Содержание
Рёскин о рельефах византийских дворцов в Венеции
Недавно пришел мне такой комментарий: «Вот читаю сейчас «Камни Венеции» Рёскина. Вы с ним очень похожи в своей любви к капителям, фризам, архивольтам и всяческой красивой фурнитуре.»
К счастью PDF книги оказался в сети и она превзошла все самые смелые ожидания. В ней я нашла удивительное созвучие моим мыслям и чувствам, вот только очень жаль, что Рёскин не дожил до новых технологий или хотя бы широкого распространения фотографии.
По сему позволю себе проиллюстрировать небольшую выдержку из книги своими (и не только) фотографиями византийских рельефов из Венеции.
Небольшая цитата из шестой главы книги «Камни венеции» под названием «Византийские дворцы», стр. 131-134
«….В частных дворцах (Венеции, примечание uchitelj) архивольты, как правило, весьма просты, они имеют зубчатую форму, так что весь декоративный эффект создается за счет рельефов, вмурованных в стену над или между арками. .. Это либо вытянутые по вертикали кресты, либо круги; образцы всех типов представлены на с. 133.
Страница 133 книги «Камни Венеции».
Крест, очевидно, был неизменным украшением и помещался либо в центре архивольта портала, либо в центре первого этажа над окнами, по обе стороны от него в разных сочетаниях располагались круглые или продолговатые украшения.
Фото germon2005
Во многих случаях настенные мраморные рельефы старейших византийских дворцов были сбиты, так что на архивольтах остались одни кресты. Лучшие образцы крестов, размещенных над окнами, обнаружены на зданиях переходного периода: одно из них находится на площади Кампо Санта-Мария Формоза; второе, довольно хорошо сохранившееся, на площади Кампо Санта-Мария Матер Домини, причем кресты там расположены между всеми окнами; третье на Большом канале, в приходе церкви Санти-Апостоли, где имеются два креста, по одному с каждой стороны первого этажа, а в центре барельеф с изображением Иисуса Христа на троне; и, наконец, дом, крест которого самый большой из тех, что приведены на иллюстрации, находится возле церкви Сан-Джованни Гризостомо и некогда принадлежал Марко Поло. Обычай размещать символ христианской веры в центре фасадов дворцов был в старой Венеции всеобщим и соблюдался примерно до середины XIV столетия.
Прочие рельефы, размещенные над или между арками, почти всегда представляют собой группы зверей или птиц, либо стоящих лицом друг к другу и разделенных колонкой с лиственным узором, либо терзающих друг друга в смертельной схватке.
Фрагмент фасада дворца Фондако-деи-Турки
Число таких рельефов, в особенности небольших, вписанных в круг, как на рис. 5 и 6 на с. 133, разбросанных ныне по всей Венеции, огромно, однако их редко увидишь в первоначальном расположении.
При разрушении византийских дворцов эти фрагменты, как правило, сохранялись, и потом их вмуровывали в стены новых построек с большими или меньшими потугами на симметрию (аналогичным образом часто использовались фрагменты фризов и рельефных обрамлений), так что манеру их оригинального применения можно увидеть лишь в соборе Св. Марка, Фондако дей Турки и в одном-двух других зданиях.
Фрагменты фасада дворца Фондако-деи-Турки
Лучшими в Венеции, бесспорно, являются рельефы с группами скомпонованных таким образом птиц и зверей; на рис. 1 на с. 133 (см. рисунок выше) изображена одна из групп, использованных в отделке собора Св. Марка, обрамленная плетеным орнаментом, она являет собой весьма характерный образец в ряду наиболее изысканных, только серединный ствол, или столб, зачастую бывает украшен пышной листвой, обычно виноградной.
(Рельеф этот не нашла, привожу похожие)
Фото germon2005
Группы хищных животных, терзающих друг друга в смертельной схватке, вырезаны гораздо грубее (?) и занимают в византийской скульптуре почти такое же место, как низший тип гротеска в готической,
Фото germon2005
причем иногда среди них встречаются подлинные, хотя и неуклюжие, гротески, как, например, четыре туловища с одной головой в центре;
но здесь нет и намека на богатство фантазии создателей разве что в удачном распределении света и тени да в живости и продуманности штрихов, обозначающих перья птиц или прожилки листьев. Однако скульптор неизменно заботится о том, чтобы глаз не утомлялся однообразием: эти византийские узоры никогда не бывают полностью симметричны (бывают, см.иллюстации).
Пример «свободной» симметрии. Фото germon2005
Так, цепочка, обрамляющая фигуры птиц на упомянутом рисунке со с. 133, содержит в левой верхней части арки два круга с заключенными в них квадратами, а в правой — два круга поменьше и один ромб с вписанным в него квадратом плюс два маленьких кружка или розетки; в нижней части цепочки справа круг, а слева ромб, и так далее, вплоть до мельчайших деталей…»
Еще несколько образцов венецианских рельефов
И еще
Фотографии в альбоме «Венеция 2015 март», автор germon2005 на Яндекс.Фотках
Рёскин о рельефах византийских дворцов в Венеции
Недавно пришел мне такой комментарий: «Вот читаю сейчас «Камни Венеции» Рёскина. Вы с ним очень похожи в своей любви к капителям, фризам, архивольтам и всяческой красивой фурнитуре.»
Не первый раз уже мое имя упоминается в приятной близости к этому великому, на мой взгляд, человеку. 🙂
А вот книгу эту, к сожалению не читала. К счастью PDF книги оказался в сети и она превзошла все самые смелые ожидания. В ней я нашла удивительное созвучие моим мыслям и чувствам, вот только очень жаль, что Рёскин не дожил до новых технологий или хотя бы широкого распространения фотографии.
По сему позволю себе проиллюстрировать небольшую выдержку из книги своими (и не только) фотографиями византийских рельефов из Венеции.
Просьба в перепостах удалять первый абзац.
Небольшая цитата из шестой главы книги «Камни венеции» под названием «Византийские дворцы», стр. 131-134
«….В частных дворцах (Венеции, примечание uchitelj) архивольты, как правило, весьма просты, они имеют зубчатую форму, так что весь декоративный эффект создается за счет рельефов, вмурованных в стену над или между арками. .. Это либо вытянутые по вертикали кресты, либо круги; образцы всех типов представлены на с. 133.
Страница 133 книги «Камни Венеции».
Крест, очевидно, был неизменным украшением и помещался либо в центре архивольта портала, либо в центре первого этажа над окнами, по обе стороны от него в разных сочетаниях располагались круглые или продолговатые украшения.
Фото germon2005
Во многих случаях настенные мраморные рельефы старейших византийских дворцов были сбиты, так что на архивольтах остались одни кресты. Лучшие образцы крестов, размещенных над окнами, обнаружены на зданиях переходного периода: одно из них находится на площади Кампо Санта-Мария Формоза; второе, довольно хорошо сохранившееся, на площади Кампо Санта-Мария Матер Домини, причем кресты там расположены между всеми окнами; третье на Большом канале, в приходе церкви Санти-Апостоли, где имеются два креста, по одному с каждой стороны первого этажа, а в центре барельеф с изображением Иисуса Христа на троне; и, наконец, дом, крест которого самый большой из тех, что приведены на иллюстрации, находится возле церкви Сан-Джованни Гризостомо и некогда принадлежал Марко Поло. Обычай размещать символ христианской веры в центре фасадов дворцов был в старой Венеции всеобщим и соблюдался примерно до середины XIV столетия.
Прочие рельефы, размещенные над или между арками, почти всегда представляют собой группы зверей или птиц, либо стоящих лицом друг к другу и разделенных колонкой с лиственным узором, либо терзающих друг друга в смертельной схватке.
Фрагмент фасада дворца Фондако-деи-Турки
Число таких рельефов, в особенности небольших, вписанных в круг, как на рис. 5 и 6 на с. 133, разбросанных ныне по всей Венеции, огромно, однако их редко увидишь в первоначальном расположении.
При разрушении византийских дворцов эти фрагменты, как правило, сохранялись, и потом их вмуровывали в стены новых построек с большими или меньшими потугами на симметрию (аналогичным образом часто использовались фрагменты фризов и рельефных обрамлений), так что манеру их оригинального применения можно увидеть лишь в соборе Св. Марка, Фондако дей Турки и в одном-двух других зданиях.
Фрагменты фасада дворца Фондако-деи-Турки
Лучшими в Венеции, бесспорно, являются рельефы с группами скомпонованных таким образом птиц и зверей; на рис. 1 на с. 133 (см. рисунок выше) изображена одна из групп, использованных в отделке собора Св. Марка, обрамленная плетеным орнаментом, она являет собой весьма характерный образец в ряду наиболее изысканных, только серединный ствол, или столб, зачастую бывает украшен пышной листвой, обычно виноградной.
(Рельеф этот не нашла, привожу похожие)
Фото germon2005
Группы хищных животных, терзающих друг друга в смертельной схватке, вырезаны гораздо грубее (?) и занимают в византийской скульптуре почти такое же место, как низший тип гротеска в готической,
Фото germon2005
причем иногда среди них встречаются подлинные, хотя и неуклюжие, гротески, как, например, четыре туловища с одной головой в центре;
но здесь нет и намека на богатство фантазии создателей разве что в удачном распределении света и тени да в живости и продуманности штрихов, обозначающих перья птиц или прожилки листьев. Однако скульптор неизменно заботится о том, чтобы глаз не утомлялся однообразием: эти византийские узоры никогда не бывают полностью симметричны (бывают, см.иллюстации).
Пример «свободной» симметрии. Фото germon2005
Так, цепочка, обрамляющая фигуры птиц на упомянутом рисунке со с. 133, содержит в левой верхней части арки два круга с заключенными в них квадратами, а в правой — два круга поменьше и один ромб с вписанным в него квадратом плюс два маленьких кружка или розетки; в нижней части цепочки справа круг, а слева ромб, и так далее, вплоть до мельчайших деталей…»
Еще несколько образцов венецианских рельефов
И еще
Фотографии в альбоме «Венеция 2015 март», автор germon2005 на Яндекс.Фотках
Символика Венецианского креста
Символика Венецианского креста. В Венеции иногда можно заметить необычные кресты с округлыми концами. Два легко находимых примера: большой крест на вершине базилики Святого Марка; или тот, что внутри, сидит на балдахине (« киворий »), украшенном прекрасными рельефами, перед алтарем.
Эти округлые формы, по сути, являются стилизацией « геральдической лилии (или лилии) », ирис или лилия, похожая на цветочную эмблему, встречающуюся в разных культурах, еще в древних цивилизациях.
Он стал символически важным как для государства, так и для католической церкви в Венеции, наряду с Крылатым львом Святого Марка. Последний представляет Марка Евангелиста в виде крылатого льва, держащего Библию, и является символом города Венеции и бывшей Венецианской республики.
Сегодня геральдическая лилия является культовым символом, пронизывающим современную культуру. В посте обсуждается его историческое происхождение в различных цивилизациях по всему миру.
Символика венецианского креста – история
По сути, это стилизация « геральдической лилии », эмблемы цветка ириса или лилии: три в конце каждой руки ( символизирующие Троицу ) и четыре по углам на пересечении ветвей креста ( символизирующих мир ) Всего. Внутри Базилики ( фото ниже ) можно увидеть еще один пример на балдахине в центральной позиции, перед алтарем.
Эти кресты в своей первоначальной форме назывались « Кресты Святого Марка» и были созданы, когда Венецианская архиепископия была основана в 775 году; стал патриархатом. Церковь Святого Марка стала его патриаршей церковью.
Обратите внимание, что после вступления в должность Патриарх Венеции имеет право заседать на Консистории кардиналов; с титулом Патриарха-Кардинала. Венецианская церковь следует латинскому праву Римско-католической церкви, но сохраняет определенную степень автономии; сохраняя византийские принципы, которые восходят к приходу христианства в этот район и особенно в Венецию в 568 г.
С созданием патриархата «Орден Святого Марка» был создан управляющей властью и ее членами, служившими Государству; находились под покровительством евангелиста Марка.
Для Венеции геральдическая лилия, по существу является символом « божественной верности » , а также « Силы и Мудрости Бога» 9 0005 ” ; присоединение к символике « Крылатый лев Святого Марка ».
Гербовые знаки Патриарха Венеции
(Определение. Гербовые знаки, были гербами, гербами и другими знаками отличия s, ранее носившиеся на щитах рыцарями, а затем дарованные Короной или другими назначенные должностные лица отдельных лиц, государственных и местных органов власти и юридических лиц, таких как гильдии.)
Традиционно крест с одним горизонтальным плечом; обозначал епископа: две руки — архиепископа-кардинала и три руки, с 15 века — папский символ, представляющий папскую корону, кардинальскую биретту и епископскую митру.
На гербе в верхнем плече есть надпись фразы Пилата: « Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum » (INRI). – Иисус из Назарета, Царь Иудейский.
Нижний горизонтальный рычаг представляет собой то, что Иисус был пригвожден к кресту.
Внизу надпись « Sufficit Gratia Tua » (Ваша светлость, достаточно) и на щите ладья с 8-конечной звездой; представляющее символическое число совершенства Христа.
Еще два примера из латуни:
Истоки символики геральдической лилии
Геральдическая лилия — знаковый символ, пронизывающий современную культуру. Вы можете найти рисунок на вершине столбов забора, перил, на северной стороне компаса, на узоре тканей, скаутском движении, а также в геральдических и религиозных артефактах. Символ легко узнаваем и обычно имеет три лепестка, прикрепленных к основанию, и часто представлен просто; но также распространены богато украшенные или замысловатые вариации.
Эта цветочная эмблема была найдена в различных культурах, еще в древних цивилизациях; так что его точное происхождение неизвестно. Спорят даже о том, является ли этот символ на самом деле лилией, цветком, в честь которого названа эмблема; или радужная оболочка, которая больше напоминает дизайн и типичный желтый цвет.
Один из самых ранних сохранившихся образцов находится на золотом шлеме скифов, евразийского кочевого народа 7-3 веков до н. э. Другие древние примеры встречаются по всему миру. Например, в Египетская культура , она представляла собой змею, убившую статую Клеопатры. Индийский император Канишка (127–150 гг. Н.э.) также носил этот символ.
Во французской культуре. В 496 году нашей эры ангел, по-видимому, явился перед Клотильдой, женой Хлодвига I; король франков и предложил ей лилию; это повлияло на ее обращение в христианство. Когда Хлодвиг был коронован, ампула с изображением геральдической лилии была использована для помазания его как короля. Французская монархия позже приняла этот древний символ французской геральдики. Это чудо отражает историю Девы Марии, когда ей явился ангел Гавриил с лилией в руках; объявив, что она должна быть матерью Спасителя. Этот цветок есть и в иконографии Иосифа, отца Христа; назначить его патриархом новой святой династии божественной царственности.
Слева: Ирис pseudacorus (жёлто-водный ирис). Он произрастает в Европе, Западной Азии и северо-западной Африке.
В 1125 году на французском флаге и гербе было много геральдических лилий. Однако во время правления Карла V он принял символы в честь Святой Троицы; уменьшение количества цветочных символов до трех, каждый с тремя лепестками.
Библейские ассоциации. Лилия, стилизованная под геральдическую лилию, также является библейским растением, связанным с царем Давидом, а также с Иисусом Христом (вспомните полевые лилии… Матфея:28-29).).
Таким образом, он стал символом «власти и суверенитета», «божественного права королей», а также означал «чистоту тела и души». Древние цари Европы «были благочестивы, освящены Божеством; властью священства». Они должны были быть справедливыми, совершенными и чистыми существами, как и Дева Мария — та, которая является « лилией благовещения и покорности ». Как раскрывает апостол Лука: « Ecce Ancila Domine », «Здесь Раб Господень» и святой покровитель всей царской власти.
По этой причине в испанской культуре , ирис был заменен лилией, а « геральдическая лилия » стала « флор-дель-лирио ».
Ирис, лилия или другой вид? Просто чтобы запутать ситуацию, некоторые предполагают, что «настоящая» геральдическая лилия не принадлежит ни к семейству Iridaceae, ни к семейству Liliaceae; но член семейства амариллисовых, называемый « Sprekelia formosissima ». Это растение родом из Мексики и Гватемалы. на других языках он известен как «ацтекская лилия», «лилия Сан-Тихео» и «лилия святого Джеймса». Он был назван в 18 веке ботаником Карлом фон Линне, когда он получил несколько луковиц от Дж. Х. Шпрекельсена, немецкого юриста. Испанцы привезли луковицы из Мексики в конце 16 века.
Безусловно, то, что мы знаем как «геральдическая лилия», является символом, который уходит корнями в глубокую историю и был общим для различных культур по всему миру.
L : Символ французской монархии
R : Бойскауты Америки на почте США. Это символизировало, что Скауты «надежны и подобны компасу; впереди ».
Пожалуйста, смотрите другие мои посты в категории: История и архитектура
Для тех, кто интересуется таинственной, мифической или темной стороной венецианской истории и культуры; Я составил список из ссылок ниже на те посты, которые включают элементы христианского символизма, сакральной геометрии, каббалы, масонства и алхимии, и я надеюсь расширить этот список.
Сакральная геометрия
Собор Святого Марка
Лев Святого Марка
Санта-Мария-делла-Салюте
9000 3 Palazzo Lezze и алхимический символизм
Каббала и Сан-Франческо делла Винья
Ла Маддалена и масонская символика
Дворец Дожей – Капители колонн
Пасть Льва
Патеры – Малые круглые рельефы
Символика Венецианского Креста Символика Венецианского Креста Символика Венецианского Креста