения всегда поражали меня в японской гравюре… Мои товарищи еще больше меня увлекались японским искусством, и каждый из них стремился собрать для себя хорошую коллекцию гравюр…» (Анна Остроумова-Лебедева)
Историю японской живописи можно разделить на несколько периодов по техникам и особенностям.
Поначалу, в период доминирования китайского искусства техника японской живописи базировалась на технике школы Кано.
Затем при императорской Академии художеств появилась школа японской живописи ямато-э, возникшая на смену прокитайского стиля кара-э. Характерные черты мастеров этой школы — орнаментальные формы облаков, приёмы параллельной перспективы. Школа ямато-э оказала сильное воздействие на школы укиё-э.
Абуна-э — эротический жанр, в котором изображали частично обнаженных женщин, участвующих в повседневной деятельности (купание, мытье волос и тп). В картинах часто изображали внезапный порыва ветра, маленького ребенка или животных, которые тянули женщину за одежду, обнажая ее ноги, бедра или грудь. Считается, что абуна-э была создана в 1772 году, после того как правительство запретило жанр сюнга. | |
| |
| |
Дзимбуцуга — портретная и жанровая живопись — жанр заимствованный у китайских художников. | |
Катё-га — птицы и цветы — жанр пейзажной живописи заимствованный у китайских художников. Основным правилом было изображать по два разных вида птиц или цветов. | |
Кодам-оэ — изображение детей. | |
Муся-э — портреты знаменитых самураев. Изображались реальные исторические личности, хроники и участники средневековых войн. | |
Мэйсё-э — изображение знаменитых, прославленных красотой мест — одна из двух основных разновидностей стиля ямато-э. | |
Нисэ-э — реалистические портреты знаменитостей, основателей учения — разновидность стиля ямато-э | |
Окуби-э — большие головы — жанр, в котором изображалась крупным планом голова девушки, разновидность жанра бидзин-га. | |
Оги-э — изображение для вееров. | |
Омотя-э — картинки-игрушки — изображения для обучения детей. | |
Сансуйга — горы и вода — жанр пейзажной живописи заимствованный у китайских художников. Японские художники стали рисовать пейзажи сансуйга начиная с 15 века. | |
| |
Сигадзику — стихоживопись — жанр соединяющий равнозначные составляющие: живопись, поэзию и каллиграфию. Сигадзику делали на вертикальных свитках — в верхней части писали стихи, связанные с сюжетом картины, в нижней — изобрали пейзаж в жанре горы и вода. | |
Сумо-э — жанр, изображающий борцов сумо. | |
Сюнга — весенние картины — эротический жанр японской ксилографии стиля укиё-э, изображающий очень откровенные интимные сцены. Считается, что родоначальниками жанра были иллюстрации из китайских медицинских пособий. Гравюры на эту тему приобрели большую популярность в конце XVIII — начале XIX века. Сюнга официально запрещена в Японии с XVIII века. | |
|
Тиндзо — портреты, которые рисовали дзэнские монахи-художники |
| |
Фудзокуга — картины нравов и обычаев — бытовой жанр, праздники и обряды | |
Цукинами-э — изображения основных занятий человека в каждый из двенадцати месяцев — одна из двух разновидностей стиля ямато-э. | |
Эмакимоно — свитки в стиле ямато-э | |
|
Материалы: Искусство Японии, Иван Чудов
Жанры живописи
Жанры в китайском искусстве
Техники изобразительного искусства
Стили и направления живописи
Автор: Руслан Озеров, художественная галерея Арт СПб
Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, японская живопись, жанры в японском искусстве, Япония
© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www. art-spb.ru обязательна!
Картины с видами Японии Купить картину горы и вода Купить картину птицы и цветы
Японская живопись — древнейший вид искусства
- View Larger Image
Японская живопись является древнейшим видом искусства. Она включает в себя различные формы, жанры и разнообразное содержание.
Японская живопись Суми-э является древнейшим видом искусства. Она включает в себя различные формы, жанры и разнообразное содержание. Элегантное искусство являет миру картины, представляющие собой ширмы, росписи на стенах, свитки из шелка или бумаги, веера, станковые картины и гравюры.
СУМИ-Э — японская монохромная живопись. В переводе с японского «суми-э» обозначает — рисование тушью (суми-тушь, э — рисунок). В суми-э художники используют чёрную тушь и широкую гамму серых тонов, возникающих при смешении туши с водой.
Японскую живопись отличает большое количество разнообразных жанров и стилей. Ведущее место в японской живописи, как и в литературе, занимает природа. Она преподносится в качестве хранителя божественного начала. Японская живопись берет свое начало в китайском искусстве, поэтому ее жанры очень схожи с жанрами Поднебесной. В наше время многие японские художники предпочитают проходить обучение именно в Китае.
Живопись в Японии имеет в своей истории развития несколько этапов. Каждый из них отличается своеобразными характеристиками и особенными чертами.
Начальным этапом развития считается временной промежуток с середины седьмого века по конец восьмого века, называемый Нара. В этот период был расписан храм Хорюдзи, он является отличным доказательством влияния на японскую культуру индийской и китайской традиции.
Следующий период развития японской живописи называется Хэйан. Он прославлен активным процветанием храмовой живописи и примерами светского искусства изображения. В этот период создаются иллюстрации к романам и повестям, призванным развлекать знатных господ.
Период Камакура (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни. Настроение японской живописи круто меняется. Раньше картины передавали оптимистичную, легкую и радостную атмосферу. В этот период сделан большой шаг в сторону реалистичного изображения, а также придания картине практически военного характера. Характерные сюжеты живописи — батальные сцены из мифов и истории, религиозные сцены из буддийской традиции. Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей.
В период Муромати (временной отрезок с первой половины XIV века по вторую половину XVI века) на первый план выходит тенденция, прославившая японскую живопись на весь мир. Философия дзэн-буддизма оказала значительное влияние на живопись, в результате чего популярность приобрело пейзажное искусство. Особенную элегантность получила монохромная техника. В этот период на японскую живопись оказал влияние Китай. Самый известный художник Японии того времени Тоё Ода, специализировавшийся на написании пейзажей, создал первые картины, когда путешествовал по Поднебесной. Развил направление он уже на родине.
Вышеописанная тенденция активно развивалась и дополнялась во время двух следующих периодов развития японской живописи — Монояма и Эдо. Монохромная техника представляла собой более утонченный вариант. Тщательно прорабатывали и вырисовывали детали. Художники не побоялись экспериментов и стали применять приемы, ранее использовавшиеся в живописи на свитках и ширмах, в настенной росписи. Пейзажи и массовые сцены стали дополняться психологическими историями, демонстрирующими героя в момент сильного эмоционального напряжения. Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве. Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра.