Содержание
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве.
Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет , 1873 г.
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге
Столичный город встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Васнецов успешно был зачислен в Академию с первой попытки, но из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами. Он подхватил на кисть остросоциальные темы и стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов.
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. , художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»
В.М. Васнецов о своем творчестве
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881—1898
Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Аркадий Казанцев: «Крамской умер как художник — с кистью в руке»
Комсомольская правда
Результаты поиска
ЗвездыКультураКультура: изобразительное искусствоКоллекция «КП» «Великие художники»
Екатерина МИШИНА
7 декабря 2010 0:01
Тринадцатый том коллекции «Великие художники», изданной газетой «Комсомольская правда», в Барнауле появился в продаже 7 декабря [видео]
Член Союза художников РФ, художник, график, преподаватель Новоалтайского государственного художественного училища Аркадий Казанцев поделился мыслями о своем восприятии творчества великого мастера Ивана Крамского:
— Без Крамского я не представляю своей жизни. Мне было около 4-5 лет, когда мы вместе с мамой рассматривали дома подборку из Третьяковской галереи. Там были и работы Крамского. На мой взгляд, это бриллиант в короне русской культуры, он вошел в золотой фонд мастеров. Это настоящий творец психологического портрета. В этом ему просто нет равных.
Очень значима и для культуры, и для меня лично его работа под названием «Христос в пустыне». Полотно потрясает масштабом и той долей ответственности, которую вложил в нее художник. Крамской вынашивал этот замысел около пяти лет. Причем, просто удивительно, что Иван Крамской написал картину, будучи достаточно молодым человеком. По сюжету «Христос в пустыне» достаточно академичен. А вот по трактовке – нет. Художнику удалось передать сложное психологическое состояние человека, находящегося на перепутье. Ситуация в России тоже напоминала в то время пустыню – серьезная цензура, восстания против академической живописи, отмена крепостного права, революционная ситуация, крестьянские бунты… Поза, руки, взгляд Христа, колорит – все это выглядит очень скупо и как раз поэтому передает сложность выбора.
Иван Крамской – непревзойденный портретист. В его коллекцию портретов входят и правители народа, и повелители идей и мыслей того времени. Он писал Толстого, Некрасова, Шишкина, Менделеева и многих других. К примеру, портрет Льва Толстого Крамской писал одновременно в двух экземплярах. Первый – по заказу Третьякова, второй – по требованию самого Льва Толстого. Дело в том, что Толстой долгое время отказывался позировать, но после уговоров все-таки уступил, правда, с условием – второй портрет останется у него в семье.
Замечательны портреты у него крестьянских мужичков — например, Мины Моисеева.
В технике Ивана Крамского нет выдающихся открытий, у него подробная, сухая живопись. Его портреты психологичны. Мы как будто видим человека под увеличительным стеклом, его мысли, чувства и переживания.
Иван Крамской стоит у истоков движения передвижников. Выйдя из академии, художник спустя время подверг критике ее устав и оторванность от реальной жизни.
Он даже умер как художник – у незаконченного портрета, с кистью в руке. За 30 лет творчества Крамской создал несколько величайших работ. Он работал плодотворно, серьезно и с большим напряжением.
Член Союза художников РФ Аркадий Казанцев о коллекции «КП» «Великие художники»
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Щетка для любой работы
Щетки бывают разных форм и размеров, каждая из которых предназначена для разных целей. В The Army Painter у нас есть три линейки кистей; Хобби, Wargamer и Мастер-класс. Каждая отдельная кисть названа так, чтобы вам было проще выбрать подходящую кисть для работы. Наши кисти для хобби с красными ручками и синтетическим ворсом идеально подходят для знакомства с хобби. В кистях Wargamer с белой ручкой используется наша фирменная треугольная ручка для идеального захвата, а также различные типы щетины, включая Rotmarder Sable. Наши кисти Masterclass — лучшие из лучших! Эти специализированные кисти с черными ручками и премиальной колонкой цвета соболя обеспечивают непревзойденный профессиональный опыт рисования.
Кисти Masterclass
Кисть Kolinsky Masterclass
Кисть Wargaming: Kolinsky Masterclass — это вершина точности для прорисовки мелких бликов и деталей.
Миниатюрная драйбраш
Наша самая маленькая драйбраш Masterclass. Мягкая козья шерсть и круглые головки обеспечивают беспрецедентно плавное и тонкое нанесение Warpaints™.
Умеренная сухая кисть
Рабочая лошадка в нашем наборе для сухой кисти Masterclass. Каждый раз он будет оставлять идеальные результаты.
Могучая кисть
Самая мощная кисть. Сверхэффективно работайте над своей армией, добавляя блики на целые миниатюры с помощью этой большой мягкой сухой кисти.
Доступные кисти Masterclass
Кисти Wargamer
Кисть Regiment Brush
Кисть Regiment Brush — бесспорный король эффективности и скорости покраски армии.
Характерная кисть
Идеальная кисть для выделения краев. Максимальный контроль и правильный размер.
Wargamer: Detail Brush
Wargamer: Detail Brush идеально подходит для тонкого выделения краев и проработки деталей.
Wargamer: The Psycho
Некоторые говорят, что это всего лишь легенда. Используйте его, когда никакая другая кисть не может справиться с этой задачей.
Wargamer: Monster Brush
Кисть Monster — отличный выбор, когда вы рисуете большую модель или применяете много заливок.
Wargamer: малая сухая кисть
Наши скошенные щетинки Wargamer Drybrush идеально подходят для труднодоступных мест на вашей миниатюре. Если у вас есть только одна драйбраш, то это должна быть она.
Wargamer: большая драйбраш
Однажды попробовав драйбраши Wargamer с наклоном 43°, вы больше никогда не вернетесь.
Wargamer: Автомобильная щетка
Большие поверхности? Работаете с Quickshade Dip? Это твоя кисть!
Ручка Pro
Эргономичные треугольные ручки кистей Wargaming обеспечивают более естественный и удобный захват. Повышение точности с помощью деталей и базового покрытия!
Доступные кисти Wargamer
Кисти для хобби
Hobby: Кисть для нанесения базового покрытия
Кисть для нанесения базового покрытия — это наша синтетическая рабочая лошадка, которой хватит на многие модели. Он также идеально подходит для нанесения смывок.
Хобби: Кисть для выделения
Отлично подходит для наслоения бликов на ваших миниатюрах и выделения краев панелей брони.
Хобби: кисть Precise Detail Brush
Синтетический прецизионный инструмент. Нарисуйте эти удивительные детали этой кистью.