На чем пишут темперой: Краска темпера и ее особенности

Краска темпера и ее особенности

Содержание

1. История темперной живописи
2. Характерные особенности темперы
3. Виды темперы
4. Нюансы и хитрости работы с темперой
5. Преимущества темперы по сравнению с акрилом и гуашью

История темперной живописи


Появление масляной живописи в Европе датируется XV веком. Её популярность стремительно росла, художники тех лет в своих работах непременно пользовались масляными красками. Логично поинтересоваться, чем же рисовали картины до XV века?


Раньше художники собственноручно создавали краски. В их основе лежали красители природного происхождения и доступные на то время ингредиенты, включая темперу. Археологам, проводившим раскопки в Древнем Египте, удалось найти саркофаги, узоры на которых выполнены именно темперными красками. Также обнаружили фрески и предметы повседневного использования, относящиеся ко временам Древнего Рима и Древней Греции. Росписи на них сделаны темперой. Учитывая возраст найденных предметов, выходит, что темперная краска появилась больше 3 тысяч лет назад.


Широкое распространение темпера получила при росписи церквей, храмов, создании икон в Европе, Византии, на Руси. Чем же обуславливалась такая популярность краски?

  1. Ингредиенты, входящие в состав темперы, были доступными и дешевыми: вода и желтки яиц. Иногда в нее добавляли квас и вино.
  2. Готовилась краска быстро и просто: нужно было лишь соединить все компоненты и хорошенько их перемешать.
  3. Темпера держалась в течение многих лет, не выгорала и не тускнела.


И вот в XV веке один художник решил усовершенствовать состав темперы, добавив в краску масло. Так началась эпоха масляной живописи, постепенно вытеснившей темперу. Ее популярность вернулась лишь через несколько столетий – к концу XIX века. Художники стали отказываться от масла, темпера получила «вторую жизнь».


Ее состав стал более разнообразным, в краску добавляли новые компоненты. На смену натуральным ингредиентам пришли искусственные. Благодаря этому увеличились долговечность и качество краски. Использование искусственных связующих сделало состав более прочным.

Характерные особенности темперы


Опытные художники знают, что для работы с темперой лучше брать впитывающую основу или предварительно грунтовать полотна. После высыхания краска приобретает матовую текстуру. Простые обыватели могут спутать ее с гуашью.

СОВЕТ! Не стоит использовать темперу в станковой живописи, хотя некоторым художникам это удается.


Как правило, темперными красками работают в лессировочной технике. Ими удобно рисовать мелкие детали. Те, кто хочет выполнить картину в пастозной технике, должны помнить, что темпера быстро сохнет на палитре. Смешивать цвета на полотне очень сложно, поскольку темпера не такая пластичная как масло. Если слой краски будет слишком большим, то после высыхания он потрескается.

СОВЕТ! Если вы новичок, то первые попытки освоить темперу могут быть неудачными. Не отчаивайтесь. Со временем вы привыкните, и каждая последующая работа будет получаться лучше и лучше. Для начала потренируйтесь на гуаши, а когда «набьете руку», переходите к темпере.


Еще несколько особенностей темперных красок:

  • быстро впитываются в древесину, удалить их с такой поверхности можно только с помощью шлифовки;
  • имеют высокую плотность;
  • кисть не оставляет на мазках следов;
  • даже под слоем лака не меняют оттенок;
  • их сложно размыть водой.

Виды темперы


От ингредиентов, входящих в состав краски, зависят ее свойства. Выделяют несколько видов темперы.

На основе яичной эмульсии. В составе такой краски содержится масло и масляный либо скипидарный лак. Яичная темпера может изготавливаться из целого яйца, из белка или из желтка. Последний вариант является самым популярным и распространенным. Поскольку желток представляет собой натуральную эмульсию, он эмульгирует с другими компонентами, придает краске эластичность.


Темпера на основе желтка считается самой жирной, а потому у нее есть существенный недостаток. Со временем краска темнеет, приобретает желтый оттенок.

Темпера на основе растительного масла и казеиновой эмульсии. Работать с такой краской можно только на грунтованных полотнах. После полного высыхания состав затвердевает, «намертво» пристает к основе. Даже толстые слои краски со временем не растрескиваются, не теряют яркость, не изменяют цвет.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Чтобы на краске не появились грибок и плесень, можно добавить в нее фенол. Он обладает антисептическими свойствами.

На основе восково-масляной эмульсии. Такая темпера подходит для пастозной живописи, она хорошо разносится по полотну, отличается прочной адгезией. Восковой краской удобно расписывать стены, она предназначена для монументальной живописи. Темпера пластичная, она «дышит», делая картины долговечными. Однако при высыхании краска на несколько тонов темнеет. И сохнет она намного дольше других красок.

На основе клея ПВА. Такие краски отличаются прозрачностью и эластичность. Их можно использовать для лессировочной или пастозной живописи. Примечательно, что краску на основе ПВА можно укладывать в несколько слоев, она не будет отваливаться и отслаиваться. Также работать такой темперой можно на любых поверхностях. После высыхания она приобретает бархатистость. Поскольку темпера немного теряет яркость на холсте, готовую работу лакируют.

Нюансы и хитрости работы с темперой


Темпера является кроющей краской. Зачастую она продается в тюбиках, но можно купить и простой пигмент, из которого замешивается красящий состав. Краска довольно экономная. На рисунок ее уходит немного.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если разбавить темперу водой, ей вполне можно пользоваться как акварелью.


Краски текучие, поэтому ими получается создавать тонкие и четкие штрихи. Темпера быстро сохнет. По сути, нужно дождаться испарения воды, и нанесенный слой затвердеет. Мелкие частицы красящего состава надежно пристают к основе. Часто темперу сравнивают с гуашью, однако у нее намного больше преимуществ: краска более прочная, не растекается от воды.

СОВЕТ! Полотно перед работой покрывают клеевой либо эмульсионной грунтовкой. Также подходит водоэмульсионная акриловая краска. Темперой хорошо писать на картоне, дереве, штукатурной основе и холсте.


Оттенок краски стоит подбирать прямо на палитре. Подходящие кисточки – из щетины. Для прорисовки мелких элементов следует вооружиться колонковым инструментом. Техники, подходящие для работы с темперой:

  • лессировочная;
  • пастозная;
  • рельефные мазки;
  • плотное, ровное нанесение.


Наносить темперу поверх масляной краски можно, однако слои могут плохо сцепиться между собой. В худшем случае верхний слой просто скатается. Избежать этого можно путем промывания основы мыльным раствором перед нанесением темперы.


Темперу на восковой основе разводят растворителями, в результате готовая картина становится матовой. Чтобы добиться глянцевого эффекта, основу разбавляют мастичным лаком или льняным маслом.


Использование темперных красок подходит для многих сфер изобразительного и декоративного искусства. Ими пишут картины и иконы, украшают скульптуры и статуэтки, разукрашивают игрушки и прочие изделия.

Преимущества темперы по сравнению с акрилом и гуашью


Отличительное свойства акрила в том, что после высыхания он напоминает по текстуре резиновую пленку. Это одновременно плюс и минус. А высохшая темпера имеет матовую, бархатистую текстуру.


Ключевой недостаток гуаши заключается в ее сложном нанесении на предыдущий слой. Краска или смешивается, или размазывается. Это может безвозвратно испортить работу. К примеру, если вы захотите немного высветлить маленький участок картины, темный слой не удастся спрятать за светлым. У темперы такого недостатка нет. С ее помощью можно высветлять любые участки, она не смазывает прошлый слой.


Текстура рисунка получается приятной на вид и на ощупь. Краску можно смешивать с любыми другими красящими составами, расширяя палитру цветов. К примеру, в темперу добавляют необходимый оттенок гуаши либо акварели.


Работая с современной темперой, необязательно соблюдать какие-то особые техники. Даже при нанесении третьего или пятого слоя не стоит бояться, что краска смешается и размажется. Все будет выглядеть аккуратно, именно так, как вы задумывали. Поклонникам гуаши и акрила обязательно стоит попробовать темперу!

Выбрать темперную и другие художественные краски

Темперные краски в живописи — как рисовать темперой

Что представляют из себя темперные краски, для чего они нужны и как с ними работать – читайте подробную статью на моем сайте!

Содержание

  1. Что такое темперная живопись
  2. История техники живописи темперой
  3. Виды темперных красок
  4. Темпера на основе яичного желтка
  5. Темпера на основе казеина – синтетического белка
  6. Темпера на основе воска 
  7. Темпера на основе клея ПВА
  8. Современная темперная живопись
  9. Как рисовать темперными красками
  10. Как еще можно рисовать темперой? 
  11. Вопрос – ответ 

Что такое темперная живопись

Темпера – что это такое и как с ней работать?  Давайте разбираться по порядку.

Темпера, в переводе с итальянского, означает, смешивать. Сама по себе, темперная краска представляет эмульсию, смешанную с водорастворимой сухой краской в виде порошка.

Причем эта эмульсия может состоять как из натуральных компонентов, так и из синтетических. Искусственная эмульсия сделана на основе масла, воды и клея, а натуральная – из воды и яичного желтка.

Более подробно о видах и составах эмульсий, а также особенностях темперных красок, мы поговорим ниже. А пока давайте разберемся, как зародилась темперная живопись, узнаем ее историю, и как так получилось, то масло стало популярней темперы?

История техники живописи темперой

Многие иконы написаны темперой, как, например, эти иконы Андрея Рублева

Как вы знаете, масляная живопись зародилась в Европе, в XV веке, и очень быстро завоевала любовь и доверие художников того времени.

Но как же так, масляные краски появились только в 1600х годах, а живопись существует уже несколько тысяч лет… Чем же тогда пользовались мастера прошлого?

Безусловно, художники прошлых столетий и даже тысячелетий, создавали краски сами, на основе натуральных красителей и других доступных ингредиентов. И темпера входила в их число.

Благодаря стараниям археологов, на раскопках в Древнем Египте были обнаружены саркофаги, расписанные темперными красками. Другие раскопки, но уже на месте Древнего Рима и Древней Греции, помогли найти старинные фрески и предметы быта, также расписанные темперой.

Таким образом, если подсчитать возраст этих изделий, можно смело утверждать, что темперной краске где почти четыре тысячи лет!

Одна из древнейших красок – темперная краска

Не только саркофаги, но и предметы быта расписывались древними мастерами – вазы, статуэтки, посуда и другие вещи

Кроме саркофагов фараонов и посуды древних империй, темперная краска очень широко использовались в иконописи, а также росписи храмов. Краска широко использовалась в Византии, Восточной и Западной Европе, а потом и на Руси. Некоторые соборы, храмы и церкви европейской части нашей страны были также расписаны темперными красками.

Темперой расписывали стены храмов Византии и Древней Руси

Вам, наверное, интересно, почему темперная краска и живопись в целом пользовались таким успехом? Во-первых, все дело в доступности всех компонентов, из которых замешивалась краска. Вода, как и яичные желтки были почти в каждом доме, не говоря уже о дворе императоров, царей и фараонов.

Во-вторых, сам процесс приготовления краски был несложным – нужно было лишь смешать все ингредиенты в нужных пропорциях и правильно их хранить. Ну и в-третьих, темперные краски держались очень хорошо, и можно сказать наверняка, были точно проверены временем!

Есть еще один вариант, почему темперная краска была такой популярной, но он в принципе очень понятный и очевидный – у древнейших мастеров просто не было других аналогов темперной краски. Масляную краску еще не изобрели, про акрил никто даже не догадывался, а если бы и захотел сделать, технологии бы не позволили и так далее.

Поэтому, остается темпера. А вот какой она бывает, давайте разберем ниже.

Виды темперных красок

Современная темперная краска конечно отличается от той, что расписывали стены византийских дворцов, но все же некоторые виды по составу и компонентам выделить можно.

Знаменитая фреска Леонардо да Винчи тоже написана темперой

Темпера на основе яичного желтка

Сразу скажу, что темперные краски можно делать не только из желтка, можно добавлять целое яйцо, или один белок. Но наибольшей популярностью пользуется именно желток.

Чтобы создать темперную краску на основе желтка, вам понадобится смешать его с водой, уксусом, краской и ароматным отдушкой (желательно натуральной, например, природной смолой) для более приятного запаха при использовании.

Хоть такая краска и является очень эластичной, минусы у нее тоже есть – яичная темпера имеет свойство темнеть и желтеть с течением времени.

 «Весна» Сандро Боттичелли написана темперой на доске
А вот «Рождение Венеры» также темперой, но уже на холсте

Темпера на основе казеина – синтетического белка

Такая краска делается из льняного масла и искусственного белка казеина с добавлением цветного пигмента. Еще в такую краску добавляют фенол – он служит своеобразным антисептиком и не дает краске заплесневеть.

Чем хорош именно этот вид темперы? Она очень хорошо сцепляется с грунтом и прочно ложится на поверхность. Такая темпера будет прочно держаться годами, даже если вы будете накладывать ее толстым слоем, как при пастозной живописи. А еще, казеиновая темпера не потемнеет и не пожелтеет со временем.

Темпера на основе воска 

Пчелиный воск, вода, органические смолы, растительное масло – это лишь часть того, что входит в состав этой темперной краски. Такая краска хорошо ляжет на загрунтованную поверхность, а еще послужит прекрасным материалом для росписи стен. Хоть она и сохнет, а также темнеет, гораздо дольше и сильнее других видов, восковая темпера из-за своего состава сохраняет все свои свойства на долгое время.

Темпера на основе клея ПВА

Такая краска очень быстро сохнем, поэтому и использовать ее нужно максимально быстро. Очень хорошо такой краской создавать эффект лессировки – она достаточно прозрачная для этого.

Темперная краска на основе клея ПВА не расслаивается, хорошо держится на разных декоративных поверхностях, поэтому пользуется широким спросом в декоративно-прикладном искусстве.

Если вас будет смущать матовая текстура высохшей краски, просто покройте работу финишным лаком, и она заиграет новым и ярким цветом, сохранив при этом все свои качества.

Современная темперная живопись

Не случайно перечислять виды темперы я закончила на поливинилацетатной краске. Есть также темпера на основе акриловой смолы, она тоже в свою очередь очень устойчива к внешним раздражителям – температуре, солнечным лучам и так далее, из-за своего химического состава.

Помните я говорила вам, что масляная живопись смогла вытеснить темперу с ее тысячелетней историей в XV веке? Так вот, через 5 веков, в эпоху промышленного бума и технического прогресса, состоялось легендарное возвращение темперы, и, следовательно, темперной живописи.

И кто знает, может быть если бы не были изобретены все эти искусственные материалы и полимеры, возможно эта древнейшая краска, а вместе с ней и техника живописи, исчезли бы навсегда?

Знаменитый итальянский живописец ХХ века, Пьетро Аннигони, писал портреты темперной краской

Так для чего же нужны темперные краски сегодня? И разве нам недостаточно акрила, масла и гуаши, тем более, что они стали такими доступными и понятными для широкого использования?

На сегодняшний день состав темперных красок настолько усовершенствован, что художник, выбравший их для себя, может рассчитывать на полную свободу действий, была бы фантазия.

Этой краской можно как писать картины и иконы, так и расписывать стены или предметы интерьера.

Темпера, в отличие от масла, надолго сохраняет свой тон и несмотря на то, что она быстро сохнет, такая краска остается более яркой и насыщенной долгие годы.

Как рисовать темперными красками

Член Союза Художников России, Парамонова Анна, пишет иконы на заказ темперными красками

Писать темперой можно по-разному: например, почти прозрачными лессировками, наносить краску ровно, но плотно, а также, грубыми, рельефными мазками в пастозной технике.

Помните, что темперная краска быстро сохнет, поэтому и работать ей лучше быстро. Зато можно не бояться смешения слоев краски, а также не ждать, пока высохнет очередной слой.

Любой вид темперы прекрасно ложится на хорошо загрунтованную поверхность, поэтому, прежде чем пользоваться краской, подумайте о грунтовке холста. Если поверхность будет плохо загрунтована, краска при высыхании изменит свой цвет.

 Дизайнер, Екатерина Корбут, «Портрет Ковалевской Л.П.», темпера

Как еще можно рисовать темперой? 

Темперные краски очень часто сравнивают с гуашью, хотя это две совершенно разные по свойствам краски: гуашь легко смывается водой, имеет менее насыщенный цвет и может «размазаться» по поверхности.

А вот темперные краски не светлеют при высыхании, хорошо держатся на поверхности, особенно те, что имеют в составе ПВА.

Вопрос – ответ 

Можно ли темперой писать по маслу?

Очень часто спрашивают, можно ли поверх слоя с масляной краской наносить темперные краски. Делать это можно, но следует учесть, что велика вероятность плохого сцепления слоев этих двух красок. Худшее, что может случится, если вы решите нанести темперу на масло – это скатывание краски. 

Чтобы этого не произошло, некоторые художники, перед нанесением темперы, промывают поверхность холста мыльным раствором.

Темперные краски не такие капризные как акварель или масло, но и у них есть свои особенности, которые стоит учитывать, прежде чем начинать писать картины

Для чего можно использовать темперные краски?

На сегодня, современные темперные краски можно применять практически в любом виде изобразительных и декоративных работ: писать картины, иконы, расписывать игрушки, скульптуры, статуэтки, шкатулки и другие изделия.

В целом, темпера – это универсальная краска, которая одинаково хорошо ложится и на холст, и на дерево, и на камень.

Какие марки темперных красок купить?

Хорошие темперные краски, с богатой палитрой вы сможете найти у завода «Невская палитра», это всем известные краски фирмы «Мастер-класс». У них вы найдете темперу как отдельных тубах, поштучно, так и в наборах.

Если вам понравилась эта статья, смело ставьте 5 звезд! Кстати, ВКонтакте у меня тоже есть небольшой пост про темперные краски, будет интересно, посмотрите — https://vk.com/ny_school6?w=wall-170056166_29267

Яичный желток придает темперной краске улучшенную укрывистость и способность к растеканию | Умные новости

Картина Сандро Боттичелли La nascita di Venere , или Рождение Венеры написана на холсте темперными красками.
Сандро Боттичелли через Wikicommons под общественным достоянием

До того, как масляные краски стали популярными в эпоху Возрождения, темперные краски пользовались популярностью во многих культурах мира. Эта краска на основе желтка, также называемая яичной темперой , использовалась для создания фресок в древнем Китае, микенской Греции, Египте и Вавилонии. Легендарные художники Леонардо да Винчи, Рафаэль и Сандро Боттичелли предпочитали темперу другим материалам из-за ее быстросохнущей природы и ее способности делать плоть своих объектов непрозрачной и светящейся.

Поскольку этот пигмент плохо смешивается с другими красками, он менее популярен, чем акриловые, акварельные и масляные краски, но до сих пор используется художниками. Так что же заставило темперу господствовать среди великанов эпохи Возрождения? Исследователи из Сорбоннского университета во Франции, возможно, взломали код, сообщает Дженнифер Уэллетт для Ars Technica .

В новом исследовании, опубликованном в прошлом месяце в журнале Angewandte Chemie ,   , ученые проанализировали, как белки яичного желтка взаимодействуют с пигментами для создания приятной эстетики темперы.

Незавершенная работа Микеланджело «Манчестер Мадонна » была написана темперными красками по дереву.

Микеланджело, ок. 1497 г., дерево, темпера, Лондонская национальная галерея.

Темпера

широко использовалась из-за ее прочного и многоцелевого применения. На краску не влияли ни влажность, ни температура, и с ее помощью можно было создавать различные прозрачные и непрозрачные эффекты. После высыхания ее атласный блеск напоминает современные акриловые краски.

Краска на основе желтка готовится путем смешивания окрашенных порошкообразных пигментов с водорастворимым связующим, в данном случае с яйцами. Затем краска покрывается несколькими каплями уксуса, чтобы предотвратить растрескивание после высыхания краски, сообщает Ars Technica . Поскольку краска высыхает очень быстро, художникам приходится постоянно добавлять воду во время работы. В отличие от бумаги или холста, темпера лучше всего работает на твердых деревянных поверхностях, где она меньше подвержена растрескиванию. Этот цвет также используется для украшения гробов с мумиями Древнего Египта, деревянных панелей византийской эпохи и стен раннехристианских катакомб.

Чтобы понять молекулярную структуру темперных красок 15-го века, исследователи воссоздали рецепты, записанные в справочнике под названием Il libro dell’arte   итальянского художника Ченнино Ченнини, согласно заявлению Французского национального центра научных исследований.

Поскольку другие цвета пигментов были получены из токсичных минералов, команда использовала для своих экспериментов пигмент «зеленая земля» (терра-верде) на основе глины. Зеленая земля широко использовалась в качестве базового слоя и подложки для оттенков кожи. Краска использовалась в качестве подложки тона кожи в незаконченной картине Микеланджело 9.0002 Мадонна с младенцем, святым Иоанном и ангелами   («Мадонна Мачестер») .

Модель Manchester Madonna незакончена и имеет очертания двух ангелов на заднем плане, выполненные темперной краской terra verde. Terra verde был пигментом, который часто использовался в качестве базового слоя для кожи в картинах эпохи Возрождения.

Микеланджело, ок. 1497 г., дерево, темпера, Лондонская национальная галерея.

В ходе эксперимента ученые сравнили одну партию темперной краски с использованием яичных желтков и зеленой земли с другой смесью, в которой яичные желтки отсутствовали, а пигмент был взвешен в воде. Каждую разновидность наносили кистью на холст и анализировали с помощью реологии для измерения текучести краски. Команда использовала релаксометрию ядерного магнитного резонанса (ЯМР) для измерения физических и химических свойств цвета.0002 Ars Technica сообщает.

В то время как вязкость обеих смесей снижалась при большем напряжении, также называемом разжижением при сдвиге, краска, содержащая яичные желтки, имела более высокую вязкость или густоту. Исследователи подозревают, что эта разница связана с сетью связей между яичными желтками, молекулами воды и частицами глины в пигменте, что делает смесь на основе желтка более плотной, чем смесь на водной основе, согласно заявлению университета. Яичная темпера команды также обеспечила большую укрывистость и эластичность.

Исследовательская группа надеется использовать новые открытия, чтобы помочь сохранить средневековые произведения искусства темперой.

Рекомендуемые видео

Роспись темперой | Британика

Магистр Кодекса Святого Георгия: Распятие

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
рисование
роспись яичной темперой

Просмотреть весь связанный контент →

роспись темперой , роспись, выполненная пигментом, растертым в водосмешиваемой среде. Слово темпера первоначально произошло от глагола темпера , «доводить до желаемой консистенции». Сухие пигменты становятся пригодными для использования путем «закалки» их связующим и адгезивным носителем. Такая живопись отличалась от фресковой живописи, краски для которой не содержали связующего вещества. В конце концов, после появления масляной живописи, слово приобрело свое нынешнее значение.

Темпера — древний материал, который постоянно использовался в большинстве культур мира, пока в эпоху Возрождения в Европе его постепенно не вытеснили масляные краски. Темпера была оригинальным материалом для росписи древних династий Египта, Вавилонии, микенской Греции и Китая и использовалась для украшения раннехристианских катакомб. Он использовался на различных опорах, от каменных стел (или памятных столбов), футляров для мумий и свитков папируса древнего Египта до деревянных панелей византийских икон и запрестольных образов и пергаментных листов средневековых иллюминированных рукописей.

More From Britannica

живопись: Темпера

Настоящая темпера изготавливается путем смешивания с желтком свежих яиц, хотя иллюминаторы рукописей часто использовали яичный белок, а некоторые художники-станковщики добавляли целое яйцо. Также использовались другие эмульсии, такие как казеиновый клей с льняным маслом, яичный желток с камедью и льняным маслом и яичный белок с льняным или маковым маслом. Отдельные художники экспериментировали с другими рецептами, но немногие из них оказались успешными; все, кроме более поздних темперных картин Уильяма Блейка на медных листах, например, потемнели и истлели, и считается, что он смешал свой пигмент со столярным клеем.

Темпера – грубая форма темперы, полученная путем смешивания сухого пигмента в пасту с водой, которую разбавляют нагретым клеем в процессе работы или путем добавления пигмента в белилу (смесь мелкомолотого мела и клея). Используется для сценических декораций и полноразмерных подготовительных шаржей для росписей и гобеленов. При высыхании его цвета имеют бледный, матовый, порошкообразный оттенок пастели с аналогичной тенденцией к смазыванию. Действительно, поврежденные карикатуры были ретушированы пастельными мелками.

Яичная темпера — наиболее долговечная форма среды, обычно не подверженная влиянию влажности и температуры. Он быстро высыхает, образуя прочную пленку, которая действует как защитная пленка на опоре. По своим свойствам, разнообразию прозрачных и непрозрачных эффектов, а также атласному блеску покрытия он напоминает современные краски на основе акриловой смолы.

Традиционная роспись темперой — длительный процесс. Его опорами являются гладкие поверхности, такие как строганое дерево, мелкозернистая штукатурка, камень, бумага, пергамент, холст и современные композиционные плиты из прессованного дерева или бумаги. Полотно, как правило, наклеивают на поверхность щитовых опор, а швы между скрепленными деревянными планками маскируют дополнительными полосами. Gesso, смесь гипса (или гипса) с клеем, является традиционной землей. Первый слой представляет собой gesso Grosso, смесь грубой негашеной штукатурки и клея. Это обеспечивает шероховатую впитывающую поверхность для 10 или более тонких слоев левкаса, гладкой смеси клея и тонкой штукатурки, предварительно гашеной в воде для замедления высыхания. В результате такой трудоемкой подготовки получается непрозрачная, блестяще-белая, светоотражающая поверхность, похожая по текстуре на твердую плоскую сахарную пудру.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Эскиз большой темперной картины традиционно выполнялся темперой на картоне из плотной бумаги. Контуры накалывались перфорационным колесом, так что при укладывании рисунка на поверхность подложки линейный рисунок переносился путем протыкания или «протыкания» перфорации муслиновым мешочком с порошкообразным углем. Проведенные пунктирные контуры затем закреплялись краской. Средневековые художники темперой панно и рукописей щедро использовали сусальное золото на фоне и для символических элементов, таких как ореолы и лучи небесного света. Области выпуклого рисунка, предназначенные для позолоты, сначала были созданы в виде низкого рельефа с помощью gesso duro, более твердого, менее впитывающего гипса, который также использовался для сложных лепных украшений рамы. Фоновые поля часто текстурировались путем нанесения на левкас дуро перед его затвердеванием небольших резных деревянных блоков глубокой печати для создания выпуклых, пупырчатых и стеганых повторяющихся узоров, которые блестели при позолоте. Листья тонко выбитого золота прижимали к липкой протраве (клейкий состав) или поверх влажного ствола (красновато-коричневый земляной пигмент), что придавало больше тепла и глубины при полировке позолоченных участков.

Краски наносились соболиными кистями последовательными широкими мазками или размывками полупрозрачной темперой. Они быстро высыхали, предотвращая тонкие градации тонов, возможные при использовании акварельных или масляных красок; поэтому эффекты затененного моделирования должны были быть получены с помощью техники перекрестной штриховки тонких мазков кисти. По словам итальянского художника Ченнино Ченнини, художники-темперисты раннего Возрождения накладывали цветные мазки на полностью смоделированный монохромный подмалевок в terre vert (оливково-зеленый пигмент), метод, который позже превратился в технику смешанных сред подмалевка темперой с последующим нанесением прозрачной масляной глазури. .

Светящаяся левкасная основа темперной живописи в сочетании с кумулятивным эффектом наложенных цветовых мазков создает уникальную глубину и интенсивность цвета. Темперные краски после высыхания светлеют по ценности, но их первоначальный тон можно восстановить последующим вощением или лакированием. Другими характерными качествами темперной живописи, обусловленными ее способностью быстро сохнуть и дисциплинированной техникой, являются ее стальные линии и четкие края, ее дотошная детализация и богатая линейная текстура, а также ее общий акцент на декоративном плоском узоре смелых цветовых масс.

Великая византийская традиция темперной живописи была развита в Италии в XIII-XIV веках Дуччо ди Буонинсенья и Джотто. Их уплощенное картинное пространство, щедро обогащенное полями и текстурами сусального золота, было расширено ренессансными глубинными перспективами в картинах Джованни Беллини, Пьеро делла Франческа, Карло Кривелли, Сандро Боттичелли и Витторе Карпаччо. К тому времени масляная живопись уже бросала вызов примату темперы, Боттичелли и некоторые его современники, по-видимому, добавляли масло в темперную эмульсию или покрывали ее масляной краской.

После господства масляной живописи в последующие периоды западной живописи, в 20-м веке техника темперы возродилась такими американскими художниками, как Бен Шан, Эндрю Уайет и Джейкоб Лоуренс, а также британскими художниками Эдвардом Уодсвортом и Люсьеном Фрейдом. Вероятно, это также было бы средством более поздних художников-абстракционистов, если бы новые краски на основе акриловой смолы не оказались более легкими и быстрыми в обращении.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Наоми Блумберг.