Классическая музыка о природе: Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года”  – “Зима”

************************************************************************

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Пётр Чайковский

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Камиль Сен-Санс

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Модест Мусоргский

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Автор – Светлана Субботина

Природа в произведениях современных композиторов

Арман Амар (Armand Amar), Израиль – Life

Арман Амар пришел в музыку через мир хореографии и танца. Все началось в далеких 70-х. Арман, вдохновленный экспрессией, страстью и талантом танцевальной труппы южноафриканского антрополога и хореографа Питера Госса, предложил тому сотрудничество. Госс согласился. Так Амар дебютировал в качестве композитора. В тот момент он жил в Марокко. Сложная родословная – еще один важный секрет его восхитительной музыки. Арман – французский еврей марокканского происхождения, человек мира, с детства впитавший в себя микс африканской, азиатской и европейской музыкальных культур.

Подробнее об Армане Амаре в альманахе

Ханс Циммер (Hans Zimmer), Германия – Time

Ханс Циммер – один из самых известных, влиятельных и коммерчески успешных кинокомпозиторов XXI века. Человек, оказавший колоссальное влияние на новейшую историю голливудского кино и поп-культуру в целом. Он родился в еврейской семье в Германии, но еще в детстве переехал в Лондон. Рано потеряв отца и тяжело переживая утрату, Ханс нашел убежище в музыке.

Подробнее о Хансе Циммере в альманахе

Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Италия – Elegy for the Arctic

Людовико Эйнауди вне всяких сомнений – один из самых видных представителей неоклассики. Но успех и признание дались ему не просто. С детства над итальянцем довлел вес достижений членов его семьи. Мать Людовико играла на фортепиано. Дед по линии матери был композитором и дирижером итальянских опер. Отец – известный книжный издатель. Дед по линии отца – Луиджи Эйнауди – первый президент послевоенной Италии.

Подробнее о Людовико Эйнауди в альманахе

Юки Мурата (Yuki Murata), Япония – Red owl

Юки Мурата начинала на заре 2000-х как классическая пианистка, обучалась тонкостям игры на инструменте в Канаде, Франции, неоднократно становилась лауреатом национальных и международных конкурсов молодых исполнителей. Его величество случай сыграл важную роль в карьере артистки. Значительный импульс ее карьере дало знакомство с мультиинструменталистом Такахиро Кидо. Пианистка из японского города Сайтама была поражена широтой музыкального кругозора коллеги и без раздумий согласилась примкнуть к его группе Anoice в 2004 году.

Подробнее о Юки Мурата в альманахе

Мартин Кольштедт (Martin Kohlstedt), Германия – EXA

Мартин Кольштедт вырос среди густых лесов Тюрингии, земли, что называют зеленым сердцем Германии. Мистицизм, захватывающая дух встреча с природной стихией, смесь тревоги и восхищения – эти эмоции и атмосфера отчетливо слышны в музыке молодого немецкого композитора и пианиста. Иногда на концертах он теряет самообладание, всецело увлекаясь игрой. Пугающе прямолинейный и даже агрессивный, Кольштедт натягивает нерв, как струну. Но только для того, чтобы разрешить пьесу яркой, легкой и предельно выразительной мелодией.

Подробнее о Мартине Кольштедте в альманахе

Роберто Каччапалья (Roberto Cacciapaglia), Италия – Wild side

Выпускник Миланской консерватории Роберто Каччапалья — ревностный сторонник инновационных подходов в композиторском искусстве. Он находится в постоянном поиске чувственных материй между экспериментальной электронной музыкой и классической традицией. Итальянский новатор начинал с создания монументальных опер, сотрудничал с пионерами краут-рока, Королевским филармоническим оркестром и аккомпанировал лауреатам Нобелевской премии. Его альбом «Sei Note In Logica» 1978 года признан вехой в истории музыкального минимализма.

Подробнее о Роберто Каччапалье в альманахе

Балморэй (Balmorhea), США – Sky could undress

Мир неоклассики – вотчина одиночек, где многие артисты связаны между собой общими идеями, но настоящих единомышленников найти не так уж просто. Оттого коллективы в этом жанре – большая редкость. Интересные коллективы – случай почти уникальный. Один из них – секстет из американского города Остин Balmorhea (произносится как «Балморэй»). «Поэты своей Земли», Balmorhea не боятся использовать элементы традиционной американской музыки, чуждой серьезным композиторам. В их произведениях, к примеру, можно услышать банджо и «народную скрипку». К слову, в Америке для скрипачей вне академической музыки есть даже особый термин – фиддлеры.

Подробнее о Балморэй в альманахе

Классическая музыка, вдохновленная природой, погодой, грозой и ветром

Музыка есть музыка, а буря есть буря: как осмысленно соединить эти два явления? Художественный гений может придумать ответ, настолько впечатляющий сам по себе, что проблема кажется не имеющей значения — как в самой известной из всех музыкальных бурь, четвертой из пяти частей Симфонии № 6 Бетховена, «Пасторальной». . Идея достаточно проста: счастливо танцующее крестьянство в Скерцо третьей части отправляются в укрытие от грозы в четвертой части, а затем выходят в залитые дождем залитые солнцем поля для финала.

Тем не менее, эти три непрерывных движения, и особенно шторм, остаются одним из самых захватывающих переживаний в музыке. Бетховен писался только для оркестра скромных размеров, и огромная сила музыки скорее эмоционального характера, чем фактического изображения: партитуру начинает Бетховен со словами «9».0005 mehr Ausdruck der Empfindung als Malerei » («больше выражение чувств, чем живопись»). Само движение «шторма» длится менее четырех минут, но имеет гораздо большее влияние. И хотя оркестровка (преднамеренно, как говорит Бетховен ) не слишком похожа на настоящий физический шторм, тем не менее, она исключительно творческая.

Литавры (литавры) здесь встречаются только для обозначения грома в самой «буре», а не как в Бетховен 9другие симфонии 0004, в некоторых или во всех других частях. Неистовый кульминационный момент музыки усиливается парой тромбонов, вступающих сюда впервые; и настойчивое использование быстро повторяющихся масштабных фигур в низких виолончелях и контрабасе, еще один способ представить гром, столь же эффективно при полном fortissimo , как и когда буря тихо затихает в своей заключительной стадии.

  • Путеводитель по Симфонии № 6 Бетховена «Пасторальная»
  • Лучшие записи Шестой «Пасторальной» симфонии Бетховена

Так как же этому следует другой композитор? Пример Бетховена, установив очень высокую планку музыкальных достижений, также установил традицию эпохи романтизма, которую его преемники с энтузиазмом продолжили. Спустя чуть более века после того, как «Пастораль» впервые прозвучала (в Вене в 1808 году), Рихард Штраус начал оркестровую работу, которая довела идею музыкального шторма до вершины описательного блеска. Завершено в 1919, Альпийская симфония использует огромный оркестр, чтобы описать восхождение, а затем спуск с горы в непрерывной последовательности от рассвета до заката. Шторм начинается на пути вниз, ему предшествует зловещая тишина, прежде чем он внезапно разразится в полную силу — с громкими пиццикато струнными нотами для изолированных больших капель дождя, предшествующих ливню, а затем задерживающихся после ливня, безудержного грома и молний. секция перкуссии (грохочущие барабаны, грохот тарелок, гром и духовые машины), воющие деревянные духовые, рев духовых и мчащиеся струнные пассажи, напоминающие проливной дождь. Штраус поместил свое упражнение в почти фотографическую оркестровую живость как виртуозную интермедию между более глубокими музыкальными представлениями в других частях произведения — как в последующем разделе « Аускланг », вызывая в воображении медленно угасающие виды и звуки альпийского дня.

Были и до- Бетховена музыкальные бури – как в Вивальди Четыре сезона цикл струнных концертов, где финал «Лета» имеет впечатляющую грозу (по крайней мере, для эпохи барокко) внезапно появляясь из свинцового зноя, в комплекте с мчащимися струнными гаммами и грохотом виолончелей и басов. Для поколений после Beethoven , идея гнева погоды стала стандартным приемом для громкой, быстрой и захватывающей музыкальной последовательности.

  • Пять необычных интерпретаций «Времен года» Вивальди
  • Вивальди: Шесть его лучших работ

Мендельсона 9 0005 The Hebrides увертюра , основанная на путешествии молодого композитора на шотландские острова в 1829 году. Малла и Стаффа, содержит бурные пассажи в фирменном поэтическом стиле композитора, мастерски исполненные (хотя и с оттенком вежливости).

  • Почему Шотландия была так важна для Мендельсона?

Берлиоз: Фантастическая симфония

Оркестровая магия Берлиоза показала, как не совсем буря может быть столь же запоминающейся, как и полномасштабная: в заключительных тактах его Фантастическая симфония 900 06 Медленное движение , отдаленный гром намекают на четыре сольных литавр, которые одновременно бьют четыре отдельных игрока.

  • Лучшие записи Фантастической симфонии Берлиоза
  • История любви, стоящая за «Фантастической симфонией» Берлиоза

Лист: «Années de pèlerinage»

Когда эпоха романтизма достигла своего апогея в XIX веке, возник параллельный музыкальный жанр — идея бури разума, ‘ измененное состояние, вызванное настроением задумчивой чувствительности. Музыка Листа теперь стала показывать, что не нужен оркестр, чтобы передать все величие силы природы. «Орейдж» («Буря») — центральная пьеса в первом томе его фортепианного цикла 9.0005 Années de pèlerinage (Годы странствий), действие которых происходит в горах и предгорьях Швейцарии. Это байронический, литературный шторм, психологическая ярость, наслаждающаяся собственной яростью в каскадах двойных октав и бурных пассажах.

  • Девять лучших произведений классической музыки, вдохновленных солнцем Исследования представляют родственную идею по-другому: «Chasse-neige» («Метель») вызывает странное, дезориентирующее ощущение окружения белой мглой, психологической и реальной, в тревожно мерцающем тремоло фигурация.

    • Пять основных произведений Листа

    Лист: Симфония Данте

    Буря также стала образом нахлынувшей романтической страсти. (Подлинная) история Франчески да Римини вошла в легенду в начале 14-го века, когда Данте представил ее на ранних стадиях «Ада», первой из трех книг, составляющих его обширную аллегорическую поэму Комедия ( Божественная Комедия ). Франческа, вышедшая замуж за калеку Джованни Малатеста да Римини, официально ухаживает от его имени от его красивого младшего брата Паоло: Паоло и Франческа по-настоящему влюбляются друг в друга, и Джованни, обнаружив их вместе, убивает их обоих. За их прелюбодейную страсть Данте помещает влюбленных в один из внешних кругов бездны Ада, где их тени вечно уносятся воющими ветрами.

    Но эпоха романтизма смотрела на влюбленных с чутким состраданием. Среди музыкальных изображений их истории — закрученная, бурная вступительная часть Листа Данте Симфония — а также Чайковского симфоническая поэма Франческа да Римини , которая обрамляет Центральный рассказ Франчески, как она рассказывает свою историю Данте с двумя вихрями бурной силы. Одноактная опера Рахманинова на ту же тему вызывает в воображении еще одну мрачную свирепую бурю в своей открывающей оркестровой прелюдии, дополненной бессловесными хоровыми голосами, изображающими плачущие души проклятых.

    Молодой Чайковский также написал увертюру к запланированной, но ненаписанной опере по мотивам Буря , пьесы Александра Островского, действие которой происходит в сельской России: роман между замужней и несчастной Катей и ее возлюбленным представлен как история человека теплота, задавленная отсталым и репрессивным обществом, а настоящая гроза — это еще и драматический образ их эмоциональной ситуации. Хотя Чайковский шторм здесь не на уровне Франческа да Римини лучшие пассажи произведения уже сильно характеризуют его зрелый и безошибочный стиль.

    Яначек опера Катя Кабанова , завершенная в 1921 году и также основанная на произведении Островского, использует более современный и реалистичный подход. Сцена грозы в третьем акте перемежается бедственным положением влюбленных с дискуссией местных жителей о необходимости или невозможности установки молниеотводов.

    Другим литературным ресурсом из той же конюшни была пьеса Шекспира Буря . Это начинается с шторма, развязанного герцогом-волшебником Просперо, чтобы заманить своего брата-узурпатора и коллег на остров, куда они его сослали, и разбить их корабль на его берегах. Это дало еще одну возможность Чайковскому , чья симфоническая поэма Буря исполняется гораздо реже, чем она того заслуживает. В то время как музыкальная буря сама по себе является захватывающим, но довольно условным событием, начало и конец изображения моря, бушующего вокруг острова Просперо, завораживают.

    Затем 20-й век показал, как музыкальная буря, в том числе та, которая открывает Буря , была освобождена от своих романтических связей и представлена ​​как самостоятельная природная сила. В 1925 году Сибелиус написал музыку к постановке Буря в Королевском датском театре Копенгагена. Придуманная им прелюдия к буре — заявление настолько радикальное, что почти могло быть написано человеком 1950-х годов. 0005 авангард композитор. Здесь нет ни мелодии, ни ритма, ни гармонии в каком-либо значимом смысле: вместо этого порывы ветра и воды передаются повторяющимися перекрывающимися пассажами, полностью построенными на обезличенном феномене музыки 20-го века — полнотональной гамме.

    Подобная дегуманизированная сила, кажется, движет кульминационным моментом последовавшей за этим работы Сибелиуса — его последнее важное заявление, Тапиола изображает царство Тапио, лесного бога финской мифологии. Снова используется полнотональная гамма, на этот раз для изображения шквала, который налетает из ниоткуда, а затем почти так же быстро стихает.

    В более ранней тональной поэме Сибелиуса Океаниды мифологический морской пейзаж был греческим, кульминацией которого был штормовой прилив замедленной необъятности.

    Современное восприятие музыкально изображенной природы как чистой и неукротимой силы, свободной от каких-либо связей с человеческими эмоциями, имело своего мастерского предшественника. «Диалог ветра и моря», завершающая часть симфонической сюиты Дебюсси La mer , является проявлением иллюстративной виртуозности, столь же блестящей, как 9Альпийский шторм 0003 Strauss , но с большей экономичностью и изяществом.

    • Путеводитель по Дебюсси. в его Симфонии antartica 1952 года придумали музыкальный шторм, который во всех отношениях является его полной противоположностью. Произведение выросло из музыки к фильму для Scott of the Antarctic , где путешествие исследователей обратно с Южного полюса закончилось их гибелью в замороженных пустошах. Снежная буря, которая в конце концов стерла с лица земли их надежды и жизни, изображается с максимальной мрачностью безмолвным жалобным голосом сопрано и женским хором, а также ветряной машиной, уводящей музыку в тишину.

      • Путеводитель по Симфонии № 7 Вона Уильямса «Sinfonia Antartica»

      Наши друзья из журнала BBC Wildlife Magazine поймали одни из лучших документальных фильмов о природе, доступных для онлайн-трансляции .

      Классическая музыка, вдохновленная природой: шесть лучших

      Связь между музыкой и природой заложена в мире, в котором мы живем: вспомните пение птиц или жужжание пчел. Композиторы обратились к миру природы, чтобы создать одни из величайших музыкальных произведений всех времен.

      Наши друзья из журнала BBC Wildlife Magazine собрали одних из лучших документальных фильмов о природе, доступных для онлайн-трансляции .

      Жан-Филипп Рамо: 6 расшифровок концертов в сексе: I. La poule

      Рекомендуемая запись:
      Les Musiciens du Louvre/Marc Minkowski 900 04
      Архив ДГ 4775578

      Это славный и мощный портрет довольно непритязательного существа: курицы. Ей может не хватать величия, но Рамо создал ее остроумный портрет, тем не менее . Перед музыкантами стоит задача – куры не издают звуки нотами одинаковой длины, не так ли? Рамо записывал музыку простыми дрожащими паттернами, прекрасно зная, что любой настоящий музыкант сыграет их. 0005 molto rubato . Загадка, как Les Musiciens du Louvre умудряются играть здесь в таком тесном унисон. Это потрясающе органично, как будто они одно существо – одна курица!

      Бетховен: Симфония № 6, «Пасторальная»: I. Пробуждение веселых чувств по приезду в деревню

      Рекомендуемая запись:
      Orchester Révolutionnaire et Romantique/John Eliot Gardiner
      DG Archiv E4470742

      Симфонии Гайдна и Моцарта были драгоценными, совершенными драгоценностями. Однако после этого музыка стала более жесткой, с опиумными галлюцинациями Берлиоза.0005 Фантастическая симфония . Главной фигурой здесь является Бетховен.

      Первая часть его «Пасторальной» симфонии – это музыка не о самой природе, а о процессах внутри человека, уходе от требовательной городской суеты в мирную сельскую местность. Это очень отличается от всего, что написал Бетховен. Послушайте, например, 4:55 в этой записи. Это начало раздела разработки, когда можно было бы ожидать, что основные темы будут втянуты в водоворот быстрых и беспокойных модуляций. В то время как Пятая симфония Бетховена довела это до лихорадочной и бурной крайности, теперь он мягко приводит нас в радостное состояние, одновременно раскачивая и статично: 40 петель одного маленького мотива. Это 40 тактов без смены аккордов, за исключением неожиданного, но довольно головокружительного «взлета вверх» от си-бемоль мажор до ре мажор.

      Мессиан: Le merle noir

      Рекомендуемая запись:
      Патрик Галлуа (флейта), Лидия Вонг (фортепиано)
      Наксос 8557328 9000 4

      Когда мне говорят, что они ненавидят атональную музыку, я говорю: О, значит, ты ненавидишь пение птиц ?». На их лицах появляется озадаченный вид, и они восклицают: «Конечно, нет, это красиво!». Но единственная известная мне птица, которая поет тонально, — это кукушка, чья песня настолько скучна, что ее приходится компенсировать исполнением нашего желания, когда мы ее слышим весной. Почти все остальные радостно атональны.

      Мессиан — настоящий мастер птичьего пения . Хотя он искал новый вид музыки, он отверг сериалистические системы Булеза и Штокхаузена, находя их слишком интеллектуальными. Вместо этого он разработал новые способы создания музыки из незападной музыки и из птиц , чьи песни он переписывал летом в сельской местности. Через них он нашел прямой доступ к божественному, нетронутому руками человека. Это произведение для флейты и фортепиано вдохновлено песней черного дрозда («le merle noir»).

      Пьер Анри: Вариации для одного порта и супа: VII. Гест

      Рекомендуемая запись:
      Пьер Анри
      Декка 4855652

      Не только Мессиан выступал против пуристского подхода многих ведущих композиторов в годы после Второй мировой войны. Парижское движение Musique concrète использовало новые технологии, такие как магнитофоны, звуковые фильтры и искусственную реверберацию, чтобы запечатлеть грязные звуки реального мира. Участвующие художники достигли этого с помощью анархистского подхода сюрреализма и дадаизма, сочетающего странность, шок и юмор.

      Центральной фигурой этого движения был Пьер Анри. Телесность и пластичность его музыки понравились Морису Бежару, одному из лучших хореографов современного танца. Рекомендуемая запись, которую мы здесь представили, была создана как дань уважения их сотрудничеству. Здесь, в своих «Вариациях двери и вздоха», Генри использует реальный звук скрипучей двери и человеческий вздох.

      Еще нравится это

      Ксенакис: Плеяды (1978)

      Рекомендуемая запись:
      Ансамбль ударных инструментов Kroumata
      BIS BISCD482

      Другим композитором, критиковавшим сериализм, был Яннис Ксенакис. Он также использовал природу для художественного творчества через естественных наук . Стохастическая математика — это раздел теории вероятностей, с помощью которого мы, люди, пытаемся справиться с кажущейся непредсказуемостью природы.

      Получившаяся музыка такая же сырая и освежающе свободная от человеческих эмоций, как гора или река . Название этой пьесы для шести перкуссионистов происходит от звездного скопления «Семь сестер» и его аналога в греческой мифологии, дочерей морской нимфы Плейоны и титана Атласа.

      Rolf Wallin: Stonewave (1990)

      Рекомендуемая запись:
      SISU Percussion Ensemble
      Nonclassical NONCLSS037 9000 7

      Когда Kroumata Percussion попросили меня написать для них, Ксенакис был естественным образцом для подражания. И так случилось, что я исследовал еще один способ, которым люди пытались подражать природе с помощью математики: фрактальные алгоритмы. Они относительно просты, но создают увлекательные и удивительно органичные узоры. Ученые использовали их для имитации узоров деревьев, облаков, тигров и горных хребтов. Таинственная фигура на обложке TWINE является точным графическим эквивалентом музыки на третьей минуте последнего трека Stonewave.