Розы история: История происхождения розы, селекция — салон «Дари Цветы»

Розы: история культуры | Международный центр ландшафтного искусства «Зелёная стрела»


Декоративный сад


Поделиться


Уже много тысячелетий роза пленяет людей своей чудесной красотой и ароматом цветков. Она является признанной королевой цветов. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники культуры различных народов с сохранившимися изображениями роз.




/directions/travel/programs/sloveniya-zelenaya-stolica-evropyКультивировать розы впервые начали в странах Ближнего Востока около 5 тыс. лет назад. Предполагают, что родиной королевы цветов является Персия, которая в древности называлась Гюлистан – «сад роз». С Востока к нам пришло много легенд о розах. Мусульмане почитают розу как священный цветок. По одной из версий ее создал сам Аллах. По другой, что она выросла из капель пота, которые падали на землю, когда Магомет восходил на небо. Существует интересная восточная легенда о желтой розе. В то время как Магомет участвовал в военном походе, его жена Айша изменила ему с молодым персом. После возвращения с войны Магомет усомнился в верности жены и, чтобы выяснить правду, приказал ей окунуть красную розу в дворцовый водоем. Роза пожелтела, и изменница была разоблачена. По легенде с этих пор желтая роза символизирует измену. Еще до нашей эры розы культивировали в Индии и Китае. Роза упоминается в древнеиндийской мифологии. Она пользовалась особым почетом при дворе индийских правителей. Археологические раскопки показали, что розы изображали на стенах дворцов в Крите во II тысячелетии до н. э. и на гробницах фараонов в Египте в I тысячелетии до н. э. Глиняные дощечки, найденные во дворце Нестора на Крите, рассказывают о душистом розовом масле. О выращивании роз в Китае писал древний китайский мыслитель Конфуций (551- 479 г.г. до н.э.). Постепенно розы из стран Ближнего Востока проникли в Древнюю Грецию. Здесь культура роз достигла более высокого уровня. Древнегреческая поэтесса Сапфо (7 в. до н. э.), воспевая розу в своих стихах, называла ее «царицей цветов»: Раз любовь сама себе свой цветок выбирает, Что ей путь на земле красотой озаряет, То должна тогда, с тем все согласятся, Одна роза царицей цветов называться. В одном из своих трудов ее описал Геродот, живший в V в. до н.э., а в III в до н.э. греческий естествоиспытатель и ботаник Теофраст в своей книге «Естественная история» дал подробное описание роз и ухода за ними. Установлено, что исходным видом, упомянутым в трудах многих древнегреческих историков, была Rosa gallica. Она является предком многих современных роз. В Древней Греции розы выращивали уже в садах и горшках. Розу считали даром богов. Во время религиозных церемоний статуи богов украшались венками из роз. Обычаи украшать дом, брачное ложе этими цветами, надевать розовые венки на голову невесте, воину-победителю родом из Греции. Розу любили, ее восхищались, ей посвящали стихи, о ней слагали легенды и мифы.

Один из мифов Древней Греции гласит, как роза приобрела красный цвет. Умер возлюбленный богини красоты Афродиты. В отчаянии Афродита побежала в рощу Пифона. Она не замечала ранящих ее розовых шипов. Ее кровь капала на бутоны и окрашивала их в красный цвет. Интересно предание о том, как роза получила свое название. Флора, не любившая Амура, все-таки была ранена его стрелой и воспылала к нему страстью. Измученная безответной любовью Флора решила создать цветок, который сочетал бы в себе и грусть и радость. Увидев плод своего труда, она хотела сказать «Эрос», но от волнения не смогла выговорить первую букву и получилось «рос». Эти цветы в дальнейшем стали называться розы.

Древний Рим, унаследовав культуру роз от греков, поднял ее на еще большую высоту. В Древнем Риме розы считались символом нравственности, мужества и успеха. Отправляясь на войну, римляне надевали на голову венки из роз вместо шлемов, чтобы укрепить свою храбрость. Венками из роз усыпали путь воинов, гирляндами из роз украшали пиры и торжества. Когда Риму грозила опасность, использовать розы запрещалось, так как цветок символизировал радость. Изображение розы можно встретить на предметах древнеримского искусства, на орденах, гербах и печатях. Из лепестков роз получали розовое масло, использовали розовую воду в бассейнах и фонтанах, изготавливали вино, сладости. Так как требовалось очень много роз, римляне научились выращивать этот цветок на срез и в зимнее время. Но роз все же не хватало, и их дополнительно ввозили из Египта. Были они очень дороги. Известно, что однажды император Нерон заплатил за розы, привезенные из Александрии, бочку золота. Прихоти императора доходили до крайности. Лепестками роз набивали подушки и матрасы, ими с головы до ног осыпали гостей. Во времена упадка Рима роза была символом молчания. Если на многочисленных пирушках под потолком зала вешали белую розу, то все понимали, что речи, произнесенные здесь, не будут разглашены. Розы уничтожались в невероятных количествах. Принято считать, что страсть Нерона к розам способствовала упадку Рима. Мифы Древней Греции и о происхождении розы похожи. Когда Афродита (в римской мифологии Венера) вышла из моря, ее тело покрывала морская пена. Из этой пены и произошла роза. Пораженные красотой цветка, боги обрызгали его ароматным нектаром. С этих пор розы обладают чарующим запахом.

После падения Рима и в самом Риме и в странах Европы, многие из которых к тому времени обратились в христианство, культура роз временно переживает упадок. Христианство сначала считало этот цветок символом римской распущенности, так как он напоминал о низменных чувствах и пороках патрициев. Однако с развитием христианства неприязнь к розе исчезла. Церковь назвала розу альбу (R. аlba) райским цветком, защитницей добрых дел и посвятила его Пресвятой Богоматери. Предание рассказывает, что моховая роза появилась из капель крови Христа, которые упали в мох у подножия креста.

Только к периоду VIII- IX веков культура роз постепенно начинает восстанавливаться в некоторых местах Южной и Восточной Европы.


Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

XI Летняя Садовая Школа в Петербурге

29 июля — 06 августа 2023 г.


В эпоху Крестовых походов рыцари, возвращаясь с Востока, привозили новые виды роз. Вполне возможно, таким образом в Европу была завезена роза дамасская (Rosa damascena). С середины XIII в. начинает упоминаться роза французская – галлика (R. gallica), самая древняя из садовых роз. Свое название она получила потому, что быстро распространилась во Франции (Галлии). По всем основным признакам она очень близка к дамасской и центифольным розам. В Англии роза была почти неизвестна до начала XIV века. В этой стране она появилась незадолго до жестокой Тридцатилетней войны за престол, войны Алой и Белой розы. На гербе семьи Ланкастеров была изображена алая роза, а на гербе Йорков – белая. По окончании Тридцатилетней войны ни Йорки, ни Ланкастеры, полностью изнуренные, уже не могли продолжать борьбу за престол. Пробившиеся к власти Тюдоры, положили конец распрям и объединили на своем гербе обе розы. На английских монетах того времени вместе с королем Генрихом VI были изображены алая и белая роза. С тех пор роза является символом британской королевской династии. Помимо основных трех видов (дамаской, французской и центифольной роз), еще в течение средних веков постепенно начала вводиться в культуру роза белая (R. alba. L.), происходящей из средней Европы и Средиземноморья. повидимому она является гибридом между розой франзцузской и розой коримбифера (R. corymbifera), очень близкой к шиповнику обыкновенному. Она была очень популярна в период Ренессанса, ее изображение мы часто находим на картинах итальянских художников. К концу XVI века в Европу были завезена из Персии R. foetida (персидская желтая роза), а с Гималаев – R. moschata (мускусная роза).

В Средние века роза стала еще и знаком тайных обществ. На топорах членов вестфальских судилищ был изображен рыцарь, державший букет роз.

Ложи франкмассонов и мистическое общество розенкрейцеров также избрали розу своим символом. Один из вариантов трактования эмблемы розенкрейцеров таков. Крест есть просто символ христианства, а Роза (или одна в центре креста или много по перекладинам, или вне креста, но в пределах его лучей) – являет собой дохристианский символ: так обозначалась … тайна. Европейские розы проникли в Америку с английскими колонистами в начале XVII века. В Северной Америке произрастали свои виды роз – R. virginiana (вирджиниана) и R. carolina (каролина). R. sitegera (роза прерий) дала начало ряду мощных сортов плетистых роз. В XVII веке голландские ученые получили R. centifolia – розу центифольную или столепестную (по другому ее называли «розой-капустой»), которая считается одной из древнейших культурных роз. К XVIII веку увлечение розами охватило многие европейские страны – Германию, Голландию, Италию, Испанию. Наибольший интерес проявляли во Франции, которая являлась центром культуры роз. В этот период во Франции были созданы крупные коллекции роз, состоящих из множества сортов центифольных, дамасских и французских роз. В коллекциях были представлены и некоторые ботанические виды с Кавказа, Дальнего Востока, Восточной Сибири.

Организатором первого в Европе розария, расположенного в Мальмезоне (окрестности Парижа), была императрица Франции Жозефина, жена Наполеона Бонапарта. В ее коллекции насчитывалось около 250 видов и форм роз, собранных по приказу Наполеона в Средиземноморье, Китае, Южной Америке. Художник Пьер Жозеф Редуте запечатлил эту коллекцию в акварелях.

Пьер Жозеф Редуте – наиболее известный художник, изображавший на своих полотнах цветы и служивший при дворе Марии Антуанетты и имперарицы Жозефины. Редуте создал 169 акварелей из коллекции роз Мальмезона. Его называли Рафаэлем розы. Трехтомник «Les Roses» издан совместно с известным ботаником Клодом Антуаном Тори, куда вошло около 170 иллюстраций роз из розария Жозефины, имеет большое историческое значение не только для ботаников всего мира, но и всего человечества. Коллекционирование роз было популярным и приятным развлечением светского общества. Во Франции впервые была начата целенаправленная работа по селекции роз. Франция и сегодня не отдала никому пальму первенства.

В Китае розы выращивали тысячелетиями, когда западная цивилизация только зарождалась. В Японии тоже издавна выращивали розы. Но розы в этих странах не имели такого значения, как хризантема, лотос или цветки декоративной вишни. Их использовали в основном для изготовления розового масла и в парфюмерии.

С середины XVIII века розы из Китая стали проникать в сады Европы. Так, в 1759 г. была ввезена роза китайская (R. chinensis Jacq.) была завезена в Голландию, а затем и в Англию. А также роза гладкая (R. laevigata Mich.), имеющая своеобразные тройчатые листья и некрупные желтые цветки. В 1787 г. в культуру была введена роза крупноприцветниковая (R. bracteata Wendl.) c крупными ароматными одиночными чисто-белыми цветками, образующая высокие, лазающие кусты, достигающие высоты 3-4 м. В начале XIX века из Индии в Европу попали так называемые Rosa tea – чайные розы. Розы перевозили мореплаватели, а основным грузом в трюмах кораблей, плывущих из Китая, был чай, который и дал название этим розам. Чудесные чайные розы сразу получили всеобщее признание в Европе. Чайные розы очень теплолюбивы, поэтому их было тяжело выращивать. Но они привлекали к себе внимание красивой формой бутонов, изящными цветками и нежным ароматом, а также повторным цветением. Таким образом, все китайские розы были идеальным материалом для скрещивания с имеющимися сортами, росшими в Европе и отличавшимися выносливостью и морозостойкостью. Но китайские розы, появившиеся в Европе, долгое время не скрещивались с основными европейскими сортами роз. Это объясняется тем, что по биологическим свойствам они значительно отличаются друг от друга. Но в дальнейшем они сыграли огромную роль в получении современных сортов роз.

В середине XVIII века из Японии в Европу была завезена роза многоцветковая ( R. multiflora). Цветки этой дикой плетистой розы, собранные в крупные соцветия не произвели сильного впечатления. Однако от нее произошли многие современные сорта плетистых роз и все сорта роз флорибунды.

До открытия процесса гибридизации в XIX веке сорта роз получали в результате естественных переопылений и случайных почковых мутаций – спортов. От центифольных роз в результате почковой мутации были получены моховые розы. К началу XIX века они приобрели большую известность. Некоторые сорта моховых роз и дамасских роз обладали ценным свойством цвести второй раз. Популярны были розы портландские, получившиеся в Англии от случайного скрещивания розы дамасской и бенгальской. Они тоже обладали способностью цвести два раза за лето, но широкого распространения не получили. И в то же время в Америке скрещивание мускусной розы с китайской привело к возникновению нуазетовых роз. Сорта Blush Noisette, Mareschal Niel до сих пор выращиваются. Из группы чайных роз выделилась интересная подгруппа так называемых карликовых, или миниатюрных, чайных роз (R. chinensis minima, R. lawrenceana). В тот же период путем скрещивания китайской и дамасской розы возникают и бурбонские розы. Появление этих роз привело к настоящей розовой лихорадке во Франции. Они привели к появлению большого числа сортов, которые были популярны до начала XX века, отличаясь крупными яркими цветками, цветущими до осени. Постепенно в культуру были включены и некоторые другие европейские дикорастущие виды роз, как например, роза вечнозеленая (R. sempervirens L.), образующая широкие, стелющиеся по земле кусты с некрупными цветками; роза пашенная (R. arvensis Huds.), обладающая длинноплетистыми побегами; роза ржавчинная (R. rubiginosa L.), роза альпийская (R. alpina L.), образующая мощные кусты, обильно цветущие крупными розовыми цветками и другие виды, не получившие широкого распространения. Так желтая персидская роза занимала в европейских коллекциях довольно скромное место.

Основная работа селекционеров в этот период заключалась в обогащении ассортимента центифольных роз. Цветки их были очень махровыми, крупными, почти шаровидными, но очень изящными. Прекрасные изображения отдельных цветков, букетов и гирлянд центифольных роз были запечатлены на многих картинах и натюрмортах знаменитых художников того времени, а также изображены на гобеленах, коврах, тканях, фарфоре.

В 30-е годы XIX века в результате скрещивания бурбонской и портлендской розы был получен первый сорт Princess Helene группы ремонтантных роз. Бурбонские розы уступили свои позиции. Появление ремонтантных роз можно считать прорывом в садоводстве, так как они отличаются повторным цветением, цветком красивой формы и морозостойкостью. В течение XIX века селекционеры выводили в основном ремонтантные розы, появилось очень много сортов (около 3 тысяч). Некоторые из них выращиваются до сих пор: Frau Karl Druschki, Mrs. John Laing, Ulrich Brunner Fils. Хотя ремонтантные розы были достаточно популярны, но они не отвечали всем требованиям. Этим розам недоставало элегантности и красоты чайной розы, второе цветение было менее обильным, а их крупные раскидистые кусты не подходили для небольшого сада. А сортам чайых роз недоставало морозоустойчивости. Поэтому селекционеры задались целью получить гибрид, сочетающий в себе выносливость ремонтантных роз и красоту и нежность чайных роз. Появление розы, которую принято считать первой современной розой чайно-гибридной группы, произошло в 1867 году, и выведена она была французским селекционером Батистом Гийо (B. Guillot). Новый сорт с нежными, изящными цветками удовлетворил всех: имел длительное обильное цветение, компактный куст, высокую зимостойкость.

ХХ в. ознаменовался созданием новых групп роз: флорибунда, грандифлора. В середине 70-х годов очень популярны стали миниатюрные розы. Последние годы большой интерес вызывает группа шрабов, в которую входят и почвопокровные розы. Возродился интерес к старинным садовым розам, большая заслуга в создании гибридов старинных садовых роз (английских) принадлежит известному английскому селекционеру Д. Остину. В мировой селекции роз известны выдающиеся компании по розам, где работает уже 3-4 поколения талантливых селекционеров.

Если говорить о начале выращивания роз на Руси, то впервые роза, как декоративное и лекарственное растение проникло в Киевскую Русь, видимо, через Византию. Первые упоминания о выращивании роз в нашей стране относятся к началу XVI века, периоду царствования Михаила Федоровича. Они были привезены из Германии. Однако, роза оставалась достоянием только царского двора. В садах эту культуру стали разводить только со времени правления Петра I при расширении связией России с Западной Европой, обусловили распространение в культуре видов роз европейского ассортимента, в первую очередь R. centifolia и R. gallica. А массовое распространение у привилегированных сословий розы получили при Екатерине II. Кроме царских садов были сады, принадлежавшие различным монастырям. В XVIII – XIX в.в. в России было создано много великолепных частных садов, где выращивались розы: R. alba, R. alhina, R. arvensis, R. canina, R. carolina, R. cinnamomea, R. rubiginosa, R. spinosissima. И лишь к концу XIX века благодаря работам Мичурина И. В., Костецкого Н. Д., Кичунова Н. И. розы начали выращивать на всей европейской части России. Эта статья — фрагмент книги Любови Бумбеевой «Розы». Любовь Ивановна Бумбеева сопровождает поездки «Зелёной стрелы», в центре внимания которых прежде всего — розы. Список таких поездок вы найдёте здесь Полный перечень путешествий «Зелёной стрелы» вы можете посмотреть здесь


Присоединяйтесь!







Любовь Бумбеева


Роза в истории, в легендах, в искусстве и в сердцах

4 января 2016

3 комментария

Роза – королева среди цветов, заслужила почитание ещё с эпохи Древнего Рима.   Почему? Потому-что роза, помимо своей красоты, является символом самых сильных чувств и хороших человеческих качеств.

Роза — один самых красивых цветков. Розу почитают во многих странах с давних времён поэтому она окутана разными легендами. Поскольку роза — цветок загадочный, то вот загадка: однажды под вечер в одном дворцовом парке гулял принц. Он был удивлен, когда встретил очень красивую незнакомку. Они гуляли по парку всю ночь, но на рассвете она сказала ему, что ей нужно уходить, потому что она принцесса, которую злой колдун превратил в розу. Только на одну летнюю ночь она снова становится девушкой. Расколдовать ее можно только одним способом — с первой попытки узнать ее среди тысяч других роз. В случае неверного выбора девушка погибнет. Принцесса исчезла, а принц с первыми лучами солнца пошел в ту часть парка, где росли сотни роз и сразу же нашел ее. Вопрос — как он ее узнал? Ответ: на ней не было росы…

 

Как известно из истории, розу любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.

Розу изображают в живописи  разных эпох: в эпоху Возрождения, в эпоху барокко, в эпоху рококо, в 19 веке и в 20 веке.

Альбрехт Дюрер. Праздник венков и роз. 1506

 

Рубенс. Дама с розой. 1620​

 

Буше. Девушка с букетом роз. 18 век​

 

Леон Хербо. Роза. 19 век​

Альфонс Муха. Роза. Из цикла Цветы. Конец 19-начало 20 века

Классика мировой литературы также не оставляет розу без внимания. Давайте вспомним С.Экзюпери и сказку «Маленький Принц». На его маленькой планете росла прекрасная роза, за которой мальчик так любил ухаживать, хоть и была она горда и капризна. Вот как говорил Маленький Принц о своей розе: «Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок. ..»

Помимо эстетического и символического значения, роза имеет историческое значение. Роза – это традиционная эмблема Англии, она представляет собой самый известный нагрудный знак английских королей.

Эмблема Англии. Роза Тюдоров

 

Роза настолько королева среди цветов, что бьёт рекорды и по части уникальных событий. В городе Хильдесхайме (Германия) растёт роза, которой более 400 лет! Это факт, основанный на изучении дендрологов. Легенда гласит, что ей более 1000 лет, называют её «тысячелетним розарием».  Как бы то ни было, согласитесь почти пол тысячи лет, подтверждёнными фактом, тоже не мало!

Хильдесхайм. (Германия)

 

В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам, и многие храмы были окружены прекрасными садами роз. При раскопках ученые нашли монеты, на которых были изображены розы. А в Древнем Риме этот цветок украшал дома только очень богатых людей. Когда они устраивали пиры, то гостей осыпали розовыми лепестками, а их головы украшали венками из роз. Богатые люди купались в ваннах с розовой водой; из роз делали вино, их добавляли в кушанья, в разные сладости, которые до сих пор любят на Востоке.

В греческой мифологии, как символ любви и страсти, роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (римской Венеры), а также символизировала любовь и желание. В эпоху Ренессанса роза ассоциировалась с Венерой из-за красоты и аромата этого цветка, а колкость ее шипов — с ранами любви. По одной легенде, роза впервые расцвела, когда из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко — красные розы.

По археологическим данным роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным. С древности сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

Цветы являются одним из самых настоящих языков природы. Познавая символику цветка, мы можем сами выбрать то состояние и настроение, которое желаем усилить благодаря ювелирным изделиям из настоящих цветов.

Флориография — символика, придаваемая различным цветам для выражения тех или иных настроений и чувств. В Викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто. Язык цветов появился на Востоке. Знания о языке цветов попали в Европу благодаря заметкам двух персон: Обри де ля Моттрея и леди Мэри Уортли Монтегю.

Красная роза – символ настоящей любви.

Бордовая роза – символ красоты

Розовая роза – символ желания, страсти, радости жизни, молодости и энергии

Белая роза – символ чистоты, вечной любви, смирения,

Жёлтая роза – символ счастья, радости и дружбы 

Фиолетовая роза – символ благодарности

Красоту розы прославляют в стихах, на картинах, легендах. Её заслужено называют королевой серди цветов.

Поделится

Поделится

ви долбоеби хаххахахахахахахаахаа

Ответить

😇😇😇😇😇😇😇😁😁😁😁😁😁😁😁😀😀😀😀💖💖💖💅💅💅👑👑👑👑

Ответить

Новый комментарий

Войти с помощью

Отправить

История Роуз Ванды «Роуз» Бибб

Перейти к рейтингам и рецензиям

Оценить эту книгу

Ванда «Роуз» Бибб

Оценить эту книгу

Легко забыть, что под абстракциями академических кругов скрывается безличное » «клиенты», для которых разрабатываются программы, практические модели, политики и теории, — это отдельный человек, чья история, хотя и подразумевается, редко рассказывается полностью. В «Истории Роуза» суровая реальность конкретизирует абстракции, найденные в учебниках. Роуз (Ванда Бибб) выявляет нарушения социальной справедливости, личных прав и этической ответственности, а также корыстных политик, протоколов и правил, которые служат системе, а не потребностям клиента. Она также рассказывает о своем опыте общения с профессионалами, которые выслушали, позаботились и изменили ее жизнь. Эта трогательная, но суровая автобиография предлагает взглянуть из первых рук на адаптацию и выживание в среде, полной противоречий и несовершенств. Роуз говорит от имени многих клиентов, которые не выдерживают критики в нашей системе социального обеспечения.

    ЖанрыСоциальная работа

136 страниц, Мягкая обложка

Впервые опубликовано 1 апреля 2003 г.



Об авторе


Что вы думаете?

Оцените эту книгу


Поиск по тексту рецензии

Показано 1–4 из 4 рецензий

K

116 рецензий32 подписчика Автор, ставший жертвой сложной и ущербной системы, пишет исключительно своими словами с минимальной правкой. Это не повествование с множеством цветистых деталей или информации, добавленной для литературного эффекта. Он прямолинейный, упрощенный и, думаю, из-за своей прямолинейности держал меня в напряжении на протяжении всей истории. В нем освещаются ужасы системы патронатного воспитания и социального обеспечения с 40-х до конца 80-х годов. Книга постоянно меня шокировала. Прозаичный способ, которым «Роуз» пишет о зверствах, которые она пережила, только больше разбил мне сердце. Это заставило меня разочароваться и разозлиться на систему — которая, я надеюсь, в наши дни добилась больших успехов в улучшении — и гордиться автором за то, что он все это пережил. Хорошее чтение для тех, кто интересуется социальной работой и системами психического здоровья.


    19 сентября 2008

    все было в порядке… это книга для занятий, чего от нее можно ожидать… особенно, когда профессор, заставивший нас ее прочитать, перегорел


      24 октября, 2008

      Эта книга написана женщиной, пережившей систему социального обеспечения Соединенных Штатов. Это хорошая иллюстрация того, насколько несовершенной была и во многом остается система.


        Сара

        1 612 отзывов61 подписчик

        7 июля 2013 г.

        Я прочитал это на одном из занятий по социальной работе в Чатеме.

          мемуары

        Показано 1 — 4 из 4 отзывов


        Не можете найти то, что ищете?

        Получите помощь и узнайте больше о дизайне.

        Справочный центр

        История «королевы цветов»

        Загрузка

        Стиль | Мода

        By Joobin Bekhrad15th September 2020

        Роза ассоциируется со всем, от разврата до чистоты. Джубин Бехрад исследует мифы и значения одного из любимых мотивов моды.

        «Об этом прекрасном цветке можно сказать, что природа исчерпала себя, пытаясь наделить его свежестью красоты, формы, аромата, блеска и изящества». Вот как Шарлотта де ла Тур описывает розу в своей знаменитой книге Le Langage des Fleurs («Язык цветов»). В нем роза занимает центральное и почти священное место. В ее чувствах не было ничего нового; до публикации ее книги в 1819 году роза на протяжении тысячелетий ценилась за свою красоту, как эстетическую, так и обонятельную. Подобно де Латуру, греческий писатель Ахиллес Татиус во втором веке нашей эры называл розу «царицей цветов», и для персидских поэтов, таких как Хафез, ее красота была непревзойденной. И сегодня роза по-прежнему прочно ассоциируется с красотой, как и с любовью; но в его складках лежит много других коннотаций, некоторые из которых не такие радужные. Ravishing: The Rose in Fashion, предстоящая весной 2021 года выставка в Музее FIT (Нью-Йоркский технологический институт моды), исследует множество значений, пожалуй, самого символически богатого — и противоречивого — цветка не только в моде, но и в все, от мифологии и литературы до религии и политики.

         

        Больше похоже на это:

         

        —        Цветочная ткань, которая была запрещена

        —        Главный символ Японии?

        —        Миллениалы переосмысливают сексуальность

         

        Хотя предполагается, что роза была впервые выращена в Китае около 5000 лет назад, на самом деле этот цветок намного старше. «Род rosa восходит к возрасту от 35 до 40 миллионов лет, — говорит Эми де ла Хэй, со-куратор выставки MFIT, — так что роза возвращается прямо в прошлое». На Ближнем Востоке, по словам историка Мауро Амбросоли, популярность розы распространилась вместе с персидской идеей райского сада, и, как говорит Анна Паворд, редактор будущей книги «Цветок: мир в цвету», она пробилась в Европу через римлян. «Его привезли торговцы, — рассказывает она BBC Culture. «Римляне импортировали растения с Востока».

        «Розы Гелиогабала» (1888 г.) Лоуренса Альма-Тадемы изображают гостей, тонущих в ливне лепестков роз на декадентском римском пиру. , хотя; они использовали цветок в полной мере. Майри Маккензи пишет в книге, сопровождающей шоу, что розовые духи и вода использовались людьми из разных социальных слоев — в качестве ароматов, в еде и вине, а также для купания. И задолго до того, как Джаггер и Ричардс пообещали маленькой Сюзи украсить ее могилу розами, римляне, по словам Паворда, использовали розы «в гирляндах, чтобы почтить могилы и души умерших». Потом были лепестки. Было принято, например, использовать их в качестве ковров в особых случаях, но иногда дела выходили из-под контроля. В своей картине 1888 года «Розы Гелиогабала» Лоуренс Альма-Тадема изображает пир, на котором некоторые из гостей императора буквально тонут в ливне из лепестков роз. Хотя подлинность инцидента подвергается сомнению, это не тоже неправдоподобно. Джонатан Файерс, профессор Винчестерской школы искусств в Великобритании, описывает Гелиогабала как «юношеского и гедонистического»; и, как отмечает Ричард Вебстер в своей книге «Магические символы любви и романтики», император Нерон, как сообщается, потратил четыре миллиона сестерциев (древнеримских монет) на лепестки для одного банкета. «Это своего рода комментарий к упадку того времени», — говорит де ла Хэй в интервью BBC Culture.

        Это все, конечно, не говоря уже о Розалии, экстравагантном фестивале роз, ежегодно проводимом в Риме; и связь с упадком распространилась и на римскую религию. Считалось, что Амур подарил розу Гарпократу — египетскому богу, который для греков и римлян символизировал молчание — в обмен на то, чтобы сохранить в тайне любовные похождения своей матери Венеры; отсюда латинский термин sub rosa (буквально «под розой»), который до сих пор используется, чтобы потребовать молчания по вопросам, обсуждаемым в частном порядке.

        На портрете Елизаветы I Николаса Хиллиарда (1573–1575) королева изображена под розой без шипов, что означает целомудрие. как символ Девы Марии. «Ранние отцы церкви, — объясняет Ричард Вебстер, — ненавидели розу, потому что они ассоциировали ее с похотью и развратом, которые они видели в Римской империи». В конечном счете, однако, роза победила и была объявлена ​​«самым совершенным из цветов», согласно Терезе Маклин в ее книге «Средневековые английские сады», «тот, который был без шипов, когда рос в раю, до непослушания Адама и Евы». …» Следовательно, Мария стала представляться белой розой без шипов. Знаменитый портрет Елизаветы I (ок. 1573–1575) «Пеликан», созданный Николасом Хиллиардом, на котором королева предстает под розой без шипов, иллюстрирует вновь обретенные христианские ассоциации розы с целомудрием.

         

        Тем не менее, в новой религии сохранились некоторые языческие связи. Согласно греческому писателю Павсанию, роза получила свой красный цвет от крови Афродиты (Венеры), которая порезала себе ноги о шипы розового куста, когда мчалась к умирающему возлюбленному Адонису. Эта связь с кровью и смертью позже была воплощена в розе как символе Христа. «Пять кровоточащих ран [Христа], — пишет Маклин, — были пятью лепестками красной розы, а его терновый венец — шипами розового куста».

         

        Со временем ассоциации розы с любовью, женственностью, чистотой и смертью получили дальнейшее развитие в литературе и искусстве, а также в ботанике. В XIII веке Le Roman de la Rose («Роман о розе»), рассказе, «изобилующем каламбурами, сосредоточенными на розовых децветах, прокалывании, разбрасывании семян и захвате молодых бутонов», — говорит Файерс, «роза — это и объект желания рассказчика, и символ женской сексуальности». Однако термин «лишение девственности» впервые появился в «Справочнике для акушерок», книге английского ботаника XVII века Николаса Калпепера, который, как пишет Де Ла Хэй, «[сравнил] мясистые бугорки вокруг девственной плевы с наполовину распустившейся девственной плевой». Роза». Такие сравнения, в том числе сделанные шведским ботаником Карлом Линнеем (относительно цветов в целом) в 18 веке, в конечном итоге привели к тому, что роза снова стала объектом презрения — на этот раз в викторианской Англии. «Его оскорбляли люди, которых оскорбляли ссылки на сексуальность», — говорит де ла Хэй.

        Ravishing: The Rose in Fashion включает в себя шелковое коктейльное платье Dior 1960 года (Фото: Музей в FIT) нежная роза: «И отвратительная язва живет в самом сладком бутоне», — писал он. Эта тема также послужила источником вдохновения для стихотворения Уильяма Блейка «Больная роза». Точно так же во время Первой мировой войны розы — как одинокая роза, цветущая в бесплодном пейзаже Рене Магритта «19 лет».45 картин l’Utopie ( Utopia ) — стали «символикой красоты и хрупкости жизни», по словам де ла Эя, и были подобраны и высушены в память об умерших, и заключены в письма.

         

        Вокруг розы также возникли новые коннотации, особенно в политике. В Англии 15-го века дома Йорков и Ланкастеров боролись за контроль над троном в Войнах Алой и Белой розы. Когда первый тюдоровский монарх Генрих VII победил Ричарда III и женился на Елизавете Йоркской, он создал розу Тюдоров из красной розы Ланкастера и белой розы Йорка. «Контраст военной мощи с нежной розой оказался неотразимым», — пишет Файерс о розе Тюдоров, которая сейчас является национальным символом Англии. Кроме того, из-за своего цвета красная роза стала ассоциироваться с коммунизмом и социализмом и является символом Лейбористской партии Великобритании.

         

        Роза в моде

         

        Несмотря на свою репутацию и появление в сферах литературы, искусства и политики в Европе, розы появились только в 18 веке, особенно в Англии и Франции. , начали серьезно культивироваться. Появление китайской розы в Европе в середине века вызвало увлечение всем розовым, и одежда не стала исключением. «К концу 18-го века, — пишет ученый Франсуа Жуайо в «Восторге», — роза была не только в умах и садах: она была повсюду, в домашнем декоре, в украшении мебели и в украшениях женщин».

        Платье дебютантки «Сильфида» американского дизайнера Чарльза Джеймса 1937 года, украшенное шелковыми розами (Источник: Музей в FIT/ Дар миссис Джон Хаммонд) позже, но розовые мотивы также нашли свое применение на шелке и других тканях. Цветок, по словам Коллин Хилл, другого куратора выставки MFIT, в этом отношении особенно хорош. «Одна из вещей, которая делает розу таким исключительным мотивом в моде, — это ее способность изображаться множеством способов. Розу можно «вылепить» из ткани, напечатать, сплести или раскрасить. Его можно абстрагировать и все же распознать как розу».

        Есть также его многочисленные ассоциации, которые давно оценили многие великие дизайнеры мира. Например, в вечернем платье, созданном художником Жаном Кокто для Эльзы Скиапарелли в 1937 году, на спине которого появляются две целующиеся фигуры под вазой с розами, цветок используется как символ любви и романтики. Совсем недавно Prada использовала розу в своей коллекции Anatomy of Romance 2019 года. Аналогичным образом, шелковые тюбетейки Кристиана Диора, которые, по его собственным словам, были созданы для «цветоподобных женщин», и вечернее платье молодой женщины с искусственной розовой розой, торчащей у пупка, созданное около 19 в.60 от Yves Saint-Laurent, вспомните женский оттенок цветка в Le Roman de la Rose.

        Дизайнер Ричард Куинн очарован чистотой роз и тем, как это значение можно разрушить (Фото: Getty Images)

        быстротечность жизни. Коллекция антофила сезона осень/зима 2019/2020 является тому примером, рассказывает Ван Нотен BBC Culture: «В мире происходило много действительно странных вещей, поэтому я подумал, что было бы неплохо [напечатать] розы… но не идеальные розы, чтобы показать реальность жизни». Визуальное вдохновение для коллекции пришло из сада Ван Нотена. «[Были] розы с болезнями, иногда съеденными насекомыми, [розы], поцарапанные и поврежденные дождем и градом…» В коллекции «Розы и кровь» Comme des Garçons 2015 года Рей Кавакубо также исследовала более темные звенья розы. Представленный к столетию Первой мировой войны, он напомнил об обычае солдат собирать розы среди обломков войны.

         

        Роза как символ чистоты в моде, пожалуй, лучше всего проявляется в использовании белых роз в свадебных платьях. Ричард Куинн тоже смотрит на розу с этой точки зрения, хотя и не ограничивает себя белым цветом в своих ярких цветочных принтах. «Для меня роза означает чистую любовь и естественную красоту», — говорит дизайнер, который в то же время «заинтригован тем, как «чистота» розы… может быть подорвана с помощью таких материалов, как латекс.

         

        Созданная в 1950-х годах Эльзой Скиапарелли шляпа с красно-зеленой розой из шелковой органзы (Фото: Музей FIT)

        Что касается политических и патриотических коннотаций розы, бренд Kent & Curwen играет с ними в английском контексте. «Определенно гордиться тем, что носите такой герб на груди», — говорит креативный директор Дэниел Кернс о розе — «великом английском символе», — который в течение последних пяти с лишним лет красовался ланкастерским красным цветом на многих наряды бренда. Кернс, однако, также ценит другие значения цветка и считает, что он далеко выходит за рамки своих царственных (и религиозных) корней в Англии. «Это само по себе стало своего рода иконографией, которая стоит особняком», — говорит он BBC Culture. «Это связано с любовью, это связано с природой, с искусством, со всеми вещами, и я думаю, что таким образом он создает своего рода более широкую тему».

         

        В то время как дизайнеры использовали символику розы на протяжении столетий и, как говорит де ла Хэй, «[особенно] в последние 10–15 лет», Хилл, как и Ван Нотен, признает, что большинство потребителей не не думайте о том, что это означает. «Большинство людей больше всего ценят розы за их красоту, — говорит она. Файерс также подчеркивает, что эта красота не только поверхностна, но и, что более важно, преображает; и именно эта трансформирующая красота лежит в основе выставки. «Простое добавление розы в петлицу [или] добавление к корсажу, — отмечает Файерс, — может превратить обладательниц в принцев и принцесс».

        Ансамбль Kenzo из шелкового шифона 2011 года среди экспонатов выставки Ravishing: The Rose in Fashion (Источник: Музей FIT/Gift of Kenzo) Роза», возможно, она, как говорит де ла Хэй, требовала «увидеть розу такой, какой она была… лишенной мифологии и символизма». Если так, то это был трудный, если не совсем невыполнимый приказ; ибо, хотя это могло быть просто розой, когда она впервые выросла из земли около 40 миллионов лет назад, она, по крайней мере, в течение тысячелетий, очевидно, была чем угодно, но не розой.