Темпера краска картины: Tempera Painting — History, Artists, Artworks

Краска темпера и ее особенности

Темпера (в переводе с латинского «temperare» — смешивать краски) — это водорастворимая краска, состоящая из порошкового пигмента и связующего вещества, которое в свою очередь бывает искусственным (высыхающие масла в водном растворе клея) и натуральным (эмульсия из воды и яичного желтка). Темперная живопись является одной из древнейших художественных техник, которая появилась более 3 тысяч лет назад, и не утрачивала популярности среди живописцев вплоть до 15 века, пока не появились масляные краски. Темперная живопись развивалась в основном в Византии, когда появилась иконопись, также получила распространение и в России, с приходом христианства, в стенной живописи и народных промыслах. Многие русские соборы Москвы, церкви Ярославля и других городов расписаны темперными красками в 15-17 веках. 

Разновидности темперных красок

Выделяют три основных вида темперы:

  1. Яичная темпера, где в качестве связующего выступает эмульсия из яйца, масла и скипидарного или масляного лака. Существует несколько разновидностей яичной темперы: из цельно яйца, белковая, но самая популярная — темпера из желтка. Яичный желток, являясь естественной эмульсией, способен эмульгировать с маслами и лаками, что делает краску очень эластичной. Яичная темпера излишне «жирная», что приближает ее к отрицательному свойству масляных красок — способности со временем приобретать желтизну и темнеть.
  2. Масляно-казеиновая темпера — это водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом Казеино-масляная темпера предназначена для работы на специально грунтованной поверхности. Такая краска при высыхании быстро твердеет и прочно пристает к поверхности. Красочный слой не растрескивается даже при пастозном наложении. После высыхания краски дают бархатистый слой, неразмываемый водой, а также практически не изменяет цвет.
  3. Восково-масляная — водная эмульсия на основе поверхностно-активных веществ Восково-масляная темпера проста в работе своей пастозностью и хорошей разносимостью, обладают прочной адгезией и хорошо ложится только на загрунтованную поверхность. Такая живопись прекрасно подходит для росписи стен, данная краска предназначена не только для станковой живописи, как яичная темпера, но и для монументальной живописи. Данный вид краски является более пластичным и дышащим, что позволяет картинам сохраниться намного дольше, благодаря составу. Отрицательная особенность восково-масляной темперы состоит в том, что при высыхании она темнеет гораздо сильнее, чем остальные темперы, и сохнет более продолжительное время.
  4. Поливинилацетатная — водная дисперсия на основе клея ПВА. Главные отличительные особенности темперы ПВА состоят в том, что ее краски эластичны и прозрачны, могут наноситься как пастозно, так и лессировочно. Такая живопись позволяет накладывать новые красочный слой на высохший без угрозы отслаивания. Помимо этого, темперу ПВА можно наносить практически на любую поверхность, что делает ее универсальным материалом для живописных и декоративно-оформительских работ. При высыхании образует бархатистый матовый слой, цвета становятся немного приглушенными, но, чтобы добавить сочности и звучности по завершению, работы покрывают финишным лаком.

Современная темпера

Современные темперные краски бархатистые и матовые, не нуждаются в покрытии лаком. Особенность художественных темперных красок в том, что рисовать ими можно разными приемами – лессировкой, тонким слоем или густо нанося краску. Преимуществами современных темперных красок, безусловно, является долговечность тона. При высыхании объем слоя краски практически не меняется, в отличие от масляных красок, у которых процесс изменения объема может длиться энное количество времени. Однако темпера быстро сохнет и это нужно учитывать при работе с ней. Одними из лучших темперных красок, продающихся в России является темпера «Мастер-класс» , изготавливаемая петербургским Заводом Художественных красок «Невская палитра». Палитра включает в себя все основные цвета и продается как поштучно, так и в наборах.

Краска темпера — история и виды


Краску, изготовленную на основе эмульсионного связующего различного происхождения (естественного или искусственного) и пигмента, издревле называют темперой (ит. tempera, от temperare — смешивать краски; фр. detrempe). Основные требования, предъявляемые к темперным краскам: 


До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.


До XV столетия темпера была наиболее распространенным материалом живописи. В России применялась яичная темпера в иконописании, настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др. ). При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино. Полученные таким образом краски не позволяли работать в пастозной технике живописи, поэтому их накладывали постепенно, многослойно и в определенном порядке. Высыхая, они несколько светлели в тоне, и получалась матовая поверхность. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса. После завершения работы вся поверхность покрывалась тонкой пленкой олифы или масляного лака. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи.


Широко использовались в России темперные краски в стенной живописи. Многие русские церкви Москвы, Костромы, Ярославля и других городов расписаны ими в XV — XVII вв. Наилучшими считались яичные (на основе желтка) и казеиновые темперы. Краски изготавливались в небольших объемах, так как связующее вещество должно быть свежим. Нередко краску готовили на цельном яйце, т. е. в качестве связующего использовались как желток, так и белок. Такая темпера уступала яичной по плотности, но подходила для фрески Она применялась и для ретуши фресок.


Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.


В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно — исключительно на масляной живописи.


Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.


РАЗНОВИДНОСТИ ТЕМПЕРЫ





Яичная темпера


Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.


Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.


Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.


На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней — способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи — долгой подвижности ее красок.


Казеиновая темпера


Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.


Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.


Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.


Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.


Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.


Гуммиарабиковая темпера


Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.


Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.


Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 — 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12—1/15 часть объема) глицерина.


СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА


Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.


Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари, говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком, но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.


Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.


Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.


Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА. Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций.  


ВОСКОМАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА




Воскомасляная темпера — это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.


Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.


При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.


Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в нее сиккатив.


Разбавители и вспомогательные средства


Темперные краски хорошо разбавляются водой и соединяются с другими водными красками акварелью, гуашью, всеми видами темперных и акриловых красок. При разбавлении воскомасляной темперы водой ею можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов.


Воскомасляная темпера разбавляется пиненом, скипидаром, уайт-спиритом и жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. Для получения матовой поверхности применяют органические разбавители (уайт-спирит, скипидар или воду). Чтобы получить глянцевую поверхность используют блестящие живописные лаки (дамарный, мастичный) или льняное масло. При смешивании воскомасляной темперы с лаками время высыхания краски уменьшается.


РАБОТА ВОСКОМАСЛЯНОЙ ТЕМПЕРОЙ



     


Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства. В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал -дерево (грунт — левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку. Большую популярность воскомасляная темпера обрела в настенной живописи при восстановлении храмов. При росписи стен и куполов для наибольшего колористического эффекта художники слегка подогревают темперные краски. Если же краска уже нанесена, для более прочного соединения со стеной живописную поверхность можно слегка прогреть паяльной лампой. В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных — тонких беличьих и колонковых — до грубых щетинных. В пастозной технике применяются шпатели или мастихины. Естественно, что чем толще слой краски, тем дольше она высыхает. Выпускается воскомасляная темпера в тубах объемом 33 мл, палитра, в которую входят краски, изготовленные на органических и неорганических пигментах, состоит из 47 цветов. В продаже есть наборы воскомасляной темперы 12 и 9 цветов. В комплектации набора были учтены рекомендации профессиональных художников.


Вот несколько откликов художников, использующих воскомасляную темперу.


Ермакова Наталья Петровна, художник, сотрудница Донского монастыря, в 1998 г. написала большую фреску «Дух Святой» (1,5×1,5 м) под куполом в небольшой церкви на проспекте Мира (Москва):


— Работы велись в сухом помещении по акриловой шпаклевке. Фреска выполнена тонкими слоями. В качестве разбавителя применялся пинен, что позволило сократить время высыхания краски до 1,5 часа. Писали беличьими и колонковыми кистями, для промывания которых использовался тот же пинен. Фреска не покрывалась лаком, но когда через три недели после окончания роспись протерли шерстяной тряпочкой, живопись обрела особый блеск. Как отмечает художница, краски очень удобны, они хорошо набираются на кисть, смешиваются между собой, особо удачно подобрана палитра.


Кириллов Михаил Олегович, художник, староста собора Покрова Богородицы (Москва):


— В 1999 году по рекомендации профессора реставрации и технологии живописи В.В. Филатова расписывал полотенца — орнаментальные пояса, восстановленные по фрагментам XVII века. Роспись велась в сыром помещении по старой штукатурке 25-30-летней давности. Приступая к работе, художник предварительно прошел известковую штукатурку олифой, подогретой приблизительно до 70-80°С. Далее стены были загрунтованы обычными строительными титановыми белилами (в целях экономии) в смеси с мыловаром (способ приготовления: 3л воды смешивались с 2/3 куска 72% хозяйственного мыла, предварительно натертого на терке, все это перемешивалось до стадии получения раствора жидкого мыла). Затем использовалась воскомасляная темпера. В качестве разбавителя добавляли скипидар с водой в соотношении 1:1до получения консистенции сметаны. 


Основной недостаток воскомасляной темперы, отмеченный художником, -длительное высыхание, однако, как оказалось, краска обладает хорошей адгезией. В 2000 г. стена с росписью была полностью залита водой в результате аварии в отопительной системе. После устранения последствий аварии краски не утратили цветовых качеств и сохранили прекрасную адгезию с грунтом. Они выдержали и еще одно испытание, когда строительные рабочие по халатности забрызгали роспись раствором штукатурки и удаляли его шпателями, роспись сохранилась в своем первозданном виде.


По материалам статьи из журнала «Художественный совет» 5(45)2005


ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ



Положительные свойства темперы

  1. В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.
  2. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.
  3. Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.
  4. Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.


Недостатки темперы

  1. Быстрота высыхания красок
  2. Изменение тона при высыхании красок


Итак, положительные свойства темперы превышают ее отрицательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Конечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом передача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким образом, новая темпера не только отвечает стилю современной живописи, но, можно смело сказать, создана для него.

Живопись темперой

Знаменитая темпера
Картины

Вот краткий список прославленной темперы.
картины, перечисленные в хронологическом порядке по художникам, которые можно увидеть в некоторых
из лучших художественных музеев мира.

Дуччо Ди Буонинсенья (1255-1319)
Маэста
(1308-11) Сиенский музей Оперы дель Дуомо.
Строганов
Мадонна с младенцем
(ок. 1300) Метрополитен-музей.

Симоне Мартини (1284-1344)
Благовещение
Триптих
(1333) Уффици, Флоренция.
Христос на кресте (1340) Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс

Феофан Грек (ок. 1340-1410)
Успение Богородицы (1392) Третьяковская галерея, Москва.

Мельхиор Бродерлам (ок. 1350-1411)
Дижон
Алтарь
(1394-99) Музей изящных искусств, Дижон

Андрей Рублев (ок.1360-1430)
Икона Святой Троицы (ок.1411) Третьяковская галерея, Москва.

Пизанелло (1394-1455)
Портрет Джиневры д’Эсте (1434) Лувр, Париж.

Фра Анджелико (1395-1455)

Благовещение
(1432-4) Museo Diocesano, Кортона.

Паоло Уччелло (1397-1475)
Битва
Сан-Романо
(1440), Уффици; Лувр; Национальная галерея, Лондон.
Поиск в
Лес
(1470) Музей Эшмола, Оксфорд.

Анонимный
Уилтон
Диптих
(1399) Национальная галерея, Лондон.

Мазаччо (1401-28)
Богородица с младенцем (1426) Национальная галерея, Лондон.

Enguerrand Quarton (1410-66)
Авиньон
Пьета
(ок. 1454–1456) Лувр, Париж.

Пьеро делла Франческа (1420-92)
Бичевание
Христа
(1460) Национальная галерея делле Марке, Урбино.

Джентиле Беллини (1429-1507)
Чудо Истинного Креста (1500) Galleria dell’Accademia,
Венеция.

Джованни Беллини (1430-1516)
Алтарь Святого Иова (1480) Галерея Академии, Венеция.

Андреа Мантенья (1431-1506)
Плач
над Мертвым Христом
(ок. 1470-80) Пинакотека Брера, Милан.
Ecce Homo (1500) Musee-Jacquemart-Andre, Париж.

Карло Кривелли (1435-95)
Благовещение со святым Эмидием (1486) Национальная галерея,
Лондон.

Боттичелли (1445-1510)
Рождение Венеры
(1482-6) Уффици, Флоренция.
Ла Примавера
(1482-3) Уффици, Флоренция.

Доменико Гирландайо (1449-94)
Старый
Мужчина с мальчиком
(1490) Лувр, Париж.

Перуджино (1450-1523)
Пьета (1494-5) Уффици, Флоренция.

Филиппино Липпи (1457-1504)
Богородица с младенцем и святыми (Мадонна Оттона) (1485)
Уффици, Флоренция.

Витторе Карпаччо (1460-1526)
Сон святой Урсулы (1495) Галерея Академии, Венеция.

Пьеро ди Козимо (1461-1521)
Портрет Симонетты Веспуччи (1482) Музей Конде, Шантийи.

Эндрю Уайет (1917-2009)
Мир Кристины (1948), панель, темпера, Музей Модерна
Искусство.

что это такое, как им пользоваться и краткая история

Медиа в фокусе: яичная темпера

На протяжении веков яичная темпера была излюбленным материалом художников для панно, и многие средневековые и ренессансные шедевры, выставленные в музеях и художественных галереях, были выполнены яичной темперой. Яичная темпера, более прочная, чем масло, и с яркостью, подобной акварели, предлагает множество преимуществ художникам, готовым принять вызов работы с этим древним материалом.

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры (изображение в открытом доступе)

Что такое яичная темпера?

Яичная темпера — это форма краски, которая создается путем смешивания яичного желтка с порошкообразными пигментами и небольшим количеством воды. Традиционно темпера наносилась на деревянные панели, такие как тополь, покрытые левкасом.

Зачем использовать яичную темперу?

Возможно, самым привлекательным свойством яичной темперы является то, что она придает блеск. Темпера более прозрачна, чем масло, и содержит меньше пигмента, что позволяет свету проникать сквозь нее и отражаться от белой поверхности левкаса внизу. Еще одним преимуществом яичной темперы является то, что, в отличие от масляной живописи, она устойчива к свету, а ее цвета не темнеют и не меняются с возрастом.

Чем еще яичная темпера отличается от масляной?

Темперу нельзя наносить так же, как масляную краску, и ее нельзя использовать для создания пасты. Он также высыхает гораздо быстрее, а это означает, что художники должны работать на небольшой площади за раз, создавая последовательные слои глазури, используя небольшие штрихи и перекрестную штриховку. Это делает его наиболее подходящим для тонкой, детальной работы.

История яичной темперы

Яичная темпера использовалась в древнем мире, в том числе в знаменитых портретах фаюмских мумий, которые были созданы в Египте примерно с 1 века до н.э. по 3 век н.э. В раннехристианскую эпоху его использовали для написания икон, и эта традиция сохранилась в Восточной Православной Церкви до наших дней.

Фаюмский портрет мумии около 100–120 гг. н.э.
(изображение в свободном доступе)

В то время как средневековые художники украшали фресками интерьеры церквей и светских дворцов, яичная темпера использовалась почти во всех мелкомасштабных панно до 15 века, когда Фламандские художники, такие как Ян ван Эйк (1390–1441), все чаще отдавали предпочтение масляной живописи.

Микеланджело, Манчестерская Мадонна (изображение находится в общественном достоянии)

Работа Микеланджело (1475–1564) блестяще отражает поворотный момент в искусстве итальянского Возрождения, когда художники переходят от яичной темперы к технике, предпочитаемой их северными коллегами: в Национальном Галерея, Лондон, посетители обычно могут наблюдать две незавершенные работы, Манчестерская Мадонна , написанная яичной темперой примерно в 1497 году, висит рядом с Погребение , написанная маслом примерно в 1500 году. С этого времени масло стало доминирующим материалом до 19 века, когда оно снова было принято Прерафаэлиты, стремившиеся вернуть искусству воспринимаемое состояние чистоты, существовавшее до 1500 года.

Яичная темпера в 20 веке и позже художников 20-го века приняли это средство как свое собственное, в том числе Джорджо де Кирико (1888–1919 гг.)78), Стэнли Спенсер (1891–1959) и Эндрю Уайет (1917–2009).

Джеймс Линч, The Harvest, Mere Down, яичная темпера на панели, 76 x 100 см.
Изображение предоставлено Джеймсом Линчем и защищено авторскими правами. | Фото © James Lynch

Одним из художников, вдохновленных как средневековыми мастерами, так и Уайетом, является современный художник Джеймс Линч, чьи светлые изображения неба и пейзажей Западной страны пользуются большим спросом у коллекционеров. Первоначально Линч рисовал маслом или акварелью, но после того, как научился рисовать темперой по учебнику 15-го века, написанному Ченнино Ченнини, работает в этой технике уже более двадцати лет.

Джеймс Линч, Pink Bales, Mere Down, яичная темпера на панели, 80 x 97 см.
Изображение предоставлено Джеймсом Линчем и защищено авторскими правами.

«Меня всегда поражала сила цвета и сияние средневековых темперных картин в Национальной галерее. Но мне также нравилась мелослойная тонкость картин Эндрю Уайета», — объясняет Линч. «Я чувствовал, что исчерпал возможности гуаши и акварели и нуждался в переменах. Мне нравится тот факт, что я рисую живой средой, яичным желтком, который буквально дает жизнь краске. Он имеет восковое ощущение и начинает застывать, как только встречается с поверхностью. Это вопрос создания слоев глазури, чтобы получить богатую поверхность. Чем больше человек вкладывает, тем больше награда». Линчу также нравится чувство самодостаточности, которое дает работа в яичной темпере, содержание собственных кур, чтобы обеспечить стабильный приток яиц, необходимых для среды, и подготовка каждой части его картины своими руками.

Какие материалы понадобятся для рисования яичной темперой?

Если вы хотите попробовать рисовать яичной темперой, вам понадобятся следующие художественные принадлежности:

  • Панели: тополь чаще всего использовался итальянскими художниками эпохи Возрождения, и он более прочный, чем МДФ.