Картина танцы красных людей: The Dance (II) by Henri Matisse: History, Analysis, Painting Overview, Art Style & Facts | Arthive.com

«Танец» Матисса. Сложное в простом, простое в сложном

 

Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 2,5 на 4 м. Потому что художник создавал ее, как настенное панно для особняка русского коллекционера Сергея Щукина.

И вот на этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить!

Но нет. Перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все.

У нас может возникнуть подозрение, что фовисты* (коим являлся Матисс) и примитивисты просто не умеют по-другому рисовать.

Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы. В том числе Матисса. Когда они ещё не выработали свой авторский стиль.

Анри Матисс. Натюрморт с книгами и свечой. 1890 г. Частная коллекция. Artchive.ru.

«Танец» – уже зрелая работа Матисса. В ней ярко выражен стиль художника. И он намеренно упрощает все, что можно. Вопрос, зачем.

Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы замысел художника до нас четко донести.

К тому же, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Да, земля выражена лишь зелёным цветом. А небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема. Никакого пространства в глубину.

Но движения этих фигур очень даже сложны. Особенно обратите внимание на левую, самую высокую фигуру.

Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека.

Анри Матисс. Танец (фрагмент). 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

И ещё несколько деталей добавляет художник, дабы донести до нас свою мысль. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости.

Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности.

А ещё важен цвет танцоров. Он красный. Цвет страсти, энергии. Опять же в довесок к иллюзии движения.

Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного. Чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце.

Не на фоне. Не на лицах персонажей. Не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце.

Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.

Вот тут-то и понимаешь весь гений Матисса. Ведь упрощать сложное всегда тяжелее. Гораздо легче усложнять простое. Надеюсь, я вас не запутала.

Сравним Матисса и Рубенса

А чтобы ещё лучше понять замысел Матисса, представьте, если бы у персонажей были бы лица, одежда. На земле росли бы деревья, кусты. В небе летали птицы. Например, как у Рубенса.

Питер Пауль Рубенс. Сельский танец. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид

Это была бы уже совсем другая картина. Мы бы смотрели на людей, думали бы о их характерах, отношениях. Размышляли бы, где они танцуют. В какой стране, в какой местности. Какая погода при этом.

В общем, думали бы о чем угодно, только не о самом танце.

Сравним Матисса с самим Матиссом

Даже сам Матисс даёт нам возможность его замысел понять. Есть один вариант «Танца», хранящийся в Пушкинском музее в Москве. Там деталей чуть больше.

Анри Матисс. Настурции. Панно Танец. 1912 г. Пушкинский музей, Москва. Artchive.ru.

Помимо самого «Танца», мы видим горшок с цветами, кресло и плинтус.

Добавив деталей, Матисс выразил совсем другую мысль. Не про танец как таковой, а про жизнь танца в некоем пространстве.

Возвращаясь к самому «Танцу». В картине важна не только лаконичность, но и цвет.

Были бы цвета другие, энергия картины была бы тоже иная. Опять же сам Матисс невольно даёт нам возможность это почувствовать.

Достаточно взглянуть на его работу Танец (I), что находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Эта работа была создана сразу после получения заказа от Сергея Щукина. Она была написана быстро, как эскиз.

В ней цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур вносит существенную лепту в ощущения от картины.

Анри Матисс. Танец (I). 1909 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA). Artchive.ru.

История создания «Танца»

Конечно, не отделима от картины ее история создания. К тому же эта история очень увлекательна. Как я уже упоминала, Сергей Щукин сделал заказ Матиссу в 1909 году. Причём на три панно. Ему хотелось видеть на одном полотне – танец, на другом – музыку, третьем – купание.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Третье так и не было исполнено. Два же других до того, как они были отправлены Щукину, выставлялись в Парижском салоне.

Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. И худо-бедно начала воспринимать постимпессионистов: Ван Гога, Сезанна и Гогена.

Но Матисс с его красными фигурами был слишком большим потрясением. Поэтому, конечно, работу ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам…

Анри Матисс. Музыка. 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Щукин был не из робкого десятка, но на этот раз дал слабину и … отказался от полотен. Но потом опомнился, извинился. И панно «Танец», а также парная к нему «Музыка», благополучно доехали до России.

Чему мы можем только порадоваться. Ведь один из самых известных шедевров мастера мы с вами можем посмотреть вживую в Эрмитаже.

* фовисты – художники, работающие в стиле «фовизм». Эмоции выражали на холсте с помощью цвета и формы. Яркие признаки: упрощённые формы, кричащие цвета, плоскостность изображения.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

великие художники, изобразившие на своих картинах танцовщиц — Эдгар Дега, Ренуар, Анри Матисс, Никола Пуссен, Боттичелли

    Когда человек впервые задумался о том, что переживания, чувства и эмоции можно выражать с помощью жестов и движений, он начал танцевать. Первобытные люди передавали друг другу радости и печали посредством своего тела. Танцем молились, ликовали, гневались, готовились к войне, оплакивали мертвых и встречали новорожденных. А потом взяли в руки уголек и начали все это рисовать сначала на сводах пещер и на березовой коре, а затем на папирусах и бумажных холстах.


    Танцы в живописи. Танцевальные картины Ренуара


    Танцы в живописи. «Космический танец», Амар Иллескас


    Пещерный человек изображал неумелыми и грубыми штрихами преимущественно ритуальные пляски, которые племена выполняли вокруг костров под предводительством шаманов. Как только люди переселились в построенные из дерева и камня жилища, то украсили стены домов картинами. А искусные художники попытались перенести всю красоту и магию танца на бумагу. Получилось ли у них?


    Танцы в живописи. «Танец» на амфоре, коллекция Британского музея


    Множество рисунков с танцующими женщинами и мужчинами сохранилось на античных амфорах и фресках. Свободные греки и жизнелюбивые римляне изображали человека сильным, уверенным, величественным. В откровенном и естественном танце открывалась людская душа, прекрасная и чистая, и даже физические недостатки или скверный нрав не могли испортить эту красоту.


    Танцы в живописи. Фрагмент фрески «Помпеи»


    Постепенно человек погружался в суровую реальность религиозного средневековья. С подачи церковников даже самые невинные и неприхотливые танцевальные движения стали трактовать как дьявольскую пляску тела, попавшего под вредное влияние темных сил. Поэтому на несколько столетий танцевальная тема попала под запрет, ведь никто не хотел сгореть заживо на костре инквизиции.


    Танцы в живописи. «Три грации» на картине «Весна» Боттичелли


    Зато с приходом эпохи Возрождения художники постепенно стали выходить из оцепенения. Несмелыми были первые попытки изобразить танец, но посмотрите, как прекрасны «Три грации», которые Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) вписал в картину «Весна». Легки и невесомы, невероятно грациозны и очаровательны эти девушки.


    Танцы в живописи. «Танцовщица Камарго», Никола Ланкре


    В XV-XIX веках редко рисовали профессиональных танцоров, но было несколько персон, заслуживших внимание живописцев. Например, Никола Ланкре (Nicolas Lancret) на картине «Танцовщица Камарго» изобразил Мари-Анн Кюпи де Камарго (Marie-Anne Cupis de Camargo), одну из самых образованных и смелых женщин XVIII столетия. Она укоротила юбку, придумала новые балетные приемы и часто танцевала на сцене без панталон.


    Танцы в живописи. «Танец под музыку времени», Никола Пуссен


    На столетие раньше Никола Пуссен (Nicolas Poussin) изобразил «Танец под музыку времени», отправив зрителя в античность. И поэтому вполне логично, что его герои более свободны, эмоциональны и раскрепощены, чем реформаторская танцовщица Камарго.


    Танцы в живописи. «Танец с кастаньеттами», Ренуар


    Танцы в живописи. «Танец дервишей», Амедео Презиози


    С появлением импрессионистов полностью преобразилось живописное искусство и вместе с ним изменилось отношение к танцу. В поисках новых форм отображения света, тепла, ветра и запаха художники расширили границы восприятия мира и почти поймали танец в рамки картины. Именно тогда мир увидел хрупких балерин Эдгара Дега (Edgar Degas), насладился изящными танцами на полотнах Ренуара (Pierre-Auguste Renoir).


    Танцы в живописи. «Танец», Анри Матисс


    Но самым знаковым и эмоциональным стал «Танец» Анри Матисса (Henri Matisse). Посмотрите на этих красных обнаженных женщин, влившихся в одно целое с природой — ярко-синим небом, насыщенно зеленой травой. Человек неизбежно возвращается к своим первобытным истокам, сколько бы цивилизационных слоев на нем не было. И мы опять вспоминаем о ритуальных танцах первобытного человека, нацарапанного угольком на каменной стене.


    Танцы в живописи. «Фламенко», Франциско Сан-Клементе Родригес


    Танцевальные картины всегда можно купить на торгах, которые проводят известные аукционные дома. В каталогах сайта Very Important Lot вы сможете найти яркое и интересное полотно современного художника или известного живописца прошлых столетий, и пополнить свою коллекцию еще одним произведением искусства.

      • Добавить фото

      Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

      Больше новостей

      Джаспер Джонс — предшественник поп-арта

      Адольф фон Хильдебранд — немецкий скульптор, которого на Родине долго не признавали и считали чересчур итальянским

      Пять произведений искусства, проданных в 2018 году за баснословные деньги

      Картина «Спящие дети» Василия Перова — умиление и восторг или сострадание к крестьянским детям?

      Георг Кольбе — уникальный германский скульптор, чей гениальный талант признали и нацисты, и коммунисты, и демократы

      Интересные факты о яйцах Фаберже

      Гравюра — завораживающее искусство создания печатных изображений

      ТОП — 10 самых влиятельных и прославленных художников 2018 года

      Ковры из Обюссона

      Пракситель — основоположник изображения нагого женского тела в скульптуре

      Танец Анри Матисса

      Предоставлено www. HenriMatisse.org

      В 1909 году Матисс получил важный заказ. Чрезвычайно богатый русский промышленник Сергей Щукин попросил у Матисса три больших полотна для украшения винтовой лестницы своего особняка, Дворца Трубецких.
      в Москве. Большая и любимая картина, 9Выставка 0015 Dance I в MoMA имеет несколько неискреннее название. Хотя он выполнен в натуральную величину и написан маслом, Матисс не считал его чем-то большим, чем подготовительным наброском. Тем не менее, сравнение между первоначальным
      и окончательные версии поучительны. Матисс позаимствовал этот мотив с оборотной стороны картины 1905-06 годов Bonheur de Vivre, хотя одну танцовщицу он удалил.

      В «Танце I» фигуры выражают легкое удовольствие и радость, которые были неотъемлемой частью раннего шедевра фовизма. Фигуры нарисованы свободно, почти без внутренней четкости. Их сравнивают с куклами из мешков с фасолью.
      из-за их бесформенных и неограниченных движений. Тела определенно не кажутся связанными. Но не позволяйте этой детской непосредственности обмануть вас. Матисс очень старается, чтобы его картины казались легкими.
      Представьте на мгновение, что вместо этого детского стиля Матисс решил передать эти фигуры с застывшей плотностью Жака-Луи Давида. Было бы так хорошо выражено чувство чистой радости… чувство игры?
      Матисс сделал то, что на самом деле очень сложно. Он усвоил уроки репрезентации, чтобы создать образ, в котором форма соответствует содержанию.

      Нажмите Изображение, чтобы просмотреть детали.

      Танцоры населяют сверкающее сине-зеленое поле. Но что именно представляет зеленый цвет? Многие быстро ответят: «травянистая вершина холма». Хорошо, но что же тогда должен представлять синий цвет? Читал лекции в МоМА, многие
      слушатели предположили бы, что «голубое — это небо, возвышающееся над холмом». Но даже после того, как это было сказано, некоторые другие в моей группе могли начать выглядеть разочарованными. Тогда можно было бы сказать: «Это не то, что я вижу, синева на самом деле вода».
      что Матисс сделал здесь, даже в кажущейся простой передаче, так это использовал пространственную двусмысленность для исследования одной из ключевых проблем современной живописи, конфликта между иллюзией глубины и
      признание плоскостности полотна. И последнее замечание: вы заметили разрыв в круге? Руки двух передних танцоров раздвинуты. Матисс позаботился о том, чтобы допустить этот разрыв только там, где он пересекается с
      колено, чтобы не нарушать непрерывность цвета. Зачем это делать? Часть часто интерпретируется двояко: как источник напряжения, требующий разрешения, или как приглашение нам, зрителю, присоединиться, в конце концов, к происходящему.
      break находится в точке, ближайшей к нашей позиции.

      Нажмите Изображение, чтобы просмотреть детали.

      Окончательная версия Танец имеет совсем другой эмоциональный характер. Его описывают как запретный, угрожающий, племенной, ритуальный и даже демонический. Барабанные удары кажутся почти слышимыми, поскольку простое удовольствие от оригинала
      перегруженный. Чем вызваны эти резкие изменения настроения? Помимо изменения цвета, что довольно очевидно, цифры 1910 холстов нарисованы более внутренней линией, линией, которая часто предполагает напряжение и физическую силу. См. для
      Например, задняя левая фигура. Еще одно более тонкое изменение происходит, когда две фигуры сзади касаются земли. На полотне 1909 года зелень достигает ног двух самых задних танцоров, на полотне 1910 года происходит нечто другое,
      кажется, что зелень сжимается под весом танцора. Это тонкое изменение создает либо ощущение легкости, либо ощущение веса и влияет на то, как мы воспринимаем каждую картину. Так что будьте осторожны, прежде чем сделать вывод, что Матисс был
      на самом деле рисовал как ребенок, он точно знал, что делал.

      «Танец» Матисс — анализ картины «Танцевальный круг» Матисса

      «Танец» Матисса был создан в 1910 году для Сергея Щукена, бизнесмена из России. Картина Матисса «Танец » представляет собой танцующий круг фигур и считается кульминацией карьеры художника в дальнейшем развитии современного искусства. Это не первая картина Танцоры , ей предшествовала предварительная версия под названием Танец (I) 9.0055 (1909 г.). За ним последовала фреска-триптих под названием «Танец» II в 1932 году. 0074

  • 2 Картины Матисса «Танец»
    • 2.1 Танец (1910)
    • 2.2 Танец II (1932)
      • 2.2.1 Анализ танца Матисса
  • 3 Часто задаваемые вопросы 9007 0
  • 3.1 Что является примером линейного рисунка Матисса?
  • 3.2 Можете ли вы дать краткий анализ танца Матисса?

 

 

Танец Матисс

Анри Матисс был очарован идеей танца и возможностью быть движет музыкой. Это любопытство стало повторяющейся темой в работах Матисса. Несмотря на это, его картина «Танцоры » не получила того признания, которое она имеет сегодня, когда она была первоначально представлена. В этой статье мы попытаемся осмыслить картину, полную умных отсылок, чтобы мы могли лучше оценить настоящий дух Matisse 9.0054 Танцоры .

Но кто был автором знаменитой картины «танцующий кружок»? Начнем с краткого знакомства с самим Матиссом.

 

Краткое знакомство с Анри Матиссом

9000 4

Национальность Француз
Дата рождения 31 декабря 1869
Дата смерти 3 ноября 1954
Место рождения Ницца, Франция. blo Picasso в отношении значимости его новаторства. Он был постимпрессионистом, получившим признание как глава французского движения фовизма . Несмотря на свое увлечение кубизмом , он избегал его в пользу использования цвета в качестве краеугольного камня для выразительных, орнаментальных и очень часто монументальных полотен.

Однажды он с сомнением сказал, что хотел бы производить работы, которые «оказывали бы успокаивающее, расслабляющее действие на психику, что-то вроде приятного дивана».

Портрет Анри Матисса, 1933 год; Карл Ван Вехтен, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Натюрморты и обнаженная человеческая форма были любимыми предметами на протяжении всей его жизни; Северная Африка также оказала бы ключевое влияние; и, в конце жизни, значительно прибавил к коллаж арт с набором фигур с использованием цветных вырезанных форм. Он также был известным скульптором.

В работах Матисса в стиле фовизма он использовал только чистые оттенки и белизну непокрытых холстов, чтобы создать среду, наполненную светом. Матисс использовал противоположные части чистого, немодулированного цвета, чтобы добавить объем и форму своим картинам, а не использовать затенение или моделирование. Эти концепции оставались для него важными на протяжении всего его пребывания в должности.

Работы Матисса оказали большое влияние на распространение важности орнамента в современном искусстве.

Несмотря на то, что его часто считают художником, стремящимся к блаженству и чувству удовлетворения, его применение узоров и цветов довольно часто дезориентирует и пугает. Штриховые рисунки и картины Матисса были вдохновлены искусством различных цивилизаций.

Матисс, как сообщается, заявлял, что его работа должна быть «гармонией, чистотой и спокойствием, свободным от тревожных или мрачных тем», и это стремление повлияло на таких, как Клемент Гринберг, которые обратились к искусству, чтобы укрыться от путаница современной жизни. Искусство Матисса было сосредоточено на человеческом теле. Иногда он сильно разбивал фигуру, а иногда обращался с ней почти как с изогнутой декоративной деталью. Некоторые из его работ отражали настроения и личности его подданных, но чаще всего он использовал их как сосуды для своих собственных чувств, сводя их к шифрам в своих массивных работах.

Анри Матисс, Париж, 1913 год; Элвин Лэнгдон Коберн, общественное достояние, через Wikimedia Commons

После того, как он стал свидетелем многих выставок азиатского искусства и побывал в Северной Африке, он смешал некоторые декоративные аспекты исламского искусства, угловатые формы африканских скульптур и уплощение японских печатает в свой собственный подход.

В 1950-х годах ученые считали Матисса и фовизм предшественниками абстрактного экспрессионизма и большей части современного искусства.

Некоторые абстрактные экспрессионисты , такие как художник Ли Краснер, находятся под влиянием многих сред Матисса; его вырезки из бумаги вдохновили ее разрезать на части и воссоздать свои собственные работы. Художники цветового поля, такие как Кеннет Ноланд и Марк Ротко , были привлечены его большими полями интенсивного цвета, как показано в Red Studio (1911).

Напротив, Ричарда Дибенкорна больше интересовало, как Матисс создал восприятие глубины и пространственное трение между его предметом и плоским холстом. Многие, такие как Роберт Мазервелл, не сразу продемонстрировали влияние Матисса в своих работах, но на них повлиял его взгляд на цвет и форму в живописи.

 

 

Матисс

Танец Картины

Работы Матисса часто включают такие темы, как музыка и танец. Три из этих картин имеют общее название Танец , хотя первая была предварительной версией, а Танец II была фреской. Мы коснемся первых картин Танцоров, но сосредоточимся на двух последних.

 

Танец (1910)

901 27 Средний
Название Танец
Дата создания 1910
Холст, масло
Размеры 260 см x 391 см
Текущее местонахождение Эрмитаж, Санкт-Петербург

Матисс создал раннюю версию этого произведения, известную как Танец (I) , 19 марта09. Это композиционное упражнение с более светлыми цветами и меньшим количеством деталей. Работа была высоко оценена художником, который однажды описал ее как «подавляющую вершину блеска». «Танец» — большое орнаментальное панно, созданное совместно с аналогом «Музыка » (1910 г.) для советского промышленника и ценителя искусства Сергея Щукина, с которым Матисс был давно знаком.

Эта картина вместе с «Музыкой» висела на лестнице московской резиденции Щукина до Октябрьской революции 1917.

На изображении пять танцующих людей в ярко-красном цвете на простом зеленом фоне и прекрасном голубом небе. Он напоминает ранний интерес Матисса к искусству и использует традиционную фовистскую цветовую палитру: яркие теплые цвета на зелено-голубом фоне, а также синкопированная последовательность танцующих фигур передают идеи эмоциональной свободы и декаданса. Картину часто связывают со знаменитой музыкальной композицией Игоря Стравинского 1913 года 9. 0054 Танец девушек.

Танец (1910) Анри Матисса; Мишель Б., CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Когда Щукин заказал Матиссу создать эту картину, он специально попросил, чтобы танцоры были в костюмах. Решение Матисса изобразить их обнаженными стало сенсационным, когда он показал его на Осеннем салоне в Париже. Некоторые даже обвиняли его в том, что он страдает психическим заболеванием. В результате этого затруднительного положения их связь между художником и покровителем была натянутой.

В конце концов, они согласились, что танцоры могут быть изображены обнаженными, но никакие гениталии не должны быть изображены открыто.

Танец на самом деле является увеличенным изображением фрагмента произведения Матисса 1905 года Радость жизни . Это исторически значимо, особенно с точки зрения возникновения фовистского движения. Матисс был вдохновлен на создание этой картины после того, как стал свидетелем того, как полевые рабочие танцуют на берегу моря на юге Франции.

Le Bonheur de vivre (Радость жизни) (1905-1906) Анри Матисса; Regan Vercruysse из Фелпса, Нью-Йорк, США, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons

Кажется, что фигуры вращаются по кругу на обеих работах. Матисс, с другой стороны, включает в свой круг в Танец всего пять фигур, а не шесть. Их физические части уменьшены, из-за чего они кажутся небинарными, не имеющими ни женских, ни мужских черт. Тон их кожи также равномерно загорелый.

Картина огромная, но даже при таких размерах рамка слишком мала для роста фигур.

Матиссу пришлось сделать арку на некоторых спинах, чтобы они полностью поместились в кадре. В результате их круглые формы привлекают внимание зрителей: персонажи сверху свернуты, как бы выгибая спину, а персонажи снизу вытянуты. Их кривые доминируют на картине, а их круглая форма, созданная скрещенными руками, придает картине ощущение движения и импульса.

 

Танец II (1932)

Название Танец II
Дата создания 1932
Средний Фреска
Размеры 4 м x 13 м
Текущее местоположение Фонд Барнса

  Матисс также создал аналогичную картину Танцовщица , фреску Танец II . Фреска должна была быть установлена ​​над тремя арками, которые охватывают окна главного зала галереи Барнса. Матисс завершил фреску в Ницце, Франция, используя холст, предоставленный Барнсом, а не на месте. Это была необычная техника для такого произведения, но благодетель дал ему неограниченную художественную лицензию, и работать на месте в любом случае было бы невозможно.

Работа была сложной для Матисса, и в итоге он занял два года, оставив его физически и эмоционально истощенным. Он также был глубоко расстроен, узнав во время установки, что Барнс не планирует показывать произведение публике. Тем не менее, Матисс был в восторге от произведения. Матисс писал(а):

«Это великолепие, которое можно только представить, пока не увидишь, потому что вся крыша и ее арочные своды оживают благодаря излучению, и первичный удар распространяется до самого пола… Я совершенно усталый, но очень довольный. Когда я смотрел, как картину вешают, она отделялась от меня, становясь частью конструкции».

Танец II (1932) Анри Матисса; Дэмиен, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

Некоторые критики считают, что Фреска «Танец II » позволила Матиссу воссоединиться с самыми фундаментальными основами его живописи. Для Матисса в произведении подчеркивались такие черты, как простота, плоскость, цветовая фокусировка и использование вырезок из бумаги, которые в конечном итоге сыграют важную роль в его творческой эволюции. Барнс предоставил Матиссу полную творческую свободу в отношении сюжета; соглашение определило только размер росписи и ее расположение на юго-восточной стене Главной галереи.

Похоже, Матисс рано выбрал тему танцев.

Фонд Барнса предоставил ему шанс вновь занять свое место в качестве выдающейся фигуры в наследии декоративного настенного искусства, и сделать это публично и в огромном масштабе. В Главной галерее Фонда в 1930 году были представлены одни из самых значительных картин второй половины XIX века; они тоже поставили бы перед художником и задачу, и возможность. Трудность Матисса заключалась в том, чтобы найти себя во французском наследии декора, провозглашая свои работы авангардными.

Стена с прикрепленной к ней табличкой в ​​Фонде Барнса в Филадельфии; Thekohser, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Использование танца в качестве мотива, а именно изображение вечных обнаженных тел, движущихся по кругу, не только признало классическое наследие, но и позволило ему проиллюстрировать продолжение его собственного работает. Декорации представляли собой крупномасштабные картины, созданные для того, чтобы вписаться в определенный контекст, например, в отдельную комнату или место в общественном учреждении. Художественное творчество Матисса было обусловлено декоративным методом живописи и мышления.

Матисс искал картину, форма которой была бы растянутой и расширяющейся, а не закрытой и единой, и поверхность которой состояла бы из широких зон плоских цветов, бросающих вызов общепринятому ощущению глубины и его призыву к терпеливому созерцанию.

Вместо этого цвета выходят за пределы четырех краев холста, погружая зрителя в динамичный сенсорный опыт. С самого начала было очевидно, что создать приемлемый дизайн для зоны, где будет висеть «Танец», будет непросто. Фреска должна была занимать большую площадь на южной стене Главной галереи, над тремя французскими дверями и под изогнутыми арками крыши. Площадь разделена на три полунепрерывных люнета двумя опускающимися подвесками.

Матисс отправился в Ниццу, чтобы начать работу над фреской после завершения аранжировки, прибыв туда в середине января 1931 года. Он начал с аренды свободного гаража, в котором он мог работать в больших масштабах. Матисс начал рисовать холсты в какой-то момент во время этой процедуры. Ему нравилось работать прямо на холсте с минимальным предварительным изучением деталей, но он столкнулся с проблемой: фреска была слишком большой, чтобы в нее можно было вносить изменения. Снять краску тряпкой, пропитанной скипидаром, или замазать более раннюю стадию было гораздо более сложной задачей, чем небольшая станковая живопись.

Ему тоже было почти 60 лет, и задача создания узора неоднократно утомляла его.

В результате он разработал метод дизайна, основанный на вырезках из бумаги: вместо того, чтобы рисовать прямо на холсте, он вырезал цветную бумагу и прикреплял ее к поверхности незаконченной, частично окрашенной фрески. Все предыдущие наброски и цветовые исследования Матисса теперь были отложены в сторону, и он начал все сначала. Он понял, чего хотел добиться на этот раз, и работал значительно быстрее. Он положил три холста и набросал новую группу танцоров, дважды проверив свои размеры.

Кроме того, он изменил состав. Там, где раньше он построил непрерывную плоскость движения, теперь он разделил работу на три точки интереса — возможно, в ответ на пересчитанный размер подвесок, которые теперь были вдвое шире, чем в предыдущем плане. Он также увеличил количество фигур с шести до восьми, поместив по два танцора на каждый из трех люнетов и введя пару богинь, по одной под каждым из подвесов, которые служили мостом от одного люнета к другому.

Это впечатление расширения, разлома и движения должно было вовлечь наблюдателя в активное активное взаимодействие с окружающей средой соседней комнаты.

Матисс утверждал, что черный фон панелей продолжает область между дверями, создавая иллюзию «монументального фундамента хранилища». Темнота также контрастировала с областями яркого света, проникавшего в помещение через французские двери. Серые фигуры должны были представлять камень соседней архитектуры, а голубые и розовые должны были напоминать небо прямо над пейзажем, видимым через двери. Цветовой аккорд включал также зелень травы, деревьев и растений.

 

Матисс

Танец Анализ

Художественный выбор Анри Матисса для этой картины произвел настоящий фурор в художественных салонах 1910 года; наглая нагота и неуклюжие цвета придавали произведению первобытный вид, который некоторые наблюдатели воспринимали как варварский. Матисс изобразил это торжество всего в трех цветах: синем, зеленом и красном. Эти три ярких цвета создают драматический контраст в соответствии с традиционными цветовыми коннотациями фовизма. По словам искусствоведа, наблюдавшего, как Матисс создавал картину в своей мастерской, «краски были чистыми из тюбиков».

Из-за экономии дизайна и деталей цифры нечеткие; ни их выражение лица, ни пол не могут быть легко идентифицированы. На синем и зеленом фоне красные силуэты просто очерчены толстыми кривыми. Матисс исследовал взаимодействие цветов и линий для достижения гармонии; цвета для него не были созданы для изолированного действия.

Кроме того, нет структурных или ландшафтных аспектов, создающих ощущение масштаба или перспективы. Большой холст имеет довольно плоский фон, а танцующие люди являются основным фокусом.

Фовисты разделяли любопытство примитивистов к коренным племенам, и примитивизм побудил их создавать искусство, обращенное к духу творчества и общения. Грубо набросанные фигуры в танце напоминают об эстетике примитивизма, а сюжет, индивидуумы, общающиеся на пустой, может быть, «девственной» местности, может быть понят как защитник необходимого воссоединения с природой. Нагота фигуры, например, символизирует неприятие современного общества.

Произведение искусства превращается в символ единства человечества, неба и природы. Цель Матисса состояла в том, чтобы произвести синтез примитивизма; неуклюжие формы, вдохновленные рудиментарным и народным искусством, а также яркие, живые цвета, отражающие инстинкт и окружающую среду. Индивидуумы полностью поглощены своими танцами, равнодушны к любым повседневным обязанностям или занятиям.

Матисс уделяет больше внимания движению и ритму, создаваемому танцорами, чем их уникальному внешнему виду. Танец — величайшая эмблема индивидуального воссоединения.

Пять персонажей идут рука об руку по кольцу, но слева мы видим, что руки двух людей разделены; они касаются друг друга, а не держатся. Матисс, с другой стороны, намеренно поместил разрыв там, где он закрывает ногу другой фигуры, чтобы не нарушить гармонию цветов и круга. Поскольку точка разрыва находится ближе всего к местонахождению зрителя, это может быть воспринято как приглашение принять участие в танце.

Круг приходит, чтобы определить тех, кто «вне», и таким образом объединить людей. Танцоры Матисса находятся в той же ситуации, что и в Фон «Радость жизни». Тема настолько заинтересовала Матисса, что он выделил ее и посвятил ей целую картину. Тем не менее, основываясь на исследованиях Шарля Каффена, одержимость Матисса танцами началась в Мулен де ла Галетт, где он смотрел, как танцуют люди. Этот вид популярных танцев контрастирует с более формальными, традиционными или классическими формами танца, такими как балет. Танец , таким образом, дает комментарий к развитию танца.

Bal du moulin de la Galette (Бал в Мулен де ла Галетт) (1876 г.) Пьера-Огюста Ренуара;  Пьер-Огюст Ренуар, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на простую манеру письма, Матиссу удалось передать в «Танце» ощущение движения и пространства: бескрайнее небо и округлые изгибы, составляющие землю, кажутся пронизанными частью энергии, излучаемой ритмично заряженными телами. Персонажи кажутся в трансе, и наблюдатель практически слышит бой барабанов и представляет себе яростный танец, когда они кружатся по кругу. Поскольку музыка обеспечивает ритм, артикуляция танца с музыкой имеет решающее значение.

В этом смысле любопытно сравнить Танец с эквивалентной ему Музыкой. Непрерывное движение танца резко контрастирует с музыкой, где объекты неподвижны. Вокалисты почти кажутся зрителями, смотрящими на танцоров, положив руки на колени.

 

На этом мы завершаем наш взгляд на «Танец» Матисса. «Танец» Матисса изображает танцующий круг людей и признан кульминацией в карьере художника, а также в развитии современного искусства. Это не первая картина «Танцовщицы», хотя ей предшествовала предварительная версия под названием «Танец» (I) (1909). В 1932 году за ним последовала фреска-триптих «Танец II».

 

Прочтите также нашу веб-историю Matisse the dance.

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Что является примером линейного рисунка Матисса?

Картины Анри Матисса, эскизы и вырезки во многом пересекались. Глядя на методы творчества этого художника, вы можете возразить, что имеет смысл смотреть на них в целом, а не разбивать их на разные среды. Пример линейных рисунков Матисса — 9.0054 Vase de Fleurs (1944).

 

Можете ли вы дать краткий анализ Matisse

Dance ?

В картине Матисса « Танцовщицы » для выражения этого праздника использовались только три оттенка: синий, зеленый и красный. В соответствии с типичными цветовыми значениями фовизма эти три ярких оттенка создают драматический контраст. «Краски были свежими из тюбиков», — сказал искусствовед, который видел, как Матисс работал над картиной в своей мастерской.