Содержание
Цветовой круг — что это такое? Виды цветовых кругов
Существует множество секретов стилистически выдержанного гардероба, но, пожалуй, главным из них является умение комбинировать цвета между собой! Цветовой круг в этом самый лучший помощник! Что же собой представляет данный круг, и как им правильно пользоваться? Немного истории, откуда, так сказать, начался цветовой круг!
Множество веков назад при формировании палитры оттенков своих картин художники-колористы руководствовались интуицией. Однако со временем был сформирован цветовой круг, и он стал базовым инструментом цветового конструирования. В него были заложены все накопленные на протяжении столетий знания о гармоничном сочетании цветов.
Цветовой круг был незаменим в живописи, для определения результата смешивания красителей.
Основу круга составляли три цвета — красный, синий и жёлтый. А результат их сочетания друг с другом давал возможность предугадать именно цветовой круг RYB. В настоящее время RYB остался больше в теории цвета, а на практике чаще всего используется модель RGB, основа которой — красный, зеленый и синий цвета. RGB отличается от RYB также другим вариантом расположения второстепенных цветов.
Наиболее часто находит применение цветовой круг, который состоит из восьми секторов. Это все цвета радуги и пурпурный. В основе его красный, желтый, зелёный и синий цвета — это первичные цвета. Остальные считаются дополнительными (вторичными или третичными). При смешивании двух первичных цветов получается вторичный цвет, который располагается между ними.
Цветовой круг визуально делится на тёплую и холодную части.
К теплой относятся: красный, оранжевый, жёлтый и их модификации. К холодной: синий, голубой, зелёный и варианты, полученные в результате их смешивания. Но это условное деление, так как в стилистической колористике, применимой, например, к выбору оттенков одежды, у каждого цвета есть так холодный так и теплый оттенок, исключение — оранжевый (он всегда теплый!).
Ниже представлен классический круг Иттена, состоящий из двенадцати частот
Как Вы видите, в центре фигуры представлено три главных цвета — синий, красный и жёлтый, причем каждая пара формирует по одному дополнительному оттенку второго уровня (оранжевый, фиолетовый и зелёный).
Помимо круга Иттена, достаточно известны цветовые круги Ньютона, Гёте и Освальда. Например, Ньютон разделил круг на 7 частей, аналогично нотному стану. Семь нот, семь цветов радуги.
Ньютон считал, что в природе объективно существует только один цвет, белый, который разделяется на 7 составных цветов.
А вот Гёте имел другое мнение. Так, согласно Гёте, каждый цвет реален и существует в природе. Есть цвета, которые нельзя получить путем смешивания (красный, синий, жёлтый). Все остальные цвета и их оттенки получаются путем смешивания. Так, принято считать, что 8-цветовой круг (замкнутая «радуга») — изобретение Гёте, хотя часто он встречается в различных источниках как «8-цветовой круг Ньютона».
Интересен и круг Вильгельма Освальда, визуально не разделяющийся на чёткие сегменты, а представляющий из себя плавное «перетекание» одного цвета в другой, со всем спектром оттенков. Основа круга — 3 цвета: красный, синий и зелёный. При этом белый цвет как таковой отсутствует, а чёрный принимается за максимальную насыщенность цвета.
Хотите узнать, как на практике с помощью цветового круга составлять стильные и интересные цветовые сочетания для своего гардероба?
Узнайте подробнее:
Монохромная схема. Сочетание цветов в одежде
Аналогичная схема. Сочетание цветов в одежде
Комплементарная схема. Сочетание цветов в одежде
Триадная схема. Сочетание цветов в одежде
Квадратная схема. Сочетание цветов в одежде
Прямоугольная схема. Сочетание цветов в одежде
Двенадцатичастный цветовой круг — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)
ColorScheme
· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·
Цветовой Круг Онлайн ⇒
Карта СайтаНазвания ЦветовЦвета АвтомобилейИмена цветов в HTMLКонвертер Цветов
Искусство цвета
Иоханнес Иттен
Оглавление:
- Предисловие
- Введение
- Глава 01. Физика цвета
- Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
- Глава 03. Цветовая гармония
- Глава 04. Субъективное отношение к цвету
- Глава 05. Цветовое конструирование
- Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
- Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
- Глава 08. Контраст по цвету
- Глава 09. Контраст светлого и темного
- Глава 10. Контраст холодного и теплого
- Глава 11. Контраст дополнительных цветов
- Глава 12. Симультанный контраст
- Глава 13. Контраст по насыщенности
- Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
- Глава 15. Смешение цветов
- Глава 16. Цветовой шар
- Глава 17. Цветовые созвучия
- Глава 18. Форма и цвет
- Глава 19. Пространственное воздействие цвета
- Глава 20. Теория цветовых впечатлений
- Глава 21. Теория цветовой выразительности
- Глава 22. Композиция
- Послесловие
Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета — желтый, красный и синий (рис. 3).
Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; желтый — не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью.
Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный — справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:
- желтый + красный = оранжевый;
- желтый + синий = зеленый;
- красный + синий = фиолетовый.
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это не легкая задача — получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком желтым, а фиолетовый — ни слишком красным и ни слишком синим.
Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор.
В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:
- желтый + оранжевый = желто-оранжевый;
- красный + оранжевый = красно-оранжевый;
- красный + фиолетовый = красно-фиолетовый;
- синий + фиолетовый = сине-фиолетовый;
- синий + зеленый = сине-зеленый;
- желтый + зеленый = желто-зеленый.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре (рис. 3).
Исаак Ньютон в свое время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.
В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.
Эта система дает возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.
Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчетливо представить себе, например, 83-ю градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?
Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определенностью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.
Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сёра и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды.
Базовая теория цвета
Теория цвета включает в себя множество определений, концепций и приложений для дизайна — достаточно, чтобы заполнить несколько энциклопедий. Однако есть три основные категории теории цвета, которые логичны и полезны: цветовой круг, цветовая гармония и контекст использования цветов.
Теории цвета создают логическую структуру цвета. Например, если у нас есть ассортимент фруктов и овощей, мы можем упорядочить их по цвету и поместить в круг, показывающий, как цвета соотносятся друг с другом.
Цветовой круг
Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах, является традиционным в области искусства. Сэр Исаак Ньютон разработал первую круговую диаграмму цветов в 1666 году. С тех пор ученые и художники изучили и разработали многочисленные варианты этой концепции. Расхождения во мнениях о преимуществах одного формата над другим продолжают вызывать споры. На самом деле, любой цветовой круг или цветовой круг, который представляет собой логически организованную последовательность чистых оттенков, заслуживает внимания.
Существуют также определения (или категории) цветов на основе цветового круга. Начнем с цветового круга из трех частей.
Основные цвета : красный, желтый и синий
В традиционной теории цвета (используемой в красках и пигментах) основные цвета — это 3 пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или образованы какой-либо комбинацией других цветов. Все остальные цвета являются производными от этих трех оттенков.
Дополнительные цвета : зеленый, оранжевый и фиолетовый
Это цвета, образованные путем смешивания основных цветов.
Третичные цвета: Желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый
Эти цвета образуются путем смешивания основного и вторичного цветов. Вот почему оттенок — это название, состоящее из двух слов, например сине-зеленый, красно-фиолетовый и желто-оранжевый.
Гармония цвета
Гармонию можно определить как приятное расположение частей, будь то музыка, поэзия, цвет или даже мороженое с мороженым.
В визуальном опыте гармония — это то, что приятно для глаз. Он привлекает зрителя и создает внутреннее ощущение порядка, баланса в визуальном восприятии. Когда что-то не гармонично, это либо скучно, либо хаотично. С одной стороны, визуальный опыт настолько пресный, что зритель не вовлекается. Человеческий мозг отвергнет недостаточно стимулирующую информацию. Другой крайностью является визуальный опыт, который настолько преувеличен, настолько хаотичен, что зритель не может смотреть на него. Человеческий мозг отвергает то, что он не может организовать, что он не может понять. Наглядная задача требует, чтобы мы представили логическую структуру. Цветовая гармония создает визуальный интерес и ощущение порядка.
Таким образом, чрезмерное единство ведет к недостаточной стимуляции, чрезмерная сложность ведет к чрезмерной стимуляции. Гармония – это динамическое равновесие.
Некоторые формулы цветовой гармонии
Существует множество теорий гармонии. Следующие иллюстрации и описания представляют некоторые основные формулы.
1. Цветовая схема, основанная на аналогичных цветах
Аналогичные цвета — это любые три цвета, расположенные рядом на цветовом круге из 12 частей, например желто-зеленый, желтый и желто-оранжевый. Обычно преобладает один из трех цветов.
2. Цветовая схема, основанная на дополнительных цветах
Дополнительные цвета – это любые два цвета, находящиеся прямо друг напротив друга, например красный и зеленый, красно-фиолетовый и желто-зеленый. На иллюстрации выше видно несколько вариаций желто-зеленого цвета листьев и несколько вариаций красно-фиолетового цвета орхидеи. Эти противоположные цвета создают максимальный контраст и максимальную стабильность.
3. Цветовая гамма, основанная на природе
Природа обеспечивает идеальную отправную точку для цветовой гармонии. На иллюстрации выше красный, желтый и зеленый создают гармоничный дизайн, независимо от того, вписывается ли это сочетание в техническую формулу цветовой гармонии.
Динамические рецепты цветовой гармонии
Электронный курс от Джилл Мортон, автора и консультанта Color Matters.
Цветовой контекст
Поведение цвета по отношению к другим цветам и формам является сложной областью теории цвета. Сравните контрастные эффекты разных цветов фона для одного и того же красного квадрата.
©Color Voodoo Publications
Красный выглядит более ярким на черном фоне и несколько тусклее на белом фоне. В отличие от оранжевого, красный кажется безжизненным; в отличие от сине-зеленого проявляет блеск. Обратите внимание, что красный квадрат кажется больше на черном, чем на других цветах фона.
Различные показания одного и того же цвета
©Color Voodoo Publications
Если ваш компьютер имеет достаточную стабильность цвета и гамма-коррекцию (ссылка на Ваш компьютер дальтоник?), вы увидите, что маленький фиолетовый прямоугольник на слева кажется красно-фиолетовым оттенком по сравнению с маленьким фиолетовым прямоугольником справа. Они оба одного цвета, как показано на иллюстрации ниже. Это демонстрирует, как три цвета могут восприниматься как четыре цвета.
Наблюдение за влиянием цветов друг на друга является отправной точкой для понимания относительности цвета. Соотношение значений, насыщенности и теплоты или холодности соответствующих оттенков может вызвать заметные различия в нашем восприятии цвета.
Иллюстрации и текст предоставлены
Color Logic и Color Logic для дизайна веб-сайтов
Будьте в курсе последних новостей о цвете в этом информационном бюллетене, который выходит раз в два месяца. Зарегистрируйтесь и получите бесплатную копию книги «3 самые распространенные ошибки в выборе цвета».
Какой твой любимый цвет? Что это значит для других?
Исследуйте «Значения цветов» в Color Matters.
Также…
Не пропустите эту статью на Color Matters!
Эволюция символизма зеленого
Цвет и культура имеют значение
Изучайте язык цвета онлайн
Сделай сам — учись в своем собственном темпе.
Почему в живописи основными цветами являются красный, желтый и синий, а на экранах компьютеров используются красный, зеленый и синий?
Категория: Биология Опубликовано: 22 января 2015 г.
Цветовая система, которая лучше всего соответствует человеческому глазу, — это красно-зелено-синяя цветовая система. Для аддитивных цветовых систем, таких как компьютерные экраны, основными цветами системы этого типа являются красный, зеленый и синий. Для субтрактивных цветовых систем, таких как чернила, основными цветами этого типа системы являются противоположности красного, зеленого и синего, то есть голубого, пурпурного и желтого. Красно-желто-синяя цветовая система живописи фактически представляет собой искажение голубо-пурпурно-желтой системы, поскольку голубой близок к синему, а пурпурный близок к красному. Изображение общественного достояния, источник: Кристофер С. Бэрд.
Красный, желтый и синий не являются основными основными цветами живописи и фактически не очень хороши для любого применения.
Прежде всего, вы можете определить любые цвета, которые вы хотите сделать «основными цветами» вашей цветовой системы, чтобы другие цвета были получены путем смешивания основных цветов. Хотя цветовых систем может быть бесконечное количество, не все они одинаково полезны, практичны или эффективны. Например, я могу создать цветовую систему, в которой я определяю светло-голубой, средне-синий и фиолетовый цвета в качестве основных. Хотя я свободен до определяют мои основные цвета как таковые, эта цветовая система в целом не очень полезна, потому что никакое количество смешивания этих основных цветов не даст красного, оранжевого, желтого и т. д. Следовательно, мы должны различать цветовую систему и цветовую систему. эффективная цветовая система . Эффективность цветовой системы лучше всего измеряется количеством различных цветов, которые можно получить, смешивая основные цвета системы. Этот набор цветов называется «цветовой гаммой» системы. Цветовая система с большой гаммой способна более эффективно отображать большое разнообразие изображений, содержащих разные цвета.
Наиболее эффективными цветовыми системами являются те, которые точно соответствуют физической работе человеческого глаза, поскольку в конечном итоге именно человеческий глаз воспринимает цвет. Человеческий глаз содержит изогнутый массив светочувствительных клеток в форме маленьких колбочек и палочек. Колбочки улавливают цветной свет. Клетки колбочек бывают трех видов: обнаруживающие красный цвет, обнаруживающие зеленый цвет и обнаруживающие синий цвет. Они названы так потому, что клетки красных колбочек в основном обнаруживают красный свет, клетки зеленых колбочек в основном обнаруживают зеленый свет, а клетки синих колбочек в основном обнаруживают синий свет. Обратите внимание, что несмотря на то, что красная колбочка в основном распознает красный цвет, она также может распознавать некоторые другие цвета. Поэтому, хотя у людей нет желтых колбочек, мы все равно можем видеть желтый свет, когда он запускает красную и зеленую колбочки. Таким образом, у людей есть встроенный механизм декодирования цветов, который позволяет нам воспринимать миллионы цветов, хотя у нас есть только зрительные клетки, которые видят преимущественно красный, зеленый и синий цвета. На этом этапе должно быть очевидно, что наиболее эффективными цветовыми системами являются те, которые точно соответствуют человеческому глазу, т. е. цветовые системы, которые смешивают красный, зеленый и синий свет.
Есть небольшая сложность, потому что на самом деле есть два основных способа создания светового луча. Мы можем либо создавать свет напрямую, используя источники света, либо отражать белый свет от материала, который поглощает определенные цвета. Система, которая создает свет напрямую, называется «аддитивной» цветовой системой, поскольку цвета от разных источников света складываются вместе, чтобы дать окончательный луч света. Примерами аддитивных цветовых систем являются компьютерные экраны. Каждый пиксель изображения на экране компьютера — это всего лишь небольшой набор источников света, излучающих разные цвета. Если вы отображаете изображение тыквы на экране вашего компьютера, вы на самом деле не включили какие-либо источники оранжевого света на экране. Скорее, вы включили крошечные источники света, излучающие красный, а также крошечные источники света, излучающие зеленый свет на экране, и красный и зеленый свет складываются, чтобы получить оранжевый цвет.
Верхнее изображение показывает, как красный, зеленый и синий добавляются к другим цветам, например, на экранах компьютеров. На нижнем изображении показано, как голубой, пурпурный и желтый вычитаются для получения других цветов, например чернил. Изображение общественного достояния, источник: Кристофер С. Бэрд.
В отличие от аддитивной системы цветовые системы, которые удаляют цвета за счет поглощения, называются «вычитающими» цветовыми системами. Они называются так потому, что окончательный цвет получается, начиная с белого света (который содержит все цвета), а затем вычитая определенные цвета, оставляя другие цвета. Примерами субтрактивных цветовых систем являются краски, пигменты и чернила. Оранжевая тыква, которую вы видите напечатанной в газете, не обязательно создается путем распыления оранжевых чернил на бумагу. Скорее всего, на бумагу распыляются желтые и пурпурные чернила. Желтые чернила поглощают синий свет и немного зеленого и красного из луча белого света, в то время как пурпурные чернила поглощают зеленый свет и немного синего и красного, оставляя только оранжевый для отражения.
Таким образом, существуют два равноценных метода создания цвета: аддитивные системы и субтрактивные системы. Имея это в виду, есть, таким образом, две цветовые системы, которые являются наиболее эффективными (т. е. наиболее подходящими для человеческого глаза): (1) аддитивная система, которая создает красный, зеленый и синий свет, и (2) субтрактивная система, которая создает красный, зеленый и синий свет.
Для аддитивной системы свет создается напрямую. Это означает, что основными цветами наиболее эффективной системы аддитивных цветов являются просто красный, зеленый и синий (RGB). Вот почему экраны большинства компьютеров, от iPod до телевизоров, содержат сетку из маленьких красных, зеленых и синих источников света.
Для субтрактивной цветовой системы определенный отраженный цвет получается путем поглощения противоположного цвета. Таким образом, основные цвета наиболее эффективной субтрактивной системы — противоположности красного, зеленого и синего, которые оказались голубым, пурпурным и желтым (CMY). Вот почему большинство печатных изображений содержат сетку из маленьких голубых, пурпурных и желтых точек чернил. Голубой противоположен красному и находится на полпути между зеленым и синим. Пурпурный цвет противоположен зеленому и находится на полпути между синим и красным, а желтый цвет противоположен синему и находится на полпути между красным и зеленым.
Таким образом, наиболее эффективными цветовыми системами являются красный-зеленый-синий для аддитивных цветовых систем и голубой-пурпурный-желтый для субтрактивных цветовых систем.
Так откуда взялась красно-желто-синяя цветовая система, которой учат в начальной школе? Как правило, учащиеся впервые сталкиваются с понятиями цвета, когда рисуют на уроках рисования в начальной школе. Краска — это субтрактивная цветовая система, поэтому наиболее эффективными основными цветами для рисования являются голубой, пурпурный и желтый. Обратите внимание, что высококачественные картины обычно не используйте только три основных цвета, поскольку более яркие сцены можно получить, используя десятки основных цветов. Но при обучении искусству проще начать с простого; всего тремя основными цветами. Теперь для маленького школьника слова «голубой» и «пурпурный» мало что значат. Кроме того, для неразборчивого глаза подростка голубой цвет выглядит ужасно близким к синему, а пурпурный — ужасно близким к красному. Таким образом, голубой-магнета-желтый становится сине-красно-желтым. Учителя начальной школы либо по незнанию увековечивают эту менее эффективную цветовую модель (потому что так их учили в детстве), либо намеренно увековечивают ее (потому что слишком сложно научить шестилетних детей разнице между голубым и синим). Историческая традиция также была основной движущей силой красно-желто-синей цветовой системы, поскольку исторически считалось, что она эффективна до того, как были поняты детали человеческого зрения.