Материнский сглаз: По секрету всему свету | informburo.kz

По секрету всему свету | informburo.kz

Что делать, если вас сглазили, или в семье не рождаются мальчики? Почему нельзя держать открытыми дверцы шкафов в доме и оставлять на столе недоеденную пищу? Зачем казахи в древности разрывали одежду умершего? И что на самом деле означает ласкательное слово «айналайын»? Ответы на эти вопросы есть в суевериях казахов. Поверья «фильтровались» в течение многих лет, а потому не вызывают сомнений и свято соблюдаются современными продвинутыми казахстанцами.

Плохое имя – хорошее здоровье

Если в семье дети болезненные и часто умирают, родители нарекают новорожденных Турдыбек (вставший твердо на ноги) либо дают им вовсе неблагозвучные имена вроде Итбай (собачий) или Итаяк (собачья нога).

Связано это с культом собаки, который бытовал у кочевников еще во времена зороастризма. С тех пор считается, что имя, в котором упоминается собака, способно защитить человека. Однако встречаются у казахов и такие имена, которые просто неудобно называть. Например, Сасык («Вонючий»), Жаман («Плохой»), «Бокмурын» (буквально «Сопливый нос», «Сопляк»), Тойган («Наелся»), Сутемген («Сосавший молоко»). Такие имена тоже давались как защита от сглаза. С этой же целью родители обращались к именам других народов, например, русских. Так в степи вдруг появились Володи и Светы.

С именами у казахов связано и другое поверье: если в семье не рождаются джигиты – наследники рода, то девочек нарекали именами Ултуган («Рожденная мальчиком») или Улболсын («Пусть будет мальчиком»).

Кстати, считается, что имя великого человека передает и новорожденному лучшие качества. Однако не каждый ребенок может выдержать такую ношу, тогда он начинает болеть. Про таких говорят «аруах колдамады» («не поддержали духи предков»). В таком случае нужно съездить на могилу человека, чье имя дано ребенку, и принести в жертву барана.

Вообще же в старое время до 40 дней младенцу не давали имя, называя его просто – «шокалас» («неоперившийся»). Его как будто не было: о малыше не говорили и никому не показывали – боялись сглаза. Только в сорок дней на ребенка могли посмотреть люди из близкого окружения.

Когда говорить «сук-сук» и «тфа-тфа»…

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со сглазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков – козмоншак. Нередко лобик и щеки ребенка, чтобы предотвратить сглаз, даже помечают сажей.

Считается, что такого замарашку уж точно не сглазят. Есть еще один способ: человек, держащий на руках младенца, просто закрывает свой левый глаз. В этом случае малышу никакая порча не грозит.

Если сглаз на ребенка или взрослого все же был наведен, то совершается обряд «ушыктау», который представляет собой смесь тенгрианских и шаманских верований. Человека выводят перед закатом солнца, когда божество Тенгри наиболее близко к простым смертным, укладывают на землю, чтобы богиня этой стихии Умай могла принять на себя все неприятные последствия. При этом, если лечат сглаз, нашептывается «сук, сук», а при порче сплевывают – «тфа, тфа». Таким же образом, говорят, можно бороться с некоторыми другими недугами.

Чтоб шайтан тебя не тронул

Многое в суеверии казахов, как древних, так и современных, связано со злыми духами – шайтанами, которые причиняют много неприятностей простым людям. Поэтому на протяжении многих столетий выработались правила борьбы с этими существами.

Казахи, например, считали, что шайтанов может привлечь и такой непримечательный факт, как оставленные открытыми двери шкафов, холодильников и сундуков. Или если после трапезы еда остается на столе. Поэтому делалось все, чтобы не допустить такого. Особенно большой спрос был с девочек: таким образом, пугая шайтанами, их с детства приучали к порядку в доме. Возможно, с этой же, воспитательной, целью существовало и другое поверье, по которому перевернутая обувь означает: кто-то в доме может умереть или заболеть, поэтому нужно немедленно поставить ее правильно.

Для защиты от демонов казахские женщины, въезжая в новый дом, проводят обряд «аластау», то есть окуривают помещение травой адыраспан (ее и сегодня можно купить на базаре). При совершении обряда они приговаривают: «алас, алас». Считается, что это отпугивает шайтанов. Некоторые даже подвешивают в укромном месте или прямо над входной дверью пучок адыраспана, чтобы злым духам неповадно было.

Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. Поэтому к колыбели детей в давние времена привязывали ежовые иголки, а при родах клали их на страждущую.

Особое место в списке средств защиты от шайтанов занимают тумары – амулеты-обереги, которые вешают на шею, но нередко их можно увидеть в салонах автомобилей. Они треугольной формы, но встречаются и квадратные. Их делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Тумары сегодня настолько популярны, что ими пользуются все – от простого крестьянина до министра.

Внутри амулета находятся или шаманские заклинания, или сура из Корана, или щепотка святой земли, или горсточка соли. Кстати, казахстанские водители часто вешают в своих авто и перья филина. Считается, что они, а также голова и когти птицы охраняют от злых духов, поэтому эти атрибуты нередко привязывали к юрте и колыбели детей.

С этой же целью амулеты из когтей филина, а также беркута, медведя, рыси и волка шаманы (казахи называли их баксы) нашивали на одежду. Молодые джигиты носили на шее кости сустава волка (асык) – от порчи и злых духов. Люди верили, что некоторые кости животных имеют сверхъестественную силу. К примеру, локтевая кость могла заменить для скота пастуха, то есть оберегать от волков и от воров. Локтевую кость как хранителя лошади казахи носят также привязанной к передней луке седла. Еще одна кость – волчья чашка – по казахским поверьям предохраняла от ревматизма в пояснице и от сглаза.

От злых людей и духов взрослых мог спасти также камень «ишек тас»: по поверью, он должен находиться в желудке ослов. Но торговцы продают под этим именем зеленую глазированную глину. А девочек от сглаза оберегало множество монет, нашитых на их платья заботливыми матерями. Якобы бренчание этих монет и отпугивает нечистую силу.

Попроси у барана прощения

У казахов было особое отношение и к диким животным. Нельзя было нарушать покой отдыхающих представителей фауны даже ночью.

А если именно в это время суток нужно было пойти за водой, то вначале требовалось бросить в колодец три раза камень, затем попросить у хозяина воды – Сулеймана – разрешения, и лишь потом наполнить ведра. При этом запрещалось посылать ночью за водой молодых девушек и женщин. Почему – непонятно.

Запрещалось также убивать и разорять гнезда сов, филинов, дятлов, кукушек, ласточек. Воров ловчих птиц строго наказывали, иногда даже отрубали кисть правой руки. Также нельзя было охотиться на животных, обитающих у священных источников и в почитаемых местах. Считалось, что в них живут души умерших. Нарушителей этих правил ждало палочное наказание.

В жертву можно было приносить животных всех видов, в основном верблюдов, лошадей, баранов, редко быков, но всегда самцов и с известными приметами. Например, баран или верблюд должен был быть белым, с желтой головой. Кстати, верблюда приносили в жертву только в крайнем случае, когда и причина для этого была очень важной. Скорее всего, такая особенность объяснялась тем, что кораблей пустыни, по сравнению с баранами, и так было немного.

Когда же казахи резали или убивали животное, то просили у него прощения, говоря: «сенiн жазыгын жок, менiн азыгым жок, бисмылла» (твоей вины нет, у меня еды нет, бисмилла). Таким образом они задабривали его дух. Убивать животное ради развлечения запрещалось.

При продаже домашнего скота и птицы казахи никогда не отдавали новому хозяину узды лошади, носовой веревки верблюда, путалищ сокола, ошейника собаки. Похожее суеверие касается одежды: отдавая кому-нибудь платье, рекомендуется оставить у себя одну пуговицу или завязку. Что интересно, и в русских сказках есть чародей, который, оборачиваясь в разных домашних животных, обязательно просит, чтобы при продаже его в этом виде не отдавали узды, ошейника или путалищ.

Рвут одежду – значит, почитают

Казахи издревле проводят различные обряды, в которых отображается их почитание предков. Например, на похоронах, кроме подарков, всем присутствующим на кладбище раздавали жыртыс – лоскутки ткани в качестве подарка покойного за участие в проводах его на тот свет. Более древняя форма этого обычая – разрывание одежды умершего, о чем сообщают некоторые авторы конца XVIII – начала XIX вв.

Казахи считали, что, оставляя себе лоскуток ткани, они сохраняют связь с покойным. Кроме того, они верили, что через этот кусок материи благодатная сила умершего (касиет) передается оставшимся в живых. Этот обычай был в силе не только при проведении похорон. Рассказывают, что при избрании Аблая в ханы казахи подняли его на кошме, а потом, сняв с него богатое верхнее платье, изодрали его в лоскуты.

Казахи вообще с почтением относились к могилам. На могилах каялись, приносили присягу. Путнику, которого надвигающаяся ночь заставала в степи, обычай рекомендовал ночевать на кладбище, ибо здесь никто не решится совершить над ним насилие. Гнева аруахов боялись. Если у путника было заветное желание, он просил духа погребенного помочь, чтобы оно сбылось. Особым почитанием пользовались духи выдающихся людей. Именно их имена произносились в особо трудных случаях.

В честь духов предков приносят в жертву животных, ездят на поклонение к могилам. А во время празднования крупных событий, например, разделения рода на два самостоятельных, заключения мира между двумя враждующими племенами, победы над врагом, всегда вспоминали усопших и приносили им в жертву белую кобылицу или белого жеребца.

Луна вредна. Для мужчин

В домах ночью казахи плотно занавешивали все окна, чтобы свет Луны не упал на спящего человека. Это считается очень плохой приметой для мужчин: открытые занавески могли привести к печальным последствиям – даже к импотенции.

«Луна, вероятно, была божеством, – писал в статье «Следы шаманства у киргизов» Шокан Валиханов (казахов раньше называли киргизами). – Киргизы при виде новой Луны делают земные поклоны и летом берут с того места, где делали поклоны, траву, которую, придя домой, бросают в огонь. Киргизы не смотрят долго на Луну. При отправлении естественных нужд не обращают лица своего к Луне. Вообще, о Луне говорят с уважением».

От еды и пиалы не отвлекайся

К еде у казахов тоже особое отношение. Трапеза священна, и прерывать ее нельзя. При этом запрещается встряхивать руками и потягиваться при поедании жирной пищи, ибо в этом случае еда «сотрясается», и ее святое заклятие поражает нерадивого.

Плохим знаком считалось также, когда человек входил в юрту с пищей во рту. А вот выходить, что-то пожевывая, напротив, даже желательно. Так что, если вы подоспели к трапезе, то хозяева обязательно попросят вас выполнить обряд «ауыз тию», то есть пригубить пищу. Если же попали на завтрак, то лучше не отказывайтесь от пиалки утреннего чая, иначе холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся с супругами. Кстати, пожизненное одиночество грозит и тем джигитам, которые стоят на пороге. Так войдите в дом!

Заколдованный круг или – айналайын

Казахи часто обращаются к своим детям или внукам, называя их нежным: «Айналайын!». В буквальном переводе это слово означает «обхожу тебя». Но что, собственно, нежного в этом словосочетании?

– У киргизов (казахов. – Ред.) чарующая сила заключена собственно в кружении, – пишет Шокан Валиханов. – Они избегают полного круга при осмотре чего бы то ни было. Обойти человека – значит принять на себя все его болезни, чары, которые тяготеют над ним. Поэтому самое нежное слово у киргизов и самое верное выражение любви заключается в словах айналайын, что значит «обхожу тебя». Мы слышали, что в старые годы часто чадолюбивые отцы бегали с поясом на шее вокруг юрты, где лежал их больной сын, предлагая якобы себя небу взамен больного. А родственники и одноаульцы старались удержать его от такого гибельного намерения. Так киргизы (казахи. – Ред.) верили в кружение…

Что страшнее всего?

Немало верований у казахов связано с огнем, водой и землей. Землю, к примеру, нельзя подбрасывать. И недаром самое страшное проклятие, когда вслед тебе бросают песок.

Однако страшнее его считается только «емшегин кокке сау» – материнское проклятие, когда она сцеживает грудное молоко. Считается, что такое проклятие даже не подлежит снятию. К счастью, этот обряд исполняли крайне редко, а сегодня о нем практически забыли.

Другое народное поверье связано с водой. Бабушки-казашки запрещают тушить огонь водой, так как, по их словам, при этом происходит смешение стихий, что может привести к неприятным последствиям. Корни всех этих верований уходят глубоко в древность, когда предки казахов, еще до прихода ислама, поклонялись небу – Танiр, земле – Умай или Жер-ана и воде – Су-ана.

Особое значение придавалось огню, поклонение которому заимствовано еще из шаманских верований. К примеру, некоторые казахские чабаны при перекочевке с зимовок на жайляу (летнее пастбище), дабы отпугнуть злых духов разжигают по обе стороны дороги два больших костра. Между кострами проходят люди и отары овец.

И еще одно суеверие: если топливо один раз внесли в дом, то его уже оттуда нельзя выносить ни в коем случае. Иначе, дескать, это может привести к смерти или болезни хозяина семейства – отбасы (главы очага).

может ли мама сглазить, узнать есть ли на ребенке, отливка на воск

Содержание

  • Что такое материнская порча
  • Признаки материнского проклятья
  • Как избавиться от порчи через церковь
  • Отливка воском
  • Что делать, если мама умерла
  • Заключение

Слова материнские обладают особой энергетикой. Благословение, идущее от сердца, является сильнейшим оберегом, поддержкой на жизненном пути. Но слова мамы могут навредить ребенку. Проклятье, слетевшее с уст родного человека, всегда достигает цели. Оно сопровождает ребенка всю оставшуюся жизнь.

Что такое материнская порча

Если маг наводит порчу на человека, он проводит специальные магические ритуалы. Во время обряда устанавливается энергетическая связь с жертвой. По сформированному каналу передается негативная программа от мага к объекту.

Мать способна наслать проклятия на ребенка без проведения магических ритуалов. Ей не надо устанавливать с детьми энергетическую связь — она формируется в момент зачатия плода. Все мысли, желания, слова, адресованные сыну или дочери, становятся материальными, сопровождая детей по жизни. Материнская порча наводится неосознанно. Достаточно необдуманно сказанной фразы: «Черт бы тебя побрал», чтобы ребенок всю жизнь страдал от последствий.

Сказанные в порыве эмоций слова запускают негативную программу, остановить действие которой сложно. А если мать осознанно проклинает дочь, то сила порчи возрастает.

Признаки материнского проклятья

Симптомы проклятья, наложенного матерью, очевидны, поэтому распознать их не трудно. Чем раньше обнаружится порча, тем легче ее снять. К основным признакам негативной программы относятся:

  1. Зависимость от родителей. Она проявляется, независимо от возраста ребенка. Женивший (вышедшая замуж) сын или дочь продолжают слепо следовать указаниям матери, не понимая причину такого явления.
  2. Слова, сказанные мамой в гневе, становятся реальными. Дети сами начинают подозревать о наличии проклятья. Они замечают, что мама предсказала большинство сложных жизненных ситуаций.
  3. Сглаз проявляется на состоянии физического и эмоционального здоровья детей. Под действием негатива человек страдает длительными депрессиями, часто сталкивается с проблемами на работе, ощущает слабость, упадок сил.

Действие порчи от матери заметно во всех сферах жизни. А основной удар негативной программы приходиться на ту часть, которая была сглажена.

Как избавиться от порчи через церковь

Негативная программа, наложенная неосознанно, обладает особой силой. Самостоятельно снять сглаз сложно. В этих целях используют магические обряды или священные таинства (крещение ребенка, похороны новопреставленного раба Божьего и т.п.).

Мама может сглазить ребенка, сама того не подозревая. Достаточно залюбоваться на его успехи, как негативная программа начинает свое действие. Один из самых простых способов нейтрализовать негатив, возложенный на биоэнергетическом уровне — пройти таинство повторного крещения.

Во время обряда смываются грехи, порча, которая когда-либо была наложена. При крещении человеку дают новое имя. Его никому нельзя называть. Исключением являются таинство Причастия или магический ритуал, для проведения которого требуется христианское имя.

Этот способ снятия порчи от матери сложный, потому что большинство священников отказываются повторно крестить человека. Часто отказ совершать таинство во благо очищения кармы ничем не мотивируют.

Можно снять материнскую порчу во время отпевания покойника в храме. Пол, имя усопшего, не имеют значения.

  1. В церкви, держа зажженную свечу в руке, надо встать вместе с родственниками покойного у гроба.
  2. Когда священник будет отпевать упокоенную душу, 13 раз прошептать:

«Новопреставленный, у жизни забранный, в гробу почивающий, на людей не глядящий. Забери моё проклятие. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь».

Свечку ставят догорать возле иконы Пресвятой Богородицы. Чтобы действие проклятия снять окончательно, на 9 и 40 день в том же храме заказывают заупокойную службу и ставят свечи в знак благодарности покойнику. Во время зажигания каждой свечки произносят:

«За упокой моего проклятия. Аминь».

Отливка воском

Порча от матери, если использовать обычный воск, не снимется. Отливка проводится при использовании атрибутики:

  1. Церковных свечей (3 или 7 штук), которые покупают в церкви без сдачи.
  2. Емкость, в которой расплавляют материал для отливки.
  3. Стакан со святой водой.

Действие материнского проклятья нейтрализуют в одиночестве. Если ритуал проводит знахарка, она с объектом негативной программы уединяется.

  1. Перед обрядом принимают душ — очищают тело.
  2. Помещение очищают зажженной церковной свечой, читая молитвы.
  3. Свечки, принесенные из храма, растапливают, читая «Отче наш».
  4. Когда воск обретет жидкую консистенцию, произносят:

«Я (свое имя) прошу Господа бога нашего, сына его Иисуса Христа, матерь божию, Марию. Снимите с моего рода проклятье (имя человека). Аминь».

Выливая содержимое емкости в воду, читают:

«Как весной вода в воду вливается, как поднимает грязь со дна и уносит с собой, Так бы очистилась от грязи моя оболочка. С богом я, не с сатаной! Выливаю и надеюсь. Аминь».

По форме затвердевшего воска можно узнать, насколько сильно маме удалось сглазить ребенка. Но долго рассматривать содержимое стакана нельзя. Его сразу после отливки относят на пустырь и закапывают.

Что делать, если мама умерла

Если мать умерла, ее кончина не отменяет сглаз. Проклятье продолжает действовать, но снять его проще.

  1. В день маминого рождения заказывают заупокойную службу.
  2. Помолившись в церкви, отправляются на кладбище.
  3. С собой приносят помин — сладости, красное вино.
  4. Угощения оставляют на могилке со словами:

«Господь простил добротой своею. И я зла не держу. И ты, раба Божья (имя) покойся в мире. Не держи зла на меня. Аминь».

Если последствия материнского проклятия слишком тяжелые, заупокойную службу заказывают в трех храмах.

Заключение

Для каждого человека мама — это самый близкий, родной человек. Но сила проклятья, которое она произносит в порыве чувств, страшная, разрушительная. Если человека постигла участь стать жертвой порчи, надо принять меры по нейтрализации негативной программы.

Способов снять негатив несколько. Каждый из них адаптирован для самостоятельного использования.

Evil Eye Mother Daughter — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
617 релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • «Эта болезнь не является госпитальной»: качественное исследование сглаза как источника неонатальной болезни в Гане

    . 2020 март; 52(2):159-167.

    doi: 10.1017/S002193201

    12.

    Эпаб 201917 июня.

    Апрель Джей Белл
    1
    , Зельда Арку
    2
    , Ашура Бакари
    3
    , Сэмюэл А Оппонг
    4
    , Джессика Янгблад
    1
    , Ричард М Адану
    5
    , Шерил Мойер
    1

    Принадлежности

    Принадлежности

    • 1 Мичиганский университет, Анн-Арбор, Мичиган, США.
    • 2 Университет Кейп-Кост, Кейп-Кост, Гана.
    • 3 Государственная больница Сантресо, Служба здравоохранения Ганы, Кумаси, Гана.
    • 4 Факультет медицины и стоматологии Ганского университета, Аккра, Гана.
    • 5 Школа общественного здравоохранения Ганского университета, Легон, Гана.
    • PMID:

      31203826

    • PMCID:

      PMC6917980

    • DOI:

      10.1017/S002193201

      12

    Бесплатная статья ЧВК

    , апрель J Bell et al.

    J Biosoc Sci.

    2020 март

    Бесплатная статья ЧВК

    . 2020 март; 52(2):159-167.

    doi: 10.1017/S002193201

    12.

    Epub 2019 17 июня.

    Авторы

    Апрель J Белл
    1
    , Зельда Арку
    2
    , Ашура Бакари
    3
    , Сэмюэл А Оппонг
    4
    , Джессика Янгблад
    1
    , Ричард М Адану
    5
    , Шерил Мойер
    1

    Принадлежности

    • 1 Мичиганский университет, Анн-Арбор, Мичиган, США.
    • 2 Университет Кейп-Кост, Кейп-Кост, Гана.
    • 3 Государственная больница Сантресо, Служба здравоохранения Ганы, Кумаси, Гана.
    • 4 Факультет медицины и стоматологии Ганского университета, Аккра, Гана.
    • 5 Школа общественного здравоохранения Ганского университета, Легон, Гана.
    • PMID:

      31203826

    • PMCID:

      PMC6917980

    • DOI:

      10. 1017/S002193201

      12

    Абстрактный

    Предыдущие исследования описывали сглаз как источник болезней для беременных женщин и их новорожденных. Это исследование было направлено на изучение восприятия сглаза среди матерей, чьи новорожденные перенесли опасное для жизни осложнение в трех регионах Ганы. В рамках более крупного количественного исследования обученные ассистенты-исследователи определили беременных и только что родивших женщин (и их новорожденных), которые пережили опасное для жизни осложнение в трех больницах третичного уровня на юге Ганы, для участия в открытых качественных интервью об их опыта в марте-августе 2015 года. Все интервью были записаны на аудио и транскрибированы дословно на английский язык и проанализированы с использованием постоянного сравнительного метода генерации тем. Всего было опрошено 37 матерей, 20 о заболеваниях новорожденных и 17 о заболеваниях матерей. Шесть из 20 матерей, опрошенных о болезнях их новорожденных, подробно рассказали о том, что сглаз является потенциальной причиной болезней новорожденных. Сглаз описывался разными терминами, но общими были случаи, когда человек смотрел на беременную женщину, ее новорожденного ребенка, одежду ребенка и даже на еду матери, причиняя вред даже непреднамеренно. Профилактика требовала от матерей прикрывать себя во время беременности и держать ребенка подальше от других, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы защититься от сглаза. Для лечения требовалась традиционная медицина, но некоторые указывали, что аллопатическая медицина может помочь. Сглаз, по-видимому, служит механизмом социального контроля, побуждая беременных женщин одеваться скромно, как можно больше оставаться дома и вести себя соответствующим образом. Сглаз — широко распространенное, общепризнанное явление в трех регионах Ганы, даже среди госпитализированного населения, получающего аллопатическое медицинское обслуживание в связи с опасными для жизни осложнениями при родах. Понимание роли сглаза в атрибуции болезней новорожденных важно для клиницистов, исследователей и сотрудников программ, чтобы эффективно устранять препятствия на пути обращения за медицинской помощью.


    Ключевые слова:

    неонатальная смертность; Социокультурные факторы; Традиционные верования.

    Заявление о конфликте интересов

    Конфликт интересов. У авторов нет конфликта интересов, о котором следует заявить.

    Похожие статьи

    • «Я все еще не понимаю, что вызвало проблему»: Восприятие матерей при общении относительно болезни и смерти новорожденных в Северной Гане.

      Герлингс Э., Каселиц Э., Абориго Р.А., Уильямс Дж. , Янгблад Дж., Авракотос А., Чатио С., Мойер К.

      Герлингс Э. и др.
      Глобальное общественное здравоохранение. 2019 Дек;14(12):1784-1792. дои: 10.1080/17441692.2019.1642930. Epub 2019 19 июля.
      Глобальное общественное здравоохранение. 2019.

      PMID: 31322063

    • Помимо распознавания симптомов: уход за больными новорожденными в сельских районах Ганы.

      Баззано А.Н., Кирквуд Б.Р., Тавия-Агьеманг С., Овусу-Агьей С., Адонго П.Б.

      Баззано А.Н. и соавт.
      Троп Мед Int Health. 2008 Январь; 13 (1): 123-8. doi: 10.1111/j.1365-3156.2007.01981.х.
      Троп Мед Int Health. 2008.

      PMID: 18291010

      Клиническое испытание.

    • Предотвращение материнской и неонатальной смертности (ПРЕМАНД): протокол исследования для изучения социальных и культурных факторов, способствующих младенческой и материнской смертности, а также несчастным случаям в сельских районах северной Ганы.

      Мойер К.А., Абориго Р.А., Каселиц Э.Б., Гупта М.Л., Одуро А., Уильямс Дж.

      Мойер К.А. и соавт.
      Воспроизведение здоровья. 2016 9 марта;13:20. doi: 10.1186/s12978-016-0142-z.
      Воспроизведение здоровья. 2016.

      PMID: 26957319
      Бесплатная статья ЧВК.

    • Барьеры и факторы, способствующие прекращению курения во время беременности и после родов: обзор литературы и качественное исследование.

      Боулд Л., Грэм Х., Синклер Л., Флемминг К., Нотон Ф., Форд А., МакКелл Дж., МакКоган Д., Хоупвелл С., Ангус К., Иди Д., Таппин Д.

      Баулд Л. и др.
      Оценка медицинских технологий. 2017 июнь; 21 (36): 1-158. дои: 10.3310/hta21360.
      Оценка медицинских технологий. 2017.

      PMID: 28661375
      Бесплатная статья ЧВК.

      Обзор.

    • Срок Новорожденный: альтернативные методы родов, отказ и терапевтическая нерешительность.