Содержание
Рисунки в психологии: как трактуют, расшифровка изображения
Содержание
- Что говорит рисунок человека
- Что изображено на бумаге
- Изображение человека
- Преобладающие цвета
- Размер и положение рисунка
- На что еще обращают внимание психологи
В психологии давно применяются рисунки как возможность узнать многое о человеке: особенности его характера и личности, его эмоциональное состояние. Важно все: что именно рисует человек, размер, цвет, в какой части расположен рисунок. Психологи утверждают, что такие творения человека — это то, что идет из глубин его подсознания.
Что говорит рисунок человека
Психологи считают, что рисунок — это возможность человека выплеснуть чувства, которые он скрывает даже от самого себя, и подавленные эмоции. Если человек неосознанно начинает выводить что-то ручкой или карандашом на листе бумаге, это говорит о том, что его буквально переполняют скрытые эмоции. Рисуя, он высвобождает их.
Например, человек автоматически начинает что-то чертить, когда он чувствует злость, раздражение или другие эмоции, которые в настоящий момент ему нельзя проявлять. Он старается не показывать, что на самом деле с ним происходит. Он может быть занят другим делом, быть сосредоточенным на нем, но неосознанно переживать какую-то другую ситуацию, которая его беспокоит. Благодаря рисункам человек получает доступ к внутренним ресурсам, которые позволяют ему обрести психологический комфорт. Но для этого необходимо разобраться в том, что он нарисовал.
Рисунок — возможность высвободить свои эмоции
Что изображено на бумаге
Психологи утверждают, что имеет значение все: цвет, размер изображенного объекта, как человек рисует, а также что именно он изображает на бумаге. Чаще всего люди выводят на бумаге животных, цветы, имена, подпись, слова.
Так, если человек автоматически пишет слова, тщательно вырисовывая каждую букву, многократно подчеркивая или выделяя символы, то это значит многое. Он убежден в своей правоте, уверен в себе и хочет заставить других убедиться в этом. Если слова подчеркнуты прямой и ровной чертой, то он твердо уверен в своих действиях и собирается воплотить задуманное. Если слова подчеркнуты волнистой линией, он еще сомневается.
Когда человек снова и снова ставит подпись, пишет свое имя или инициалы, то он внутренне колеблется, не уверен в том, правильные ли решения он принимает.
Человек пишет свое имя, чтобы убедить себя в чем-то, преодолеть состояние эмоционального кризиса, самоутвердиться
Изображения животных сходны с аллегорическими значениями их черт и характеров в сказках. Например: волк — агрессия, лиса — хитрость, заяц — беззащитность, лев — чувство превосходства над всеми. Когда человек постоянно изображает одного и того же зверька, он приписывает себе его черты и повадки.
В рисунке важно все: и то, как человек рисует, и то, что он рисует
Изображение человека
Если человек нарисован схематично, то это говорит о том, что автор находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Он может переживать стресс, находиться в кризисной ситуации, хочет спрятаться от всех.
Когда рисунок включает маленьких человечков, то это можно рассматривать как желание уклониться от ответственности, сбросить с себя груз обязанностей, ощущение беспомощности. Если автор произведения тщательно вырисовывает лицо, это говорит о том, что ему крайне важно мнение других людей. Он большое значение уделяет своему внешнему виду и тому, какое впечатление производит на окружающих. Если же очертания человека неясные или изображены фигуры без лиц, то это говорит о стеснительности автора, которому трудно знакомиться с людьми и вести с ними непринужденный разговор.
Схематичное изображение человека — признак нестабильного эмоционального состояния
Преобладающие цвета
Если рисунок нарисован в цвете, то выбранные оттенки также могут многое рассказать о состоянии автора. Так, темные цвета указывают на депрессивное настроение, злость или грусть, негативные эмоции. Яркие оттенки, напротив, говорят о позитивных эмоциях. Свои значения есть и у базовых цветов:
- красный — эмоциональное напряжение, возбужденное состояние;
- серый — нейтральный оттенок;
- зеленый — уверенность, стабильность;
- синий — комфорт и удовлетворенность;
- черный — противоречивость.
Преобладание красного цвета в рисунке говорит об эмоциональной возбужденности
Размер и положение рисунка
О многом говорит размер и положение изображенного на бумаге. Так, крупный объект говорит о том, что в человеке преобладают лидерские качества. Он уверен в себе, точно знает, чего хочет от жизни. Иногда крупный рисунок говорит даже о завышенной самооценке, а излишне крупный, на весь лист, свидетельствует о том, что автор произведения находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. А вот если изображение занимает примерно 2/3 листа, то это показатель того, что автор объективно себя оценивает.
Маленький рисунок (меньше трети листа) свидетельствует о том, что человеку свойственна робость, нерешительность, желание спрятаться от всех. А вот если изображение выходит за край листа, то это можно считать признаком тревожного состояния и стресса.
Еще одна важная характеристика — расположение объекта на листе:
- Расположение ближе к верхнему краю. Высокая самооценка, но вместе с тем человек чувствует, что окружающие недостаточно его ценят.
- Расположение ближе к нижнему краю. Автор нерешительный, робкий, неуверенный в себе.
- Положение слева. Человек не может справиться с переживаниями из-за неудачного опыта в прошлом. Есть неразрешенные ситуации и обиды, которые он не может отпустить.
- Положение справа. Автор смотрит только в будущее, стремится к получению нового опыта.
Рисунок на весь лист может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении
На что еще обращают внимание психологи
Психологи обращают внимание и на то, предпринимал ли автор попытки исправить рисунок. Например, если он многократно стирал и перерисовывал его, это говорит о тревоге и беспокойстве. Это также может значить, что человек склонен к перфекционизму.
Если рисунок имеет четкие линии, то человек, изобразивший его, обладает прямым и решительным характером, а вот слабые линии, напротив, говорят об уступчивости и нерешительности.
Многое могут рассказать и штрихи. Так, длинные штрихи свойственны спокойным людям, а короткие — импульсивным.
Рисунки позволяют психологам понять многое о личности человека, его тревогах. Однако это не самый главный и не самый точный прием составления психологического портрета.
Что значат наши рисунки. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру
Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.
Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплёскивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.
Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нудную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!
Где разместим, как нарисуем?
Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.
- Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
- Рисунок в нижней части означает, что «художник» неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
- Если творение преимущественно слева — человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.
Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.
- Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
- Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор — личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.
Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.
Цветочки, домики, имена, животные
Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.
- Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке — это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто — сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное «паутиной», еле заметно, — сомнение.
- Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя — способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь — меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
- Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.
Изображение человека
Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображён схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.
Если же изображён «настоящий» человек, анализ следует начать с головы.
- Рисунок анфас — вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит», тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
- Голова в профиль, а тело анфас — в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова — руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая — уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная — проявляете застенчивость и робость.
- Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас «встречают по одёжке».
- А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и лёгкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
- Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.
Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.
Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и чёрточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.
- Большие уши — вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют — не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы — в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, — вами управляют враждебные чувства.
- Крупные плечи или тело — у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие — чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина — уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
- Руки — символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах — нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу — у вас есть трудности в социальных контактах.
- Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие — вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит «по струнке») — о скованности в общении.
- Если вы вдруг «забыли» или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.
Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.
Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.
Дома
Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.
- Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решётками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть ещё и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе.
- Открытая дверь означает общительность. А закрытая — замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное.
- Отсутствие трубы — признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из неё не идёт, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.
Другие изображения
- Звёздочки. Человек хочет оказаться в центре внимания, для него важно быть ярким и заметным. Но если у звезды слишком много лучиков или они изображены отдельно, это может свидетельствовать о депрессии.
- Пчелиные соты. Рисующий стремится к спокойствию, гармонии, хочет упорядочить свою жизнь. Вполне вероятно, что он задумался о создании семейного гнезда.
- Спирали, окружности, волнистые линии. Они означают, что чужие проблемы не слишком заботят или вообще не интересуют художника. А возможно он переживает лёгкий эмоциональный кризис: ходит по кругу своих переживаний. Сейчас ему необходимо следить за поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.
- Лабиринты, ходы. Признак того, что человек находится в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, есть стремление быть более открытым, влево — осторожным. Бесконечные конструкции указывают на нехватку времени для раздумий о том, чего на самом деле хочется.
- Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. У творца чёткие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Обычно чрезмерно бдителен и осторожен.
- Фигура круга (особенно ничем не заполненного). Символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Человек закрывает свой внутренний мир и не желает давать сведений о себе, не любит, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в жизнь и дела.
- Переплетение кругов. Человеку кажется, что он находится вне каких-то важных событий, ему хочется в чём-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности.
- Переплетение сердец. Означает переполненность чувствами. Хочется расцеловать весь мир.
- Пентагон (правильный пятиугольник). Благополучие и здоровье. Рисующий чувствует, что жизнь налажена, и стремится это закрепить.
- Гексагон (правильный шестиугольник). Красота и гармония. Рисующему хочется достичь истинного жизненного равновесия.
- Кирпичная кладка. Говорит о том, что художник старается сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, характер отличается методичностью и последовательностью, человек точно знает, чего хочет.
- Зубцы (похожие на зубья пилы или горы). Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной, и означать желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).
- Шахматные поля. Символ того, что человек оказался в неприятном, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, это показатель скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию, или нахождения в поисках себя, своего жизненного пути.
- Кресты. Чувство вины перед близким человеком или ответственности за какую-либо проблему.
- Свастика. Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян она обозначает благоприятный и счастливый объект — это символ счастья и света. Дело в том, что Свастика — один из самых древних символов. Она использовалась многими народами мира: присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. У свастики много значений. У большинства народов они были положительны — это был символ движения жизни, солнца, света, благополучия (до эпохи свержения нацизма).
- Пистолеты или другое оружие. В человеке накопилось много агрессии, возможно, он на кого-то сильно сердится или злится на жизнь.
- Цветы, листья, солнце, гирлянды или что-то похожее. Говорят о том, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером. У них немного занижена самооценка. Если цветок располагается в вазе, человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка. Цветок со срезанным стеблем — человек витает в своих фантазиях, плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.
- Дерево. Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит он отличается общительностью, контактностью. Если ветви дерева сломаны, существуют сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе. У дерева нет корней — это чувство отсутствия опоры.
- Река. Направление течения слева направо — устремлённость в будущее; справа налево — много незавершённых дел в прошлом. Русло реки прямое — чётко поставленные цели, умение их достигать. Изгибы русла — неспособность концентрироваться на решении проблем.
- Стрелы. Это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх — ориентация на других людей, вниз — на себя, налево — смотрите в прошлое, направо — надеетесь на будущее.
- Глаз. Глаз — это параноический образ контроля. Человек, рисующий глаз, чувствует, что он несамостоятелен, на него постоянно кто-то давит, он не может принимать важные решения. Очень большие глаза означают бдительность, а в крайних случаях — паранойю; если глаза очень маленькие, человек не хочет чего-то замечать.
Тренинги по психологии ищите в расписании «Самопознание.ру»
Статьи автора
К концу дня мы устаём, единственным желанием становится поскорее добраться до кровати. Такое состояние проходит после хорошего сна. Однако обычная усталость может перерасти в хроническую, а это уже болезнь. Узнайте, как этого избежать. Впервые единичные случаи синдрома хронической усталости (СХУ… Читать дальше |
Читайте также
Известный факт, что люди с развитым воображением более креативны, изобретательны, активны и успешны по жизни. Самовыражению, как и всему в этой жизни, нужно учиться. Рисование позволяет «отпустить» свою фантазию на все 100%, ведь на холсте вы можете позволить себе всё! Рисование — идеальная среда… Читать дальше | Все гениальное — просто! Ключи к вдохновению — активизация творческих способностей через правополушарное рисование. Функциональная асимметрия полушарий человеческого мозга на протяжении трёх десятилетий прочно удерживает внимание исследователей. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей… Читать дальше |
Психологи, работающие в различных направлениях, уже давно используют в своей работе терапию творчеством. Она очень продуктивна в работе с детьми и взрослыми, со здоровыми людьми и с теми, кто страдает психическими, соматическими заболеваниями, интеллектуальной ограниченностью. С уверенностью можно… Читать дальше | В своей предыдущей статье я рассказала об основных принципах работы арт-терапии и её разновидностях. Сегодня же я бы хотела остановиться подробнее о том, как проходят занятия по арт-терапии с клиентами, как разрешаются запросы и приходят инсайты на примере запроса клиента. С чем клиент приходит на арт-терапевтическую… Читать дальше |
- ВКонтакте
Выразительная терапия: психология рисования
5 минут
Важно помнить, что, хотя выразительные техники могут быть очень творческими и интересными в использовании, их всегда нужно сочетать с другими инструментами, связанными с психологической оценкой.
Последнее обновление: 14 мая 2019 г.
В рамках экспрессивной терапии мы можем найти психологическую интерпретацию рисунков. Это может быть интересным ресурсом при оценке дел. Тесты на рисование могут быть ценным источником информации о личных характеристиках человека. Например, интеллект, координация движений, способности к обучению и уровень когнитивного развития.
Критика, относящаяся к этим техникам, всегда была многочисленной и небезосновательной. Поэтому, несмотря на то, что это полезный инструмент, важно помнить, что это всего лишь еще один вариант ресурса наряду с другими методами психологической оценки.
Экспрессивная терапия – ее формальные аспекты
Анализ экспрессивной терапии следует начинать с того момента, когда ее проводит специалист по психическому здоровью. Там много ценной информации о том, как начать их использовать; первоначальное настроение и степень трудности, которую они представляют для пациента.
В самой администрации полезно иметь в виду следующие аспекты:
Размер рисунка
Он отражает ваше отношение к окружающей среде и ко всему, что вас окружает. Это говорит о вашей самооценке, вашей жизненной энергии или возможной склонности к замкнутости.
Если ваш рисунок занимает примерно 50% бумаги, это указывает на определенный баланс между экстраверсией и интроверсией.
С другой стороны, если ваш рисунок занимает всю поверхность рисунка, это говорит о завышенной самооценке, а то и об определенной агрессивности. Теперь, если рисунок занимает менее 20% бумаги, это может быть признаком неуверенности и импульсивной заторможенности.
Проекция и расположение рисунка
Если рисунок расположен слева, это признак интроверсии. Однако, если он расположен справа, это указывает на экстраверсию.
Рисунки, расположенные в верхней части бумаги, указывают на склонность следовать выдуманному миру, а это означает, что этим людям трудно адаптироваться к реальности . В детстве мы обычно начинаем рисовать, используя это превосходное пространство, и по мере взросления мало-помалу начинаем центрировать его.
Если эту часть бумаги использует взрослый человек, мы можем заподозрить, что у него есть склонность искать удовольствия, далекие от реальности.
Штрих
Штрих может быть еще одним важным источником информации.
- Сильные штрихи соответствуют людям импульсивным , но и напористым.
- Между тем, слабый след — признак застенчивости и низкого уровня энергии.
- Прямые линии могут указывать на отсутствие эмоционального контроля , а изогнутые линии говорят об эмоциональности.
- Тени и пятна на рисунке могут свидетельствовать о беспокойстве и чрезмерной неуверенности.
Асимметрия
Еще одним интересным аспектом является асимметрия, которая говорит о неуверенности в отношениях и эмоциональной жизни в целом.
Семейный тест по рисованию
Это очень популярный тест, особенно среди детей. Это позволяет вам узнать о отношениях, которые человек имеет с другими членами своей семьи. Считает:
- Кого человек нарисует первым.
- Размер и пропорции рисунка.
- Человек в центре рисунка.
Расстояние между фигурами представляет собой шкалу, которая относится к степени эмоциональной дистанции между человеком и остальными людьми, изображенными на рисунке; чем дальше, тем больше эмоциональная дистанция.
Точно так же фигуры на разной высоте могут указывать на проблемы со связью.
Тест по рисованию человеческой фигуры
Мы можем собрать много информации, анализируя изображение человеческой фигуры. Не только это, но и дополнительные аспекты, такие как органы тела и предметы одежды, оказывают на него большое влияние. Специалисты в области психического здоровья применяют этот тест к детям, подросткам и взрослым. Однако его эффективность не подтверждена.
- Голова: Чем он больше, тем больше интеллектуальных расстройств указывает.
- Лицо: Это связано с социальными потребностями. Когда он опущен, это относится к уклончивым тенденциям в отношениях субъекта. Если они подчеркивают это слишком сильно до такой степени, что это преувеличивается, это означает доминирующие и агрессивные тенденции.
- Глаза: Представляют собой социальную коммуникацию. Если они очень маленькие, они могут быть индикатором вины. Если они очень большие, они могут скрывать доминантные и агрессивные тенденции. Теперь закрытые глаза обозначают желание изоляции. Точно так же поверхностные глаза (как пустые) означают эгоцентризм.
- Нос: Если он заштрихован, опущен или слишком большой, это может символизировать какой-то сексуальный конфликт.
- Волосы: Этот аспект представляет жизненную энергию. Он измеряется объемом и силой ударов.
- Одежда: Если человек рисует пуговицы, это можно интерпретировать как поиск привязанности и защиты. Большие карманы – показатель внутренних конфликтов. Наконец, галстуки и шляпы обычно усиливают сексуальную роль человека. У взрослых они рассматриваются как признаки гиперкомпенсации.
Тест с деревом, одна из самых популярных экспрессивных терапий
Тест с деревом представляет собой символическую параллель с человеком, который его рисует. Это одна из проективных техник, которая помогает оценить развитие человека, а также его когнитивные нарушения, возможные травмы и его бессознательное.
Пространственная символика:
- Корни: Представляют содержание инстинктов и бессознательного.
- Сундук: Представляет характер (эго).
- Кубок: Это сама по себе ментальная жизнь. Анализируем его форму. Если он большой, это подразумевает безопасность и амбиции. Если он низкий, это показатель отсутствия воли. Теперь, если это слева, это представляет собой интроверсию; справа он представляет уверенность в себе.
- Другие элементы: Каждый дополнительный аспект также заслуживает анализа; листья, плоды, цветы и ветки.
Рисование дома
Когда мы рисуем дом, мы каким-то образом формируем наши семейные отношения. Дымоходы символизируют социальные контакты: если из них идет дым, мы можем сказать, что человек достаточно эффективен. Если есть тропинка, ведущая ко входу в дом, это символизирует необходимость приблизиться к другим. Если его окружает забор, это говорит о заботе человека о защите своей частной жизни.
Из этих основных рисунков вы можете найти дополнительные тесты экспрессивной терапии, но в основном элементы будут анализироваться так же, как описано здесь. Важно помнить, что, хотя выразительные приемы могут быть очень творческими и интересными в использовании, они всегда должны сочетаться с другими инструментами, связанными с психологической оценкой.
Это может вас заинтересовать…
Что психологи могут узнать о вас на основании того, что вы рисуете ссылки на этой странице.
Раскрывает ли то, что вы рисуете, и то, как вы это рисуете, кто вы? Существует целая батарея психологических тестов, которые дают людям художественные проекты и интерпретируют их результаты. Узнайте, что люди могут понять (или думают, что могут понять) из вашего рисунка дерева.
Я впервые услышал о тесте Дом-Дерево-Человек, или HTP, когда читал Молчание ягнят . Это было в контексте учреждения, проводящего различие между людьми, которые были законными потенциальными пациентами, и людьми, которые были кровожадными психопатами. Мне это казалось настоящим испытанием. Тест HTP предполагает, что испытуемый нарисует дом, человека и дерево. Диагностика на основе этого довольно амбициозна, но она должна быть частью ряда различных тестов, каждый из которых в сумме дает точное представление о предмете.
Сам тест HTP также является частью более широкого жанра тестов, основанных на рисовании, которые развивались и основывались друг на друге в течение примерно ста лет психологии. Происхождение всего этого началось в 1885 году, когда рисовальщик и учитель рисования по имени Эбенезер Кук впервые заметил, что дети проходят через этапы своего мастерства, начиная с абстрактных каракулей, переходя к основным формам и символам и постепенно обретая способность воспроизводить человеческий образ. фигура. Он опубликовал статью об этом развитии и о том, как следует обучать детей искусству как само по себе, так и для повышения их образования и интеллекта. Книга пользовалась успехом у учителей, которые начали рассматривать рисование как способ обучения и оценки своих учеников.
Человеком, который перенес понятие искусства из сферы образования в формальную психологию, была чудесным образом названная Флоренс Гуденаф, которая в 1926 году придумала то, что до сих пор называется тестом Гуденаф «Нарисуй человека». Детский психолог Гудинаф попросил детей нарисовать мужчину, женщину и самих себя. Затем она оценивала их интеллект и интеллектуальное развитие, оценивая то, что они рисовали. Ранние изображения были больше формами, чем чем-либо еще. По мере того, как дети развивались, они начали изображать лица на своих фигурах. Они добавили конечности, тела и, наконец, одежду и позы. Гуденаф придумал систему начисления баллов за каждую добавленную функцию, в которой высший балл составлял 64 балла за три разных рисунка.
Тест ПВТ основан на работе Гуденаф, но оценивает личность, а не когнитивное развитие. Психологи считали, что то, как был нарисован каждый из объектов, кое-что говорит о менталитете человека, рисующего. Размер дома, например, был важен. Слишком маленький, и человек чувствовал себя изолированным. Слишком большой, и человек был подавлен своей семьей. Добавление таких вещей, как большие окна, двери и тротуар снаружи, указывало на желание и признательность за связь. О такой же общительности сигнализировали, когда человек рисовал много листьев и ветвей на своем дереве. С другой стороны, чрезмерно сложные корни указывали на навязчивые тенденции. Обрезанные ветки были символом бессилия, как и любое усечение конечностей человека на изображении субъекта. Дальнейшая оценка человеческих рисунков учитывала как одежду, так и позу — даже размер губ. Когда дети проходили ПВТ-тест, психолог проводил интервью, в ходе которого они спрашивали, не пытался ли кто-нибудь спилить дерево или кто живет в доме.
Идея теста ПВТ состоит в том, что определенные группы людей разделяют определенные художественные представления, такие как необходимость рисовать мужскую фигуру, а не женскую, или склонность рисовать высохшее дерево, а не крепкое. Некоторые психологи отмечают, что больные шизофренией часто испытывают трудности с тестом, изображая дома с руками и ногами и добавляя к человеческим фигурам двойные черты, например, два носа.
Проблемы с тестом. Первоначально сделано в 1940-х годах, и переделано в 1960-х, многие считают, что ему не хватает полноты, необходимой для диагностического инструмента. Для установления стандартов использовались рисунки всего около 140 человек. В одних диагностических категориях женщины намного превосходили мужчин, а в других наоборот. Люди, как правило, были из однородной расовой и социальной группы. Он точно не может стоять сам по себе.
Тем не менее, техника использования рисунков для обозначения психического состояния расширилась в некоторых интересных направлениях. Некоторые психологи используют тест ПВТ до и после серьезных изменений в жизни, чтобы увидеть, как изменилось мировоззрение испытуемого. Например, одно исследование людей, проводивших тест до и после операции, показало, что до операции люди регрессировали — рисовали свои дома как коттеджи, свои деревья — как саженцы, а своих людей — как детей. После операции они рисовали взрослых людей, взрослые деревья и большие дома.
Варианты теста множатся. Один требует, чтобы люди рисовали человека под дождем, и интерпретирует включение и даже наклон зонта. Есть два теста, в которых людей просят нарисовать человеческие фигуры, а затем, когда рисунок будет готов, что-то в них изменить. В 1978 году психолог придумал тест «Нарисуй члена группы меньшинства». Идея заключалась не в том, чтобы выяснить, что человек думает о меньшинствах, а о себе. Считалось, что эмоциональная дистанция или даже презрение, связанное с рисованием меньшинства, заставит людей проецировать все то, что они больше всего ненавидят в себе, на фигуру на рисунке.