Содержание
Откуда появились названия цветов в русском языке? | Проза жизни
В тюркских языках алый значит «розовый», «светло-красный», «красный». Наше слово пришло оттуда (как, кстати сказать, почти все слова, начинающиеся с буквы «А»). А то, что у нас оно стало значить «ярко-красный», вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую сильнее, чем их звуковая форма.
Красную краску и иногда ее оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом «багр». От этого возникли названия «багровый» и «багряный». Багровым называют густой красный цвет, а багряным — чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево — багряный закат.
Когда-то очень давно (в общеиндоевропейском языке) существовал корень «bhe»; он имел значение «сиять», «блистать». Помните, слово «береза» тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, не похожему на другие, серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось «белый», а от него и «белье», и многие другие слова.
Произносится в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где вordeaux — «темно-красный» — цвет вина бордо (изготавливаемого в Бордо). Зачем говорить так длинно: «темно-красный», когда можно коротко и звучно сказать «бордо»?
Этимология здесь предельно кратка, цвет назван по ассоциации с цветом шейки голубя.
Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что и слова золотой, зеленый. В литовском языке, например, «золотой» будет «желтас», первичным значением тут было, видимо, «желто — блестящий».
Коричневый — значит цвета корицы, красновато-бурой пряности, порошка из кусочков коры тропического дерева cinnamomum. Пряность заморская, а вот название «корица» — чисто русское, «маленькая корочка» (от «кора»).
Красный цвет в Древней Руси называли и «червленый», и «червонный». Очень созвучно, но несколько по-разному в различных говорах. Красную краску делали из особого вида червей («червецов»), отсюда и название.
Но алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское «чермный» на новое наименование — «красный», то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый», «радующий глаз» (красна девица, красно солнышко, красна изба…)
Теги:
словообразование,
речь,
этимология,
языки,
цвета,
происхождение
Источник:
Реферат
http://www. ronl.ru/files/txt/10003/2709.txt
Как появились названия цветов «Сияющая орхидея», «Марсала» и «Бедра нимфы»?
Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся названия цветов? Некоторые из них были придуманы еще сотни лет назад, а какие-то появились совсем недавно. Постараемся подробно разобрать наиболее распространенные источники их происхождения и расскажем о самых необычных оттенках.
Содержание:
- Источники происхождения
- Историческое происхождение
- Основной пигмент
- Международные системы
- Маркетинг org/ListItem»> Самые необычные названия
Источники происхождения
Большинство слов, используемых для цветообозначения, формируются на основе явлений или предметов, обладающих характерным окрасом, а также заимствований из иностранных языков. Например, «коричневый» получил свое название благодаря корице, а «бордо» происходит от французского «bordeaux» (темно-красный).
Современные обозначения оттенков (вроде «небесно-голубого») появляются из-за развития их рекламной функции, а также стремления производителей привлечь внимание к своему продукту.
Все источники, из которых происходят цветовые термины, группируются следующим образом.
к содержанию ↑
Историческое происхождение
К историческим наименованиям относятся «черный», «красный», «белый» и другие привычные нам обозначения. При этом термин «белый» считается самым старым, он образован от индоевропейского корня bha- в значении «сиять, блестеть».
Еще один пример — «Умбра», название которой произошло от региона центральной Италии, точнее, от окраса местной почвы. В качестве пигмента жженую и натуральную умбру используют еще с древних времен.
Или наименование черной краски «Сажа газовая», которое стало общепринятым для любых пигментов, полученных сжиганием дров, газа или других органических материалов.
к содержанию ↑
Основной пигмент
Также распространены названия, указывающие на главный пигмент состава. Например, в основе цвета «Голубая ФЦ» (Phthalocyanine Blue) лежат фталоцианиновые красители. Причем изначально это наименование носила только массово производимая краска, а потом так стал называться и сам оттенок.
к содержанию ↑
Международные системы
Некоторые наименования обуславливаются международными стандартами. Существующие системы находят применение в сферах, где требуется четкая цветопередача, а также однозначное понимание оттенков. Цветовая стандартизация востребована в области графического дизайна, полиграфической отрасли, текстильной промышленности, производстве лакокрасочных материалов.
Отличающиеся оттенки здесь описываются математически, посредством числовых координат. Специально разработанные палитры насчитывают тысячи тонов. Каждый из них характеризуется рядом параметров, в том числе: насыщенностью, яркостью, соотношением между базовыми цветами (могут изменяться в зависимости от используемой раскладки — CMYK или RGB).
Одна из самых распространенных цветовых моделей — Pantone Plus. Стандартизированные каталоги подбора цвета, разработанные Американской компанией Pantone Inc, содержат более 2 тыс. оттенков.
Диапазон тонов данной системы имеет структурированную нумерацию. Название включает шесть цифр, первые две из которых отделены дефисом. В конце числового значения добавляется суффикс, указывающий на используемый при печати материал (TCX — хлопок, TPG — бумага и т. д.).
к содержанию ↑
Маркетинг
Коммерческие фирмы в своих цветовых веерах помимо кодов идентификации указывают и имена. Например, номер 16-1541 TPG у Pantone подписывается как «Camelia», 15-1050 TPG — «Golden Glow» и т. д. Все это делается для удобства заказчиков, так как на этапе согласования дизайна цифровые комбинации воспринимаются слишком тяжело.
Придумыванием имен занимаются специалисты отдела маркетинга. Их цель — выделить продукт своей фирмы из множества ему подобных. Обозначения не являются нормативными — у разных компаний они отличаются, а где-то могут совсем отсутствовать. Сами термины тоже довольно условны. Например, «Марсала» (18-1438), ставший главным цветом Pantone в 2015 году, позиционируется как «темный винный с коричневым подтоном», но при этом само вино «Марсала» бывает не только красным, но и белым.
Палитра цветов Марсала
Цветом 2014 года по версии Pantone стала «Сияющая орхидея». Вице-президент организации Лори Прессман говорит, что придумать это название было очень просто: окрас четко ассоциировался с сиянием и естественным блеском.
Каждое описательное наименование имеет свое значение и оказывает существенное влияние на восприятие покупателем всего бренда. Особенно актуально это для тех категорий товаров, где цвет — важный элемент продукта (косметика, автомобили и пр. ). К тому же, исследователи выяснили, что людей чаще привлекают замысловатые имена: многие между «коричневой» краской и «мокко» выберут второй вариант, несмотря на то, что визуально они не будут отличаться. Все это заставляет маркетологов постоянно придумывать новые оригинальные наименования для самых простых оттенков.
Можно заметить, что немецкая марка Volkswagen продвигает Beetle как более быстрый автомобиль: компания вкладывает в сознание потенциальных клиентов мысли о силе и скорости, называя краску «Tornado Red» (Красный торнадо) или «Reflex Silver» (Серебряный рефлекс).
Производители косметической продукции тоже выпускают товары с крайне оригинальными наименованиями. Губная помада от Urban Decay стала называться «Асфиксия» («Asphyxia»), тени для век этой же фирмы — «Дурной знак» («Omen»), краска для волос от Special Effects — «Аквариум» («Fishbowl»), а лак для ногтей от Nars — «Без границ» («No Limits»).
Урбан Дикей Вайс помады
Эти имена абсолютно произвольные и напрямую никак не относятся к товару. Несмотря на странность, этот прием работает достаточно эффективно: увидев на упаковке неоднозначное название, покупатель начинает размышлять о продукте, закрепляя тем самым информацию о бренде на подсознательном уровне.
Готовый цветовой продукт — это результат вдохновения различными культурами, природой, а также веяниями мировой моды. Первоисточниками имен обычно становятся общие языковые термины, названия растений, животных, минералов. Так, например, в цветовых наименованиях Pantone нередко встречаются упоминания десертов, фруктов, овощей, атрибутов роскоши, географических объектов:
- еда: «Попкорн 12-0824 TCX», «Зеленый лайм» 14-0452 TCX, «Томаты черри» 17-1563 TCX, «Банан» 13-0947 TCX, «Карамельный крем» 13-1022 TCX, «Спелая тыква» 16-1260 TCX;
- предметы роскоши: «Изумруд» 17-5641 TCX, «Королевская драгоценность» 19-3640 TCX, «Лимузин» 19-4005 TCX;
- места земного шара: «Адриатический синий» 17-4320 TCX, «Андорра» 19-1327 TCX, «Синий из Монако» 19-3964 TCX.
к содержанию ↑
Самые необычные названия
Некоторые оттенки получили совсем непривычные имена. Расскажем о самых интересных.
«Адского пламени» — вариация красного с лиловым отливом.
«Бедра испуганной нимфы» (от фр. «cuisse de nymphe effrayée») — светло-розовый, имеющий желтоватый подтон. Является разновидностью основного цвета — «Бедра нимфы». «Испуг» девы объясняется более выраженным розовым тоном (считается, что, когда нимфа пугается, ее кожа розовеет). Появление названия относят к 1802 году, когда известный французский селекционер вывел новый сорт розы с таким именем.
«Жирафьего брюха» — светло-коричневый. Стал актуальным в 1827 году после того, как наместник Египта преподнес в дар королю Франции Карлу Х маленького жирафа.
«Испуганной мыши» — аналог светло-серого.
«Камелопардовый» — коричневый с желтым подтоном.
«Пюсовый» — один из оттенков бурого. Другое название — «Цвет раздавленной блохи» (puce от фр. — блоха).
Это далеко не полный список диковинных названий. Сюда же можно отнести такие цвета, как: «Вайдовый» (синий), «Влюбленной жабы» (зеленый), «Маркизы Помпадур» (розовый), «Парижской грязи» (серо-коричневый), «Аделаида» (лиловый). Большинство из них имели широкую популярность в 18-м веке, но сейчас считаются устаревшими. На смену приходят «Ягодный», «Ультрафиолет», «Пыльный розовый».
Как цвета получают свои названия: это в нашем видении
Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
К тому времени, когда мы можем говорить, мы находимся в процессе изучения названий цветов. И оказывается, есть ли у нас название для красного цвета, можно предсказать по тому, есть ли у нас названия для черного и белого цветов, длины волн которых легче различить человеческому глазу.
(Изображение предоставлено: html»>Гренландия | Shutterstock< /а>)
Порядок, в котором названы цвета во всем мире, по-видимому, зависит от того, как работают глаза, предполагает компьютерное моделирование с виртуальными людьми.
Эти данные свидетельствуют о том, что длины волн цвета, которые легче увидеть, также получили названия на более ранних этапах эволюции культуры.
В философии часто задают вопрос, одинаково ли мы все видим мир. Одна из стратегий, которую используют ученые для изучения этого вопроса, состоит в том, чтобы посмотреть, какие цвета получают названия в разных культурах. Интересно, что прошлые исследования показали, что цвета, знакомые одной культуре, могут не иметь названия в другой, что позволяет предположить, что разные культуры действительно имеют разные способы понимания мира.
Одна из загадок, которую открыли ученые, заключается в том, что названия цветов всегда появляются в определенном порядке важности в разных культурах — черный, белый, красный, зеленый, желтый и синий.
«Например, если у популяции есть название для красного цвета, у нее также есть название для черного и белого; или, если у нее есть название для зеленого, у нее также есть название для красного», — сказала исследователь Франческа Триа. физик из Фонда ISI в Турине, Италия. Но если у популяции есть название для черного и белого, это не обязательно означает, что у них есть название для красного. [Как цвета получили свое символическое значение]
Чтобы решить загадку этой иерархии названий цветов, Триа и ее коллеги разработали компьютерную симуляцию с парами виртуальных людей или «агентов», у которых не было знаний о названиях цветов. Одному агенту, говорящему, показывают два или более объектов, он придумывает название цвета для описания одного из объектов и обращается к предмету по этому цвету. Затем другой агент, слушающий, должен угадать, о каком предмете и, следовательно, о цвете говорил говорящий. Ученые повторяли это до тех пор, пока все агенты не пришли к единому мнению о названиях цветов.
Ключевой особенностью этой симуляции было соблюдение пределов человеческого зрения. Наши глаза более чувствительны к некоторым длинам волн света или цветам, чем к другим. Агентам в моделировании не требовалось различать оттенки, которые не мог различить человеческий глаз.
«Грубо говоря, человеческий глаз может различать два цвета только в том случае, если их длины волн различаются хотя бы на определенную величину — «просто заметную разницу», — сказал Триа.
Исследователи обнаружили, что время, необходимое агентам для достижения консенсуса по названию цвета, попадает в четкую иерархию — красный, пурпурно-красный, фиолетовый, зелено-желтый, синий, оранжевый и голубой, именно в таком порядке. Эта иерархия примерно соответствует порядку названий цветов в реальных культурах. Эта иерархия цветов также соответствует ограничениям человеческого зрения: человеческий глаз более чувствителен к красным длинам волн, чем к синим, и так далее.
«Наш подход предполагает возможный путь к возникновению иерархических цветовых категорий», — сказал Триа LiveScience. «Люди, как правило, наиболее ярко реагируют на определенные части спектра, часто выбирая для них образцы, и, наконец, наступает процесс лингвистического именования цветов, который придерживается универсальных шаблонов, что приводит к четкой иерархии».
Триа и ее коллеги Витторио Лорето и Анимеш Мукерджи подробно рассказали о своих выводах в Интернете сегодня (16 апреля) в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Следите за последними научными новостями и открытиями LiveScience в Твиттере @livescience и на Facebook .
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.
Чарльз К. Чой — автор статей для Live Science и Space.com. Он охватывает все, что связано с человеческим происхождением и астрономией, а также физику, животных и общие научные темы. Чарльз имеет степень магистра гуманитарных наук Университета Миссури-Колумбия, Школу журналистики и степень бакалавра гуманитарных наук Университета Южной Флориды. Чарльз побывал на всех континентах Земли, пил прогорклый чай с маслом яка в Лхасе, плавал с морскими львами на Галапагосских островах и даже взбирался на айсберг в Антарктиде.
1
Ученые могут ввести астронавтов, летящих на Марс, в состояние «анабиоза» с помощью звуковых волн, предполагают исследования на мышах
2
Какая цивилизация существовала дольше всех?
3
2700-летние петроглифы с изображением людей, кораблей и животных, обнаруженные в Швеции Зарегистрированные следы Homo sapiens
5
Самое старое дерево в мире (и 7 призеров)
1
Почему инопланетяне никогда не посещали Землю? У ученых есть тревожный ответ
4
Самое старое дерево в мире (и 7 призеров)
5
2700-летние петроглифы, изображающие людей, корабли и животных, обнаруженные в Швеции
Как цвета получили свои названия
Названия наших повседневных цветов, уходящие корнями в глубь веков, восходят к самым ранним известным языкам. По словам лингвистов:
Было время, когда не было цветов-названий как таковых. . . и это не очень отдаленно во многих случаях, когда нынешние цветовые слова были терминами, которые можно было использовать для описания совершенно разных качеств, [включая] веселый, живой, умный, лихой, громкий, безвкусный. . . скучно, мертво, тоскливо. . . потускневший, испачканный, запятнанный, грязный, запачканный. . . слабый, блеклый [и слабый].
По мере того, как разные общества разрабатывали названия для цветов по всему миру, отдельные культуры давали названия цветам, но, как ни странно, все они обычно делали это в одном и том же порядке. Называемая иерархией названий цветов, порядок обычно был (за некоторыми исключениями): черный, белый, красный, зеленый, желтый и синий, а другие, такие как коричневый, пурпурный и розовый, появлялись позже в разное время.
Недавние исследования в этой области показали, что эта иерархия соответствует реакции человека на различные частоты в видимом спектре; то есть, чем сильнее наша реакция на частоту этого цвета, тем раньше он был назван в культуре; или как Витторио Лорето и др. поставь:
Цветовой спектр явно существует на физическом уровне длин волн, люди, как правило, наиболее заметно реагируют на определенные части этого спектра, часто выбирая для них образцы, и, наконец, наступает процесс лингвистического именования цветов, который придерживается универсальных шаблонов, в результате в аккуратной иерархии…
Итак, как и в других культурах, английские слова для обозначения цветов обычно следовали той же схеме: черный и белый шли первыми, а фиолетовый, оранжевый и розовый — последними.
The Parents of Modern English
Хотя некоторые языки, обсуждаемые в этой статье, не требуют пояснений, для этих трех полезно дать краткое описание: как общий предок всех индоевропейских (Европы, Индии, Ирана и Анатолии) языков, на нем говорили, возможно, до 3-го -го или 4-го -го тысячелетий до нашей эры.
Протогерманский – Дитя PIE, протогерманский (2000 г. до н.э.-500 г. до н.э.) был предком саксонского, английского, немецкого (дух), норвежского, норвежского, голландского, датского, исландского, фарерского, шведского, готского и вандальского языков. .
Старый английский – Эта ранняя форма английского языка, также иногда называемая англо-саксонской, использовалась в Англии и Шотландии примерно с 400 г. до 1100 г. н.э.
Кроме того, существование многих слов из этих и других ранних языков только предполагается. При изучении происхождения слов (этимологии) эти «предполагаемые слова» обычно отмечаются звездочкой (*). Для удобства они называются «написанными», хотя сомнительно, чтобы они когда-либо были.
Черный
Черный происходит от слов, неизменно означающих черный цвет, а также темный, чернила и «гореть».
Первоначально означающее горящий, пылающий, светящийся и сияющий, в ПИЕ это было * bhleg. Это было изменено на * blakkaz в протогерманском, на blaken в голландском и blaec в древнеанглийском. Это последнее слово, blaec, также означало чернила, как и blak (старосаксонский) и black (шведский).
Цвет назывался blach на древневерхненемецком и писался blaec на древнеанглийском. Последнее значение, темный (также blaec на древнеанглийском), происходит от древнескандинавского blakkr .
Белый
Белый начал свою жизнь в PIE как * kwintos и означал просто белый или яркий. Это изменилось на * khwitz в протогерманском, а более поздние языки преобразовали его в hvitr (древнескандинавский), с (старосаксонский) и с (голландский). К тому времени, когда древнеанглийский язык развился, слово было kwit.
Красный
В PIE красный был * reudh и означал красный и румяный. В протогерманском языке красный был * rauthaz , а в его производных языках raudr (древнескандинавский), rod (старосаксонский) и rØd (датский). На староанглийском было написано , читалось как .
Зеленый
Значение роста в PIE, это было * ghre . Последующие языки написали это grene (старо-фризский), greenn (древнескандинавский) и вырос (голландский). На староанглийском языке это было grene и означало зеленый цвет, а также молодость и незрелость.
Желтый
Тысячи лет назад считалось, что желтый цвет тесно связан с зеленым, и в PIE он был * гхел и означал как желтый, так и зеленый. В протогерманском это слово было * гелваз. В последующих воплощениях немецкого языка было слово gulr (древнескандинавский), gel (средневерхненемецкий) и gelo (древневерхненемецкий). Еще в староанглийском языке желтый был написан geolu и geolwe
Blue
Blue также часто путали с желтым в те времена. Слово PIE было * bhle-was и означало «светлый, синий, светло-желтый» и имело корень как bhel , что означало сиять. В протогерманском языке это слово было 9.0027 *blaewaz, , а на староанглийском языке это было blaw .
Английский также получил некоторые слова из французского, и синий — одно из них. На старофранцузском языке (один из вульгарных латинских диалектов, высота которого находилась между 9 и 13 веками нашей эры) синий писался как bleu , а blew и означал множество вещей, включая синий цвет.
Коричневый
Происходит от древнегерманского, обозначающего либо темный цвет, либо сияющую тьму, либо и то, и другое (brunoz и bruna), коричневый — недавнее дополнение к нашему языку. На староанглийском языке это было brun или brune , а его самое раннее известное письмо датируется примерно 1000 годом нашей эры.
Фиолетовый
Это слово также пропущено в ПИЕ и, кажется, возникло в 9 веке нашей эры, в староанглийском языке как purpul . Произведенное от латинского слова purpura, пурпурный первоначально означало попеременно «фиолетовый цвет, окрашенный в пурпурный плащ, пурпурный краситель… моллюск, из которого был сделан пурпурный цвет… [и] великолепный наряд в целом».
Оранжевый
Название этого цвета происходит от санскритского слова, обозначающего плод наранга. (Да, оранжевый цвет был назван в честь фрукта, а не наоборот). Это превратилось в арабский и персидский naranj, и ко времени старофранцузского в pomme d’orenge . Первоначально он был записан на английском языке как название цвета в 1512 году. До этого в англоязычном мире оранжевый цвет назывался geoluhread 9.0028, что буквально переводится как «желто-красный».
Розовый
Один из самых последних цветов, получивших название, розовый впервые упоминается как «цвет бледной розы» в 1733 году. лепестки которого были разных цветов ( Dianthus ) , , и первоначально это могло произойти от голландского слова с тем же написанием, которое означало маленький.