Содержание
Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма
Барокко, рококо, классицизм… Это все стили в живописи. Некоторые существовали в конкретную эпоху. Тогда достаточно посмотреть на дату создания картины и понять, какой это стиль.
Но многие пересекались во времени: один стиль ещё в моде, а другой уже наступает ему на пятки. В таком случае даты не всегда помогут.
Хорошо бы знать основные черты каждого стиля. Ещё лучше – понимать, почему тот или иной стиль возник.
С чего вдруг художники переключились с прекрасного ренессанса на вычурное барокко.
Почему строгий классицизм был вытеснен зыбким импрессионизмом.
И зачем художники повально отказались от эстетики и ударились в экспрессионизм.
А потом и вовсе отошли от узнаваемых образов, увлёкшись абстракционизмом.
Разберём каждый стиль. Начнём с ренессанса.
Позади средневековье и торжество духа над телом. Плоские лица и бесформенные одежды во множестве населяли готические соборы.
Ренессанс же сместил фокус с духовного на телесное. Вернее на человека красивого и благородного.
Почему стиль ренессанс возник
В Италии в конце 15 века картины стали заказывать не церковники, а банкиры.
Они были людьми не только богатыми, но и образованными. Читали древнегреческих поэтов. А заодно ещё и видели найденные скульптуры Древнего Рима. Их в то время много раскапывали.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция
Желание любоваться телесной красотой и восприятие человека, как мыслящего и достойного существа – таков был настрой заказчиков. Художники эти пожелания услышали.
Время расцвета стиля
Стиль ренессанс (или эпохи возрождения, что одно и то же) расцвел в конце 15 века, начиная с работ Боттичелли. И завершился в конце 16 века, работами Тициана.
Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.
Характерные черты стиля ренессанс
На картинах эпохи возрождения весь фокус – на человеке. Поэтому в это время почти не встречаются пейзажи и совсем нет натюрмортов. Это одна или несколько фигур. Чаще в спокойной и неподвижной позе. Красивые и благородные черты лица. Уверенный взгляд на зрителя.
Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг. Лувр, Париж
Если это святой, то он почти не отличается от человека. Часто под образом Мадонны или древнегреческой богини скрывались возлюбленные, супруги или дочери.
Боттичелли, например, в образе Венеры изобразил восхищавшую его реальную девушку, Симонетту Веспуччи.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1484 г. Галерея Уффици, Флоренция
Лицо или руки выполнялись в технике сфумато, то есть как будто покрытые дымкой. Эту технику придумал Леонардо да Винчи. Она позволяет сделать изображение человека более живым. Его Мона Лиза выполнена как раз с эффектом сфумато.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж
Картины Возрождения часто яркие. Эпоха полутонов и нежных оттенков ещё впереди. О колорите ещё мало заботились. По сути просто раскрашивали красивые формы.
Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Фрагмент росписи Сикстинской Капеллы, Ватикан
Яркий пример стиля ренессанс
Самых красивых и благородных в Эпоху Возрождения писал Рафаэль. Пожалуй, он самый классический художник стиля ренессанс. Вот его “Мадонна в зелени”.
Рафаэль Санти. Мадонна в зелени. 1505-1506 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия
В ней есть почти все, чем славится Возрождение. И красота, и благородство, и сфумато.
Художники стиля ренессанс
Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тинторетто, Тициан.
Стиль ренессанс не исчез бесследно со смертью Тициана. Его черты вобрал каждый последующий стиль.
Художники всех мастей боготворили Рафаэля. Жесты и улыбки его героев повторены сотни раз в картинах на протяжении 300 лет. Точку в этой всеобщей любви к ренессансу поставили импрессионисты. Но о них позже.
О художниках Ренессанса читайте в моей статье “6 великих мастеров эпохи возрождения”.
Ренессанс, безусловно, прекрасен. Но статичен и аскетичен. С цветом художники Возрождения тоже не особо возились. Поэтому часто их работы похожи на раскраски (не считая Тициана, конечно).
А вот стиль Барокко все эти моменты учел. Барокко – это движение, роскошь и виртуозный колорит.
Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф
Почему стиль барокко возник
Вера в человека и республика, как форма правления, в Италии долго не продержались. Вернулась монархия. А монархам нужна была другая живопись.
Заказчики хотели показать себя во всей красе и с размахом украшать свои дворцы. Нужны были пышность и блеск. Художники быстро уловили, куда ветер дует. Так появился барокко.
Питер-Пауль Рубенс. Пребытие Марии Медичи в Марсель. Из цикла картин «Галерея Медичи». 394×295 см. 1622-1625 гг. Лувр, Париж
Время существования барокко
Расцвет барокко – это 17 век. Но в этом стиле создавались полотна вплоть до начала 19 века. Это стиль, который дольше всех продержался в истории искусства. Роскошь и ослепляющий блеск были в моде аж 200 лет.
Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США
Характерные черты барокко
Куча-мала из обнаженных тел, копьев и экзотических животных – самое что ни на есть барокко. Если смотрите и на ум приходят слова «как эмоционально и динамично», значит это барокко.
Питер-Пауль Рубенс. Охота на крокодила и гиппопотама. 1616 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
Ещё барокко – этакая смесь живописи и театра. Неяркий свет выхватывает из тьмы драматическое действо. Сюжеты выбирались под стать: сцены пыток христианских мучеников, убийства и переломные моменты в жизни святых.
Караваджо. Обращение савла. 1600 г. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
Яркий пример стиля барокко
Кучу-малу из людей и животных любил Рубенс. Его «Охота на львов» – тому подтверждение.
Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 1621 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.
А вот мастером театральной барочной живописи был Караваджо. Движения у него не такие зашкаливающие, как у Рубенса. Но эмоций и драмы у него хоть отбавляй. Как в картине «Положение во гроб».
Караваджо. Положение во гроб. 1602 г. Пинакотека Ватикана
Главные художники стиля барокко
Динамичное барокко (рубеновское) ищите у Симона Вуэ и Тьеполо.
Театральное барокко (так называемый караваджизм) ищите у Рембрандта, Джентилески (и у отца, и у дочери), а также Мурильо.
Еще учтите один момент. Барокко “страдает” излишествами. Но не только нарисованными. Огромное полотно 5 метров в длину и массивная позолоченная рама – идут, как правило, в придачу.
Барокко и Рококо часто путают. Но у них есть принципиальное отличие. Барокко – про помпезность. Рококо – про изящество. Барокко про сильные эмоции, даже эмоциональный надрыв. Рококо – про поверхностные чувства.
Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва
Почему возник стиль рококо
Однажды заказчики устали от драмы и накала страстей. Захотелось легкой болтовни, флирта и поцелуев. Так возник стиль рококо.
Жан-Оноре Фрагонар. Украденный поцелуй. 1780-е года. Эрмитаж, Санкт-Петербург
А если серьёзно, появлению стиля способствовала мадам Помпадур, любовница французского короля Людовика XV. Она любила ангелочков, цветочный орнамент и нежные цвета.
Период расцвета рококо
Век рококо был коротким. Как говорится, отдохнули и хватит. Так что стиль просуществовал всего лет 50 (с середины 18 века до начала гражданской войны во Франции). Кровожадной гильотине были не к лицу легкомысленные образы.
Франсуа Буше. Мадам Помпадур. 1756 г. Старая пинакотека, Мюнхен
Характерные черты стиля рококо
Большинство героев – розовощёкие (но не пышные, как в барокко) девушки среди цветов и кавалеров. Все довольны и счастливы. Барочной драмы как и не бывало.
Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художники стиля рококо пользовались тонкой кисточкой – мелкие листочки, тонкий слой краски, крохотные детали.
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. 129 × 194 см. Лувр, Париж
Яркий пример стиля рококо
Классическая картина в стиле рококо – это «Качели» Фрагонара. Тут и флирт, и тонконогая девица. О ней можно почитать в моей статье “Качели Фрагонара: главный шедевр эпохи рококо”.
Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767. Собрание Уоллеса, Лондон
Главные художники стиля рококо
Упомянутый Жан-Оноре Фрагонар, Антуан Ватто, Франсуа Буше, Томас Гейнсборо.
Все-таки оговорюсь, что рококо – это не всегда пустозвонная праздность. Те же “Качели” Фрагонара не так поверхностны, как может показаться поначалу. Предстоящую драму в отношениях можно почувствовать, взглянув на мрачные ветви деревьев. Гениальный художник может написать глубокое произведение даже в стиле рококо.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Параллельно с барокко возник классицизм. Полная ему противоположность. Вместо накала страстей – бесстрастность. Вместо переплетенных тел – выверенные пропорции и порядок. Как будто картины рисовали математики.
Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1650 г. Лувр, Париж
Почему стиль классицизм возник
Причину стоит искать в разнице вкусов заказчиков. Часть из них жаждали гармоничных пропорций античности. По сути классицизм – это возврат к ренессансу, но в более строгом варианте, под стать чопорным и высокомерным аристократам.
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев. 330 × 425 см. 1784 г. Лувр, Париж
Более же экстравертные и истероидные по психотипу герцоги и князья предпочитали пышное барокко.
Так появилось два лагеря: любители классицизма и любители барокко.
Характерные черты
Классицисты выбирали сюжеты, далекие от жизни: о богах и богинях, о правителях Древнего Рима, гладиаторах и спартанцах.
Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия пьянства. 1850 г. Лувр, Париж
Классицизм не только удовлетворял вкусы отдельных заказчиков, но и стал официальным искусством. У классицистов были свои академии, поэтому их называли академистами.
Они обучали учеников четким правилам живописи. Правильные пропорции, перспектива, моделировка объема светотенью, колорит в виде трехцветки.
Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж
Поэтому классицизм – самый распространённый стиль живописи. Пожалуй, в этом стиле создано больше всего полотен за всю историю искусства.
Период расцвета классицизма
Он был в моде в 17 веке. А затем вновь расцвел в конце 18 века. В основном за счет любви со стороны Наполеона.
Жак-Луи Давид. Наполеон на коне (фрагмент). 1798 г. Галерея Бельведер в Вене
Яркий пример классицизма
За классицизмом стоит обращаться к французскому художнику Пуссену. В его работах Вы встретите все черты этого стиля.
Никола Пуссен. Великодушие Сципиона. 1640 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва
На картине “Великодушие Сципиона” все упорядочено и логично. Герои стоят в ряд. Никто ни на кого не наваливается, как у Рубенса.
Художник использует классическую трехцветку “синий-красный-желтый”. Эмоции приглушены: они здесь не так важны, как жесты и позы героев.
Главные художники
Никола Пуссен, Жак-Луи Давид, Анибале Карраччи, Вильям Бугро.
Классицизму не повезло. Если другие стили эволюционировали, то с этим рьяно боролись вольнодумные художники. Те, кто хотел творить по велению сердца, а не так, как учат в академиях.
В результате классицизм сломили импрессионисты. А окончательно затоптали экспрессионисты.
Есть кое-что, что объединяет все стили, существующие до импрессионизма. Это гладкая живопись. Скрытие мазков, натуралистичность и внимательность к деталям были важны почти всегда, начиная с 14 века.
Но импрессионизм смело пошатнул все эти традиции.
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 13 ноября 1872 г. 7 часов 35 мин утра. Музей Морматтен-Моне, Париж.
Почему стиль импрессионизм возник
В 19 веке изобрели фотографию. Изображать реальность с помощью кисти и красок стало ни к чему. Аристократ мог пойти в фотоателье и сделать свой реалистичный портрет. Причём очень быстро.
Художники поняли, что реальность больше в их услугах не нуждается. Передавать этот мир в деталях уже нет смысла. Они сосредоточились на собственном впечатлении от увиденного – на живых людях, солнечных зайчиках и шелесте травы.
Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США.
Характерные черты
Импрессионизму свойственна жизненность: они писали своих современников в кафе или на прогулках. В отличие от классицистов, которые изображали древне-римских героев или богов с богинями.
Константин Коровин. Парижское кафе. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Также импрессионисты выработали свою технику. Вместо гладкой живописи – видимые, быстрые мазки. С помощью них они создавали иллюзию вибрации воздуха и солнечных бликов.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Время расцвета импрессионизма
Активно в стиле импрессионизм работали во второй половине 19 века. Совсем недолго. Как и рококо, этот стиль просуществовал тоже не более 50 лет.
Но его расцвет закончился совсем по другой причине, чем у рококо.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва.
Импрессионисты изменили способ мышления творческих людей. Они показали, что можно писать не только видимую реальность. Но нечто другое. В их случае – быстротечные эффекты солнца, тумана и сумерек.
Другие художники пошли дальше. И начали писать свой внутренний мир (экспрессионизм), придуманную реальность (абстракционизм), или почти ничего (минимализм).
Яркий пример импрессионизма
Импрессионизм зародился во Франции. Так что самые яркие импрессионисты – французы. Классическая импрессионистическая работа – “Качели” Ренуара.
Огюст Ренуар. Качели. 1873 г. Музей Орсе, Париж
Здесь обычные горожане 19 века отдыхают в парке. Никаких исторических сюжетов, как у классицистов. При этом все изображено с помощью крупных разноцветных мазков. Даже тени цветные.
Главные художники
Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Константин Коровин.
Почитайте мою статью «7 великих художников-импрессионистов»
Для особо влюблённых в импрессионизм я разработала онлайн-курс «Импрессионизм: формула и главные герои».
Однажды художники отказались рисовать реальность. И переключились на свой внутренний мир. Они решили с помощью форм и цвета показывать свои эмоции и тем самым вызывать эмоции у нас. Так родился экспрессионизм.
Почему экспрессионизм возник
Экспрессионизм был следующим и логичным шагом после импрессионизма.
Импрессионисты все-таки были реалистами, изображающими окружающий мир, в первую очередь свето-воздушные эффекты. Свои эмоции и своё отношение к происходящему импрессионисты оставляли за кадром.
Но некоторым художникам реализм изрядно надоел.
Первым свой внутренний мир в свою живопись впустил Ван Гог. Он начал деформировать цвета и формы, исходя из собственного отношения к объекту.
Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890 г. Частная коллекция
Лицо доктора Гаше зеленоватое и неправильной формы. Явно в реальности оно таким не было.
Мастером выразить свои эмоции на холсте был и современник Ван Гога, Эдвард Мунк. Он смело выражал свои эмоции на картине, ещё больше деформируя формы.
Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген
У Мунка лица и вовсе похожи на черепа, обтянутые кожей. Это ещё дальше от реальности, чем даже у Ван Гога.
Время расцвета стиля
Экспрессионизм расцвёл в начале 20 века, как отклик на ужасы Первой Мировой войны.
Слишком сильные эмоции испытывали художники. Эстетика прошлых лет стала для них неприемлема. Мир трещал по швам, и боль и разочарование выплескивались на холст.
Оскар Кокошка. Автопортрет. 1917 г. Музей фон дер Хейдт, Вупперталь. Maximonline.ru
Основные черты экспрессионизма
Так как эмоции выражались сильные и чаще негативные, то главная черта экспрессионизма – это дисгармония и уродство.
Эгон Шиле, например, намеренно подчеркивал все самое некрасивое в человеке.
Эгон Шиле. Танцор. 1913 г. Музей Леопольда, Вена
А в дисгармонии особенно преуспел Хаим Сутин. Его деформированные пейзажи как будто отображены в кривых зеркалах.
Хаим Сутин. Красная лестница в Кане. 1923 г. Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва
Ещё экспрессионизм узнаваем по ярким цветам в виде больших пятен и полос, а также плоскому изображению. Моделирование объема и правда отвлекает от цвета, а главное – от эмоций. Как на “Автопортрете с моделью” Кирхнера.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет с моделью. 1926 г. Гамбургский кунстхалле. Artchive.ru.
Яркий пример стиля экспрессионизм
Икона экспрессионизма – это «Крик» Эдварда Мунка.
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.
Конечно, она создана ещё до ужасов первой мировой. Но сам Мунк был настолько экспрессивным человеком, что в его шедевре и без того страха и отчаяния хоть отбавляй.
Главные художники экспрессионизма
Много экспрессионистов было в Германии и Австрии. Кокошка и Шиле – это австрийцы. Из немецких можно назвать Нольде и Кирхнера.
Эмиль Нольде. Маски. 1911 г. Художественный музей Нельсона-Аткинса, США. Russiaartnews.ru.
И повторюсь, что яркими экспрессионистами также был норвежец Эдвард Мунк и живший в Париже выходец из Белоруссии Хаим Сутин.
Работы экспрессионистов кажутся отталкивающими. Но, парадокс, в этом скрыта и их притягательная сила.
Ведь интересно же заглянуть в душу другого человека. И увидеть там страх, надрыв, надлом, болезненную страсть. Что мы и делаем, когда смотрим на картины экспрессионистов.
Продолжение — в статье «Экспрессионизм. Стиль живописи, его истоки и изобретатели».
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Абстракционизм часто не любят и обесценивают по типу «Это и я так могу намалевать».
Но именно этот стиль очень сильно повлиял на наш мир. Поэтому его так важно понять. А полюбить – это уже по желанию :).
Почему возник абстракционизм
Однажды Кандинский увидел в своей мастерской незнакомую картину. Это было что-то несуществующее, но очень гармоничное. Через 10 секунд художник понял, в чем дело.
Это был его пейзаж, который он сам же прислонил боком к стене.
Василий Кандинский. Композиция 4. 1911 г. Художественное собрание земли Северный Рейн, Дюссельдорф
Так великого художника осенило, что узнаваемые образы мешают воздействовать на зрителя. Ведь можно просто правильно подобрать цвета и линии, чтобы вызвать ощущение гармонии. Так же, как набор звуков соединяется в мелодию и вызывает приятные переживания у слушателя.
Время расцвета стиля
Для многих художников открытие Кандинского стало откровением. Оказывается, не обязательно ЧТО-ТО изображать. И не обязательно выискивать нужный сюжет или образ, а можно просто экспериментировать с цветом и формой!
При этом у художника все равно оставалась цель. Либо достичь с помощью конкретных сочетаний цветов и форм ощущения гармонии. Либо чтобы вызвать конкретную эмоцию. Но чаще и то, и другое.
Жоан Миро. Улыбка пылающих крыльев. 1953 г. Фонд Жоана Миро, Барселона. Pinterest.com.
Так что абстракционизм расцвёл сразу же после открытия Кандинского в 1910 году и было ведущим стилем в течение всего 20 века. Его расцвет пришелся на середину XX века в том числе благодаря знаменитым абстракциям Поллока.
Джексон Поллок. Осенний ритм (номер 30). 1950 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке, США. Artchive.ru.
Главные черты абстракционизма
Абстракционизм легко узнать. Если Вы не можете на картине узнать образ, значит это абстракция. Недаром его называют ещё беспредметным искусством.
А вот уже сама абстракция может быть самой разной. Но можно выделить два основных ее вида. Лирическую, состощую из текучих форм. Как у Кандинского и Моро.
А второй вид – это геометрическая абстракция. Началась она с квадратов и кругов Казимира Малевича. А продолжилось разноцветными решетками Пита Мондриана.
Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге. Wikiart.org.
В США возникла ещё одна разновидность – абстрактный экспрессионизм. Как Вы уже поняли, цель у него была вызвать эмоции у зрителя. Гениально это получалось у Марка Ротко.
Марк Ротко. Желтый и оранжевый. 1968 г. Собрание Филлипса, Вашингтон. Artchive.ru.
Яркий пример абстракционизма
В России абстракционизм четко ассоциируется с Малевичем и его «Чёрным квадратом».
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. 79,5 х 79,5 см. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
О смысле и тайне картины читайте в моей статье «Черный квадрат» Малевича. Почему это шедевр».
Главные художники абстракционизма
Кандинский и Малевич были первыми абстракционистами.
А подхватили их идеи такие гениальные художники, как Пит Мондриан, Марк Ротко, Жоан Миро, Джексон Поллок и Пауль Клее.
Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com
Многие плохо относятся к абстракционизму. Тогда как его влияние на нашу жизнь огромно.
Когда художники освободились от необходимости творить только известные образы, они стали много экспериментировать с формой. Все это переходило в скульптуру и архитектуру. А потом – в мебель и одежду.
И мы не успели оглянуться, как абстракционизм поделил наш мир на «до и после». До него – это виньетки и ажурная мебель. После него – строгий шрифт и лаконичные формы наших шкафов.
Об этом стиле читайте подробнее в статье «Василий Кандинский: как зарождался абстракционизм».
Я предлагаю Вам проверить, как Вы усвоили основные стили.
Какая из этих картин написана в стиле рококо?
Какая из этих картин написана в стиле ренессанс?
Какая из этих работ написана в стиле экспрессионизма?
Если Вы ответили на все три вопроса – «слева», значит Вы хорошо разбираетесь в стилях живописи.
В первом вопросе слева – картина Фрагонара “Щеколда”. Справа – картина Рубенса “Охота на волка и лиса” (барокко).
Во втором вопросе слева – картина Рафаэля “Форнарина”. Справа – “Обнаженная в солнечном свете” Ренуара (импрессионизм).
В третьем вопросе: две картины Кандинского. Работа слева написана в 1909 году (Импровизация 3) и на ней мы различаем образы: всадника, здания. Это экспрессионизм.
На работе справа 1913 года («Композиция» из Эрмитажа) образы НЕ различимы. Это уже абстракционизм.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
PS. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-курс «Насколько Вы разбираетесь в живописи»
Основные направления живописи и их представители
Живопись — это вид искусства, при котором художники передают своё видение мира зрителям. Существут множество техник и направлений живописи, которые часто смешиваются и взаимодействуют между собой, но выделить основные направления всё-таки возможно, этому и посвящена данная статья.
1. Абстракционизм. Название данного направления произошло от латинского слова «abstractio» — «отвлечение». Художники, которые работали в данной технике, отказались от реалистичных средств живописи, пытаясь показать гармонию и закономерности мира с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний. Самые знаменитыми представителями данного направления являются: В. Кандинский, К. Малевич, Пабло Пикассо.
2. Анималистика. «Animal» с латинского переводится как «животное». Направление живописи, которое посвящено изображению зверей и птиц. Анималисты в своих работах пытаются воспроизвести точность изображения животного, а также добавить образу художественной выразительности. Часто художники в своих работах наделяют зверя человеческими эмоциями.
3. Барокко. Барокко в переводе с итальянского означает причудливый. Признаки барокко: контрастность, напряжённость, величие и пышность. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное. Последователи барокко: Рубенс, Караваджо, Эль Греко.
Охота на кабана, Рубенс Питер Пауль
4. Бытовой жанр. Бытовой жанр — это жанр изобразительного искусства, который посвящён повседневной жизни людей. В качестве тем для работ художники выбирают только современные им события.
Рыбачки. Маковский Владимир Егорович.
5. Возрождение, или Ренессанс. От французского «Renaissance» переводится как возрождаться. Художники пишут картины, учитывая законы анатомии и линейной перспективы. У картин появляется объём, а на заднем плане изображаются пейзажи. Знаменитые мастера Возрождения: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.
Рождение Венеры. Сандро Боттичелли.
6. Гиперреализм. Реализм — это стиль живописи, при котором художники пытаются передать на картине мир таким каков он есть. Приставка «Гипер» означает больше, т.е. больше, чем реализм. Художники решили проверить получится ли написать картину по фотографи так, чтобы она выглядела как фото. Картины в стиле гиперреализама поражают своей правдоподобностью. То, что изображалось на картине могло происходить и в жизни, этим гиперреализм отличается от сюрреализма. Представителями гипереализма являются: Герхард Рихтер, Делкол, Клафек.
Визенталь в южном Бадене. Герхард Рихтер.
7. Городской пейзаж. Городской пейзаж — это вид живописи, при котором картина передаёт дух времени. Городской пейзаж постоянно изменяется вместе с быстро текущим временем.
Городской пейзаж Сергея Боева.
8. Импрессионизм. Данный стиль зародился во Франции. Мастера живописи писали мелкими и контрастными мазками, накладывая их в соответствии с теориями цвета. Благодаря этому, художникам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре. Художники отказались от чёрного цвета. Мастера пытались на своих полотнах передать своё мимолётное восприятие природы. Представителями данного стиля являются: Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей.
Впечатление. Восход солнца. Клод Моне.
9. Исторический жанр. Данный стиль живописи сформировался в эпоху Возрождения. Художники писали важные события прошлого и сюжеты легенд. При этом их целью часто было не достоверное изображение происшествий, а их прославление, создание идеологического мифа. Приме: полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи».
10. Классицизм. Основными элементами были линия и светотень, они помогали выявить пластику фигур и предметов, разделить пространственные планы. Согласно им, произведение должно торжествовать над хаосом, отображая важные черты показанного явления и выполняя общественно-воспитательную функцию. Художники-классицисты: Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен.
11. Кубизм. Считают, что данное направление возникло после письма Поля Сезанна к Пабло Пикассо, в котором он советует ему изображать натуру как ряд геометрических фигур. Поэтому мастера–кубисты, работавшие в начале ХХ ст., изображали на своих полотнвх реальность как набор плоскостей и геометрических фигур. В подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо «Авиньонские девицы», «Аккордеонист», картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана.
12. Минимализм. Данное направление характеризуется простотой формы, асимметричностью изображений и монохромностью, но картины также и наполнены скрытым смыслом. Художники-минималисты отказываются от реалистичности и субъективности, позволяя зрителю самому воспринимать полотно без интерпретации мастера. Представителями минимализма являются: Карл Андре, Дэн Флавин, Р. Раймэн.
13. Модернизм. От латинского «modernus» переводится как «современный» стало переломным в мировом искусстве. Мастера перестали показывать окружающий мир, пытались изобразить на своих полотнах чувства и свои переживания. Такой подход сопровождался ломанием установившихся канонов, но считается, что именно это позволяет изобразить истинную действительность, внутреннюю свободу, стремление к прогрессу. К данному направлению принадлежат импрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.
14. Морской пейзаж (марина). От латинского «marinus» означает «морской», выделился как самостоятельный жанр в XVII ст. в Голландии. Он демонстрирует виды безбрежных просторов океана, сцены сражений между кораблями, бури, закаты над морем. Яркие представители данного направления: Уильям Тернер, И. К. Айвазовский.
15. Натюрморт. Натюрморт представляет собой неодушевлённые предметы: цветы, фрукты, дичь, сервированные столы, кухонная утварь, предметы быта. Иногда каждый объект наделяется символическим значением, но в большинстве случаев они демонстрируют благосостояние хозяев, служат для украшения интерьера. Самые известные представители данного жанра: Якоб де Гейн, Клара Петерс, Питер Клас, Ян Давидс де Хем.
16. Ню. Данный жанр от французского «nudite» — «нагота, невинность» показывает красоту обнажённого человеческого тела. Это направление впервые появилось в каменном веке, расцветает в эпоху античности, переживает новый всплеск в работах эпохи Возрождения, барокко и Нового времени. Подобные произведения демонстрируют чувственное, полноценное восприятие мира, идеальные представления о красоте. В такой технике написаны полотна Тициана, Рубенса, Франсуа Буше.
17. Поп-арт. Так сокращённо называют течение популярного искусства, возникшее в Западной Европе и США в 1950-1960-х гг. Его представители показывают зрителям объекты массовой культуры, упаковки товаров и фрагменты различных механизмов, помещённые в иной контекст. Считается, что это позволяет примириться с миром банальностей и вульгарности, бросить вызов повседневности, увидеть красоту в ежедневной рутине. Представители данного жанра: Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн.
18. Портрет. Портрет — это жанр изобразительного искусства, показывающий индивидуальные черты конкретного человека. Портрет отражает внешность человека, его внутренний мир, передает социальный статус и принадлежность к эпохе. Художники изображают на полотнах лицо и плечи либо человека в полный рост. Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.
19. Примитивизм. Данный жанр зародился в XIX веке. Примитивизм включает в себя обдуманное упрощение картины, придание ей сходства с детскими рисунками или наскальными росписями пещерных людей. В подобном духе творили Марк Шагал, НикоПиросмани, Бабушка Мозес, Анри Руссо.
Сон. Анри Руссо
20. Реализм. От латинского «realis» переводится как вещественный. Художники изображают на холстах жизнь в соответствии с объективной реальностью. Задачей художников было как можно более точно фиксировать окружающий мир. Представители данного направления: Караваджо, Яна Вермеера, Эдварда Хоппер, Гюстава Курбе, Теодора Руссо, И. И. Шишкин, И. Е. Репин.
21. Романтизм. Художники воспевают на своих холстах эмоции, внутренние порывы, страхи, любовь и ненависть. С помощью сочных красок и сильных, уверенных мазков художники изображали фантастические пейзажи, прекрасных девушек, буйство стихий и волшебные сказки. Представители данного жанра: Франциско Гойя, Эжен Делакруа.
22. Символизм. Данное направление характеризуется стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Мастера пытались отобразить жизнь души – неясную, смутную, полную переживаний и тонких чувств, тайну бытия, его мистическую и загадочную сторону. Представители символизма: Михаил Врубель, Обри Бердслей, Гюстав Моро, Эжен Каррьер.
23. Стрит-арт. Данный вид искусства не для выставок и галерей. Оно развивается на улицах, в публичных местах и является неотъемлемой частью городского пейзажа. К данному направлению принадлежат граффити, трафареты, некоммерческие постеры, скульптурные инсталляции. Его представители часто скрываются за псевдонимами и тегами: Julio 204, Taki 183, Space Invander.
24. Сюрреализм. Характерные признаки этого течения аллюзии, парадоксальные сочетания форм, деформация реальности. Оно призвано возвысить зрителя, отделить дух от реальности, разорвать обычное представления о мире. Мастера-сюрреалисты: Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.
25. Фэнтази (фэнтэзи). В переводе с английского «phantasy» переводится как фантазия. Данный жанр относится к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм. Представителями данного жанра являются: Р. Хаузнер, Э. Фукс и др.
26. Экспрессионизм. От французского «expression» переводится как выразительность. Данное направление в европейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния автора. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Крик. Эдвард Мунк.
27. Энергизм. Новое направление в живописи. Художники в своих картинах показывают как выглядит энергия, которую мы часто чувствуем, но не можем видеть. Эта энергия объединяет животных, людей и окружающую природу невидимыми нитями, связывая все вокруг друг с другом. Этот творческий метод считают своеобразной релаксацией. Прежде чем приступить к живописи, автор расслабляется и сосредоточивается на своём состоянии, происходит, по сути, медитация, позволяющая сконцентрироваться на собственных эмоциях и ощущениях.
Считается, что чистых стилей живописи не существует, многие жанры происходят под влиянием других видов живописи, поэтому существует очень много художников, картинам которых присущи разные направления живописи.
Спасибо всем за внимание!
видов живописи: стили, материалы и сюжеты
в стремлении, в искусстве, в образе жизни
by Pictoclub
Живопись — один из самых почитаемых видов искусства и один из древнейших. С тех пор, как мы нарисовали первые шаги человечества на этой планете, древние наскальные рисунки показывают наше стремление к самовыражению еще в наши ранние дни.
Современный день ничем не отличается, живопись лежит в основе того, как люди выражают свои надежды, мечты, страхи и эмоции. Со временем появилось множество различных стилей, сред и предметов, благодаря которым искусство живописи разнообразилось и развивалось. Сегодня живопись высоко ценится как никогда, существует множество различных школ и техник, создающих искусство самыми разными способами.
Если вы впервые вступаете в мир искусства или планируете самостоятельно взять в руки кисть, мы представляем наш путеводитель по самым популярным и распространенным стилям живописи, материалам и предметам.
Типы стилей живописи
Существует огромное количество различных стилей, которые используются в искусстве, причем некоторые из них имеют тонкие различия между ними или смелые, поразительные изменения, которые легко заметить. Это одни из самых популярных стилей живописи, которые вы увидите в наши дни.
Реализм
Реализм — это стиль живописи, целью которого является дать зрителю отражение реального мира. Многие из самых известных картин написаны в этом стиле, и для многих картины, выполненные в этом стиле, — это то, о чем они думают, когда думают об «искусстве». Однако важно проводить различие между реализмом и фотореализмом — первый занимается реалистичной сценой, но не стремится быть истинным изображением.
Фотореализм
Вы также можете увидеть фотореализм, называемый гиперреализмом или суперреализмом. Этот стиль рисования направлен на создание картины, неотличимой от реальной жизни или фотографии — отсюда и название. Это отличает его от реализма, поскольку, если вы не присмотритесь к картине фотореализма, вы не сможете увидеть, что это действительно картина.
Экспрессионизм
На другом конце спектра находится экспрессионизм. Экспрессионизм — это стиль искусства, который не связан с реализмом, изображения и сцены часто искажаются или раскрашиваются потусторонними, яркими красками, не соответствующими действительности. Вместо этого основное внимание уделяется идеям или чувствам художника, которые выражаются посредством искусства.
Импрессионизм
Импрессионизм — это стиль живописи, который чаще всего ассоциируется с 19 веком, когда маленькие мазки кисти создают большую картину. Этот художественный стиль находится где-то между экспрессионизмом и реализмом, с упором на точное освещение, но без акцента на реалистичную сцену.
Абстракция
Абстрактные картины полностью избегают реализма. Каким бы ни был предмет на картине, он может быть не совсем точно представлен в произведении искусства. Вместо этого объекты могут быть представлены цветом или формой, а интерпретация остается за зрителем. Влияние абстрактной живописи нельзя недооценивать, поскольку многие используют шокирующие проявления цвета и формы, чтобы вызвать головокружение.
Сюрреализм
Сюрреализм впервые стал движением в 20-м веке, когда такие художники, как Сальвадор Дали, стали нарицательными. Сочетая абстрактные концепции с полуреалистичными объектами, которые были искажены или превращены во что-то необычное, они могут быть нелогичными или сказочными, что дает зрителю обостренное чувство реальности.
Поп-арт
В 1950-х и позже поп-арт стал движением, черпавшим вдохновение в коммодификации и коммерциализации современной жизни. Используя карикатуры или рекламу во многих самых известных работах этого стиля, поп-арт использует реалистичные образы в сочетании с яркими цветами, чтобы подчеркнуть замысел художника.
Типы средств рисования
Хотя существует множество стилей живописи, существует также множество различных средств, с помощью которых художники выражают себя. В зависимости от требуемой техники и эффекта можно использовать различные средства для усиления видения художника. Вот некоторые из самых популярных типов живописных сред, которые вы найдете в наши дни.
Масло
Картины маслом — одна из старейших форм живописи, которая и по сей день остается одним из самых популярных видов живописи. При рисовании маслом легко смешивать цвета, но бывает трудно стереть ошибки, а это означает, что это может быть трудным средством для освоения. Некоторые из самых известных в мире картин были написаны маслом, а портреты являются особой специализацией многих художников, работающих в этой технике.
Акварель
Акварельные краски, как правило, недороги, но, как и масляные краски, их трудно освоить. Краски разбавляются водой, что означает, что они могут пройти долгий путь из одного тюбика, но как только краски находятся на холсте, мало что можно сделать, чтобы исправить ошибки. Акварельные картины прекрасно работают со светом и часто используются для рисования пейзажей.
Акрил
Акрил, появившийся только в 1940 году, является относительно новым материалом для рисования. Он быстро сохнет, универсален и может быть очень прочным. Если вы сделаете ошибку, используя акриловые краски, вы можете даже соскоблить их, если будете действовать быстро. Многие художники поп-музыки использовали акрил в своих работах, и знаменитая банка супа Кэмпбелл является конкретным примером акрилового искусства.
Гуашь
Гуашь — это разновидность акварели, которая была изменена, чтобы стать непрозрачной, что отличает ее от более традиционных акварельных красок. Как среда для рисования, он быстро высыхает и при высыхании приобретает немного другой цвет, чем когда был влажным. Многие коммерческие художники работают гуашью, так как она яркая и может быстро блокировать цвета.
Пастель
Пастель отличается от многих других видов живописи по некоторым ключевым параметрам. Большинство пастелей выпускается в виде палочки порошкообразного пигмента, который затем прижимается к холсту для нанесения цвета. Доступно несколько различных вариантов. При использовании пастели вы получите яркие цвета, близкие к естественной пигментации внутри пастели, и с небольшими препятствиями для создания искусства можно получить холст и несколько пастелей и быстро приступить к работе.
Энкаустика
Энкаустика — это древний метод окрашивания поверхности, обычно дерева, холста или даже плитки. Пигменты добавляются к воску, который затем нагревается и наносится на поверхность, придавая светящийся цвет с сильными размерными качествами.
Фреска
Традиционно фреска представляет собой достаточно крупный живописный материал, так как обычно наносится на слой свежеуложенной известковой штукатурки. Этот метод позволяет краске и пигменту сцепляться с пластиной, делая изображение неотъемлемой частью поверхности. Многие известные фрески были написаны на протяжении всей истории, в том числе «Сотворение Адама» и «Тайная вечеря».
Аэрозольная краска
Аэрозольная краска – это современная форма рисования, которая стала ассоциироваться с уличным искусством или граффити. Краска хранится в герметичной банке и выпускается в виде аэрозольного баллончика, что позволяет наносить на поверхность гладкие и ровные слои. Это делает его идеальным, когда важна скорость, и позволяет окрашивать большие площади за один присест.
Цифровой
Наконец, современная эпоха подарила нам новое средство рисования в цифровом формате. Используя инструменты цифрового рисования, которые включают в себя виртуальные кисти разных размеров и текстур, а также ряд цветов, которые было бы трудно получить в реальности, цифровые художники могут создавать картины, которые могут раздвинуть границы их воображения. Цифровая живопись сама по себе быстро стала средством рисования, поскольку цифровые художники продолжают исследовать возможности этой новой среды.
Типы сюжетов живописи
Исторически картины классифицировались пятью различными способами, в зависимости от типов сюжетов на рассматриваемой картине. Пять жанров предметной живописи:
Историческая живопись
Они сосредоточены на изображении конкретного исторического, религиозного или аллегорического события. Таким образом, моральное послание обычно является ключевым компонентом рассматриваемой картины.
Портретное искусство
Портретное искусство использует людей в качестве своих объектов. Наиболее известный тип портретного искусства фокусируется на одном человеке, но групповые или автопортреты также относятся к этому типу живописи.
Жанровая картина
В жанровой картине сюжетом является повседневная сцена. Это отличается от пейзажной живописи, поскольку в жанровой живописи предметом является изображение самой жизни. Примеры могут включать в себя рабочих, идущих по своим делам, или банкет, где важна сама сцена, а не люди, которые составляют сцену.
Пейзажная живопись
Пейзажная живопись является одним из самых популярных и устойчивых типов сюжетов, фокусирующихся на природных сценах. Большинство пейзажных картин стремятся к чувству реализма, фокусируясь на таких вещах, как свет, сияющий сквозь облака или отражающийся от воды.
Натюрморт
Натюрморт смотрит на бытовые или бытовые предметы и стремится точно передать их. Это можно использовать как способ отработать технику рисования, например, как цвета меняются, когда свет и тень ложатся на объект.
Исследуйте различные виды живописи с PICTOCLUB
Если вы хотите продолжить знакомство с миром живописи и различными видами живописи, перейдите к нашим удивительным картинам, выставленным на продажу, которые включают множество материалов, стилей и предметы, перечисленные выше.
9 основных стилей художественной живописи: введение
С момента зарождения цивилизации пути человека и искусства никогда не расходились. На протяжении тысячелетий мир видел множество прекрасных направлений в искусстве, возглавляемых великими художниками. Сейчас, в 21 веке, мы можем оценить разные стили искусства, в частности живопись, от западного до восточного стиля. Вот некоторые из основных стилей художественной живописи на протяжении всей истории.
Реализм
Реализм как художественное направление впервые возник во Франции в 1840-х годах, во время печально известной революции 1848 года. Это был прямой ответ романтизму, господствовавшему в Европе в начале XIX в. век. Как стиль художественной живописи, а не скрупулезное внимание к визуальным проявлениям, реализм определяется выбором и обработкой предмета. Это попытка визуально представить предмет и все его мирские достоинства.
Фермеры Флаже возвращаются с рынка (1850) по Gustave Courbet | Источник: bestarts.org
Реализм — это отход от любых художественных приемов, придающих картине искусственный вид. Он использует перспективу для создания визуальной иллюзии пространства и глубины таким образом, чтобы объект выглядел реальным. Точно так же персонажи реалистических картин — это в основном обычные люди, занимающиеся повседневными делами в недраматическом окружении. Этот стиль ярко прослеживается в работах Гюстава Курбе, Оноре Домье, Жана-Франсуа Милле и Жана-Батиста-Камиля Коро.
Живопись
Стиль Живопись появился в Европе в конце 19 века, когда континент охватила промышленная революция. Стиль художественной росписи подчеркивает характер кисти и пигментов. Художники-живописцы не пытаются скрыть то, что они используют для создания картины, сглаживая текстуру или следы, оставленные кистями или любым другим инструментом в краске. Работы Анри Матисса и Эжени Байзерман являются одними из замечательных образцов стиля.
Ваза с подсолнухами Матисса (1898) | Источник: hermitagemuseum.org. Я не понимаю, что впоследствии он называл направление в искусстве, то есть радикальное. Работа Моне маслом на холсте включает в себя склонность к свободному нанесению красок по линиям и контурам, что Лерой представил как «в лучшем случае эскиз».
Впечатление Моне, Солей Левант (1872) | Источник: викимедиа. . Импрессионизм также является антитезой академическому стилю, где натюрморты и портреты, в том числе пейзажи, часто писались в мастерской.
С импрессионизмом работали художники на пленэре , благодаря чему они запечатлели преходящие и мгновенные эффекты солнечного света, рисуя на открытом воздухе. Импрессионисты пытались изобразить общие визуальные эффекты, а не детали. Чтобы добиться эффекта интенсивной цветовой вибрации, они использовали короткие «прерывистые» мазки смешанных и чистых несмешанных цветов.
Фовизм
Как и импрессионизм, термин фовизм был случайно придуман искусствоведом для обозначения картины в довольно уничижительном виде. Луи Воксель впервые высказал это замечание, увидев шокирующе смелые и яркие картины, обрамляющие произведения искусства эпохи Возрождения в Парижский осенний салон в 1905 году, на что он саркастически заметил: « Донателло в среде фовистов! ”.
Десерт Матисса: Гармония в красном (1908) | Источник: henrimatisse.org
Художественный стиль живописи особенно ассоциируется с Анри Матиссом как его ведущей фигурой. Фовисты считали, что цвета и физическая реальность должны быть отделены друг от друга. Они хотели свободно включать цвета независимо от их описательных качеств как форму художественной свободы. Для фовистов цвета должны выражать чувства художников, отсюда и эксперимент по использованию интенсивных цветов, особенно красного, отвергая мягкое изображение цветов в произведениях импрессионистов. Одновременно они переопределили традиционное назначение цвета, поскольку он стал доминирующей силой в их картинах, в которых они также упрощают формы до двумерных.
Однако движение фовизма не было четко организовано, поэтому оно не очень хорошо устарело. Фовизм окончательно распался к 1908 году.
Экспрессионизм
Стиль художественной живописи, предназначенный для выражения эмоций, экспрессионизм и фовизм в чем-то похожи. Но, в отличие от фовизма, экспрессионизм не фокусировался на цветах, которые, как известно, фовизм подчеркивает нереалистичным использованием.
Гиперболический поток человеческих эмоций, искажение и плеонастическое изображение мест, людей и предметов, расплывчатых форм и образов; это отличительные черты экспрессионизма. Одним из лучших примеров является широко популярный Крик (1893) Эдварда Мунка. Первоначально названная Der Schrei der Natur , картина была его способом передать гротеск и ужас повседневной жизни с помощью гиперстилизованных мазков и ужасающих иллюстраций.
«Крик» Мунка (1893) | Источник: artsy.net
Кубизм
Кубизм как художественное направление, созданное в 1907 году художниками Пабло Пикассо и Жоржем Браком, к которым позже присоединились такие художники, как Альберт Глез, Анри Ле Фоконье и Фернан Леже. Произведение, которое оказало глубокое влияние на кубизм, было произведением Поля Сезанна. Художники-кубисты анализировали, разбивали, а затем снова собирали объекты в абстрактную форму. Как стиль художественной живописи, кубизм — это визуальный язык, в котором геометрические плоскости бросили вызов традиционному представлению объектов во множестве точек зрения, а не в одной перспективе, чтобы представить объект в более широком контексте. Художники-кубисты заново изобрели традиционные предметы, такие как пейзажи и обнаженная натура, в виде фрагментированных двухмерных композиций, как однажды сказал Сезанн, «все в природе принимает форму цилиндра, конуса или сферы».
Пикассо «Девушка с мандолиной» (Фанни Телье) (1910) | Источник: moma.org
Абстрактный стиль
Абстрактное искусство само по себе не является стилем художественной живописи, поскольку оно воплощено в нескольких стилях, где точное изображение визуальной реальности не является целью. Абстрактное искусство может быть полной или частичной абстракцией. Стиль геометрической и лирической абстракции обычно представляет собой тотальную абстракцию, которая почти взаимоисключает образный художественный стиль, встречающийся в реализме, ренессансе, маньеризме и барокко. Тем не менее, фигуративное искусство или репрезентативное искусство часто включают в себя частичную абстракцию, как показано в безымянном пейзаже Джея Мьюзера, который отражает абстрактный экспрессионизм.
Картина Пита Мондриана № 2/Композиция № VII (1913) | Источник: guggenheim.org
Сам по себе абстрактный экспрессионизм — это новая форма абстрактного искусства, представленная американскими художниками, такими как Марк Ротко, Виллем де Кунинг и Джексон Поллок, после Второй мировой войны, в то время как «чистая» абстрактная живопись была впервые представлена Казимиром Малевичем и Пит Мондриан, 1910–1920 годы. Абстрактный экспрессионизм, характеризующийся созданием меток и чувством спонтанности, был далее разделен на две группы: живопись действия и живопись цветового поля. Живопись действия, созданная Поллоком и Де Кунингом, включает в себя импровизированное нанесение энергичных размашистых мазков кистью и впечатление пролитой краски на холст. Ротко, а также Барнетт Ньюман и Клиффорд Стилл возглавили стиль живописи цветового поля, который характеризуется широкими областями одного или нескольких однотонных цветов.
Глубина Поллока (1953) | Источник: artpaintingartists.org Ротко № 3/№. 13 (1949) | Источник: moma.org
Сюрреализм
Как художественное течение сюрреализм начал процветать в Европе после Первой мировой войны. Основанный в 1924 году парижским поэтом Андре Бретоном, он находился под сильным влиянием дадаизма. Он был направлен на освобождение мысли, языка и человеческого опыта за пределы реальности и рационализма.
Художники-сюрреалисты рисовали нелогичные сопоставления изображений в устрашающих сценах, создавая причудливых и сбивающих с толку существ из повседневных предметов. Бессознательные умы и сны очень ценятся и приветствуются в сюрреализме.