Содержание
«Ребенок рисует черным цветом» — Детский сад №1 г.Пружаны
Когда малыш берет в руки карандаши или кисточку и краски, это всегда вызывает умиление и восторг у родителей. Первые «каляки-маляки» многие мамы и папы хранят трепетно и нежно всю жизнь. Но рисунки крохи часто вызывают немало вопросов у родственников, которые хоть что-то слышали о психологическом «цветном» тестировании. Особенно часто обеспокоенные родители задаются вопросом, почему малыш рисует мир в черном цвете и что это означает?
Выбор цвета
Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации. Люшер утверждал, что выбор цвета — это наше «бессознательное», и его метод диагностики является «глубинным», то есть идущим из подсознания, а потому наиболее точным.
Рисунки ребенка могут многое рассказать о его психоэмоциональном состоянии.
Особенности цветовосприятия у детей
Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?
Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное — белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет — красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.
Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!
Свое отношение к выбору цвета малыш начинается менять к 4 годам. Вот тогда он уже сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым.
Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.
Причины
Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.
Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?
- Кризис 3 лет.В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
- Начинающаяся болезнь или ненастная погода.У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
- Развитая фантазия. Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик — самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
- Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи — частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.
Темная одежда ребенка может отрицательно влиять на его здоровье и настроение
Когда начинать бить тревогу?
- Если помимо рисунков черной краской ребенок демонстрирует другие странности в поведении.Например, сын или дочь рисует «черноту», и при этом почти не контактирует с ровесниками, взрослыми (кроме родителей), страдает ночными кошмарами, проявляет агрессию по отношению к животным и людям.
- Если вашему ребенку уже 10 лет, а он продолжает рисовать черной краской, это может говорить о нарушениях психологического плана.
- Если в рисунках ребенка преобладают агрессивные сюжеты –война, убитые люди, перечеркнутые черным лица, повторяющееся сочетание черного и красного цветов.
- Если ребенок всегда рисовал яркие картины, а после каких-то определенных неприятных ситуаций в жизни начал использовать в своем творчестве только черный цвет, это может быть проявление послестрессового синдрома.
Рисунки малыша, несущие в себе негатив, могут говорить о перенесенном стрессе
Мнение психолога
Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов. Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует.
Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!
Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».
Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.
В большинстве случаев ребенок рисует черным, потому что ему так нравится.
Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.
Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка — способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА , ЕСЛИ РЕБЕНОК РИСУЕТ ЧЕРНЫМ…
детский психолог ДРЦ Монтессори «Вершина»
Многих родителей тревожит, когда малыш в возрасте до 3-4 лет, предпочитает создавать свои «картины» черным или иным темными цветами. Причин, почему ребенок выбрал для рисования черный цвет, может быть несколько.
1. Самая распространенная причина «черноты» в рисунках: черный цвет — это самый контрастный цвет из всех. Малыши до 3-4 лет выбирают цвет по контрастности с поверхностью на которой рисуют. Главное, чтобы ему было видно, что он рисует. Так что не волнуйтесь. Сейчас он еще не воспринимает рисование, как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным. Для ребенка важнее идея рисунка, а не ее цветовое воплощение. Также малышу интересны эксперименты с цветом сами по себе, то есть выбор определяет лишь исследовательский интерес. Нередко в рисунках присутствует игровой момент: «Закрашу черным, чтобы никто не нашел, что я там спрятал».
2. Ребенок приближается или уже входит в период кризиса 3-х лет. Характерным признаком кризиса является негативизм и отрицание. Возможно, что мальчик, таким образом, пытается выразить свой протест: «Возьму тот цвет, который нравится маме меньше всего»,- или, — «Нарисую это таким цветом, как мне хочется, а не как оно есть на самом деле».
3. Дети очень чувствительны к своему состоянию, к атмосферным явлениям. Может быть, что непогода, грязь на улице таким образом нашли выражение в рисунках малыша. Также бывают случаи, что ребенок, обычно предпочитающий яркие и светлые тона в рисунках, вдруг переходит в темную и «грязную» палитру перед началом заболевания, уже ощущая недомогание, признаки которого совершенно невидны окружающим и не осознаются им самим.
По поводу использования черного цвета в рисунках существует огромное количество информации. Однако самое главное, что необходимо знать, пытаясь трактовать смысл изображенного, это то, что НЕТ хороших или плохих цветов. Важно учитывать не только цвет, но всю цветовую палитру, степень насыщенности цвета, что именно нарисовано, общее настроение рисунка, в каких условиях был сделан рисунок, что предшествовало его созданию, каким именно материалом выполнена работа (краски, карандаши, фломастеры и т. п.), и много чего еще. Прежде чем делать заключение о психологическом смысле рисунка, важно подробно расспросить автора, а что именно он нарисовал, почему именно так это сделал, нравится ли ему эта работа и т.п.
В отношении диагностики состояния человека по предпочитаемым цветам важно учитывать не столько единичный цвет, сколько цветовую палитру. Одна из известнейших арт-терапевтов Джоан Келлогг выделяет 4 основных палитры:
1. «Рептильная» палитра — все «грязные» оттенки, темные цвета, черный. Люди предпочитающие такие цвета (не только в рисунках, но и в окружающих предметах, вещах, одежде) часто испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния. В такое состояние, кстати, может «погрузиться» вполне здоровый человек, если будет носить одежду именно таких цветов. Часто в практике детским психологам и арт-терапевтам приходится сталкиваться с детьми, как правило, мальчиками, которые буквально не «вылезают» из болезней. Мамы таких детей надевают на них одежду преимущественно «немарких» цветов. Смена гардероба нередко оказывается ключом к тому, чтобы ребенок начал чувствовать себя лучше.
2. Натуральная палитра, «палитра детства». Все естественные, чистые, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30-45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об оптимальном психо-физиологическом состоянии. Одежда и предметы такого цвета в интерьере могут улучшить общее состояние человека, придать ему энергии.
3. Пастельная палитра. Полупрозрачные, бледные, спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди зрелого возраста. Предпочтение такой цветовой палитры у детей и у достаточно молодых людей может быть признаком утомления, психического или физического истощения. Одежда и предметы такого цвета в интерьере показаны для ребенка склонного к перевозбуждению, гиперактивности. А спокойного по характеру и темпераменту человека они способны ввести в состояние уныния.
4. Радужная палитра — блестящие или переливающиеся как на голограмме цвета. Обычно ее выбирают люди, переживающие состояние «озарения», душевного подъема, совершившие открытие и т.п.
Итак, Если в семье, где растет малыш, все в порядке, при ребенке не происходят ссоры и размолвки, в жизни ребенка не было каких-то серьезных перемен, нет проблем со здоровьем, ребенка в быту и одежде окружают яркие или пастельные цвета, то выбор черного цвета в рисунках совершенно нормальное явление, которое не означает ничего тревожного.
Как использовать черный цвет в своих картинах (плюс как смешивать свои собственные)
Черный — очень противоречивый цвет в мире искусства. Некоторые люди клянутся использовать черный цвет, а другие избегают его вообще.
В этом посте я хочу попытаться прояснить некоторую путаницу вокруг черного цвета и предоставить вам некоторую информацию о том, как использовать его в своих картинах и как смешивать свои собственные.
- Что такое черное?
- Вам нужен черный цвет в вашей палитре?
- Смешивание собственного черного
- Наш черный не абсолютно черный
- Другие советы по использованию черного цвета в ваших картинах
- Хотите узнать больше?
- Спасибо за прочтение!
Что такое черное?
Некоторым из вас этот вопрос может показаться глупым, но я думаю, что с него важно начать.
Вы могли заметить, что в цветовом круге отсутствует черный цвет. Это потому, что на самом деле ему нет места в видимом цветовом спектре.
Но значит ли это, что черный цвет сам по себе не является цветом? Ответ зависит от того, как вы определяете цвет.
Если говорить с чисто научной точки зрения, то черный, а также белый – изгои и не являются настоящими цветами. Черный — это то, что мы видим, когда очень мало света отражается от объекта. Белый — это то, что мы видим, когда все длины волн света отражаются от объекта. Так что в некотором смысле черный — это не цвет сам по себе, а скорее отсутствие цвета.
Но как художники мы используем черный как физический цвет так же, как красный, зеленый, синий и так далее. Это потому, что мы также заинтересованы в восприятие цвета. Наше определение цвета не ограничивается цветами визуального спектра, но также и всеми различными способами, которыми мы способны воспринимать цвет и свет. Подробнее об этом я писал в этом посте.
Вам нужен черный цвет в вашей палитре?
Черный может быть невероятно полезным цветом в вашей палитре, но это далеко не обязательный цвет, так как вы можете смешивать свои собственные (я расскажу, как это сделать, в разделах ниже).
Наличие черного цвета на вашей палитре также зависит от того, какие предметы вы любите рисовать. Если вы рисуете в основном натюрморты и портреты внутри, то черный может быть гораздо полезнее, чем если бы вы рисовали в основном снаружи, как импрессионисты.
Клод Моне, Мэннепорт, Отражения воды, 1885
Для внутренних объектов темнота намного глубже, чем снаружи.
Джон Сарджент, Обеденный стол ночью, 1884
Лично я не использую черный цвет в своей палитре, так как предпочитаю смешивать его самостоятельно. Это то, что меня устраивает, и я могу даже изменить это в будущем. Но вам может быть проще рисовать черным на палитре.
Когда Джон Сингер Сарджент и Клод Моне рисовали вместе, Сарджент спросил: «Где черный?» в отношении палитры Моне. Сарджент изо всех сил пытался понять, как можно рисовать без черного цвета на палитре. Но Моне был верен импрессионистской теории и использовал синие, зеленые и земляные тона как более красочную альтернативу черному цвету. Два мастера, два разных мнения о черном. Так что здесь нет правильного или неправильного ответа.
Джон Сингер Сарджент, Клод Моне Картина на опушке леса
Смешивание собственного черного
Недостатком смешивания собственного черного является то, что вы не сможете достичь того глубокого черного, который можно получить прямо из тюбика. Но мы можем подойти довольно близко к нашим собственным смесям.
Я смешиваю свой собственный черный, комбинируя необработанную умбру с синим ультрамарином . Это не глубокий черный, но достаточно близкий, тем более, что я в основном пишу пейзажи. Я думаю, что это очень естественный черный цвет, который хорошо сочетается с остальными цветами моих пейзажей.
Так почему же необработанная умбра и синий ультрамарин дают почти черный цвет? Если подумать, умбра-сырец на самом деле просто темно-оранжевый, а ультрамариновый синий — темно-синий. Оранжевый и синий являются дополнениями, и если вы смешаете два темных дополнения, вы получите темно-серый (или почти черный).
Это подводит меня к другому способу смешивания собственного черного, а именно к смешиванию всех трех основных цветов (красного, синего и желтого). По сути, это то же самое, что смешивание двух комплементарных элементов (смешение оранжевого и синего — это то же самое, что смешивание красного, желтого и синего). Однако я обнаружил, что когда вы смешиваете черный, объединяя все три основных цвета вместе, добавление желтого делает его немного светлее.
Кроме того, черный цвет, который вы получите при этом, будет довольно непоследовательным, поскольку он зависит от типов и пропорций основных цветов, которые вы используете. Если у вас больше синего, вы получите холодный черный, а если у вас больше красного, вы получите теплый черный.
Наш черный не абсолютно черный
В живописи мы не можем позволить себе роскошь рисовать абсолютно черным цветом. Самое близкое, что мы можем получить, это около черного цвета.
Черный цвет, который мы используем в искусстве, также редко бывает полностью нейтральным. Большую часть времени ваш черный будет иметь небольшой уклон в сторону другого цвета.
По сравнению с краской прямо из тюбика, черный марс теплее, тогда как черный цвет слоновой кости чуть холоднее. Это становится более очевидным, когда вы смешиваете эти черные с белыми.
Другие советы по использованию черного цвета в ваших картинах
Вот несколько советов по использованию черного цвета в ваших картинах (будь то черный из тюбика или черный, который вы смешали самостоятельно):
- ваши черные на картине. Ваши темные не будут казаться такими богатыми и глубокими, если вы добавите в них даже небольшое количество белого.
- Черный — это самый темный оттенок, который вы можете использовать в рисовании, но это не значит, что вы должны делать его темным. Вы можете легко подтолкнуть самый темный оттенок примерно к среднему диапазону значений, как это делают многие импрессионисты в пейзажной живописи.
- Черный больше подходит для съемки внутренних объектов, таких как портреты и натюрморты. Когда вы находитесь на улице, света намного больше, и вы редко увидите глубокие темные цвета.
- Вы можете использовать черный цвет, чтобы уменьшить насыщенность и яркость цвета (сделать его менее интенсивным и темным).
- Черный — не единственный способ сделать цвет темнее. Вы также можете использовать синий, необработанную умбру или любой другой цвет, который темнее вашего основного цвета.
Хотите узнать больше?
Возможно, вас заинтересует мой курс Академии живописи. Я познакомлю вас с проверенными временем основами живописи. Он идеально подходит для начинающих художников среднего уровня.
Спасибо за прочтение!
Я ценю, что вы нашли время, чтобы прочитать этот пост, и я надеюсь, что вы нашли его полезным. Не стесняйтесь поделиться им с друзьями.
Приятного рисования!
Дэн Скотт
Draw Paint Academy
О компании | Список поставок | Избранные сообщения | Продукция
Как сделать черный цвет без черной краски
Черный, вероятно, самый противоречивый цвет, который художник может использовать в своей палитре. Некоторые художники клянутся им и не посмеют рисовать без него, другие художники не будут иметь с ним ничего общего. Мы собираемся изучить тему черного цвета в живописи и как смешать черный цвет без черной краски.
Лучший способ смешать черный цвет без использования черной краски — это смешать прозрачный красный оксид и ультрамариновый синий. Вы также можете добавить холодный красный цвет, например, ализариновый малиновый, для более глубокого теплого тона. Три упомянутых цвета могут быть заменены пигментами аналогичного цвета и плотности.
Давайте погрузимся ниже и рассмотрим черный цвет, когда его использовать и как его смешивать.
Ты действительно хочешь черный?
Черный, по сути, является самым темным из достижимых значений и обычно лишен какого-либо цвета. В то время как абсолютно черный цвет лишен всех цветов, мы, художники, всегда должны пытаться достичь какой-то цветовой температуры с нашими черными. Другими словами, нам не нужен абсолютно черный цвет в наших картинах . Нам нужен очень темный цвет, который кажется черным, но все же имеет в нем какое-то ощущение цвета.
Это стремление к некоторому оттенку цвета является основной причиной (без каламбура) многие художники (включая меня) обычно избегают использования настоящего черного цвета, такого как Ivory Black или Lamp Black, в своей палитре. Эти пигменты сами по себе лишены какого-либо цвета и при нанесении сами по себе могут выглядеть мертвыми и неуместными в картине. Это становится действительно очевидным, когда вы наносите черный цвет тонкими слоями на белый, нейтральный или слегка окрашенный холст. Разбавление черной краски позволит проявиться любому цвету или отсутствию цвета (см. примеры ниже).
Я хочу подчеркнуть, что когда я говорю о изготовленных неграх, выглядящих мертвыми, я говорю о том, что их использовали в одиночку. Большое количество художников, включая ныне живущих и мастеров прошлого, великолепно использовали черные краски, такие как Ivory Black. Но это обычно достигалось путем смешивания черного с другим цветом, что придавало черному цвету некоторое ощущение цвета и жизни. Некоторые художники также используют черный цвет для изменения или нейтрализации интенсивных призматических цветов. Мы коснемся этого ниже.
Почему художники любят создавать свой собственный черный цвет
Художники, которые никогда не используют черный цвет, обычно ссылаются на свое желание смешивать черные цвета с другими цветами как на основную причину, по которой они не используют настоящий черный цвет в своей палитре. Это очень веская причина (и я признаю, что это и моя причина), потому что любой черный цвет должен функционировать как цвет в вашей картине, чтобы правильно выразить отношение цвета s и температуру света на вашем предмете.
Художник-представитель рисует то, что видит. Настоящий черный — это отсутствие всего света и цвета, что означает, что настоящий черный представляет собой полную тьму или слепоту. Но поскольку вы, как художник, рисуете то, что можете видеть, абсолютный, бесцветный черный цвет не сможет по-настоящему передать что-либо в вашей картине, если только вы не рисуете внутреннюю часть проявочной фотолаборатории или то, как это выглядит, когда вы стоять в темной комнате с закрытыми глазами. И даже тогда мы не видим абсолютно черного цвета, но все равно будем ощущать phosphenes , это ощущение света и формы, вызванное механической и электрической стимуляцией в отсутствие света. Так что, по сути, бесцветный черный ничего не может представлять в нашей визуальной реальности.
Но, возвращаясь к визуальной реальности, во многих случаях очень темные акценты в тенях фактически склоняются к теплой стороне цветового круга. Вы не всегда замечаете это, но если вы неправильно рисуете тени, вы заметите, что что-то не так с вашей картиной. И из-за этого многие художники хотят иметь возможность контролировать температуру своих черных, смешивая их.
Черный цвет может и должен иметь цвет
У меня были студенты-художники, которые выражали беспокойство по поводу того, что они не могут создать «настоящий черный», который не склонялся бы ни к какому цвету, когда они смешивали черный. Я всегда отвечаю, что художники должны следить за тем, чтобы у их черных всегда было какое-то чувство цвета. У вас может быть теплый черный с оттенком коричневого или холодный черный с оттенком темно-синего. У вас могут быть даже черные, которые склоняются к малиновому или зеленому.
Итак, вы можете задаться вопросом: «Если мой черный слегка синеват, то действительно ли он черный? Почему бы не назвать его темно-синим?» Ну, вы могли бы назвать его темно-синим, если хотите, но когда цветовая температура едва уловима, а значение настолько темное, насколько это возможно, мы, художники, склонны просто смешивать этот цвет с черной категорией.
В основном мы называем черным все, что находится в самом темном конце шкалы значений и едва ли имеет какой-либо различимый цвет. Но это не значит, что он лишен какого-либо цвета. Таким образом, другими словами, цвет считается черным по тому, как он функционирует в отношениях значений в картине, будучи самым темным цветом в картине; он не считается черным, поскольку лишен всякого цвета. По сути, черный — это просто цвет, значение которого очень темное, а цвет значительно нейтрализован, но не устранен полностью.
Смешивание черного без черной краски
Итак, теперь вы, вероятно, задаетесь вопросом, как на самом деле сделать черный цвет без черной краски. Существует ряд цветовых комбинаций, позволяющих получить черный цвет. Моя любимая комбинация — ультрамариновый синий, прозрачный оксидный красный и ализариновый перманент. Все три цвета очень темные и прозрачные.
Во всех своих цветных примерах я рисовал маслом на холсте, тонированном N5 Neutral Grey производства Golden Acrylics, чтобы лучше видеть цвет черного. Каждый образец имеет цвет слоновой кости для сравнения. Если смешанный черный больше соответствует определенному цвету, я выделил этот цвет жирным шрифтом и курсивом. Если два цвета выделены жирным шрифтом и курсивом, это означает, что обоих цветов больше.
Вы можете заменить Transparent Oxide Red (прозрачный красный оксид, как его называют некоторые производители) на жженую сиену и ализарин перманент на ализарин малиновый и получить почти такой же результат. Одно предостережение: некоторые версии жженой сиены (более традиционной жженой сиены) более непрозрачны и имеют слегка розоватый оттенок, что дает немного другие результаты. А традиционный ализариновый малиновый — несколько летучий цвет, который со временем выцветает.
Прозрачность важна, потому что для того, чтобы сделать краску непрозрачной, обычно нужно немного увеличить значение. Кроме того, вы можете сделать свой черный непрозрачным, добавив немного непрозрачного цвета, но вы не можете сделать непрозрачный цвет прозрачным. Прозрачность также важна, потому что, если вы хотите получить черный цвет #10 (или #1, в зависимости от того, какой тип шкалы значений вы используете), прозрачное нанесение и результат могут быть более эстетичными и их легче использовать с последующими слоями краски.
Самое замечательное в использовании комбинации цветов, которую я перечислил выше, это то, что она позволяет получить очень темный, насыщенный черный цвет, которым очень легко управлять с помощью цветовой температуры. Если вы хотите получить теплый черный цвет (что обычно предпочтительнее в большинстве ситуаций), просто увеличьте количество прозрачного красного оксида и/или перманентного ализарина в смеси. Прозрачный красный оксид придаст вам более землистый теплый оттенок, а ализариновый малиновый придаст более атмосферный теплый оттенок. И, конечно же, если преобладает синий, у вас будет очень крутой черный цвет.
Много раз я просто бросал ализарин и использовал только ультрамарин синий и прозрачный красный оксид . Поскольку прозрачный красный оксид — это просто очень темный, нейтрализованный оранжевый, а оранжевый — противоположность синего на цветовом круге, этих двух вместе достаточно для создания черного цвета, в котором все еще есть некоторая цветовая яркость. Если вы отбросите Transparent Oxide Red и просто используете Ultramarine Blue и Alizarin, вы получите глубокий холодный черный цвет, который покажет фиолетовый оттенок по мере того, как он становится более прозрачным.
Смешивание атмосферного черного
Эти глубокие темные оттенки черного отлично подходят для таких объектов, как натюрморты или фигуративные работы в помещении. И хотя черный цвет действительно появляется в пейзажах, во многих случаях он не такой глубокий или темный, как вы думаете. Это потому, что если вы рисуете пейзаж, который находится дальше, влага, свет и даже загрязнение атмосферы повысят ценность этих черных и даже заставят их выглядеть немного меловыми в некоторых случаях.
Когда я сталкиваюсь с такой ситуацией, в своей черной смеси я заменю Ultramarine Blue на Viridian . Виридиан — очень холодный зеленый цвет, который светлее, чем ультрамарин. Это хорошо работает, потому что более светлое значение Viridian приводит к тому, что черный цвет становится немного светлее и чуть более меловым, чем при использовании Ultramarine. Кроме того, если это летний пейзаж, зеленый цвет лучше сочетается с общей цветовой гармонией. Я также могу использовать немного меньше прозрачного оксидного красного и немного больше ализаринового перманентного, чтобы мой черный цвет не становился слишком землистым в зависимости от моего объекта .
Вместо Viridian вы также можете попробовать использовать более светлый и холодный синий цвет, например, Cobalt Blue, Cerulean Blue и т. д. . В зависимости от того, какие пропорции вы используете, результаты этих различных цветовых комбинаций очень незначительны.
Различные комбинации цветов, позволяющие получить черный цвет
Различные комбинации цветов дают черный цвет. Теоретически любые цвета, имеющие темное значение и достаточно противоположные на цветовом круге, должны давать черный цвет. Ниже приведены некоторые примеры других цветовых комбинаций, с помощью которых можно получить черный цвет.
Ultramarine Blue и Van Dyke Brown дают довольно бесцветный черный цвет, но добавление ализарина придает ему темный оттенок ржавчины.
Thalo Turquoise можно смешать с Transparent Red Oxide и Alizarin Crimson (Permanent) для получения глубокого черного цвета. Тонирующая сила Thalo Turquoise придаст вашему черному зеленый оттенок в тонких аппликациях.
Очень похож на мою любимую смесь: постоянный пурпурный, ультрамарин синий и прозрачный красный оксид.
По сути, вы можете смешать убедительный черный цвет практически из любой комбинации темных цветов на противоположных концах или сформировать треугольник на цветовом круге.
Смешивание черного только с основными цветами
Несколько лет назад я исключил все цвета из палитры, кроме титанового белого, кадмия лимонного, кадмия красного и ультрамаринового синего. Это действительно помогло мне упростить смешивание цветов, но я также был удивлен, узнав, что я могу смешивать убедительный черный только из этих цветов (за исключением белого, конечно). Конечно, черные, смешанные из этих трех цветов, не такие глубокие и темные, как другие черные, и они, как правило, немного более непрозрачны, но они все равно работают нормально.
Смешивание черных из чистых основных цветов сильно отразится на синем, так как это самый темный из основных цветов. Но я все равно добавляю чуть-чуть Cadmium Lemon, чтобы уменьшить лавандовый уклон, который дают Ultramarine Blue и Cadmium Red.
Как использовать Производственный черный
Я хочу подчеркнуть, что промышленные черные цвета, такие как Ivory Black, не должны считаться проклятием. Просто имейте в виду, что при использовании сами по себе они могут казаться мертвыми при использовании в картине, имеющей цвет. Один из способов, которым многие художники справляются с этим, — всегда смешивать цвет с Ivory Black, чтобы оживить его. Лично мне нравится использовать Ivory Black или Gamblin’s Chromatic Black, чтобы смягчить насыщенные цвета, особенно зеленый. Помимо этого, я редко их использую, но это не значит, что вы не должны их использовать.
Chromatic Black
Gamblin создает цвет Chromatic Black, состоящий из противоположностей на цветовом круге. Мне этот черный нравится больше, чем Ivory Black или Mars Black, так как в нем немного больше жизни и он не такой маслянистый.