Содержание
Отличие иконы от картины
Картина любого жанра (от натюрморта до религиозной живописи) являет художественный образ, созданный при помощи фантазии и личного мироощущения художника. Мировоззрение и мироощущение художника формируются под влиянием среды – эпохи, государства, общества, семьи, образа жизни и т.д. Искусство великих художников – это всегда портрет эпохи через призму автопортрета, личности, пропускающей через себя окружающую реальность и дух времени.
Икона – явление безвременное, это откровение Бога, представленное с помощью изобразительных средств. Важнейшим из принципов в иконописи является следование устоявшимся канонам. Каноны иконописи столь своеобразны, что у человека незнакомого с историей и с богословием Церкви может возникнуть недоумение: зачем придерживаться древних принципов изобразительности? Возможно, мастера, стоявшие у истоков иконописи, просто не владели техникой, развившейся в эпоху Возрождения? И, может, следует переложить достижения европейской цивилизации на это древнее искусство?
Итак, чем икона так разительно отличается от классической картины? И с помощью каких технических средств достигается это отличие?
Иконописец не переносит в икону ничего из своего личного мировоззрения, как-либо отличного от мировоззрения Церкви Христовой. Иконописец становится проводником мировоззрения Церкви. Икона не стремится отразить окружающую временную действительность, её не заботят проблемы современности, преходящие волнения этого мира. Икона – окно в мир иной, вечный.
Картина неминуемо отражает индивидуальность автора, в работе отражаются его личные, своеобразные черты, более того, каждый художник стремится к тому, чтобы обрести свою выраженную уникальную манеру. Одно из высших достижений авторской деятельности – создание нового стиля, направления в живописи. Полотна мастера неразрывно связываются с его именем, образом, биографией.
Авторство иконописца намеренно не раскрывается, авторство иконы принадлежит всей Церкви. И занятие иконописью – это не способ самовыражения художника, а послушание, аскетический подвиг.
Картина душевна, то есть чувственна, она передаёт эмоции, так как искусство представляет способ познания мира именно через чувства.
Икона духовна, неэмоциональная, она бесстрастна. Как и церковное пение и чтение, икона не приемлет эмоциональных способов воздействия.
Картина – путь для взаимодействия с личностью автора. Икона — средство для общения с Богом и святыми Его.
Икона, в отличие от картины, прямо служит спасению человеческой души.
Мы осветили внутренние различия между иконой и картиной, а какими внешние отличия мы можем проследить?
Прежде всего, икона — свидетельство об истинном Боге, это явление сугубо религиозное. Каноническая икона не имеет случайных украшений, лишенных смыслового значения.
Основные отличия иконы от картины:
1. Условность, некоторая искаженность реальных форм и символичность.
Плотское умаляется в иконе, и проявляется духовное. Удлиненные пропорции фигуры, отсутствие объёмности. В иконе отсутствует тяжесть, вес, свойственный предметам нашего мира.
2. Обратная перспектива.
Картина построена по законам прямой перспективы точка схода находится на линии горизонта, и она всегда одна. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке. Так находит своё выражение идея явления мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы.
3. Отсутствие внешнего источника света.
Свет как бы изнутри иконы, от самих ликов и фигур, из глубины их – сущность святости. Икона светоносна, и этот принцип базируется на богословским евангельском свидетельстве о Преображении Господа нашего на горе Фавор. Православный нимб — нетварный свет Божества, родившийся в сердце святого и составляющий единое целое с его преображенным телом.
4. Цвет в иконе выполняет исключительно символическую функцию.
Красный цвет на иконах мучеников символизирует жертвенность, или царскую власть. Золото — символ нетоварного света, который имеет совершенную иную природу, чем остальные физические вещества. Отчего его невозможно передать с помощью краски. Золото на иконах противоположно идее о земном золоте, богатстве. Существуют также и цвета, заменяющие присутствие золота на иконе — охра, красный и белый цвета. Черный цвет на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.
6. В иконе отсутствует время. Все события происходят единовременно.
Зачастую на одной иконе изображаются несколько различных сюжетов, иногда это сцены жития одного святого, иллюстрирующие весь его путь от рождения до упокоения. Так передается причастности иконы миру вечности, где всё открыто в единое время, а вернее, — время просто отсутствует. В картине, напротив, происходит в одной временной плоскости.
Итак, разница между каноничной иконой и картиной очевидна.
Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную сторону мира, — открыть действительность мира духовного, помочь обрести ощущение реального присутствия святого, Божьей Матери или Господа, поспособствовать открытию сердца и рождению покаянной молитвы или славословия, через что освящаются ум, сердце и вся жизнь человека.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» возможно приобретение икон любого вида, выполненных в традиционном, каноническом исполнении.
Поделиться ссылкой:
Иконы и картины: в чем отличия
Старинные иконы совсем не были похожи на те, которые мы можем сегодня видеть в храмах и музеях. Последние по своей стилистике близки к художественным произведениям и во многом напоминают картины. Такая традиция сложилась в иконописи в XVIII века, когда устоявшиеся на Руси, казалось бы, на века каноны под влиянием западных традиций постепенно стали замещаться академической манерой письма божественных образов. Мастера стали делать упор на совершенство форм, детализацию изображений, натуралистичность и реалистичность. Иконы начали все больше напоминать светские художественные произведения
Именно поэтому в настоящее время достаточно сложно провести четкую грань между иконой и картиной. Однако мы все же попытаемся это сделать – для того, чтобы понять, какова цель мастеров, продолжающих и сегодня придерживаться канонической манеры и стилистики письма.
Разница существует как во внутреннем наполнении, так и во внешнем отображении этого наполнения. Начнем, пожалуй, с первой категории.
Отличия канонической иконы от светской картины
Отличия с богословской позиции
Картина, как и любое другое светское произведение – музыкальное, литературное, скульптурное – является отображением внутреннего мира художника. Он имеет чувства, ощущения, собственное видение мира, и все это визуализирует в художественном произведении. По сути, изучая это произведение, мы словно бы познаем его автора как личность, ощущаем те эмоции, которые он пытается нам передать. Отсюда – многообразие стилей, форм, цветовых решений в живописи.
Божественное творение – это несколько иное. В идеале написание иконы не должно отображать видение и позицию мастера. Он является лишь «передатчиком» между богом и молящимся. Собственного субъективного подхода здесь быть не может. Бесстрастность и непредвзятость – вот, пожалуй, слова, которыми можно охарактеризовать хорошего иконописца.
Перед истинной канонической иконой обыватель должен ментально взаимодействовать с горним миром, а не внутренним миром того, кто создал изображение. А цель, которую преследует произведение, — изобразить мир таким, каким он был до первородного греха: чистым, светлым, возвышенным. И в этом аспекте невозможность ассоциировать иконы со светскими картинами становится логичной и легко объяснимой.
Вот почему не все произведения с богословскими сюжетами можно отнести к иконам. Но не только поэтому.
Реалистичность картины и иконы
Отличие в стилистике написания
Теперь коснемся более предметных аспектов. Речь пойдет об отличительных особенностях икон, написанных в соответствии с канонами, от картин, имеющих религиозные сюжеты. Промежуточные позиции, в которых сохранились канонические черты и при этом заметны признаки перехода к академическому письму, оставим за скобками – для того, чтобы продемонстрировать разницу более наглядно.
Начнем с изображения предметов и персонажей. Задача светского художника – передать максимально реалистично различные нюансы: форму, размер, черты лица, складки одежды, цвет кожи, глаз волос. Он изображает предметы такими, какими они сформировались в его представлении после изучения того или иного богословского сюжета.
Иконописец, создающий канонические иконы, в первую очередь передает не внешние абрисы предмета или персонажа, а его внутреннее содержание. Поэтому формы вполне могут быть доведены до примитивных, линии – изломанными, фигуры – удлиненными и угловатыми, а цвета – однозначными.
Светская стилистика
Иконописный канон
Разница в изображении пространства
В написании картин художник практически всегда использует привычную нам прямую перспективу. Так отображается реальный мир вокруг нас: предметы, находящиеся в непосредственной близости, выглядят более габаритными, те, что расположены в отдалении, кажутся менее крупными, а параллельные линии сходятся в самой дальней точке. Именно поэтому светские мастера и применяют прямую перспективу: ведь задача хорошей картины – продемонстрировать зрителю максимально реалистичный сюжет не только по содержанию, но и по форме.
В классической иконописи применяется обратная перспектива. Это значит, что изначально параллельные линии расширяются в пространстве. А условная точка их соединения находится словно бы в человеке, созерцающем икону. Таким образом происходит сход благодати высшего мира в мир земной.
Кроме того, мастера иконописи практически никогда не придерживаются строгих пропорций и не привязывают габариты предмета к отдаленности изображений. Элементы первого плана по размеру вполне могут быть такими же, как предметы, расположенные на втором плане. В целом, идея визуальной передачи пространства в иконах, в отличие от светских картин, практически не реализована. Это логично, поскольку основная функция божественного произведения – передать не внешнюю эстетику, а внутренние смыслы.
Источники света
В картинах источник света всегда внешний. Это может быть дневной свет, солнце, свеча, фонарь и так далее. А вот иконы освещаются словно бы изнутри. Вы наверняка обращали внимание на этот внутренний свет. Соответственно, и тени в канонических изображениях предметы и персонажи не отбрасывают.
Технически такой подход реализуется следующим образом: вначале доску или холст покрывают плотной белой грунтовкой – левкасом. Поверх нее наносят цветной слой. Благодаря своей текстуре левкас пробивается через краску, создавая ощущение внутреннего света. Символический же смысл свечения изнутри божественных образов понятен и в дополнительных объяснениях не нуждается.
Золото в иконописи
Цветовые решения
Если при написании картин художник в выборе цвета руководствуется задачей сохранить реалистичность и передать достоверность, то в иконописных сюжетах цвет имеет символический смысл. Так, например, красный цвет символизирует Воскресение, вечную жизнь и победу ее над смертью, пурпурный – царственность, белый – жертвенность, коричневый – бренность тела человеческого, черный – преисподнюю, синий – бесконечность горнего мира и стремление к богу.
Особого внимания заслуживает цвет золота, передающий нетварный (нерукотворный) божественный свет. Его используют в написании нимбов, одеяний святых, распятий, подножий тронов, а также в оформлении фонов. На крыльях ангелов нередко можно видеть так называемые ассисты – штрихи золотом, символизирующие лучи божественного света. С целью удешевления золото часто заменяют ярко-желтой охрой. Смысловой посыл при этом сохраняется.
Иконы и время
Это еще одно достаточно интересное отличие иконописных образов от картин с религиозными сюжетами. Сюжеты светских произведений четко привязаны ко времени. Художник не может изобразить одновременно несколько событий, происходящих в разное время, или персонажей, принадлежащих к разным периодам истории. А иконописец – может. Именно поэтому мы часто видим на иконе не одно событие, а их цепочку. Или, к пример, рядом стоящих святых, живших в разные времена.
Такая традиция символизирует вневременность высшего мира и событий, происходящих в нем, торжество вечности над временем, а значит, и над смертью, спасение души для вечной жизни. А еще – в очередной раз ставит значимость внутреннего содержания над внешней формой его выражения.
Подведем итоги вышесказанного. Несмотря на то, что картина с религиозным сюжетом может вызвать у созерцающего не менее сильные движения души, нежели каноническая икона, основное отличие заключается в том, что картина является отражением мастерства художника, а икона, в первую очередь, почитается как святыня, божий промысл.
В нашей онлайн-школе иконописи мы не только учим писать иконы, соблюдая канонические принципы и традиции, но и показываем на примерах, чем они отличаются от светских картин с божественными сюжетами.
Icon Painting — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
1000+ релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Живое предание иконописи
Филипп Давыдов на выставке «Живое предание иконописи» в Виргинской духовной семинарии
С 9 октября по 20 ноября 2015 г. в Виргинской духовной семинарии в г. Александрия, шт. Выставка «Живая традиция иконописи». На этой выставке были представлены работы Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой, супружеской пары, проживающей в Санкт-Петербурге, Россия. Когда он был в Соединенных Штатах на этой выставке, Элизабет Квернен имела возможность взять интервью у Филиппа о его работе в качестве иконописца в рамках русской православной традиции.
Какие три или четыре вещи абсолютно необходимы каждому знать об истории и практике иконописи?
Христос Пантократор, 2012. Дерево, левкас, яичная темпера. 20 x 11 дюймов.
Во-первых, иконы предназначены для понимания в контексте христианства, и их лучше всего могут понять зрители, знакомые с этим контекстом. Их нельзя полностью понять только как искусство или набор картинок.
Во-вторых, иконы создаются как «окна в небо» — они никогда не были портретами. Вместо этого они призваны указывать, давать представление или намек на то, что они представляют. Эти визуальные указания помогут зрителю сосредоточиться на молитве.
В-третьих, разнообразие стилей, средств и техник свидетельствует о том, что иконография развивалась как живой визуальный язык, призванный разделять христианскую веру и ее ценности. Эта форма искусства может меняться и менялась с течением времени, чтобы лучше соответствовать потребностям церкви и современной жизни веры.
Чем иконопись отличается от другого религиозного искусства?
Святое Семейство, 2014. ОСП, левкас, яичная темпера. 21 x 19 дюймов.
Стили и формы икон на протяжении истории очень сильно менялись. Некоторые иконы были очень реалистичны (особенно раннехристианские изображения), некоторые были более абстрактными, но в целом можно сказать, что это были изображения, созданные для молитвы. Они были созданы, чтобы облегчить путь от образа к Первообразу, то есть к Богу. Иконопись традиционно считалась частью богослужебного пространства христианской церкви, и правила этого пространства действуют до сих пор, независимо от того, создает ли художник маленькую иконку для дома или огромный иконостас для собора.
Иконки создаются как специальные инструменты для медитации. У иконописца есть определенные обязанности, так как эти изображения делаются с конкретной целью, с конкретными требованиями. Например, иконописец не должен включать содержание по личным или эмоциональным причинам (Лосский и Успенский, 1982), а также не должен включать ничего, что может вызвать сентиментальную, чувственную или психологическую интерпретацию или реакцию. Иконописец должен избегать добавления этих качеств к иконе, чтобы держать ум смотрящего сосредоточенным на молитве. Все художественные решения, принимаемые иконописцем, должны соответствовать этим требованиям, так как каждый образ призван служить всей церкви, быть средством встречи с ликом святости.
Как создатели этого визуального языка для сакрального церковного пространства, иконописцы разработали следующие принципы:
- Узнаваемость — Каждое изображение должно визуально «читаться» и идентифицироваться зрителем, даже если надпись повреждена или нечитаемый. Это означает, что когда вы смотрите на икону святого Иоанна Крестителя, вы должны быть в состоянии узнать его без сомнения, независимо от того, в какой церкви вы находитесь или какую икону вы смотрите.
- Абстракция — Как упоминалось выше, иконка должна быть абстрактной и двухмерной. Она не должна выдавать себя за фотографию, чтобы не отвлекать зрителя от молитвы.
В иконописи статус иконописца — состояние молитвенности, например, или поста — традиционно, по крайней мере, считается важной частью иконописного процесса. Можете ли вы сказать что-нибудь о том, как ваша собственная вера и ваша практика веры влияют на вашу работу?
Богоматерь на престоле с избранными праздниками, 2013. Дерево, левкас, яичная темпера. 36 x 49 дюймов.
Буквально пару дней назад друг-англиканец сказал, что православное понимание духовности заключается не в конкретных практиках, а в преобразовании всей человеческой жизни для передачи духовных принципов. Мы читаем в книгах и статьях о наших средневековых коллегах, которые постились, молились и соблюдали другие дисциплины, чтобы достичь такого состояния ума и души, при котором их выбор был скорее духовным, чем материальным. Композиция и цвета в средневековом сакральном искусстве поражают нас не только потому, что эти иконописцы были великими художниками, но и потому, что мы видим, что они использовали свои профессиональные навыки и способности для продвижения духовных ценностей в своих изображениях.
Так что же мы с Ольгой делаем, чтобы сделать наши образы одухотворенными?
Богоматерь Филермская, 2013. Дерево, левкас, яичная темпера, золочение. 17 x 14 дюймов
Мы делаем все возможное, чтобы найти время для индивидуальной и совместной молитвы, но мы не постимся, так как считаем, что мысли о еде слишком много, чтобы быть похожими на одержимость. С другой стороны, мы считаем, что, поскольку пища или питье питают и воздействуют на человеческое тело, мы обязаны сохранять трезвость и благоразумие, чтобы иметь возможность выполнять свою работу должным образом. И делать это правильно означает не непрестанно молиться, а сознательно уметь принимать здравые решения и ответственно выполнять все необходимые действия, связанные с иконописью, с максимально возможным уровнем творческого напряжения и дисциплины.
Мы с Ольгой считаем иконопись совершенно особой формой духовного изобразительного искусства, которой может заниматься только верный и практикующий христианин, регулярно посещающий богослужения. Мы рассматриваем эту работу как служение и пытаемся через нее воплотить христианские ценности — как в отношении формы, так и в отношении содержания и контекста образа.
Ночные путники, 2013. ОСП, левкас, яичная темпера. 29 x 49 дюймов
В чем ваша работа отличается от традиционной практики иконописи? И каким образом ваша работа соответствует ему?
Явление Христа святым женам-мироносицам, 2014. OSB, левкас, яичная темпера. 28 x 17 дюймов.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны быть очень осторожны в определении «следования традиции», поскольку эта фраза используется очень широко. Наиболее распространенное понимание «следования традиции», которого придерживаются около 95% современных иконописцев, состоит в том, что иконописец способен воспроизвести произведения своих предшественников с большим техническим мастерством и точностью, но он или она не вносит сознательных изменений в работу (в размере, пропорциях или композиции).
С другой стороны, для наших предшественников было традиционным (то есть нормальным или обычным) настраивать размер, пропорции, композицию, цвета и другие свойства своих значков в соответствии с современным контекстом. Традиционная иконография для них уходит корнями в прошлое, но современна по форме.
Это более или менее путь, которым мы пытаемся следовать — мы глубоко заботимся о том, чтобы оставаться укорененными в традициях, и мы продолжаем изучать фрески, мозаики, иконы и миниатюры из прошлого, чтобы учиться у них. В то же время, создавая собственные иконы и фрески, мы делаем все возможное, чтобы наши образы работали на наших современников, на их восприятие и их контекст.
Например, в средние века использование сусального золота обозначало нечто священное; в наше время он обозначает богатство. Поэтому мы заменяем в наших иконах сусальным золотом что-то другое, потому что не хотим, чтобы иконы выглядели предметами роскоши. И у нас есть исторический прецедент для этого; есть тысячи средневековых икон с цветным фоном и без (или очень мало) следов золота.
Как вы относитесь к выставлению икон в музеях?
Рождество Христово, 2013. Дерево, левкас, яичная темпера. 28 х 17 дюймов.
Я думаю, это прекрасно, что шедевры разных культур и эпох хранятся в музеях, тем более, что многие средневековые иконы не сохранились бы в родных церквях. Климатические условия в музее обычно намного лучше, чем в храме, особенно на севере России. Я благодарен реставраторам, которые спасли многие иконы от уничтожения при коммунизме и сохранили их в стабильных условиях.
Икона Божией Матери Владимирская («Владимирская»), одна из самых известных икон современности, была обретена в начале 20 века. Когда реставраторы приступили к ее анализу, они обнаружили, что первоначальная древесина этой росписи XII века уже была почти уничтожена жуками-древоточцами. Чтобы сохранить его для будущих поколений, его привезли в музей, где он мог жить в идеальных климатических условиях. Он хранится в стеклянном шкафу с климат-контролем в часовне при Третьяковской галерее в Москве.
Я считаю, что музеи играют очень важную роль в сохранении наших духовных сокровищ, и наша задача – сотрудничать с ними, чтобы наши потомки могли видеть то, что видим мы.
Вы также обучаете иконописи. Заинтересованы ли люди вне Православной церкви в изучении этого вида искусства? Если да, то в чем, по-вашему, привлекательность?
Иконописная мастерская
Вообще говоря, я бы сказал, что люди из западных христианских конфессий заинтересованы в изучении иконописи, потому что они видят в ней прекрасное наглядное пособие для молитвы, и они хотят узнать, как она работает. Кто-то приходит учиться технике, кто-то хочет написать только одну икону в своей жизни, как духовное путешествие; но все те, кто приходит с серьезными намерениями, приходят потому, что их поражает духовная сила средневековых икон.