Ван гог автопортрет с перевязанным: Buy digital version: Self-portrait with bandaged ear and pipe by Vincent van Gogh

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой — Винсент Ван Гог

Картина «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» была написана Винсентом Ван Гогом в январе 1889-го года в Арле, после известной ссоры с Полем Гогеном, когда в припадке ярости Ван Гог первым
делом запустил в несчастного Поля стаканом, а затем и вовсе едва не набросился на него с бритвой. 

 

Смертоубийства, к счастью, не случилось — нервный припадок Ван Гога закончился тем, что художник отхватил себе мочку уха, чем и объясняется наличие повязки, которую мы наблюдаем на картине. 

 

Чтобы стать хорошим художником, нужен талант. Чтобы стать легендой — нужна биография. 

У Ван Гога биография была — и именно биография, а не талант (безусловно, выдающийся) не только посмертно возвела нидерландского живописца в статус легенды, но, во всех отношениях, стала
«канонической», окончательно закрепив в массовом сознании стереотип, неизменно возникающий при слове «художник».  

А что там возникает в «массовом сознании» при слове «художник», всем нам известно: одинокий гений, творения которого при жизни остается непонятыми и неоцененными, влачащий жалкое существование,
подверженный, как натура тонкая и творческая, всем человеческим страстям и порокам — и, как следствие, умирающий совсем молодым. Кто скажет, что я не прав — пусть первым бросит в меня
камень. 

Биография Винсента Ван Гога сыграла не последнюю роль в формировании этого канона: не признанный при жизни (во всяком случае, в той мере, в какой он этого желал бы), одинокий, «подверженный
порокам и страстям), «влачащий» если не нищенское, то вполне скромное существование, помещенный в психиатрическую клинику, и, в конце концов, все-таки «добивший» себя из револьвера в возрасте
всего-то 37 лет!  

А взять ту же историю с ухом? Как бы кощунственно не звучало это, но эта мочка уха Винсента Ван Гога вполне достойна того, чтобы войти в Книгу рекордов Гиннесса, как самая дорогая мочка уха в
истории всего человечества: сложно даже представить себе в полной мере, насколько повлияла эта мочка на аукционную стоимость работ Ван Гога! 

Впрочем, все вышесказанное относится лишь к тому, чтобы было после смерти Ван Гога и ни в коей мере не ставит целью бросить на великого художника хотя бы малейшую тень. Винсент Ван Гог, как
каждый может судить по его картинам, действительно был одним из величайших художников своего времени, однако биография его, если разобраться в ней как следует, начисто лишена того налета
трагизма, который неизменно присутствует в «массовом восприятии». 

Важно понимать, что Винсент был, преже всего, очень талантливым художником, и, как следствие, крайним эгоистом, который избрал для себя наиболее удобную форму существания: иметь минимальный, но
достаточный для существования и даже маленьких радостей жизни доход, практически полностью изолироваться от социума и с поистине священно-маниакальной одержимость заниматься любимым делом —
живописью. 

Видит Бог, такой судьбы желали бы себе многие, но всем понятно, что за этот персональный комфорт придется дорого платить, и лишь единицам дан такой дар, каким обладал Ван Гог. Важно понимать, что
невзирая на вид явного сумасшедшего, какой художник имеет на картине «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой», Ван Гог вовсе не был сумасшедшим.  

Не был он сумасшедним и в тот момент, когда бросался с бритвой на Гогена, и позже, когда-то попытался пробить себе сердце выстрелом из револьвера, а сутки спустя скончался от потери крови. 

Ван Гог, большой любитель горячительных напитков, включая незаслуженно романтизированный и так же неоправданно демонизированный абсент, напал сразу на Гогена, а после на собственное ухо в
состоянии банальнейшего алкогольного психоза, за которым последовало тяжелейшее похмелье вкупе с грандиозными (и тоже обычными) для этого состояния муками совести. 

Именно таким художник и изобразил себя на картине «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» — притихшим, подавленным, страдающим, пытающимся с ужасом восстановить в памяти всё то, что он
«наворотил» в припадке алкогольного безумия… 

Беда в том, что с каждым разом припадки становятся все тяжелее, и последующие муки — все невыносимее, а психика получает травмы, ведущие к необратимым последствиям. К момента проислшествия с
Гогеном Винсент Ван Гог уже находился у той черты, за которой выносить это состояние будет уже невозможно — что и доказывает его скорое самоубийство. 

По большому счету, Винсента убили две вещи, тесно связанные друг с другом — алкоголь и отсуствие любви (под этим словом мы понимаем и признание его творяества, и дружбу, и вообще, достаточное
количество человеческого тепла в ответ на те усилия, которые художник прилагал, что создать что-то, как считал он, важное для всех — достаточное для того, чтобы он перестал постоянно размышлять о
смерти. 

«Желтый дом» в Арле

Винсент Ван Гог переехал в Арль в ферале 1888-го года, чтобы приступить к осуществлению своей давнишней мечты о создании своего рода колонии художников, которые смогут работать сообща и делиться
друг другом своими мыслями на предмет творчества — что, по мнению Ван Гога, должно было принести только пользу. Первым шагом было найти дом и открыть студию — так в жизни Ван Гога появился
«Желтый дом» по адресу площадь Ламартин, № 2, снятый за 15 франков в месяц.

Вторая часть плана заключалась в том, чтобы заставить другого художника остаться с ним и рисовать. В предыдущем году, в 1887 году, Поль Гоген переехал в Париж, где познакомился с Винсентом. 

Брат Винсента Тео, торговец произведениями искусства, представил художников друг другу. Винсент уважал Гогена и считал его идеальным художником для совместной работы в Арле. После некоторых
уговоров, предпринятых Тео, Гоген согласился и прибыл в Арль 23 октября рано утром.

Поначалу художники прекрасно ладили. Они вместе ели, вместе пьянствовали и вместе рисовали, оставаясь практически неразлучными.  Оба были увлечены импрессионизмом и рисовали одни и те же
предметы, демонстрируя друг другу, как два художника могут по-разному показать одну и ту же сцену.

Идиллия, однако не продлилась долго. Начались творческие разногласия, а поскольку ни один не хотел уступать другом, совместное существование стало обогащаться перепалками и становилось все более
и более в тягость.  

Гоген стал подумывать о том, чтобы уехать, а Ван Гог одновременно и болялся и желал этого. Все зависело от настроения и количества выпитого: иногда Винсент ощущал прежнуюю привязанность к своему
товарищу, а иногда люто ненавидел его. 

К декабрю решение Гогена покинуть Винсента созрело окончательно.  Он написал другому художнику: «Пока я остаюсь здесь, но готов уйти в любой момент». Наконец, 23 декабря Винсент спросил
Гогена, собирается ли он уезжать, и, когда Гоген ответил «да», Винсент ощутил внезапную и острую пустоту внутри.

Не говоря ни слова, он вырвал из газеты попавший ему на глаза фрагмент заголовка, гласивший «Убийца сбежал», и так же молча протянул этот клочок бумаги Полю Гогену. После ужина Гоген вышел на
прогулку. Едва успев отдалиться от «Желтого дома» на десяток метров, он услышал за спиной приближающиеся шаги Винсента. 

Повернувшись он увидел Ван Гога, быстро идущего к нему с бритвой в руке. Зрелище это совершенно Гогену не понравилось — и мы прекрасно его понимаем! Впрочем, не дойдя до оппонента нескольких
шагов, Винсент внезапно остановился, опустил голову, повернулся, и так же быстро ушел в обратном направлении.  

Решив не испытывать судьбу, Поль Гоген предпочел переночевать в отеле. Что до Ван Гога — тем же вечером, в районе 22:00, он снова схватился за бритву и совершил членовредительство,  отрезав
себе мочку уха. Позже полиция онаружила кровь в разных местах квартиры, кровавые отпечатки рук Винсента на стенах и валявшиеся повсюду пропитанные кровью тряпки. 

Отрезанную часть уха Винсент завернул его в газету. Кое-как перевязав рану и надев шляпу, он вышел из дома и привычной тропою направился в близлежащий бордель, где вручил завернутую в газету
мочку уха проститутке по имени Рейчел, наказав девице «тщательно охранять этот объект». 

БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ ВАН ГОГА В АМСТЕРДАМЕ

Утром следующего дня Гоген, решивший вернуть в «Желтый дом» нашел там полицию, окруженную топлой зевак. Полицейские обнаружили Ван Гога в залитой кровью постели и поначалу посчитали его мертвым
решив, что художник совершил самоубийство — однако выяснилось, что он спит тяжелым похмельным сном.

Убедившись, что Ван Гог жив, Поль Гоген мигом собрал пожитки и уехал в Париж, а Ван Гог был доставлен в клинику для умалишенных, где, придя в себя, постоянно твердил о «своем друге Поле», и
просил увидеться с ним. Бедняга, он надеялся, что дружбу еще можно спасти, и мечтал о том, как они с Гогенам снова будут работать и жить вместе — чему, увы, не суждено было случиться. 

Когда Ван Гог понял это, его депрессия усугубилась до степени невыносимой. Как мы уже сказали, его убили алкоголь и отсутствие любви. В случившемся с Гогеном Винсент винил только себя — и надо
сказать, вполне обоснованно. Эта прерванная дружба, разрушенная, как понимал Ван Гог, исключительно им сами, стала еще одной причиной, ускоривих его самоубийство. 

27 июля 1890-го из револьвера, купленного, чтобы отпугивать ворон во время работы на пленэре, Ван Гог выстрелил себе в сердце, однако промахнулся, и пуля прошла ниже. Он смог самостоятельно
добраться до гостиницы, где жил, но 29 часов спустя после ранения все-таки умер от потери крови.  

В конце 90-хх г.г. двадцатого столетия картина «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» была в очередной раз продана в частном порядке — по слухам, за сумму 80 или даже 90 млн долларов.
Возможно, слухи эти преуменьшены — и уж точно, не преувеличены. Сегодня картины Винсента Ван Гога входят в список самых дорогих картин мира. 

ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ ВАН ГОГА В АМСТЕРДАМЕ

САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ

САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ

ТОП-12 ЭКСКУРСИЙ В БАРСЕЛОНЕ

Что в «Автопортрете с отрезанным ухом» ван Гога делают гейши?: shakko.ru — LiveJournal

?

Category:

  • Искусство
  • Cancel

Разглядываем детали одного из самых знаменитых автопортретов XIX века.

Автопортрет с отрезанным ухом (Галерея Курто, Лондон)

В 1889 году Винсент ван Гог написал два автопортрета с перебинтованной головой — под бинтом скрывалось отрезанное ухо. Эту рану, как считается, он нанес себе сам в приступе умопомешательства (напомню, что он долго лежал в психбольнице и в итоге покончил с собой). По другой версии, ухо ему отрезал Поль Гоген во время ссоры, но это маловероятная теория.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой (Коллекция Ниархоса, Чикаго)

На одном из этих портретов, с оранжево-красным фоном, ван Гог изображен с трубкой в зубах. Лаконичность фона и яркость цветов делает эту картину более запоминающейся (хотя и существует версия, что это подделка, и поэтому она более «вангогистая», чем достоверный «ван гог»).

На второй, более эмоционально сдержанной (и гарантированно подлинной) картине ван Гог с отрезанным ухом изображен на фоне реального интерьера комнаты.

На стене висит японская гравюра, которую исследователям творчества художника удалось опознать, хотя особой точности в ее воспроизведении ван Гог не придерживался.

Это гравюра «Гейши в пейзаже» художника Сато Токио, сделанная в 1870-х годах.

Японское искусство появилось «в кадре» не просто так. Дело в том, что французские импрессионисты и постимпрессионисты обожали японское искусство. Ведь задачей этих европейских художников было отказаться, полностью уйти от реализма, натуроподобия академической живописи. А японские мастера, которые довели до совершенства искусство стилизации, показывали им очень успешный способ это делать.

Ван Гог копировал гравюры, причем делал это маслом: эффект получался интересный. Вот здесь слева настоящая гравюра, созданная мастером Хирошиге, а справа — ее копия кисти ван Гога. Получалось грубовато, зато он овладевал тонкостями упрощения и эффектной подачи.

Цветущая вишня

А вот еще одна картина маслом кисти ван Гога, тоже копия Хирошиге.

Занимался ван Гог и написанием классических японских красавиц — гейш в узорчатом кимоно.

Куртизанка (с Эйсена), 1887

Выглядит, честно говоря, коряво, в особенности в сравнении с настоящим Эйсеном. Но зато именно такие упражнения по переработке иноземного наследия, способа видеть мир, и позволили создать ван Гогу свой художественный язык.

И без этих гейш у нас бы не было вот таких вангоговских ирисов, например, совершенно точно.

Ирисы, 1889

Так что гравюра с девушками в кимоно за спиной художника на его автопортрете — это не просто так, типа для красоты, а знак почтения, благодарности японским мастерам.

Tags: переезд старых постов, шедевры А-Я, япония

  • Что эта девушка в «Поцелуе» Климта? А её возлюбленный?

    Что за сюжет изображён на самой популярной картине Густава Климта? Что за люди здесь целуются? Густав Климт. «Поцелуй». 1907-8.…

  • Потайное «Происхождение мира»: как владельцы прятали скандальный шедевр в снегу и за горами

    Шокирующая картина Гюстава Курбе 1866 года с изображением женской промежности была написана для парижанина, турецкого дипломата и коллекционера…

  • «Портрет папы Иннокентия Х» Веласкеса: в чем рецепт его магии

    Почему эта картина веками гипнотизирует зрителей и почему она стала культовой в ХХ веке? Photo: olga-valeriia2017. tourister.ru Испанский…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Previous

← Ctrl

← Alt

  • 1
  • 2

Next

Ctrl →

Alt →

  • Что эта девушка в «Поцелуе» Климта? А её возлюбленный?

    Что за сюжет изображён на самой популярной картине Густава Климта? Что за люди здесь целуются? Густав Климт. «Поцелуй». 1907-8.…

  • Потайное «Происхождение мира»: как владельцы прятали скандальный шедевр в снегу и за горами

    Шокирующая картина Гюстава Курбе 1866 года с изображением женской промежности была написана для парижанина, турецкого дипломата и коллекционера…

  • «Портрет папы Иннокентия Х» Веласкеса: в чем рецепт его магии

    Почему эта картина веками гипнотизирует зрителей и почему она стала культовой в ХХ веке? Photo: olga-valeriia2017. tourister.ru Испанский…

Винсент Ван Гог, Автопортрет с перевязанным ухом – Smarthistory

Лицо художника и перевязанное ухо (фрагмент), Винсент Ван Гог, Автопортрет с перевязанным ухом , 1889 г., холст, масло, 60 x 49 см (Courtauld Галереи, Лондон)

Несчастный человек

Следующее сообщение появилось в арльском журнале Le Forum Republicain 30 декабря 1888 года:

В прошлое воскресенье, в 11:30 вечера, Винсент Вогог [sic], художник голландского происхождения, зашедший в бордель № 1, попросил женщину по имени Рахиль и вручил ей… свое ухо, сказав: «Охраняйте этот предмет ценой своей жизни». Затем он исчез. Узнав о поступке, который мог совершить только жалкий сумасшедший, полиция на следующий день пришла к нему домой и обнаружила его лежащим на кровати, по-видимому, в предсмертном состоянии. Несчастный мужчина доставлен в больницу.

О том, что произошло той ночью, рассказывают по-разному. Однако какими бы ни были точные обстоятельства, какие бы глубинные мотивы ни заставили Ван Гога сделать это, этот эпизод фактически положил конец одному из самых известных рабочих отношений в истории искусства, поскольку на следующий день Поль Гоген сел в поезд, идущий в Париж. .

В течение девяти недель они жили вместе, разделяя квартиру в Желтом доме, сразу за стенами старого города Арля на юге Франции, подстегивая друг друга как соавторы, так и соперники. Мечта заключалась в том, чтобы создать «студию на юге», как выразился Ван Гог, сообщество художников с ним самим и Гогеном, отцами-основателями, работающими в гармонии с природой и, как он надеялся, друг с другом. .

Смелое лицо?

Картина, написанная через две недели после события, часто читается как прощание с этой мечтой. Однако для Стивена Найфе и Грегори Уайта Смита, самых последних биографов художника, портрет был прежде всего призывом к врачам Ван Гога.

Винсент Ван Гог, «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889 г. , холст, масло, 60 x 49 см (Галереи Курто, Лондон) закрытое пальто и меховая шапка. Его правое ухо перевязано. На самом деле было перевязано его левое ухо, а картина была зеркальным отражением. Справа от него мольберт с холстом. Едва заметный слабый контур под ним показывает то, что выглядит как натюрморт, который, кажется, был закрашен. Верх мольберта обрезан краем холста и шляпой натурщика, образуя вилкообразную форму. Слева от него находится окно в синей раме, а на японской гравюре на дереве изображены две гейши на фоне горы Фудзи.

Найфех и Уайт Смит утверждают, что Ван Гог после выписки из больницы стремился убедить своих врачей в том, что он действительно в отличной форме и способен позаботиться о себе и что, несмотря на его кратковременное упущение, в этом нет необходимости. чтобы его поместили, как было предложено, в один из местных сумасшедших домов; отсюда зимнее пальто и шапка, чтобы согреться, как они советовали, и с приоткрытым окном по-прежнему получать так необходимый свежий воздух в его систему. Повязка, пропитанная камфорой, также предполагает, что он одновременно принимает то, что произошло, и буквально счастлив принять свое лекарство. Та же нотка стоического оптимизма, если рассматривать картину таким образом, обнаруживается и в письмах к брату Тео, в которых Ван Гог, далеко не отказываясь от своей мечты о «студии на юге», говорит о продолжении проект, выражая желание, чтобы в Арль приезжало больше художников, даже предлагая, чтобы Гоген и он могли «начать заново».

Тем не менее, конечно, хотел Ван Гог признать это или нет, проект определенно достиг своего завершения. И хотя на короткое время ему все-таки удалось пожить в Желтом доме, через несколько недель, действуя на основании петиции, поданной местным властям и подписанной 30 соседями, его насильно вывезли и доставили в Арльскую больницу. где он был заперт в изоляторе. В мае Ван Гог поселился в частном приюте в Сен-Реми, маленьком городке к северу от Арля, и немногим более чем через год он умер.

Одержимость японским искусством

Хотя доводы Найфе и Уайта Смита убедительны, то, как художник объясняет себя в своих письмах и как он выражает себя в красках, — разные вещи. Что касается меня, то самое интересное в этом изображении то, что оно раскрывает художественную практику Ван Гога и, в частности, его одержимость японским искусством: «Все мои работы в какой-то степени основаны на японском искусстве», — писал он в июле 1888 года.

Тремя годами ранее, находясь в портовом городе Антверпен в Бельгии, он бродил по рынкам, где легко можно было купить ксилографию школы укиё-э, так называемых «художников изменчивого мира». купил всего за несколько сантимов. Эти первые проблески искусства Японии пришлись на поворотный момент в карьере художника: на полпути между его родной Голландией, где он учился в реалистической традиции художников, таких как Йозеф Исраэльс, с его темной, приземленной палитрой и симпатией к сельская беднота и Париж, где он встретит красочную урбанистическую жизнь импрессионистов.

Для Ван Гога японские художники стали идеальным местом встречи теории и практики. Самым известным из них был Хокусай, «Японский Диккенс», разделявший страсть голландца к изображению жизни бедняков. Именно это сострадательное измерение японского искусства Ван Гог надеялся привнести в импрессионизм, движение, которое к тому времени, когда он прибыл в Париж в 1886 году, уже впитало визуальную изобретательность школы укиё-э.

Со временем ссылки расширились. Во время своего двухлетнего пребывания в Париже, городе незнакомцев, он жаждал общения больше всего на свете, и поэтому он пришел к выводу, что импрессионисты, к числу которых, как он утверждал, принадлежал, были такими же, как он представлял себе японцев, объединенное тело художников, разделяющих одни и те же цели и идеалы. Именно это побудило отправиться на юг. По прибытии в Арль он написал своему брату, выражая надежду, что «другие художники поднимутся в этой оживленной стране и сделают для нее то, что японцы сделали для своей». И снова, украшая свой новый дом картинами с подсолнухами, он писал Тео: «Ну ладно, не является ли это почти истинной религией, которой учат нас простые японцы, живущие в природе так, как если бы они сами были цветами».

Винсент Ван Гог, Автопортрет (Посвящается Гогену), 1888, 65 x 52 см (Художественный музей Фогга, Кембридж)

Именно в Арле он прочитал роман Пьера Лоти Мадам Хризантема литературный источник оперы Пуччини Мадам Баттерфляй . В то время как его самоотверженная героиня изящно прокладывала себе путь в ориенталистских фантазиях Ван Гога, описание Лоти буддийских священников вдохновило его собственный автопортрет (посвященный Полю Гогену) , картина, которая указывает направление, в котором, как он надеялся, будут следовать два художника.

Как сильно отличается Автопортрет с перевязанным ухом от этого более раннего портрета. С его формальной обстановкой; повторяющиеся треугольники, например, в форме его пальто, верхней части мольберта и открывающегося вида на саму гору Фудзи, придающие картине ее вдохновляющее качество, ее устремленность вверх. И все же главенствующее ощущение, несомненно, передается внутренними рамами: окном, холстом и гравюрой, каждая из которых кажется сгущенной и несколько втиснутой в картину, как бы сжимая натурщика. 0005

Сато Торакио (издатель), Гейши в пейзаже , c 1870-80, цветная гравюра на дереве, 60 x 43 см (Музей Курто, Лондон)

Японская гравюра, как Ван Гог написал ее в Автопортрет с Перевязанное ухо отличается от оригинала. Сравнивая их, мы видим, как Ван Гог сместил композицию вправо, намеренно отказавшись от одной из фигур в пользу цапли, чей острый, как бритва, клюв вздымается вверх, как бы вонзая художнику в ухо. Напротив, втиснутое влево полотно с призрачным отпечатком цветов, увенчанным развилкой мольберта, создает формально приятную, но психологически тревожную параллель. Есть ли во всем этом намек, пусть и бессознательно высказанный, на то, что мечта о арльской общине художника обернулась против него самого?

Возможно, но, конечно, всегда есть цвет Ван Гога — радостное нанесение пигмента на холст, великолепное использование импасто, толстого и стремительного; эта невероятная техника штриховки, местами напоминающая текстуры, которые она изображает, переплетение пальто, нити повязки, мех шляпы. И обратите внимание на тональный набор штрихов, составляющих лицо: фиолетовый, зеленый, красный, коричневый, оранжевый, соломенно-желтый; черные сосредоточены в этих пронзительных зрачках.

Андре Дерен, Анри Матисс , 1905, холст, масло, 71 х 60 см (Тейт Модерн, Лондон)

Стремление оказаться в здравом уме или сердечный крик тоски, что бы мы ни читали в образе Ван Гога-человека, из чисто художественного С исторической точки зрения именно здесь, в его манере письма и в его палитре, обнаруживается источник «преднамеренных дисгармоний» Андре Дерена. Как уместно тогда, что во время отпуска на юге Франции, любимом месте раннего модернистского движения, к которому он принадлежал, — фовистов, — Дерен написал своего друга и коллегу-художника Матисса; достаточно, пожалуй, чтобы сказать, что надежда и предсказание Ван Гога о том, что «другие художники поднимутся в этой оживленной стране», в конце концов, не были так уж ошибочны.

 


Дополнительные ресурсы:

Эта картина размещена на веб-сайте галереи Курто

Эта картина в The Guardian

Винсент Ван Гог на временной шкале Музея искусств Метрополитен в Хайльбрунне истории искусства

Узнайте больше о Ван Гоге и японское искусство

Японизм в Хронологии истории искусства в Хайльбрунне Метрополитен-музея

Японизм (Ван Гог) в Википедии

Японизм в Википедии

Цитируйте эту страницу как: Бен Поллитт, «Винсент Ван Гог, Автопортрет с перевязанным ухом », в Smarthistory , 9 августа 2015 г. , по состоянию на 5 мая 2023 г., https://smarthistory.org/van -гог-автопортрет-с-перевязанным-ухом/.

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, 1889, Винсент Ван Гог

Предоставлено www.VincentVanGogh.org

Винсент Ван Гог стал намного больше, чем просто художник. Он стал образом «замученного художника». Его слава, конечно, связана с его живописью, но именно его жизнь вывела его из известного художника и сделала легендой.

Помимо его картин, когда люди думают о Ван Гоге, они думают о его ухе — или его отсутствии.

В феврале 1888 года Винсент переехал в Арль, чтобы воплотить в жизнь свою мечту создать колонию художников, рисуя на юге Франции в более прямом свете. Он любил пейзаж, свет и людей. Первым делом нужно было найти дом и обустроить студию. Он нашел это в маленьком желтом домике на площади Ламартин, 2 за 15 франков в месяц.

Вторая часть плана заключалась в том, чтобы еще один художник остался с ним и рисовал. Годом ранее, в 1887 году, Поль Гоген переехал в Париж, где познакомился с Винсентом. Брат Винсента Тео, арт-дилер, представлял Гогена и познакомил их. Винсент уважал Гогена и считал его идеальным художником, чтобы присоединиться к нему в Арле. После некоторого убеждения со стороны Тео Гоген согласился и прибыл 23 октября, встретив Винсента у дверей желтого дома рано утром.

Маляры хорошо ладили несколько недель. Они вместе ели, вместе пили и вместе рисовали. В маленьком домике они почти все время были вместе. Ван Гог и Гоген оба интересовались импрессионизмом и рисовали одни и те же предметы. Они рисовали бок о бок, показывая, как два художника могут изобразить одну и ту же сцену по-разному.

Вещи долго не оставались счастливыми. В конце концов, Гогену стало трудно жить с Винсентом. Гоген чувствовал, что они многого достигли и что его взгляды на искусство все больше отличались от взглядов Винсента. Эта ситуация становилась стрессовой для обоих мужчин. Иногда Винсент все еще проявлял привязанность к Гогену, но иногда он его ненавидел.

К декабрю Гоген подумывал об отъезде. Он написал другому художнику: «Я пока остаюсь, но готов уйти в любой момент». Наконец, 23 декабря Винсент спросил Гогена, не собирается ли он уезжать. Когда Гоген сказал «да», Винсент был опустошен. Он вырвал из газеты предложение, в котором говорилось просто: «Убийца сбежал», и передал его Гогену. После ужина Гоген вышел из дома на прогулку. Едва выйдя из желтого дома, он услышал приближающиеся шаги Винсента. Когда он повернулся, чтобы посмотреть, то увидел Винсента, идущего к нему с бритвой в руке. Винсент остановился, опустил голову и быстро вернулся домой.

Подробности оставшейся части вечера скудны, так как Ван Гог часто просыпался после своего «безумия», почти ничего не помня о предыдущих событиях. Судя по рассказам Гогена, полиции и его брата Тео, Винсент вернулся домой, а Гоген остался в отеле. Позже той же ночью, после 22:00, Винсент взял бритву и отрезал часть своего левого уха. Полиция находила кровь по всему дому, пропитанные кровью тряпки в студии и окровавленные отпечатки ладоней на стене, ведущей наверх. Винсент взял ухо и завернул его в газету. Натянув шляпу на рану, он с ухом в руке вышел из дома, чтобы пойти в «дом толерантности», бордель рядом с домом. Там он попросил девушку по имени Рэйчел, которой он дал ухо сказать: «Охраняйте этот объект тщательно».

Следующей ночью, когда Гоген проснулся и начал возвращаться в желтый дом, он увидел впереди полицию с толпой зевак вокруг. Когда полиция нашла Винсента в его постели, залитого кровью, они сначала подумали, что он умер, возможно, в результате самоубийства. Гоген ощупал тело и обнаружил, что Ван Гог еще жив. Он попросил полицию осторожно разбудить его, а если Винсент попросит Гогена, сказать, что он вернулся в Париж. Винсента доставили в больницу для выздоровления, где он постоянно просил увидеть или поговорить со своим другом Гогеном.