Содержание
Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней
Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.
Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.
«Времена года» А. Вивальди
Антонио Вивальди
Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.
Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи.
Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.
Вивальди “Времена года” – “Зима”
************************************************************************
«Времена года» Й. Гайдна
Йозеф Гайдн
Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.
Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.
Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.
У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:
Гайдн Симфония № 103 – финал
************************************************************************
«Времена года» П. И. Чайковского
Пётр Чайковский
Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.
Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.
Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”
************************************************************************
«Карнавал животных» К. Сен-Санса
Камиль Сен-Санс
Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.
Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.
В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.
Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».
Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.
Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь
************************************************************************
Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова
Николай Римский-Корсаков
Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.![]()
Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.
Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.
Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”
************************************************************************
«Румяной зарёю покрылся восток…»
Модест Мусоргский
Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.
У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.
Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.
Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”
************************************************************************
Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.
Автор – Светлана Субботина
Природа в произведениях современных композиторов
Арман Амар (Armand Amar), Израиль – Life
Арман Амар пришел в музыку через мир хореографии и танца. Все началось в далеких 70-х. Арман, вдохновленный экспрессией, страстью и талантом танцевальной труппы южноафриканского антрополога и хореографа Питера Госса, предложил тому сотрудничество. Госс согласился. Так Амар дебютировал в качестве композитора. В тот момент он жил в Марокко. Сложная родословная – еще один важный секрет его восхитительной музыки. Арман – французский еврей марокканского происхождения, человек мира, с детства впитавший в себя микс африканской, азиатской и европейской музыкальных культур.
Подробнее об Армане Амаре в альманахе
youtube.com/embed/_ES7z-lMDNo» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Ханс Циммер (Hans Zimmer), Германия – Time
Ханс Циммер – один из самых известных, влиятельных и коммерчески успешных кинокомпозиторов XXI века. Человек, оказавший колоссальное влияние на новейшую историю голливудского кино и поп-культуру в целом. Он родился в еврейской семье в Германии, но еще в детстве переехал в Лондон. Рано потеряв отца и тяжело переживая утрату, Ханс нашел убежище в музыке.
Подробнее о Хансе Циммере в альманахе
Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Италия – Elegy for the Arctic
Людовико Эйнауди вне всяких сомнений – один из самых видных представителей неоклассики. Но успех и признание дались ему не просто.
С детства над итальянцем довлел вес достижений членов его семьи. Мать Людовико играла на фортепиано. Дед по линии матери был композитором и дирижером итальянских опер. Отец – известный книжный издатель. Дед по линии отца – Луиджи Эйнауди – первый президент послевоенной Италии.
Подробнее о Людовико Эйнауди в альманахе
Юки Мурата (Yuki Murata), Япония – Red owl
Юки Мурата начинала на заре 2000-х как классическая пианистка, обучалась тонкостям игры на инструменте в Канаде, Франции, неоднократно становилась лауреатом национальных и международных конкурсов молодых исполнителей. Его величество случай сыграл важную роль в карьере артистки. Значительный импульс ее карьере дало знакомство с мультиинструменталистом Такахиро Кидо. Пианистка из японского города Сайтама была поражена широтой музыкального кругозора коллеги и без раздумий согласилась примкнуть к его группе Anoice в 2004 году.
Подробнее о Юки Мурата в альманахе
Мартин Кольштедт (Martin Kohlstedt), Германия – EXA
Мартин Кольштедт вырос среди густых лесов Тюрингии, земли, что называют зеленым сердцем Германии. Мистицизм, захватывающая дух встреча с природной стихией, смесь тревоги и восхищения – эти эмоции и атмосфера отчетливо слышны в музыке молодого немецкого композитора и пианиста. Иногда на концертах он теряет самообладание, всецело увлекаясь игрой. Пугающе прямолинейный и даже агрессивный, Кольштедт натягивает нерв, как струну. Но только для того, чтобы разрешить пьесу яркой, легкой и предельно выразительной мелодией.
Подробнее о Мартине Кольштедте в альманахе
Роберто Каччапалья (Roberto Cacciapaglia), Италия – Wild side
Выпускник Миланской консерватории Роберто Каччапалья — ревностный сторонник инновационных подходов в композиторском искусстве.
Он находится в постоянном поиске чувственных материй между экспериментальной электронной музыкой и классической традицией. Итальянский новатор начинал с создания монументальных опер, сотрудничал с пионерами краут-рока, Королевским филармоническим оркестром и аккомпанировал лауреатам Нобелевской премии. Его альбом «Sei Note In Logica» 1978 года признан вехой в истории музыкального минимализма.
Подробнее о Роберто Каччапалье в альманахе
Балморэй (Balmorhea), США – Sky could undress
Мир неоклассики – вотчина одиночек, где многие артисты связаны между собой общими идеями, но настоящих единомышленников найти не так уж просто. Оттого коллективы в этом жанре – большая редкость. Интересные коллективы – случай почти уникальный. Один из них – секстет из американского города Остин Balmorhea (произносится как «Балморэй»).
«Поэты своей Земли», Balmorhea не боятся использовать элементы традиционной американской музыки, чуждой серьезным композиторам. В их произведениях, к примеру, можно услышать банджо и «народную скрипку». К слову, в Америке для скрипачей вне академической музыки есть даже особый термин – фиддлеры.
Подробнее о Балморэй в альманахе
Классическая музыка, вдохновленная природой, погодой, грозой и ветром
Музыка есть музыка, а буря есть буря: как осмысленно соединить эти два явления? Художественный гений может придумать ответ, настолько впечатляющий сам по себе, что проблема кажется не имеющей значения — как в самой известной из всех музыкальных бурь, четвертой из пяти частей Симфонии № 6 Бетховена, «Пасторальной». . Идея достаточно проста: счастливо танцующее крестьянство в Скерцо третьей части отправляются в укрытие от грозы в четвертой части, а затем выходят в залитые дождем залитые солнцем поля для финала.
Тем не менее, эти три непрерывных движения, и особенно шторм, остаются одним из самых захватывающих переживаний в музыке.
Бетховен писался только для оркестра скромных размеров, и огромная сила музыки скорее эмоционального характера, чем фактического изображения: партитуру начинает Бетховен со словами «9».0005 mehr Ausdruck der Empfindung als Malerei » («больше выражение чувств, чем живопись»). Само движение «шторма» длится менее четырех минут, но имеет гораздо большее влияние. И хотя оркестровка (преднамеренно, как говорит Бетховен ) не слишком похожа на настоящий физический шторм, тем не менее, она исключительно творческая.
Литавры (литавры) здесь встречаются только для обозначения грома в самой «буре», а не как в Бетховен 9другие симфонии 0004, в некоторых или во всех других частях. Неистовый кульминационный момент музыки усиливается парой тромбонов, вступающих сюда впервые; и настойчивое использование быстро повторяющихся масштабных фигур в низких виолончелях и контрабасе, еще один способ представить гром, столь же эффективно при полном fortissimo , как и когда буря тихо затихает в своей заключительной стадии.![]()
- Путеводитель по Симфонии № 6 Бетховена «Пасторальная»
- Лучшие записи Шестой «Пасторальной» симфонии Бетховена
Так как же этому следует другой композитор? Пример Бетховена, установив очень высокую планку музыкальных достижений, также установил традицию эпохи романтизма, которую его преемники с энтузиазмом продолжили. Спустя чуть более века после того, как «Пастораль» впервые прозвучала (в Вене в 1808 году), Рихард Штраус начал оркестровую работу, которая довела идею музыкального шторма до вершины описательного блеска. Завершено в 1919, Альпийская симфония использует огромный оркестр, чтобы описать восхождение, а затем спуск с горы в непрерывной последовательности от рассвета до заката. Шторм начинается на пути вниз, ему предшествует зловещая тишина, прежде чем он внезапно разразится в полную силу — с громкими пиццикато струнными нотами для изолированных больших капель дождя, предшествующих ливню, а затем задерживающихся после ливня, безудержного грома и молний.
секция перкуссии (грохочущие барабаны, грохот тарелок, гром и духовые машины), воющие деревянные духовые, рев духовых и мчащиеся струнные пассажи, напоминающие проливной дождь. Штраус поместил свое упражнение в почти фотографическую оркестровую живость как виртуозную интермедию между более глубокими музыкальными представлениями в других частях произведения — как в последующем разделе « Аускланг », вызывая в воображении медленно угасающие виды и звуки альпийского дня.
Были и до- Бетховена музыкальные бури – как в Вивальди Четыре сезона цикл струнных концертов, где финал «Лета» имеет впечатляющую грозу (по крайней мере, для эпохи барокко) внезапно появляясь из свинцового зноя, в комплекте с мчащимися струнными гаммами и грохотом виолончелей и басов. Для поколений после Beethoven , идея гнева погоды стала стандартным приемом для громкой, быстрой и захватывающей музыкальной последовательности.
- Пять необычных интерпретаций «Времен года» Вивальди
- Вивальди: Шесть его лучших работ
Мендельсона 9 0005 The Hebrides увертюра , основанная на путешествии молодого композитора на шотландские острова в 1829 году. Малла и Стаффа, содержит бурные пассажи в фирменном поэтическом стиле композитора, мастерски исполненные (хотя и с оттенком вежливости).
- Почему Шотландия была так важна для Мендельсона?
Берлиоз: Фантастическая симфония
Оркестровая магия Берлиоза показала, как не совсем буря может быть столь же запоминающейся, как и полномасштабная: в заключительных тактах его Фантастическая симфония 900 06 Медленное движение , отдаленный гром намекают на четыре сольных литавр, которые одновременно бьют четыре отдельных игрока.
- Лучшие записи Фантастической симфонии Берлиоза
- История любви, стоящая за «Фантастической симфонией» Берлиоза
Лист: «Années de pèlerinage»
Когда эпоха романтизма достигла своего апогея в XIX веке, возник параллельный музыкальный жанр — идея бури разума, ‘ измененное состояние, вызванное настроением задумчивой чувствительности.
Музыка Листа теперь стала показывать, что не нужен оркестр, чтобы передать все величие силы природы. «Орейдж» («Буря») — центральная пьеса в первом томе его фортепианного цикла 9.0005 Années de pèlerinage (Годы странствий), действие которых происходит в горах и предгорьях Швейцарии. Это байронический, литературный шторм, психологическая ярость, наслаждающаяся собственной яростью в каскадах двойных октав и бурных пассажах.
- Девять лучших произведений классической музыки, вдохновленных солнцем Исследования представляют родственную идею по-другому: «Chasse-neige» («Метель») вызывает странное, дезориентирующее ощущение окружения белой мглой, психологической и реальной, в тревожно мерцающем тремоло фигурация.
- Пять основных произведений Листа
Лист: Симфония Данте
Буря также стала образом нахлынувшей романтической страсти. (Подлинная) история Франчески да Римини вошла в легенду в начале 14-го века, когда Данте представил ее на ранних стадиях «Ада», первой из трех книг, составляющих его обширную аллегорическую поэму Комедия ( Божественная Комедия ).
Франческа, вышедшая замуж за калеку Джованни Малатеста да Римини, официально ухаживает от его имени от его красивого младшего брата Паоло: Паоло и Франческа по-настоящему влюбляются друг в друга, и Джованни, обнаружив их вместе, убивает их обоих. За их прелюбодейную страсть Данте помещает влюбленных в один из внешних кругов бездны Ада, где их тени вечно уносятся воющими ветрами.Но эпоха романтизма смотрела на влюбленных с чутким состраданием. Среди музыкальных изображений их истории — закрученная, бурная вступительная часть Листа Данте Симфония — а также Чайковского симфоническая поэма Франческа да Римини , которая обрамляет Центральный рассказ Франчески, как она рассказывает свою историю Данте с двумя вихрями бурной силы. Одноактная опера Рахманинова на ту же тему вызывает в воображении еще одну мрачную свирепую бурю в своей открывающей оркестровой прелюдии, дополненной бессловесными хоровыми голосами, изображающими плачущие души проклятых.

Молодой Чайковский также написал увертюру к запланированной, но ненаписанной опере по мотивам Буря , пьесы Александра Островского, действие которой происходит в сельской России: роман между замужней и несчастной Катей и ее возлюбленным представлен как история человека теплота, задавленная отсталым и репрессивным обществом, а настоящая гроза — это еще и драматический образ их эмоциональной ситуации. Хотя Чайковский шторм здесь не на уровне Франческа да Римини лучшие пассажи произведения уже сильно характеризуют его зрелый и безошибочный стиль.
Яначек опера Катя Кабанова , завершенная в 1921 году и также основанная на произведении Островского, использует более современный и реалистичный подход. Сцена грозы в третьем акте перемежается бедственным положением влюбленных с дискуссией местных жителей о необходимости или невозможности установки молниеотводов.
Другим литературным ресурсом из той же конюшни была пьеса Шекспира Буря .
Это начинается с шторма, развязанного герцогом-волшебником Просперо, чтобы заманить своего брата-узурпатора и коллег на остров, куда они его сослали, и разбить их корабль на его берегах. Это дало еще одну возможность Чайковскому , чья симфоническая поэма Буря исполняется гораздо реже, чем она того заслуживает. В то время как музыкальная буря сама по себе является захватывающим, но довольно условным событием, начало и конец изображения моря, бушующего вокруг острова Просперо, завораживают.Затем 20-й век показал, как музыкальная буря, в том числе та, которая открывает Буря , была освобождена от своих романтических связей и представлена как самостоятельная природная сила. В 1925 году Сибелиус написал музыку к постановке Буря в Королевском датском театре Копенгагена. Придуманная им прелюдия к буре — заявление настолько радикальное, что почти могло быть написано человеком 1950-х годов.
0005 авангард композитор. Здесь нет ни мелодии, ни ритма, ни гармонии в каком-либо значимом смысле: вместо этого порывы ветра и воды передаются повторяющимися перекрывающимися пассажами, полностью построенными на обезличенном феномене музыки 20-го века — полнотональной гамме.Подобная дегуманизированная сила, кажется, движет кульминационным моментом последовавшей за этим работы Сибелиуса — его последнее важное заявление, Тапиола изображает царство Тапио, лесного бога финской мифологии. Снова используется полнотональная гамма, на этот раз для изображения шквала, который налетает из ниоткуда, а затем почти так же быстро стихает.
В более ранней тональной поэме Сибелиуса Океаниды мифологический морской пейзаж был греческим, кульминацией которого был штормовой прилив замедленной необъятности.
Современное восприятие музыкально изображенной природы как чистой и неукротимой силы, свободной от каких-либо связей с человеческими эмоциями, имело своего мастерского предшественника.
, но с большей экономичностью и изяществом.
«Диалог ветра и моря», завершающая часть симфонической сюиты Дебюсси La mer , является проявлением иллюстративной виртуозности, столь же блестящей, как 9Альпийский шторм 0003 Strauss - Путеводитель по Дебюсси. в его Симфонии antartica 1952 года придумали музыкальный шторм, который во всех отношениях является его полной противоположностью. Произведение выросло из музыки к фильму для Scott of the Antarctic , где путешествие исследователей обратно с Южного полюса закончилось их гибелью в замороженных пустошах. Снежная буря, которая в конце концов стерла с лица земли их надежды и жизни, изображается с максимальной мрачностью безмолвным жалобным голосом сопрано и женским хором, а также ветряной машиной, уводящей музыку в тишину.
- Путеводитель по Симфонии № 7 Вона Уильямса «Sinfonia Antartica»
Наши друзья из журнала BBC Wildlife Magazine поймали одни из лучших документальных фильмов о природе, доступных для онлайн-трансляции .

Классическая музыка, вдохновленная природой: шесть лучших
Связь между музыкой и природой заложена в мире, в котором мы живем: вспомните пение птиц или жужжание пчел. Композиторы обратились к миру природы, чтобы создать одни из величайших музыкальных произведений всех времен.
Наши друзья из журнала BBC Wildlife Magazine собрали одних из лучших документальных фильмов о природе, доступных для онлайн-трансляции .
Жан-Филипп Рамо: 6 расшифровок концертов в сексе: I. La poule
Рекомендуемая запись:
Les Musiciens du Louvre/Marc Minkowski 900 04
Архив ДГ 4775578Это славный и мощный портрет довольно непритязательного существа: курицы. Ей может не хватать величия, но Рамо создал ее остроумный портрет, тем не менее . Перед музыкантами стоит задача – куры не издают звуки нотами одинаковой длины, не так ли? Рамо записывал музыку простыми дрожащими паттернами, прекрасно зная, что любой настоящий музыкант сыграет их.
0005 molto rubato . Загадка, как Les Musiciens du Louvre умудряются играть здесь в таком тесном унисон. Это потрясающе органично, как будто они одно существо – одна курица!Бетховен: Симфония № 6, «Пасторальная»: I. Пробуждение веселых чувств по приезду в деревню
Рекомендуемая запись:
Orchester Révolutionnaire et Romantique/John Eliot Gardiner
DG Archiv E4470742Симфонии Гайдна и Моцарта были драгоценными, совершенными драгоценностями. Однако после этого музыка стала более жесткой, с опиумными галлюцинациями Берлиоза.0005 Фантастическая симфония . Главной фигурой здесь является Бетховен.
Первая часть его «Пасторальной» симфонии – это музыка не о самой природе, а о процессах внутри человека, уходе от требовательной городской суеты в мирную сельскую местность. Это очень отличается от всего, что написал Бетховен. Послушайте, например, 4:55 в этой записи.
Это начало раздела разработки, когда можно было бы ожидать, что основные темы будут втянуты в водоворот быстрых и беспокойных модуляций. В то время как Пятая симфония Бетховена довела это до лихорадочной и бурной крайности, теперь он мягко приводит нас в радостное состояние, одновременно раскачивая и статично: 40 петель одного маленького мотива. Это 40 тактов без смены аккордов, за исключением неожиданного, но довольно головокружительного «взлета вверх» от си-бемоль мажор до ре мажор.Мессиан: Le merle noir
Рекомендуемая запись:
Патрик Галлуа (флейта), Лидия Вонг (фортепиано)
Наксос 8557328 9000 4Когда мне говорят, что они ненавидят атональную музыку, я говорю: О, значит, ты ненавидишь пение птиц ?». На их лицах появляется озадаченный вид, и они восклицают: «Конечно, нет, это красиво!». Но единственная известная мне птица, которая поет тонально, — это кукушка, чья песня настолько скучна, что ее приходится компенсировать исполнением нашего желания, когда мы ее слышим весной.
Почти все остальные радостно атональны.Мессиан — настоящий мастер птичьего пения . Хотя он искал новый вид музыки, он отверг сериалистические системы Булеза и Штокхаузена, находя их слишком интеллектуальными. Вместо этого он разработал новые способы создания музыки из незападной музыки и из птиц , чьи песни он переписывал летом в сельской местности. Через них он нашел прямой доступ к божественному, нетронутому руками человека. Это произведение для флейты и фортепиано вдохновлено песней черного дрозда («le merle noir»).
Пьер Анри: Вариации для одного порта и супа: VII. Гест
Рекомендуемая запись:
Пьер Анри
Декка 4855652Не только Мессиан выступал против пуристского подхода многих ведущих композиторов в годы после Второй мировой войны. Парижское движение Musique concrète использовало новые технологии, такие как магнитофоны, звуковые фильтры и искусственную реверберацию, чтобы запечатлеть грязные звуки реального мира.
Участвующие художники достигли этого с помощью анархистского подхода сюрреализма и дадаизма, сочетающего странность, шок и юмор.Центральной фигурой этого движения был Пьер Анри. Телесность и пластичность его музыки понравились Морису Бежару, одному из лучших хореографов современного танца. Рекомендуемая запись, которую мы здесь представили, была создана как дань уважения их сотрудничеству. Здесь, в своих «Вариациях двери и вздоха», Генри использует реальный звук скрипучей двери и человеческий вздох.
Еще нравится это
Ксенакис: Плеяды (1978)
Рекомендуемая запись:
Ансамбль ударных инструментов Kroumata
BIS BISCD482Другим композитором, критиковавшим сериализм, был Яннис Ксенакис. Он также использовал природу для художественного творчества через естественных наук . Стохастическая математика — это раздел теории вероятностей, с помощью которого мы, люди, пытаемся справиться с кажущейся непредсказуемостью природы.

Получившаяся музыка такая же сырая и освежающе свободная от человеческих эмоций, как гора или река . Название этой пьесы для шести перкуссионистов происходит от звездного скопления «Семь сестер» и его аналога в греческой мифологии, дочерей морской нимфы Плейоны и титана Атласа.
Rolf Wallin: Stonewave (1990)
Рекомендуемая запись:
SISU Percussion Ensemble
Nonclassical NONCLSS037 9000 7Когда Kroumata Percussion попросили меня написать для них, Ксенакис был естественным образцом для подражания. И так случилось, что я исследовал еще один способ, которым люди пытались подражать природе с помощью математики: фрактальные алгоритмы. Они относительно просты, но создают увлекательные и удивительно органичные узоры. Ученые использовали их для имитации узоров деревьев, облаков, тигров и горных хребтов. Таинственная фигура на обложке TWINE является точным графическим эквивалентом музыки на третьей минуте последнего трека Stonewave.


Франческа, вышедшая замуж за калеку Джованни Малатеста да Римини, официально ухаживает от его имени от его красивого младшего брата Паоло: Паоло и Франческа по-настоящему влюбляются друг в друга, и Джованни, обнаружив их вместе, убивает их обоих. За их прелюбодейную страсть Данте помещает влюбленных в один из внешних кругов бездны Ада, где их тени вечно уносятся воющими ветрами.
Это начинается с шторма, развязанного герцогом-волшебником Просперо, чтобы заманить своего брата-узурпатора и коллег на остров, куда они его сослали, и разбить их корабль на его берегах. Это дало еще одну возможность Чайковскому , чья симфоническая поэма Буря исполняется гораздо реже, чем она того заслуживает. В то время как музыкальная буря сама по себе является захватывающим, но довольно условным событием, начало и конец изображения моря, бушующего вокруг острова Просперо, завораживают.
0005 авангард композитор. Здесь нет ни мелодии, ни ритма, ни гармонии в каком-либо значимом смысле: вместо этого порывы ветра и воды передаются повторяющимися перекрывающимися пассажами, полностью построенными на обезличенном феномене музыки 20-го века — полнотональной гамме.
«Диалог ветра и моря», завершающая часть симфонической сюиты Дебюсси La mer , является проявлением иллюстративной виртуозности, столь же блестящей, как 9Альпийский шторм 0003 Strauss 
0005 molto rubato . Загадка, как Les Musiciens du Louvre умудряются играть здесь в таком тесном унисон. Это потрясающе органично, как будто они одно существо – одна курица!
Это начало раздела разработки, когда можно было бы ожидать, что основные темы будут втянуты в водоворот быстрых и беспокойных модуляций. В то время как Пятая симфония Бетховена довела это до лихорадочной и бурной крайности, теперь он мягко приводит нас в радостное состояние, одновременно раскачивая и статично: 40 петель одного маленького мотива. Это 40 тактов без смены аккордов, за исключением неожиданного, но довольно головокружительного «взлета вверх» от си-бемоль мажор до ре мажор.
Почти все остальные радостно атональны.
Участвующие художники достигли этого с помощью анархистского подхода сюрреализма и дадаизма, сочетающего странность, шок и юмор.
