Содержание
Рисунки на ткани: история, разновидности, технологии.
13.04.2016
Рисунок на ткани – самый простой способ сделать наряд заметнее. Сегодня орнаменты настолько разнообразны, что можно выбрать материал и в полоску, и в клетку, и с абстрактным орнаментом. Но так ли просто нанести рисунок на материал?
Узоры на тканях в разные времена
Самым простым и доступным рисунком на ткани была и остается полоска. Получить ее можно простым добавлением пряжи контрастного оттенка. Не менее традиционным орнаментом является клетка. Первые записи о «шотландке» относятся к III столетию нашей эры. Исторически шерстяную ткань с клетчатым рисунком считали признаком клана: каждому роду был присущ собственный рисунок и цветовая палитра, это сочетание называли «тартан». В настоящий момент зарегистрировано более 2 000 тартанов — от королевских до праздничных.
Образцы тканей, украшенных растительным орнаментом, дошли до наших дней из Коптского Египта и датируются IV-VII веками. Здесь окрашивали фон ткани, сам же рисунок, наносимый воском или глиной, оставался естественного цвета. Наиболее популярным оттенком для окрашивания полотна были пурпур (от красного до темно-синего и фиолетового), его смешивали с цветами естественной желто-коричневой гаммы.
В Европе самым известным растительным орнаментом была геральдическая лилия (Fleur-de-lis). Ею монаршие особы Франции украшали свою одежду со времен Средневековья. Интересный факт: современные исследователи детально изучили Fleur-de-lis и выяснили, что этот рисунок является не лилией, а ирисом.
В XIX веке европейские модницы открыли для себя кашмирские шали и новый растительный орнамент – «пейслийский» или «турецкий огурец». Этот рисунок – часть популярного на Востоке и в Индии орнамента, повторяющего очертания изогнутого листа. «Пейслийским» его назвали в честь одноименного города в Шотландии, где производились ткани с таким орнаментом.
В XX столетии настоящий фурор произвели ткани в горошек. Рисунок был известен еще с XVIII века, но по-настоящему модным его сделал модельер Ив Сен Лоран, признанный «король горошка». И конечно, невозможно представить современную моду без узора «куриная» или «гусиная лапка». Этот рисунок обосновался на модных подиумах благодаря усилиям Коко Шанель.
Преображение принта — от улитки до INK JET
О секретах приготовления первых красителей рассказывается в древних папирусах. Разумеется, они были натуральными и, как правило, местного происхождения. Чтобы разнообразить палитру, закупали дорогостоящие пигменты. В древности таковым был настоящий пурпур, который на свету выглядел фиолетовым, а в тени – практически черным. Этот краситель добывался из улиток, обитавших на финикийском побережье Средиземного моря. Растительными красками пользовались вплоть до XIX столетия, когда им на смену пришли анилиновые.
Чтобы нанести на ткань орнамент, в древности его рисовали глиной или воском, после чего ткань окунали в емкость с красителем. В Древнем Китае владели более продвинутой технологией и использовали трафареты из натянутого на раму шелка, позволявшие добиться четкого и яркого рисунка. Трафаретная печать с некоторыми изменениями используется и сегодня. И продолжает именоваться шелкографией.
Аналогом трафарета являются штампы, с помощью которых мастера «набивали» рисунки, ударяя по деревянному штампу молотком. Сочетание нескольких штампов с разными пигментами давало разноцветные рисунки. На смену этой ручной технологии в XVIII веке пришла механизация: рисунок на ткань стали наносить, используя гравированные валы. Эта технология и сейчас применяется в фабричных условиях.
Ротационная печать сетчатыми шаблонами произошла от шелкографии. От плоских сетчатых шаблонов массовое производство тканей шагнуло к полноценному машинному производству. Оборудованная шаблонами в виде цилиндров и ленточным транспортером, такая машина производит в минуту от 4 до 80 метров полотна с рисунком.
Цифровая печать на ткани с использованием принтера – одна из последних тенденций. Это шаг от массового производства к индивидуальному. Сегодня для нанесения рисунка используют две основных технологии: сублимацию и прямую струйную печать.
- Сублимацию открыли в середине ХХ столетия, когда заметили, что некоторые красители, нагреваясь до 190°C, переходит в газообразное состояние, минуя жидкую фазу. Правда, только в полимерной среде. Поэтому сублимационную печать используют для синтетических (преимущественно из полиэстера) тканей.
- Прямая печать с помощью струйного принтера позволяет получить на материи изображение фотокачества. Принтер наносит изображение прямо на ткань (в отличие от сублимации, когда изображение переносится с носителя), а затем закрепляется при помощи термофиксации – нагрева до 150°C. Ink jet технология может применяться на большинстве натуральных тканей.
Рисунок на ткани своими руками
Для того чтобы сделать рисунок на ткани в домашних условиях, сегодня существует немало готовых решений: разнообразные трафареты, специальные маркеры и краски, промышленные средства для фиксации нанесенного рисунка. Но даже при таком разнообразии инструментов некоторые мастера предпочитают делать роспись по ткани классическими методами, о которых и пойдет речь чуть ниже.
Художественным оформлением текстиля человечество занималось с незапамятных времен, нанося рисунок на ткань с помощью резных дощечек с нанесенным на них красящим раствором. И даже сегодня, когда промышленность предлагает огромный ассортимент ярких, красивых тканей и одежды, роспись по ткани остается востребованной у людей с творческим взглядом на жизнь.
Существует несколько традиционных техник рисунка на ткани, среди которых наибольшей популярностью, пожалуй, пользуется горячий и холодный батик. Сама техника батика довольно сложна, но чтобы освоить ее на начальном уровне, вполне достаточном для создания оригинальных узоров, подойдут описанные ниже методы.
Суть батика заключается в том, что ткань покрывают специальным составом, не подвергающемся окрашиванию — это нужно для того, чтобы создать четкие границы рисунка. Участки ткани, свободные от этого состава, расписывают анилиновыми (или любыми другими подходящими) красителями, после чего удаляют состав. В итоге получаются рисунки на белом фоне.
Горячий батик
Ткань натягивают на подрамник (пяльцы), любым удобным способом наносят на нее нужный рисунок, после чего приступают к приготовлению резервирующего состава, состоящего из парафина (примерно 1/2 от общего объема), воска (1/4) и вазелина. Парафин и воск измельчают, смешивают с вазелином, нагревают на медленном огне, чтобы получилась однородная смесь.
Затем эту смесь наносят кистью по контуру рисунка и дают ему застыть. После этого приступают к нанесению красителя, покрывая им поверхность рисунка. Когда краска окончательно высохнет, ткань снимают с рамы, помещают между двумя листами бумаги и проглаживают горячим утюгом — в результате этих действий состав впитается в бумагу. При необходимости ткань можно прогладить несколько раз, пока она окончательно не очистится от резервирующей смеси.
Холодный батик
Эта техника более сложная хотя бы по той причине, что самодельный резервирующий состав включает в себя резиновый клей, который разводят в бензине (примерные пропорции — 50/50) с добавлением небольшого количества парафина (около 10-15%).
Этот состав наносят по контурам рисунка при помощи тонкой стеклянной трубочки с загнутым кончиком (такие используются для плакатных работ). Трубочка обязательно должна быть тонкой, т.к. размер отверстия и толщина ее стенок напрямую связаны с толщиной создаваемого контура. Современные мастера иногда заменяют трубочку пластиковыми емкостями с длинным носиком.
Состав набирают в трубочку, наносят на ткань, стараясь не допустить образования потеков и капель, для чего трубочку накладывают и отнимают от ткани быстрыми уверенными движениями. Качество нанесения состава проверяют с помощью воды: смачивают тот участок, который будет подвергаться росписи: если вода остается в пределах контура, состав нанесен хорошо, если же наблюдается утечка, ткань подсушивают и корректируют линии контура.
Затем, как и в горячей технике, заполняют контур рисунка красителем. После выполнения работ состав не удаляют.
Техника свободной росписи
В этом случае рисунок по ткани производится без нанесения ограничительного состава, нанося мазки кисти по предварительно выполненному контуру рисунка. Контуры, как правила, обводят пером, чтобы придать им четкость и графичность, хотя многие предпочитают использовать рисунки по ткани, имеющие расплывающийся, нечеткий силуэт — в этом случае нет необходимости дополнительной проработки контуров.
Если же по каким-либо причинам работа с пером не подходит, но хотелось бы получить узор с определенным контуром, то самым простым способом сделать это будет использование обычной хозяйственной свечи. Ребром донышка свечи обводят контуры рисунка, что позволит красителя оставаться в заданных пределах и не растекаться. Как правило, роспись выполняют от центра рисунка к его периферии, количеством наносимых мазков добиваясь нужной насыщенности цвета.
Роспись по накрахмаленной ткани
Ткань, изменившая свою структуру и ставшая благодаря крахмалу более жесткой, позволяет получить очень красивые и оригинальные рисунки. Роспись производится только по хорошо высохшей ткани, иначе краситель будет расплываться некрасивыми пятнами.
На материал наносят контур рисунка, после чего приступают к росписи, выполняя ее пером и маленькими кистями. Мазки, как и в описанной выше технике, наносят от центра рисунка, добиваясь получения нужного тона,
насыщая красками нужные фрагменты.
Роспись с использованием клея ПВА
Клей в данном случае используется как в качестве резервирующего слоя, так и в роли декоративного элемента. В небольшую емкость наливают клей ПВА
(можно использовать и маленькие пластиковые флаконы с узким носиком), в него добавляют, например, бронзовую краску в
порошке; если нужен другой цвет, то с клеем размешивают серебряную краску, гуашь или темперу.
На ткань наносят нужный рисунок, натягивают ее на раме, после чего по контурам кистью или с помощью носика флакона тонкой равномерной полоской наносят клей с краской. Затем остается дождаться, когда контурная линия полностью просохнет, после чего можно приступать к росписи рисунка красками.
Роспись с помощью клеевых и масляных красок
Такой способ нанесения рисунка на ткань считается довольно простым и часто используется для творческого детского досуга: в первом случае (клеевые краски) в работе используется гуашь с добавлением ПВА или столярного клея. Лучше всего для подобной техники подходят натуральные ткани: лен, шерсть или хлопок.
В ёмкость наливают краску нужного цвета и клей,
тщательно размешивая состав палочкой. Ткань, как обычно, натягивают на раму, переводят на нее контур рисунка, после чего приступают к росписи. Краску наносят свободными мазками, начиная от средней линии элемента
рисунка, постепенно приближаясь к контурам. Остающиеся просветы закрывают
дополнительными мазками, стараясь наносить краску так, чтобы она ложилась максимально ровным слоем.
Если в рисунке планируется использовать несколько цветов, то сначала делают роспись
одним, затем другим цветовым пятном, добиваясь нужного эффекта. Следует помнить, что в каждую краску нужно обязательно добавлять клей.
Роспись масляными красками требует дополнительной
подготовки: сначала выдавливают краску из тюбика на
слабопроклеенную бумагу, например, газету, и оставляют на несколько часов, чтобы впиталось масло. Затем обезжиренную краску снимают, кладут в небольшую
ёмкость, добавляют в нее растворитель и размешивают.
Роспись по ткани выполняют, как и в случае использования клеевых красок, добиваясь цветовой насыщенности многократными мазками. Роспись художественными масляными красками
можно выполнять практически на любом виде ткани. После окончания работу просушивают в сухом, теплом месте в течение 1-3 дней.
Как рисовать складки на ткани: пошаговое руководство
от easydrawingtips
В этом пошаговом руководстве показано, как рисовать складки на ткани. Он дает объяснения трех различных видов складок с примерами рисования линий и штриховки.
Рисование складок ткани шаг за шагом
Складки ткани рисовать довольно сложно из-за их кажущейся случайной формы. В помощь этому учебному пособию дается объяснение того, как могут образовываться складки в зависимости от сжатия и/или натяжения ткани. Это также показывает, как вы можете разбить их части на более простые формы. Наконец, он демонстрирует, как затенить складки, и объясняет, как распределяются светлые и темные области.
Обратите внимание, что внешний вид складок иногда может меняться в зависимости от типа ткани. Например, очень жесткая ткань может создать более резкие изгибы. Однако для этого урока мы будем использовать довольно обычную и мягкую ткань.
Также обратите внимание, что, хотя эти инструкции сосредоточены на затенении карандашом, большинство советов в этом руководстве можно применять, даже если вы хотите рисовать другими средствами.
Часть 1 – Чертеж конусных складок
В случае подвешивания ткани натяжение обычно создается за счет собственного веса ткани, стягивающей ее с того места, где она прикреплена к чему-либо.
Прикрепленный к одной маленькой точке кусок ткани, подобный тому, что показан в примерах ниже, будет создавать складки конусообразной формы. В основном складки, которые становятся шире по мере того, как они идут вниз.
Шаг 1 – Рисование линии сгиба конуса
Рисование линии сгиба ткани
Чтобы начать собственно процесс рисования, сделайте набросок ткани легкими линиями. Вы можете использовать свой собственный образец ткани или использовать предоставленный пример.
Этап 2. Затенение складок конуса
Сравнительный рисунок тканевого конуса
В приведенном выше примере вы можете видеть, что затенение частей куска ткани чем-то похоже на затенение конуса. Однако, в отличие от одиночного конуса, складки ткани также будут отбрасывать друг на друга как тени, так и световые блики.
Чтобы лучше понять, как создаются светлые и темные области и как отбрасываются тени, мы должны проанализировать условия освещения, в которых висит ткань.
В этом случае свет падает с правой стороны рисунка и слегка к лицевой стороне ткани. Это означает, что более светлые участки будут на тех участках ткани, которые обращены в этом направлении, а более темные участки будут на тех участках, которые обращены от него. Поскольку кривые довольно плавные, переход между светлыми и темными областями также будет постепенным.
Тени будут отбрасываться напротив источника света (в данном случае слева).
Подробнее о рисовании и штриховке простых фигур см.:
Учебное пособие по базовым 3D-фигурам.
Затенение складок ткани.
Сделайте либо слегка изогнутые штрихи, либо наборы довольно коротких прямых штрихов, огибающих изгибы ткани. Затем нанесите еще один набор таких же штрихов, но немного в другом направлении, чтобы создать штриховку.
Для получения дополнительной информации о различных типах штрихов см.:
Техника затенения и типы штрихов Учебное пособие по рисованию
Как упоминалось ранее, складки будут отбрасывать тени и отражения на другие складки. В этом случае первая складка справа будет отбрасывать тень на складку слева. Эта складка, в свою очередь, отбрасывает тень на следующую складку.
Отражения будут светом, отражающимся от одной складки, чтобы осветить область на другой складке.
Например, правая складка будет иметь очень тонкую светлую область с левой стороны, создаваемую светом, отраженным от средней складки. Средняя складка будет иметь едва заметную светлую область слева от нее, вызванную отражением света от левой складки.
Шаг 3. Завершенный рисунок конусных складок
Рисунок складок ткани
Чтобы закончить рисунок, постепенно применяйте больше перекрывающихся наборов штрихов, чтобы затемнить затененные области и сгладить общую поверхность ткани.
Старайтесь избегать полного смешивания штрихов до невидимости. Как упоминалось ранее, направление штрихов может помочь усилить форму кривых.
Часть 2. Чертеж цилиндрических складок
Ткань, которая равномерно прикреплена к одной большой области по всей ее длине и сжата вместе, имеет тенденцию образовывать складки в виде цилиндра/трубы.
Хорошим примером этого являются оконные шторы.
Шаг 1 – Рисование линий цилиндрических складок
Рисование линий цилиндрических складок ткани
Рисование линий цилиндрических складок довольно просто. Нарисуйте основную область складок несколькими наборами вертикальных линий. Внешний вид нижней части складок будет зависеть от уровня глаз зрителя. Если смотреть сверху, кривые будут казаться более круглыми. Если нижняя часть ткани находится точно на уровне глаз зрителя, то она будет казаться плоской без изгибов. Наконец, если вы посмотрите на складки снизу, то кривые пойдут в противоположном направлении.
Для получения дополнительной информации о том, как уровень глаз влияет на рисование, см.:
Учебное пособие по рисованию в перспективе для начинающих
Шаг 2. Затенение цилиндрических складок
Сравнительный рисунок цилиндра ткани
Эти типы складок, вероятно, легче всего затенить. Цилиндрические складки, как следует из названия, данного им в этом уроке, можно разбить на цилиндры. Они также будут заштрихованы соответствующим образом.
В этом примере условия освещения такие же, как и в предыдущем, при этом свет падает с правой стороны области рисования немного впереди ткани.
Также имейте в виду, что складки будут отбрасывать тени и блики друг на друга. И тени, и отражения будут находиться напротив основного источника света.
Затенение складок ткани цилиндрическое
Начните процесс затенения, нанося штрихи по изогнутым или прямым линиям. Затем нанесите еще один набор штрихов под немного другим углом, чтобы сделать штриховку.
Вы заметите, что сгиб в самом правом углу рисунка отбрасывает тень на средний сгиб, а также имеет отражение от безопасного сгиба в крайнем левом углу.
Поскольку средняя складка не такая глубокая/округлая, как левая боковая складка, она не будет отбрасывать столь резкую тень на дальнюю левую складку и не будет отражаться от нее.
Шаг 3 – Цилиндрические складки Завершенный рисунок
Цилиндрический рисунок складок ткани
Чтобы закончить затенение, нанесите больше штрихов, затемняющих области в тени и тени на рисунке. Снова постарайтесь не полностью растушевывать штрихи, так как видимые штрихи помогут добавить текстуру ткани и дадут лучшее представление о форме ее изгибов.
Часть 3. Рисунок складок в нескольких точках натяжения
Ткань, которая свисает в нескольких точках, имеет тенденцию образовывать U-образные складки между этими точками и конусообразные складки, подобные первому примеру, по бокам.
Еще один способ взглянуть на форму всего этого куска ткани — это буква «М».
Шаг 1. Рисунок линии сгибов с несколькими точками натяжения
Рисунок линии сгибов ткани в два раза
Вы заметите, что этот рисунок содержит больше деталей, чем два предыдущих примера. Этого следует ожидать от этого типа установки более сложных складок.
Для этого шага не нужно давать особых указаний, кроме того, что вам нужно просто нарисовать то, что вы видите.
Шаг 2 – Затенение складок с несколькими точками натяжения
Затенение складок ткани в два раза
Как и в предыдущих двух примерах, свет в этом случае будет исходить с правой стороны рисунка и снова немного спереди ткани.
Вы снова можете использовать изогнутые или прямые штрихи для процесса затенения. В примерах используются прямые штрихи, но они по-прежнему наносятся таким образом, что они несколько обтекают форму ткани.
Вы также можете снова создать штриховку, нанеся один набор штрихов, а затем другой набор перекрывающихся штрихов под немного другим углом.
Помните об отбрасываемых тенях и отражениях. Как правило, чем больше складки, тем большую тень они отбрасывают. Более выраженные складки будут отбрасывать более четкие тени, а более гладкие складки будут отбрасывать более плавные тени.
Отражения в основном будут происходить на изогнутых сторонах складок, обращенных к другой складке. Более выраженные крупные складки будут давать более яркие отражения.
Шаг 3. Сгибы с несколькими точками натяжения Завершенный рисунок
Складки ткани, рисующие точки двойного натяжения
Продолжайте наносить больше наборов штрихов, чтобы затемнить тени и сгладить градиенты, но не смешивайте их полностью. Как уже упоминалось, сохранение некоторых штрихов видимыми придаст ткани текстуру, подобную ткани, а направление штрихов может помочь подчеркнуть форму кривых.
Заключение
Складки ткани довольно сложны и зависят от множества факторов, таких как натяжение/сжатие ткани или даже тип ткани. Трудно охватить слишком много примеров в одном уроке, но приведенные здесь советы должны дать вам хорошее базовое понимание того, как рисовать некоторые из наиболее распространенных типов складок ткани.
Дополнительные уроки по растушевке см.:
Яйцо. Пошаговое руководство по основам растушевки
Учебники по рисованию
Затенение
Как рисовать ткань шаг за шагом
Автор Вероника Винтерс в рубрике Art Blog.
Драпировка и ткань используются во многих произведениях искусства, от портретных зарисовок до натюрмортов. Большинство начинающих пугаются складок ткани, думая, что их будет слишком сложно рисовать. Но когда вы научитесь рисовать ткань, разбивая ее на зоны и изучая формулу светотени в каждой зоне, победить намного легче.
Основные типы складок ткани
Компрессионные морщины
На фотографиях 1 и 2 выше показаны компрессионные морщины, связанные с напряжением или силой, создаваемой движущейся частью тела, такой как рука или локоть.
Подвесные складки
На фотографиях 3 и 4 показаны неровности и свисающие складки, которые появляются на ткани, обрезанной с обеих сторон. Греко-римская одежда с декольте показывает эти складки.
Складки труб
На фото 5 пример сгиба трубой: свободные куски ткани свободно свисают. Обычно их можно найти на шторах, флагах и других свободно висящих тканях.
Как определить типы складок ткани
Даже если вы не можете вспомнить названия этих типов складок, вы можете легко их идентифицировать. Ищите места напряжения или силы, созданные в ткани.
Если это одежда, части тела, такие как локти или лодыжки, образуют компрессионные морщины или морщины провисания и обвисания. Когда ткань обвивается вокруг фигуры, образуя складки, обратите внимание на ее движение по отношению к самой фигуре и на то, как натяжение или сила изменяют складки. Я отметил направление или движение складок стрелками на эскизах выше.
Как свет, плотность и рисунок влияют на складки ткани
Распределение света по ткани
Каждая морщинка или складка имеет одинаковую базовую разбивку света и тени.
На изображении выше я указал блики (самый сильный свет), средний свет или средние тона, тени формы (самая темная область в тени) и отраженный свет (вторая самая темная тень, которая находится на краю складывать). Внимательно изучите это изображение и начните искать узоры в складках ткани, так как разница в освещении повлияет на то, как вы изобразите ткань на странице. По сути, каждая складка представляет собой небольшой цилиндр с бликом и средним тоном, формой тени и отраженным светом.
Сильный источник света поможет вам намного легче увидеть разницу в значениях. Рассеянный свет устраняет определенные тени и блики, создавая очень тонкие сдвиги в тонах.
Значения
Значения играют решающую роль в создании визуальной иллюзии на плоской поверхности. На фото слева исходный цвет. Фотография справа лишена цвета, раскрывая значения. Обратите внимание, как этот яркий цвет меняет наше восприятие ценностей. На изображении в градациях серого отчетливо видны тональные переходы.
Узор
Если вы новичок, избегайте рисования ткани с рисунком. Это может обмануть или запутать вас слишком большим количеством деталей и кривизной. Если вы более продвинуты и уверены в этом, вы можете попробовать нарисовать узорчатую ткань. Помните, что узоры изгибаются вокруг округлости формы и складок, части узора появляются и исчезают со складками.
Как нарисовать ткань шаг за шагом
Чтобы начать рисовать, отметьте наиболее заметные линии, которые имеют движение или определенное направление, а затем наложите тени на эти линии. Затем мы перейдем к более подробным шагам, чтобы ваша ткань выглядела реалистично.
Шаг 1:
Нарисуйте контуры. Разделите свет и тень. Начните затенение, сначала сосредоточившись на тенях. Я обычно рисую тень формы с отраженным светом в виде темного блока, как вы видите здесь.
Шаг 2:
Углубить самые темные тени и заполнить фон. Примерно закрасьте средние тона, чтобы показать небольшую разницу между тенью формы и отраженным светом, расположенным рядом с ней. Вытяните блики ластиком-клячкой.
При растушевке я визуализирую трехмерное качество ткани с помощью направленных мазков, в то время как параллельные мазки остаются на заднем плане.
Шаг 3:
Отойдите от наброска, чтобы проверить, достаточно ли контраста. Студенты, как правило, рисуют изображения в средних тонах, так как боятся использовать темные оттенки, чтобы это сработало. Также усилите источники света, оставив самую легкую складку слева, потому что свет падает слева. Убедитесь, что вы создаете переходы между значениями.
Наконец, я корректирую линии и края, делая большинство из них очень мягкими. Ткань не может иметь четких очерченных краев, чтобы она выглядела реалистично, из-за ее текучей природы.