Круг иттена схема: Что такое цветовой круг Иттена и как с его помощью подбирать красивые сочетания / Skillbox Media

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций

Мариша Рябова (improvizatsiya)

Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.

Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Контрастная триада

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.

Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Квадратная схема

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Шестиугольная схема

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Вариации цветовых сочетаний:

Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!

Желаю вам радужного творчества!

Рейтинг

5.0
(7 голосов)

Мариша Рябова (improvizatsiya)

Россия, Московская обл., Павловский Посад

Магазин (21)

Блог (168)

Следите за творчеством мастера

Публикации по теме

Ключевые слова

  • Ключевые слова
  • цветовой круг
  • иттен
  • круг иттена
  • йоханнес иттен
  • цветовой круг иттена
  • дизайнерский круг

Рубрики публикаций

Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack

что это и как правильно сочетать цвета

Хотите научиться создавать гармоничные цветовые сочетания быстро и без особых усилий? В этом поможет цветовой круг Иттена. Редакция MC.today подготовила инструкцию, как им пользоваться.

Курс Excel для бізнесу.

Весь функціонал Excel на просунутому рівні. Без сліз.

Без сліз? Хочу!


Содержание:

Как появился цветовой круг Иттена 

Попытки разобраться в цветовой гармонии и объединить видимые цвета в универсальную систему делали еще Ньютон, Гете, Оствальд. Их цветовые круги сохранились для истории, но для практики специалисты по визуалу предпочитают использовать круг Иттена.

Впервые цветовой круг Иттена появился в книге «Искусство цвета», изданной в 1921 году, когда художник Йоханнес Иттен преподавал в Баухаусе (Государственная высшая школа строительства и формообразования в Германии. – Прим. ред.). 

В этой работе автор описал принципы работы с цветом и предложил свою версию цветового круга. Он не претендовал на звание первопроходца в этой теме, а открыто говорил о том, что систематизировал труды предшественников и по-своему их интерпретировал.

Источник

Иногда круг Иттена называют еще цветовым колесом или замкнутым спектром.

Как устроен цветовой круг Иттена

Он представляет собой круговую схему из двенадцати цветов. В центре круга Иттена находятся три цвета, которые считаются основными, их еще называют первичными. Это красный, синий и желтый. Все оттенки, которые мы видим – результат сочетания основных цветов. 

Еще в круге есть составные, или вторичные цвета. Чтобы их получить, надо смешать два из трех основных цветов. К вторичным цветам относят оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Курс

Ставай Machine Learning Engineer

І покажи ChatGPT, хто тут головний

Хочу!

Если смешать основной и вторичный цвета, которые находятся на круге рядом, то получится третичный цвет. Третичных цветов шесть: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый и желто-зеленый. 

На полном круге Иттена можно увидеть, что цвета на внешней стороне располагаются так же, как на радуге: от красного к фиолетовому.

Источник

Цветовые схемы на круге Иттена

Основных комбинаций на круге Иттена шесть. Строятся они так.

Комплементарные (дополнительные, контрастные) цвета

Такое сочетание цветов можно найти, если провести прямую линию через центр круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга – комплементарные. Например, зеленый и красный, красно-оранжевый и сине-зеленый. 

Источник

Такие сочетания не стоит использовать в равных пропорциях, ведь цвета будут перебивать и заглушать друг друга. Комплементарные цвета хорошо подходят, когда нужно акцентировать внимание. Один из цветов становится основным, а другой берется в совсем небольшом количестве. Как в примере: фиолетовый – основной, желтый – акцентный.

Источник

Классическая триада

Чтобы построить такую цветовую схему, надо нарисовать равносторонний треугольник. Его вершины и будут цветами классической триады. Такой вариант сочетания цветов выбирают тогда, когда нужен мягкий контраст.  

Источник

Чтобы сочетание выглядело гармонично, стараются выбрать только один яркий цвет, а два – приглушенные. В примере мы видим яркий оттенок фиолетового, а оттенки зеленого и оранжевого приглушенные.

Источник

Аналогичное сочетание

Этот вариант строится из трех-пяти цветов. Главное условие – на цветовом круге Иттена они должны быть расположены рядом. 

Источник

Когда используется такая схема, получается достаточно сдержанное сочетание цветов, приятное, спокойное и элегантное. На фото основной цвет – желтый, а на его фоне детали разных оттенков зеленого, красного и фиолетового.

Источник

Прямоугольная схема

Чтобы создать такую цветовую схему, в круг Иттена надо вписать прямоугольник. 

Источник

Сочетание привлекает внимание, но остается достаточно мягким и не утомляет глаза за счет того, что каждые два цвета – комплиментарные. Если хочется еще больше смягчить результат, основным можно выбрать один цвет, а остальные использовать в качестве акцентов.

В интерьере на фото самый яркий цвет – оранжевый, он представлен в разных оттенках. А синий и голубой здесь приглушенные.

Курс

PR-менеджмент для тих, хто вже все вміє

Директорка з корпоративних комунікацій Kyivstar поділиться досвідом і секретами успіху

Хочу на курс

Источник

Квадратная схема (тетрада)

Такое сочетание строится на основе четырех цветов, которые равноудалены друг от друга на круге Иттена.

Источник

Сочетание смотрится гармонично за счет того, что в нем используются две пары дополнительных цветов. На практике обычно выбирают главный цвет, а остальные оставляют в роли акцентов.

Основа интерьера на фото – серый цвет. На его фоне расставлены акценты разных оттенков: синего, красного, зеленого, желтого.

Источник

Зачем нужен цветовой круг Иттена

Образ цвета в глазах всегда строится на цвете, дополнительном к увиденному в реальности. Если на самом деле дополнительного цвета нет, глаз как бы домысливает его, чтобы получить ощущение завершенности. 

Так вот, круг Иттена позволяет быстрее подбирать гармоничные сочетания цветов, в том числе дополнительных. Этот инструмент применяют в таких сферах:

  • фотография;
  • дизайн одежды и интерьеров, сайтов, полиграфии;
  • живопись;
  • декораторство. 

Круг структурирует цвета и оттенки и позволяет подчинить их логике цветовосприятия. То есть с его помощью можно создать оптимальную цветовую гармонию или контраст. 

Произведение, которое создано при помощи круга, будет не только профессионально грамотным, но и приятным для глаз. Значит, такой творческий продукт имеет больше шансов быть коммерчески успешным. 

Например, сайтом с удачным цветовым оформлением приятнее пользоваться. И вероятность того, что посетитель задержится на нем и совершит нужное владельцу действие (покупка, подписка), растет. Яркий пример – сайт ASOS: минимум цветов, заметные контрасты, ненавязчивые акценты. 

Среди брендов, которые строят свой визуал на основе круга Иттена: Burger King, Facebook, KFC, Skype, IBM.

Как работать со множеством оттенков

Круг Иттена – удобная и полезная база, на основе которой можно строить сочетания цветов. Но этот инструмент чаще всего не может быть единственным, ведь в круге всего двенадцать цветов. 

Чтобы работать со всем многообразием оттенков, круг Иттена можно использовать как вспомогательную технологию.

Например, если нужно найти контрастное сочетание с мятным, которого на круге нет, можно понять, что этот оттенок – производный от зеленого и голубого. Значит, контрастными к нему будут цвета с противоположной стороны круга: розовый и его оттенки, оранжевый, коралловый.

3 онлайн инструмента, которые помогут автоматически подобрать палитру 

Сейчас есть программы и приложения, которые помогают автоматически сформировать удачные цветовые сочетания. Их работа во многом основана на принципах круга Иттена, но от пользователя требуется минимум действий. 

Среди таких инструментов:

Курс Управління командою в бізнесі.

Щоби бути лідером, треба думати, як лідер.

Хочу на курс

  • Adobe Color CC. Удобный сервис, в котором можно создавать цветовые схемы при помощи разных систем и просматривать сохраненные ранее палитры.
  • ColoRotate. Приложение и версия для ПК позволяют создавать палитры, а также использовать готовые и редактировать их под свои требования.
  • Coolors. Еще один сайт для работы с цветовыми палитрами. Удобно то, что цвета можно выбрать из загруженного изображения. Также есть возможность воспользоваться галереей палитр.

После того как вы поняли принцип работы круга Иттена, можно начинать практиковаться. Со временем круг как таковой будет уже не нужен: постоянные тренировки развивают насмотренность. И вы сможете без дополнительных инструментов отличать гармоничные сочетания от не самых удачных.

Теория цвета для начинающих: Цветовой круг Иттена

Итак, вы изучили основные правила композиции и поняли, как работать с освещением. Что дальше? Понимание теории цвета и отношений между оттенками действительно выведет ваши фото и видео на новый уровень.

Цвет — это действительно мощный инструмент, который поможет вам рассказать свою историю, задать нужное настроение, подчеркнуть определенные элементы в вашей работе и в целом сделать все более качественным и законченным. Одним из самых основных и простых в использовании инструментов, помогающих эффективно комбинировать цвета, является цветовой круг Иттена.

Краткая информация:

Йоханнес Иттен был швейцарским художником и теоретиком искусства. Хотя его экспрессионистские работы, безусловно, заслуживают пристального внимания, Иттен в первую очередь известен своими новаторскими мыслями о теории цвета. В 1920-х годах он преподавал в известной немецкой художественной школе Баухаус, где разработал курс для обучения студентов основам теории цвета. Самое замечательное в его исследовании было то, что оно синтезировало более ранние работы по теории цвета, анализ известных произведений искусства художников разных эпох и даже химический состав пигментов, но было (и остается) простым для понимания и использования для всех.

Многие художники до сих пор полагаются на принципы, описанные Йоханнесом Иттеном, включая кинематографистов, фотографов, веб-дизайнеров, иллюстраторов и стилистов. В основном всем, чья работа так или иначе связана с подбором и сочетанием цветов на одной поверхности.

Цветовой круг Йоханнеса Иттена

Изобретение Иттена, которое наиболее часто используется сегодня, — это его цветовой круг (также известный как цветовой круг из двенадцати частей). Это графическая схема, состоящая из геометрических фигур разного цвета.

Вот как это выглядит:

В центре три основных цвета – желтый, синий, красный. Вы, наверное, уже это знаете, но напомню, что эти цвета называются первичными, потому что их нельзя получить путем смешивания других цветов.

Далее идут вторичные цвета – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Каждый из этих цветов состоит из двух основных цветов в равной пропорции.

Цветовой круг из двенадцати частей состоит из трех основных цветов, трех вторичных цветов и шести третичных цветов (которые являются результатом смешивания основного и дополнительного цветов).

В своей книге Элементы цвета Иттен предлагает использовать этот круг для построения гармоничных цветовых аккордов, сочетаний цветов, которые будут лучше всего смотреться вместе.

Диады

В цветовом круге два диаметрально противоположных цвета дополняют друг друга. Вместе они образуют гармоничную диаду. Вы, наверное, заметили, что многие постеры фильмов используют сине-оранжевую цветовую схему, или слышали, что зеленый лучше всего сочетается с красным. Ну, все это основано на дополнительных цветовых схемах.

Триады

Согласно Иттену, существует два основных способа сочетания трех цветов.

Во-первых, вы можете выбрать цвета, которые находятся на равном расстоянии друг от друга на круге. Если вы начертите равносторонний треугольник на цветовом круге, углы будут указывать на оттенки, которые лучше всего смотрятся вместе.

С помощью равностороннего треугольника получаем сочетания как основных, так и второстепенных цветов. Если повернуть треугольник внутрь круга, то получится еще две триады из третичных цветов.

Еще один способ создать гармоническую триаду — настроить комплементарную схему. Выберите на круге два цвета, диаметрально противоположные друг другу, например, синий и оранжевый, и замените один из этих цветов двумя его соседями — вместо синего используйте сине-зеленый и сине-фиолетовый. Обратное также работает — оставьте фиолетовый как есть и замените оранжевый двумя третичными цветами, которые граничат с ним на круге.

Геометрическая фигура для этой схемы представляет собой равнобедренный треугольник, который также можно вращать внутри колеса, чтобы раскрыть больше комбинаций.

Тетрады

Используя цветовой круг Иттена, вы также можете комбинировать четыре цвета. Используйте для этого квадраты и прямоугольники вместо треугольников.

Самое замечательное в этих геометрических схемах то, что вы можете использовать их в больших цветовых кругах с большим количеством оттенков, если они построены по тем же принципам, что и круг Иттена.

Другие комбинации

Для комбинирования цветов с помощью цветового круга Иттена не обязательно использовать геометрические фигуры. Конечно, есть еще много цветовых аккордов, которые хорошо смотрятся.

При обсуждении теорий Иттена и его круга многие также ссылаются на аналогичную цветовую схему, хотя сам мастер ею особо не пользовался. Однако это само по себе не означает, что сама схема плоха.

Суть аналогичной схемы состоит в том, чтобы объединить между ними один основной цвет, один вторичный цвет и третичный цвет. Например, желтый, оранжевый и желто-оранжевый. Другими словами, это сочетание трех или четырех цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге.

Как пользоваться цветовыми схемами

Итак, теория ясна: желтый сочетается с фиолетовым, а оранжевый с синим. Но как вы на самом деле используете это на практике? Довольно сложно редактировать фото или видео, используя всего два или три цвета.

Все дело в акцентах. Если вы работаете с двухцветной схемой, используйте дополнительные цвета для объектов, которые хотите выделить. Вот, например, как это сделано в фильме Амели (2001):

Дополнительная схема также удобна, когда вы хотите, чтобы объект выделялся на фоне. Например, человек в темно-желтой/оранжевой одежде будет хорошо смотреться на фоне голубого неба (опять же, вспомним те афиши фильмов), а красная рубашка идеально подойдет для фотосессии в зеленом лесу.

При использовании триад старайтесь не использовать цвета в равных пропорциях. Сделайте одного из них основным игроком, а два других пусть дополняют его. Ориентировочно можно комбинировать цвета в соотношении 60%, 30%, 10%.

Помните, все эти схемы созданы для облегчения вашей жизни, а не наоборот. Если вы обнаружите, что изо всех сил пытаетесь подсчитать процентное содержание каждого цвета на картинке, просто отпустите это.

Цель здесь — просто понять принципы, чтобы вы могли помнить о них при цветокоррекции и редактировании. Со временем вам даже не нужно будет держать перед собой цветовой круг, чтобы увидеть, хорошо ли цвета сочетаются друг с другом. Просто нужно немного времени, чтобы развить чувство гармонических сочетаний и избегать некрасивых.

Цвет | Баухаус

Форма и цвет Обзор
Первичные формы
Цвет
Кандинский Упражнение формы и цвета

fig-16.png

fig-16.png

Цветовое царство содержит в себе многомерные возможности, которые лишь частично можно свести к простому порядку. Каждый отдельный цвет — это вселенная сама по себе. 1
Йоханнес Иттен

Изучение цвета в Баухаусе формировалось на основе разнообразных ранее разработанных художественных, психологических и научных теорий цвета, проверенных и обновленных с помощью практических упражнений. Реинтерпретация Йоханнесом Иттеном цветовой сферы романтического художника Филиппа Отто Рунге ( Farbenkugel ) (рис. 29) легли в основу обучения цвету на подготовительном курсе. Созданная в 1921 году цветная звезда Иттена (рис. 28) разворачивает и сглаживает сферу Рунге, чтобы отобразить ее полярности темного и светлого на одной плоскости. Эти полюса, представленные белым центром звезды и ее черными концами, содержали между собой бесконечные возможности для изучения контрастных цветовых эффектов.

Farbenkugel in 7 Lichtstufen und 12 Tönen (Цветовая сфера в 7 световых тонах и 12 тонах), Johannes Itten, 1921. Литография. 74,3 х 32,2 см. Из Бруно Адлера, изд., Utopia: Dokumente der Wirklichkeit I/II (Веймар, 1921 г.), разворот изнутри обложки. Исследовательский институт Гетти, 85-B9544-2

Иттен определил семь основных категорий контраста: оттенок, светлый-темный, холодный-теплый, дополнительный, аналогичный, насыщенность и протяженность. Цветная звезда смоделировала несколько из них. На нем было шесть концентрических кругов, представляющих поверхность сферы Рунге, с двенадцатью «меридианами», исходящими от их окружности. Каждая линия меридиана пересекает центр кругов, чтобы попасть в свою полярную противоположность в пространстве, в то время как «экваториальная зона» отображает двенадцать чистых цветов из классического цветового круга с двенадцатью оттенками. Иттен объяснил, как можно использовать звезду для изучения цветовых контрастов: «Читая вовне, мы имеем зоны оттенков, зону чистых оттенков [экваториальная зона] и две зоны оттенков, с черным в крайних точках. звезда». 2

Цветовая звезда Иттена была лишь одной из многих вариаций стандартного цветового круга, разработанного мастерами и студентами Баухауза посредством педагогического обмена. Пауль Клее разработал теорию цвета, которая началась с линии и через мутации направления и ускорения привела к цветовому кругу. Василий Кандинский поступил в Баухаус уже известным знатоком теории цвета. Его книга «О духовном в искусстве » установила четкие эмоциональные и духовные ассоциации между определенными цветами и формами. Он теоретизировал эти ассоциации как общие художественные принципы.

Farbenkugel (Цветная сфера) (фрагмент), Филипп Отто Рунге, 1810 г. Гравюра, раскрашенная вручную. 28 х 44 х 1,5 см (открытый). От Philipp Otto Runge, Farben-Kugel oder Construction des Verhältnisses aller Mischungen der Farben zu einander, und ihrer vollständigen Affinität (Гамбург: Bey Friedrich Perthes, 1810), вставка после с. 15. Исследовательский институт Гетти, 85-B14127

В отличие от веры Кандинского в существенную связь между формой и цветом, Йозеф Альберс теоретизировал абсолютную относительность цвета. Альберс настаивал на том, что «цвет, как наиболее относительное средство в искусстве, имеет бесчисленное количество лиц или проявлений. Изучение их в их соответствующих взаимодействиях, в их взаимозависимости обогатит наше «видение», наш мир — и нас самих». 3

Йоханнес Иттен поощрял исследование цвета через контрасты и полярности, всегда призывая студентов чувствовать свой собственный путь в упражнении. Он заметил, что каждый студент тяготел к определенной категории контрастных упражнений, раскрывая глубоко укоренившееся сходство между типами личности и эстетическими предпочтениями:

Исследование контраста светлого и темного для Предварительного курса Иоганна Иттена, Фридл Диккер, 1919. Коллаж углем и пастелью на черной бумаге. . 32,5 х 22,5 см. Рисунки и гравюры Баухауза Фридла Диккера. Научно-исследовательский институт Гетти, 920030

Разные талантливые люди по-разному реагируют на формальные приемы и по-разному развиваются по отношению к ним. Одни особенно реагируют на контрасты светлого и темного, другие — на форму, ритм, цвет, пропорции и построения, текстуры, пространственную ориентацию или скульптуру. Таким образом, я смог распознать в каждом ученике светло-темный тип или ритмический тип, или даже металлический, деревянный или стеклянный тип. 4

—Йоханнес Иттен

Композиция студента Баухауза Фридла Диккера представляет собой исследование контрастов светлого и темного. Поместив отражающую поверхность серебряного диска в центр изображения, Диккер еще больше усилил его яркость, наложив белый круг на его нижний левый квадрант. Этот белый круг находит свою полярную противоположность в черном круге, контур которого был нарисован черным мелом по краям вырезки из бумаги. Два круга имеют одинаковые размеры, но совершенно противоположны по цвету и конструкции.

Красный, по словам Кандинского, «отличается от желтого и синего своим свойством твердо лежать на плоскости, а от черного и белого — интенсивным внутренним бурлением — напряжением внутри него.

Кандинский определил материальную поверхность, на которой строится произведение искусства, как «базовую плоскость», сокращенно «БП». Квадрат был наиболее типичной формой основной плоскости и соответствовал стандартной форме большинства живописных полотен, тогда как красный цвет был наиболее естественным его цветовым сочетанием: красный, как объяснял Кандинский, «отличается от желтого и синего своим свойством крепко лежать». на плоскости, а из черного и белого — интенсивным внутренним бурлением — напряжением в нем». 5

Этюд для Василия Кандинского Farbenlehre (Курс по цвету), Эрих Мрозек, ок. 1929–1930 гг. Коллаж гуашью на бумаге. 24 х 22,5 см. Студенческая работа Баухауза, 1919–1933 гг. Научно-исследовательский институт Гетти, 850514.
© Estate Erich MrozekЭтюд для Василия Кандинского Farbenlehre (Курс по цвету), Эрих Мрозек, ок. 1929–1930 гг. Коллаж гуашью на бумаге. 24 х 22,8 см. Студенческая работа Баухауза, 1919–1933 гг. Научно-исследовательский институт Гетти, 850514.
© Estate Erich Mrozek

Цветовые упражнения Эриха Мрозека (рис. 31, 32) используют красный квадрат в двух противоположных композициях. В таких упражнениях, как у Мрожека, «отступание и продвижение элементов формы тянут ВР [базовую плоскость] вперед (к наблюдателям) и назад в глубину (от наблюдателей) таким образом, что ВР, как гармошка, разрывается в обе стороны». Кандинский добавил, что «цветовые элементы обладают этой силой в высокой степени». 6 В сочетании такие цвета, как красный, синий и серый, создают различные эффекты, которые можно модулировать добавлением других цветов.

На занятиях Пауля Клее по теории дизайна студенты ткацкой мастерской в ​​Дессау прошли углубленное обучение обращению с формой и цветом. Акварельное упражнение Маргарет Виллерс (рис. 33) отражает учение Клее о равновесии. В отличие от композиций студента Эриха Мрозека для класса Кандинского (рис. 31, 32), в которых использовались основные цвета, композиция Виллера исследует цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге, также известные как аналогичные или третичные цвета.

Farbenstudien (Исследования цветов), Маргарет Виллерс, ок. 1922–1925 гг. Бумага, акварель, графит. 26 х 37,4 см. Студенческая работа Баухауза, 1919–1933 гг. The Getty Research Institute, 850514

Для Йозефа Альберса «зрение» означало не только оптическую механику глаза и физические свойства световых волн, но и восприятие внутренних состояний.

Перекрывающиеся плоскости первичных форм, представленные в аналогичных цветах, таких как красно-оранжевый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый, показывают, что формальная композиция является актом балансирования. Каждый цвет имеет разный вес, который необходимо учитывать по отношению к композиции в целом. Для студентов, изучающих ткачество, перекрывающиеся плоскости цветных кругов и треугольников предложили теоретическую основу для рассмотрения ремесла переплетения нитей в нити под и перекрывающиеся нити разных или похожих цветов. Ученические тетради с занятий по теории дизайна Клее записывают подробные инструкции, ведущие к выполнению этого упражнения, разрабатывая сложную систему соответствий цифр и цветов, используемую для отображения баланса и ритма.

Для Йозефа Альберса «зрение» означало не только оптическую механику глаза и физические свойства световых волн, но и восприятие внутренних состояний. В совокупности эти разные способы видения формировали мировоззрение, которое мастер считал весьма субъективным.

«Если кто-то говорит «Красный» (название цвета) и его слушают 50 человек, то можно ожидать, что в их сознании будет 50 красных. И можно быть уверенным, что все эти красные будут очень разными. 7

—Йозеф Альберс

Для того, чтобы развивать этот тип видения, Альберс назначил «бесплатные исследования», которые на самом деле имели строгие параметры. Перед учащимися может быть поставлена ​​задача использовать только четыре цвета для создания нескольких эффектов. Альберс настаивал на том, что такие ограничения тем не менее привели к «невероятному разнообразию самостоятельной работы, что редко случается в классах, ученики которых подвергаются только так называемому самовыражению». 8

Эскиз оттенка для подготовительного курса Йозефа Альберса, Генрих-Зигфрид Борман, 19 лет31. Бумага, гуашь, графит, тушь. 45,8 х 62,5 см. Студенческая работа Баухауза, 1919–1933 гг. Исследовательский институт Гетти, 850514

Упражнение студента Генриха Бормана (рис. 34) демонстрирует манипулирование восприятием цвета для достижения эффекта прозрачности или непрозрачности. С самым темным цветом сверху и самым светлым снизу, каждая пара квадратов демонстрирует переход от непрозрачного к прозрачному. Последняя полоса каждого нижнего квадрата является наиболее прозрачной, в то время как чистый цвет выше остается наиболее непрозрачным. Эти обозначения имеют смысл только в том случае, если представить реальную картину: когда самым белым цветом нарисована плоскость, покрытая самым темным цветом в паре, глаз воспринимает прозрачную вуаль или лист бумаги, лежащий на поверхности изображения.


  1. Йоханнес Иттен, Искусство цвета (Нью-Йорк: Reinhold Publishing Corporation, 1961), 117.
  2. Там же, 114.
  3. Джозеф Альберс, Взаимодействие цвета (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1971), x.
  4. Johannes Itten, Mein Vorkurs am Bauhaus (Ravensburg: Otto Maier Verlag, 1963), 10.