Содержание
Настоящие и вымышленные драгоценности Романовых, доставшиеся в книге Акунина вымогателю: dombusin — LiveJournal
Кто читал «исторический детектив» «Коронация или последний из романов» Бориса Акунина про приключения Эраста Фандорина в год коронации Николая II, обращал, наверное, внимание, на целый ряд замечательных украшений, которые упоминает автор.
По сюжету детектива, злодей международного масштаба похищает малолетнего кузена нового императора, чем ставит все семейство Романовых на грань катастрофы.
Цель похитителя – заявить о себе как о самом могущественном преступнике в мире, и для этого он разрабатывает план срыва коронации и ограбления царской семьи. В обмен на четырехлетнего малыша злоумышленник требует ни много ни мало сам алмаз «Орлов». Но без «Орлова» коронация не состоится, поскольку он входит в состав главных коронных регалий, а изготовить его копию нет времени.
Алмаз «Орлов» весит 200 карат и имеет размеры 3,5х3 см, вставлен в императорский скипетр
Кроме того, есть большие подозрения, что преступник не вернет ребенка и за алмаз. Скорее, он жестоко и напоказ убьет его, чтобы создать скандал и опозорить Романовых перед лицом съехавшихся со всего мира на коронацию высоких гостей.
Поэтому, чтобы выиграть время, царская семья предлагает похитителю сделку – алмаз «Орлов» остается у царя до коронации. За это каждый день Романовы платят злодею «оступные», сначала деньгами, потом преступник требует коронные драгоценности, помельче «Орлова», но тоже очень ценные.
Борис Акунин в своей фандоринской эпопее любит описывать реально происходившие события и реальных исторических лиц. Но часто он немного меняет их имена, хотя они все равно так узнаваемы, что спутать невозможно. Так же и с драгоценностями, которые отметились в «Коронации» — некоторые названы точно, некоторые – выдуманы, но все равно понятно, что бралось примером.
Первое, что потребовал акунинский злодей – «сапфировый бант-склаваж работы лейб-ювелиров царицы Елисаветы», и это вымышленное украшение.
Настоящий бант-склаваж Екатерины II из Алмазного фонда и портрет немецкой принцессы Марии-Луизы, написанный в 1765 году — вот так носили бант-склаваж
Склаваж, в переводе с французского языка, буквально, рабский ошейник – вошедшее в моду в 1760-х годах колье на шею в виде бархатной широкой ленты. На эту ленту спереди крепилась брошь, часто в форме банта, которая и называлась «бант-склаваж».
В Алмазном фонде хранится очень известный бант-склаваж из шпинели и бриллиантов, он был изготовлен мастером Леопольдом Пфистерером в 1764 году для молодой Екатерины II. Сапфирового склаважа в собрании фонда нет, можно, конечно, предположить, что это украшение пропало после революции (известно, что из семисот драгоценных предметов из «Бриллиантовой комнаты» Романовых до наших дней дошло всего 114).
К банту со шпинелью из Алмазного фонда есть еще серьги в том же стиле
Но склаваж точно не мог принадлежать Елизавете Петровне, она умерла в 1761 году, когда такие колье только входили в моду.
Второе украшение, которое затребовал за жизнь принца похититель – «малый бриллиантовый букет с шпинелью из коллекции императрицы», Акунин еще добавляет: «прекрасное произведение работы лейб-ювелира (т.е. придворного) Пфистера».
Такой «малый букет» в Алмазном фонде тоже имеется, это часть парюры (набора) из цветных бриллиантов и шпинели, принадлежавшей Елизавете Петровне. Но автор – не Пфистер (вероятно, имеется в виду Леопольд Пфистерер, ювелир Екатерины II), а Иеремия Позье.
Вот так выглядит целиком парюра Елизаветы Петровны, в состав которой входит «Малый бриллиантовый букет»
Это был любимый ювелир Елизаветы, который стал автором ряда «цветочных» украшений – брошей, парюры и драгоценных букетиков для украшения стола.
Третий выкуп за очередной день отсрочки убийства маленького царского кузена – «бриллиантовый аграф императрицы Анны». Аграф – это большая брошь, которой скрепляли мантию, подбитую горностаем, или просто края корсажа платья.
Пряжка-аграф из Алмазного фонда
Когда речь заходит об аграфе, то это явно еще одно знаменитое изделие Иеремии Позье для Елизаветы Петровны. Огромная брошь-пряжка длиной 25 см, вся усыпанная белыми и желтыми бриллиантами, была в семье Романовых обязательным атрибутом невесты княжеского рода.
Хотя, конечно, в сокровищнице Романовых могли действительно храниться какие-то аграфы Анны Иоанновны или Анны Леопольдовны из тех, что изображены на их сохранившихся парадных портретах. Хотя очень многие старые романовские украшения не дожили до коронации Николая II – они были разобраны в течение 19-го века на более модные и современные украшения для императриц и княжон.
Фрагменты парадных портретов Анны Иоанновны (1693 — 1740) и Анны Леопольдовны (1718 — 1746) — корсажи правительниц скреплены бриллиантовыми аграфами. Изображенные украшения до наших времен не дошли.
Четвертый драгоценный платеж из царской сокровищницы – «эгрет-фонтан из бриллиантов и сапфиров». Это совершенно реальное и знаменитое украшение из Алмазного фонда, изготовленное в 1750-х годах и тоже принадлежавшее императрице Елизавете Петровне.
Я немного писала о нем отдельно. Эгрет — это украшение прически, в которое можно было вставить красивое перо (для пера есть специальное крепление, на фото эгрета это небольшой цилиндр в правой части), но Елизавета Петровна носила эгреты без перьев, сами по себе.
И пятое сокровище – «диадема-бандо в виде цветочной гирлянды из желтых бриллиантов и опалов». Это тоже известное и реальное украшение, правда, опалов в нем нет, только бриллианты и эмаль.
Это украшение входит в один набор вместе с малым цветочным букетом, который оказался у злоумышленника в самом начале истории. Вся парюра (набор), в которую входили еще и серьги, была создана в 1750-х годах, слово «бандо» означает просто форму диадемы, в виде широкой ленты.
Бриллианты в этих замечательных украшениях с цветами и пчелками выглядят цветными, хотя на самом деле настоящие цветные алмазы – большая редкость, особенно, розовые и голубые. Но в 18-м веке в моде была особенная ювелирная техника, когда под бесцветные бриллианты подкладывали кусочки цветной фольги, и камни казались цветными.
Фрагмент диадемы-бандо покрупнее. Цветными бриллианты делает розовая и желтая фольга, помещенная за прозрачным камнем.
Вот такие замечательные украшения стали «героями» современного исторического детектива, что ж, во вкусе злодею не откажешь.
Друзья, любите детективы? Какой автор детективов самый любимый?
К 400-летию Дома Романовых.
Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненное.
С XVIII в. сундуки с драгоценностями русской короны находились в бриллиантовой комнате – специальном хранилище в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Когда началась первая мировая война, было решено перевезти коронные драгоценности в Москву. 24 июля 1914 г., прибывшие из Зимнего дворца, сундуки, в которых были упакованы коронные драгоценности, принял хранитель Оружейной палаты Московского Кремля В.К. Трутовский. В числе восьми сундуков, вывезенных из Петербурга, были два сундука с коронными драгоценностями (без номеров). Так же вывезли и ценности, принадлежавшие семье Николая II на правах личной собственности. Сундуки с драгоценностями собирались с такой поспешностью, что к ним не прилагалось никаких описей или акта передачи. После начала Гражданской войны в России и даже после переезда Совета народных комиссаров в Москву (март 1918 г.), большевикам было не до императорских регалий и коронных бриллиантов. Поэтому, вплоть до весны 1922 г. ящики с регалиями и коронными бриллиантами, благополучно пролежали в Оружейной палате, заваленные другими ящиками, перевезенными из Петрограда в сентябре 1917 г. В числе драгоценностей, подлежащих учету и описанию в 1922 г. были украшения, найденные в личных покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Аничковом дворце, куда она перевезла их для личного пользования. Среди этих драгоценностей был большой бант- склаваж и серьги-жирандоли.
В начале 60-х годов XVIII века в моду входят маленькие ожерелья (склаважи), которые носили высоко на шее, порой одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей. Банты-склаважи, подобные этому, прикреплённые к кружевной ленте или бархотке, плотно облегающей шею, можно увидеть на портретах середины XVIII века. На оборотной стороне этого украшения выгравирована надпись: Pfisterer 10 Apr. 1764. Серьги жирандоли датированы 27 мая того же года. Бант украшает 21 шпинель общей массой 150 каратов. Для большего колористического эффекта ювелир использовал распространенный в то время прием – подложив под камни фольгу. Монолитные глухие касты камней сделаны из золота в традиции того же XVIII в. Мотив банта повторяют и серьги-жирандоли, составляющие с бантом-склаважем парюру. В настоящее время эти прекрасные украшения находятся в Алмазном фонде.
Вернемся к истории императорских драгоценностей. Решение о вскрытии сундуков с императорскими регалиями приняли в начале 1922 г. Одной из главных задач комиссии являлась экспертиза и отбор ценностей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля, в том числе ящиков с содержимым Бриллиантовой комнаты. По воспоминаниям академика А. Ферсмана, в апреле 1922 г. в верхнем этаже Оружейной палаты вскрыли сундуки с императорскими регалиями и коронными бриллиантами. «…Вносят ящики. Их пять. Среди них – железный ящик, прочно перевязанный, с большими сургучными печатями. Мы осматриваем печати, все цело. Опытный слесарь легко открывает без ключа незатейливый очень плохой замок, внутри – наскоро завернутые в папиросную бумагу драгоценности русского царя. Леденеющими от холода руками вынимаем один сверкающий самоцвет за другим. Нигде нет описей и не видно какого-либо определенного порядка…»
Фотография из французского журнала «L´Illustration». В сопровождающей статье говорилось: «…Это первая фотография, которую позволили сделать Советы после того, как имперские сокровища оказались в их руках…»
Фотография из каталога, составленного под руководством А.Е. Ферсмана, на которой запечатлено несколько исторических алмазов, принадлежавших российской короне. В центре алмаз «Орлов», венчающий императорский скипетр, в настоящее время – в «Алмазном фонде». Слева и справа от него алмаз «Шах», сфотографированный в четырех ракурсах, с надписями на каждой из сторон (Алмазный фонд). Вверху – алмаз, украшающий державу, показанный в трех ракурсах ((Алмазный фонд). Большой бриллиант в нижнем правом углу был продан в Лондоне 16 марта 1927 года на аукционе «Кристи», как лот №100. Этот овальный бриллиант классической огранки, массой около 40 каратов, розоватого цвета, оправленный под брошь, был отобран из числа драгоценностей, обнаруженных в покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Поскольку к сундукам не прилагалось передаточных ведомостей, то их идентифицировали по старым описям коронных драгоценностей (1898 г.). В ходе работы драгоценности сразу же были разделены на 3 категории: 1. Первоклассные изделия художественной и исторической ценности. 2. Изделия меньшего исторического значения. 3. Отдельные камни, нитки жемчуга и изделия меньшего значения.
Эксперты изучают драгоценности Романовых и ювелирные изделия из коллекции Юсуповых, найденных случайно в нише стены их фамильного особняка в Москве в 1925г. После революции в этом особняке разместился Военно-исторический музей. К сожалению, фотография была сделана потому, что эксперты намеревались вынуть камни из их оправ. Справа хорошо видна кучка оправ, уже готовых к переплавке, а большинство извлеченных из них камней, скорее всего, предназначалась для продажи на международном рынке. Эта фотография – наглядное доказательство того, что некоторые из самых блестящих образцов ювелирного искусства французских и русских мастеров были уничтожены.
Дальнейшая судьба ценностей сложилась по-разному. Часть из них по сей день храниться в Алмазном фонде Московского Кремля. Это касается императорских регалий и части коронных бриллиантов. О том, какая это «часть», дает представление следующий факт: из 18 диадем и корон в Алмазном фонде сегодня хранятся только две короны и две диадемы, некогда принадлежавшие дому Романовых. Часть хранится в различных музеях России, являясь жемчужинами экспозиций, таких как ценности «Бриллиантовой комнаты» Государственного Эрмитажа.
Члены первой неофициальной Комиссии по расследованию в России осматривают коронные украшения Романовых, показанные им с разрешения властей в Москве в ноябре 1926 г.
Эгрет в виде фонтана с сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты. В парюре с эгретом находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков. Камни парюры представляют собой великолепные образцы самоцветов времен императрицы Елизаветы – ок.1750г. (Алмазный фонд).
Среди драгоценностей, которые комиссия решила сохранить, был также целый ряд уникальных бриллиантовых украшений времен правления императрицы Елизаветы Петровны. Все бриллианты индийского и бразильского происхождения оправлены в золото и серебро и имеют подложки из цветной фольги, смягчающие холодноватое сверкание камней и подчеркивающие природные оттенки самоцветов.
«Большой букет» — корсажное украшение, выполненное из золота, серебра, бразильских бриллиантов разных форм и размеров (140 каратов) и небольших колумбийских изумрудов ступенчатой или бриллиантовой огранки (50 каратов). Все элементы удерживают тонкие, как перышки, крепления; букет свободно колеблется, отбрасывая отблески при малейшем прикосновении. Меньший по размеру букет с бриллиантовыми цветами и листочками из золота и темно-зеленой эмали.
Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем. Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.
Императорский венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро. В отличие от Папи, на сайте «История Государства» http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi—Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/48 дана другая история создания императорской короны: до 1884 г., традиционно к венчанию представительниц Императорской фамилии изготовлялась каждый раз новая венчальная корона. Традиция изготовления венчальной короны к каждой свадьбе прервалась в 1884 г. и изготовленный ко дню бракосочетания великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны венец разбирать не стали. В изготовлении венчальной короны в 1884 г. использовали часть нашивок (80 шт.) «бриллиантового борта» камзола и кафтана императора Павла I, работы Леопольда Пфистерера (1767 г.). Их прикрепили серебряными нитями к малиновому бархату каркаса венчальной короны. Крест на короне составляют камни, снятые с бриллиантового эполета работы начала XIX в. Судя по всему, корону изготовили ювелиры фирмы К.Э. Болина (серебро, бриллианты, бархат; высота 14,5 см, диаметр 10,2 см). Несмотря на свою красоту и значимость, корона не была отнесена к числу высокохудожественных изделий. Она была продана из Гохрана в ноябре 1926 г. антиквару Норману Вейсу. Затем перепродана на аукционе Кристи в Лондоне 26 марта 1927 г. антиквару Фаунсу за 6100 фунтов и хранилась в галерее Вартски в Лондоне. Последней ее владелицей стала Марджори Пост, которая приобрела корону в 1966 г. на аукционе Сотби. В настоящее время венчальная императорская корона хранится в Иконной комнате Музея Хиллвуд близ Вашингтона. Остальные фрагменты пояса были признаны прекрасным образцом ювелирного искусства середины XVIIIв. и сохранены советским правительством.
Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II. Алмазный фонд.
Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины II, предположительно работы придворного ювелира Иеремии Позье. Ниже – входившие в свадебный романовский набор серьги- вишенки, принадлежавшие когда-то Екатерине II. На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества. Длинные изогнутые дужки серег – твензы – крепились за ушами. Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму. Алмазный фонд.
Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908. Из воспоминаний Марии: «На столике лежали драгоценности императорского дома, которые великим княгиням надлежало надевать в день свадьбы. Здесь была диадема императрицы Екатерины с розовым бриллиантом удивительной красоты в центре и маленькая тёмно-красная бархатная корона, вся усыпанная бриллиантами. Здесь были бриллиантовое ожерелье из крупных камней, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжёлые!.. Я едва могла двигаться… Серьги так оттягивали мне уши, что посередине банкета я их сняла и, весьма позабавив императора, повесила на край стоящего передо мной бокала с водой».
Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом, также входившая в свадебный романовский набор – единственная из диадем 19-20 вв., находящаяся в России. В ней соединились традиции классицизма, так и его завершающей стадии – ампира – с элегантной роскошью панделоков и бриолетов. Диадема неоднократно изображалась на портретах вдовы Павла I. И до начала 20в. использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Подобная диадема была создана для дочери императора Павла – Анны, но без крупного камня в центре. Алмазный фонд.
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Дж. Доу, 1828 г
Овальный сапфир со множеством граней, сфотографированный в двух ракурсах; этот камень в 260 каратов был найден в покоях Марии Федоровны в Аничковом дворце. Сапфир окантован в традициях русских ювелиров двойным кольцом бриллиантов; внутреннее кольцо усыпано мелкими бриллиантами; наружное кольцо слагают 18 больших по размеру камней общей массой 50 каратов. Алмазный фонд.
Изумруд «Зеленая королева» массой более 136 каратов насыщенного темно-зеленого цвета, ступенчатой огранки, окаймлен бриллиантами. Камень был найден в Южной Америке в середине XVI в. В правление Николая I был обрамлен узорчатым пояском, рисунок которого слагают бриллианты старой огранки в оправе из серебра, чередующиеся с листиками, усеянными мелкими бриллиантами. В 1913 году изумруд был помещен в хранилище кабинета Его Величества вместе с коллекцией незадолго до того скончавшейся великой княгини Александры Иосифовны (урожденной принцессы Саксен-Альтенбургской), супруги великого князя Константина Николаевича. Алмазный фонд.
Часть драгоценностей продали по поручению советского правительства на аукционах в 1926, 1927, 1929, 1933, 1934 и 1938 гг., которые проходили в Берлине, Вене, Лондоне и Нью-Йорке. Организационно готовить эту операцию начали в первой половине 1920-х гг., после того как в марте председатель Совнаркома В.И. Ленин потребовал введения «особо срочных мер для ускорения разбора ценностей». Подготовка к их распродаже началась в 1923 г. Для подготовки аукционов с 1923 по 1925 г. в Москве работала особая комиссия, руководимая академиком Александром Ферсманом. В состав комиссии в качестве эксперта входил Агафон Фаберже. Главной задачей комиссии было не столько изучение императорского ювелирного наследия, сколько подготовка этого наследия к продаже. Работа с императорскими регалиями и коронными бриллиантами подтвердила идеальную сохранность всех драгоценностей и регалий, объявленных правительственным фондом драгоценных металлов. Занимавшаяся его научной обработкой комиссия описала и внесла в инвентарь 271 номер, включавший 406 художественных предметов (расхождение в цифрах объяснялось тем, что отдельные изделия составляли целые гарнитуры, в которые входило по несколько драгоценных предметов).
Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.
Материал, опубликованный в журнале «Sphere» через несколько дней после продажи драгоценностей. Текст на титульном листе каталога гласил:» Ценный ансамбль прекрасных ювелирных изделий, большей частью XVIIIв., которые принадлежали российской короне и были приобретены синдикатом в этой стране. Теперь они реализуются, чтобы можно было произвести взаиморасчет».
Кокошник с бриллиантами и каплевидными жемчужинами (лот № 117), выполненный придворным ювелиром Болиным в 1841 г. и обнаруженный в покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин.. Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос (правительство Филлипин пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион).
Один из двух бриллиантовых браслетов эпохи Екатерины II (ок. 1780г.). В рисунке браслета лиственный орнамент сочетается с мотивом ленты, «завязанной» в центральном фрагменте в узелок, которым служит большой бриллиант овальной формы. (лот№44).
Серьги-жирандоли с аметистами и бриллиантами. Датируются XVIII в. и были проданы в 1927г. (лот №27). Недавно они вновь появились на рынке. Вот здесь можно прочитать об этом украшении подробнее http://il-ducess.livejournal.com/17667.html
Бриллиантовые кисточки времен Екатерины II работы ювелира Дюваля. В 1927г. они были проданы на аукционе 16 лотами (по две кисточки в каждом). Недавно они вновь были выставлены на аукционе, но уже как серьги.
Брошь с сапфиром, окаймленным бриллиантами, и подвеской с жемчужиной каплевидной формы. У этой броши удивительная судьба. В 1866 году Мария Федоровна получила ее как свадебный подарок от сестры Александры. Благодаря стараниями Александры, в марте 1919-го английский дредноут «Мальборо» принял на борт императрицу и всех, ее сопровождавших.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна и ее сестра каролева – мать Александра на фотографии, сделанной в их резиденции в Видёре (Дания).
В Великобритании вдовствующую императрицу Марию Федоровну встретили радушно, но жить, урожденная принцесса Дагмар, предпочла в родной Дании, где и умерла в 1928 году. По этому случаю, в Копенгаген прибыл финансист Петр Барк, с заданием: доставить украшения Марии Федоровны в Англию. Барк умело запугал наследниц возможными кражами, и вывез драгоценности Марии Федоровны, застраховав их на фантастическую, по тем временам сумму – двести тысяч фунтов стерлингов. Жена правящего короля Георга V — Мэри Текская приобрела несколько предметов, принадлежавших Марии Федоровне, в том числе — брошь с крупным овальным кабошон-сапфиром, в окружении бриллиантов и жемчужной подвеской-каплей. Через двадцать четыре года, в 1952-ом, она подарила ее внучке — королеве Елизавете II, ангажированной на британский престол.
Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом V/
Фотография из архива Картье. Бриллиантовая цепь sautoir, на кольце которой подвешен сапфир в 478 каратов. Впервые об этом сапфире услышали в 1913 году, когда он прошел огранку у ювелиров Картье. Камню предали форму подушки в 478 карат. Сапфир был представлен в качестве подвески на длинном колье. В 1919 году украшение было выставлено на выставке ювелирных изделий от Картье. Через два года король Румынии Фердинанд купил колье для супруги Марии. Мария, августейшая внучка Государя Императора Александра II Николаевича, принцесса Мария Александра Виктория Саксен-Кобург-Готская (1875 — 1938 гг.), старшая Августейшая дочь принца и кавалера Альфреда (1844 — 190 гг.) Великобританского, герцога Эдинбургского, второго Августейшего сына королевы Великобритании, Ирландии и императрицы Индии Виктории I (1819 — 1901 гг.), герцога Саксен-Кобург-Готского потеряла все свои украшения, неосмотрительно отправив их в Россию в начале Первой мировой войны, где, как ей казалось, они должны были быть в полной сохранности. Но в годы революции они бесследно пропали. В 1921 г. король Фердинанд приобрел, — с условием, что сделка купли-продажи аннулируется в случае возникновения серьезных или непредвиденных обстоятельств, а сумма сделки должна быть выплачена четырьмя взносами до 1924 г. бриллиантовую цепь sautoir с сапфиром и заплатил 3 375 000 французских франков.
Королева Мария Румынская на приеме по случаю ее коронации в Альба-Юлии 15 октября 1922г. Прекрасным дополнением к бриллиантовой цепи sautoir с сапфиром является бриллиантовый кокошник, (о котором я рассказывала http://vittasim.livejournal.com/94676.html)., унаследованный сыном великой княгини Марии Павловны , великим князем Кириллом Владимировичем и проданный Марии Румынской его женой и ее родной сестрой Викторией.
После смерти королевы Марии, сапфир перешел в наследство ее внуку, королю Михаю. Колье надевала на свадьбу невеста короля — принцесса Анна Бурбон-Примская. Тогда оно в последний раз красовалось на представительнице королевской семьи Румынии. В 1948 году украшение было продано. Сапфир приобрел греческий миллионер и преподнес его в подарок королеве Греции Фредерике Ганноверской. Королева использовала сапфир как подвеску для колье-тиары с жемчугом. Вплоть до 2003 года Сапфир Марии Румынской находился в коллекции королевской семьи Греции, хотя та и была на грани разорения но, в конце концов, украшение было продано на аукционе Christie’s. Предварительная оценка камня была 1,7 миллиона швейцарских франков.
Фотография из архива Картье. Бриллиантовая цепь sautoir, созданная им для королевы Марии Сербской в 1923г. с использованием изумрудов из ожерелья с брошью великой княжны Елизаветы Владимировны, которую та надевала в 1922г. Семь огромных изумрудов огранки кабошон соединяются в орнаменте из ромбов и с них свисают изумруды каплевидной формы, которые крепятся к бриллиантам.
Вторая дочь короля Румынии Фердинанда Гогенцоллерн (1865-1927) и румынской королевы Марии (1875-1938), принцесса Великобритании и Ирландии, племянница короля Эдуарда VII и внучка королевы Виктории королева сербов, хорватов и словенов Мария. Бабушка по материнской линии Марии была известной красавицей, великой княгиней Марией Александровной , сестрой Александра III , и ее дед по материнской линии был Альфред, герцог Эдинбургский — второй сын королевы Виктории. Кроме цепи sautoir королеву украшает изумрудно- бриллиантовый кокошник.
Изумрудно- бриллиантовый кокошник, выполненный придворным ювелиром Болиным для великой княгини Елизаветы Федоровны (Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская). Кокошник входил в парюру из изумрудов, которую Елизавета Федоровна получила в подарок к свадьбе. Ранее эта парюра принадлежала матери великого князя Сергея Александровича императрице Марие Александровне. Придворный ювелир Болин сделал эту тиару кокошник из золота и серебра с семью изумрудами огранки кабошон, обрамленными изысканным плетением из бриллиантов. Эти же изумруды вставлялись в другую тиару — кокошник. На фото внизу можно увидеть другое украшение с использованием тех же изумрудов.
О дальнейшей судьбе изумрудов императрицы Марии Александровны можно прочитать здесь:http://il-ducess.livejournal.com/85854.html
Стефано Папи «Сокровища дома Романовых» пер. с англ. Яз. И.В. Павловой. М.: АСТ: Астрель 2011
http://sssmanisss.ucoz.ru/publ/1-1-0-32
http://www.plam.ru/hist/carskie_dengi_dohody_i_rashody_doma_romanovyh/p9. php
http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi—Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/48
http://club443.ru/lofiversion/index.php/t167837-50.html
http://maxfraikiev.livejournal.com/38442.html#cutid1
http://www.diary.ru/~Adelina3/p186398774.htm?oam
http://kamencvet.kz/ladies/sapfiry-elizavety-georgievny
http://queensjewelvault.blogspot.ru/2013/03/empress-marie-feodorovnas-sapphire.html
http://readmas.ru/ya-ne-znayu/sapfir-korolevy-rumynii-marii-rumynskoj.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-99900.html?page=5
http://hristiina.beon.ru/16357-208-dragocennosti-romanovyh-izumrudy-elizavety-fedeorovny.zhtml
http://www.liveinternet.ru/users/4657722/post206639741/
Tags: Романовы, история, люди, старые фотографии
Posted on Jul. 10th, 2013 at 06:30 pm | Link | Leave a comment | 32 comments | Share | Flag
Алмазный фонд России — Московский Кремль от Московского гида и водителя
Московский Кремль:
« НАЗАД
|
СЛЕДУЮЩИЙ »
«Государственные регалии в исторической комнате» — см. фото в галерее
Информация о туре:
Продолжительность:
30-40 мин
Местонахождение:
Оружейная палата Московского Кремля
Адрес:
Московский Кремль
Часы работы музея:
Открыто ежедневно: 10:00-17:00; перерыв 13:00-14:00
Выходной по четвергамПрием:
500 руб (17$)
Официальный сайт:
Гохран России
Алмазная кладовая Кремля восходит к временам правления Петра I, по указу которого самые ценные сокровища переходили в собственность Российского государства, а не только Царской семьи. Отныне драгоценные регалии, знаки отличия и светские украшения, принадлежавшие нескольким поколениям русских правителей, будут храниться в Алмазной комнате в Санкт-Петербурге до 19 века.14. Когда началась Первая мировая война, коллекция была перевезена в Москву и помещена в подвал Оружейной палаты, где она пролежала почти 8 лет. Алмазный фонд был создан в 1922 году, но только в 1967 году, когда Советское государство праздновало свое 50-летие, сокровища были выставлены на всеобщее обозрение.
«Букет нарциссов» — см. фото в галерее
Первоначально запланированная как временная, даже для того, чтобы дать высокопоставленным гостям торжества возможность увидеть драгоценности российской короны, выставка несколько раз продлевалась до специального Постановлением правительства ему присвоен статус постоянной экспозиции. Он не является музеем в строгом смысле слова, но остается частью, хотя и неприкосновенной, государственного золотого запаса. Это объясняет, почему он находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, а не Министерства культуры.
Выставка расположена в двух сравнительно небольших залах с приглушенным, специально регулируемым и сфокусированным освещением и толстым ковровым покрытием, приглушающим звук шагов и голосов. Первый зал, посвященный в основном современным экспонатам, содержит: российские алмазы из различных месторождений, в том числе именные камни, вес которых колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен карат; бриллианты русской огранки; небольшая коллекция драгоценных камней; уникальная коллекция ювелирных изделий, изготовленных мастерами экспериментальной лаборатории Гохрана, всемирно известная коллекция золотых и платиновых самородков. Второй или Исторический зал содержит драгоценности короны Российской империи.
«Большой букет» — см. фото в галерее
Работы мастеров-ювелиров были настолько изысканны, а сами драгоценные камни настолько превосходны, что даже в неполном виде эта коллекция входит в «Большую тройку», т.е. , три лучших коллекции такого рода во всем мире, коллекции, которые являются государственной собственностью. С точки зрения художественного, исторического и материального значения Великая тройка состоит из собрания персидских шахов, которое систематически наращивалось правителями Персии на протяжении веков, драгоценностей короны Великобритании, хранящихся в лондонском Тауэре. и Алмазный фонд России.
Российское Алмазное хранилище представляет собой совокупность драгоценных камней, ювелирных изделий, редких золотых и платиновых самородков огромной исторической, денежной и творческой ценности. Помимо украшений для парадных мантий русских императриц, коронных драгоценностей, государственных регалий (символов могущества и славы Российской империи) и императорских орденов, в коллекции Исторической или Малой комнаты представлены семь драгоценных камней, известных как «исторические», которые нет соответствия нигде в мире.
«Императорский скипетр» — См. фото в Галерее
Знаменитый орловский бриллиант (189,62 карата) на золотом царском скипетре был подарен Екатерине II (Великой) графом Григорием Орловым. Согласно легенде, это был один из двух знаменитых камней, служивших глазами индийскому идолу в храме Вишну близ Мадраса. Много поездив по миру, он попал в руки известного богатого армянина Лазарева, торговавшего бриллиантами. Граф Орлов купил у него бриллиант за 400 000 рублей. Эта сумма более чем в два раза превышала официальный годовой доход графа, но его план стоил не только денег. Самый большой бриллиант в мире на тот момент был подарен Екатерине в день ее именин. Вскоре он был изображен на государственном скипетре, а имя Орлова было увековечено в названии этого бриллианта.
«Большая Императорская Корона» — см. фото в Галерее
Гигантская темно-красная шпинель (398,72 карата) украшает Большую Императорскую Корону, которой были коронованы все российские монархи, от Екатерины II до Николая II. Императорский посланник Николай Спафарий купил этот огненно-блестящий камень в Китае в 1676 году по приказу царя Алексея, отца Петра I. Китайский продавец, знатный дворянин, попросил Сапфария сохранить сделку в тайне, иначе он мог бы столкнуться с смертный приговор за то, что такое сокровище покинуло Китай.
Крупный колумбийский изумруд (136,25 карата) чистейшего темно-зеленого оттенка вставлен в брошь, принадлежавшую когда-то императрице Елизавете, жене Александра I. Рассуждая о происхождении камня, советский историк Ферсман писал: «Должно быть, найдены в Средние века, когда была открыта Америка. По всей вероятности, португальцы вынесли его из местного храма в Колумбии. Затем камень каким-то образом попал в Индию, где смешался с местными изумрудами. Всегда оставалось загадкой, как ценные сокровища из восточных сокровищниц и гаремов попадают в европейские антикварные лавки, но однажды и эта жемчужина попала в Европу».
«Браслет с портретом царя Александра I» — см. фото в Галерее
Самый большой в мире плоский бриллиант (вес 25 карат, поверхность 7,5 кв. см), вложенный в золотой браслет, также принадлежал императрице Елизавете . Вместо стекла камень покрывает миниатюрный акварельный портрет Александра I на слоновой кости, повторяя форму камня.
Один из самых крупных в мире сапфир цейлонской огранки (260,37 карата), сияющий из инкрустированной бриллиантами золотой броши, был приобретен Александром II у индийского раджи на Большой Лондонской выставке 1862 года в подарок жене, Императрица Мария. «Блекнет знаменитый Росполи в Париже и даже легендарный сапфир герцога Девонширского», — писал Ферсман.
Уникальный хризолит (192,6 карата) с красноморского острова Забергет попал в Россию в XIX веке. Согласно легенде, он принадлежал византийским императорам до того, как Византия была разграблена крестоносцами в начале 13 века. В 1985 году российские ювелиры подарили ему набор бриллиантов винтажной огранки.
«Алмаз Шах» — см. фото в Галерее
Седьмой «исторический» камень и один из самых известных драгоценных камней в мире – алмаз Шах (88,7 карата), найденный в XVI веке в рудники Голконды, древнеиндийского штата. Он принадлежал Великим Моголам, правителям Индии и Афганистана. По легенде, это был могульский талисман, висевший над троном на шелковой нити. После того, как Великие Моголы были побеждены персами в 18 веке, алмаз стал собственностью Надира, шаха Персии. Имена его последовательных владельцев выгравированы на арабском языке на камне, который, как считалось, приносит своему владельцу огромную силу и могущество. После того как в 1829 году в Тегеране был убит российский посол в Персии, а также крупный дипломат и писатель Александр Грибоедов.шах послал щедрые подарки императору Николаю I, чтобы разрядить международный конфликт. Камень был среди этих подарков и был назван «Шах» в честь дарителя.
В коллекции 1922 года 40% предметов относятся к царствованию Екатерины II. В цветочной бриллиантовой броши, диадеме и больших серьгах с цветочным орнаментом императрица нарядилась Флорой, богиней цветов, для одного из королевских костюмированных балов. Тонкий слой разноцветной фольги придает полупрозрачным бриллиантам оттенки розы, тюльпана и ромашки. Золотые листья покрыты зеленой эмалью. На лепестках диадемы и серег сидят, словно застывшие, бриллиантовые пчелы.
Хранилище значительно пополнилось алмазами из Якутии за десятилетия советской власти. По традиции всем им были присвоены названия «26-й съезд КПСС» (342 карата), «60 лет ВЛКСМ» (200,7 карата), «Советская Конституция» (119,6 карата). Некоторые бриллианты также были названы в честь первого космонавта Юрия Гагарина и первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Крупный бриллиант получил название «Свободная Россия» (242 карата) в 1990-х годах.
«Орден Андрея Первозванного (Андрей Первозванный)» — См. фото в Галерее
В коллекции также представлены ценные российские и международные знаки отличия. Алмазный символ и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, как полагают, принадлежали Петру I, учредившему этот первый русский орден в 1698 году для выдающихся полководцев. Сам Петр стал шестым ее обладателем за захват двух шведских военных кораблей в дельте Невы. Типичными наградами в древней Руси были золотые и серебряные ковши, роскошные меха, царские кафтаны или шубы. Первый в России «женский» орден Святой Екатерины в форме золотого медальона был учрежден Петром в ознаменование счастливого избавления его армии от очень опасного военного положения в 1711 году, когда Петр I и его армия были окружены турецкими войсками, которые превосходили численностью россиян в пять раз больше. Умелые переговоры вкупе с щедрыми подарками, присланными женой Петра Екатериной турецкому полководцу, убедили турок заключить перемирие.
Коллекция также включает в себя некоторые советские знаки различия, в первую очередь Маршальскую Звезду и Орден Победы. Учрежденная для советских маршалов в 1940 году, маршальская звезда представляет собой пятиконечную звезду с бриллиантами, вставленными между концами, и еще одну платиновую звезду, инкрустированную бриллиантами, посередине. Стандартный Орден Победы представляет собой пятиконечную платиновую звезду с рубиновыми точками, инкрустированными бриллиантами. Орденом, учрежденным в 1943 году, были награждены 11 высших военачальников в годы Великой Отечественной войны.
«Верблюжий самородок» — см. фото в Галерее
Коллекция золотых и платиновых самородков сосредоточена вокруг экспонатов Санкт-Петербургского горного института, переданных в Москву после 1917 года. по форме: «Дельфин» (10 кг), «Верблюд» (9,3 кг) и самый крошечный «Мефистофель» (20,25 г), настоящее чудо природы. Самородок «Заячьи ушки» (3,3 кг) с Урала содержит 93,2% чистого золота. Он был найден на обочине дороги в 1935.
Платиновый самородок под названием «Уральский великан» весом около 8 кг является одним из крупнейших в мире. В отличие от золотых самородков, платиновые самородки встречаются гораздо реже, и их форма обычно бугристая и скучная. Платина не использовалась до 18 века, поэтому самородки платины были выброшены как бесполезные камни. Уже нет. В экспозиции Алмазного фонда представлена небольшая, но чрезвычайно интересная коллекция платиновых монет XIX века, являющихся нумизматической редкостью.
Сегодня платина необходима для химической промышленности: сосуды из платины используются для хранения кислот. Из него изготавливают также термостойкие приборы и термометры, точно калиброванное медицинское оборудование, эталонные гири. В конце девятнадцатого века его начали использовать в ювелирном деле, и в этой сфере драгоценный металл приобретает все большую популярность.
Предыдущий
Оружейная палата
Следующий
Большой Кремлевский Дворец
Ссылки по теме:
Похожие фотографии:
«Алмазный фонд России» —
Посмотреть фото в галерее
Алмазный фонд России
«Великая Императорская Корона» —
Посмотреть фото в галерее
Великая Императорская Корона
«Шах Даймонд» —
Посмотреть фото в галерее
Шах Даймонд
«Фонтан Эгрет» —
Посмотреть фото в галерее
Фонтан Эгрет
«Орден Андрея Первозванного (Андрей Первозванный)» —
Посмотреть фото в галерее
Орден Андрея Первозванного (Андрей Первозванный)
«Фельдмаршальский жезл» —
Посмотреть фото в галерее
Фельдмаршальский жезл
«Русская Полевая Диадема» —
Посмотреть фото в галерее
Русская Полевая Диадема
«Маршальская звезда» —
Посмотреть фото в галерее
Маршальская звезда
Красота спасет мир
Императорские драгоценности Алмазного фонда России
Императорские драгоценности Алмазного фонда России
Расположен в Московском Кремле, Алмазный фонд Российской Федерации – часть Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Коллекция уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, представляющих историческую и художественную ценность, а также коллекция уникальных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, была основана российским императором Петром I в 1719 году..
Диадема «Русское поле». Золото, серебро, бриллианты. Мастер Николаев. 70-х годов ХХ века.
Императорская Корона России – главный символ власти российских монархов и шедевр ювелирного мира
Императорская Корона России – главный символ власти российских монархов и шедевр ювелирного мира. Императорские регалии с 1762 по 1917 год. Большая императорская корона венчала всех императоров от Екатерины II Великой. Корона – шедевр мирового ювелирного искусства.
Императорская Держава. Золото, бриллианты, сапфир (200 карат), бриллиант (46,92 карата), серебро. Высота 24 см, окружность шара 48 см. 1762
В начале 70-х годов XVIII века могущество украсили двумя камнями, изменив общий вид. Между ажурным алмазным крестом был помещен огромный сапфир в окружении бриллиантов весом 200 карат, а на поясе — крупный бриллиант весом 46,92 карата, идеально чистый камень с голубоватым оттенком.
Императорская Держава. Золото, бриллианты, сапфир (200 карат), бриллиант (46,92 карата), серебро. Высота 24 см, окружность шара 48 см. 1762
При подготовке к коронации Екатерины II, всего за две недели до важного события, выяснилось, что драгоценные камни с Державы императрицы Елизаветы Петровны изъяты, а золото – «пошло на служебные нужды». В необычайно короткие сроки придворный ювелир Эккарт изготовил новую Державу.
Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Ивановны)
Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Ивановны. В форме небольшого шарика с идеально отполированной золотой поверхностью, на низкопрофильном основании мощность дала впечатление роскошных изделий благодаря поясу с бриллиантами и кресту сверху Эти бриллиантовые гирлянды были взяты прямо с платья Екатерины.
Турмалин розовый, золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкий по красоте и цвету камень массой около 255 карат, вероятно привезенный из Бирмы, необычная ограненная форма сгустка. Турмалин был подарен Екатерине II шведским королем Густавом III в 1777 году.
ИЗУМРУД – глубокий темно-зеленый фон с синим оттенком
Вес – 136,25 карата. По редкой чистоте «Изумрудный стол» не может сравниться ни с одним камнем в мире. Но в архиве нет записей, раскрывающих ее прошлое, как и имя мастера, изготовившего изящную брошь с бриллиантами. Известно лишь, что брошь изготовлена в начале XIX века великому князю Константину Павловичу, преемнику Павла I.
Портбукет. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см. Около 1770
Портбукет крепится к лифу крупными заклепками. Полый внутри, он служил миниатюрной вазой для цветов.
Браслет с портретом Александра I под плоским бриллиантом
Это самый большой портрет из бриллиантов, который когда-либо использовался в мире . Камень редкой красоты и чистоты.
Императорские драгоценности Алмазного фонда России
В прошлом значительное участие в создании Алмазного фонда принимал Иеремия Паузи, придворный ювелир, работавший на Елизавету и Екатерину Великих – двух заядлых коллекционеров. Для Елизаветы он создал серию красочных букетов из бразильских бриллиантов, изумрудов, жемчуга, хрусталя и золота.
Граф Григорий Орлов, художник Андрей Черный
Г. Орлов в надежде отыграть Екатерину II в день ее рождения 24 ноября 1773 г. (ст. ст.) подарил императрице драгоценный алмаз. Князь фон Зольмс, посол Пруссии в России, в 1773 г. докладывал своему императору о праздновании именинных торжеств в честь Екатерины II: «Среди даров, преподнесенных королеве, был потрясающе красивый крупный бриллиант, подарок графа Григория Орлова. ».
Шапочка куклы Пандора. Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см, 1770-е гг.
Эта шляпка — миниатюрная модель женской моды 1770-х годов. Поскольку модные журналы появились в России лишь в конце XVIII века, раньше придворные дамы выбирали наряды переодетых кукол, которые стали называться «пандорами». В греческой мифологии существует легенда о том, что боги создали прекрасную Пандору, чтобы отомстить своим разгневанным людям. Гефест вылепил ее из лучшей глины, Афина одета в роскошное серебряное платье и увенчана золотой короной. По замыслу Зевса, красота должна была привести людей к нищете, искушению и гибели. Так и случилось. Кукла Пандора соблазнила светских модниц и разорила их отцов и мужей.
Брошь «Цейлонский сапфир». Бриллианты, цейлонский сапфир. середина XIX
260 карат исключительной чистоты и яркости камня. «Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в подарок своей жене — императрице Марии Александровне.
Алмаз «Орлов»
По одной из версий, это один из крупных кусков камня «Великий Могол», первоначально весивший 400 карат, после огранки – 189 карат. Как гласит история, алмаз долгое время был третьим глазом (расположенным между бровями) статуи храма Брахмы в Серингапатаме. Следы знаменитого алмаза к тому времени терялись, пока он не попал к армянскому купцу Григорию Сафрасу. В 1767 году он положил алмаз в банк Амстердама, а через пять лет продал камень за 125 000 племяннику жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который продал его графу Г. Г. Орлову за четыреста тысяч рублей, пожизненная пенсия в две тысячи и дворянства.
«Золотое руно» — старейшая испанская награда, учрежденная в 1429 году. Золото, бриллианты, серебро, топаз. 6,2 х 6,2 см сер. XIX в.
Парюра Бантей СКЛАВаж и серьги Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото. 11,5 х 11 см. 1764 г. Мастер Леопольд Пфистерер.
Императорские драгоценности Алмазного фонда России
Диадема «РУССКАЯ КРАСОТА» 1987. Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин
Ювелирный комплект Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото. 11,5 х 11 см. 1764 г. Мастер Леопольд Пфистерер.
Изумрудный медальон, Золото, серебро, изумруд, бриллианты 250 карат
Середина XIX века
Тиара и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е
1750-е. Цапля-украшение для волос или шапки
Владимир Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820
Вес перидота 192,6 карата
Корона императрицы Анны Иоанновны, 1730-1731 Мастер Готлиб Вильгельм Данкель.
Кираса. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, 8 х 4,5 см. XVIII век
Даймонд Шах
БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-аграфия. бриллианты серебро. Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см. 1750-е гг. Мастер И. Паузие
Корона Альтабаса (Сибирская). 1684. Принадлежал царю Ивану Алексеевичу
Знак Победы
Портрет графа Григория Кушелева с детьми. 1801
чубук
Госхран. Императорские драгоценности. 1923
Драгоценности Алмазного фонда России
«Большой букет». Бриллианты, изумруды, золото, серебро, 16 х 21 см около 1760 г.