Картина пар: история картины и исторический контекст

история картины и исторический контекст

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В новом выпуске погружаемся в пучину промышленной революции в Великобритании начала XIX века, а также смотрим на картину великого Уильяма Тернера в срезе эпохи.

Теги:

искусство

«Дождь, пар и скорость» —картина Уильяма Тернера, английского художника, писавшего в жанре романтизма. Ряд его работ, включая предмет этого разбора, отличает довольно нестандартная для романтизма реалистичность. По этой причине во всех упоминаниях Тёрнера говорится, что он «вдохновил импрессионистов» и был «предтечей импрессионизма».

Написанная в 1844 году картина «Дождь, пар и скорость» — действительно удивительная. Тернер смог передать движение поезда сквозь дождь столь же талантливо, как Айвазовскому удавалось писать волны. Но что чувствовали современники Тернера, когда смотрели на эту картину? В каком историческом контексте она была написана?

Объездив всю Англию, Шотландию и половину Европы в дилижансах, Тернер был одним из первых, кто протестировал более быстрый и удобный способ передвижения. После поездки по Большой западной железной дороге, связывавшей юго-запад и западные земли с Лондоном, Тернер впечатлился и написал картину — считается, что на ней как раз изображен железнодорожный мост Мейденхед и вид на восток, в сторону Лондона.

В то время английское общество со скоростью изображенного паровоза приближалось к пику железнодорожной мании.

Строительство в 1830 году первой в мире железной дороги, связавшей два крупных города, промышленный Манчестер и портовый Ливерпуль, запустило железнодорожную революцию. Сама дорога была вполне коммерчески успешна, а отмененный правительством в 1825 году «акт о пузырях» позволял, по сути, любому количеству лиц инвестировать в новые компании. Инвестировать в железные дороги считалось выгодным, и это делали очень многие, иногда вкладывая буквально все, что у них было. По сути, любой мог открыть компанию, получить инвестиции и землю под строительство. Никто не проверял, будет ли этот проект в итоге успешным, нормативы были введены позднее.

Количество компаний росло как на дрожжах еще и потому, что привлекать инвесторов стало проще благодаря параллельному бурному развитию медиа, вызванному другими технологическими открытиями XIX века — в частности, изобретением фотографии, которая сыграла переломную роль в развитии журналистики, значительно увеличив популярность прессы и рост ее тиражей. Фоторепортеры постепенно начали заменять художников.

На рост тиражей влияло и появление первых скоропечатных машин. Количество оттисков за время их усовершенствования выросло с 400, которые могла произвести первая машина Фридриха Кенинга в 1810 году, до 2000 в середине XIX века и примерно 30 тысяч к концу столетия.

Сама журналистика в то время претерпела изменения: к 1830-м раcцвели пышным цветом ежедневные газеты, построенные по тиражно-рекламной спирали: рекламодатель покупает не место в газете, а количество читателей. Чем больше тираж газеты, тем выше цена рекламы в ней. Соответственно, увеличение тиража газеты приводило к повышению цены на рекламу, а вырученные деньги опять шли на рост тиража. Благодаря этому газеты с большим количеством рекламы товаров и услуг продавались ниже себестоимости, что делало их доступными широким слоям населения.

Разумеется, железнодорожные компании активно размещали свою рекламу в ставшей такой доступной и массовой прессе.

Звезды сошлись, и на конец 1845 года, по разным данным, было зарегистрировано от 1112 до 1428 железнодорожных компаний.

Но все подобные пузыри имеют срок годности. Когда эти компании приступили к работе, стало понятно, что не все проекты строительства дорог настолько выгодны, как это казалось. Пузыри начали сдуваться один за другим, цены перестали расти, мания пошла на спад. Тем не менее за время бума было построено значительное количество полезных маршрутов, и все это имело огромное влияние на социальную культуру. Время путешествия из одной точки в другую сильно сократилось. До пригородов стало быстрее добираться. В Англии художники стали все чаще выставлять в Королевской академии пейзажи графства Суррей: до него можно было быстро доехать из Лондона с обратным билетом на тот же день.

Путешествия среди британцев подстегнула и поездка королевы Виктории в 1842 году по железной дороге из городка Слау в Лондон. Королева отметила, что поезд идет мягко и его не трясет, как карету, и порадовалась отсутствию жары и пыли. Мнение Виктории имело огромный вес для нации, поэтому использование железных дорог приобрело еще и некий сакральный смысл.

Как вишенка на торте, денежные состояния, которые удавалось нажить в период расцвета инвестиций в строительство железных дорог, впервые позволили разбогатевшим промышленникам и их семьям тратить деньги на предметы искусства. А так как художники всегда писали в основном на заказ, стало больше работ, угождавших сугубо коммерческим вкусам того времени. Многие промышленники благоволили импрессионистам, что в том числе повлияло на рост популярности работ в этом стиле.

Попробуйте посмотреть на картину взглядом из «той эпохи» и вообразить, какой эффект промышленная революция оказала на людей того времени и что они чувствовали, когда разглядывали элементы картины.

С одной стороны, они видели несущийся из облака дождя и пара поезд — на тот момент вершину технологического прогресса, инвестиции в который дали возможность многим обычным людям увеличить свое благосостояние. Тогда казалось, что сеть дорог будет бесконечно расти и прогресс ничто не остановит.

Когда У. М. Теккерей увидел картину в 1844 году, он был поражен энергией поезда, который «едва сдерживался рамками холста»: «На вас едет поезд, двигающийся со скоростью пятьдесят миль в час. Вы должны поторопиться, чтобы застать его, пока он не вылетел за пределы картины через противоположную стену и не оказался на Чаринг-Кроссе».

А с другой стороны, на картине контрастно изображена жизнь, которая еще недавно была абсолютно привычной: пахарь справа, лодка на Темзе (вероятная отсылка к тому, что еще недавно Британия была страной преимущественно водного транспорта), группа людей слева в поле, которые машут поезду. И маленький едва заметный заяц, выскочивший на пути перед поездом: неравная борьба природы и технологий (да, там есть заяц, представляете).

Наверное, лучше, чем Эжен Делакруа в 1856 году, эти эмоции выразить нельзя:

«Скоро мы и шагу не сможем ступить, не наткнувшись на это бесовское изобретение, паровоз. Поля и горы распашут, чтобы проложить рельсы: мы будем летать туда-сюда, как птицы по воздуху, едва успев на лету кивнуть друг другу. Мы уже не будем путешествовать ради того, чтобы увидеть прекрасные новые страны и местности, но лишь для того, чтобы достичь одного пункта назначения и тотчас отправиться в другой. Люди начнут ездить с парижской фондовой биржи на петербургскую, ибо предпринимательство заявит свои права на всякого, едва только урожай перестанут собирать вручную, а земля — нуждаться в тщательном, любовном уходе и присмотре. Жажда обогащения, в конечном счете не приносящая блаженства, скоро превратит всех нас в биржевых маклеров».

Какую пронзительную историю скрыл на картине «Дождь, пар и скорость» английский мастер пейзажей Уильям Тернер


Уильям Тернер был одним из ведущих британских художников своего времени, который за 60 лет творческой и насыщенной карьеры изменил общественное мнение о пейзажах и акварельной живописи. Одно из знаковых произведений – «Дождь, пар и скорость» — в котором художник мастерски изобразил поезд под дымчатой дождевой завесой, а также скрыл актуальную проблему бытия.

О художнике – мастере штормов и пейзажей

Тернер Джозеф Мэллорд Уильям (более известный как Уильям Тернер) был одним из ведущих британских художников своего времени, который за 60 лет творческой и насыщенной карьеры изменил общественное мнение о пейзажах и акварельной живописи. С детства Тернер рос невероятно талантливым ребенком. Впоследствии ему удалось поступить в Королевскую академию художеств, где он выставил свою первую акварель в возрасте 15 лет. Параллельно он обучался в студии архитектурного рисовальщика и топографа Томаса Малтона. В конце концов, Тернер получил популярность как топограф-акварелист, хотя он был одинаково искусен в масле и широко экспериментировал с другими различными техниками.

Наибольшую известность он получил за мастерские изображения величественных штормов, а также атмосферные и повествовательные пейзажи. Многие его работы ссылались на литературу,мифологию и историю. Уильям Тернер стал известен как «художник света» из-за его восхитительной палитры с яркими, смелыми цветовыми схемами, а также морскими пейзажами. Неспроста его считают излюбленным английским художником-романтиком. Интересно, что Тернер завещал большую часть своих произведений искусства своей стране.

Инфографика: о художнике

«Дождь, пар и скорость»

В 1844 году Уильям Тернер написал картину маслом «Дождь, пар и скорость», которая выражает величественный пик пейзажной работы. Картина представляет собой абстрактное видение локомотива, мчащегося по мосту во время шторма. На картине Тернера дождь сливается с паром и дымом, создаваемым поездом. Возникает впечатление тумана, который Тернер очень любил изображать. Сквозь туман под мостом светится Темза. Черный паровоз — единственная резкая и четкая фигура на этой картине. Он устремляется к зрителю, словно железный кулак, отталкивающий природу.

Удивительные мазки – капли дождя — создают дымчатую завесу над мчащимся поездом, который движется к месту назначения. Полупрозрачность серых и белых облаков подчеркивает интенсивность дождя, в то время как далекий мост и пейзаж, оставшийся позади, исчезают.

Фрагмент поезда на картине «Дождь, пар и скорость»

История картины

В XIX веке Британия кардинально изменилась, поскольку созданные железные дороги проложили путь через поля и реки, чтобы связать города по всей стране. Великобритания строила железные дороги и поставляла поезда во многие части мира. Они изрыгали пар и дым, наполнявшие воздух, иногда вместе с дождем и туманом, покрывая пейзаж занавесом из белых и коричневых цветов.

«Дождь, пар и скорость»/ Фото: nationalgallery.org.uk

Эта работа изображает проект Великой Западной железной дороги. Проект принадлежал одной из частных британских железнодорожных компаний, созданных для разработки этого нового вида транспорта. Место действия сцены — железнодорожный мост Мейденхед через Темзу. Эта сцена интерпретировалась по-разному: демонстрация концепции скорости, ограничений технологии или угрозы, которую технология представляет для природы. Паровой поезд мчится по мосту, а вокруг него кружится дождевой вихрь.

Впереди поезда бежит крошечный заяц — традиционный символ скорости. По обе стороны — золотой пейзаж, пасторальный, залитый солнцем и деревенский. Картина импрессионистская до невозможности! Это радостный праздник новой технологической мощи. Критики, увидевшие оригинальную картину, были сбиты с толку, но также очарованы тем, как художник трактует такую актуальную тему, особенно его драматическим воспроизведением скорости.

Фрагмент картины (заяц) / «Дождь, пар и скорость»

Известно, что импрессионисты сосредотачивались не на деталях, а на общей идее сюжета или объекте, используя основные цвета и мелкие мазки. Особенно любили импрессионисты передавать отраженный свет. Вполне можно утверждать, что художник Тернер был первым настоящим «импрессионистом» среди английских мастеров. Безусловным достижением и успехом Тернера было то, что работу «Дождь, пар и скорость» выставляли в Лондонской Королевской академии в 1844 году. Ныне она находится в Национальной галерее.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

500+ фото пар | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

500+ фото пар | Скачать Free Images на Unsplash

  • ФотоФотографии 10k
  • Пачка фотографийКоллекции 10k
  • Группа людейПользователи 40

свадьба

держатся за руки

помолвка 900 11

романтичный

семейный

свадебная пара

черная пара

брак

друзья

пожилая пара

логотип Unsplash

Unsplash+

Совместно с Ave Calvar

Unsplash+

Разблокировать

usegenzgen-z

Альвин Махмудов

Dance images & imagesmale

900 10 –––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Энтони Тран

Свадебные фоныазиатские людидалат

Зарина Искарова

казахстанодеждаодеждаодежда

Пабло Хеймплац

индиярукишимла

900 30 Центр улучшения старения

прачечнаяLove imageswashing

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Франком ван Хулстом PO Find X5 Pro

Люди изображения и картинкиHd серые обоиэлектроника

gaspar zaldo

человеческое лицопальто

Center for Aging Better

caninegay kissmen

Keith Tanner

old agepensionerselderly

Зарина Искарова

kapchagaystandingNature images

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Франком ван Хулстом предприятиеTravel images

Андрес Молина

High Point OverUnited StatesКолорадо-Спрингс

Калеб Экерот

романтикаЛюди фото & imagesОбложка фото и изображения

Джонатан Борба

силуэткрасивая парапрямой контакт

Dương Hữu

счастливая парадержится за рукипара держится за руки

Brooke Cagle

рука держитЖенские изображения и фотографиирука об руку

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Натальей Блаут

Unsplash+

Разблокировать

Hd обои праздникотпускПляж фото и картинки

Кэндис Пикард

отношенияboyfdiana dea Lodge

объятияgenzgen-z

Свадебные фоныазиатские людиda lat

indiahandsshimla

Люди изображения и картинкиHd серые обоиэлектроника

человеческое лицопальто

старостьпенсионерпожилой

автомобильприключенияПутешествия фото

романтикаЛюди фото и картинкиОбложка фото и изображения

счастливая парадержится за рукипара держится за руки

Hd праздник обоиотпускПляж изображения и картинки

–– –– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Dance images & imagesмужской

kazakhstanapparelодежда

прачечнаяLove imagesстирка

campingspring breakoutdoors

caninegay kissmen

капчагайстояниеприрода картинки

высокая точка пропускаСоединенные ШтатыКолорадо-Спрингс

силуэткрасивая парапрямой контакт

рука держитЖенщины изображения и фотографиирука об руку

Похожие коллекции

Пара

814 фото · Куратор Элизабетта Де Санктис

Пара

580 фото · Куратор Франческа Тирико

Пара

419 фото · Куратор Пабло Рамос

казахстанодеждаодежда

кемпингвесенние каникулына открытом воздухе

старостьпенсионерыпожилые люди

хайпойнт Штаты Колорадо-Спрингс

счастливая парадержится за рукипара держатся за руки

отношенияboyfdiana dea Lodge

Dance images & imagesмужской

indiahandsshimla

caninegay kissmen

VehicleadventureTravel images

романтикаЛюди фото и фото на обложке

рука держитЖенщины фото и фоторука об руку 90 011

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Свадебные фоныазиатские людиda lat

прачечнаяЛюбовь фотостирка

Люди фотоHd серые обоиэлектроника

humanfaceovercoat

Похожие коллекции

Пара

814 фото · Куратор Элизабетта Де Санктис

Пара

580 фото · Куратор Франческа Тирико

900 10

Пара

419 фото · Куратор Пабло Рамос

kapchagaystandingNature images

силуэткрасивая парапрямой контакт

Hd праздник обоиотпускПляж изображения и картинки

Просматривайте премиум-изображения на iStock | Скидка 20% на iStock

Логотип Unsplash

Сделайте что-нибудь потрясающее

750+ фото пар | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

750+ фото пар | Скачать Free Images на Unsplash

  • ФотоФотографии 10k
  • Стопка фотографийКоллекции 2.2k
  • Группа людейПользователи 13

пара

человек

на улице 900 11

свадьба

одежда

одежда

романтика

природа

рука

Логотип Unsplash

Unsplash+

Совместно с JSB Co. 010 –––– –––– –––– – –––– – – ––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Nathan Dumlao

Los AngelescoupleCandles

Hannah Skelly

Любовь и сексуальные фоны для мусора

Элвин Махмудов

Love Imageswomen Изображения и картинки.0011

Daniel J. Schwarz

schlegeisstauseeaustriabridge

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Ave Calvar

Unsplash+

Разблокировать

genzphotoshootgen-z

Джонатан Борба

свечаHd fire wallpapersselopment

Mayur Gala

Sun images & обоиСердце фотографииВеб-фоны

PHUOC LE

держатся за рукипара голпара держатся за руки

Shingi Rice

гей-парочказнакомствоквир-свидание

Этьен Буланже

грустная любовьгрустная пара

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Франком ван Хулстом

Unsplash+

9 0010 Unlock

campingspring breakoutdoors

Devon Divine

красивая параПоцелуй фотоАвтомобили фото

Джонатан Борба

силуэтлицо 2 лицолицо друг друга

Дженни Марвин

Винтажные фоныпомолвкаСвадебные фоны

Мишель Хендерсон

Люди изображения и картинкистаршая парароттердам

Ши Роуда

Санта-МоникаСоединенные ШтатыHd океан обои

Логотип Unsplash

Unsplash+

Unsplash+

Разблокировать

отношениятранспортное средствоПриродные изображения

Таннер Герингер

влюбленная параКанадская природа

отношениянеоновая вывескаСвадебные фоны

Лос-Анджелеспарасвечи

Любовь фотографииЖенщины изображения и картинкиженщина

genzфотосессияgen-z

свечаHd огонь обоиelopment

странная паразнакомстваквир знакомства

кемпингspring breakoutdoors

силуэтлицо 2 лицолицом друг к другу

Изображения и изображения людей, пожилая пара, Роттердам

, отношения, транспортное средство, изображения природы

–––– – ––– –––– – –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

поддержка рукруки вместе

любовь и сексромантическая параСветлые фоны

schlegeisstauseeaustriabridge

Солнце изображения и картинкиСердце изображенияФон сайта

держаться за рукипара целипара держась за руки

грустная любовьгрустная паралежа

красивая параПоцелуй изображения

 

Похожие коллекции

Пары

956 фото · Куратор Элизабет Филлипс

Пары

894 фото · Куратор Брук Мер

Пары

612 фото · Куратор Дэниел Крэндалл

couple in lovecanada nature

9 0010 отношениянеоновая вывескаСвадебные фоны

Любовь фотографииЖенщины фото и картинкиженщины

свечаHd огонь картинкиelopment

грустная любовьгрустная парочкалежа

красивая параПоцелуй фотоАвтомобили фото

Люди изображения и фотографиипожилая парароттердам

влюбленная параКанада природа

рукиподдержкаруки вместе

schlegeisstauseeaustriabridge

Солнце изображения и изображенияСердце изображенияФон сайта

странная паразнакомствастранные знакомства 900 11

Silhouetteface 2 Faceface друг друга

Санта-МоникаСоединенные ШтатыHd Ocean Wallpapers

––– – –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.