Содержание
Троице-Сергиева лавра в живописи. Троице-Сергиевские пейзажи и картины.
интернет-альманах Валерия Рублёва
Личный кабинет
Главная
Афиша
О сайте
Новости
Услуги
Контакты
Продажа произведений искусства
Альманах — статьи, обзоры, фото
Арт-словарь
Архитекторы
Архитектура
Библиотеки мира
Боди-арт
Восковые фигуры
Выставки
Гадания
Загадки и тайны
Иконопись
Инсталляции
Интересный мир
Казни и пытки
Картины мира
Катастрофы
Керамика
Коллекции
Криминал
Куклы
Литература
Маргиналы
Медицина
Москва
Музеи и галереи
Некрополи
Образование
Объединения
Одежда и мода
Организации
Оружие
Памятники
Перфомансы
Пионеры-герои
Портрет
Праздники
Скульптура
Спорт
Стрит-арт
Театр
Туризм
Фалеристика
Филателия
Фобии
Фонтаны
Фотографы
Фотословарь
Храмы
Художники мира
Ювелирика
Новое
Ресторан Кассель
Кафе в Ялте
В римской остерии
В ресторан
Кафе ночью
Одуваны и камушки
В ресторане (Метрдотель)
Стог
Скирды
Собирают сено в стога
Стог
Жатва (Пейзаж со стогами)
Скирды в поле
Стога
Зимний стог
Стога
Крестьянская пара в традиционных одеждах
Фарфоровый завод Попова
Большая гавань на острове Капри
Остров Капри. Северная сторона.
Картины и сюжетные подборки художников мира. Фото картин.
Дубовской Николай Никанорович. В обители. Троице-Сергиева лавра. Холст, масло. 107х143. 1917. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
Автор текста — Валерий Рублёв. 23 сентября 2014 года.
Троице-Сергиева лавра (Свято-Троицкая Сергиева Лавра) является крупнейшим русским мужским монастырём Русской православной церкви.
Монастырь лежит в центре города Сергиев Посад (бывший Загорск) Московской области, на реке Кончуре.
В Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского, который был основателем этого монастыря.
В лавре находится Московская духовная академия.
Днём основания Свято-Троицкой пустыни считают время, когда преподобный Сергий Радонежский поселился на холме Маковец в 1337 году. Несколько лет преподобный Сергий был одиноким подвижником, а затем прибыли новые насельники и тогда пустынь стала особножительным монастырём.
В 1688 году монастырю был присвоен статус ставропигиального, а 8 июля 1742 года императрица Елизавета Петровна присвоила монастырю статус и наименование лавры.
Троице-Сергиева лавра была закрыта большевиками 20 апреля 1920 года. Она превратилась в «Музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры».
Свято-Троицкая Сергиева Лавра была снова открыта весной 1946 года.
Лавра является замечательным сюжетом в работах русских художников. В ней заключена мощная русская сила и непобедимость русской духовности.
Горбатов Константин Иванович. Вид Троице-Сергиевой Лавры. Холст, масло. 63х81. Частная коллекция.
Жабский Алексей Александрович. Летний день в Троице-Сергиевой лавре. Картон, масло. 50х60. 1964. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Ломакина Мария Владимировна. Троице-Сергиева лавра. Пивная башня. Холст, масло. 53х39,5. 1940-е. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Милорадович Сергей Дмитриевич. Оборона Троице-Cергиевой лавры. Холст, масло. 138х221. 1894. Государственный Русский музей.
Нестеренко Василий Игоревич. Зима в Троице-Сергиевой Лавре. Холст, масло. 140х180. 1994. Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко.
Петровичев Пётр Иванович. Купола Троице-Сергиевой лавры. Холст, масло. 62х79. Дальневосточный художественный музей.
Чернов Семён Ипатьевич. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Картон, масло. 59х44,5. 20 век. Государственный художественный музей Алтайского края.
Шухвостов Степан Михайлович. Внутренний вид в Троице-Сергиевой лавре. Холст, масло. 114х94. 1852. Пермская государственная художественная галерея.
Copyright © YAVARDA.RU 2018-2023
О картинах П. И. Нерадовского из Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры
Петр Иванович Нерадовский — художник, музеевед, историк искусства и общественный деятель. Многогранная личность ученого, как и его художественное наследие, еще недостаточно изучены. Не написана еще и страница жизни его в Сергиевом Посаде, где ему выпало работать реставратором в послевоенные годы. Работа по восстановлению иконостаса в церкви Сергия трапезной палаты Троице-Сергиева монастыря — один из эпизодов богатой творческой биографии художника, несомненно, заслуживающий внимания ученых.
В послевоенное время, когда была возобновлена деятельность Троице-Сергиевой лавры, отдельные здания монастыря, находившиеся с 1920 г. в ведении музея, были возвращены Русской Православной церкви, в том числе помещения большой и малой трапезных. В связи с подготовкой трапезной к богослужениям в течение 1946–1947 гг. внутри трапезной и церкви были предприняты реставрационные работы. Летом 1948 г. в Сергиевском храме был установлен доныне находящийся там иконостас. Основу его составил живописный ансамбль икон конца XVII — начала XVIII вв. из московской церкви Николы «Большой крест». Наряду с древними иконами в состав иконостаса при его монтаже были включены иконы художников-палешан (?) конца 40-х гг. XX в. Тогда же четыре картины на библейскую тему для цокольного ряда иконостаса выполнил П. И. Нерадовский. Известный музеевед, П. И. Нерадовский руководил в ту пору реставрацией живописных памятников Лавры в качестве эксперта — представителя Комитета по делам искусств при Совете министров СССР и заведовал одним из отделов музея-заповедника. Как художник-реставратор он принял самое деятельное участие в восстановлении иконостаса Сергиевского храма.
Никаких документальных сведений об этой работе мастера в архивах, к сожалению, не сохранилось. Однако в 1940-х гг. в Лавре вместе с П. И. Нерадовским работал художник-реставратор С. М. Боскин (1907–1992), с которым автору в ходе изучения иконостаса довелось встретиться. По словам С. М. Боскина, во время монтажа иконостаса стало ясно, что для цокольного ряда необходимо написать еще четыре картины. И П. И. Нерадовский решил выполнить эту работу сам. Осенью 1948 г. он приступил к написанию картин. Закончив работу в конце года, он передал рисунки и подготовительный материал на хранение С. М. Боскину. Так в составе иконостаса Сергиевского храма оказались четыре картины на библейскую тему, выполненные П. И. Нерадовским. Это «Рождение Моисея» (117 × 30 см), «Иосиф открывается братьям» (64 × 31 см), «Исаак благословляет Иакова» (65 × 33 см) и «Вознесение Ильи Пророка на небо» (119 × 32 см). Они написаны маслом на холсте (наклеенном на фанеру) и установлены по краям цокольного ряда иконостаса.
В картине «Иосиф открывается» братьям» (ил. 1:1) представлен сюжет из книги Бытия (Бытие, 45.1–5), где повествуется о том, как любимый сын патриарха Иакова был продан братьями в Египет. После тяжких испытаний Иосиф достиг положения верховного министра богатейшей страны древнего мира. Когда в стране Ханаанской, где жил некогда Иосиф, разразился голод, Иаков послал сыновей в Египет купить хлеба. Сыновья прибыли в Египет, и их направили к Иосифу. Иосиф, подробно расспросив братьев об отце и о семействе, велел им привести младшего из них, Вениамина. Братья исполнили его желание, и Иосиф открылся им. «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет» (Бытие, 45.4). Эта сцена, ставшая кульминацией событий, и представлена в картине П. И. Нерадовского. Композиция построена как классицистическая мизансцена с четко выявленным центром — почти монументальной фигурой Иосифа на высоком подиуме. По обе стороны от него изображены братья — с выразительными жестами рук, в динамичных позах, которые выдают волнение и смятение в их рядах. Рационально построенная сцена помогает художнику выявить драматизм ситуации. Исход ее предрешен. Над всем господствует почти неподвижная фигура Иосифа в светлых одеждах, выделенная и композиционно, и цветовым решением. Психологический конфликт непосредственно выражен через противопоставление героев, как в режиссуре классической драмы. Неглубокий пространственный разворот сцены, эскизно написанный задник (который лишь отдаленно напоминает некое сооружение с мощными колоннами), не менее условно трактованные изображения сфинксов и других деталей говорят о том, что при написании картины художника более привлекало не то, где происходит действие, а коллизии самой драмы, ее эмоционально-психологический аспект. Этому созвучно и колористическое решение картины.
Рождение Моисея (ил. 1:2), согласно библейскому повествованию, случилось так. Некая женщина из племени Левкина родила сына, но, испугавшись, что он очень красив, долго скрывала его, а потом оставила в корзине в тростнике у берега реки. Дочь фараона нашла его, взяла для него кормилицу (это была его мать) и воспитала как сына (Исход, 2.1–10).
В сюжете картины — одна из величайших тайн библейской истории: рождение Моисея — вождя, законодателя и пророка народа Израильского. «И не было более у Израиля пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Второзаконие, 34.10).
По строю композиции картина носит монументальный характер. Действие ее развернуто на фоне панорамного пейзажа с широкой неподвижной водной гладью. На заднем плане слева — три пирамиды, которые отражаются в воде. Справа — фрагмент некоего архитектурного сооружения (типа мастаба), обозначенного весьма условно. В центре изображены стоящие на берегу дочь фараона и прислужницы. Они в красивых, изысканных одеждах и головных уборах, с опахалами в руках. Их внимание приковано к младенцу в корзине, которую одна из женщин подтягивает к берегу. В картине все исполнено какого-то высшего смысла. Пирамиды лишь напоминают о том, где происходит действие, но их формы — формы «видимого» мира — почти дематериализованы. Они здесь — лишь знак, символ. Почти неподвижна и неосязаема зеркальная гладь реки. В состоянии некой завороженности пребывают героини, связанные между собой невидимой нитью. Красивый, едва уловимый ритм движения женских фигур раскрывается через многообразие силуэтов с их повторностью плавно-округлых контуров, колористическим созвучием их одежд — красных и бело-розовых, синих и нежно-зеленых. Как композиционный, так и живописный строй картины настраивают на особое звучание. Это — мир вне времени и пространства, это — элегическая поэма на тему мифа.
Драматична по своему содержанию история о том, как Иаков обманным путем (будучи в сговоре с матерью) получил благословение престарелого отца Исаака, чтобы обрести господство над своими братьями, племенами и народами (ил. 1:3). Драматического действа в картине, однако, нет. Спокоен и безмятежен пейзаж, видимый в проеме двора дома Исаака. Величествен его жест, благословляющий Иакова. Лишь фигура Ревекки, матери Исаака и Исава, изображенная в темных одеждах у края проема двора, исполнена волнения. Она резко отвернула лицо от происходящего. Скрыто от зрителя и лицо Иакова. Его сгорбленная коленопреклоненная фигура почти затерялась в одеждах.
Лейтмотив сюжета — обман и предательство — не лежит на поверхности картины. Недосказанность и тайна в представленной сцене заставляют зрителя внимательнее всмотреться в нее. Композиционное построение, выразительный диалог поз и жестов героев, яркие характеристики отдельных предметов (к примеру, очень выразительна трактовка амфоры, стоящей на столе и выполняющей, судя по замыслу художника, роль аккорда к предстоящему действию), противопоставление высветленных и затененных планов картины — все здесь подчинено главной мысли художника. Мир страстей преходящ, утверждает он. В этом контексте пейзаж в картине, видимый в проеме двора дома Исаака, уходящий далеко вглубь, в бесконечность, полный покоя, тишины и гармонии, обретает какой-то особый смысл. Он — часть вечного мира, мира божественной красоты природы.
В картине «Вознесение пророка Илии» (ил. 2:1) представлен сюжет из «Четвертой книги Царств». По предсказанию пророка Илии, три с половиной года не было ни росы, ни дождя. Когда народ раскаялся в своем грехе, Бог послал пророка к царю. Пророк принес на горе Кармиле жертву Богу и низвел на нее огонь с неба. Народ при виде этого чуда окончательно раскаялся и бросил идолопоклонство. Пророк Илия за свою святость был взят живым на небо.
«Когда они (Елисей и Илья), — повествует текст, — шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илья в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесницы Израиля и конница его! И не видел его более» (4 Царств, 2).
Картина П. И. Нерадовского исполнена мистического смысла, что нашло отражение в трактовке сюжета. Экспрессивна динамика композиции, контрастна цветовая гамма, особенно в правой части картины, где в ореоле ярких языков пламени, рассекающих серовато-черное небо, изображено вознесение Илии. В испуге откинулся назад Елисей, сидящий на ступеньках какого-то сооружения. Замкнув сцену в левой части картины вертикальной стеной, художник прекрасно справился с ее композиционным решением.
При внимательном прочтении изображенных сюжетов становится очевидным, что в ходе работы художник прибегнул к помощи известных произведений на данную тему. Так, в качестве иконографического источника сцен «Рождение Моисея» (ил. 3:1), «Иосиф открывается братьям» (ил. 2:2), «Исаак благословляет Иакова» (ил. 3:2) П. И. Нерадовский, надо полагать, использовал гравюры известного иллюстратора Библии, французского художника XIX в. Гюстава Доре (1832/33 — 1883). Сцену же «Вознесение пророка Илии на небо» (ил. 4:1; 4:2) художник решил, обратившись к известным гравюрам Г. Доре (изображение Елисея) и Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1794–1872, сцена с Илией).
Выпускник Академии художеств, П. И. Нерадовский, без сомнения, был хорошо знаком с творчеством этих двух художников, снискавших себе славу на поприще иллюстраторов Библии: академическая эстетика, как известно, отводила важное место в системе изобразительных искусств мифологическому жанру. Если П. И. Нерадовский и обращался к графическим работам Г. Доре и Ю. Шнорра фон Карольсфельда, то лишь в общих композиционных чертах следовал произведениям известных иллюстраторов Библии.
В произведениях художника ясно читается желание выработать собственное композиционное решение, по-своему осмыслить сюжеты, создать собственную режиссуру. Иллюстративным, натуралистичным, театрально-пафосным принципам Г. Доре и Ю. Шнорра фон Карольсфельда художник предпочел иной настрой, иное прочтение сюжетов, иную их аранжировку.
Всем четырем картинам П. И. Нерадовского присущи продуманность композиционного строя, эмоциональность, гармоничность цветового решения (преобладают теплые сближенные тона красного, коричневого, охристого, розового цветов).
В принципах, которые исповедует здесь художник, — классическое построение композиций, философское истолкование сцен, лаконизм колористического решения — ощутима преемственность лучших традиций русской живописи XIX века в области мифологического жанра, выработанных А. А. Ивановым, Н. Н. Ге, И. Н. Крамским.
Миф — не как иллюстрация, аллегория, но как высшая реальность — вот главный принцип, обозначенный признанными мастерами, принцип, которого придерживался и Нерадовский.
Как художник П. И. Нерадовский оставил богатое живописное и графическое наследие. За свою жизнь он выполнил немало пейзажей, натюрмортов, видов архитектурных ансамблей. Особенное же предпочтение он отдавал графическому портрету, который высоко оценивали критики. Однако библейская тема почти не нашла отражения в его творчестве.
Между тем, художник очень успешно справился с задачей написания картин на библейскую тему, будто он всю жизнь работал в этом жанре — одном из самых сложных в живописи.
П. И. Нерадовский получил художественное образование сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Очевидно, что серьезные профессиональные навыки в области рисунка, композиции, пластической анатомии, приобретенные за годы обучения в Академии художеств, стали той основой, на которой сформировалась высочайшая культура исполнительского мастерства художника, его глубокое понимание законов жанра. Однако его взгляды на искусство сформировались не только под воздействием Академии.
Уже в юности он искал опору для поисков собственного языка в старом искусстве. «Нерадовский, — писал А. Н. Бенуа в 1910 г., — один из культурных наших художников, толково высматривающих у старых мастеров их приемы». Он учился писать не только у старых итальянских мастеров, но и у русских передвижников. Почитал творчество И. Е. Репина и преклонялся перед творческим дарованием Н. Н. Ге. «Из того, что Ге говорил об искусстве, — пишет он в своей книге, — мне хорошо запомнилась высказанная им мысль: «Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть». «В искусстве нет мелочей», — любил повторять позже своим ученикам П. И. Нерадовский.
В свое время работы П. И. Нерадовского выставлялись на международных выставках наряду с произведениями известных художников — В. М. Васнецова, В. И. Сурикова, М. И. Нестерова и других. В зрелые годы, несмотря на свою большую общественную занятость, он всегда находил время для живописи и рисования, ибо считал себя прежде всего живописцем.
Четыре небольших картины на библейскую тему, выполненные П. И. Нерадовским для Сергиевского храма трапезной палаты Троице-Сергиева монастыря, единственные в своем жанре в его богатом наследии и дошедшие до нас, свидетельствуют о незаурядности таланта, высочайшей культуре их исполнителя и могут занять достойное место в его творческом наследии.
Савина Л. Н. О картинах П. И. Нерадовского из Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры // Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов V международной конференции. — М.: Ремарко, 2009. — С. 228–243.
Духовная крепость. Троице-Сергиева Лавра Акварель Андрея Ковалика
Искать
Ваша корзина пуста
ПоискСтрелка влевоПредыдущийСтрелка вправоСледующая
Картина акварельная для интерьера «Духовная крепость. Троице-Сергиева лавра» написана с натуры в городе Сергиев Посад Московской области.
Пять лет я учился внутри этих стен в иконописной школе при Московской Духовной Академии, и для меня это не просто стены, а можно сказать второй дом, очень родное место.0003
За столько лет глаз затуманился и сложно увидеть сюжет по-новому, но, кажется, удалось взглянуть на привычный взгляд свежим взглядом.
Работа написана профессиональными акварельными красками Maimeri Blu на 100% хлопковой акварельной бумаге плотностью 300 г/м2, что гарантирует долговечность сохранности работы при надлежащих условиях хранения, оформленной под стекло.
Также на моей странице вы можете увидеть другие оригинальные картины, написанные с натуры во время моих пленэрных путешествий по Италии, Индии, Грузии, Украине, России, Турции. А также посмотрите мои картины с цветами и натюрморты написанные с натуры.
Все средства, вырученные от продажи моих картин, идут на воплощение моей мечты о передвижной мастерской на базе микроавтобуса. Сейчас я путешествую по миру на велосипеде, это очень увлекательно, но для большей продуктивности мне нужен микроавтобус, в котором я буду жить, путешествовать и рисовать.
Акварель
- Оригинал
- Принты
Акварель
Андрея Ковалика
£304,28 Предупреждение
- Акварель на бумаге
- Уникальная работа
- Размер: 38 x 38 x 1 см (без рамы) / 38 x 38 см (фактический размер изображения)
- Подпись на лицевой стороне
- Стиль: Импрессионист
- Тема: Архитектура и городские пейзажи
Оригинал описания работы
Минус
Картина акварелью для интерьера «Духовная крепость. Троице-Сергиева Лавра» с натуры в городе Сергиев Посад Московской области.
Пять лет я учился в этих стенах в иконописной школе Московской духовной академии, и для меня это не просто стены, а, можно сказать, второй дом, очень родное место.
За столько лет глаз затуманился и сложно увидеть сюжет по-новому, но, кажется, удалось взглянуть на привычный взгляд свежим взглядом.
Работа написана профессиональными акварельными красками Maimeri Blu на 100% хлопковой акварельной бумаге плотностью 300 г/м2, что гарантирует долговечность сохранности работы при надлежащих условиях хранения, оформленной под стекло.
Также на моей странице вы можете увидеть другие оригинальные картины, написанные с натуры во время моих пленэрных путешествий по Италии, Индии, Грузии, Украине, России, Турции. А также посмотрите мои картины с цветами и натюрморты написанные с натуры.
Все средства, вырученные от продажи моих картин, идут на воплощение моей мечты о передвижной мастерской на базе микроавтобуса. Сейчас я путешествую по миру на велосипеде, это очень увлекательно, но для большей продуктивности мне нужен микроавтобус, в котором я буду жить, путешествовать и рисовать.
Акварель
Возврат товара
Plus
Мы хотим, чтобы вы любили свое искусство! Если вы не полностью удовлетворены своей покупкой, вы можете вернуть ее бесплатно в течение 14 дней без вопросов. Узнать больше
Отзывы исполнителей Star fullStar fullStar fullStar fullStar full (17)
Plus
5.0
На основании 17 отзывов
5 звезд
17
4 звезды
9000 2 3 звезды
2 звезды
1 звезда
Прочитать все отзывы покупателей
Сделать предложение по этой работе
Plus
Эту работу продает Andrii Kovalyk из Украины
FacebookTwitterPinterest
МестоположениеУкраина
О
До начала полномасштабной русско-украинской войны в основном рисовал природу и городские пейзажи. путешествия по Украине и другим странам. Но после 24 февраля 2022 года боль… Подробнее
Просмотреть все
Тема *
Ваше сообщение *
Вложения
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде
Выдающаяся общечеловеческая ценность
Краткое обобщение
Троице-Сергиева Лавра – всемирно известный духовный центр Русской Православной Церкви и популярное место паломничества возраст и туризм. Находясь в городе Сергиев Посад примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, он является важнейшим действующим русским монастырем и резиденцией Патриарха. Этот религиозный и военный комплекс представляет собой воплощение роста русской архитектуры и содержит некоторые из лучших выражений этой архитектуры. Он оказал глубокое влияние на архитектуру в России и других частях Восточной Европы.
Объект серийный, в том числе постройки за пределами основного монастырского комплекса.
Троице-Сергиева Лавра, «жемчужина» русского церковного зодчества, была основана в первой половине XIV века (1337 г. ) монахом Сергием Радонежским, великим игуменом России и одним из самых почитаемых православных святых. Сергий добился большого авторитета как духовный наставник Дмитрия Донского, великого князя Московского, получившего благословение на Куликовскую битву 1380 года. Монастырь начинался как небольшая деревянная церковь на Маковецком холме, а затем с течением времени развивался и укреплялся. .
На протяжении веков был создан уникальный ансамбль из более чем 50 зданий и сооружений разной давности. Весь комплекс возведен по архитектурному замыслу главного храма — Троицкого собора (1422 г.), в котором покоятся мощи преподобного Сергия.
В 1476 году псковские мастера возвели к востоку от собора в честь Сошествия Святого Духа на апостолов кирпичную звонницу. Церковь сочетает в себе уникальные черты раннемосковской и псковской архитектуры. Примечательной особенностью этой церкви является колокольня под ее куполом без внутренней связи между звонницей и самим собором.
Успенский собор, повторяющий Успенский собор Московского Кремля, возведен между 1559 и 1585 годами. Фрески Успенского собора написаны в 1684 году. У северо-западного угла собора, на площадке западного крыльца в 1780 г. устроена усыпальница с погребением царя Бориса Годунова и его семьи.
В 16 веке монастырь был окружен оборонительными стенами высотой 6 м и толщиной 3,5 м, хорошо зарекомендовавшими себя во время 16-месячной осады польско-литовскими захватчиками в Смутное время. Позже они были усилены и расширены.
После Великого переворота 17 века началась масштабная строительная программа. В это время в северо-западной части монастыря возводятся новые постройки, в том числе лазареты, увенчанные шатровой церковью во имя преподобных Зосимы и Саватия Соловецких (1635-1637). Таких церквей до сих пор сохранилось немного, поэтому этот шатровый храм с уникальной черепичной крышей является важным вкладом в Лавру.
В конце 17 века к монастырю пристроили ряд новых построек в стиле нарышкинского (московского) барокко.
После разрушительного пожара 1746 года, когда большая часть деревянных зданий и сооружений была уничтожена, была начата масштабная кампания по реконструкции, в ходе которой внешний вид многих зданий был изменен на более монументальный стиль. В это время была сооружена одна из самых высоких звонниц России (высотой 88 метров).
В конце 18 века, когда многие церковные земли были секуляризированы, хаотичная планировка поселений и предместий вокруг монастыря сменилась регулярной планировкой улиц и кварталов. Город Сергиев Посад был окружен традиционными валами и стенами. В окрестностях монастыря был возведен ряд принадлежащих ему построек: конюшенный двор, гостиницы, богадельня, богадельня, а также гостевой и купеческий дома. Основные магистрали, ведущие к монастырю, были спрямлены и обозначены въездными площадями, а общая городская застройка ориентировалась на центральное место — ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.
Приходские храмы, расположенные на территории Сергиева Посада, первоначально деревянные, а затем перестроенные в камне, образовали кольцо куполов, перекликающихся с лаврскими. Будучи меньшими по размеру и находящимися обособленно от других построек, они лишь еще больше подчеркивают главенство Лавры.
Таким образом, Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включает в себя как здания и сооружения внутри стены, так и комплекс построек около монастыря. Он представляет собой ключевой элемент градостроительства Сергиева Посада.
Критерий (ii) : Комплекс Троице-Сергиевой Лавры представляет собой слияние традиционной русской архитектуры с западноевропейской, создавая восточноевропейскую традицию, оказавшую сильное влияние на архитектурное развитие на большой территории Восточной Европы. Европа.
Критерий (iv) : Лавра является выдающимся и замечательно завершенным образцом действующего православного монастырского комплекса с военной функцией, характерной для периода его роста и расширения с 15 по 18 век. .
Целостность
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры обладает всеми составляющими, представляющими его Выдающуюся Вселенскую Ценность. В частности, хорошо сохранились исторические границы собственности, а также архитектура исторических зданий. Сохранность ансамбля обеспечивается за счет создания Государственного музея-заповедника с начала 20 века.
Наряду с утверждением границ охранной зоны целостность ансамбля обеспечивается законодательно закрепленными и зарегистрированными границами земель, занятых зданиями и архитектурными сооружениями ансамбля.
К факторам, оказывающим негативное влияние на объект, относятся строительство памятников и другие формы застройки в охранной зоне, что отрицательно сказывается на историческом облике Лавры, а также увеличение числа туристических и паломнических групп.
Подлинность
Сложная история Троице-Сергиевой Лавры с момента ее основания привела к многочисленным изменениям и перестройкам на протяжении столетий, вызванным войной, огнем, имперской поддержкой и спонсорством. Таким образом, ни одно здание не может считаться находящимся в своем первоначальном состоянии. Однако важность монастыря как символа русской духовной культурной самобытности привела к тому, что на его сохранение и восстановление было затрачено много времени и ресурсов. Таким образом, как ансамбль, который развивался с течением времени, он обладает собственной подлинностью.
Реставрационные работы 1920-х гг. были направлены на достижение определенного «стилевого единства», возвращение зданиям их облика XVIII века и ранее. Этот подход отличается от современных методов сохранения. Однако его необходимо рассматривать в историческом контексте изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, и в культурном контексте усилий по укреплению символического значения этого места для русского народа.
Реставрационные работы, проводимые с 1960-х годов под руководством архитектора Балдина, в целом соответствовали Венецианской хартии. Это включало в себя выявление и восстановление скрытых и скрытых элементов (особенно оригинальных сводчатых форм), что усилило целостность архитектурного выражения зданий. Также сохранились более поздние дополнения, сохраняющие особое значение. Реставрационные и консервационные работы, а также мониторинг, проводимый специалистами, обеспечивают дальнейшее сохранение аутентичности ансамбля.
Требования к охране и управлению
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры является объектом культурного наследия федерального значения и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 25. 06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (исторических и памятники культуры) народов Российской Федерации». Его государственную охрану и управление осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Департамент по контролю, надзору и лицензированию в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, на который возложены все методические и контрольные функции по реставрации, использованию. поддержка объектов культурного наследия и связанных с ними территорий. Статус объекта культурного наследия федерального значения обеспечивает высокий уровень правовой охраны.
На региональном уровне охрану и управление имуществом осуществляют Правительство Московской области, Министерство культуры Московской области. Муниципальный орган управления представлен Сергиево-Посадской городской управой. Указанные органы во взаимодействии с Русской Православной Церковью и всеми заинтересованными сторонами осуществляют деятельность по сохранению и развитию Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в соответствии с нормами и правилами.