На сколько айседора дункан была старше есенина: 10 фотографий Сергея Есенина и Айседоры Дункан – Москва 24, 02.05.2017

10 фотографий Сергея Есенина и Айседоры Дункан – Москва 24, 02.05.2017

Брак Сергея Есенина и Айседоры Дункан продлился два года по документам и в два раза меньше – фактически. Языковой барьер (он толком не знал иностранных языков, она изъяснялась на ломаном русском), разница в возрасте (она была старше его почти на 20 лет), буйный темперамент обоих – поэт и танцовщица классически «не сошлись характерами». Вся их семейная жизнь уложилась в длинное свадебное путешествие, медовый месяц длиной почти в год, в которое Дункан увезла своего поэта с «золотой головой» после регистрации в ЗАГСе Хамовнического района Москвы. В США и Европе их много снимали для местной прессы – благодаря путешествию осталось много фотографий. 10 лучших из них – в совместном материале m24.ru и Московского государственного музея Сергея Есенина.

Есенин и Дункан в Дюссельдорфе, 1922 год. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

Айседора Дункан приехала в СССР за мечтой о свободе. Танцовщица много раз бывала здесь с гастролями до революции, и когда в 1921 году нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил ей открыть свою школу танца в Советской России, она согласилась с восторгом. О том, что значительную сумму денег на создание школы ей придется добывать самостоятельно, как и о том, что жить она будет впроголодь и в плохо отапливаемом помещении, наркомпрос, конечно, умолчал. «Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!» – восторженно написала Дункан, отправляясь в путь.

Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина:

– Возрожденный Дункан новый танец и его пропаганда были для нее главным смыслом жизни, утешением после трагической утраты обоих детей. Айседора Дункан была поистине незаурядным творческим человеком. Она отказалась от классических канонов танца, от бутафорских условностей, она возрождала античный дух, связь человека с природой и с божественным началом. Ее окружал особенный шлейф, когда она даже просто шла по сцене. Для того чтобы понять это, не нужно было быть знатоком танца. Нужно было быть Поэтом – таким, как Сергей Есенин! Он все это почувствовал, и это было ему близко.

Айседора Дункан в 1919 году. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

Встреча произошла в день рождения поэта, 3 октября 1921 года, у художника-авангардиста Жоржа Якулова. Как вспоминает тогдашний пресс-секретарь Дункан Илья Шнейдер, Есенин ворвался в мастерскую с криком: «Где Дункан?». И уже через считаные минуты стоял на коленях перед ней, полулежавшей на софе. Она гладила его по голове, он смотрел на нее – так они и общались весь вечер. «Он читал мне свои стихи, я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал genie!», – так позже сказала Дункан Шнейдеру.

Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина:

– Иногда о Есенине говорят, что в его чувствах к Дункан было больше любви к ее славе, нежели к ней самой. Это, безусловно, не так. Он был проникнут тайной гармонией ее танца, который выражал в своем творчестве. По мастерству и таланту они были на одной волне, составляя союз «летающих звезд благодать…». Есенина по-своему не могла не волновать известность Дункан, это будоражило его творческое начало. У них было много похожего – они оба были людьми будущего и большими художниками.

Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

Довольно быстро Есенин и Дункан начали жить вместе, но отношения зарегистрировали только перед поездкой в США, чтобы избежать проблем с полицией нравов. Брак оформили в ЗАГСе Хамовнического района Москвы. Илья Шнейдер вспоминал, что перед свадьбой Дункан просила его подделать дату рождения в ее паспорте, чтобы скрыть разницу в возрасте – она была старше Есенина на 18 лет. «Это для Езенин. Мы с ним не чувствуем этих пятнадцати лет разницы, но она тут написана… И мы завтра дадим наши паспорта в чужие руки… Ему, может быть, будет неприятно», – говорила она. В ЗАГСе разница в возрасте действительно сократилась – до 10 лет.

Айседора Дункан (в центре) с Сергеем Есениным и приемной дочерью Ирмой Дункан в день бракосочетания. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

Их отношения были странными для окружающих. Есенин часто бывал груб с Дункан, ей же это как будто нравилось. Характерный эпизод вспоминает в своем «Романе без вранья» современник обоих поэт Анатолий Мариенгоф: «Когда Есенин как-то грубо в сердцах оттолкнул прижавшуюся к нему Изидору Дункан, она восторженно воскликнула:

– Ruska lubow!».

Берлин, 1922 год. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

Она относилась к нему по-матерински нежно – так он сам позже сформулировал в разговоре с журналисткой Галиной Бениславской, которую в 1921 году оставил ради Айседоры. «А какая она нежная была со мной, как мать. Она говорила, что я похож на ее погибшего сына. В ней вообще очень много нежности», – такие слова Есенина Бениславская приводит в своих воспоминаниях. Однако он даже не допускал мысли о том, чтобы вернуться к жене, и обрубал любые попытки Бениславской вывести разговор в это русло: «Там для меня конец. Совсем конец».

Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина:

– Подробности личной жизни Есенина любят смаковать, особенно – обсуждать, кого из своих женщин он любил больше. Делать это совершенно ни к чему. Он был поэтом, поэтому каждая новая встреча была для него взлетом, подъемом духа, выражавшемся в творчестве. Эти чувства, – как огонь небесный, – были очень сильны, поэтому они не могли продлиться долго. Есенин и Дункан были нужны друг другу – пусть и на короткое время, но так необходимое двум поистине незаурядным личностям.

Париж, 1922 год. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

В своем американско-европейском путешествии они прожили целую жизнь, в которой было все – скандалы, ревность, попытки Есенина сбежать от материнской опеки в бордель, ругань, рукоприкладство, битье зеркал в гостиничных номерах.

Берлин, 1922 год. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

Путешествие, ради которого они поженились, просто не могло не развести их в разные стороны. В СССР Айседора была великой танцовщицей, а за границей никто не спешил признавать Есенина великим поэтом. Из Америки он пишет Всеволоду Рождественскому письмо, полное обиды. Оказавшись в Нью-Йорке, Есенин вышел прогуляться. Его внимание привлекла витрина газетного киоска, точнее – его собственная фотография на первой полосе одной из газет. «Купил я у него добрый десяток газет, мчусь домой, соображаю – надо тому, другому послать. И прошу кого-то перевести подпись под портретом. Мне и переводят: «Сергей Есенин, русский мужик, муж знаменитой, несравненной, очаровательной танцовщицы Айседоры Дункан, бессмертный талант которой…» и т. д. и т. д. Злость меня такая взяла, что я эту газету на мелкие клочки изодрал и долго потом успокоиться не мог. Вот тебе и слава! В тот вечер спустился я в ресторан и крепко, помнится, запил. Пью и плачу. Очень уж мне назад, домой, хочется».

Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина:

– Кажется, под тем снимком американский журналист еще отметил атлетическое сложение Есенина и предположил, что он хороший спортсмен. Конечно, это было больно творческому человеку, который был любим своей страной и верил, что весь мир проникнется любовью к его не имеющей границ поэзии.

Лидо, 1922 год. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

Максим Горький описывает одну из встреч с парой почти с ужасом, называя танцовщицу «пожилой, отяжелевшей, с красным, некрасивым лицом, окутанная платьем кирпичного цвета, она кружилась, извивалась в тесной комнате, прижимая ко груди букет измятых, увядших цветов, а на толстом лице ее застыла ничего не говорящая улыбка. Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно. Тут нет ничего предвзятого, придуманного вот сейчас; нет, я говорю о впечатлении того тяжелого дня, когда, глядя на эту женщину, я думал: как может она почувствовать смысл таких вздохов поэта: «Хорошо бы, на стог улыбаясь, мордой месяца сено жевать!».

Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина:

– Горький и другие соотечественники Есенина так или иначе выражали свое мнение к отношениям Есенина и Дункан. Это интересно, но не совсем важно. Главное, что есть поэзия и творчество, которые перерастают рамки личностных восприятий. В разных формах и видах искусства эти личности одинаково чувствовали и выражали духовную силу и тяготение человека к Вселенной. Мне кажется, что в этом убеждался каждый, кто так или иначе вспоминал встречи с Есениным и Дункан.

Остров Эллис, США, 1922 год. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

Из путешествия Есенин вернулся в Москву один в августе 1923 года. Точнее, они вернулись вместе, но Айседора тут же уехала в Париж, бросив Илье Шнейдеру: «Я привезла этого ребенка на родину, но у меня нет более ничего общего с ним». В октябре Есенин отправляет ей телеграмму: «Люблю другую. Женат и счастлив». «Другой» была Галина Бениславская, на которой Есенин в действительности все-таки не женился. Его последней женой стала Софья Толстая. Свадьба с ней состоялась в 1925 году.

Париж, 1922 год. Фото предоставлено Московским государственным музеем Сергея Есенина

В конце того же года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Айседора Дункан, которая пережила бывшего мужа на два года, на сообщение о его смерти отреагировала почти холодно. «Я так много плакала, что у меня больше нет слез», – передала она телеграммой Илье Шнейдеру.

Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина:

– «Моя исповедь», автобиография Дункан, останавливается на встрече с Есениным. Можно только догадываться, что могла бы написать эта царица жестов… Думаю, основываясь на многих высказываниях, только радость от встречи с Россией, которая, по словам самой Дункан, может быть родиной «не купленного золотом искусства», а главное – ярким талантом, способным понять ее не имеющее границ творчество.

культура браки Сергей Есенин

Страстная любовь Сергея Есенина и Айседоры Дункан

Между ними было много общего. Оба – люди искусства с необузданным темпераментом и пренебрежением общественными условностями. Но и отличия бросались в глаза. Ему – 27, он признает только русский язык и чувствует себя комфортно лишь на родине. Ей – 45, она владеет английским, немецким, французским и считает себя скорее гражданкой мира, нежели Соединенных Штатов Америки. Поэтому неудивительно, что роман Сергея Есенина и Айседоры Дункан вызвал у современников противоречивые чувства.

Неимоверно красивая пара

Танцовщица от Бога

В 1921 году Дункан прибыла в советскую Россию по приглашению наркома просвещения, чтобы создать там танцевальную школу. Во время путешествия некая гадалка предсказала американке скорое замужество, на что эта ярая феминистка только посмеялась. Ведь она была противницей брака и ратовала за свободные отношения.

Дункан и ее ученицы

На сцене Дункан тоже стремилась к свободе – выходила без пуант и корсета в развевающейся тунике. Классической хореографии не признавала – танцевала, как требовала того душа. За необычную пластику и потрясающую грацию ее прозвали «божественной босоножкой». Талант Айседоры восхищал многих, не стал исключением и Сергей: он смотрел ее выступления еще до личного знакомства.

Айседора любила сценические костюмы «а-ля Древняя Греция»

Судьбоносная первая встреча

Они встретились лицом к лицу в октябре 1921-го на вечеринке у художника Георгия Якулова. И сразу же удивили окружающих, поскольку повели себя так, будто давно знакомы. Балерина прилегла на софу и стала гладить поэта, опустившего рядом на пол, по волосам. Она приговаривала: «За-ла-тая га-ла-ва», называла красавца ангелом и чертом. И уехала с ним кататься по столице, а затем пригласила в арендуемый особняк.

Дункан обожала автомобили, но у Есенина была возможность катать ее лишь на извозчике

Так начался их роман, который вызвал немало пересудов в богемной среде. Окружающим не давала покоя разница в возрасте. Одни считали, что эти отношения – последний шанс стареющей звезды завести молодого любовника. Другие видели корысть со стороны Сергея – дескать, ему хочется погреться в лучах чужой славы. И при этом забывали, что он уже вполне состоялся как поэт, а посему, что такое почет и восхищение отлично знает.

Молодой, но уже знаменитый

Через тернии к… браку

Вскоре после первой встречи поэт перебрался в особняк танцовщицы. Так началось их совместное проживание – и гладким оно не было. Сергей ревновал свою американку и к бывшим возлюбленным, и к нынешним знакомцам. По привычке заливал свое «горе» водкой, а потом устраивал скандалы, собирал вещи и уходил. Дункан разыскивала его по всей Москве и привозила обратно.

Москва, какой ее видела Айседора

Несмотря на все сложности расставаться они не хотели. И когда весной 1922-го балерина решила отправиться в турне по Европе и Америке – карьера ее в России не задалась, да и финансовое положение надо было подправить – вопрос о расставании даже не ставился. Напротив, Айседора страстно хотела взять с собой любимого человека. Однако с визами для него были проблемы.

И тогда убежденная феминистка отступила от своих принципов и заключила брак, поскольку понимала: официальному мужу препон для въезда чинить не будут. Состоялось знаменательное событие 2 мая 1922 года в Хамовническом ЗАГСе столицы. Зал, где проходила церемония, был маленьким и невзрачным, но влюбленные не обращали на это внимание – они были полны надежд на счастливую семейную жизнь и удачные гастроли.

Сейчас зал в Хамовническом ЗАГСе не в пример лучше, чем был в 1920-х

Несбывшиеся ожидания

Через месяц после бракосочетания пара покинула Россию. Танцовщица намеревалась неплохо заработать на своих выступлениях, а поэт мечтал приобрести на западе новых поклонников. Ни те, ни другие чаяния не сбылись. Богиня танца уже не вызывала таких бурных восторгов, как в прежние годы. Ну а Есенина воспринимали в основном в качестве «приложения» к знаменитой жене.

Улетая в Берлин, пара надеялась на лучшее

Такая ситуация усугубляла их и без того непростые отношения. Русский гений скандалил и буянил – Айседоре однажды даже пришлось вызывать полицию. Супруги стали тяготиться друг другом, особенно заметно это проявлялось со стороны мужа.

Летом 1923-го пара вернулась в Москву. Но через месяц танцовщица покинула страну, а с ней и Сергея. Вскоре он прислал жене телеграмму, в которой сообщал, что любит другую и счастлив в новом браке.

Они недолго были вместе…

Так закончился страстный роман двух неординарных людей. Однако память о нем жива до сих пор. Историки и искусствоведы пытаются понять мотивы их поступков. А писатели и драматурги создают об их любви трогательные произведения.

Также в нашем блоге вы можете прочитать интересные истории любви пожилых людей, об отношениях реальной пары с «Титаника», а также историю Пьера Абеляра и Элоизы Фульбер.

Женщине  Мужчине  Искусство  Традиции  Романтика 

Автор: Служба доставки цветов Флора Экспресс

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Они познакомились осенью 1921 года в мастерской художника Алексея Яковлева.

ИЗАДОРА ДАНКАН любезно предоставлено Википедией

В то время Айседоре Дункан было 44 года. Она была знаменитостью в Европе. Владимиру Ленину понравился ее стиль танца, и он пригласил ее приехать в Москву и открыть танцевальную школу. Айседора знала всего несколько русских слов.

Она родилась в Сан-Франциско и начала танцевать в юном возрасте. «Она отказалась от жесткости классического балета и танцевала босиком, используя более естественные ритмы и движения».

В возрасте 21 года Айседора отправилась в Европу в поисках признания и за четыре года добилась большого успеха в Будапеште. Затем она поселилась в Париже и гастролировала по Европе.

В 1921 году Сергею Есенину было 25 лет.

Он был сыном крестьян. Он начал писать стихи в возрасте девяти лет. После того, как в 1916 году он опубликовал свои первые две книги стихов о любви, природе и простой жизни, он стал одним из самых популярных и любимых русских поэтов.

Сергей Есенин говорил только по-русски.

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН любезно предоставлено Википедией

.Айседора Дункан и Сергей Есенин познакомились осенью 1921 года и поженились в мае 1922 года.

Почему они поженились? Разница в возрасте была 19 лет. Они не могли говорить друг с другом. Она не знала и не могла понять его поэзии, и я очень сомневаюсь, что он считал ее великой танцовщицей (классика   балет  была в русских традициях).

Они посмотрели друг на друга и влюбились?

Сильно сомневаюсь.

Почему?

Давайте посмотрим на их личную жизнь до встречи.

Из ENCYCLOPAEDIA BRITANNICA: «Ее личная жизнь, так же как и ее искусство, держали ее имя в заголовках из-за ее постоянного нарушения социальных табу. Отцом ее первого ребенка, Дейдры, был сценограф Гордон Крейг, который разделял ее отвращение к браку; отцом ее второго ребенка, Патрика, был Пэрис Сингер, наследник состояния швейной машины и известный меценат. В 1913 произошла трагедия, от которой Дункан так и не оправилась: машина, в которой двое ее детей и их няня ехали по Парижу, скатилась в Сену, и все трое утонули».

Позже у Айседоры родилось еще двое детей от разных отцов.

До замужества с Сергеем Есениным Айседора Дункан много раз заявляла о своем отвращении к браку.

Неужели она настолько полюбила Сергея Есенина, что изменила свое отношение к браку?

Маловероятно. Я считаю, что ей приказали выйти за него замуж и увезти из Советского Союза.

Почему?

Первоначально Сергей Есенин поддерживал большевиков, так как считал, что они дадут землю крестьянам. Но вскоре он разочаровался и стал критиковать правительство в своих стихах. Советское правительство хотело избавиться от него.

А как насчет решения Сергея Есенина жениться на Айседоре?

Из ЭНЦИКЛОПЕДИИ НОВОГО МИРА: «Благословенный красивой внешностью и романтическим характером, он часто влюблялся… Его первый брак был в 1913 году с сотрудницей издательства по имени Анна Изряднова, с которой у него были сын Юрий. (Во время сталинских чисток Юрий Есенин был арестован, умер в 1937 в ГУЛАГе.)

… В августе 1917 года Есенин женился во второй раз на актрисе Зинаиде Райх… От нее у него родились дочь Татьяна и сын Константин».

О Сергее Есенине мечтали тысячи женщин и маловероятно, что он женился на Айседоре Дункан, потому что влюбился в нее.

Я уверен, что он женился на ней, чтобы иметь возможность выбраться из Советского Союза (это было возможно только с разрешения властей).

После женитьбы Есенин сопровождал жену в турне по Европе и США. Он надеялся, что его очень хорошо примут в Соединенных Штатах и ​​в Европе, где было много русских.

Однако в то время многие на обоих континентах считали супругов советскими агентами и русские за границей не хотели иметь с Сергеем Есениным ничего общего.

Что он мог сделать? Он знал только русский язык, с собственной женой общаться не мог, друзей у него не было.

Сергей начал пить. Его разгром гостиничных номеров получил широкую огласку в прессе.

Есенин вернулся в Советский Союз в 1923 году. Там он опубликовал несколько новых стихов. Он видел, что правительство начало кампанию по уничтожению крестьян, но ничего не мог с этим поделать.

Сергей пытался найти прибежище в любви.

«…он сразу же связался с актрисой Августой Миклашевской и, как полагают, женился на ней в ходе гражданской церемонии, хотя известно, что он так и не добился развода с Айседорой Дункан.

…в том же году у него родился сын Александр от поэтессы Надежды Вольпин…» Александр Есенин-Вольпин вырос и стал известным поэтом, диссидентом и математиком.

«Последние два года жизни Сергея Есенина были наполнены постоянным беспорядочным и пьяным поведением, но он также создал некоторые из своих самых известных поэтических произведений. Весной 19 г.25 лет очень изменчивый Сергей Есенин познакомился и женился на своей пятой жене, Софье Андреевне Толстой, внучке известного русского писателя девятнадцатого века, графа Льва Толстого. Она попыталась оказать ему помощь, но у него случился полный психический срыв, и он был госпитализирован на месяц.

…Через два дня после освобождения на Рождество он якобы порезал себе запястье и написал прощальное стихотворение собственной кровью; на следующий день повесился на трубах отопления на потолке своего номера в отеле «Англеттер» и скончался в возрасте 30 лет. Некоторые считают, что самоубийство было инсценировано, а на самом деле он был убит агентами ГПУ, хотя фактических данных нет. доказательство этой теории».

После того, как Сергей Есенин ушел, Айседора Дункан «… исполнительская карьера пошла на убыль, и она стала… печально известной своими финансовыми проблемами, скандальной личной жизнью и слишком частым публичным пьянством…» (из Википедии).

Айседора умерла в ночь на 14 сентября 1927 года в Ницце, Франция, после того, как «ее шелковый шарф, накинутый на ее шею, запутался в колесах с открытыми спицами и задней оси, выбросив ее из открытой машины и сломав ее». шея».

Я счастлив, я поцеловал женщину,

Я спал в траве и на клумбе,

И я никогда, как порядочный человек,

Ударить собаку или котенка по голове.

Сергей Есенин

Нравится:

Нравится Загрузка…

Айседора Дункан | Биография, танцы, техника и факты

Айседора Дункан

Смотреть все медиа

Дата рождения:
26 мая 1877 г. или 27 мая 1878 г.
Сан-Франциско
Калифорния
Умер:
14 сентября 1927 г.
Хороший
Франция
Известные члены семьи:
супруг Сергей Александрович Есенин

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему Айседора Дункан так известна?

Айседора Дункан была американской танцовщицей, чье преподавание и выступления в конце 19-го и начале 20-го века помогли освободить балет от его консервативных ограничений и предвосхитили развитие современного танца. Она была одной из первых, кто возвел интерпретативный танец в статус искусства.

Как танцевала Айседора Дункан?

Айседора Дункан была великим новатором: ее отказ от искусственных технических ограничений и опора на грацию естественных движений помогли освободить танец от его зависимости от жестких формул и от демонстрации блестящей, но пустой технической виртуозности. Она часто танцевала босиком и почти голая, как лесная нимфа.

Какой была семья Айседоры Дункан?

Айседора Дункан, одна из четырех детей, воспитывалась матерью, учительницей музыки. У Дункана был ребенок от театрального режиссера и дизайнера Гордона Крейга, а еще один ребенок от Пэрис Сингер, наследницы состояния швейных машин. Оба ребенка утонули, когда их машина скатилась в Сену. Дункан вышла замуж за поэта Сергея Александровича Есенина, который впоследствии покончил жизнь самоубийством.

Как Айседора Дункан стала известной?

Айседора Дункан отвергла жесткость балета и основывала свой танец на естественных движениях. Не добившись успеха в Америке, она уехала за границу, где под покровительством актрисы миссис Патрик Кэмпбелл получила приглашения появляться на частных приемах у ведущих лондонских хостесс. Ее танец привел публику в восторг, и вскоре она выступала в переполненных театрах по всей Европе.

Как умерла Айседора Дункан?

Последние годы своей жизни Айседора Дункан жила в бедственном положении в Ницце на Французской Ривьере, где попала в аварию со смертельным исходом: ее длинный шарф запутался в заднем колесе автомобиля, в котором она ехала, и она был задушен.

Айседора Дункан , настоящее имя (до 1894) Анджела Дункан , (род. 26 мая 1877 или 27 мая 1878, Сан-Франциско, Калифорния, США — умерла 14 сентября 1927, Ницца, Франция), американка танцор, преподавание и выступления которого помогли освободить балет от его консервативных ограничений и предопределили развитие современного выразительного танца. Она была одной из первых, кто возвел интерпретативный танец в статус искусства.

Хотя обычно считается, что Дункан родилась 27 мая 1878 года, в ее свидетельстве о крещении, обнаруженном в Сан-Франциско в 1976 году, указана дата 26 мая 1877 года. Дункан был одним из четырех детей, выросших в благородной бедности. мать, учитель музыки. В детстве она отвергла жесткость классического балета и основывала свой танец на более естественных ритмах и движениях, подход, который она позже сознательно использовала в своих интерпретациях произведений таких великих композиторов, как Брамс, Вагнер и Бетховен. Ее первые публичные выступления в Чикаго и Нью-Йорке не имели большого успеха, и в возрасте 21 года она покинула Соединенные Штаты в поисках признания за границей. На свои скудные сбережения она отплыла на лодке для скота в Англию.

В Британском музее ее изучение скульптур Древней Греции подтвердило классическое использование тех танцевальных движений и жестов, которые до сих пор побуждал ее практиковать только инстинкт и на возрождении которых в значительной степени основывался ее метод. По протекции знаменитой актрисы миссис Патрик Кэмпбелл ее приглашали появляться на частных приемах ведущих лондонских дам, где ее танец, отличавшийся полной свободой движений, приводил в восторг тех, кто был знаком лишь с условными формами балет, находившийся тогда в периоде упадка. Это было незадолго до того, как явление молодой женщины, танцующей босиком, скудно одетой, как лесная нимфа, заполонило театры и концертные залы по всей Европе. Во время ее неоднозначного первого турне по России в 1905 года Дункан произвел глубокое впечатление на хореографа Мишеля Фокина и искусствоведа Сержа Дягилева, который в качестве импресарио вскоре возглавил возрождение балета по всей Западной Европе. Дункан много гастролировала, и в то или иное время она основала танцевальные школы в Германии, России и США, но ни одна из них не сохранилась.

Ее личная жизнь, так же как и ее искусство, держали ее имя в заголовках из-за ее постоянного игнорирования социальных табу. Отцом ее первого ребенка, Дейдры, был сценограф Гордон Крейг, который разделял ее отвращение к браку; отцом ее второго ребенка, Патрика, был Пэрис Сингер, наследник состояния швейной машины и известный меценат. В 1913 произошла трагедия, от которой Дункан так и не оправилась: машина, в которой двое ее детей и их няня ехали по Парижу, скатилась в Сену, и все трое утонули. Пытаясь сублимировать свое горе, она собиралась открыть еще одну школу, когда начало Первой мировой войны положило конец ее планам. Ее последующие гастроли по Южной Америке, Германии и Франции были менее успешными, чем прежде, но в 1920 году ее пригласили основать собственную школу в Москве. Ее революционному темпераменту Советский Союз казался страной многообещающей. Там она познакомилась с Сергеем Александровичем Есениным, поэтом на 17 лет моложе ее, чье творчество принесло ему значительную известность. Вышла за него замуж в 1922-летняя, пожертвовав своими сомнениями по поводу брака, чтобы взять его с собой в турне по Соединенным Штатам. Она не могла выбрать худшее время для их прибытия. Страх перед «красной угрозой» достиг апогея, и ее и ее мужа несправедливо заклеймили большевистскими агентами. В очередной раз покидая родную страну, ожесточенная Дункан сказала журналистам: «Прощай, Америка, я тебя больше никогда не увижу!» Она никогда этого не делала. Затем последовал несчастливый период с Есениным в Европе, когда его растущая психическая нестабильность настроила его против нее. Он вернулся один в Советский Союз и в 1925 лет, покончил жизнь самоубийством.

В последние годы своей жизни Дункан была несколько жалкой фигурой, живущей в Ницце на Французской Ривьере, где она попала в аварию со смертельным исходом: ее длинный шарф запутался в заднем колесе автомобиля, в котором она ехала.