Цветовые гаммы для композиции: Цветовая гамма

Теория цвета: цветовая гамма

2.2/5 — (4 голоса)

Цветовая гамма – это палитра, которая фиксирует диапазон (набор) оттенков и цветов. Она имеет в различных видах физическое или цифровое использование, то есть подбор цветов, характеризующий  манеру живописи художника на разных этапах его творчества.

Линия гармонично взаимосвязанных цветовых оттенков представляет собой цветовую гамму, используемую в работе над художественными произведениями.

Можно выделить три гаммы:

  • холодную
  • теплую
  • смешанную 

Первая получается посредством красок с холодными оттенками. Вторая – образуется при  использовании цветов с теплыми оттенками. Смешанная (нейтральная) – включает в себя два вышеназванных понятий. Равновесие в композиции холодных и теплых оттенков получают благодаря смешанной  гамме, а отсутствие их дает нейтральная гамма.

Главное, чтобы не произошло перевешивание холодных или теплых оттенков.

Цветоведение выделяет следующие цветовые гаммы:

Красную: малиновый, вишневый, гранатовый, цвет красной смородины, розовый (полевая гвоздика), лафитный (красное виноградное вино),  амарант (древесина красного дерева), пунцовый (яркий красный), бордо, земляничный, клубничный, нежно-розовый, цикламен (то есть темно-красный с оттенком розового), оттенок розовой пудры, желто-розовый, само (или телесно-розовый), малиново-красный, клюквенный, алый, брусничный, рубиновый, кумачовый, томатный, коралловый.

Оранжевую: апельсиновый, мандариновый, золотистый, морковный, цвет ржавчины, беж (с желтоватым светло-коричневым оттенком), экрю (старая слоновая кость с бронзовым оттенком), кофейный, молоко с кофе, кофе с молоком, шоколадный, гаванна (цвет сигар), цвет загара, каштановый, терракота (красновато-коричневый), коричневый, осенний (осиновый лист), мускат (мускатный орех), бронзовый, цвет сандалового дерева.

Желтую: лимонный, канареечный, банановый, соломенный, крем, жемчужный, палевый (бледно-желто-розовый), шафран (коричнево-желтый), табачный, янтарный, латунный, цвет сухой горчицы, желтовато-серый, песочный.

Желто-зеленую: гороховый, яблочный, фисташковый (или зеленоватый), оливковый (зелено-желтый), изумрудный, травянистый, резеда, хаки (коричнево-зеленый).

Голубовато-зеленую: цвет морской волны, воды, льда, павлиновый, полынный, бирюзовый, миртовый (темно-голубо-зеленый), кипарисовый, лилово-синий, зелено-голубой, бледно-зеленый, голубовато-серо-зеленый (эвкалипт).

Голубую: пепельный, небесно-голубой,  незабудковый, сапфирно-голубой, голубо-пепельный,  сумрачно-голубой, цвет гортензии, электрик.

Синюю: васильковый, индиго (темно-синий), перванш (темно-голубо-серый), ультрамарин (синька), кубовый (густо-синий), лазурный.

Фиолетовую: сиреневый, садовая фиалка, аметистовый, персидская сирень, лесная фиалка,  лиловый, гелиотроп (темно-лиловый), ирис, лесная орхидея, свекольный, сливовый, фуксия, цвет примулы.

Серую: суровый, грифельный, графитный, свинцовый, темно-свинцовый, дымчатый, светло-серо-голубой, пыльный, стальной, цвет зимней беличьей шкурки.

Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

2.32 Цветовая гамма — Природа цвета и цвета природы — LiveJournal

Цветовая гамма — ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Различают теплые, горячие, холодные, яркие, блеклые, светлые и другие цветовые гаммы. (Источник)

Материал по гаммам и тональностям с сайта по интерьерам

«Цвет в интерьере», автор Н.Н. Степанов:

Цветовая гамма и цветовая тональность — по­нятия взаимосвязанные, но различные по содер­жанию.

Цветовая гамма — это совокупность различных, локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи с учетом характера их психофизиологического воздействия.

В зависимости от преобладания цветов конк­ретного психофизиологического воздействия цве­товые гаммы классифицируют как теплые, холод­ные и нейтральные, состоящие преимущественно из малонасыщенных или ахроматических цветов. Психофизиологический критерий допускает и такую классификацию: гамма легких или тяжелых, выступающих или отступающих, возбуждающих, угнетающих или успокаивающих цветов. Кроме того, гамма цветов может быть хроматической или ахроматической, светлой или темной, чистой или тусклой.

Озанфан и Жаннере говорили, что состав гам­мы подбирается сообразно природе впечатления, которое хотят вызвать. Так, она может быть сложной, используя активные и нейтральные цвета, если нужно выразить впечатление сложности.

В архитектуре степень воздействия некоторых цветовых гамм столь значительна, что иногда их выбор специально оговаривается.

Цветовое решение интерьера любого назначе­ния прежде всего характеризуется цветовой гам­мой основных поверхностей. Правильность её вы­бора особенно важна в помещениях для длитель­ного пребывания людей — как бытовых, так и производственных.

Каждый из цветов, входящих в гамму, есть подлинный локальный цвет, колориметрически определяемый и имеющий числовое выражение.

В проектной документации цвета представлены в виде натурных паспортов.

Сопоставленные вместе в плоскостной, объёмной или пространственной композиции, они вы­глядят иначе, чем каждый в отдельности. Из цве­тов паспортных, локальных они превращаются в цвета взаимообусловленные. Такое изменение про­исходит в силу оптических закономерностей цветосочетаний и цветового контраста.

В реальном интерьере обусловленность пас­портных цветов многократно возрастает под воз­действием иных важных факторов и, прежде все­го, условий освещения. Так, теплая цветовая гамма, выбранная при стандартном источнике света, при цветном освещении может выглядеть как холодная. Однако в этом случае действуют зако­номерности взаимодействия цвета и света, выхо­дящие за пределы этого раздела.

Цветовая гамма способна создавать в компози­ции впечатление общей тональности — серо-голу­бой, красно-коричневой, розовой, фиолетовой и т.д. Для этого цвета гаммы специально подбира­ют, соответственно размещают на плоскости или в пространстве.

Общая тональность достигается:

в простейшем случае составлением гаммы из одного цветового тона с любым количеством от­тенков, в частности по светлоте или насыщен­ности;

близостью по цветовому тону всех цветов гам­мы, например групп пурпурно-фиолетовых или желто-оранжевых;

решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по пло­щади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;

количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов — красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;

оптическим смешением дробности множества различных цветовых тонов, в том числе и поляр­ных;

созданием гармонической системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов, образующих соответственно одну, две и более тональностей.

Однако решающее значение в образовании об­щей тональности принадлежит цветности освеще­ния.

Таким образом, цветовая тональность компо­зиции — это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности.

Это понятие, связанное с термином цветовой тон, адекватно колориту в живописи и столь же значительно, как интонации человеческой речи.

Тональное объединение цветов — важная за­кономерность, создающая целостность сочетания, исключающая хаотичность и пестроту.

Каждая цветовая гамма содержит множество тональностей. Так, к теплой гамме относят крас­ные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тональ­ности и производные от них; к холодной — ча­стично пурпурные, фиолетовые, синие, голубые, голубо-зеленые тональности со всеми производны­ми, трудно поддающиеся учету.

Из этих тональностей архитектор выбирает наиболее отвечающую задуманной композиции. Так, интерьерам ближневосточных зданий, роспи­сям православных храмов или дворцов итальян­ского Возрождения свойственна тональная цело­стность при широкой палитре цветов.

Такая целостность, общая гамма и тональ­ность — одна из важнейших закономерностей по­строения гармонии и художественного образа.

В композиции могут одновременно присутство­вать две и более тональностей, образующие груп­пы с разным характером перехода одной в другую, что подчас создает большое цветовое напряже­ние. Образование гармонических пере­ходов одной тональности в другую хорошо просматривается в гармонической системе рядов, ос­нованной на ритме.

Особо декоративно эффектны переливы раз­личных тональностей, созданные цветовым осве­щением интерьера.

На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Градация тональностей — активное средство, формирующее восприятие пространства и целост­ный художественный образ интерьера.

От себя:

Вот пример осенних гамм цветов:

В обиходе понятие цветовая гамма часто тождественно понятию цветовая палитра, и все эти палитры-веера в цветотипировании есть ничто иное, как цветовые гаммы, которые используются конкретными типами внешности для решения определенных задач (в нашем случае задачи выглядеть оптимальным образом в правильно подобранных цветах). По сути и моя система цветовых паттернов есть выделение минимальных гамм из разнообразия цветов, присущих «сезону».

О наиболее популярных гаммах я буду выкладывать опять же сканы из книги Лесы Савахаты «Гармония цвета», чему будут посвящены следующие несколько лекций. Лучше, чем специалисты, я не смогу описать многообразие гамм, поэтому не буду изобретать велосипед, а просто буду выкладывать сканы.

Домашнее задание: подумать, какие цвета входят в уже вам известные гаммы: холодную, тёплую, нейтральную, весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю.

Путь к великолепной цветовой композиции

Самой яркой особенностью книги «По дороге домой на шоссе 62 » Шерил Коллинз является ее удивительно насыщенный цвет — яркие апельсины дерева радуют глаз. Анализ того, почему цветовая схема работает так успешно, показывает, как художник следовал одному из самых основных принципов композиции с помощью цвета.

Начнем с того, что у цвета есть четыре основные характеристики: оттенок, температура, яркость и насыщенность. Кратко, оттенок — это идентичность цвета по отношению к цветовому спектру. Названия синий, зеленый, красный, коричневый определяют цвет по оттенку. Технически, цвет , температура — это подмножество оттенка, но для работающего художника он так же важен, как и остальные три. Теплые цвета, такие как красный, оранжевый и желтый, связаны с теплом, а холодные цвета, такие как синий и зеленый, связаны с относительно холодными вещами, такими как лед, снег, небо и вода. Значение — это светлота или темнота цвета по сравнению со шкалой нейтральных значений от черного до белого с максимально возможным количеством средних оттенков серого. Насыщенность — чистота или интенсивность цвета. Краска, выдавливаемая прямо из тюбика, имеет максимальную интенсивность.

Ключевой концепцией композиции с использованием цвета является то, что я называю правилом «наиболее, немного и немного», которое гласит, что в динамически сбалансированной цветовой схеме большинство цветов должны иметь одинаковую температуру, яркость и интенсивность. Другими словами, большинство цветов должны быть теплыми или холодными, светлыми или темными, яркими или тусклыми. Некоторые цвета, напротив, должны быть противоположны первой группе. Наконец, должен быть небольшой кусочек цвета, который контрастирует со всеми остальными по максимально возможному количеству характеристик. Этот бит цвета иногда называют акцент или цвет «пряность».

По дороге домой на шоссе 62 — хороший пример этого правила в действии. Большая часть цвета в композиции (оранжевый и желтый) имеет теплую температуру, светлую окраску и чистую насыщенность или интенсивность. Некоторые цвета (зеленый и синий) холодные, темные и менее интенсивные, что создает приятный контраст с доминирующими теплыми цветами. Есть немного темных, теплых фиолетовых оттенков, чтобы оттенить остальные. Если бы все цвета были теплыми или все холодными, все темными или светлыми, или все яркими или тусклыми, или в равных количествах каждого из них, картина была бы скучной. Соблюдая правило «больше всего, немного и немного», картина имеет удовлетворительную цветовую гамму.

Тем не менее, есть возможности для улучшения. Почти все яркие, теплые цвета находятся в верхней половине изображения, а почти все более холодные и темные цвета — в нижней половине. Проблема усугубляется скоплением ветвей деревьев непосредственно над столбом забора, что делит изображение на квадранты. Этот центр фокусировки находится слишком близко к точному центру изображения. Более асимметричное разделение было бы более приятным. Тем не менее, динамически сбалансированные цвета, разнообразие фактур и живая манера письма делают По дороге домой на трассе 62 успешный рисунок акварелью.

Работа для Art Clinic выбрана из работ, размещенных на нашей доске объявлений ArtistsNetwork.com (Вы должны войти в систему как зарегистрированный участник, чтобы просматривать и публиковать сообщения на форуме Art Clinic.)

Ознакомьтесь с другими критическими анализами Art Clinic на главной странице Арт-клиники.

Категории: Арт-бизнес, Художественная композиция, Художественные среды, Журнал художников, Пейзажи, Акварель

Теги: Художественная критика

Цвет в композиции

Как отмечалось в предыдущей главе, цвет — это третий слой композиции. Для наших целей черный, серый и белый считаются значениями, а не цветами; таким образом, картина, выполненная только в этих тонах, не использует принципы цветовой композиции. Как мы видели в предыдущей главе, существуют определенные способы обработки линий, тональности и текстуры в композиции, которые привлекают зрителя и успешно передают идею художника. То же самое и с цветом, как с точки зрения размещения, так и с точки зрения сочетания.

Цвет, не похожий ни на один другой в композиции, привлечет внимание и поэтому требует аккуратного размещения. Используйте уникальный цвет там, где вы хотите направить взгляд зрителя. Вы также можете использовать уникальный цвет в качестве акцента, чтобы оживить изображение. если уникальный цвет расположен слишком близко к краю или углу, взгляд будет притягиваться туда и, таким образом, покидать композицию. Если такое неудобное размещение неизбежно, полезно разместить другой уникальный цвет напротив первого. Например, если уникальный цвет направляет взгляд в крайнюю правую часть композиции, другой уникальный цвет в левой части поможет вернуть его обратно.

Существует множество способов организации цветов в композиции, но по существу существует всего четыре основных схемы: монохроматическая, дополнительная, аналогичная и триадная. Эти четыре подходят для большинства ситуаций, и каждый по-своему влияет на настроение изображения.

Монохроматические цветовые схемы

Монохроматический означает один цвет и включает в себя светлые, средние и темные оттенки этого цвета. Обычно не составляет труда гармонизировать монохроматическую цветовую схему и мало заботиться о размещении нечетных цветов. Настроение, создаваемое этой схемой, обычно простое и непосредственное, а его конкретное значение зависит от выбранного цвета. Например, использование в основном средних значений желто-оранжевого цвета передает ощущение всепроникающей теплоты и безопасности. Было бы сложно создать пугающую картину, используя этот цвет, без резкого смещения значений и/или использования малого количества диагоналей в линейной композиции. Однако использование сине-зеленого приведет к ощущению прохладной отстраненности, а красно-фиолетового — к чувственности. Значения цветов, конечно, подлежат личной, политической и культурной интерпретации.

УТРЕННЯЯ РОСА; ГУАШЬ НА БУМАГЕ, 30,5 X 40,6 СМ.

Это пример монохроматической цветовой схемы. Используется один доминирующий цвет, а также его оттенки и оттенки.

Дополнительные цветовые схемы

Как мы уже видели, цвета, расположенные прямо напротив друг друга на цветовом круге, называются комплементарными. Цвет будет казаться самым сильным и ярким рядом с комплементарным. Таким образом, комплементарная цветовая схема используется, когда требуется сильное воздействие и драматизм. можно использовать в качестве акцентов, как в маленьком красном шаре на большом зеленом поле, или использовать как почти равные, как в осенних оранжевых листьях на фоне голубого неба.В обоих случаях интенсивность каждого цвета увеличивается за счет присутствия его дополнение. Дополнительные цвета не обязательно должны быть одинаковой ценности или интенсивности, чтобы усиливать друг друга или эффективно функционировать в композиции. Например, темный, приглушенный синий все равно будет дополнять ярко-оранжевый. Даже два приглушенных дополнения будут подчеркивать друг друга.

Теплые и холодные цвета также могут дополнять друг друга. Например, синий является прохладным дополнением теплоты красного. Это не такая сильная связь, как контраст между двумя истинными дополнениями, такими как синий и оранжевый. Тем не менее, сопоставление цветов разной температуры может привести к интересным композиционным эффектам с эффектом и драматизмом.

Разновидностью схемы комплементарных цветов является расщепленно-комплементарная схема. Например, красный и зеленый являются дополнительными цветами; разделенная дополнительная цветовая схема, основанная на этих цветах, будет включать красный плюс желто-зеленый и сине-зеленый или зеленый плюс красно-фиолетовый и красно-оранжевый.

Оранжевый и синий являются доминирующими цветами в этой дополнительной цветовой схеме. Я выбрал эти цвета, чтобы придать дополнительную силу тому, что на самом деле является очень простой композицией. На этой и следующих прилагаемых диаграммах названия цветов сокращены следующим образом: Y=желтый, R=красный, B=синий, O=оранжевый, V-фиолетовый. G=зеленый, YO=желто-оранжевый и так далее.

ОЧЕНЬ ХОЛОДНАЯ ВОДА, ГУАШЬ НА БУМАГЕ, 16 X 12 дюймов (40,6 X 30,5 СМ).

Чтобы подчеркнуть важность цветов в этой картине, я усилил интенсивность и теплоту их красно-фиолетового цвета, сопоставив его прохладный сине-зеленый цвет.

КАКТУС ХУДОЖНИКА, БУМАГА, ГУАШЬ, 30,5 X 40,6 СМ (12 X 16 футов).

Чтобы изобразить опавшие листья с дерева моей невестки, я использовал расщепленно-дополнительную цветовую схему красно-оранжевого, красно-фиолетового и зеленого цветов. Добавление зеленых листьев в композицию сделало акцент и усилило другие цвета.

ЛИСТЬЯ СИНТИИ, БУМАГА, ГУАШЬ, 12 X 16′ (30,5 X 40,6 СМ).

Аналоговые цветовые схемы

Цвета, расположенные близко друг к другу на цветовом круге, называются аналогичными. Например, аналогичную группу представляют красный, красно-оранжевый и оранжевый. Аналогичные цвета имеют встроенную гармонию общего цвета; в приведенном примере все три цвета имеют общий красный цвет. Аналогичная цветовая схема использует от трех до пяти соседних цветов на цветовом круге. Как и в случае с монохромными цветовыми схемами, аналогичные цвета создают в композиции простое настроение. Однако в то время как монохроматическая схема иногда может выглядеть как черно-белое изображение, окрашенное одним цветом, аналогичная схема включает в себя более широкий диапазон цветов, что позволяет повысить тонкость и эмоциональное выражение. Синий и фиолетовый обычно создают тихое, мрачное настроение; красные, желтые и оранжевые обычно создают жизнерадостность и изобилие; зелень подразумевает спокойствие. Иногда в качестве акцента используется цвет с противоположной стороны цветового круга.

Чтобы передать холодность и тишину этого предмета, я использовал холодную аналогичную цветовую гамму, состоящую из синего, сине-фиолетового и сине-зеленого цветов.

АВРОРА, ХОЛСТ, МАСЛО, 30 X 60″ (76,2 X 152,4 СМ). цвета, образующие равносторонний треугольник на цветовом круге, считаются триадными . Красный, желтый и синий представляют собой триадную цветовую схему, как и фиолетовый, оранжевый и зеленый. Триадные цвета, как правило, создают настроение жизнерадостности и жизнерадостности, поэтому они часто используются в детских игрушках. ) цвета, тем более выражен эффект.

Возможны многочисленные варианты цветового состава. В композиции, в которой используется много цветов, те, которые преобладают, определяют основную цветовую гамму; другие цветовые схемы могут использоваться в сочетании с основной для спецэффектов.