Техника гобелен: Гобелен и счетный крест: сходства и отличия техник. Чем они привлекательны — мнения экспертов

Техника вышивки гобелена с фото: схемы для начинающих

Гобелен – фамилия братьев, открывших мануфактуру во Франции в XVI веке. Мануфактура производила ковры без ворса для украшения стен, напоминавшие огромные картины. Ковры ткались вручную способом перекрестного переплетения нитей. Их-то и стали называть по фамилии создателей. Техника вышивки гобелена заключается в том, что работа создается стежками-штрихами, она напоминает вышивку крестиком, но выполняется легче и быстрее, а смотрится бесподобно.

Ткани, нити и иглы

Гобеленовый шов выполняется по счету нити на тканях с полотняным переплетением, выполняется исключительно на плотных полотнах, а также на канве и страмине.

Страмин – жесткая крупносетчатая канва, предназначенная для вышивки ковров, картин, панно и гобеленов. При работе полотно натягивается на раму или на станок, чтобы не было искажения рисунка. Новичку лучше всего работать на канве. В зависимости от тканей, нити для вышивания будут толстыми, чаще всего используют шерстяную пряжу, ирис и мулине в несколько сложений.

Важно помнить, что пряжа не должна слишком тянуться, иначе сложно будет добиться равномерности стежков.

Существуют два типа игл: простая с большим ушком и тупым концом и специальная острая игла для гобеленовой вышивки.

Видео-мастер-класс о том, как сделать нетканый гобелен своими руками:

Нужно соблюдать соответствие между плотностью ткани, качеством пряжи и толщиной иглы. Для начинающих лучше приобрести  готовый набор.

Гобеленовый шов

Существует много разновидностей гобеленового шва, но основным является косой шов. Его часто сравнивают с полукрестом. Но если полукрест шьется снизу вверх от левого нижнего угла к правому верхнему, то косой гобеленовый шов проходит из верхнего правого в левый нижний угол.

Различие видно и по натяжению нити, и по изнанке (нити, выполненные косым швом, идут по изнанке более плотно, выполненные полукрестом – разреженно).

Заполнение полотна косыми стежками пошагово:

  1. С изнанки вводим иглу в правый верхний угол ячейки и проводим в нижний левый, получился диагональный стежок с направлением сверху вниз;
  2. С изнанки ввести иглу в правый верхний угол следующей ячейки и повторить п.1;
  3. Выполнить ряд косыми стежками, повторяя п.п. 1, 2;
  4. Опуститься на ряд ниже: ввести иглу в нижний левый угол и с изнанки вывести ее в правом верхнем ряду ячейки, расположенной на ряд ниже;
  5. Горизонтальные ряды выполняются таким швом справа налево (нечетные) и слева направо (четные).

По горизонтали, вертикали и диагонали косой шов выполняется по схеме:

Вышивка гобеленовым швом доступна для каждого, но требует тщательного исполнения: все стежки нужно делать одинаковыми и плотно прилегающими друг к другу. Изнанка должна выглядеть не менее аккуратно, чем лицевая сторона.

На фото показано, как смотрится косой гобеленовый шов в вышивке:

Схемы для вышивания:

Новичкам лучше начинать с небольших простых  узоров с четкими и понятными схемами.

Видео по теме статьи

Гобелен – показатель уровня мастерства

Гобелен всегда актуален

Автор: Мамино Лукошко

 Гобеленовая вышивка – путешествие сквозь века. Этот вид вышивки считается одним из самых сложных, но в то же время, самых красивых. Именно благодаря шикарным изделиям гобелен дошёл до наших времён и ценится как благородное и богатое украшение. Гобеленовая вышивка считается искусством, а владеющих этой техникой – искусными мастерами. Вышивальщицам, желающим освоить новую технику шитья, стоит попробовать свои силы в вышивке гобеленов. Вышитое изделие будет гордостью и показателем высокого уровня мастерства рукодельницы.

Содержание:

  • Гобелен история возникновения
  • Техника вышивания гобелена
  • Применение гобеленовой вышивки
  • Гобеленовая вышивка материалы и инструменты
  • Наборы для вышивания гобеленов

Гобелен история возникновения

 Гобелен может похвастаться долгой историей. Точно не известно, кто, где и когда создал первый гобелен, но произошло это ещё до нашей эры. Самые древние полотна, изготовленные в гобеленовой технике, нашли в гробницах египетских фараонов. В нашей эре гобеленами украшали свои дворцы феодалы и короли. Гобелен – кропотливый и длительный процесс, над которыми трудились настоящие мастера своего дела, поэтому их произведения были очень дорогими и считались роскошью. Два направления изготовления гобеленов разделяют эту технику на две ветви. Одна из них – тканые гобелены, другая – вышитые. Тканые гобелены назывались шпалерами и выглядели как ковёр с шикарным вытканным рисунком. Такие полотна уже с рисунком ткались на специальных станках. Вышитые гобелены выглядели как вышитая картина с двусторонним изображением. Картинка была как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Такие гобелены служили не только украшением, но и перегораживали большие залы дворцов на комнаты поменьше, являлись пологом в королевских спальнях. История гобеленов выделяет вышитые полотна, так как вышивать картину быстрее, чем ткать её. На них изображали сюжеты картин известных в те времена художников, сюжетов из библии и древних мифов, а так же вышивали памятные гобелены с изображением победоносных сражений.

 Своё название гобелен получил от фамилии братьев, которые в семнадцатом веке во Франции основали мануфактуру по производству тканых ковров. Гобеленом стали называть любую декоративную ткань, тканое произведение.

 Искусство изготовления тканых и вышитых плотных декоративных полотен передавалось из страны в страну кочующими мастерами, которые оставляли за собой учеников. И во многих странах ученики открывали свои мануфактуры. Цеха по производству гобеленов и шпалер были в Китае, Германии, Франции, Америке, России. Несколько раз популярность гобелена снижалась, чтобы снова возродиться. Это доказывает, что данное искусство достойное занятие для настоящих мастеров, а вышитые полотна всегда находят ценителей и почитателей.

 Конечно, гобелен – древнее и сложное рукоделие, но за всё время существования техника его выполнения доведена до идеальности. Ей можно овладеть, имея желание и толковое пособие. А ещё лучше, приобрести набор, в комплекте которого все материалы и подробная инструкция со схемой. Набор для вышивания гобелена легко купить в нашем магазине. Следуя пошаговой инструкции, можно быстро овладеть даже такой сложной техникой, как гобелен.

Техника вышивания гобелена

 Как вышивать гобелен можно описать в простом мастер-классе. Опытные мастерицы сходятся во мнении, что гобеленовый шов занятие не сложное и ему легко обучиться. Существует несколько разновидностей гобеленового шва. Многие рукодельницы используют самый простой из них.

 Выводится игла с изнанки наверх в правом верхнем углу клетки. Делается стежок по диагонали и вывести с лица вниз в нижнем левом углу. Стежки в ряду должны двигаться слева направо. Шов похож на привычный нам полукрест, но исполняется в другом направлении.

 Следующий стежок исполняется так же как первый. Начало – верхний правый угол. Окончание – нижний левый. Следующий ряд ведётся в обратном направлении и начинается из левого нижнего угла и движется в правый верхний.

 Небольшой совет: прежде, чем приступить к вышиванию набора, рекомендуется потренироваться выполнять гобеленовый шов на небольшом кусочке канвы или, даже на листе бумаги в клеточку. Это нужно, чтобы понять, в какой последовательности вести иглу и как ложатся ниточки в данной технике шитья. Чтобы все стежки ложились в правильном направлении и автоматически не превращались в вышивку полукрестом. Маленькая тренировка не помешает даже опытной рукодельнице, в совершенстве владеющей техникой вышивки полукрестом.

 Существенное отличие гобеленового шва от полукреста заключается в изнанке. В гобеленовой изнанке нити идут по диагонали и повторяют рисунок лицевой части. Из-за такого способа вышивки вышитое полотно получается плотнее, а ниток расходуется больше. За счёт такого расположения все стежки плотнее ложатся друг к другу, создаётся имитация плетёного полотна. При вышивке всего полотна гобеленовым швом, ткань не перекосит, как при вышивании полукрестом. Вышитый гобелен выглядит не так изящно и нежно, как вышивка крестиком, зато вышитая поверхность более гладкая и плотная, напоминает тканое полотно, а не вышивку. Благодаря плотности вышивки гобеленовую технику можно применить во многих случаях.

Применение гобеленовой вышивки

 Стоит научиться вышивать гобеленовым швом. Открывается много возможностей его применить. Например, вышитые в этой технике наволочки для декоративных подушек выглядят как музейные экспонаты, но при этом на них можно смело прилечь отдохнуть. Ведь при правильном подборе материалов и ниток такую наволочку можно стирать щадящим способом не боясь, что ткань поведёт или вышивка полиняет.

 Покрывало гобелен – королевское украшение, достойное любимой спальни. Они выглядят бесподобно и, безусловно, шикарно. Такое покрывало на удивление хорошо вписывается в современные интерьеры, создавая уют и комфорт.

 Скатерти так же можно украсить вышивкой гобеленовым швом. При вышивании скатерти заполняется вышивкой не всё полотно. Это позволит плотным гобеленовым швам создать объёмный узор. Вышитые цветы и бабочки будут как будто порхать над полотном скатерти. Считается, что гобеленом вышивать быстрее, чем крестиком, в случае с вышивкой скатерти это даже интереснее. Вышитые гобелены можно стирать, поэтому скатерти в такой технике прослужат долго.

 Гобеленовые швы придают вышивке большую детализацию, поэтому ими вышиваются практически любые сюжеты. Хорошо в этой технике выглядят новогодние сапожки. Такой вид вышивки позволяет создать яркий праздничный сюжет, которому порадуются дети и даже некоторые взрослые.

 Рассматриваемый в этой статье вид шва исполняется проще, поэтому его часто используют в микровышивке и вышивают маленькие аксессуары. Например, оригинальные игольницы и чехлы для ножничек. Многие рукодельницы хотели бы в своей шкатулке иметь такие аксессуары. Владея техникой гобеленового шва можно самостоятельно их вышить.

 Самое распространённое применение гобеленового шва – это картины. Они потомки древних гобеленов и снова актуальны. В стародавние времена эскиз гобелена рисовал художник и называл его картоном. По такому картону и ткались или вышивались гобелены. Современные производители вышивок выпускают готовые наборы для вышивания таких картин. Как правило, на них изображаются сюжеты известных художников, что позволяет создать настоящий шедевр и семейную реликвию. Современные сюжеты в такой технике выглядят так же ярко и гладко. Такая вышивка – гордость мастерицы и показатель её высокого мастерства.

 Овладев техникой гобеленового шва можно применять его для украшения одежды, сумочек, ремешков. С элементами такой вышивки хорошо выглядят кулоны и браслеты.

 Сейчас не составит труда приобрести готовый гобелен, но на вопрос, какой гобелен лучше, любая мастерица ответит, лучше тот, что вышит своими руками и несёт в себе тепло рук и душевную гармонию вышивальщицы.

 А ещё одним поводом овладеть гобеленовой техникой является способ отдохнуть от надоевших крестиков и бисера, почувствовать себя средневековым творцом, прикоснуться к прекрасной эпохе, когда красота создавалась руками мастеров.

Гобеленовая вышивка материалы и инструменты

 Такой тип вышивки подразумевает многократное наслоение нитей, поэтому швы получаются массивными и объёмными. Не каждая ткань их выдержит. Для гобеленов используют плотные ткани, такие как страмин. Для изящной вышивки украшений и мелких предметов подходит домотканое полотно.

 Швы не пересекаются, а ложатся плотно друг к другу. Чтобы создавалась гладкая поверхность вышивки, нити требуются толстые. Например, для вышивки наволочек декоративных подушек, используют шерстяную пряжу. Для сапожков берут акриловые нити. Для более тонкой гобеленовой вышивки картин и украшений используют мулине в несколько сложений.

 Инструменты нужны привычные. Это игла с тупым кончиком и широким ушком. Ушко должно быть такого размера, чтобы в него можно было заправить толстую нить. Понадобятся ножницы для рукоделия, желательно с тонкими кончиками. И схема для вышивки гобелена. Можно использовать схему для вышивания крестиком, но ткань всё же брать плотную.

 Хорошим помощником мастерице будут гобеленовые пяльцы. В них удобно натягивать ткань. Полотно не заламывается. В процессе работы готовая часть ткани наматывается на круглую сторону пялец и освобождается следующий участок для вышивания. Гобеленовые пяльцы могут быть деревянными или пластиковыми. Различие между ними в способе закрепления ткани. На деревянные пяльцы вышивка пришивается. В пластиковых – крепится специальными зажимами. Если нет желания держать такие пяльцы в руках, можно взять гобеленовый станок. В таком случае обе руки освободятся, и процесс пойдёт быстрее. Это важно при вышивании картин больших размеров.

 Самым оптимальным вариантом подготовки к вышивке гобелена будет готовый набор. В нём есть всё, кроме ножниц и пялец. Но эти приспособления каждая рукодельница выбирает на свой вкус.

Наборы для вышивания гобеленов

 Многие известные производители наборов для вышивки гобеленов уже зарекомендовали себя в мире рукоделия. Их качественная продукция доступна рукодельницам в нашем магазине. Наборы для вышивки в гобеленовой технике выбирайте на нашем сайте.

 В наборах собраны материалы, специально предназначенные для вышивания гобеленов. Плотная ткань страмин. В ювелирных наборах – плотное домотканое полотно. Подходящие нитки: натуральная шерстяная пряжа, качественный акрил или хлопчатобумажные нити мулине. Правильные иглы. В больших наборах их несколько. В каждом наборе подробное руководство-инструкция. Схемы картин специально разработаны под вышивание гобеленовым швом. Для удобства они цветные и легко читаются.

 С таким набором можно не только научиться технике шитья, но и подбору правильных материалов. Несколько вышитых наборов дадут понимание, какие нитки подходят к плотной канве, и какую иглу для этого взять. Набор научит, какие схемы можно вышивать гобеленовыми стежками. Впоследствии эти знания помогут выбирать их самостоятельно.

 Готовый набор лучше выбрать, если возникло желание вышить сюжет по мотивам известного художника. Картину с современным или классическим сюжетом. Новогодний сапожок, подушку или миниатюрный набор игольницу и чехол для ножниц, выполненные в одном стиле.

 Перейти к выбору наборов для вышивки гобеленов

 Так исторически сложилось, что гобелен – богатое украшение и элемент роскоши. Пришедшие к нам из давних времён они стали современными, но не утратили благородную красоту и шикарный вид. Отточенная со временем древняя техника доступна мастерицам и при желании легко осваивается. Гобелен позволит проявить свой вышивальный талант в новой технике. Вышитая гобеленом картина привлекает внимание и вызывает восхищение своей красотой и проделанной работой умелой мастерицы. Вышитый гобелен поднимает рукодельницу на следующий уровень мастерства и является заслуженным поводом для гордости.

Что такое гобелен? · Виктория и Альберта

Гобелен – один из старейших видов тканого текстиля. В качестве техники гобелен использовался для создания всего, от туник и кошельков до скатертей и спинок стульев, а также некоторых из самых больших и красивых произведений текстильного искусства в мире.

В Европе великий период ткачества гобеленов длился со второй половины 14 века до конца 18 века. Этот период наиболее известен производством настенных ковров, сотканных в этой технике, которые мы обычно называем гобеленами. Гобелены принадлежали элите и использовались для украшения как частных, так и общественных помещений. Записано, что Генрих VIII имел 2000 гобеленов, висящих в его различных дворцах.

Большие гобелены добавили комнате ярких красок. Они защищали от сквозняков и давали как развлечение, так и пищу для размышлений благодаря драматическому изображению историй из Библии, мифологии и классики или откровенному изображению светской жизни. Их производство было чрезвычайно дорогостоящим, и поэтому они служили демонстрацией богатства их владельца. В отличие от сегодняшнего дня, гобелены были не просто статичными объектами, их часто скатывали и перемещали между жилыми домами. В 1540-х годах король Франции Франциск I даже заказал набор гобеленов, которые в тканой форме воспроизводили настенный декор его недавно отреставрированной Большой галереи во дворце Фонтенбло. Этот набор можно было свернуть и перевезти в другие его резиденции.

Охота на кабана и медведя, из Девонширских охотничьих гобеленов, шерстяной гобелен, неизвестный, 1425–30, Нидерланды. Музей №. Т.204-1957. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Шерсть — это материал, который наиболее широко используется для ткачества гобеленов, традиционно используется как для основных, так и для уточных нитей. Помимо того, что он легко доступен и легко окрашивается, его природная прочность и гибкость хорошо подходят для ткачества гобеленов. Шелковые нити иногда используются в утке, помимо шерсти, чтобы помочь создать сложные детали и добавить глубины дизайну. Металлические нити также можно использовать для добавления деталей, хотя из-за их высокой стоимости они чаще встречаются в небольших образцах гобеленов, таких как обложки для Библии и кошельки, а не в больших драпировках.

Передняя (слева) и задняя (справа) обложка Библии, гобелен, сотканный из шелка, металла и позолоченной металлической нити, Шелдонские гобеленовые мастерские, около 1615 года, Англия. Музей №. Т.45-1954. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Гобелен создается путем переплетения цветных уточных нитей через простые нити основы. Нити основы натягиваются на ткацкий станок и действуют как сетка для ткачей, чтобы создать узор из цветных нитей утка. Ключевой особенностью гобеленового ткачества является то, что большая часть уточных нитей не проходит по всей основе. Вместо этого уток проходит вперед и назад по определенному сегменту основы, создавая небольшой блок цвета. Это известно как прерывистый уток. Ткачи строят блоки цвета, чтобы создать узор или рисунок.

Во время ткачества уточные нити прибиваются, скрывая основу, чтобы создать ткань с уточной лицевой стороной, чтобы рисунок был виден на лицевой и изнаночной сторонах. На старых гобеленах исходные цвета часто более интенсивны на оборотной стороне, которая была бы защищена от воздействия света.

(Слева) Лицевая и (справа) изнанка фрагмента гобелена, сотканного из шерсти с шелковыми бликами, неизвестно, 1550–1600 гг. 862-1894. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Гобелены ткут на станке. В простейшем случае ткацкий станок состоит из двух валков, между которыми натянуты нити основы. Ткацкий станок служит для поддержания натяжения основы, чтобы утки можно было легко пропускать вперед и назад для создания рисунка. В европейском гобеленовом ткачестве можно использовать два основных типа ткацких станков: ткацкий станок с низкой основой и ткацкий станок с высокой основой. На низкоосновных станках валки находятся на одном уровне, а основа натянута горизонтально между ними. На высокоосновных ткацких станках нити основы натянуты вертикально между верхним и нижним валками.

Миниатюрный гобеленовый ткацкий станок Уильяма Морриса, конец 19 века, Англия. Музей №. 156-1893. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Гобеленовое ткачество – чрезвычайно трудоемкий процесс. Соткать всего один квадратный метр грубого гобелена могло быть работой за месяц для одного человека. Высококачественные гобелены изготавливаются из более тонких нитей основы и утка, и на их изготовление уходит больше времени. На большом ткацком станке несколько ткачей могут работать, сидя рядом, чтобы ускорить производство. Тем не менее, на создание набора больших гобеленов, созданных несколькими ткачами, могло уйти больше года.

Венера, увещевающая Купидона, гобелен, сотканный из шерсти и шелка на шерстяной основе, созданный Джованни Баттиста Кастелло, 1555–65, вероятно, Брюссель. Музей №. T.770-1950 © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Ткачи традиционно работают по рисунку, известному как мультфильм. Его рисуют на ткани или бумаге в натуральную величину и либо прикрепляют к станку, либо подвешивают за ним. Исторически сложилось так, что на ткацком станке с низкой основой рисунок располагался под основами, и ткач должен был отодвигать их в сторону, чтобы детально следить за рисунком. Поскольку гобелены ткали сзади, если ткач точно копировал карикатуру, готовый гобелен, если смотреть спереди, был обратной стороной карикатуры. Высокоосновные ткацкие станки позволяли ткачам правильно создавать узоры. Мультфильм был повешен позади ткача, который использовал зеркало, чтобы увидеть отражение мультфильма. Работая с отражением, готовый гобелен выглядел правильно.

После того, как гобелен был готов, мультфильм можно было использовать повторно. Гобеленовая мастерская, у которой был популярный набор рисунков, который они могли ткать и продавать несколько раз, была обеспечена финансовым успехом. Многие из самых занятых компаний нанимали профессиональных художников для создания полноразмерных рисунков, которые воспроизводили ткачи.

Карикатуры на Рафаэля — это примеры рисунков гобеленов 16-го века. По заказу папы Льва X они были созданы художником Рафаэлем на тему Деяний апостолов. После того, как гобелены были сотканы, карикатуры были проданы другим мастерским. В 1623 году они были куплены будущим королем Карлом I для использования в гобеленовой мастерской в ​​Мортлейке, а позже поступили в музей Виктории и Альберта, взятые взаймы у Его Величества короля Карла III.

Карикатура Рафаэля, Чудесный улов рыб: Лука Глава 5: Стихи 1–11, цвет тела на бумаге, наложенной на холст, Рафаэль, 1515–1516, Италия. Музей №. КОРОЛЕВСКИЕ КРЕДИТЫ.2. Предоставлено Ее Величеством королевой Елизаветой II. © Музей Виктории и Альберта

Современные ткачи гобеленов продолжают исследовать и заново определять процесс гобеленов, используя новые материалы и формы. В то время как технологические достижения означают, что гобелены теперь можно ткать механически, многие современные ткачи по-прежнему используют традиционные методы ручного ткачества. Работа Фионы Резерфорд «Go-Shoaki Shimasu» («Позвольте представить») является примером современного гобелена, в котором ткачиха играла с формой, создавая уникальное изделие в форме кимоно.

Go-Shokai Shimasu (Позвольте представить вам), гобелен из хлопка и льна, Фиона Резерфорд, 2002, Англия. Музей №. Т.82-2003. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Заглавное изображение: Венера, увещевающая Купидона, гобелен, дизайн Джованни Баттиста Кастелло, 1555–65, вероятно, Брюссель. Музей №. T.770-1950 © Музей Виктории и Альберта, Лондон,

Гобелен | Определение, история, типы, материалы, методы и факты

La Dame à la licorne

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Питер Пауль Рубенс
Рафаэль
Франсиско Гойя
Жоан Миро
Шарль Ле Брун
Похожие темы:
гобелен из зелени
Гобелен Бове
кеси
цузуре
туалетная бумага

Посмотреть все сопутствующие материалы →

гобелен , тканая декоративная ткань, рисунок которой выстраивается в процессе ткачества. В широком смысле это название использовалось практически для любого тяжелого материала, сотканного вручную, машинного ткачества или даже вышитого, используемого для покрытия мебели, стен или пола или для украшения одежды. С 18 и 19Однако в XX веке техническое определение гобелена было сужено и теперь включает только тяжелые, двусторонние, узорчатые или фигурные ткани ручной работы, обычно в виде драпировок или обивочной ткани. Гобелен традиционно был роскошным искусством, доступным только богатым, и даже в 21 веке крупномасштабные гобелены ручной работы слишком дороги для людей со средним доходом.

Гобелены обычно изготавливаются в виде отдельных панелей или комплектов. Набор гобеленов представляет собой группу отдельных панелей, связанных по тематике, стилю и мастерству и предназначенных для подвешивания вместе. Количество предметов в наборе варьируется в зависимости от размеров стен, которые необходимо покрыть. Дизайн декораций был особенно распространен в Европе от средневековья до 19 века. век. Набор 17-го века, Жизнь Людовика XIV , разработанный королевским художником Шарлем Лебреном, включал 14 гобеленов и две дополнительные панели. Количество предметов в наборах ХХ века значительно меньше. Полинезия , созданная современным французским художником Анри Матиссом, например, состоит всего из двух частей, а Мон-Сен-Мишель , сотканная из карикатуры современным гравером и скульптором Анри-Жоржем Адамом, представляет собой триптих (три панели). До 19го века в Европе гобелены часто заказывали по «комнате», а не по одной панели. В «комнатный» заказ входили не только настенные ковры, но и гобеленовые плетения для обивки мебели, чехлов для подушек, изготовления балдахинов и других изделий. Однако большинство западных гобеленов использовались в качестве подвижного монументального украшения для больших архитектурных поверхностей, хотя в 18 веке гобелены часто заключали в деревянные изделия.

На Западе гобелен традиционно был коллективным искусством, объединяющим таланты художника или дизайнера с талантами ткача. Самые ранние европейские гобелены, сотканные в Средние века, были сделаны ткачами, которые проявляли большую изобретательность, следуя рисунку или эскизу художника.

Хотя он довольно точно следовал указаниям и рисунку художника, ткач, не колеблясь, отступал от них и утверждал свои собственные навыки и художественную индивидуальность. В эпоху Возрождения гобелены все чаще становились ткаными репродукциями картин, а ткач больше не считался сотрудником художника, а становился его подражателем. В средневековой Франции и Бельгии, как и сейчас, работа художника всегда выполнялась в гобелене через посредство ткача. Гобелен, сотканный непосредственно создавшим его художником, остается исключением, почти исключительным женским рукоделием.

Шерсть была материалом, наиболее широко используемым для изготовления основы или параллельного ряда нитей, проходящих вдоль ткани гобелена. Широкие, уточные или уточные нити, которые проходят под прямым углом над и под нитями основы, полностью покрывая их, также чаще всего шерстяные. Преимуществами шерсти при ткачестве гобеленов были ее доступность, обрабатываемость, долговечность и тот факт, что ее можно легко красить для получения широкого спектра цветов. Шерсть часто использовалась в сочетании с льняными, шелковыми или хлопковыми нитями для утка. Эти материалы обеспечивают большее разнообразие и контрастность цвета и текстуры и лучше, чем шерсть, подходят для ткачества деталей или создания деликатных эффектов. В европейских гобеленах светлый шелк использовался для создания живописных эффектов тональной градации и пространственного углубления. Блеск шелковой нити часто использовался для выделения или придания светящегося эффекта по сравнению с тусклыми и темными более тяжелыми шерстяными нитями. В европейских гобеленах 18-го века шелк все чаще использовался, особенно на фабрике Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шелковые нити основы и утка. Гобелены из чистого шелка также производились в средние века византийцами и в некоторых частях Ближнего Востока.