Рисунки батиком: Рисунок для батика шаблон — 62 фото

Как нарисовать батик? Практические советы | Обучение

Первым делом натянем шёлковую ткань на раздвижную рамку. Не советую вам сразу приступать к масштабному произведению. Оптимальный размер полотна для первой пробы — 45/45 или 50/50 см. Раздвиньте свою рамку на эту длину и зафиксируйте крепления. Для натягивания обязательно понадобятся канцелярские кнопки или специальные кнопки для батика.

Туго натянув ткань на одной стороне рамки, далее натягивайте её на противоположной стороне, начиная от середины к краям. А затем справа и слева, также от середины к краям. В результате ткань должна стать ровно натянутым «листом». Не переусердствуйте с натяжкой, потому что можно сильно деформировать волокна — так, что они после стирки не станут на место, и готовое изделие будет с дефектом.

Далее переносим выбранный или нарисованный собственноручно рисунок на ткань. Желательно, чтобы он тоже был попроще, а отдельные детали были не слишком большими и не слишком маленькими. Советую подобрать рисунок простого, но красивого цветка (цветы вообще очень хорошо получаются на шёлке), вокруг которого можно нарисовать простую незамысловатую рамочку. Вот вам и готовая композиция небольшого шейного платочка.

На ткань рисунок переносится простым карандашом, можно использовать и эскизный карандаш. Также бывают специальные фломастеры, линии от которых исчезают при стирке изделия. Старайтесь сильно не нажимать на карандаш, чтобы потом было легче его отстирывать. А чтобы проще было обвести рисунок, закрепите его на изнаночной стороне вашего шёлкового листа иголочками или двусторонним скотчем. Некоторые кладут рисунок на стекло и включают под ним лампу. Но в основном, если шёлк у вас не толстый и не плотный, проблем с просвечиваемостью ткани не будет.

Следующий этап очень важен, поэтому не спешите. От того, насколько аккуратно вы отнесётесь к нанесению контура, зависит качество вашей работы, её красота. Сразу оговорюсь, контур — штука хитрая. У всех фирм он разной густоты, и к каждой нужно приспосабливаться уже в ходе работы. Проверьте перед работой ваш контур на бумаге. Если он слишком густой и долго выходит из тюбика, то вам придётся с ним попотеть. А если он жидковат, то будет расплываться и линия получится слишком толстой, что тоже нехорошо. Хороший контур и выдавливается достаточно быстро, и не слишком расплывается, и высыхает недолго.

Контур мы накладываем по линиям своего рисунка. Лучше начать с верхнего левого угла. Это правило, применяемое в пастельной технике, действует и здесь — чтобы не смазать контур. Главное, следите, чтобы в линии контура не было разрывов и пропусков. Он отделяет одну деталь рисунка от другой, и если в линии есть разрыв, то краска вытечет за его пределы и перемешается с другой (иногда такой приём специально используют, но не в нашем случае).

Уделите этому этапу как можно больше времени и усердия. Проверить, нет ли разрывов в линии контура, можно двумя способами. После высыхания посмотреть через ткань на свет — разрывы будут видны. Или капнуть каплю воды на обведённую деталь рисунка: если есть огрехи, то жидкость растечётся за пределы. После нанесения контура и последующих подправок нужно дать ему высохнуть.

Следующий этап самый интересный — нанесение краски. Не увлекайтесь разноцветьем. Возьмите 2−3 цвета и работайте с ними. Если хочется разнообразия или плавности переходов, просто разведите каждый цвет водой в разном соотношении — так у вас получатся разные оттенки одного цвета. Для этого используйте палитру или пузырёчки и пипетки для набора краски.

Обычно рамку платка делают потемнее, фон внутри рисунка посветлее. Если вы знакомы с сочетаниями цветов, это поможет вам подбирать подходящие оттенки. Краску нужно наносить кистью, брать краски немного, потому что контур может не выдержать и пропустить краску за пределы. Для этого я, например, использую салфетки: вытирая о них кисть с краской, я вижу какой будет мазок.

Самое трудное — ровно раскрасить фон. Вся беда в том, что краска на больших площадях высыхает быстрее, чем мы докрасим до конца, а значит, будут некрасивые разводы неравномерно высохших частей. Нужно работать очень быстро, лучше широкой кистью или куском поролона. Иногда я смачиваю сам фон водой и крашу уже по влажной поверхности.

Вот рисунок нанесён и раскрашен, но мы ещё можем внести небольшое дополнение. Чуть присыпьте его крупными кристаллами поваренной соли и увидите, какие чудеса она творит. Только не увлекайтесь с этой техникой, а то весь ваш рисунок просто исчезнет.

Теперь нужно дать творению высохнуть, потом снять его с рамки и как следует отгладить. Каждый участок следует гладить не менее 3−5 минут (почитаете на вашем тюбике с краской). Гладить нужно через несколько слоёв старых газет (новые оставляют следы на шёлке), убирая их по мере пропитывания и заменяя новыми. Если вы недостаточно термически обработаете ваш шёлковый шедевр, то после стирки можете его не увидеть — краска сойдёт (однажды у меня такое было).

После глажки постирайте ткань с шампунем или ополаскивателем (любым нежным моющим средством), сильно не трите ткань. Если же вы делаете не платок, а панно и следов от карандаша не видно, то можно не стирать батик, ведь он всё равно пойдёт в рамку под стекло. Если вещь предназначена для носки, то лучше постирать, потому что в ткани остаётся незакреплённая лишняя краска, которая потом останется на ваших руках или шее.

После всех вышеперечисленных процедур высушите ткань и отгладьте, подрубите края (иногда продаются уже готовые белые платки с обработанными краями). Как видите, нюансов много, но познавать их и творить красоту своими руками так интересно!

Теги:

краска,
ткань,
рисунки,
рукоделие,
хобби

Искусство батика в Арт-Квартале

Мир творчества – необъятный. Писать картины и создавать шедевры можно не только на холстах и бумаге, но и на ткани! Искусство ручной росписи по ткани называется батиком. История батика берет сове начало в юго-восточной Азии около 2000 лет назад. Главной целью батика было и остается – украшение и декорирование обыденности. С того времени и по сей день искусство обретает новых поклонников и последователей по всему миру, при этом не утрачивая своей самобытности. Основная особенность батика заключается в том, что он сумел отобразить сразу несколько техник изобразительного искусства: акварель, витраж, пастель, графика и даже мозаика. И каждое изделие, выполненное такой техникой является абсолютно уникальным.

Создать изделие в технике батик невозможно без резервирующих составов, которые не позволяют краске растекаться за пределы контуров. В качестве резерва могут выступать парафин, резиновый клей, различные смолы и лаки. От того какой вы выбираете резерв, зависит техника батика. 

1) Горячий батик. Горячая техника была применима еще давних времен, с начала зарождения искусства батика.  Особенность заключается в самой технике резервирования, где главным инструментом выступает чантинг , а резервирующим составом – горячий воск. Чантинг представляет собой маленькую медную чашу с тонким носиком, которая прикреплена к деревянной ручке. В наше время, вариантов для нанесения воска на ткань прибавилось: его можно наносить при помощи обычной кисти или специального штампа. Процесс начинается с нанесения контуров будущего рисунка на полотно. Участки на ткани, которые не должны быть окрашены заливают слоем воска. После этого приступают к росписи красками . Для многослойного окрашивания, процесс повторяется до четырех раз, для того, чтобы сохранить чистые и интенсивные цвета. По завершении росписи, лишнюю краску убирают, а воск плавят утюгом. 

2) Холодный батик. Считается более современной, доступной и простой техникой. Рисунок наносится в один или несколько слоев, а резервом выступают химические составы, на основе парафина и бензинового растворителя. Для нанесения резерва используются специальные стеклянные трубочки с тонким носиком разного диаметра. Особенность росписи в технике холодного батика заключается в том, что при нанесении тонкого контура резервирующим составом, рисунок приобретает графический характер. Чтобы закрепить рисунок, после высыхания росписи необходимо запарить ткань в горячей воде. Для создания различных эффектов, в батике существует несколько интересных техник: — Солевой эффект –  после нанесения красителей на ткань, поверх рисунка накладывается небольшое количество поваренной соли в тех местах, где вы хотите получить эффект. Соль впитывает в себя краску , оставляя на ткани рисунок.

3) Узелковый батик. Ткань плотно завязывают веревками или резинками (которые в данном случае выступают в качестве резерва), в тех местах, где хотелось бы оставить ткань неокрашенной, а затем полностью опускают в краску, или точечно наносят. Такая техника окрашивания ткани применима еще издревле, в Индонезии ее называют «Тритик», в последние годы техника вновь обрела огромную популярность среди творческих людей, и называют ее «Тай-дай».  Узелковый батик зачастую применяют для украшения и декорирования одежды.

Какие материалы понадобятся для батика? 

  • Кисти. Не каждая кисть будет пригодна для росписи, отдавайте предпочтение тем кистям, которые хорошо удерживают воду. Отлично подойдут кисти для акварельной живописи. 
  • Краски. На художественном рынке представлен огромный выбор красок по ткани. Отдавайте предпочтение проверенным брендам и качественным составам.
  • Резервирующая жидкость. Выбирайте резерв исходя из предпочитаемой техники батика. Для техники холодного батика существует большое разнообразие контурных составов. Они могут быть не только прозрачными, но и самых разных цветов.
  • Трубочка для резерва или чантинг.
  • Рама. Является одним из ключевых инструментов для росписи ткани. Используют их для равномерного натяжения полотна. Продаются специальные «батичные» рамы, но никаких усилий не составит соорудить такую раму самостоятельно, при помощи обычных деревянных реек.