История про шопена: Фредерик Шопен: биография, интересные факты, творчество

Фредерик Шопен: биография, интересные факты, творчество

Фредерик Шопен

 

История жизни великого польского композитора Фредерика Шопена трогает до глубины души. Этот необычайно одаренный, обаятельный романтик с изысканными манерами и чутким сердцем за все отведенные ему небесами недолгие годы жизни по-настоящему так и не испытал чувство настоящего счастья. Он всегда был любимцем публики и объектом обожания многочисленных поклонниц, которые то и дело засыпали его дорогими подарками. Однако в личной жизни этот вдохновленный лирик был глубоко несчастен – его сердце разрывали боль, тоска по Родине, муки от страшной болезни и несчастная любовь…

Краткую биографию Фредерика Шопена и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

Краткая биография Шопена

Фредерик Францишек Шопен появился на свет вблизи Варшавы в семье эмигранта из Франции Николая Шопена и полячки Юстины Кжижановской. О дате его рождения до сих пор ведутся жаркие дискуссии – одни историки считают, что будущий композитор родился 1 марта 1810 года, другие же убеждены, что он увидел этот мир несколькими днями ранее – 22 февраля. Мать будущего композитора стала для него первым музыкальным учителем, привившим мальчику вкус к прекрасному. По воспоминаниям современников она происходила из родовитой семьи, получила прекрасное образование, знала французский язык, имела прекрасный голос, умела и любила петь.

С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. Фредерик всегда был эмоционален, мог расплакаться, слушая сосредоточенную мелодию, берущую за душу. В порыве музыкального вдохновения он среди ночи вскакивал с постели и бежал к инструменту, чтобы сыграть приснившийся ему фрагмент. В возрасте семи лет маленький композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез соль-минор. Новость об этом даже попала в выпуск варшавской газеты, где музыку оценили как профессиональную работу талантливого мастера, а мальчика назвали гением.

В то же время Шопена отдали учиться к выдающемуся чешскому пианисту Войцеху Живному. Мальчик со всей серьезностью приступил к занятиям, хотя совмещал их с учебой в училище. Его успехи были столь велики, что, когда он достиг возраста 12 лет, Живный отказался обучать Фредерика дальше, сказав, что больше ничего не может ему дать. Слава о Фредерике Шопене как о замечательном исполнителе уже пошла по Варшаве, неудивительно, что у мальчика появились влиятельные покровители, которые открыли ему дверь в высшее общество. Там он сразу становится своим: современники описывали его как молодого человека исключительно приятной наружности, с отменным чувством юмора и острым на язык, который с первых слов при знакомстве может расположить к себе собеседника. В то время Фредерик много путешествует по Европе, посещает концерты знаменитых музыкантов, что способствует определению его личного музыкального стиля.
Такая насыщенная жизнь не мешает получению образования и согласно биографии Шопена в 1823 году он становится воспитанником Варшавского лицея, а в 1826 – студентом Высшей школы музыки.

Прощай, Родина…

Из биография Шопена мы узнаём, что с 1829 года начинается период его активных гастролей. Ференц планировал немного задержаться в Калише, потом отправиться в Берлин, Дрезден, Вену, ну и напоследок проехаться по городам Италии и Франции. В 1830 году он навсегда покидает родную Польшу, и на родину возвратиться ему уже не суждено. Ему ничего не остается, как хранить любовь к своей стране на протяжении всей жизни, и завещать ей свое тоскующее сердце.

О вспыхнувшем в Варшаве восстании Шопен узнал, будучи в Австрии, и тут же принял решение отправиться на родину. Но в письме отец Фредерика настаивал, чтобы он остался за границей, и ему пришлось повиноваться. Известие о падении польской столицы стало для него большим ударом. Под впечатлением от этого страшного события он создал свои лучшие трагические творения — «Революционный этюд», прелюдию d-moll, и финальные прелюдии op. 28.

Шопен решает временно обосноваться в Париже, где и дает свой первый фортепианный концерт. Успех приходит к нему сразу же, он становится любимцем публики. На волне обрушившейся на него популярности он приобретает множество поклонников, наслаждался женским вниманием, и заводит дружеские связи с известными композиторами – Ф. Мендельсоном, Г. Берлизом, Ф. Листом и В. Беллини. Дружбу со многими из них он сохранил на всю жизнь.

Фредерик Шопен рано открыл в себе любовь к преподаванию. В отличие от многих своих коллег он отдавал себя всего этому ремеслу, его учениками были многие впоследствии знаменитые музыканты.

История великой и трагической любви

Им было не суждено стать мужем и женой, а ей не довелось подарить ему наследников. Казалось, судьба посмеялась, столкнув их вместе: бледного больного Фредерика, красивого молодого человека 26 лет с безупречными манерами и горящим взором, и разведенную грубую мужеподобную женщину, которую невозможно было представить без сигареты, зажатой в зубах. Тем не менее роман, продлившийся почти десять лет, подарил обоим не только боль и разочарование, но и любовь, много искреннего чувства и творческих сил. Он писал свою гениальную музыку, она – книги, они вдохновляли друг друга каждый день, наверное, поэтому об их романе продолжают говорить и по сей день.

В тот момент, когда Жорж Санд и Фредерик Шопен впервые встретились, она была разведенной независимой женщиной с двумя детьми, а он был помолвлен с Марией Водзинской. Возможно, причиной страсти, вспыхнувшей в сердце женщины, стал тот факт, что на момент знакомства Шопен был болен и слаб, а она ко всем своим любовникам испытывала чувства, схожие с материнскими. Так или иначе, Санд обратила внимание на несчастного молодого человека, а его помолвка вскоре оборвалась, так как родители Марии посчитали его недостойным их чада.

Впервые встретив экстравагантную, одетую в грубый мужской наряд Жорж Санд, Шопен не обратил на нее ровным счетом никакого внимания, лишь спустя несколько дней заметил вскользь: «Что за отвратительная женщина эта Санд? Да и женщина ли она вообще?». Тем не менее, именно в ее объятиях Фредерик нашел утешение, болезненно переживая разрыв отношений с невестой. Санд знала верный и самый короткий путь к сердцу мужчины, она быстро покорила его своими большими выразительными глазами и противоречивой натурой.

Шопен поселился в соседнем доме рядом с любимой. Они тщательно оберегали свои отношения от посторонних глаз, бывало, что, встретившись на приеме у общих знакомых, они держались отстраненно и ничем не выдавали своих чувств. Позже влюбленные сняли уютное жилье в одном из спальных районов Парижа, но, принимая гостей, делали вид, что Шопен лишь гость в их общем доме. В 1838 году Санд с двумя детьми и Фредериком отправились на Майорку, чтобы отдохнуть от городской суеты и поправить здоровье композитора. Периодически они возвращались в Ноану, где располагалось имение писательницы. Там Санд приходилось брать на себя все домашние хлопоты, ведь Фредерик из-за своих постоянных болезней в быту был практически бесполезен. Дети Жорж Санд были очень недовольны тем фактом, что им приходится жить под одной крышей с Шопеном. Сын Мориц болезненно ревновал мать к мужчине, а Соланж строила козни и даже пыталась соблазнить Фредерика, чтобы разрушить отношения матери. Нездоровая обстановка в доме пагубно влияла на настроение Шопена. Устав от бесконечных склок, болезненной ревности Морица к матери и интриг Соланж, не утихающих в доме, он сообщил Санд, что намерен побывать в родных краях, а она не стала чинить ему препятствий. Фредерик навсегда покидает Ноан и уезжает в Париж.

Какое-то время Жорж Санд и Фредерик Шопен продолжали поддерживать связь при помощи писем. Однако, регулярно натыкаясь в Париже на Соланж, он выслушивал от нее рассказы о новых любовных связях и интригах ее матери, по большей части выдуманных. В итоге девушка добилась своего: Шопен возненавидел бывшую любимую и оборвал переписку. В последний раз они столкнулись в 1848 году, за год до смерти композитора. Санд, увидев Шопена, хотела заговорить с ним, но он отвернулся и вышел вон.

Забыть эти неудавшиеся отношения Шопен решает в Лондоне. Именно там он дает свой последний концерт. Британский климат окончательно сломил композитора, в последние месяцы жизни он не мог сочинять и исполнять музыку, а туберкулез и непреходящая депрессия свели его в могилу в возрасте всего 39 лет. 17 октября Фредерик Шопен скончался.

После смерти Шопена Санд остепенилась. До самой смерти 15 лет она жила с одним мужчиной – Александром Мансо, посвятив себя дому, семье и любимой работе.

 

 

Интересные факты

  • До наших дней дошли два ранних произведения Шопена. Это полонез B-dur и «Военный марш», которые были написаны им в возрасте 7 лет. Марш часто исполнялся на военных парадах в Варшаве.
  • С 1927 года в столице Польше каждые 5 лет проводится конкурс пианистов имени Шопена.
  • Шопен всю жизнь страдал от того, что ширины его ладони не хватало, чтобы брать сложные аккорды. Еще будучи мальчиком, он изобрел специальный прибор для растяжки пальцев и носил его, не снимая даже во сне, хотя тот причинял нестерпимую боль.
  • Привычку играть в темноте композитор сохранил в течение всей жизни. Именно так, утверждал он, к нему приходит вдохновение. Когда композитор исполнял свою музыку на званых вечерах, он всегда просил приглушить свет в комнате.
  • Именем Шопена названо несколько объектов – аэропорт и университет в Варшаве, Иркутский музыкальный колледж, а также кратер на Меркурии.
  • Композитор не любил распространяться о своей личной жизни. Друзья никогда не слышали от него ни слова о его сердечных делах, а вот он сам всегда с удовольствием обсуждал с ними их любовные интриги.
  • Внешне Шопен был очень привлекательным: он был светловолос, голубоглаз, отличался субтильным телосложением и всю жизнь имел успех среди дам, но десять лет любил ту, которую при первой встрече даже не счел похожей на женщину.
  • После знакомства с композитором Жорж Санд послала ему записку, состоящую из одной фразы: «Преклоняюсь перед вами. Ж. С.». Эту записку Шопен вложил в личный альбом и хранил до конца жизни.
  • Единственная картина, на которой вместе изображены композитор и Санд, после его смерти была обнаружена разорванной на две части.
  • До нас дошла лишь малая часть эпистолярного наследия композитора. Возлюбленные композитора К. Гладковская и Ж. Санд предпочли уничтожить практически все письма, которые Шопен отправлял им. Письма Фредерика к родным, а вместе с ними и его любимый рояль, в прах превратил пожар в квартире его сестры И. Барциньской.

  • В наследии Шопена есть «Вальс маленькой собачки», который числится под № 1 op.64. Многие ошибочно считают, что эта пьеска – тот самый знаменитый незатейливый «Собачий вальс», который слышал едва ли не каждый житель планеты. На самом деле это два абсолютно разных сочинения, а авторство последнего достоверно не установлено.
  • Из-за проблем со здоровьем в последние годы жизни композитор практически не сочинял. Самым известным произведением того времени можно назвать «Мазурку» f-moll, которую Шопену не довелось ни разу исполнить самостоятельно.
  • У Фредерика Шопена не было родных детей.
  • Всю жизнь Шопен любил свою родину – Польшу, по его собственным словам, где бы он ни находилось, сердце его всегда было дома. Эти слова нашли отражение в его завещании. Он попросил свою сестру Людовику после его смерти передать сердце Родине, так и случилось. Сердце композитора было вмуровано в стену церкви Святого Креста в польской столице, а тело похоронено в Париже. Во время похорон в могилу была высыпана пригоршня земли родной страны, которую Шопен трепетно хранил и возил с собой в бесконечных разъездах.
  • При жизни Шопен восхищался Моцартом, считал его гением, а его музыку невероятной. В соответствии с завещанием, на похоронах Шопена, на которые явилось несколько тысяч искренне опечаленных смертью композитора человек, был исполнен знаменитый «Реквием» Моцарта.
  • В Варшаве можно найти 15 «шопеновских» лавочек, которые установлены в местах, как-то связанных с жизнью композитора. Нажав на специальную кнопку, можно прослушать 30-секундный отрывок наиболее известных произведений композитора.

  • Недавно в Берлине были выпущены комиксы, которые рассказывают о жизни Шопена так, как если бы он жил в наши дни. По сюжету композитор приезжает с концертом в тюрьму, его сопровождает бритоголовый парень бандитского вида. В Польше эти комиксы сочли оскорбительными и потребовали запретить их распространение, но сам автор объяснил, что не хотел затронуть ничьи чувства, а всего лишь решил познакомить молодежь с творчеством композитора в доступной форме.
  • Ференц Лист охарактеризовал искусство Шопена одним польским словом – zal. В переводе на русский язык оно означает «нежная жалость».
  • Выступление, которое положило начало известности музыканта за границей, состоялось в возрасте 15 лет. Его игру на благотворительном концерте публика запомнила совсем не потому, что он блестяще играл на рояле. Он привлек к себе внимание тем, что мастерски импровизировал на эолопанталеоне – музыкальном инструменте, представляющим собой комбинацию органа и фортепиано.
  • Игрой Шопена не только восторгались, но и критиковали. Например, венской публике не нравились его исполнения, ведь он, по ее мнению, играл слишком тихо. Фредерик, рассказывая об этом в письмах своих друзьям, писал, что слушатели в Вене просто привыкли к «стукотне здешних пианистов».
  • Биографы до сих пор ломают голову, что на самом деле происходило между Шопеном и графиней Дельфиной Потоцкой, с которой он познакомился во время пребывания в Дрездене. Он посвятил ей часть своих сочинений, а за несколько дней до своей смерти предпочел услышать ее пение. Композитор часто писал ей письма, правда, их никто не видел. Считается, что большую часть этих неизвестных документов до сих пор хранят наследники Дельфины.

  • В Польше с 1995 года существует музыкальная премия Академии звукозаписи «Фредерик», которая является своеобразным аналогом американской «Грэмми».
  • В 1983 году многие европейские чарты возглавила песня «Мне нравится Шопен» итальянского певца Газебо. В основе этой музыкальной композиции лежит фортепианная тема, не имеющая никакого отношения к польскому композитору.
  • В 2007 году японскими разработчиками была выпущена компьютерная игра «Eternal Sonata». Главным героем игры является Шопен, который за 3 часа до своей смерти попадает в сказочную страну, где ему предстоит отыскать лекарство от своей болезни. В игре звучит музыка Шопена в исполнении российского пианиста Станислава Бунина.

 

Лист и Шопен – друзья или соперники?

Исследователи жизни двух гениев XIX столетия так и нашли единого ответа на этот вопрос. Некоторые убеждены, что Шопен и Лист негласно конкурировали друг с другом. Этим они объясняют и то, что пианисты часто выступали в дуэте, тем самым пытаясь избежать сравнения. На масштабных концертах виртуозы выходили на сцену вместе, и иногда подключали в свой ансамбль других известных исполнителей – так было, например, в 1833 году, когда Лист, Шопен и братья Герц сыграли ансамбль для двух фортепиано в восемь рук. Историки предполагают, что Листу не давала покоя изящная игра соперника, от которой он был очень далек, и именно поэтому с появлением поляка в Париже он предпочел уйти в тень. Современник композиторов, пианист Ф. Гиллер, позднее объяснил поступок Ференца – по его словам, в этот период он усердно занимался, чтобы освоить все то, что показал парижской публике Шопен.

Однако большинство биографов склоняется к тому, что эти два величайших музыканта были близкими друзьями. Они часто встречались, обсуждали последние мировые события и играли свои сочинения. В 1836 году Шопен принял участие в концерте Листа. В этот вечер они исполняли произведения друг друга – Ференц играл этюды Фредерика, а после они вместе исполняли его «Блестящий вальс».

Каким бы ни был их творческий союз на самом деле, долго он не продлился. Почему это произошло, точно неизвестно. В качестве возможной причины охлаждения взаимоотношений двух гениев, музыковеды называют влияние женщин, находившихся рядом с ними. Так, доподлинно известно, что страстная поклонница Листа, писательница Мари Д’Агу, была злейшим врагом Жорж Санд. Считается, что эти две акулы пера настраивали пианистов друг против друга, и во многом способствовали упрочению их дружбы. По другой версии, виртуозов развела сама жизнь – с возрастом у них стали меняться взгляды и характеры, что неизбежно отдалило их.

 

Другие амплуа великого композитора

По свидетельствам современников, Шопен обладал не только выдающимися музыкальными способностями. Так, многие утверждают, что у него был потрясающий актерский талант, и если бы он посвятил себя театру, он бы смог вписать свое имя в его историю. Фредерик обладал способностью удивительно точно имитировать жесты, походку, голос и даже интонации разных людей. Он регулярно играл в домашних спектаклях, и чувствовал себя на сцене очень свободно. Часто случалось так, что он выручал своих товарищей по сцене, когда они забывали текст – Фредерик начинал импровизировать, тем самым спасая спектакль от провала. Известный польский драматический артист Пясецкий и комик Эрве в один голос прочили мальчику большое будущее в театральной карьере.

Помимо этого, Фредерик обладал большим даром рисовальщика. Помимо обычных картинок, Шопен рисовал интереснейшие карикатуры, о которых на протяжении всей своей жизни помнили его друзья по лицею. Изобразительным искусством музыкальный гений занимался на ненавистных уроках по математике. Самой известной работой композитора является карикатура на ректора лицея С. Линде.

Также известно, что Шопен очень любил танцевать, и всегда с охотой делал это в компании друзей. По воспоминаниям современников, особенно лихо он отплясывал мазур, оберек и «казака». Но часто случалось так, что танцующим не нравился приглашенный пианист, и тогда его место занимал сам Шопен.

 

 

Фильмы о Шопене и его творчестве

Биография Шопена вдохновила многих кинорежиссеров на создание художественных и документальных фильмов о нем. Во многих из них ведущей темой является связь композитора с Жорж Санд. Наиболее значимыми в кинематографе являются:

  • Биографическая драма «Песня на память», снятая режиссером Чарльзом Видором в 1945 году. В ней рассказывается о жизни известного композитора и его романе со скандальной писательницей. Главенствующей идеей в фильме является патриотизм Шопена. Картина была номинирована на «Оскар» сразу в шести категориях.
  • Романтическая драма «Юность Шопена» (1951 г.), созданная на основе повести Г. Бахнера и Ежи Брошкевича. В центре внимания режиссера Александра Форда оказались пять лет из жизни композитора – с 1825 по 1830. Авторы картины изображают музыканта ярым революционером и выдвигают его патриотические чувства на первый план.
  • 36-часой художественный фильм «Голубая нота» (второе название «Прощальное послание») режиссера Андрея Жулавского, увидевший свет в 1991 году. В нем рассказывается о личной жизни композитора, его чувствах к Санд и взаимоотношениях с близкими людьми.
  • Романтическая музыкальная комедия «Импровизация». Эта работа театрального режиссера Джеймса Лэпайна вышла на экраны в 1991 году. В ней освещаются события, которые происходят в загородном доме герцогини д’Антан во время торжественного приема. В этот вечер Жорж Санд встречается не только с Шопеном, но и многими известными людьми того времени – Листом, Делакруа, де Мюссе и другими.

  • Драма «Загадка Шопена, или странная история Дельфины Потоцкой» (1999 г.) режиссера Тони Палмера, повествует о последних годах жизни Фредерика и его чувствах к польской графине Потоцкой.
  • Художественный фильм Ежи Антчака «Шопен. Желание любви» (2002) рассказывает о жизни композитора, начиная с 1830 года. В центре сюжета – сложные взаимоотношения композитора с Санд и ее двумя детьми.
  • В документальном фильме «По следам Шопена» (2008) зрителям предоставляется возможность отправиться в путешествие по тем историческим местам, где когда-то бывал великий маэстро. Его музыку в фильме исполняют известные пианисты современности Януш Олейничак и Ив Анри.

 

 

Несмотря на то, что жизнь и творчество Шопена исследовано, что называется, вдоль и поперек, для многих его личность и на сегодняшний день остается загадкой. И главный парадокс заключается в следующем – этот поэтичный композитор был ярким представителем романтической эпохи, однако, как пианист он совершенно в нее не вписывался. В отличие от исполнителей своего времени, он не тяготел ни к большим концертным залам, ни к театральной напыщенности, ни к толпам поклонников. Его больше привлекала доверительная, интимная обстановка, в которой он мог рассказать в своей игре на рояле о самом сокровенном. О феномене этого музыканта и его игре много говорил Лист – он считал его искусство неизъяснимым и неуловимым, постигнуть которое дано только избранным.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Шопене

Краткая биография Шопена для детей, самое важное и интересное о творчестве композитора Фредерика Шопена



22 Февраля 1810 – 17 Октября 1849 гг. (39 лет)

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4398.


Фредерик Франсуа Шопен (1810–1849 гг.) – польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, педагог, ярчайший представитель романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы. Его основное музыкальное наследие — произведения для фортепиано.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Детство и образование

Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.

С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.

Творческая деятельность

После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.

С 1829 года Фредерик Шопен, биография которого уже тогда свидетельствовала, что он станет великим музыкантом, начал активно выступать со своими произведениями в Вене. В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.

В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы – Ф. Гиллер, Тюлон, Стамати, Франкомм, Беллини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, художник Э. Делакруа, писатели В. Гюго, Г. Гейне и другие.

Заболевание. Последние годы

Первый приступ заболевания легких случился у композитора Шопена в 1837 году (по мнению биографов музыканта, это был туберкулез). С тех пор он страдал астматическими приступами. В это время Шопен жил с писательницей Жорж Санд. С 1838 по 1839 год влюбленные пробыли на острове Мальорка. Их отношения были непростыми, что также отрицательно сказывалось на состоянии здоровья композитора. В 1847 году они расстались.

В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.

Заключительный значимый факт краткой биографии Шопена – его смерть. Великий композитор умер 5 (17) октября 1849 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Шопена

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • С детства Шопен, чтобы настроиться на нужный лад, играл на фортепиано в полной темноте. Эта привычка сохранилась у него на всю жизнь.
  • Уже в 1818 году в одной из варшавских газет была заметка о Шопене, как гениальном ребенке, который исполнял сложнейшие композиции и сам создавал танцы и вариации.
  • Согласно последней воле Шопена, его сердце было перевезено в Варшаву и замуровано в одну из колонн в Костёле Святого креста.
  • Творчество Шопена оказало огромное влияние на развитие гармонического стиля и формы европейской музыки. Наработки великого композитора использовали при создании своих произведений Лист, Вагнер, Глинка, Скрябин, Чайковский и другие.

Все интересные факты из жизни Шопена

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Шопена обязательно попробуйте пройти тест:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Владимир Дивеев

    10/12

  • Lika Poslovina

    8/12

  • Дмитрий Мельников

    11/12

  • Teddy Bear

    12/12

  • Любовь Новицкая

    11/12

  • Ахмед Мансуров

    12/12

  • Дима Сотников

    5/12

  • Аня Приказчикова

    11/12

  • Юлия Литвинова

    12/12

  • Марк Адам

    12/12

Оценка по биографии

4. 4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4398.


А какая ваша оценка за эту биографию?

Жизнь и музыка Фредерика Шопена : NPR

Жизнь и музыка Фредерика Шопена Композитор несравненной гениальности, никто до или после Шопена не внес столько значительных произведений в фортепианный репертуар и не приблизился к захвату его душа.

По

Тед Либби

Марта Аргерих: Большой блестящий полонез ми-бемоль, соч. 22

Франц Ксавер Винтерхальтер

Франц Ксавьер Винтерхальтер

Марта Аргерих: Большой полонез ми-бемоль блестящий, соч. 22
Дину Липатти: Вальс до-диез минор, соч. 64, № 2
Маурицио Поллини: Этюд до минор, соч. 10, № 12 «Революционная»

Шопен, Фредерик Франсуа (род. Желязова-Воля, 1 марта 1810 г.; ум. Париж, 17 октября 1849 г.)

Фредерик Шопен был пианистом польского происхождения и композитором, несравненным гением в области клавишной музыки. . Как пианист, его таланты не поддавались подражанию и оказали влияние на других музыкантов совершенно непропорционально количеству концертов, которые он дал — всего 30 публичных выступлений за 30 лет концертной деятельности. Никто ни до, ни после не внес столько значительных произведений в репертуар фортепиано и не приблизился к тому, чтобы запечатлеть его душу.

Ранние годы

Мать Шопена была полькой, а отец — французом, который приехал в Польшу молодым человеком и работал бухгалтером и репетитором, прежде чем жениться и поселиться в Варшаве. Молодой Фредерик учился игре на фортепиано у Войцеха Живного, гармонии и контрапункту у Юзефа Эльснера, дал свой первый концерт, когда ему было 8 лет, и довольно быстро опередил своих учителей. Его имя стало известно за пределами Польши, когда его Вариации, соч. 2 для фортепиано с оркестром на тему Моцарта «La ci Darem la mano», написанного, когда ему было 17 лет, были опубликованы в 1830 году, что привело к знаменитой похвале Роберта Шумана в Allgemeine musikalische Zeitung : «Снимаю шляпу, господа! Гений!» Весной и осенью 1830 года Шопен представил варшавской публике пару недавно сочиненных удивительно поэтичных фортепианных концертов. Стремясь расширить свой кругозор, он уехал из Польши в Вену в ноябре 1830 года, а через восемь месяцев направился в Париж. Он никогда больше не вернется на родину, но потеря Польши станет приобретением для Парижа.

Off To Paris

К 1830-м годам Париж стал бесспорным центром европейской культуры — рассадником нового мышления в искусстве и литературе и средоточием романтизма в музыке. После сенсационного дебюта в зале Плейель 26 февраля 1832 года, когда среди зрителей были Ференц Лист, Феликс Мендельсон и Луиджи Керубини, Шопен, за три дня до своего 22-летия, занял свое место в качестве одной из знаменитостей Французская столица. Он оказался настолько востребованным как учитель, что смог зарабатывать на жизнь безбедно, и он дружил с великими художниками того времени, завязав особенно тесную дружбу с Эженом Делакруа, который нарисовал его великолепный портрет в 1838 году. Лист. Работы Шопена первых лет его пребывания в Париже включают Ноктюрны Оппа. 9и 15 (1830-32), 12 этюдов , соч. 25 (1835-37), посвященный любовнице Листа, графине Мари д’Агу, Скерцо си-бемоль минор, соч. 31 (1837 г.), Соната си-бемоль минор, соч. 35 (1837 г.) и баллада соль минор, соч. 23. В 1836 году Шопен обручился с Марией Водзински, но в следующем году ее семья разорвала помолвку.

Достижение новых высот

Искусство Шопена достигло нового уровня в конце 1830-х годов в результате его знакомства с писательницей Авророй Дюдеван, которая была на шесть лет старше его и в 1832 году стала называть себя Жорж Санд. Некоторые из его величайших работ появились в результате эмоционального удовлетворения, которое он испытал в первые дни их девятилетней связи. Они провели зиму 1838-39 гг.вместе на Майорке, живя в смежных комнатах в заброшенном картезианском монастыре. Шопен перенес свой первый серьезный приступ туберкулеза, но, несмотря на серьезную болезнь, сумел завершить 24 прелюдий , соч. 28 (1838-39). В течение 1840-х годов, несмотря на эмоциональные взлеты и падения и повторяющиеся болезни, он создал замечательную совокупность композиций, в том числе Баллады ля-бемоль, соч. 47 и фа минор, соч. 52, мазурки опп. 50, 56, 59, 63 и 67, полонез ля-бемоль мажор, соч. 53, Ноктюрны соч. 48, 55 и 62 и Соната си минор, соч. 58 (1844 г.). Лучшие из этих произведений — Соната си минор, соч. 55 ноктюрнов и соч. 56 мазурок — отличаются удивительной утонченностью и сложностью, а также новым богатым чувством амбивалентности. Вступительная часть сонаты находит Шопена на вершине вдохновения, сплетая турбулентность и романтическую тоску в красивое цельное выражение.

Ситуация с Жорж Санд стала ухудшаться в 1843 году, а в 1847 году наступил перелом. К тому времени Шопен был тяжело болен; В поисках побега он покинул Париж в апреле 1848 года для длительного пребывания в Англии и Шотландии, из которого вернулся измученным в ноябре. В последний год своей жизни он практически ничего не сочинил.

Композитор и его фортепиано

Шопен был первым гениальным композитором, полностью посвятившим себя фортепиано — каждое его произведение было написано для него либо как сольный инструмент, либо в сочетании с другими инструментами. Большинство его сольных произведений более короткие и импровизационные по своей природе. Среди них 20 ноктюрнов, 25 прелюдий, 17 вальсов, 15 полонезов, 58 мазурок и 27 этюдов. В этих произведениях, особенно в ноктюрнах, прелюдиях и мазурках, эмоции быстротечны и тем драгоценны. Шопен также добился успеха в более крупных формах, включая скерцо, форму, которую он изобрел заново; баллада, жанр, который он изобрел; и соната. Четыре баллады и сонаты си-бемоль минор и си минор являются одними из его величайших творений, запоминающимся образом сочетая страстную драму и лирическую нежность.

В своей удивительно продвинутой трактовке гармонии и ритма Шопен изгнал обыденность из своей музыки и открыл дверь эмоциональной двусмысленности, которая продолжает интриговать слушателей, — тому, чье общение требует тонкости исполнения, над достижением которой самоотверженно трудились поколения пианистов. Светящиеся текстуры и навязчивые мелодии, которые он использовал для выражения своих мыслей, добавляли к звуку фортепиано и диапазону цветовых оттенков, о существовании которых никто до него и не подозревал, но которые все последующие признали его. То же самое можно сказать и о гармонических вопросительных знаках, которые можно найти в его музыке — эквивалент взгляда нежной тоски. Он создал более тонкое творчество, чем его выдающиеся современники, но каждое его произведение было жемчужиной.

(Тед Либби является автором «Энциклопедии классической музыки для слушателей NPR»)

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Фредерик Шопен | Биография, музыка, смерть, известные произведения и факты

Фредерик Шопен

Смотреть все медиа

Дата рождения:
1 марта 1810 г.
Польша
Умер:
17 октября 1849 г. (39 лет)
Париж
Франция
Известные работы:
«Берсёз»
«Прелюдии Шопена, соч. 28”
«Героический полонез»
«Полонез соль минор»
Механизм/стиль:
Романтизм

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Фредерик Шопен?

Фредерик Шопен известен своей выразительной игрой на фортепиано и новаторскими произведениями, которые он написал для этого инструмента.

От чего умер Фредерик Шопен?

Фредерик Шопен умер от туберкулеза 17 октября 1849 года. Он страдал от туберкулеза последние 11 лет своей жизни.

Где похоронен Фредерик Шопен?

Фредерик Шопен похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Его сердце похоронено в костеле Святого Креста в Варшаве, на его родине, в Польше.

Как прославился Фредерик Шопен?

Фредерик Шопен прославился в Польше как вундеркинд и как пианист, и как композитор. Его слава распространилась с концертами в Вене в 1829 году. После того, как он переехал в Париж в 1831 году, его известность как учителя игры на фортепиано и композитора росла.

Фредерик Шопен , французский полностью Фредерик Франсуа Шопен, польский Фредерик Францишек Шопен , (родился 1 марта 1810 [ см. Примечание исследователя: Шопен’ дата рождения], Желязова-Воля, недалеко от Варшавы, Варшавское герцогство [сейчас в Польше] — умер 17 октября 1849 г., Париж, Франция), польский французский композитор и пианист эпохи романтизма, наиболее известный своими сольными произведениями для фортепиано и фортепианными концертами. Хотя он написал мало произведений, кроме фортепианных, многие из которых были короткими, Шопен считается одним из величайших тоновых поэтов музыки благодаря своему сверхтонкому воображению и привередливому мастерству.

Отец Шопена, Николас, французский эмигрант в Польше, работал наставником в различных аристократических семьях, в том числе у Скарбеков, в Желязовой Воле, на одной из беднейших родственниц которых он женился. Когда Фредерику было восемь месяцев, Николас стал учителем французского языка в варшавском лицее. Сам Шопен посещал лицей с 1823 по 1826 г.

У всей семьи были склонности к творчеству, и даже в младенчестве Шопен всегда странно умилялся, слушая, как его мать или старшая сестра играют на фортепиано. К шести годам он уже пытался воспроизводить услышанное или сочинять новые мелодии. В следующем году он начал брать уроки игры на фортепиано с 61-летним Войцехом Живным, всесторонне развитым музыкантом с проницательным чувством ценностей. Простое обучение Живны игре на фортепиано вскоре было оставлено его учеником, который открыл для себя оригинальный подход к игре на фортепиано и получил возможность беспрепятственно развиваться академическими правилами и формальной дисциплиной.

В раннем возрасте Шопена пригласили играть на частных вечеринках, а в восемь лет он впервые выступил на публике на благотворительном концерте. Три года спустя он выступал в присутствии русского царя Александра I, который был в Варшаве на открытии парламента. Не только игра была причиной его растущей репутации вундеркинда. В семь лет он написал Полонез соль минор , который был напечатан, а вскоре после этого его марш обратился к великому князю Константину, который записал его для своего военного оркестра, чтобы играть на параде. Затем последовали другие полонезы, мазурки, вариации, экосезы и рондо, в результате чего, когда ему было 16 лет, его семья записала его во вновь созданную Варшавскую консерваторию музыки. Руководил этой школой польский композитор Йозеф Эльснер, с которым Шопен уже изучал теорию музыки.

Викторина «Британника»

Викторина: кто это написал?

Лучшего учителя нельзя было найти, ибо, настаивая на традиционном обучении, Эльснер, будучи композитором-романтиком, понимал, что индивидуальное воображение Шопена никогда не должно ограничиваться чисто академическими требованиями. Еще до того, как он попал в поле зрения Эльснера, Шопен проявлял интерес к народной музыке польской деревни и получил те впечатления, которые впоследствии придали его творчеству безошибочный национальный колорит. В консерватории он прошел солидный курс обучения гармонии и композиции; в игре на фортепиано ему позволили развить высокую степень индивидуальности.

Несмотря на оживленную музыкальную жизнь Варшавы, Шопену срочно требовался более широкий музыкальный опыт, и поэтому его преданные родители нашли деньги, чтобы отправить его в Вену. После предварительной экспедиции в Берлин в 1828 году Шопен посетил Вену и дебютировал там в 1829 году. Второй концерт подтвердил его успех, и по возвращении домой он подготовился к дальнейшим достижениям за границей, написав свой Концерт для фортепиано с оркестром № 2 в Фа минор (1829) и его Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор (1830), а также другие произведения для фортепиано с оркестром, созданные с использованием его блестящего оригинального фортепианного стиля. Его первые этюды также были написаны в это время (1829–1832 гг.), Чтобы позволить ему и другим справиться с техническими трудностями в его новом стиле игры на фортепиано.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

В марте и октябре 1830 года он представил свои новые работы варшавской публике, а затем покинул Польшу с намерением посетить Германию и Италию для дальнейшего изучения. Он не пошел дальше Вены, когда до него дошли вести о польском восстании против русского владычества; это событие, усугубленное неспокойным состоянием Европы, заставило его бесполезно оставаться в Вене до июля следующего года, когда он решил отправиться в Париж. Вскоре после своего прибытия в то место, которое было тогда центром европейской культуры и в разгар своего собственного романтического движения с поздним расцветом, Шопен понял, что нашел среду, в которой мог расцвести его гений. Он быстро установил связи со многими польскими эмигрантами и с молодым поколением композиторов, включая Ференца Листа и Гектора Берлиоза и, на короткое время, Винченцо Беллини и Феликса Мендельсона. Круги, в которые допустили Шопена таланты и известность, быстро признали, что нашли художника, которого требовал момент, и после короткого периода неуверенности Шопен занялся главным делом своей жизни — преподаванием и сочинением. Его высокий доход из этих источников освободил его от необходимости давать концерты, к которым у него было врожденное отвращение.

Изначально были проблемы, профессиональные и финансовые. После своего парижского концертного дебюта в феврале 1832 года Шопен понял, что его исключительная деликатность игры на клавишных не всем по вкусу в больших концертных залах. Но знакомство с богатой банковской семьей Ротшильдов позже в том же году внезапно открыло новые горизонты. Благодаря своим элегантным манерам, привередливой одежде и врожденной чувствительности Шопен стал фаворитом в великих домах Парижа как в качестве солистки, так и в качестве учителя. Его новые фортепианные произведения в это время включали в себя два поразительно поэтических сборника этюдов (1829 г. –36), Баллада соль минор (1831–35), Фантазия-экспромт (1835) и множество более мелких произведений, среди которых мазурки и полонезы, вдохновленные сильным националистическим чувством Шопена.

Юношеские романы Шопена с Констанцией Гладковской в ​​Варшаве (1830) и Марией Водзинской в ​​Дрездене (1835–36) ни к чему не привели, хотя с последней он действительно обручился. В 1836 году он впервые встретился со свободной писательницей Авророй Дюдеван, более известной как Жорж Санд; их связь началась летом 1838 года. Той осенью он отправился с ней и ее детьми, Морисом и Соланж, зимовать на острове Майорка. Они сняли простую виллу и были идиллически счастливы, пока не наступила солнечная погода и Шопен не заболел. Когда до владельца виллы дошли слухи о туберкулезе, их выгнали, и они смогли найти жилье только в монастыре в отдаленной деревне Вальдемоса.

Холод и сырость, недоедание, крестьянская подозрительность к их странному хозяйству и отсутствие подходящего концертного фортепиано препятствовали творчеству Шопена и еще больше подорвали его шаткое физическое здоровье. Действительно, лишения, которые пережил Шопен, ускорили медленное ухудшение его здоровья, закончившееся его смертью от туберкулеза 10 лет спустя. Санд понял, что только немедленный отъезд спасет ему жизнь. Они прибыли в Марсель в начале марта 1839 года, и благодаря опытному врачу Шопен достаточно выздоровел менее чем за три месяца, чтобы они начали планировать возвращение в Париж.

Лето 1839 года они провели в Ноане, загородном доме Санда примерно в 180 милях (290 км) к югу от Парижа. Этот период после возвращения с Майорки должен был стать самым счастливым и продуктивным в жизни Шопена, и долгие лета, проведенные в Ноане, принесли плоды в виде череды шедевров. В качестве постоянного источника дохода он снова обратился к частному преподаванию. Его метод допускал большую гибкость запястья и руки и смело нетрадиционную аппликатуру в интересах большей ловкости, с воспроизведением красивого певческого тона, которое было основным требованием почти во все времена. Также рос спрос на его новые работы, и, поскольку он становился все более проницательным в отношениях с издателями, он мог позволить себе жить элегантно.

Здоровье было постоянным беспокойством, и каждое лето Сэнд возил его в Ноан на свежий воздух и отдых. Часто приглашались и близкие друзья, такие как Полина Виардо и художник Эжен Делакруа. Шопен написал большую часть своей самой популярной музыки в Ноане, не только миниатюры, но и расширенные произведения, такие как Fantaisie in F Minor (написано в 1840–1841 гг.), Barcarolle (1845–1846 гг.), Polonaise. Fantaisie (1845–46), баллады ля-бемоль мажор (1840–41) и фа минор (1842) и Соната си минор (1844). Здесь, в деревне, он нашел покой и время, чтобы предаться укоренившемуся стремлению к совершенству. Казалось, он особенно стремился развить свои идеи в более длинные и сложные аргументы и даже послал в Париж за трактатами музыковедов, чтобы усилить свой контрапункт. Его гармонический словарь в этот период также стал намного более смелым, хотя никогда не за счет чувственной красоты. Он ценил это качество на протяжении всей жизни так же сильно, как ненавидел описательные названия или любой намек на скрытую «программу».

Семейные разногласия, возникшие из-за замужества дочери Санда, Соланж, привели к тому, что отношения Шопена с Санд стали натянутыми, и он стал все более капризным и раздражительным. Некоторые предполагают, что, помимо таких личных конфликтов, его переменчивое поведение могло быть связано с определенным типом эпилепсии. В любом случае, к 1848 году разрыв между ним и Сандом был полным, и гордость не позволила ни одному из них добиться примирения, которого они оба действительно желали. После этого Шопен, похоже, перестал бороться с болезнью.

Сломленный духом и подавленный революцией, вспыхнувшей в Париже в феврале 1848 года, Шопен принял приглашение посетить Англию и Шотландию. Его встретили в Лондоне с энтузиазмом, и он выдержал изнурительную череду уроков и выступлений на модных вечеринках. Однако у Шопена не было сил поддерживать это общение, и он также не мог сочинять. К настоящему времени его здоровье быстро ухудшалось, и в последний раз он выступил на публике на концертной площадке в Ратуше в Лондоне 16 ноября 1848 года, когда в качестве последнего патриотического жеста он сыграл в пользу польских беженцев.