Улыбка будды: Вечная улыбка Будды | PSYCHOLOGIES

Вечная улыбка Будды | PSYCHOLOGIES

Как пережить трудные времена: ежедневные советы Psy

«Казанова в юбке»: 4 признака нового типа женщин — в чем плюсы

Свингеры: кто и почему меняется партнерами — разбор с психологами

Есть множество способов восприятия мира. Видеть жизнь «в радужном свете» прежде всего означает ясно осознавать, что в каждом живом существе, то есть и в нас самих, от природы заложен колоссальный потенциал, побуждающий нас к духовному развитию.

А воспринимать окружающую действительность «в мрачных тонах» – значит полагать, что наша жизнь изначально лишена позитивной перспективы и что преодолеть эту обреченность невозможно – как невозможно вырезать прекрасную статую из гнилого дерева.

Пессимизм говорит о нашей внутренней предрасположенности к страданию, которая порой может перейти в подлинное отвращение к жизни.

Суть истинного оптимизма в том, чтобы использовать каждое мгновение для содержательной работы над собой, ведущей в конечном счете к усовершенствованию мира, вместо того чтобы заполнять свое время бесплодной рефлексией по поводу прошлого и страхом перед будущим. Как писал Ален** в своей книге «Разговор о счастье»: «Каким чудесным было бы человеческое общество, если бы каждый подбрасывал дров в общий костер, вместо того чтобы плакать над пепелищем!»

Глаза знания

Будда не закрывает глаза на мир, но лишь обращает взгляд в глубину собственной души, чтобы лучше ее понять. Он подобен золотой рыбке, с широко раскрытыми глазами плывущей в океане невежества и страдания, и глаза его полны понимания и сочувствия.

«ЕСТЕСТВЕННО ПРИНИМАТЬ ВЕСЬ МИР, НЕ ПЫТАЯСЬ УКРЫТЬСЯ ЗА ЧУВСТВОМ СВОЕЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ»

Будда пребывает в гармонии с реальностью, потому что ему ведома высшая природа вещей: он знает о взаимозависимости всех явлений во вселенной и о том, что в отрыве от остального мира наше «я» не существует. Даже сквозь тучи обуревающего многих из нас смятения он способен различить заложенную в каждом человеке способность к духовному росту.

Улыбка бескорыстной любви

Улыбка Будды есть выражение безграничной и бескорыстной любви. Она отражает безусловную благожелательность: ее питает желание помочь всем без исключения живым существам обрести счастье, открыв его неиссякаемые источники – мудрость, внутреннюю свободу, сочувствие, – и освободиться от страдания и его глубинных причин – невежества, ненависти, вожделения.

Мы чужды благодушия, которое рядится в одежды оптимизма и пытается вопреки логике окрасить в радужный цвет печальные факты окружающей нас несовершенной реальности. Наш просвещенный оптимизм – это открытость и творчество, которые позволяют естественно, спонтанно принимать весь мир, не пытаясь при этом укрыться за ложным чувством собственной исключительности.

Дух полноты бытия

Инстинкт подсказывает нам, что сознание исходит из сердца, наука локализует его в мозгу, а буддизм описывает его как явление, независимое от окружающего мира. Но как бы то ни было, все события, происходящие в нашей психике, безусловно, связаны с возбуждением, подавлением или синхронизацией деятельности разных участков головного мозга.

Смысл медитации в том, чтобы освоить новый способ действовать и существовать, работая над собственным духом. В физическом плане такая работа дает результат благодаря пластичности нашего мозга, который меняется по мере того, как мы становимся богаче внутренне и начинаем иначе воспринимать внешний мир. Она меняет то, как мы интерпретируем происходящее и переживаем свои эмоции. Именно работа духа дает нам возможность раскрывать себя и ощущать полноту бытия в каждый момент своего существования.

* Матье Рикар (Matthieu Ricard) – ученый-генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах и личный пере-водчик далай-ламы XIV, он яв-ляется автором нескольких философских книг.** Ален (Alain; настоящее имя – Эмиль-Огюст Шартье, 1868–1951) – французский философ-гуманист и писатель.

Текст:Матье Рикар

Новое на сайте

Первые признаки климакса: как отличить менопаузу от недомогания

Что может разрушить отношения: 8 сигналов опасности — проверьте себя

«Ужасно боюсь смерти. На меня давит война и проблемы с экологией»

«Муж не защищает меня от агрессии своего друга»

Жизнь без партнера: возможно ли оставаться счастливыми — 3 мифа об одиночестве

«Казанова в юбке»: 4 признака нового типа женщин — в чем плюсы

9 причин, почему хорошие девочки влюбляются в плохих парней

«Я ковыряю лицо, воображая свою жизнь в другом мире»

Вечная улыбка Будды. Что такое улыбка Будды?

Есть мнение, что именно буддисты лучше других умеют видеть жизнь в светлых тонах. Матье Рикар, буддийский монах и приближенный Далай-Ламы, раскрывает нам смысл безмятежного выражения лица изображений Будды, чтобы приоткрыть один из путей к обретению внутренней гармонии.

Есть множество способов восприятия мира. Видеть жизнь «в радужном свете» прежде всего означает ясно осознавать, что в каждом живом существе, то есть и в нас самих, от природы заложен колоссальный потенциал, побуждающий нас к духовному развитию.

А воспринимать окружающую действительность «в мрачных тонах» – значит полагать, что наша жизнь изначально лишена позитивной перспективы и что преодолеть эту обреченность невозможно – как невозможно вырезать прекрасную статую из гнилого дерева.

Пессимизм говорит о нашей внутренней предрасположенности к страданию, которая порой может перейти в подлинное отвращение к жизни.

Суть истинного оптимизма в том, чтобы использовать каждое мгновение для содержательной работы над собой, ведущей в конечном счете к усовершенствованию мира, вместо того чтобы заполнять свое время бесплодной рефлексией по поводу прошлого и страхом перед будущим. Как писал Ален** в своей книге «Разговор о счастье»: «Каким чудесным было бы человеческое общество, если бы каждый подбрасывал дров в общий костер, вместо того чтобы плакать над пепелищем!»

Глаза знания

Будда не закрывает глаза на мир, но лишь обращает взгляд в глубину собственной души, чтобы лучше ее понять. Он подобен золотой рыбке, с широко раскрытыми глазами плывущей в океане невежества и страдания, и глаза его полны понимания и сочувствия.

Будда пребывает в гармонии с реальностью, потому что ему ведома высшая природа вещей: он знает о взаимозависимости всех явлений во вселенной и о том, что в отрыве от остального мира наше «я» не существует. Даже сквозь тучи обуревающего многих из нас смятения он способен различить заложенную в каждом человеке способность к духовному росту.

Улыбка бескорыстной любви

Улыбка Будды есть выражение безграничной и бескорыстной любви. Она отражает безусловную благожелательность: ее питает желание помочь всем без исключения живым существам обрести счастье, открыв его неиссякаемые источники – мудрость, внутреннюю свободу, сочувствие, – и освободиться от страдания и его глубинных причин – невежества, ненависти, вожделения.

Мы чужды благодушия, которое рядится в одежды оптимизма и пытается вопреки логике окрасить в радужный цвет печальные факты окружающей нас несовершенной реальности. Наш просвещенный оптимизм – это открытость и творчество, которые позволяют естественно, спонтанно принимать весь мир, не пытаясь при этом укрыться за ложным чувством собственной исключительности.

Дух полноты бытия

Инстинкт подсказывает нам, что сознание исходит из сердца, наука локализует его в мозгу, а буддизм описывает его как явление, независимое от окружающего мира. Но как бы то ни было, все события, происходящие в нашей психике, безусловно, связаны с возбуждением, подавлением или синхронизацией деятельности разных участков головного мозга.

Смысл медитации в том, чтобы освоить новый способ действовать и существовать, работая над собственным духом. В физическом плане такая работа дает результат благодаря пластичности нашего мозга, который меняется по мере того, как мы становимся богаче внутренне и начинаем иначе воспринимать внешний мир. Она меняет то, как мы интерпретируем происходящее и переживаем свои эмоции. Именно работа духа дает нам возможность раскрывать себя и ощущать полноту бытия в каждый момент своего существования.

* Матье Рикар (Matthieu Ricard) – ученый-генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах и личный пере-водчик далай-ламы XIV, он яв-ляется автором нескольких философских книг.** Ален (Alain; настоящее имя – Эмиль-Огюст Шартье, 1868–1951) – французский философ-гуманист и писатель.

Матье Рикар, psychologies .ru

Еще об улыбке: http://anchiktigra.livejournal.com/2012755.html

Тайна улыбки Будды Ежедневное просветление Буддийское вдохновение (с 1997 года)

Я думаю, пришло время снова встретиться с самим собой.
Опять же, это всегда время.

— Стоунпис | Получить книги

Одним из самых знаковых изображений буддизма, несомненно, является Будда, молча сидящий под деревом с полузакрытыми глазами и сияющий самой красивой, доброй и понимающей улыбкой. Это изображение глубокого покоя и самообладания настолько прочно, что Будда, будь то в форме статуи или изображения, является самым воспроизводимым изображением в мире. Его ценят не только буддисты, но и представители самых разных культур — настолько, что изображения Будды стали обязательным элементом домашнего декора для многих!

Тем не менее, какой бы заманчивой ни была улыбка Будды, многих из нас она до сих пор озадачивает, поскольку она таит в себе множество загадок. .. Почему Будда улыбается? Чему он улыбается? Как ему удалось достичь Истинного Счастья, которое олицетворяет его улыбка? Возможно, самое главное, можем ли мы улыбаться такой же улыбкой? Конечно можем! Разве это не более глубокая причина, по которой мы почитаем Будду — чтобы черпать в нем вдохновение, чтобы подражать его совершенному состраданию и мудрости? Хорошая новость заключается в том, что с тех пор, как Будда улыбнулся своей «волшебной» улыбкой, он поделился тем, как можем и мы.

Будда улыбается, потому что он примирился не только с собой, но и со всем остальным миром. Это не следует ошибочно принимать за постоянное пребывание в состоянии самодовольного бездействия, ибо состояние будды реализуется через активное совершенство сострадания, направленное на благо всех существ, и совершенство мудрости, позволяющее знать, как лучше всего им помочь. Вечно сидящий Будда представляет собой состояние просветленного блаженства, в котором пребывает Будда, даже если он делает все возможное, что необходимо в данный момент, чтобы вести существ к тому же просветлению (синоним Истинного Счастья).

Секрет улыбки Будды заключается в овладении его разумом посредством практики медитации. Поза, в которой мы видим изображения Будды, обычно соответствует позе Будды в классической позе медитации. Сегодня существует множество форм медитации, преследующих столько же разнообразных целей, сколько и техник, как и во времена Будды. Сам Будда освоил медитацию у величайших учителей медитации, существовавших в то время, прежде чем понял, что их методы неадекватны для достижения просветления.

Что же тогда отодвигает в сторону методы медитации Будды? Будда тоже учил многим формам медитации как части Благородного Восьмеричного Пути к освобождению. В этом смысле Будда никогда не обучал какой-либо технике медитации ради нее самой, поскольку долгосрочной целью всегда является не что иное, как совершенное просветление. Таким образом, буддийскую медитацию в идеале не следует практиковать просто как расслабляющее упражнение для хорошего самочувствия, как если бы кто-то занимался йогой только для фитнеса. Было бы очень жаль лишить себя всех преимуществ медитации! Тем не менее верно то, что то, чему учил Будда, все еще может принести пользу многим, кто еще не стремится к просветлению. Всему свое время?

Хорошим примером метода буддийской медитации, подходящего для всех, будь то буддист или нет, является практика медитации любящей доброты (метта), посредством которой человек систематически культивирует мысли и энергию любящей доброты, сначала внутри себя и для себя, до того, как она переполнится и излучается в мир. Часто ошибочно принимаемый за простое упражнение по визуализации, когда Метта хорошо обучена, преобразующие волны любящей доброты действительно могут создаваться, ощущаться и распространяться. Сильная метта — это успокаивающий бальзам не только для беспокойного ума, но и исцеление за его пределами — через любящие слова и дела. С большим количеством Метты для всех вы также станете ближе к волшебной улыбке Будды!

Одно из самых распространенных заблуждений о медитации состоит в том, что она опасна, что, к сожалению, удерживает некоторых на вечном расстоянии от обретения улыбки Будды. Это действительно очень общее заблуждение… которое легко применимо практически ко всему остальному в жизни. Например, так же опасно водить машину, так как можно попасть в аварию со смертельным исходом, так же как опасно плавать, так как можно утонуть? Правда в том, что нет ничего опасного, если этому правильно научился опытный учитель. Как искусный водитель и пловец всегда в безопасности, так и хороший практик медитации.

Кто-то заметил другу, не знакомому с медитацией, что, хотя согласно многим независимым научным отчетам медитация может принести пользу, она опасна, поскольку демоны могут проникнуть в его разум! Несмотря на благие намерения, истина заключается в том, что медитация, если ее правильно практиковать, предназначена именно для того, чтобы научиться осознанно защищать свой ум от внутренних демонов, которые являются нашими духовными загрязнениями, такими как привязанность, отвращение и заблуждение (которые вызывают несчастье), и внешние демоны ( в условиях любых неблагоприятных внешних обстоятельств). В этом смысле не медитировать опаснее!

Поскольку медитация всегда требует осознанности, когда практикующий осознанен, человек не только контролирует ситуацию, но контролирует ее больше, чем обычно. Таким образом, невозможно «сойти с ума» посредством медитации. На самом деле, человек становится лучшим хозяином своего ума. Тем не менее, есть некоторые, кто может быть менее подходящим для определенных форм медитации из-за психических заболеваний. Тем не менее, всегда есть хотя бы один метод, подходящий для всех. Как врач может прописать правильное лекарство от физических недугов, так и хороший учитель медитации может прописать наилучший метод.

Медитация также не сводится к тому, чтобы сделать ум пустым, поскольку осознанность всегда требуется. Таким образом, речь не идет о том, чтобы ничего не делать или мечтать. Еще раз, при наличии внимательности и контроля не нужно беспокоиться о том, что вам промыли мозги! Промывание мозгов может произойти только путем отказа от внимательности. Напротив, всякий раз, когда мы проживаем свою жизнь неосознанно, в состоянии тумана, мы уже несколько «промываем себе мозги»! Таким образом, медитация обращает эту тенденцию вспять и вновь соединяет нас с подлинно сознательной жизнью.

Еще одно распространенное заблуждение о медитации состоит в том, что ее очень трудно практиковать. Если снова использовать примеры с вождением автомобиля и плаванием, поначалу почти всегда сложно освоить его любому, кто плохо знаком с каким-либо навыком. Когда дело становится немного трудным, мы должны напомнить себе о неизмеримой ценности овладения нашим разумом — этим самым источником нашего счастья и несчастья. Хорошей новостью является то, что практика делает совершенным. Тогда будем усердно практиковаться! Также уместно начать с более простого, изучив базовые техники медитации, такие как внимательность к дыханию (анапанасати).

Стоит также отметить, что хорошо выполненная практика повторения мантр также является медитативной практикой, поскольку она также имеет эффект, подобный другим медитативным техникам, — в развитии спокойствия и ясности ума. Это могут быть сутры (беседы Будды), мантры (строки священных слогов для вызова чистых состояний ума, такие как мантра сострадания — «Ом Мани Падме Хунг») и общие молитвы. Практикуется также воспевание «поклонения» или «прибежища в» (Намо) различным буддам и бодхисаттвам, самым популярным из которых является «Намо Амитуофо» (Будда Амитабха). Польза от этих практик также огромна.

Вопреки распространенному мнению, медитация вовсе не скучное занятие. На самом деле, это дверь к величайшему внутреннему приключению — к открытию и актуализации скрытых потенциалов разума. Практика медитации в конечном итоге приводит к овладению как внутренним, так и внешним миром, поскольку мы укрепляемся в силе противостоять превратностям жизни, чтобы оставаться улыбающимся, как Будда в эпицентре бури! Пусть через медитацию мы с осознанностью устремимся к большей жизни, когда овладеем улыбкой Будды!

Внимательность – путь к бессмертию (Нирване; освобождению от страданий перерождения).
Беспечность – путь к смерти (и возрождению).
Внимательные не умирают (поскольку они живы осознанностью).
Беспечные как будто уже мертвы (поскольку живут бездумно).

— Будда

Улыбка Будды |

Дорогие друзья тихой воды,

В этот четверг, после периода медитации, мы вместе будем практиковать Пять Прикосновений Земли, медитацию управляемого движения, которая поможет нам соединиться с нашими предками, нашей духовной родословной, нашей страной, теми, кого мы любви и тех, кто заставил нас страдать.

Наше обсуждение будет сосредоточено на четвертом и пятом прикосновениях, особенно на развитии нашего сострадания. В «Учениях о любви» Тик Нхат Хан объясняет, что буддийское понятие сострадания, на санскрите «каруна», похоже на англоязычное понятие сострадания, но не полностью совпадает с ним. В традиции внимательности можно облегчить страдание другого, не присоединяясь к этому страданию и не подавляясь им. Можно быть единым со страданием других и при этом чувствовать легкость и радость. Это возможно, но не обязательно легко. Тич Нат Хан объясняет:

[Каруна] намерение и способность облегчать и преобразовывать страдания и облегчать печали. Каруна обычно переводится как «сострадание», но это не совсем правильно. «Сострадание» состоит из сочувствия («вместе с») и страсти («страдать»). Но нам не нужно страдать, чтобы снять страдание с другого человека. Врачи, например, могут облегчить страдания своих пациентов, не испытывая при этом ту же болезнь у себя. Если мы слишком страдаем, мы можем быть раздавлены и не в состоянии помочь. . . .

Чтобы развить в себе сострадание, нам нужно практиковать осознанное дыхание, глубокое слушание и глубокий взгляд. Лотосовая сутра описывает Авалокитешвару как бодхисаттву, который практикует «смотрение глазами сострадания и глубокое слушание криков мира». Сострадание содержит глубокую озабоченность. Вы знаете, что другой человек страдает, поэтому вы сидите рядом с ним. Вы внимательно смотрите и слушаете ее, чтобы иметь возможность прикоснуться к ее боли. Вы находитесь в глубоком общении, глубоком общении с ней, и уже одно это приносит некоторое облегчение. . . .

Когда я был новичком, я не мог понять, почему, если мир полон страданий, у Будды такая красивая улыбка. Почему его не беспокоят все страдания? Позже я обнаружил, что у Будды достаточно понимания, спокойствия и силы; поэтому страдание не переполняет его. Он способен улыбаться страданию, потому что знает, как позаботиться о нем и помочь изменить его. Нам нужно осознавать страдания, но сохранять ясность, спокойствие и силу, чтобы мы могли помочь изменить ситуацию. Океан слез не может нас утопить, если есть каруна. Вот почему возможна улыбка Будды.

Приглашаем вас присоединиться к нам в этот четверг. Полный текст «Пяти прикосновений» доступен на сайте www.StillWaterMPC.org в разделе «Статьи и ресурсы», а затем в разделе «Церемонии тихой воды».

Ниже приведен соответствующий отрывок Тик Нат Хана о преобразовании страдания.

Теплые пожелания,

Митчелл Ратнер
Старший преподаватель


Трансформация страдания
от 19 сентября 2003 г. и этика/неделя703/ интервью.html .)

Буддизм учит нас не пытаться убежать от страданий. Вы должны противостоять страданию. Вы должны глубоко заглянуть в природу страдания, чтобы распознать его причину, причину страдания. Страдание — это Первая Благородная Истина, а создание страдания, а именно, корни страдания — это Вторая Благородная Истина. Как только вы поймете корни страдания, откроется Четвертая Благородная Истина — путь, ведущий к трансформации страдания. И если вы пойдете по этому пути — а именно по пути правильного мышления, правильной речи и правильного действия — тогда вы сможете преобразовать свое страдание.

Если вы практикуете в сообществе, вы помогаете сообществу изменить страдание. И если вы практикуете как нация, вы помогаете всей нации преобразовать страдание.

Будда говорил о страдании с точки зрения еды. Ничто не может выжить без еды, даже ваша любовь. Если вы не кормите свою любовь должным образом, ваша любовь умрет. Ваше страдание существует, потому что вы кормите его.