Содержание
Как научиться рисовать с нуля поэтапно: видеоинструкция с советами экспертов
Тем, кто хочет научиться рисовать, бывает трудно понять, с чего начать самостоятельное обучение. В этой статье мы поэтапно разберем, что необходимо делать, чтобы научиться рисованию с нуля
Анастасия Наумова
Автор
Анастасия Столбова
Художник и преподаватель в онлайн-школе
скетчинга PROART
Анастасия Фетисова
Художник-преподаватель
Элеонора Таранова
Художник-анималист, лауреат международных конкурсов, преподаватель живописи
для начинающих
Анна Масленникова
Профессиональный художник-дизайнер,
основатель и руководитель онлайн-школы
Dahlia School
Если вы думаете, что научиться рисовать можно, только если наделен талантом и врожденным чувством композиции, вы ошибаетесь. Любой профессиональный художник скажет, что рисование – это навык, и его можно освоить и отточить. Но вот с чего начать тем, кто в детстве не ходил в художественную школу и имел «тройку» по ИЗО?
Любое обучение начинается с азов, проходит поэтапно и закрепляется практикой и тренировками. Рисование не исключение. Главное, чтобы присутствовали любопытство, желание и упорство. Если внутри горит огонь – все получится.
Вам понадобится:
- бумага (для начала подойдет обычная, для принтеров),
- простой карандаш средней жесткости,
- краски, маркеры, тушь
- книги (например, по анатомии, чтобы знать строение тела – это поможет правильно рисовать человека),
- графический планшет (если хотите рисовать на компьютере).
Поэтапная инструкция по обучению рисованию
Телега не может ехать без колес, а художник – рисовать без знания основ. Шаги, описанные ниже, являются базой. Учтите, что обучение каждому этапу может занять недели, месяцы или даже годы. Все зависит от того, сколько усилий вы приложите. Не стоит ожидать от себя шедевров на пятом, двадцатом или даже сотом занятии. Понизьте планку ваших ожиданий и получайте удовольствие от самого процесса.
Шаг 1: Рисуем простые формы
Главный принцип, пожалуй, един для всего на свете: от простого к сложному. Все состоит из форм. Даже самый сложный предмет. Поэтому начинать нужно именно с них. Но прежде чем рисовать объемные фигуры, нужно научиться рисовать то, что им «предшествует»: квадрат, окружность, треугольник.
Начните с круга. Попробуйте «усеять» весь лист кружочками разных размеров так, чтобы они не пересекались. С помощью этого упражнения рука станет более расслабленной. Она уже не будет столь напряженной, и линии будут появляться легко, как бы сами собой. Заодно избавитесь от так называемого страха перед чистым листом, который терзает многих новичков.
Круги не сразу будут ровными – это нормально. Через некоторое время координация рук и глаз улучшится, как и ваши круги.
Получается довольно хорошо? Значит, пора приступать к другим фигурам. Следующей может стать квадрат, потом треугольник и так далее.
Шаг 2: Добавляем объем
Когда линии станут более ровными, а фигуры – аккуратными, можно добавлять объем. Делается это с помощью штрихов (обязательно по форме). Так окружность превратится в шар, квадрат в куб, а треугольник в конус. Добавляя объем, не забывайте про то, из чего он состоит. Имеет значение каждая деталь: источник света, полутон, рефлекс, собственная и падающая тени.
Небольшой словарик:
Полутон – это своего рода переход из одного оттенка в другой, что-то среднее между ними.
Рефлексом (лат. reflexus – отражение) в живописи называют свет, отраженный с теневой стороны. Появляется он там от предметов, находящихся рядом. Например, рефлексом может стать отражение стола или стены, драпировки и другого объектов, которые умещаются на одном полотне.
Затенение можно практиковать и отдельно, просто штрихуя лист. Переходите от совсем светлых оттенков к более темным, почти черным, постепенно нажимая на карандаш все сильнее. Подобная растяжка цвета называется тональной шкалой. В будущем, когда дело дойдет до штриховки каких-нибудь предметов, на нее можно будет ориентироваться.
Шаг 3: Изучаем перспективу
Перспектива важна в любом рисунке, где есть предметы, которым вы хотите придать объем. Объект, расположенный ближе, кажется больше, а расположенный дальше – меньше. Звучит логично и вполне понятно, не так ли? Если вы понимаете этот принцип, значит понимаете и основной закон перспективы.
Теперь немного о точке схода. Чаще всего ее рассматривают на примере железной дороги. Мы знаем, что рельсы идут параллельно друг другу, а значит, никогда не пересекаются, но нам кажется, что они сходятся на уровне горизонта в одну точку. Эта точка и называется точкой схода, и она всегда располагается на линии горизонта. Главное, помнить, что горизонт – это линия в нашем воображении, и она зависит от положения смотрящего.
Рассмотрим на примере. Мы можем опуститься к самой земле, и тогда линия горизонта будет находиться низко, на уровне наших глаз. Если же встать в полный рост – линия горизонта также «переместится» на более высокий уровень. На высоте птичьего полета эта линия уходит еще дальше, открывая перед нами больший обзор.
Время практики. Положите на стол книгу и взгляните на нее с разных точек. Книга остается одной и той же, но выглядит по-разному. Удивительно, правда? Чтобы научиться изображать предметы верно, можно начать с простого: книга, спички, телевизор, шкатулка.
Если у вас есть стеклянная поверхность, положите небольшой предмет на нее и попробуйте зарисовать, смотря как бы снизу вверх. Такое упражнение отлично развивает пространственное мышление.
Шаг 4: Рисуем сложные формы (несколько в одном предмете)
Когда вы набьете руку, переходите к простым предметам: вазе, груше или и к тому, и к другому сразу (получится натюрморт). Если приглядеться к этим и многим другим вещам, вы обнаружите, что все они состоят из нескольких простых форм. Используйте все знания, что у вас уже есть. Анализируйте перспективу (если это требуется), делайте набросок, штрихуйте.
Рисуйте все, что вас окружает – от кружки с чаем до соседских котов.
Шаг 5: Рисуем живых существ и не только
Кстати, о котах… Животные, люди, здания и автомобили – даже такие сложные объекты состоят из простых форм. Конечно, разбирать их сложнее – это уже другой, более продвинутый уровень. На него стоит переходить после активной практики с вазами. Хотя… Наброски вам делать никто не запрещает. Чем больше, тем лучше.
Рисование движущихся объектов – это отдельная тема и настоящий вызов начинающим художникам. Тут не обойтись без частых и быстрых набросков. Их еще называют скетчами. И, скорее всего, они будут получаться у вас небрежными и порой даже оторванными от реальности. Не расстраивайтесь, это нормально. Сначала важно количество скетчей. Вот увидите, как позднее оно перерастет в качество.
Быть художником – значит быть наблюдателем. Зарисовки лучше делать с натуры. Выберитесь в кафе или парк и просто рисуйте людей, животных, все, что есть вокруг. Если такой возможности нет, рисуйте с фотографий. Но не увлекайтесь этим. В том смысле, что срисовывать тоже нужно вдумчиво. Не слепо копировать фотографию, а попытаться понять, почему здесь тень, а там блик и так далее.
Дополнительно изучайте анатомию, если хотите хорошо рисовать людей или животных.
Шаг 6: Рисуем пейзаж
Тут стоит сказать не только про пейзаж, но также про интерьер и экстерьер. Время совместить все детали, что вы уже рисовали по отдельности. Автомобили, люди, здания, животные и, конечно же, природа во всей ее красе. Рисуя общую картину, вы разовьете глазомер (умение определять расстояние на глаз, без дополнительных приборов) и чувство перспективы.
Для начала можете рисовать панорамы, например вид из окна. Сперва будет получаться как бы в общих чертах, но позднее работы станут более детализированными. Изучайте новые места, внимательнее смотрите по сторонам во время прогулок, будто видите все впервые. Пробуйте зарисовывать новые и необычные ракурсы.
Шаг 7: Пробуем разные материалы
Экспериментировать можно и нужно не только с тем, что рисуешь, но и с тем, чем рисуешь. Попробуйте делать наброски (или даже первые полноценные работы!) акварелью или гуашью, маркерами, пастелью и так далее. Возможно, новые материалы вдохновят вас. К тому же вы начнете активнее работать с цветом. Это тоже хорошо.
Конечно, художественные товары недешевы. Но пока вы учитесь и только пробуете что-то новое, необязательно покупать самые дорогие экземпляры. Вдруг не понравится? Начните с доступных инструментов средней ценовой категории.
Шаг 8: Рисуем из головы…
…и развиваем воображение.
Рисование с картинок и натуры хорошо прокачивает ваш навык. Но еще лучше, когда в голове есть идеи, которые хочется воплотить на листе. Вовсе необязательно пытаться нарисовать все именно из головы, можно опираться на подходящие изображения. Кто бы что ни говорил, референсы – это хорошо и даже отлично, если чего-то не знаешь. Даже крутые художники так делают.
Шаг 9: Определяемся с направлением и вырабатываем стиль
Попробуйте себя в разных жанрах: живопись, комиксы, портреты – пробуйте разное. Никогда не знаешь, понравится или нет, пока не попробуешь. Чередуйте обучение с рисованием того, что вас вдохновляет.
С практикой выработается ваш собственный стиль. Вы можете просматривать работы других иллюстраторов и художников и… Нет, не копировать, а анализировать, что именно вам нравится в их работах. Где-то интересное освещение, где-то сочетание цветов. Берите отовсюду понемногу и воплощайте это во что-то совершенно новое. Вдохновлять могут не только работы других художников, но книги, музыка, фильмы и многое другое.
Шаг 10: Практикуемся
На первый взгляд кажется, что рисовать, тем более реалистично, сложно. Да, конечно, это такой же труд, как и любой другой. Но всему можно обучиться, тем более сейчас, когда информация стала такой доступной. Главное – это изучить и понять основы. И не бояться ошибиться. Остальное придет с практикой и работой над ошибками
Популярные вопросы и ответы
Как научиться рисовать карандашом?
Анна Масленникова, профессиональный художник-дизайнер, основатель и руководитель онлайн-школы Dahlia School:
– Карандаш – это базовый инструмент любого рисовальщика. В первую очередь, с ним надо подружиться и изучить его основные особенности. Я бы обратила внимание на мягкость карандашей – для новичков самым оптимальным будет HB (карандаш средней мягкости). Для тренировок подойдет плотная бумага для черчения (ватман) – она терпеливо выдержит большое количество стираний.
Делайте карандашные зарисовки простых форм, затем соединяйте их в сложные композиции. Карандаш – это инструмент, который поможет вам раскрепоститься, прочувствовать объем и пространство в плоскости бумаги. Не бойтесь ошибиться. Наводите вытянутую руку с карандашом на предмет, который вы рисуете и пробуйте повторить в воздухе его линии и изгибы, чтобы затем перенести эти движения в виде рисунка на лист бумаги. Чаще практикуйтесь. Но обязательно делайте это с удовольствием.
Анастасия Столбова, художник и преподаватель в онлайн-школе скетчинга PROART:
– Для начала нужно попробовать карандаши разной мягкости, от 2H (H – это твердость) до 5B (B – это мягкость). Есть средний карандаш HB – он подойдет для ежедневных зарисовок или рисунков для дальнейшей работы в цвете. Твердые карандаши, как правило, блеклые, и художники используют их в работах на начальных этапах. Я отдаю предпочтение более мягким карандашам – нравится четкость линии и ее пластичность.
После того как вы прочувствовали различия карандашей и выбрали для себя наиболее оптимальный вариант, можно переходить к простым зарисовкам. Но спешить не стоит, ведь сначала мозгу нужно привыкнуть к рисованию. Чтобы дать ему понять, что сейчас начнется практика, возьмите чистый лист и от души порисуйте на нем. Простые линии, кружочки, спирали и штрихи. Так вы расслабите руку, и с реальными объектами работать будет проще.
Начните познавать азы рисования с простых фигур и форм: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида. У каждой из них есть своя схема построения. Не забывайте о линейной и воздушной перспективе.
После разбора построения можно переходить к штриховке и более насыщенным композициям, постепенно наращивая сложность. Например, в академическом рисунке после твердых гипсовых фигур чаще всего идет рисунок ткани (драпировка), где нужно работать уже более пластично, затем натюрморт, а потом уже в принципе все, что угодно.
Самое сложное в рисунке после построения – это светотени, обычно им уделяется большая часть обучения. На протяжении всех занятий по рисунку, от азов и до хорошего уровня, мы ищем оптимальную частоту штриховки, насыщенность, учимся передавать глубину и постепенно приходим к отличным результатам.
Анастасия Фетисова, художник-преподаватель:
– Взять карандаш, бумагу и ластик… и начать рисовать! Чем больше, тем лучше. Банальный, но реально работающий совет.
Весь процесс рисования состоит из нескольких простых шагов. Я советую двигаться с самых больших и простых частей к более мелким деталям. Продумать композицию, если рисуется одно большое полотно. А еще использовать разные техники рисования. Никогда не знаешь, что тебе больше нравится, пока не попробуешь. Экспериментировать – это всегда хорошо!
Отдельно хочу рассказать про штриховку. Карандаши – это простой и интересный инструмент. Именно благодаря штриховке и линиям получается передавать разные формы. Например, маленькие короткие штрихи в одном направлении – одно восприятие. Маленькие стежки в хаотичном направлении – другая мысль. Плавные и длинные линии – совершенно иное восприятие.
Если вдруг есть ощущение, что не получается передать то, что хочется – обратитесь к друзьям или художникам и попросите помощи или дельной критики. Также можете изучить соответствующую литературу. Например, если хочется рисовать человека, то нужно изучить анатомию и строение тела.
Как научиться рисовать кистью?
Анастасия Столбова:
– Здесь то же, что и с карандашом, – все начинается с азов. Сначала рисуем простые объекты и изучаем цветовой круг. В живописи обязательно необходимо знать, как цвета сочетаются между собой.
Первые этапы обучения – это натюрморты. Многие часто недооценивают их рисование, но, чтобы получить базовый навык, делать это нужно. Я никогда не ограничиваю своих учеников после того, как они усвоили базу, понимая, что не каждый готов нарисовать 10 натюрмортов, поэтому стараюсь давать разнообразные задания. Например, наносить мазки можно научиться через рисование животных или пейзаж.
Рисование кистью, если мы берем создание картины без карандаша, довольно непростое занятие. Здесь нужен хороший глазомер и большой опыт рисования в целом. Многие художники пишут свое произведение сразу, от пятна, не прорисовывая каждую маленькую деталь, а закладывая картину в целом. Если вы хотите поработать таким способом, вам нужно расфокусировать зрение, чтобы смотреть на объект изображения как через мутное стекло. Тогда вы увидите основные пятна цвета и тона, а после сможете перенести их на холст без подробностей и уточнить уже на следующем этапе.
С красками в принципе работать сложнее, чем с карандашом из-за того, что тут нужно дополнительно изучать цвет и свет и то, как они могут меняться. Однако это не только трудоемкий, но и увлекательный процесс.
Анна Масленникова:
– Лучше задуматься не о том, как научиться рисовать кистью, а о том, какую технику живописи выбрать. Новички как правило выбирают между акварелью, маслом и акрилом – соответственно, и способы работы кистью с разными красками будут отличаться.
Акварелью писать сложно, но лучше начать свое знакомство с живописью именно с нее. Я бы рекомендовала сразу купить хорошую художественную акварель, кисти из натурального ворса (колоно́к, белка) и качественную акварельную бумагу. Тогда для вас как для новичка все сложится максимально хорошо, так как одна из ошибок начинающих живописцев заключается в невероятной экономии на материалах на старте. Некачественные материалы могут настолько испортить ощущение от процесса, что вы решите, что это не ваше и что это сложно. И ваше путешествие в мир живописи закончится, так и не начавшись.
В освоении работы с кистью и красками важен момент наблюдения со стороны за кем-то, кто пишет кистью, работает с красками и бумагой. Во время самостоятельного обучения однозначно рекомендую смотреть видеоуроки. Можно начать с роликов на YouTube или же сразу записаться на онлайн-курсы по живописи для новичков. Печатные пособия с пошаговыми пояснениями вряд ли помогут тем, кто никогда ранее не пробовал рисовать красками и кистями. Здесь важно увидеть процесс своими глазами. Если вы новичок и просто прочитаете формулировку «не дайте успеть высохнуть стекающим каплям предыдущего слоя краски для того, чтобы продолжить создавать плавный градиент», то, по моему опыту преподавателя, ваше воображение может выдать самые разные трактовки услышанного. А если вы увидите этот процесс в исполнении опытного художника собственными глазами, то описанный выше прием вы поймете однозначно верно. Поэтому в работе с кистями и красками ваш главный помощник – это обучающие видео!
Анастасия Фетисова:
– Да, писать красками – это немного другая история. Тут все зависит от краски, которой пишут картину. К каждой краске и к каждой кисточке надо привыкнуть и научиться ею писать. Например, мне очень нравится писать маслом и акварелью, а вот акрилом для меня писать сложно.
Изучите цветовой круг, то, как цвета сочетаются между собой, и как этим пользоваться. Обратите внимание на то, как цвета влияют на восприятие картины. Чтобы изображение не было плоским, обрело объем и фактурность, научитесь работать со светом и тенью.
Выделите пару чистых листов перед работой, чтобы привыкнуть к кисточкам и краскам, и экспериментируйте, не боясь. Посмотрите, как ложится краска от разных кисточек, как быстро она сохнет, и что будет, если смешивать краски именно на холсте. Позднее, когда увидите результат, будет проще перекладывать это восприятие на картину.
Техническая сторона порой имеет важное значение. Некоторые краски, как акварель и масло, требуют особого подхода – нужно понимать, как ими писать. Если не знать, что акварель любит воду и специальную бумагу, можно подумать, что проблема в стиле написания или в самом художнике, хотя на самом деле единственная проблема будет заключаться в качестве инструментов. Или, например, тягучее масло на кисточке не будет плавно ложиться на холст, если не добавить разбавителя. Чтобы не допускать таких ошибок, побеседуйте с разными художниками или посмотрите, прочитайте обучающие материалы. И да, некоторые художники с радостью делятся своими знаниями и опытом, рассказывая, как именно они пишут. Бесценная информация.
Я уже говорила про практику, но скажу еще раз. Важно не просто изучать информацию, а «отрабатывать» ее. Не бойтесь пробовать новое и экспериментировать. Именно благодаря этому навык рисования и развивается.
Читайте также
Как научить ребенка рисовать
Взмах кисточки в руках малыша — и на листе появляется настоящее чудо… Как развить талант и научить ребенка рисовать в домашних условиях без посещения кружка? Разбираемся вместе с экспертами
Подробнее |
Можно ли научиться рисовать за 30 дней?
Анастасия Столбова:
– Смотря какой уровень подразумевать. Научиться именно первичным навыкам вполне можно за 1-2 месяца. Понятное дело, что до профессионала будет далеко, но развиваться дальше будет однозначно намного проще.
За месяц, если тратить около двух часов в день, можно достигнуть неплохих результатов: научиться построению, штриховке, смешиванию цветов, а также нарисовать простой натюрморт, попробовать себя в различных жанрах и даже затронуть рисование портрета.
Анна Масленникова:
– За 30 дней вы вряд ли станете профессиональным художником и научитесь рисовать вообще абсолютно все. Но на протяжении месяца регулярных занятий и практики вы сможете освоить основные приемы отрисовки объектов по выбранной вами узкой теме, а также прочувствовать зачатки собственного стиля рисования. Например, решив освоить фуд-иллюстрацию, эскиз для декораторов или фешн-скетчинг, за 30 дней вы сможете получить хороший рабочий навык рисования, который в дальнейшем будете постоянно развивать. Тридцати дней вам также хватит для того, чтобы понять, нравится вам выбранное направление или нет.
Анастасия Фетисова:
– Все, что мы можем себе представить, возможно. Все зависит от желания, цели и упорства. И от постоянной практики.
Скажу простую и банальную вещь, но самое главное – это рисовать чаще. Почему это важно? Так вы оттачиваете технику и набиваете руку, приобретая опыт.
Рисование – это навык. Тут как с мышцами: начинаешь качаться с малых весов, постепенно увеличивая нагрузку. Если сразу взять 250 кг – без подготовки не поднимешь. С рисованием та же история – сразу написать шедевр в любом случае не получится.
Прекрасный способ научиться рисовать – изучать уже созданные работы. Вырабатывать так называемую «насмотренность» и развивать интуицию. Так вы быстрее поймете, к чему стремиться, что нравится, а что нет. Иногда, когда у человека хорошая насмотренность, он может автоматически делать все красиво, даже не задумываясь.
Еще насмотренность можно натренировать не только с помощью изучения работ, но и их копирования, повторения. Но! Тут важно не попасть в ловушку «ожидание/реальность». Это когда ты сравниваешь себя с великими мастерами и разочаровываешься в своих работах. Никогда не сравнивайте себя с другими. Сравнивайте себя с самим собой в начале пути. Только этот рост имеет значение.
Элеонора Таранова, художник-анималист, лауреат международных конкурсов, преподаватель живописи для начинающих:
– Я не стала художником за 30 дней, но, думаю, что это вполне возможно, если уделять живописи по 8-10 часов в сутки ежедневно. Но тогда неизбежно возникает проблема выгорания и потеря «аппетита».
Я выбрала для себя щадящий режим, в котором работаю последние 4 года – 2-4 часа в день за мольбертом, не больше. Иначе устаешь и теряется интерес. Потеря интереса влечет за собой большие перерывы в работе, из-за которых постепенно теряются навыки. А это уже серьезно. Потому что навыки в искусстве живописи и графике играют основную роль. Ваша рука должна тренироваться делать штрихи кисточкой, мастихином или карандашом, как рука подающего волейболиста. Эти движения тренируются, и с опытом перестаешь их контролировать. Не задумываясь давишь на карандаш, делая штрихи, берешь краски, чтобы смешать цвета…
Кроме того, нужна тренировка глазомера художника. Неопытный художник потратит уйму времени на то, чтобы определить, где будет находиться предмет на полотне, как его разместить, в каком ракурсе, как построить перспективу. Опытный художник делает это за считаные минуты.
Поэтому, если вы хотите научиться рисованию или живописи за короткий промежуток времени, трудитесь ежедневно, но в то же время не перегружайте себя. Дозируйте количество времени и переключайтесь на другой вид деятельности. И смотрите. Смотрите постоянно репродукции, картины в галереях, передачи про художников и видеоуроки – все, что сможете встретить на своем пути в искусство. «Ведь можно родиться Моцартом, но никогда им не стать» (Т. Черниговская).
Можно ли научиться рисовать, если нет таланта?
Анастасия Столбова:
– Один из часто задаваемых вопросов от учеников или от людей, которые хотят научиться рисовать – это: «А что, если у меня не получится, если я бездарь и совершенно не имею предрасположенности к этому?»
Я отвечаю так: «Нет таланта, нет предрасположенности, есть работа над собой и своим навыком. И это не только про художественную сферу. Научиться может кто угодно, даже с нуля и в любом возрасте, даже если никогда не брали в руки карандаш, а ровный круг был чем-то из разряда фантастики.
Думаете, что я талантлива? Вы ошибаетесь. За моим «талантом» стоит не один десяток законченных скетчбуков, не одна сотня изрисованных листов и сточенных карандашей. У меня было только одно возможное преимущество – мне нравилось рисовать, и я продолжала раз за разом, делая и исправляя ошибки.
Я никогда ранее не рисовал(-а). У меня получится?
Анна Масленникова:
– По моему опыту, получается у всех, кто вдруг решил поучиться рисовать с нуля, не имея ни малейшего представления о том, как и что делать. Просто у всех путь до первого хорошего результата может быть разным, в том числе по времени. Получается у всех, кто действительно хочет научиться и кто любые сложности воспринимает как процесс развития, как этапы работы над своими навыками, кто не останавливается сразу же, если не получает быстрый результат. Чтобы снизить уровень стресса от процесса (а он обязательно будет, так как вам захочется, чтобы у вас получалось все, сразу и быстро), нужно выбрать для себя тематику рисования, которая вам нравится. Это может быть что угодно: котики, пирожные, натюрморты, интерьерный скетчинг. Выбор зависит только от вас. Благодаря приятным глазу объектам вы избавитесь от любой боязни и неуверенности в собственных силах, подружитесь с базовыми инструментами и материалами начинающего художника, а также научитесь работать с композицией и пространством.
Хочу научиться рисовать, но не знаю, с чего начать.
Анна Масленникова:
– Если вы задались целью научиться рисовать, то нужно сразу ответить себе на вопрос, насколько основательно вы хотите за это взяться. Можно выбрать два разных пути. Можно освоить академический рисунок. А можно просто научиться рисовать просто для себя или для решения каких-то бытовых или околопрофессиональных вопросов.
Если вы хотите стать профессиональным художником, то я бы рекомендовала заручиться помощью и поддержкой опытных преподавателей. Можно брать частные уроки или пройти обучение академическому рисунку на курсах в художественной студии. В зависимости от ваших целей вы можете пройти долгий путь от новичка до человека, чьи навыки рисования приближены к уровню выпускника художественного вуза. Если вы хотите серьезно связать свою жизнь с творческой специальностью (дизайнер, иллюстратор, декоратор), то освоение навыка академического рисунка должно быть для вас обязательным жизненным этапом на пути профессионального развития. Если же вы хотите раскрыться в рисунке и живописи с точки зрения хобби или получить навык для того, чтобы он каким-то образом помогал вам в вашей основной деятельности, можно выбрать узкоспециализированные направления в рисунке, скетчинге и иллюстрировании и обучаться самостоятельно с помощью видеоуроков на YouTube, специализированных онлайн-курсов или и вовсе по наитию, заполняя свой блокнот для зарисовок тем, что вам просто нравится.
Читайте также
Профессия художник
По словам британского писателя и поэта Лоренса Даррелла, только художники являются людьми, способными повелеть чему-то произойти, потому общество может быть основано на них. Сегодня поговорим о профессии художник
Подробнее |
Фото на обложке: shutterstock.com
А вы умеете рисовать? Как учились? Поделитесь в комментариях:
Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda
Карандаш. С чего начать — Научиться рисовать
В опросе победил карандаш и я с удовольствием начинаю цикл статей в его честь 🙂
Карандаш — это, пожалуй, самый распространенный, доступный и многофункциональный материал для художника. Карандашами можно делать и наброски, и зарисовки, и полноценные законченные картины.
Карандаш предоставляет возможность художнику работать разной толщиной линии, варьировать тон, изменять характер штриха, передавать объем, характер и фактуру предметов, все зависит лишь от знаний, навыков и мастерства человека, в руках которого оказывается этот материал. А еще его всегда легко взять с собой.
В общем, лично я карандаши нежно люблю и регулярно использую. Однако, есть несколько важных моментов, которые следует знать, когда начинаешь рисовать карандашом, о них и будет эта статья.
Твердость карандашей
Карандаши бывают разной мягкости (твердости). И это нужно учитывать в работе. Это не значит, что у вас обязательно должна быть вся линейка от 9Н до 9В, по моему опыту можно прекрасно обойтись 3-4 карандашами, а иногда и одного достаточно. Важно лишь понимать, какой тоновой диапазон способен дать имеющийся в наличии набор.
9Н — это самый твердый, а значит и самый светлый тон, HB — средний, 9В — самый темный тон.
Например, в моем активном наборе присутствуют следующие карандаши: Н/HВ, 2В, 3В/4В, 6В и 8В. И этого более чем достаточно практически для любого карандашного рисунка.
Однако, карандаши по-разному ложатся на разную бумагу и тон может значительно видоизменяться в зависимости от того, на чем делается рисунок. К тому же тон можно регулировать силой нажима и видом штриха. Поэтому перед работой всегда имеет смысл свои карандаши протестировать именно на том материале, на котором будет выполняться рисунок, чтобы заранее представлять себе на что они способны.
Виды карандашей
- Офисный, он же школьный. Этот вид карандаша неизменно присутствует в любом канцелярском магазине, подходит для набросков, однако, нет вариантов разной твердости и для художественных работ практически не используется.
- Художественный карандаш. Такие карандаши уже имеют диапазон твердости. У большинства производителей можно найти карандаши от 9Н до 9В. Они лучше по качеству, подходят как для набросков, так и для зарисовок и длительных этюдов. Их при необходимости можно докупить поштучно.
- Механический карандаш. Существуют механические карандаши с разной толщиной грифеля, самые распространенные это 0,5-0,7 мм, но могут быть механические карандаши и с толстым грифелем 5-6 мм. Грифели для механических карандашей могут быть разной мягкости. Как правило, это НВ/2B.
- Плотницкий карандаш. Это широкий плоский карандаш в деревянной прямоугольной оболочке. Он был создан для столярных работ, но полюбился и многим художникам, поскольку позволяет наносить тон широкими мазками, а также дает хорошую вариативность линии.
- Акварельный карандаш. Этот карандаш дает возможность размывать нанесенные штрихи водой. Например, вот так
- Графитный карандаш без деревянной оболочки. Такие карандаши могут иметь форму круглого и граненого карандаша с защитным покрытием на грифеле, или форму прямоугольного брусочка. Очень хорошо набирают тон, дают вариативную линию, можно сделать любой кончик.
- Угольный карандаш. Уголь очень пластичен, его можно смешивать, наносить пальцами, тканью, накладывать как жирными мазками, так и едва заметными, четкими штрихами, или равномерным тоном. Поэтому уголь так любим и часто используется художниками. Выпускается он в разных вариантах: в виде карандаша, брусочков, палочек, в прессованном виде с добавлением углерода и т.д.
Что касается производителей, то у меня сейчас самые ходовые карандаши марок Koh-i-noor и Faber Castell. Учитывая их распространенность, доступность и хорошую репутацию, можно начать именно с них.
Как точить карандаш
Правильно точить карандаш очень важно. Вы должны отбросить все дела, отключить гаджеты, запереть дверь и не выходить из дома, пока не научитесь точить карандаши так, как показано на рисунке слева, иначе шансов стать художником у вас никаких! Шучу-шучу, все не так драматично 🙂
Существует 2 основных вида заточки карандашей:
- Классическая заточка карандаша конусом
- Заточка карандаша «лопаточкой»
И все они делаются не точилкой, а резаком. Поэтому первое, что стоит сделать, вознамерившись научиться рисовать карандашом, это убрать подальше точилки и взять в руки резак или канцелярский нож. Видео в ютубе на эту тему масса, но важно понимать зачем это делается.
Правильно заточенным карандашом можно рисовать линии разной толщины, это раз, можно равномерно и быстро набирать тон боковой стороной грифеля — это два, можно создавать разнообразные фактуры и сложные штрихи — это три.
Способы держать карандаш
Для того, чтобы использовать максимальные технические возможности карандаша, художники предпочитают держать его определенным образом.
Существуют 2 основных варианта держать карандаш:
- Карандаш удерживается 3 пальцами: большим, указательным и средним (рис. а).
- Карандаш держится всеми пальцами, как шпага (рис. б).
Рекомендуется держать карандаш достаточно далеко от заточенного конца, чтобы не заслонять от себя рисунок. Помимо этого такое положение позволяет работать более широко, экономя усилия руки.
Во время работы карандаш держится в основном на весу, что улучшает маневренность руки и позволяет рисунку не затираться.
Если нужен легкий упор на поверхность листа, то это делается на кончики безымянного пальца или мизинца (рис. в) либо на конец мизинца (рис. г).
Карандаш в руке должен быть в постоянном движении и при смене направления штриха, выявляющего форму, меняет свое положение и карандаш. Не желательно сильно сгибать руку в локте, когда рука вытянута рисовать гораздо удобнее.
Рисовать в таком положении нужно за мольбертом, когда плоскость на которой ведется работа расположена так, что луч зрения падает на нее под прямым углом, это дает возможность видеть свой рисунок без перспективного искажения.
В случае рисования в скетчбуке, за столом, в походных условиях все эти условия соблюсти сложнее и приходится идти на компромиссы, однако, поставленной рукой это делать будет гораздо проще и удобнее.
Техники рисования карандашом
Основные техники рисования:
- штриховка
- тушевка
- растушёвка
Для рисования карандашом используются штриховка и тушевка.
Растушевка иногда применяется в работе с мягкими материалами, такими как уголь, пастель, сангина и сепия. В работе карандашом растушёвка не используется (во всяком случае для начинающих художников ее использование нежелательно).
Штриховка
Штриховка — это нанесение отрывистых коротких линий (они же штрихи), расположенных на небольших интервалах, в определенной последовательности.
Последовательность эта может сильно отличаться.
Классический всем известный штрих сеточка получается нанесением нескольких слоев перекрестной штриховки, где каждый последующий слой параллельных штрихов ложится на предыдущий под небольшим углом, который может варьироваться, но не больше 45 градусов. Сила тона в данном случае зависит от мягкости карандаша, силы нажима и количества слоев.
Вообще, о штриховке можно говорить долго, поэтому чуть позже напишу отдельную статью с примерами и нюансами.
Тушевка
Тушевка предполагает равномерное нанесение тона, не отрывая карандаш от бумаги.
Этот технический прием используется для обработки только относительно небольших участков рисунка, либо для придания равномерности тону, набранному штрихом. Тушевка дает возможность сделать переходы более плавными, а рисунок более материальным.
Например, целесообразно применять тушевку в рисовании простых бытовых предметов мелкой формы.
Часто 2 этих технических приема (штриховка и тушевка) комбинируются в рисунке.
!Важно. Не путать тушевку и растушевку. Там где идет размазывание карандашного слоя, используются пальцы и специальные приспособления — это растушёвка! И этого в рисунке карандашом следует избегать! Тушевка же никогда не размазывается, а просто равномерно наносится на бумагу.
Бумага
Важное значение имеет не только то, чем мы рисуем, но и то на какой поверхности ведется работа. Фактура, цвет, плотность и другие свойства бумаги также имеют большое значение.
Наиболее распространенный вариант — это чертежная бумага. В целом это неплохой, недорогой вариант бумаги, который легко найти в любом магазине. Из этой категории мне больше всего нравится гознаковская бумага с оранжевой буквой Ч на обложке, ее же рекомендовало несколько художников в своих уроках.
Но есть и масса других вариантов, которые могут раскрыть материал по-новому. Например, пейзажи карандашом, я рисовала на желтоватой, фактурной бумаге из сонетовского скетчбука. И мне она понравилась, единственное неудобство — это то что листы склеены в скетчбуке так, что рисовать комфортно можно только на первых страницах, дальше пришлось листы срезать канцелярским ножом.
Также я рисовала (и рисую) в скетчбуках Daley Rowney, Fabriano, Talens art creation, Strathmore, крафте и на обычной офисной бумаге. И благодаря этому у меня сложились личные предпочтения, приемы и понимание того, как карандаш по-разному может раскрыться на разных материалах.
Это большой отдельный разговор, скажу только, что на данный момент для набросков и зарисовок у меня выбилось в лидеры 2 вида бумаги: гладкая бумага в прошитых скетчбуках Talens art creation и фактурная бумага fabriano sketch. На последней сейчас рисую больше всего и рисунки слева и заглавный к статье сделаны как раз на ней. Однако, у обоих моих фаворитов довольно тонкие листы, это раз, а второе, бумага желтоватая, желтее, чем чертежная, что не всегда хорошо. Поэтому буду пробовать и другие варианты.
Дополнительные материалы
Бумажный скотч для закрепления листа на планшете или мольберте. Либо кнопки , либо держатели.
Стирки. Помимо обычных стирательных резинок (мягких и жестких), о которых все знают, есть и менее известные, но не менее полезные и нужные варианты. Такие как клячка и стирка-карандаш. Я рисуя часто пользуюсь именно ими.
Канцелярский нож или резак. Для правильной заточки карандашей.
Наждачная бумага. Для шлифовки стержня грифеля и придания ей фактурности.
Резюмируя
С чего начать обучение рисованию карандашом.
- Купить несколько карандашей разной мягкости. Например, H, 2В, 4В, 6В
- Правильно заточить эти карандаши, как описано в статье
- Подобрать бумагу, легче всего начать с чертежной гознака с оранжевой буквой Ч.
- Сделать тоновую растяжку своими карандашами на выбранной бумаге в 2 вариантах: тушевкой и штриховкой.
- Протестировать возможности карандаша рисуя линии разной толщины, фактуры, тонируя бумагу боковой стороной грифеля, то есть сильно наклоняя карандаш к поверхности бумаги. Заодно потренироваться правильно держать карандаш в руке. Для этого имеет смысл сделать упражнения для рисования карандашом.
- Сделать несколько рисунков-упражнений на тушевку и штриховку. Например, равномерно или с разряжением заполняя простейшие фигуры тоном (круг, квадрат, конус, цилиндр).
- Попробовать нарисовать мелкий бытовой предмет с натуры в 2-х вариантах: при помощи тушевки и при помощи штриховки по форме. Освещение для постановки желательно сделать боковое от одного источника света. Например, это могут быть фрукты, овощи, посуда, предметы для рукоделия: пуговицы, нитки, ножнички, наперстки и т д.
- Проанализировать рисунок по разным направлениям: тон, линия, пропорции, композиция, перспектива, владение техникой. Составить на основе анализа свой план обучения рисованию. Начать собирать учебный материал по требующим развития темам: книги, видео-уроки, примеры рисунков художников для копирования и анализа.
- С удовольствием продолжать рисовать 🙂
Книги по теме
- Акварельная живопись. Часть 1. Начальный рисунок. Сергей Андрияка
- Рисунок в средней художественной школе. А. Барщ
- Академическое обучение изобразительному искусству. В.С. Шаров
- Полный курс рисования. Баррингтон Барбер
- Рисуем пейзаж. Уильям Ф. Пауэлл
- Деревья шаг за шагом. Стенли Молцмен.
- Забавы с карандашом. Эндрю Лумис
Нравится блог? Поддержи меня на Patreon!
Руководство для начинающих по рисованию карандашом
Автор: Джесси Олесон Мур в разделе Art Blog.
Рисование карандашом — это форма искусства, которой можно заниматься в любом возрасте. Для этого требуется очень мало расходных материалов и — честное слово! — научиться не сложно. На самом деле, если вы умеете держать карандаш и пользоваться им (проверьте!), у вас уже есть базовые навыки работы с графитом, необходимые для работы с этим универсальным материалом. Наше руководство для начинающих по рисованию карандашом может помочь вам в остальном.
Скептически? Попробуйте краткое руководство по рисованию эскизов ниже. Вы будете поражены тем, как легко сделать свой первый карандашный рисунок простого объекта. И как только вы освоите эти основы, у вас появятся навыки (и уверенность), чтобы перейти к более сложным предметам. Приготовьтесь оставить свой след!
Что вам нужно
Есть несколько инструментов, которые вам понадобятся, чтобы начать рисовать эскизы.
Карандаши
Дэвид Пеннингтон/Unsplash
Понятно! Но в мире искусства есть из чего выбирать, кроме стандартного №2. Карандаши оцениваются как по цифре, так и по букве, где «H» — твердый, а «B» — мягче (или чернее). В каждой буквенной категории есть числа, обозначающие степени твердости или мягкости; чем выше число, тем мягче карандаш.
Запутался? Это нормально! Вам не нужно точно знать, какая буква/цифра вам нужна или даже что вы будете рисовать, чтобы купить карандаши. Просто возьмите различные карандаши H и B (даже модные модели не обойдутся вам слишком дорого), и вы будете обеспечены.
Как насчет механических карандашей? Да, они могут быть великолепны. Они никогда не требуют заточки и отлично подходят для работы с линиями, штриховкой и перекрестной штриховкой. Однако они не так хороши, как обычные карандаши для мягкого затенения. Если вы серьезно относитесь к рисованию карандашом, было бы неплохо выяснить, какие типы наконечника (более толстые? более тонкие?) и твердость графита вам нравятся, а затем сделать шаг к покупке высококачественного механического карандаша.
Точилка для карандашей
Вам понадобится хороший. Отличный выбор для начинающих — ручная точилка для карандашей с двумя отверстиями. Каждая из них заточит карандаш под свой тип наконечника, так что это даст вам много возможностей для рисования.
Ластик
Picsfive/Getty Images/iStockphoto
Ластики предназначены не только для исправления и подчистки. Они также могут использоваться для затенения и специальных эффектов. Даже если на конце вашего карандаша есть ластик, он быстро изнашивается. Мягкий ластик или «большой розовый» ластик (как ластик на конце карандаша, но большего размера) — отличный и недорогой выбор.
Бумага
Если вы только начинаете рисовать карандашом, вы, вероятно, не захотите с самого начала использовать дорогую бумагу. Вы захотите инвестировать в два типа бумаги: бумага для эскизов, которая дешева и идеально подходит для проверки идей и уточнения методов; и более качественная архивная бумага для рисования, которая толще и имеет нежный «зуб», который идеально подходит для графита, когда вы будете готовы работать над финальной частью. Вы даже можете перенести наброски, которые хотели бы превратить в готовые изделия, на хорошую бумагу, используя копировальную бумагу.
Рисование карандашом в четыре простых шага
Применяйте основы этого руководства во всех своих начинаниях рисования.
1. Выберите эталонное изображение
Если вы только начинаете, фотография — отличный выбор для справки, потому что она не будет двигаться или меняться во время работы. Используйте что-то простое, например, цветок или простой предмет. В этом примере мы будем использовать пончик.
2. Сделайте контур
Нарисуйте основную форму вашего объекта, но не беспокойтесь о реалистичности. Можно позволить себе некоторые вольности.
3. Добавление тонов и текстур
Когда вы будете довольны своим базовым наброском, вы можете начать заполнять и улучшать свой рисунок. Оцените свое эталонное изображение на наличие различных текстур, которые можно передать в вашем рисунке. В случае с пончиком часть «торта» имеет слегка неровную текстуру. Вы можете начать с заполнения этой области небольшими легкими круговыми движениями (известными как карабканье).
Чтобы добавить немного четкости, затемните штриховки по краям или добавьте штриховку (линейные линии) или перекрестную штриховку (перекрещивающиеся линии) к частям радиуса пончика, которые соответствуют более темным частям эталонного изображения.
4. Уточните свой рисунок
Усовершенствуйте свой рисунок, используя различные карандашные пометки, чтобы затенять и выделять определенные области. Использование различных тонов придаст цвет даже черно-белому изображению. Начните медленно (вы всегда можете сделать изображение темнее, но сделать его светлее труднее) и время от времени останавливайтесь, чтобы посмотреть на свое изображение с расстояния. Это поможет вам определить, какие области нуждаются в большем затенении.
С этого момента вы можете продвинуть рисунок так далеко, как вам хочется, превращая его в очень детализированную работу или оставляя его более свободным. Следуйте своей интуиции и сделайте рисунок своим!
Фото через Unicorn Love, если не указано иное
Узнать больше
Получите больше полезных советов от профессионала и выполните четыре проекта шаг за шагом в нашей библиотеке для начинающих: Учитесь рисовать.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Теги: искусство, начинающий, рисовать, натюрморт
Я хочу рисовать, но не знаю, с чего начать — Моника Загробельна
Для тех, кто хочет научиться рисовать, существует множество руководств для начинающих. Но у них как бы нет порядка — один учит перспективе, другой — теории цвета, один — анатомии, третий — физике света. И самое ужасное, что каждый из них как бы требует знаний от других! Так с чего же начать?
Чтобы решить эту проблему, мы можем сначала взглянуть на определение рисования. Разные словари определяют его по-разному, но для наших целей воспользуемся вот этим:
Рисунок — отображение визуальной стороны реальности линиями.
Итак, есть две части этого определения: визуальная сторона реальности и создание линий. Первое касается понимания, а второе — действия, поэтому мы будем называть их теорией и практикой. Эти две части также можно разделить на более мелкие части.
Эти мелкие детали легче освоить, чем навык рисования в целом. Итак, в этой статье я покажу вам эти части — это будут основы, о которых все говорят. Я также покажу вам предлагаемый порядок их изучения, однако, как вы вскоре заметите, некоторые из них можно пропустить в зависимости от ваших потребностей.
Имейте в виду, что это руководство не предназначено для того, чтобы научить вас всем этим основам — моя цель — только показать вам направление, названия вещей, которые вам нужно изучить, чтобы научиться рисовать. Тем не менее, я сделаю все возможное, чтобы объяснить основы теоретических концепций и порекомендую несколько руководств или упражнений для практической части.
Линии [Практика]
Я немного солгал вам, когда давал вам определение рисунка. Правда в том, что вы можете рисовать линии, которые вообще ничего не представляют, и это само по себе умение. Прежде чем научиться изображать визуальную сторону реальности, лучше всего ознакомиться с линией в чисто геометрическом смысле.
Это одна из немногих вещей в рисовании, которую можно «просто попрактиковать». Вам не нужны учебники для этого, вы можете просто рисовать то, что вы чувствуете. И пока вы не пытаетесь изобразить что-то реальное, в этих упражнениях невозможно потерпеть неудачу.
Каждый инструмент для рисования работает немного по-своему, поэтому, даже если у вас есть опыт рисования карандашом, вы должны вернуться к этому первому шагу, когда впервые пробуете рисовать углем.
Итак, ваша единственная задача здесь — нарисовать что-то, что ничего не значит. Поэкспериментируйте со своим инструментом, посмотрите, на что он способен, какие типы линий, насколько они большие, насколько темные. Узнайте, как удобно держать его, как создавать конические или пунктирные линии или линии переменной яркости. По сути, делайте все, что вы можете придумать, чтобы узнать все об использовании этого инструмента.
Но если вы не чувствуете себя особенно творчески в придумывании упражнений для себя, вы можете попробовать мои предложения:
Оригинал SketchBook: Как рисовать из воображения, часть 1
Целью моего предыдущего длинного вступления было дать вам понять задача рисования из воображения. Мы можем прекрасно рисовать символы,…
Пропорции [Практика]
Давайте ненадолго задержимся в этом абстрактном геометрическом пространстве. Линии обладают определенными свойствами — у них есть длина и угол. Вы можете нарисовать оба наугад, не задумываясь, а можете нарисовать их намеренно. А навык рисования зависит от преднамеренности.
Чтобы намеренно рисовать длины и углы, сначала нужно понять, что они относительны — их можно увидеть в сравнении. Даже если вы нарисуете только одну линию, ваш мозг сравнит ее длину и угол с краями бумаги. Например, линия, равная небольшой доле ширины листа, будет восприниматься как короткая, а линия, параллельная одному из краев, — как прямая.
Такое же отношение появится, когда вы добавите еще одну строку. Мы называем это отношение пропорцией. Чтобы что-то скопировать, нужно скопировать его пропорции. Таким образом, этот навык состоит из двух поднавыков: распознавания пропорций и их рисования.
Не рассчитывайте на свою удачу — измерьте пропорции и скопируйте их, чтобы ваш рисунок выглядел хорошо.
Вы можете практиковать этот навык и без обучения. Просто нарисуйте что-нибудь бессмысленное, а затем попытайтесь распознать пропорции и воссоздать их. Вот подсказка: мы хорошо распознаем дроби, такие как 1/2 и 1/3, поэтому вы можете использовать их в своих интересах. Вы также можете ознакомиться с приемами, описанными в моих руководствах:
Как исправить пропорции в вашем рисунке
Допустим, вы рисуете что-то по образцу фотографии и видите, что что-то не так — вы не уверены, что именно , но ваш рисунок отличается от эталона. В этом…
Рисунок 101: Как рисовать пропорции
Пропорции, вероятно, самый важный элемент реалистичного рисунка. Неважно, сколько времени вы потратите на свою работу, если вы испортите пропорции…
Края [Теория]
Края создаются контрастом: когда светлая область встречается с темной, между ними появляется линия. Наш мозг использует такие линии для быстрого распознавания объектов — комбинацию линий, контур можно сохранить как «дерево» или «лев».
Несмотря на то, что темно-серая форма кажется состоящей из нескольких кругов, отсутствие контраста превращает их в единую форму.
Чтобы уметь рисовать, в первую очередь нужно научиться видеть визуальную грань. Распространенная проблема новичков заключается в том, что они рисуют то, что знают, а не то, что видят. Допустим, вы рисуете эту коробку. Если вы знаете, что на самом деле отрезок АВ длиннее ВС, вы, скорее всего, нарисуете длинную линию, представляющую АВ, и более короткую линию, представляющую ВС. Но если вы хотя бы на минуту забудете о том, что знаете, и посмотрите только на контраст, вы увидите визуальный край — линию, которую вы на самом деле должны провести.
Та же концепция применима и к углам — хотя на вашем рабочем столе четыре прямых угла, в реальности они могут выглядеть как два острых угла и два тупых… или даже как один прямой угол! Не забывайте рисовать то, что вы видите, а не то, что вы знаете. Вот практический пример этой иллюзии: когда вы знаете, что сторона автомобиля длиннее, чем задняя часть, вам может показаться неправильным рисовать их каким-либо другим способом.
Обычный трюк, чтобы научиться этому, состоит в том, чтобы перевернуть референсную фотографию вверх ногами — это заставляет вас думать о том, что вы видите, вместо того, чтобы срезать путь и использовать то, что вы помните об объекте. Вы также должны начать с малого, с одного объекта и без фона — более сложная сцена вводит перспективу, которая заставит вас изучать две вещи одновременно и затруднит просмотр прогресса. Также помните, что края будут меняться при движении!
Значение [Теория]
Вы можете рисовать что угодно, используя только линии, но ваши рисунки будут более убедительными и впечатляющими, если вы включите фактический источник линий — значение. Контраст, который создает линии, возникает из-за разницы в яркости различных объектов. Эта относительная яркость называется значением.
Чтобы увидеть значение, вам нужно сначала научиться отделять его от оттенка. Все эти круги различаются по оттенку, но вторая пара также отличается по значению. Заметить это можно, обратив внимание на контраст между ними (особенно он заметен, если прищурить глаза).
Умение видеть ценность само по себе. В своем воображении вам нужно превратить зеленый в темно-серый, а желтый в светло-серый. Еще раз вам нужно отделить то, что вы видите, от того, что вы знаете, и нарисовать белый объект, затемненный тенью, более ярким, чем синий объект в той же тени. Просмотр значения также позволяет увидеть другой тип края: мягкий край, созданный градиентом между контрастными значениями.
Будьте осторожны — насыщенные цвета часто интерпретируются нашим мозгом как более яркие, чем есть на самом деле. При отработке зрительных значений полезно обесцветить эталонную фотографию, а также упростить ее оттенки. Здесь я использовал фильтр Smart Blur и фильтр Cutout из Photoshop.
Секрет реалистичной живописи: как освоить ценность
Когда начинающие художники начинают свое приключение с цифровой живописью или живописью в целом, все, что они видят, это цвета. Так же, как…
Знание о существовании и влиянии стоимости — это уже половина дела. Но чтобы действительно понять это, вам нужно попрактиковаться с вашим инструментом, что подводит нас к…
Затенение [Практика]
Каждый инструмент рисования способен покрывать большие поверхности. Вы можете наклонять карандаш, чтобы рисовать его стороной, или рисовать много тонких линий близко друг к другу, или просто использовать толстый инструмент, например, угольную палочку. Независимо от того, что вы используете, вам нужно научиться получать разные оттенки серого.
Многие уроки объединяют затенение и проблему света и тени, но если вы хотите учиться более упорядоченно, сосредоточьтесь на создании областей различных оттенков, а не на их происхождении. Вам даже не нужно искать конкретные уроки — просто смотрите видео художников, рисующих свои работы с помощью интересующего вас инструмента, и наблюдайте за движением их рук.
В этом уроке я показал, как достичь различных значений, используя разные карандаши.
Этот навык можно разделить на более конкретные:
- Покрытие больших поверхностей штриховкой/перекрёстной штриховкой/пунктиром/обводкой/контуром и т. д. (погуглите «методы затенения карандашом», чтобы найти их все) или с помощью инструмента для смешивания)
- Достижение различных уровней затемнения с помощью различных инструментов (карандаши разной твердости, чернильные лайнеры/кисти)
- Добавление ярких областей (с помощью ластика, белых чернил или обход участка при затенении)
Урок 8: Введение в методы затенения | RapidFireArt
Вы можете создавать широкий спектр текстур, применяя к своим работам различные методы затенения. Простое изменение направления…
Урок 9: Научитесь растушевывать | RapidFireArt
Давайте к делу! Вот несколько простых шагов, чтобы вы сразу начали затенение. Имейте в виду, что существует множество подходов к затенению.
Перспектива [Теория]
Перспектива в рисовании обычно относится к очень специфическому типу пропорций, характерных для искусственных объектов. Людям нравится создавать предметы под прямым углом и размещать их на одной линии или параллельно друг другу. Специфическое свойство человеческого зрения заставляет эти параллельные линии выглядеть так, как будто все они сходятся в одной точке. Таким образом, если вы нарисуете одну из этих параллельных линий, вы сможете нарисовать остальные, не измеряя пропорции одну за другой.
Перспектива в более общем смысле относится к набору правил, благодаря которым двухмерный рисунок выглядит трехмерным. Таким образом, вы можете узнать о воздушной перспективе (которая делает удаленные объекты более похожими на небо), или о глубине резкости (которая смягчает края значений на заднем плане), или о том, как объект, кажется, меняет размер в зависимости от их расстояния. от зрителя.
Если вы хотите рисовать портреты или животных, вы можете подумать, что вам не нужно знать все это. Но перспектива повсюду, и знание того, как она работает, облегчает понимание формы, которая является основой для рисования реалистичных людей, животных и мультфильмов. Кроме того, вам нужно выучить его только один раз, так что кусайте пулю и покончите с этим.
Линии, соединяющие суставы, являются параллельными линиями, на которые влияет перспектива.
SketchBook Original: How to Draw From Imagination, Part 2
Перспектива — это то, что напоминает математику и геометрию, и, похоже, это не имеет ничего общего со свободным, творческим…
Перспективное рисование
Плейлист обучающие видеоролики по перспективе Дэна Бердшоу
Форма [Практика]
Форма связана с перспективой, но обычно относится к рисованию от руки. Это навык, который позволяет вам рисовать сферы вместо кругов и прямоугольники вместо прямоугольников. Он позволяет визуально вращать объект, показывая его в разных видах. Самое главное, он позволяет создавать что-то, а не копировать.
«Плоские» виды, такие как вид спереди или сбоку, легко рисовать, но они также скучны и неестественны. Когда вы поймете концепцию «откуда», вы получите свободу показать своего персонажа в любом виде.
Все предыдущие навыки основывались на том, чтобы видеть значения в реальности или на фотографиях и копировать их или линии между ними. Однако рисовать форму означает моделировать реальность в своем воображении и рисовать линии отдельно от любых значений, которые вы видите. Звучит сложно, и это сложно — и все же это одно из первых вещей, которые люди пытаются сделать, когда хотят научиться рисовать.
Специальные правила рисования формы можно изучить из обучающих программ, но этот навык в основном основан на интуиции. Вы не можете построить эту машину 3D-рендеринга в своем мозгу — она будет строиться из информации, которую вы ей вводите. Так что учитесь по учебникам или просто рисуйте один и тот же объект с разных точек зрения, и однажды вы обнаружите, что можете это делать, даже не зная, когда вы этому научились.
Учебники и статьи настроят вас на правильный лад, но быстрее всего вы научитесь, изучая предмет самостоятельно.
Но чтобы упростить задачу, сначала сосредоточьтесь на основных формах — сферах, эллипсоидах, коробках. Стройте из них сцены, сначала простые, потом более сложные. Все можно построить из этих простых блоков, поэтому, как только вы поймете концепцию, у вас будет прочная основа для рисования всего, что вы хотите.
Рисунок 101: Как рисовать форму и объем
Рисование — это искусство иллюзии: плоские линии на плоском листе бумаги выглядят как нечто реальное, что-то полное глубины. Для достижения этого эффекта…
Основы искусства: фигуры и формы
Погрузитесь в тему основ искусства с иллюстратором Клинтом Серли, когда он обсуждает важность форм и форм!
Деконструкция [Теория]
В списки основ часто включается «анатомия», что является дискриминационным по отношению к людям, не интересующимся рисованием живых существ. Чтобы сделать его более универсальным, я преобразовал его в нечто более общее: деконструкцию.
Чтобы нарисовать что-то по воображению, нужно знать, из чего оно построено и в каких пропорциях. Вы можете думать, что знаете его, но правда в том, что вы знаете только, как распознать его, а не воссоздать с нуля. Поэтому, чтобы изучить его, вам нужно разобрать интересующий вас предмет — разбить его на более мелкие блоки и проанализировать отношения между ними.
Как только вы упростите животное до набора форм, вы сможете нарисовать это животное в любом виде, исходя из воображения.
Если вы хотите рисовать реалистичных человеческих персонажей, эта деконструкция будет включать в себя изучение анатомии и упрощение ее до форм, которые легче запомнить. Если вы хотите рисовать мультфильмы или мангу, вам следует разобрать рисунки своих кумиров. Если вы хотите рисовать архитектуру, вы должны узнать о различных зданиях и истории архитектурных стилей. Вы поняли идею!
Деконструкцию также можно разделить на более мелкие темы, каждая из которых требует отдельного изучения. Однако они настолько взаимосвязаны, что эффективнее всего выучить их понемногу, один за другим, а затем применить эти знания, чтобы лучше изучить их все в следующей серии:
- Жест: первое, что мы видим; «ритм» объекта. Это предложение формы и формы, то, что можно набросать парой линий.
- Состав: базовый набор пропорций объекта (в случае животных можно узнать по скелету).
- Форма: как выглядит объект без всех деталей (представьте объект как деревянную игрушку с подвижными частями).
- Анатомия: происхождение формы; его следует изучать как набор более подробных форм (в случае животных речь идет об изучении реальных мышц, но это также относится к частям автомобиля, цветка или доспехов).
- Детали: более детально рассмотреть отдельные части (например, лапы или голову). Некоторые детали могут потребовать прохождения всех предыдущих этапов по отдельности.
Посредством деконструкции вы создаете базу данных для своей машины 3D-рендеринга, визуальную библиотеку, которую вы можете использовать в качестве справочной информации, доступной вам в любое время. Однако имейте в виду, что все это сохраняется в виде воспоминаний, а это означает, что со временем оно может исчезнуть. Независимо от того, насколько обширно вы занимаетесь, если вы впоследствии не будете регулярно использовать эти знания, вы просто разучитесь от большей части этого.
Почему так сложно рисовать из воображения?
Я всегда любил рисовать животных, но долгое время презирал использование референсов. Я хотел рисовать свободно, без необходимости каждый раз искать фотографию, похожую на мое видение. Ведь…
SketchBook Оригинал: Как рисовать из воображения, часть 3
Основная проблема рисования из воображения заключается в угадывании. Вы знаете, что хотите нарисовать льва…
Свет и Тень [Теория]
Затенение чего-то по фотографии и по воображению — две совершенно разные вещи. Это еще одна функция, которую вам нужно добавить к машине 3D-рендеринга в вашем мозгу. Как свет влияет на объекты? Что такое источник света, отраженный свет, терминатор, блик, в чем разница между отбрасываемой тенью и основной тенью?
Существует много теории, с которой вам нужно ознакомиться, прежде чем вы сможете добавлять в свои рисунки виртуальные источники света. Для простоты сфокусируйтесь на влиянии света и тени на значение, игнорируя проблему цвета. Это также хорошее время, чтобы узнать о материалах и текстуре.
Цифровой рисунок для начинающих: основы цифрового затенения
Если вы хотите стать цифровым художником, но не знаете, с чего начать, эта серия для вас! Я объясню вам все основы организованно…
Затенение света и формы — основы
В этом видео вы узнаете, как свет влияет на внешний вид формы, и узнаете об элементах, которые делают форму трехмерной…
Цвет [теория и практика]
До сих пор мы научиться представлять реальность в оттенках серого. Но реальность полна красок, и вы можете использовать определенные инструменты для рисования, чтобы запечатлеть их. Однако это будет немного сложно по нескольким причинам:
Во-первых, при смешивании карандашных штрихов вы всегда получаете тот же оттенок (или его отсутствие), с которого вы начали. При смешивании цветных штрихов карандашом/маркером цвета смешиваются, давая результат, которого вы, возможно, не ожидали. Поэтому, прежде чем вы узнаете больше о цвете, возьмите инструменты для работы с цветом и вернитесь к первому шагу — узнайте, как эти инструменты работают.
Во-вторых, переключение между цветами требует времени, поэтому может возникнуть соблазн нарисовать траву одним оттенком зеленого, а небо одним оттенком синего. Однако это сделает ваш рисунок дилетантским. Вы можете рисовать быстро и в оттенках серого/монохромно или медленно и в цвете — выберите один из вариантов.
Хотя разница может показаться незначительной, именно она отличает реалистичный рисунок от фотореалистичного, а цветную фотографию от плохо раскрашенной черно-белой.
В-третьих, в оттенках серого проще создать привлекательную композицию с различными оттенками. Вам нужно только позаботиться о контрасте между высоким значением и низким значением. Однако при рисовании в цвете вам нужно думать об оттенке, насыщенности и яркости — и значение будет зависеть от комбинации этих трех факторов.
Хотя все значения хорошо смотрятся вместе, некоторые цвета будут конфликтовать, если вы поместите их в одну и ту же сцену. Чтобы избежать этого, не используйте более одного яркого, очень насыщенного цвета, а если придется использовать больше, то аналогичные оттенки будут смотреться вместе лучше, чем дополняющие друг друга. Погуглите «теория цвета», если не знаете этих терминов.
Помимо этого, вы также должны наблюдать за реальностью, чтобы увидеть, как на цвет влияют свет и тень, в зависимости от материала поверхности. Рисование из реальной жизни — отличное упражнение для вашего мозга: оно заставляет вас обращать внимание на то, что вы видите, а не на то, что знаете. Как вы думаете, стволы деревьев коричневые? Что ж, готовьтесь к сюрпризу!
Цифровой рисунок для начинающих: цвет и материалы
Если вы хотите стать цифровым художником, но не знаете, с чего начать, эта серия для вас! Я объясню вам все основы в организованной форме…
Основы искусства: теория цвета
Серия «Основы искусства» продолжается с помощью «Цвета»! Мы обсуждаем цветовой круг, цветовые схемы, относительные цвета, гаммы и многое другое.
Теперь вы знаете, что такое фундаментальные навыки, но также важно знать, какие навыки не являются фундаментальными и не должны изучаться в первую очередь. Вот что я не упомянул и почему:
- Скорость — хорошие художники быстры, но это не значит, что нужно быть быстрым, чтобы быть хорошим художником. Скорость приходит с опытом, и попытки форсировать ее только замедлят ваш прогресс. Рисуйте медленно, дайте себе время подумать. Не пытайтесь полагаться на свою интуицию, пока не натренируете ее, иначе это будут пустые догадки.
- Ваш личный стиль — возможно, вы узнаете рисунки любимых художников, даже если они не подписаны. Это потому, что у них есть свой личный стиль упрощения реальности. И у вас оно тоже будет, но не нужно стремиться получить его здесь и сейчас. Для меня стиль — это как твой личный почерк. Сначала вы учитесь писать, копируя буквы из учебника, но со временем вы создаете свои собственные сокращения, чтобы писать быстрее, и таким образом создается ваш стиль.
- Композиция — во многих учебниках она указана как одна из основ, но для меня это была одна из тех вещей, которые пришли со временем. Кроме того, вы можете быть великим художником и рисовать только отдельные машины или животных в центре листа бумаги, и никто не скажет, что вам не хватает чего-то фундаментального.
Интересный момент: нужно ли вам учить все это независимо от ваших интересов? Ответ — нет. Конечно, некоторые художники скажут, что вы не сможете рисовать, если не приобретете все эти навыки, но это всего лишь их мнение. Правда в том, что если вы можете рисовать то, что хотите, вам умеет рисовать — и не стоит продолжать учить популярные, но бесполезные вещи только для того, чтобы что-то доказать другим.
Существует много типов рисунков, и я не могу перечислить их все, но, возможно, это даст вам представление о том, на чем следует сосредоточиться:
Рисование объектов только с контурами
- Из ссылки:
- Линии
- Пропорции
- Края
- Из воображения (добавить):
- Перспектива
- Форма
- Деконструкция
Рисование объектов с оттенками серого
- Из ссылки:
- Линии
- Пропорции
- Значение
- Затенение
6 Ребра
- Из воображения (добавить):
- Перспектива
- Форма
- Деконструкция
- Свет и тень
Рисование объектов с цветовой заливкой
- Из ссылки:
- Линии
- Пропорции
- Края
- Значение
- Затенение
- Цвет
- Из воображения (19ad d): 160
- Перспектива
- Форма
9
- Деконструкция
- Свет и тень
- Цвет
Вот и все — мой личный список основ рисования. Я надеюсь, что вы нашли это полезным, и что я сделал путь, прежде чем вы покажетесь яснее и ярче. Не все согласятся с моим порядком обучения, но после многих лет написания руководств для начинающих, я думаю, я понял, как эти навыки связаны друг с другом и как их потенциально можно разделить без потери важной информации. Так что этот порядок должен работать — по крайней мере, в теории!
Говоря о теории, я разделил эти темы на теорию и практику. Но это не значит, что при изучении теоретических тем нужно только читать или смотреть, а не рисовать ничего. Рисование того, о чем вы читаете, поможет вам лучше понять предмет, а также запомнить его. Я назвал это теорией, потому что эти темы нужно изучать через понимание, в то время как практические темы предназначены в основном для тренировки вашей интуиции.
Вы можете задаться вопросом, сколько времени вы должны потратить на каждую тему. И ответ… сколько вы хотите. Я не верю, что можно выучить что-то в совершенстве, как бы долго вы ни старались — знания фрактальны, поэтому, чем больше вы изучаете, тем больше вещей, которые нужно изучить, вы обнаруживаете.