Испанская вышивка: Мальорская вышивка или Punto Mallorquin — испанская техника тамбурной вышивки

Мальорская вышивка или Punto Mallorquin — испанская техника тамбурной вышивки

Школа вышивки Высокой моды E.VA

Хочу познакомить вас с интересной техникой вышивки — Мальоркской вышивкой или Punto Mallorquín (Точка Майорки). Из навания можно понять, что свое начало эта техника вышивания берет с острова Майорка (Испания). Эта техника также схожа с другими техниками вышивки Средиземноморья: острова Крит, Албании или Румынии. Чаще всего выполняется на льне нитями мулине.

Первоначально в мальоркской вышивке использовался только один цвет в одном или двух оттенках, например, в синих, красных или медового цвета. В течение 40-х и 60-х начали использовать весь спектр красочных нитей, появились и холодные оттенки. Чаще всего изображается растительный орнамент: цветы и листья. Узоры выглядят не очень реалистичными, но всегда являются очень стильными и яркими.
Ранее растительный мотив имел центральную ось симметрии, от которого в две стороны расходились листья и цветы. В настоящее время этот мотив выглядит более свободным, не подчиняясь законам симметрии, или состоит из повторяющихся элементов, расположенных по кругу с радиальной симметрией. Допускаются различные вариации в элементах.
Часто такую вышивку применяют для украшения различных интерьерных вещей (скатертей, наволочек для подушек, салфеток) и платков, которыми женщины покрывают голову.
Выполняется такая вышивка специальным крючком. Для нее характерно несколько видов швов, основным из которых является тамбурный шов. Эту технику очень любит журнал рукоделия «Лена», в номерах №11 2011 г., № 7 2012 г., №9 2012 г., №11 2013 г. вы найдете замечательные узоры для вышивки скатертей.

Рейтинг

  
0.0
(0 голосов)

Школа вышивки Высокой моды E.VA

Россия, Москва

Магазин (3)

Блог (1 683)

Следите за творчеством мастера

Публикации по теме

Ключевые слова

  • Ключевые слова
  • вышивка
  • тамбурный шов
  • тамбурная вышивка
  • крючок
  • рукоделие
  • испания
  • платок
  • абажур
  • скатерть
  • узор
  • орнамент

Рубрики публикаций

Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack

стекло и художественный текстиль XVI—XIX вв.

• Julie-pr

Сейчас в Эрмитаже проходит интересная выставка — «Испанский стиль: стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа» проходит с 23 февраля по 18 сентября 2022 года в Синей спальне Зимнего дворца. Здесь представлены изделия из стекла и образцы тканей, вышивки и кружева, созданные испанскими мастерами в XVI — начале XIX века.

В художественном текстиле Испания, опираясь на свои традиции и используя в том числе исламские орнаменты и сочетание геометрических узоров, смогла создать самобытный и неповторимый стиль. Добавление золочёных и серебряных нитей, отделка драгоценными камнями придавали изделиям особую пышность и роскошь.

Почему организаторы выставки решили объединить стекло и текстиль? С одной стороны, стекло и текстиль — совершенно разные предметы. А с другой стороны, если присмотреться, рисунки, орнаменты, линии и формы повторяются как в стеклянных изделиях, так и в тканях, тем самым показывая яркий, самобытный характер декоративно-прикладного искусства Испании. Изделия, выполненные в похожем стиле, выставлены в отдельных витринах.

Уже в XIII веке в мусульманских на тот момент городах (Толедо, Гранаде, Севилье и др.) было налажено шёлкоткачество. В изделиях сохранились традиции мавританского наследия, но со своим видением. Испанские ткачи использовали технику камки, которая усиливала игру бликов на поверхности шёлковых тканей, а двуцветная камка позволяла подчеркнуть двусторонний узор. Для создания более плотных материй к шёлковым нитям добавляли льняные. Помимо бархата с пушистой поверхностью, производилось большое количество тканей с серебряной или золоченой нитью.

Зеркальная аппликация бархатом по шёлковой основе

Испанская вышивка и кружева, прежде всего, отличаются выбором мотивов и своеобразием их трактовки, а также техническими приемами исполнения.

В аппликации испанские ремесленники использовали большое количество разнообразных материалов. Узор выкладывался однотонными тканями разного цвета. Узоры чаще всего были геометрические, напоминающие кованые металлические изделия. По краю узор обводился (иногда в два ряда) толстым шнуром, который пришивали крупными стежками. Это техника зеркальной аппликации, близкая к инкрустации, когда детали орнамента словно врезаны один в другой.

Фрагмент вышивки с узором из стилизованных цветов и завитков (кожа, шёлк, шнур, аппликация. Испания, начало XVII в.)

Орнаментальные формы и стилизованные цветочные мотивы (чаще всего гвоздики) декорировали кожаными блёстками-пайетками — маленькими кружками или ромбиками из так называемых «золочёных» кож, производством которых славилась Испания. Кожаные блёстки располагались в определённом порядке, дополняя элементы узора. Использование «золочёной» кожи является яркой национальной особенностью декора испанских вышивок.

Фрагмент вышивки с узором из стилизованных цветов и завитков (кожа, шёлк, шнур, аппликация. Испания, начало XVII в.)

Интересен фрагмент ткани с аппликацией из шёлковых тканей разных цветов по шёлковой основе. Контуры орнамента обшиты кручёным шнуром. Также мы видим на этом образце золочёные кожаные блёстки. По краю фрагмента пришита тесьма из кожи.

Фрагмент вышивки с узором из стилизованных цветов и завитков (кожа, шёлк, шнур, аппликация. Испания, начало XVII в.)Полоса с узором из фантастических существ, цветов и стеблей (ажурная вышивка шёлковыми и золочёными нитями. Испания, XVI в.)

В испанском кружеве с XVI века использовались те же техники, что и в других европейских странах, но были и сугубо национальные варианты кружевоплетения. Салфетки, накидки на подушки, скатерти и другие изделия отделывались цветным игольным кружевом с добавлением металлических нитей.

Полоса с узором из фантастических существ, цветов и стеблей (ажурная вышивка шёлковыми и золочёными нитями. Испания, XVI в.)

Узкая полоса цветной ажурной вышивки с изображением цветочного орнамента, чередующимся с фигурами крылатых драконов, привлекает к себе внимание. Взгляд то и дело останавливается на этом блестящем кружеве, шитом иглой. Основные элементы узора выполнены цветным шёлком с использованием золочёной нити.

Полоса с узором из фантастических существ, цветов и стеблей (ажурная вышивка шёлковыми и золочёными нитями. Испания, XVI в.)Полоса с узором из фантастических существ, цветов и стеблей (ажурная вышивка шёлковыми и золочёными нитями. Испания, XVI в.)Фрагмент кружева соль (льняная нить, кружево, шитое иглой. Испания, XVII в.)

Кружево «соль» (исп. sol – «солнце») — игольное кружево из льняных нитей с узором из круглых дисков-розеток, заполненных геометрическими или сильно стилизованными растительными мотивами. Испанские кружевницы переняли орнаментальные формы мавританского искусства более раннего времени и смогли воплотить их в белоснежных нитях. 

Фрагмент кружева соль (льняная нить, кружево, шитое иглой. Испания, XVII в.)

Мотивы солнечного диска с отходящими от него лучами можно видеть и в произведениях испанских стеклодувов. Такие узоры, выполненные в контрастном голубом цвете, украшают сервировочные блюда.

Фрагмент кружева с букетом из цветов (льняная нить, кружевоплетение. Испания, XVII в.)

Ещё один образец кружева, сплетённого на коклюшках. Узор чётко читается на сетке кружева. Крупные элементы узора, распластанность и статичность присущи испанским образцам кружевоплетения XVII века. Так своеобразно проявилась в кружеве тенденция искусства стиля барокко.

Вышивка по филейной сетке (льняные нити. Испания, XVII в.)

Белая вышивка по филейной сетке отличается грубоватостью исполнения, крупными ячейками сетки и монументальными орнаментальными формами. Это было свойственно именно испанским вышивкам по филейной сетке. Такие работы могли служить как подзорами в церковном, так и светском интерьере.

Покровы (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, XVII в.)

Покровы, или оффертори (offertоry), ипользовались для украшения католических церквей. Покровы были либо широкими прямоугольной формы из светлой льняной ткани с яркими вышитыми композициями в центре, либо в виде узких полос, часто из небеленого льна, с широкой каймой шитья из разноцветных нитей по краям. Для вышивки использовали некручёный шёлк синего, зеленого и оранжевого цветов. Узор вышивали в технике двуcторонней глади, которая дает эффект гладкой блестящей поверхности с лицевой и изнаночной стороны работы. Характерные мотивы испанской вышивки: цветы, плоды граната, птицы с цветком в клювах, фантастические звери, напоминающие львов с хвостами, похожими на хвосты драконов, которые заканчивались цветком или широким листом.

Покров с изображением фантастических существ (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, XVII в.)

На данном покрове вышиты фантастические животные, представляющие собой гибридов из головы дельфина, туловища льва и хвоста в виде скелета рыбы. Контуры спин звернй декорированы схематичным обозначением гривы или шипами.

Покров с изображением фантастических существ (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, XVII в.)Покров с изображением фантастических существ (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, XVII в.)

Оба покрова вышиты шёлковыми нитями по льняной основе. Вышивка по свободному контуру, внутри которой мотивы заполнены двусторонней счётной гладью.

Покров с изображением животных и вазы с цветами (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, XVII в.)

Центральное поле прямоугольного полотнища небелёной льняной ткани с чередованием прошивок занимает изображение двух львов возле вазы. Крупные фигуры животных, вышитые разноцветным шёлком, трактованы очень декоративно, с элементами экзотики. Их туловища украшает геометрический орнамент в виде ромбов и зигзагов, а хвост заканчивается цветком. Центральный мотив окружает ажурная сетка с геометрическими узорами (строчевая вышивка). Ещё одним цветовым акцентом является розовая шёлковая лента, уложенная зигзагом. Вышивку дополняют разноцветные кисточки из шёлковых нитей.

Покров с изображением животных и вазы с цветами (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, XVII в.)

Ещё один образец покрова с изображением фантастических зверей, птиц и стилированных крупных цветов, которые занимают центральное поле прямоугольного полотнища небелёной льняной ткани со вставками ажурной вышивки. Сверху и снизу — кайма из чередующихся фигурок птиц и животных, но меньшего размера. Вышивка выполнена в зеленовато-золотистых оттенках с вкраплением синих — типичная гамма региона Саламанки. Орнаментальные мотивы, созданные под влиянием искусства стран Латинской Америки, очень характерны для испанской вышивки XVII века.

Покров с изображением фантастических зверей, птиц и цветов (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, Саламанка (?), XVII в.)

Как мы видим, для испанской вышивки также свойственны чередование, ритмичность и симметричность композиции.

Покров с изображением фантастических зверей, птиц и цветов (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, Саламанка (?), XVII в.)Покров с изображением фантастических зверей, птиц и цветов (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, Саламанка (?), XVII в.)Покров с изображением фантастических зверей, птиц и цветов (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, Саламанка (?), XVII в.)Покров с изображением завитков (лён, вышивка; Испания, XVII в.)

Покров с изображением завитков и стилизованных побегов также необычен, в первую очередь, тем, что в основном вышит петельным швом с добавлением шва «козлик» и счётной глади. Вышивка, выполненная довольно толстыми льняными нитями, придаёт поверхности шероховатость. Стежки петельного шва вышиты одинаковой высоты и на одинаковом расстоянии друг от друга. Цветовая гамма выдержана в коричневых и голубых тонах. Подобные покровы использовались для украшения католических храмов.

Покров с изображением завитков (лён, вышивка; Испания, XVII в.)Покров с изображением завитков (лён, вышивка; Испания, XVII в.)Покров с изображением букетов, птиц и животных (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу; Испания, Саламанка (?), XVII в. )

Ещё один покров, притягивающий взгляд, — с изображением букетов, птиц и животных. Узор вышит шёлком двусторонней гладью. Внутри каждого элемента также видим чёткий узор в виде зигзагов, которые образованы стежками счётной глади. Вокруг вышивки гладью — строчевая вышивка по выдергу. Сочетание композиций из ажурных монохромных геометрических мотивов и полихромной вышивки шёлком является отличительной особенностью испанских изделий XVII века, предназначенных для украшения католических храмов.

Покров с изображением букетов, птиц и животных (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу; Испания, Саламанка (?), XVII в.)Покров с изображением букетов, птиц и животных (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу; Испания, Саламанка (?), XVII в.)Покров с изображением фантастических зверей, птиц и цветов (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади и по выдергу. Испания, Саламанка (?), XVII в.)Покров с изображением стилизованного орнамента и птиц (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и стебельчатым швом. Испания, XVII в.)Покров с изображением стилизованного орнамента и птиц (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и стебельчатым швом. Испания, XVII в.)Покров с изображением стилизованного орнамента и птиц (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади и стебельчатым швом. Испания, XVII в.)

Эти два покрова вышиты на тонкой домотканной ткани шёлковыми нитками в технике двусторонней глади и стебельчатым швом. Вышивка настолько качественно выполнена, что очень сложно определить, где здесь лицевая сторона, а где изнаночная. Это образцы домашней работы; такие покровы в Испании прихожане приносили в храм в качестве подношений.

Покров с изображением крупных цветов тюльпана и гвоздики (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади. Испания, XVII в.)Покров с изображением крупных цветов тюльпана и гвоздики (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади. Испания, XVII в.)Покров с изображением крупных цветов тюльпана и гвоздики (лён, шёлковые нити; вышивка в технике двусторонней глади. Испания, XVII в.)

Вышивка тёмным или чёрным шёлком — ещё одна из примечательных черт испанского текстиля. Тёмным шёлком украшали скатерти, узкие покровы, а позже — в XIX веке — детали женского костюма и аксессуаров. Монохромный узор из шёлковых нитей контрастно выделялся на светлом фоне льняных тканей. Узоры выбирались традиционные: цветы гвоздики, тюльпана, букеты в вазах, фигурки птиц и животных.

Часть скатерти с узором из букетов цветов и птиц (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади; Испания, Сеговия (?), XVII в.)

Лично меня скатерть, вышитая чёрным толстым некручёным шёлком, впечатлила больше всего. Здесь вышивка по свободному контуру, а внутри неё заполнение счётной двусторонней гладью, которая, в свою очередь, образует орнамент внутри элементов. За счёт толстого шёлка вышивка смотрится объёмной. Чёрный шёлк со временем полинял, в итоге ткань получила такой необычный окрас.

Часть скатерти с узором из букетов цветов и птиц (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади; Испания, Сеговия (?), XVII в. )

По нижнему краю узор сгруппирован в широкую кайму, где чередуются птицы и чаши с гвоздиками. Средняя часть скатерти заполнена одиночными элементами: букетами из крупных тюльпанов, плодов граната и птицами с цветком тюльпана в клюве. Фигуры фантастических львов имеют орнаментально украшенные хвосты, которые также заканчиваются цветком. Как мы видим, на скатерти преобладают тюльпаны, очень популярные в XIX веке, делая отсылку на восток, а также фантастические львы, которые, скорее всего, навеяны походами в Южное полушарие.

Часть скатерти с узором из букетов цветов и птиц (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади; Испания, Сеговия (?), XVII в.)Часть скатерти с узором из букетов цветов и птиц (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади; Испания, Сеговия (?), XVII в.)Часть скатерти с узором из букетов цветов и птиц (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади; Испания, Сеговия (?), XVII в.)Часть скатерти с узором из букетов цветов и птиц (лён, шёлковые нити, вышивка в технике двусторонней глади; Испания, Сеговия (?), XVII в. )Вышивка с изображением вазонов с цветами и птиц (бархат, серебряные и шёлковые нити; вышивка в технике рельефного шитья и глади. Испания, XVII в.)

Вышивка с вазонами с цветами и птицами выполнена по синему бархату серебряными и шёлковыми нитками в технике рельефного шитья и глади. Вышивка чуть приподнята над фоном за счёт рельефного шитья, а серебряные нити придают ей блеск. Ткань обшита вязаной каймой с кистями — редкий пример сохранившейся отделки в произведениях шитья.

Вышивка с изображением вазонов с цветами и птиц (бархат, серебряные и шёлковые нити; вышивка в технике рельефного шитья и глади. Испания, XVII в.)Вышивка с изображением вазонов с цветами и птиц (бархат, серебряные и шёлковые нити; вышивка в технике рельефного шитья и глади. Испания, XVII в.)

Екатерина Хохлова, с которой мы вместе ходили на мероприятие, записала интересное видео про эту выставку. Очень советую посмотреть его.

Выставка «Испанский стиль: стекло и художественный текстиль XVI—XIX веков в собрании Эрмитажа» проходит с 23 февраля по 18 сентября 2022 года в Синей спальне Зимнего дворца
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2

При написании статьи использованы материалы каталога «Испанский стиль», авторы Е. А. Анисимова и Т. Н. Косоурова. Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2022

***

Пройдёмся по Эрмитажу — здесь можно найти много вышитых изделий.

Если присмотреться, можно увидеть вышивку на скатерти.

Ширма, вышитая художественной гладьюЭкран для камина, вышитый стеклярусом

Про экран для камина, вышитый стеклярусом, я уже рассказывала — здесь техника вышивки, схожая с той, в которой вышиты панно в знаменитом Стеклярусном кабинете.

Диван, вышитый гобеленовым швом. Если присмотреться, фигуры вышиты более мелким швом (petit point), а фон — более крупным.

Мне кажется, этот столик с вышитой бисером столешницей, чаще всего мелькает у любителей вышивки 🙂

Я впервые увидела знаменитую библиотеку в Эрмитаже! Она невероятная!

Если не знаете, куда сходить в Питере этим летом, посетите Эрмитаж 😉

Spanish Embroidery — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
1000+ релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • V&A · Мексиканская вышивка

    Вышивка имеет долгую историю в Мексике. Большая часть текстиля доиспанской эпохи погибла, поврежденная жарой и влажностью, но сохранившиеся фрагменты ткани доказывают, что на одежде иногда использовалась декоративная строчка. Когда испанские конкистадоры достигли Мексики в 1519 году, они были полны похвал достижениям прядильщиков, красильщиков, ткачей и вышивальщиц. После завоевания в миссионерских центрах широко преподавали навыки испанского рукоделия, в том числе широкий спектр стежков, многие из которых, как полагают, возникли в Древнем Египте, Персии и других частях Ближнего Востока. Дальнейшее вдохновение позже было получено из текстиля, импортированного из Китая и Филиппин. Сегодня мексиканки вышивают домашнюю и покупную ткань с широким выбором стежков и рисунков.

    Белые изделия
    После завоевания Мексики испанцами католические монахини снабжали свои церкви «белыми изделиями». Этот термин используется для текстиля, где строчка того же цвета, что и основная ткань, обычно из белого льна, и включает в себя технику «дешиладо» или нарисованную нить. При дешиладо из основной ткани вытягиваются выбранные нити; остальные переплетены и укреплены декоративной строчкой.

    Как и в Испании, вытянутая нить широко использовалась для украшения белых льняных крестильных платьев и шляп, свадебных рубашек, алтарных скатертей, стихарей для мальчиков-певчих, священнических альбов и других религиозных одежд. сложный 19Алтарный покров 19-го века в нашей коллекции имеет широкую центральную часть, вышитую нитками. Алмазы, расположенные в виде решетки, заполнены тонко обработанными узорами. К ним относятся обезьяны-пауки, русалки, женщины в шляпах и широких юбках, птицы многих видов, цветы, священные сердца, кресты и руки.

    Алтарная ткань, неизвестно, 19 век, Мексика. Завещан Альфредом Персивалем Модслеем. Музей №. Т.67-1931. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Пробники, стежки и мотивы
    Девочек всех слоев общества обучали рукоделию. Атласные или плоские стежки часто использовались для животных, птиц, цветов и листвы; такие устройства затенения, как «длинный и короткий», позволили вышивальщицам добиться тонких изменений цвета. Хотя вышивальные нити были в основном шелковыми, хлопчатобумажными или льняными, металлические нити иногда использовались для одежды элиты и для церковной работы. С помощью техники, известной как кушинг, позолоченные нити и изнаночные нити (очень тонкая золотая или серебряная проволока) укладывались по поверхности земли и закреплялись последовательностью небольших стежков.

    В Мексике, как и в Европе, семплеры (или примеры) позволяли ученикам практиковать свои вновь приобретенные навыки. Пробники были подготовкой к взрослой жизни. Творцы знали, что их навыки рукоделия помогут им после замужества организовать свое домашнее хозяйство и управлять своими личными украшениями и украшениями своей семьи. Они также предоставили им полезные памятки о стежках и рисунках. Для более опытных рукодельниц сэмплеры служили методом измерения и записи их достижений. С первых десятилетий колониального господства сохранились немногие семплеры, если вообще сохранились, но примеры конца 18-го и 19-гого века предлагают бесценную информацию о дизайне и технике вышивки.

    Прекрасный льняной образец из нашей коллекции вышит золотыми нитками, изнаночными нитями, блестками (маленькими пайетками из блестящего металла) и цветными шелками с изображением бабочки, птиц, животных, цветов и религиозных символов. Золотая нить прошита гладью и прошита гладью. Мерцающие шелка используются для атласных, длинных и коротких, контурных и стебельчатых стежков с французскими узелками.

    Сэмплер, неизвестный, 1770-179 гг.9, Мексика. Завещан А. Ф. Кендриком.
    Музей №. Т.91-1954. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Перекрещенные стежки, чрезвычайно модные в Европе в 19 веке, стали настолько популярными в Мексике, что со временем затмили большинство других стежков. Считая основу и уток земли, которая часто была льняной, вышивальщицы наполняли пробники плотно расположенными мотивами животных, птиц и растений. Этот стиль работы был популярен для украшения скатертей, покрывал, подушек и других видов домашнего белья.

    Образец хлопка, богатый образами и вышитый хлопковыми нитками, изображает оленей в шахматном порядке, натуралистическую кошку, яркого петушка и других существ разных размеров, перемежающихся декоративными линиями цветочного и лиственного узора. Орел с распростертыми крыльями и змеей в клюве, сидящий на нопале (кактусе опунции), напоминает об основании ацтекского города Теночтитлан. Когда в 1821 году закончилось испанское правление, этот дизайн стал популярным символом независимости и национальной гордости. Сэмплеры этого типа, характеризующиеся случайным размещением отдельных мотивов, известны как точечные сэмплеры.

    Пробоотборник, неизвестный, середина 19 века, Мексика. Музей №. Т.565-1919. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Функциональный аспект изготовления семплеров часто представлялся включением штопальных и вставочных стежков вместе с областями нарисованной нити и ришелье. Некоторые производители включали буквы алфавита, что считалось полезной практикой для маркировки белья. Образец льна, датированный 1870 годом, был вышит шелком Вирджинией Самтибаньес. Ряд геометрических узоров, стилизованных птиц и растительных мотивов вышивались крестиком. Она также включила участки с нарисованными нитками. Хотя производитель выполняла рутинную задачу в рамках своего обучения, ее творческий подход и чувство дизайна сделали стандартизированное упражнение персонализированным. Сэмплеры этого типа известны как «полосные» сэмплеры. Подобные узоры, расположенные ровными рядами, служили бордюрным украшением для белья, домашней утвари, костюмных принадлежностей и кошельков.

    Сэмплер, Вирджиния Самтибаньес, 1870 г., Мексика. Завещан Альфредом Персивалем Модслеем. Музей №. Т.288-1928. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Стеклянные бусины были завезены в Мексику после испанского завоевания. Из-за колониальных ограничений на импорт стеклянные бусы оставались в дефиците до обретения независимости, когда возросшая доступность сделала их популярными для изготовления пробников, салфеток и отделки костюмов. Один образец, изготовленный Энкарнасьоном Кастелланосом и датированный июнем 1850 года, имеет небольшие панели, изящно вышитые крошечными стеклянными бусинами. Узоры из бисера включают обезьяну-паука рядом с домом и деревом, а также линии цветочного декора.

    Сэмплер, Encarnación Castellanos, 1850, Мексика. Завещан А. Ф. Кендриком. Музей №. Т.92-1954. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Сэмплер (фрагмент с секциями из бисера), Encarnación Castellanos, 1850 г., Мексика. Завещан А. Ф. Кендриком. Музей №. Т.92-1954. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Печатные книги с образцами, распространенные в большей части Европы после 16 века, оставались редкостью в Испании и на испанских территориях, где сэмплеры продолжали служить в качестве инвентаря для дизайна. Даже сегодня в общинах коренных народов, где вышивка считается важным навыком, некоторые девушки все еще делают семплеры.

    Вышитые huipiles
    Наша текстильная коллекция включает редкую и интересную группу huipiles (традиционных женских туник) 19-го века, вероятно, изготовленных в масатекском городе Сан-Бартоломе-Аяутла, штат Оахака. Одно было соткано на ткацком станке из белого хлопка ручного прядения и собрано из трех панелей. Красной хлопчатобумажной нитью вышивали симметрично расположенные узоры гладью. Треугольные урны с цветами, окруженные птицами, представляют собой стилизованную версию универсального и всегда популярного лиственного мотива «дерево жизни». Идея «Мирового дерева», важная во многих культурах, была частью космологии ацтеков, майя и других древних цивилизаций Мексики. Вырез горловины (разрез в центре полотнища) и проймы окаймлены широкими полосами отстрочки. Две горизонтальные полосы с цветочными мотивами украшают нижнюю часть изделия. Интересно, что все стежки вертикальные; только область проймы имеет горизонтальные стежки.

    Huipil (женская туника), неизвестно, 1800-е годы, штат Оахака, Мексика. Музей №. Т.75-1922. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Хотя в штате Оахака проживает большое количество коренного населения, и многие женщины до сих пор носят самодельные уипили, этот трудоемкий стиль вымер несколько десятилетий назад среди масатеков. Современные образцы редко бывают такими сложными. С индустриализацией доступность ткани и ниток, производимых в промышленных масштабах, увеличилась. Mazatec huipil вступил в переходный период, поскольку женщины постепенно отказывались от этого стиля ручного ткачества.

    Еще один экземпляр XIX века сделан из купленного хлопчатобумажного полотна одной ширины. Сшитый по бокам и подшитый по низу, он имеет вырез для головы. Плотно расположенные узоры покрывают всю поверхность одежды. Связанные красными и синими хлопковыми нитками и небольшим количеством шерсти, они включают цветы, птиц и оленя в центре. Стежки — проложенный атлас, стебель и длинноплечий крест — со временем ослабли и ослабли. Плоская вышивка этого типа, когда на оборотной стороне используется очень мало ниток, является экономичной формой украшения, которая до сих пор практикуется во многих районах Мексики.

    Huipil (женская туника), неизвестно, 1870 – 1900, штат Оахака, Мексика. Завещан Альфредом Персивалем Модслеем. Музей №. Т.28-1931. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Одежда коренных народов проста в изготовлении. Их визуальный интерес и элегантность мало чем обязаны пошиву; вместо этого они полагаются на внешний вид и текстуру ткани, а также на эстетическую привлекательность дизайнерских мотивов. Создатель «двуглавого орла» huipil был очень искусным, работая с белым хлопком ручного прядения на ткацком станке с задним ремешком, перемежая пять нитей (строк) полотняного переплетения с одной нити марлевой ткани, чтобы создать основу. ткань.

    Huipil (женская туника), неизвестно, 1850 – 1907, штат Оахака, Мексика. Завещан Альфредом Персивалем Модслеем. Музей №. Т.264-1928. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Также сотканы эффектные узоры, прошитые парчой с дополнительными красными хлопковыми нитями. Вышивка крестом была использована для украшения области плеч и квадратного выреза горловины. Короткий кусок ткани, сотканный, как описано, был добавлен к каждой из трех панелей, чтобы сделать одежду длиннее. Двуглавый орел, часто изображаемый до испанского завоевания и повторяющийся здесь, может быть древним рисунком. Змей N-образной формы, показанный дважды, сильно напоминает доиспанского пернатого змея.

    Huipil (женская туника), неизвестно, 1850 – 1907, штат Оахака, Мексика.