Символизм интересные факты: Символизм в литературе — черты, особенности, представители

Содержание

Символизм в литературе — черты, особенности, представители

Символизм в литературе — идеи, представители, история

Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре Серебряного века нашей страны.

В русском символизме различают:

  • «старшее поколение»  — представители: Д.Мережковский, А.Добролюбов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Н.Минский, Ф.Сологуб, В.Брюсов
  • «младшее поколение» — младосимволисты  — А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Ю. Балтрушайтис и др.

Практически каждый из этих поэтов и писателей испытал на себе процессы бурного роста духовного самоопределения личности, стремления приобщиться к исторической действительности и поставить себя перед лицом народной стихии.

У символистов были свои издательства («Скорпион», «Гриф») и журналы («Весы», «Золотое руно»).

В той или иной степени они объединялись в группы или сообщества («Религиозно-философское общество»), собирались вместе, чтобы поделиться стихами, новыми взглядами и идеями ( «Воскресения» Ф. Сологуба, «Башня» Вяч. Иванова).

Основные черты символизма

Это:

  •  идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
  • отражение действительности в символах
  • особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
  • разработка звукописи как особого поэтического приема
  • мистическое постижение мира
  • поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)
  • религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
  • отрицание реализма

Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.

У Д.Мережковского  — поэт погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека.

В.Брюсов проникал и проникался сам

«темными, тайными чувствованиями».

К. Бальмонт стремился отобразить в стихах стремление к изменениям, чувственным переменам, выразить свое, чувственное понимание мира, личность становилась в своих проявления как бы выше и разнообразней понимания добра и зла

Ф. Сологуб провозглашал единство и равноценность настроений человека, говорил об этической нейтральности художника.

Для всех этих поэтов в той или иной степени и в жизни, и в творчестве было характерно чувство артистической игры, мистификации, смена личин и масок (примером может служить мистификация Волошина и Елизаветы Васильевой со стихами Черубины де Габриак).

Такой подход к личности художника в широком смысле слова требовал развития индивидуальности, ее особости, «единичности».

Об этом писал К.Бальмонт в предисловии к сборнику «Горные вершины» /1904 /.

«Горные вершины единичны…Вершины сознания и творчества следуют тому же великому принципу личности, отъединения, уединенности, отделения от общего».

Русские символисты по своему мироощущению не могли не отказываться от так называемого превознесения среднего человека, характерного для реализма, они не признавали социально-исторического, конкретно-временного.

Бальмонт превозносил личность

 в «беззаветности» всех ее желаний и в «безвременности», Человек существует вне истории, для поэта «нет ни вчера, ни завтра».

О том же говорит и В.Брюсов:

«…если бы тот же художник явился позже на два столетия, он сказал бы, хотя и в иной внешности, то же, совсем то же».

Эллис назвал такой подход «артистическим индивидуализмом». Это взгляд на личность свойствен и старшим поэтам направления, и младосимволистам.

Отсюда их отрицание общепонятного, доступного в искусстве и поиск в нем необыкновенного, изысканного, «артистического».

Но такой подход к личности, которая в сущности сталкивалась с реальной действительностью, не мог не вызывать трагического мироощущения жизни, своеобразного творческого пессимизма.

А.Волынский видел трагедию

«в самом принципе существования – в индивидуализме», и считал, что «трагическое миропонимание – единственно верное, единственно возможное, потому что отношение между индивидуальным началом личности и безымянным началом божества разрешается трагически».

В то же время превознесение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, гуманизмом, пусть и трагическим.

Эстетика у символистов

Это:

  •  «аристократический индивидуализм»
  •  трагический гуманизм
  •  идея преображения « свободной личности».

В их манифестах  выражались главные требования к новому искусству – мистическое содержание, многофункциональность возможностей художественного воображения и преображения действительности.

Подлинная личность, по мнению Мережковского,-

это мистик, творец, которому дано непосредственно постигать символическую природу жизни и мира.

На рубеже эпох Д. Мережковский был озадачен двумя идеями:

  • «идеей нового человека»
  •  «идеей жизнетворчества» — создания второй реальности.

Обе эти идеи неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и философскими системами конца XIX – начала XX века.

Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, мира человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов:

Например, у А.Блока:

 «Миры летят. Года летят. Пустая/ Вселенная глядит в нас мраком глаз.// И уцепясь за край скользящий, острый,/ И слушая всегда жужжащий звон,- / Не сходим ли с ума мы в смене пестрой/ придуманных причин, пространств, времен..// Когда ж конец? Назойливому звуку/ не станет сил без отдыха внимать…/ Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,/ Товарищ, друг! Забудемся опять./.

Характерные признаки  символистского направления 

Это:

  • индивидуализм
  • идеализм
  • осознание трагичности мира, кризиса русской действительности
  • романтические поиски смыслов
  • содержательное и структурное единство поэзии
  • преобладание общего над частным
  • тематическая циклизация творчества каждого автора
  • поэтически- философские мифологемы (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева)
  • образы-доминанты (например, образ метели, вьюги у А.Блока)
  • игровой характер творчества и жизни

Таким образом,  символизм как таковой видит действительность в бесконечных, многообразных по содержанию и форме символах.

Наша презентация по теме

Понимание символа 

У русских поэтов — представителей этого направления- оно сильно различалось.

Так,

  • философский символизм видит в нем соединение чувственного и духовного (Д.Мережковский,Вл.Соловьев).
  • Мистический символизм склоняется к преобладанию духовного, к достижению царства духа, неистового стремления к иным мирам, отрицает чувственность как нечто ущербное, то, от чего должно освободиться (таков, поэтический мир А.Белого).

Роль символистов в создании новых поэтических форм, новых веяний и новых идей, новых тем и нового осмысления жизни как таковой для истории русской литературы, и шире – русской культуры, бесценна.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

главные знаки, а также семейные и женские обереги

Главная » Вышивка








Народное творчество славянских народов является глубоко символичным. Речь идет не только о сказках. Любая хозяйка должна была обладать такими умениями, чтобы не просто приготовить еду или сшить рубаху, но и сделать это в соответствии с верованиями и традициями. Богатый материал для размышлений по этому поводу могут дать 10 интересных фактов о символизме вышивки на Руси.

Главные знаки

На Руси вышивка возникла задолго до появления письменности и распространения христианства. Народ с помощью такого своеобразного искусства как бы вел диалог со своими языческими богами, отдавал им дань уважения, просил защиты. Поэтому орнаменты на одежду, полотенца, обувь и другие вещи наносили на разные случаи жизни. Каждый из них был наполнен присущим только ему смыслом.

Небезынтересно знать:

  1. Главным символом в вышивке на Руси был знак солнцеворота, поэтому он и делался крестиком. Прямой, косой или загнутый крест подразумевал беспрерывность движения небесного светила, круговорот в природе и жизни. Так называемая свастика появилась задолго до использования ее немецкими национал-социалистами. Но, кстати, и славяне не были изобретателями этого знака. Им обозначали вечную жизнь еще более двух тысяч лет назад в Индии.
  2. Другие знаковые явления природы и ее составные части тоже нашли отражение в народном творчестве. Прямая горизонталь символизировала землю, волнистая линия — воду, косые линии — дождь.
  3. Чароврат. Его исполняли как огненный крест, тоже напоминающий свастику. Язычники, каковыми и были славяне до привнесения христианства, верили, что пламя справится с любыми проявлениями черных сил, очистит помыслы человека.
  4. Мировое дерево. Оно символизировало взаимосвязь подземного мира, мира живых и небес. Чем лучше было вышито дерево, тем более мощной была связь человека со всеми естественными основами мироздания.

Большинство основных символов использовалось при изготовлении одежды и обуви для воинов. Предполагалось, что обереги могли защитить их в бою. Вышивки для этих целей делали на вороте, рукавах, других частях одежды, закрывающих уязвимые места человека.

Семейные и женские обереги

Еще один распространенный славянский символ — центральная женская фигура, вокруг которой расположены всадники или олени. Это всеобщая мать, мать Рода. Считалось, что именно она дает защиту всему племени, семейству, уберегает от болезней, а женщин — еще и от бесплодия. Мать Рода изображалась на простынях и полотенцах, которые использовались для проведения некоторых обрядов, в том числе и свадебных.

Существовали и другие семейные и женские обереги:

  1. Самым мощным считался Свадебник. Он символизировал добровольное соединение мужского и женского начала. Его действие было направлено на создание лада в семье.
  2. Жар-птица. Это знак любви и счастья, которых можно достичь, если правильно вести себя в разных обстоятельствах и вовремя ухватить удачу за хвост.
  3. Лельник. Это символ невинности. Считалось, что девушкам он приносит привлекательность.
  4. Жива. Богиня весны помогает молодым женщинам достичь внутренней гармонии. Примерно то же значение имеет и так называемый ладинец, но он еще и продлевает женскую молодость.

Чтобы исполнилось заветное желание, нужно было вышить цветок папоротника. Одежду с ним мог носить и юноша.

В искусстве славян сошлись и древние верования, и знания законов природы. Большая часть вышивок несет сакральный смысл.



0





Понравилась статья? Поделиться с друзьями:











5 фактов, которые помогут вам понять символизм

Символизм как термин может сбивать с толку. Обычно сгруппированный с другими постимпрессионистскими движениями, символизм возник примерно в то же время, что и импрессионизм, но не совсем правильно называть его «пост» импрессионистом. Так что же такое символизм? Вот пять фактов о символизме, которые помогут вам понять его!

1. Символизм первоначально развивался как французское литературное движение.

Густав Климт, Музыка , 1895, Bayerische Staatsgemäldesammlungen – Пинакотека, Мюнхен, Германия.

Символизм — направление в искусстве конца 19 века. В литературе стиль берет свое начало с публикации в 1857 году книги Шарля Бодлера « Les Fleurs du mal ». Само название «символист» придумал критик Жан Мореас. Он создал этот термин, чтобы отличить символистов от родственных им декадентов литературы и искусства. Мореас, опубликовавший «Манифест символизма» («Le Symbolisme») в 9 г.0013 Le Figaro от 18 сентября 1886 года назвал Бодлера, Стефана Малларме и Поля Верлена тремя ведущими поэтами движения.

Символизм провозглашался враждебным «простым смыслам, декламациям, ложной сентиментальности и фактическому описанию», а его целью было «облечь Идеал в чувственную форму», чья «цель заключалась не в нем самом, а в но единственной целью которого было выразить Идеал».

2. Художники-символисты считали, что искусство должно отражать эмоции или идеи, а не реалистично изображать мир природы.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис, Финал (Соната Солнца) , 1907, Мемориальный музей М. Чюрлениса, Каунас, Литва.

Символисты не были объединены в отдельную и однородную группу. Вместо этого они проживали по всей Европе и работали независимо. У них были разные эстетические цели, но все они разделяли схожее мышление. Среди ведущих художников следует отметить: Гюстава Моро, Густава Климта, Микалоюса Константинаса Чюрлениса, Яцека Мальчевского, Одилона Редона, Пьера Пюви де Шаванна, Эдварда Мунка и Фелисьена Ропса. Кроме того, Огюста Родена иногда считают скульптором-символистом. Каждый из них воспринимал символизм по-своему.

3. Символисты создали воображаемые миры грез, населенные загадочными фигурами из библейских историй, греческой мифологии и фантастическими существами.

Одилон Редон, Eye-Balloon , 1878, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Третий факт символизма заключается в том, что художники использовали мифологические образы и образы сновидений. Все началось с Эдгара Аллана По, произведения которого были переведены Бодлером. Символы, используемые в символизме, — это не привычные эмблемы господствующей иконографии, а очень личные, личные, неясные и двусмысленные отсылки.

4. Их любимыми предметами были любовь, страх, боль, смерть, сексуальное пробуждение и безответное желание…

Эдвард Мунк, Танец жизни , 1899, Nasjonalmuseet, Норвегия, Осло.

Крик Эдварда Мунка кажется самым известным символистским произведением. Это лучший пример fin-de-siècle чувств изоляции, разочарования и психологической боли, переданных через искаженные формы, выразительные цвета и плавную манеру письма. Стиль Мунка основан на реальных тревогах современного существования. Его картины исследуют темы болезни, одиночества, отчаяния и душевных страданий, связанных с любовью. Мунк считал эти состояния символами «современной психической жизни».

5 … и, конечно же, роковые женщины.

Гюстав Моро, Явление , 1876, Лувр, Париж, Франция.

Женщины стали излюбленным символом выражения этих универсальных эмоций, появляясь попеременно как задумчивые девственницы и угрожающие роковые женщины . В этой последней категории Гюстав Моро популяризировал мотивы Саломеи, размахивающей головой Иоанна Крестителя, и сфинкса-людоеда в таких картинах, как « Эдип и Сфинкс». Работы Климта были восприняты как скандальные, так как они изображали женщин венского высшего класса как соблазнительниц.

«>

Заинтересованы в символизме? Вот несколько интересных фактов ⋆ Журнал Beverly Hills

Символизм окружает нас повсюду. От историй, которые мы рассказываем, до одежды, которую мы носим, ​​символы используются для передачи сообщений, идей и эмоций без необходимости говорить что-либо прямо. Символизм веками использовался в религии, искусстве, литературе и даже в рекламе как средство преодоления языковых барьеров, а также передачи сообщений в разных культурах. Давайте рассмотрим некоторые интересные факты о символизме!

1) Символы силы

Существует множество символов, обозначающих силу. Некоторые из самых популярных символов силы включают львов, орлов и тигров. Лев является символом силы, потому что он известен как «король джунглей», а также способен охотиться за своей едой, а не просить другого животного поделиться с ним. В китайской культуре и дракон, и тигр считались символами власти и силы.

2) Символы Сострадания

Нимб или кольцо света вокруг чьей-либо головы часто используется как символ святости или святости. Это может означать, что человек отправился на небеса, живет на небесах или является посланником с небес. Это можно увидеть на изображениях ангелов, святых, пророков и божеств во многих религиях.

Другие символы сострадания включают руки, сложенные вместе в форме сердца. Сердце также часто используется как символ безусловной любви или чистых намерений.

3) Символы Зла

Перевернутый крест, пожалуй, самый известный символ зла. Однако он также широко используется как христианский религиозный символ. Сломанный крест стал международным символом атеизма, а нацистская свастика олицетворяет антисемитизм или нацизм. Другие символы, связанные со злом, включают черепа, змей, лица демонов и черных кошек.

4) Символы богатства

Символами богатства и процветания являются бриллианты, золотые монеты, самородки и дома. Не случайно многие компании используют подобные символы в своих логотипах.

5) Символы интеллекта

Символы интеллекта могут включать книгу или открытую книгу, сову, считающуюся мудрой, и глобус, изображающий мир в целом.

6) Символы идеи или концепции

Символы идеи или концепции включают глаз, который символизирует знание и осознание, а также различные типы стрелок и знаки бесконечности. Стрелка использовалась для обозначения движения и направления, а знак бесконечности считается одновременно бесконечным и бесконечным.

7) Символы страны

Символы страны включают ее флаг и гимн, а также национальные достопримечательности и известных людей. Статуя Свободы на острове Свободы в Нью-Йорке стала как символом Соединенных Штатов, так и символом борьбы за свободу.

8) Медицинские символы

Посох или жезл, вокруг которого обвивается змея, является символом медицины и исцеления. Это происходит из истории Асклепия, который узнал о лекарственных растениях и методах лечения. Он считается покровителем медицины и врачей, потому что считалось, что даже после смерти он мог лечить больных и освобождать их от боли.

9) Символ мира

Символы мира включают голубей, оливковые ветви и самый популярный знак мира . Голубь ассоциировался с миром, потому что считалось, что Ной послал голубя из своего ковчега, который вернулся с оливковой ветвью, что символизировало окончание библейского потопа. Знак мира стал широко используемым и признанным символом мира со времен Второй мировой войны.

10) Символы веры

Символы веры часто включают крест, звезду Давида, полумесяц и звезду или раскрытую ладонь с нимбом над ней. В некоторых случаях нимбы помещаются только над головами верующих в Бога . Многие из этих символов используются в разных религиях, поэтому они стали символами веры.

11) Числовые символы

Числа могут иметь собственное значение в символике. Например, число четыре часто рассматривается как символ земли, потому что оно представлено во многих вещах, таких как четыре времени года, стрелки на компасе и символы мира.