Профессиональные рисунки пастелью: 141 красивая картина, выразительные возможности, пейзажи, портреты, мастера,

141 красивая картина, выразительные возможности, пейзажи, портреты, мастера,

Пастель — это материал, использующийся для написания картин. Она бывает в виде цветных брусков без оболочки (мелков) или карандашей с тонким стержнем. Ее делают из тонко размолотых красящих пигментов, очищенного воска, связующих веществ — методом прессования.  Материал хорошо ложится на бумагу, картон, холст, стекло — в зависимости от его вида. Для работы с красящим материалом используют кисти, губки, прочие инструменты.

  • Что такое пастель

  • Происхождение термина

  • Виды

  • История создания

  • Свойства и особенности пастели

  • Пастельные техники

  • История пастельной живописи

  • Лучшие зарубежные пастелисты

  • Российские пастелисты

  • Картины известных художников

Что такое пастель

Pastel (фр. ), пасте́ль (рус.), pasta (на лат. означает тесто) — так называется художественный материал для рисования в технике графика и живопись. Классическая пастель для рисования бывает в форме мелков, карандашей без защитной оболочки.

Состоит из растёртого пигмента, восковой, масленой основы и скрепляющего компонента. Мелки прессуются так, чтобы при работе и хранении картины материал не осыпался. Для защиты готового изображения требуется фиксация поверхности специальными веществами.

Топ самой лучшей сухой пастели: от недорогих для новичков до профессиональных для художников

Происхождение термина

Слово пастель – это производное от «pastello». Так называлась техника графического рисования с использованием чёрного карандаша и красной сангины. Иногда в нее добавляли другие тона. Приём часто применяли итальянские мастера живописи XVI века и великий Леонардо да Винчи.

Виды

Пастель бывает трех видов.

Масляная

Художественная масляная пастель — это материал на основе пигмента и минерального масла. Произведения искусства, созданные этим способом, хорошо хранятся, не осыпаются, не требуют закрепления финишным покрытием.

Одуванчики
Исаак Левитан

Пример: «Одуванчики» (1880 г.) Исаак Левитан.

Восковая

Основной состав: воск и пигменты. Пастель бывает в виде мелков, карандашей. Её можно применять при смешивании техник — с акварелью, гуашью.

Пример: «Жемчужина», М. А. Врубель.

Сухая

Выглядит как брусок без оправы. Обычно сухую пастель производят из смеси мела, пигмента и связующих компонентов. Художественный материал мягко ложится, оставляя нежные линии, легко растирается.

ru/pastel/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2020/10/leonardo-da-vinchi-jeskiz-izabella-djeste-754×1024.jpg&description=141 красивая картина пастелью: портреты, пейзажи, натюрморты, описание техники» data-width=»600″ data-height=»400″/>Эскиз Изабелла д’Эсте
Леонардо да Винчи

Пример: «Изабелла д’Эсте» (1495 г.), эскиз Леонардо да Винчи.

Пастельные рисунки выполняют на фактурной бумаге разных цветов. Тон зависит от предполагаемого рисунка.

История создания

Живопись в технике пастель используют 500 лет. Её создал французский придворный художник-портретист Жан Перреаль (де Парис). Он пользовался успехом у августейших особ: часто выезжал с королём Людовиком XII на поля сражений, делал эскизы батальных сцен.

Именно Парису (начало XVI века) пришла идея создания пастельного карандаша из сухого пигмента и камеди (смолы) некоторых деревьев.

К концу XVI столетия уже новинка приобрела популярность среди живописцев Франции, потом материал завоевал Италию, Англию. Художественная техника пастели начала массово распространяться по миру для писания портретов на заказ.

Свойства и особенности пастели

У каждого вида пастельной техники существуют отличия, нюансы работы с изображением. При рисовании ею нельзя пользоваться графитным карандашом, так как он даёт блеск. Потом будет сложно наносить сверху пастель. Этот материал предполагает использование фактурной основы, на которой прочно держится пигмент.

Цвет бумаги выбирают индивидуально, исходя из цели написания картины. Если сравнивать с акварелью, то пастель крошится при рисовании. Но у неё насыщенные цвета и нет необходимости использовать воду. Есть стили, где мазки можно оставить в первозданном виде, тогда создаётся эффект мозаики.

Пастельные техники

Хотя техника рисования цветными мелками чаще ассоциируется с графикой, материал используют и для живописи. Здесь важно видеть цвета, правильно накладывать штрихи: необходимо наносить в одном направлении, а не хаотично. Выполняя это условие, можно добиться объёма рисуемого предмета. Большие пятна рекомендуется прокрашивать, держа карандаш горизонтально поверхности.

Работая с пастелью, следует помнить о правилах воздушной перспективы. Контуры дальних предметов объектов нужно выполнять более мягко, чем близких. Цвета далёких предметов пейзажа должны быть холоднее изображений переднего плана. Для регулирования резкости контуров, цвета, применяют метод растушёвки. Мелкие линии проще рисовать пастельными карандашами.

В технике пастели также используются линии, пятна. Они бывают в виде прерывистых, простых и сложных форм, разных объёмов.  Для рисования используют акварельную бумагу. Здесь может быть любая фактура, белая, бледно-кремовая. Если предполагается минимизировать присутствие светлых тонов, белый фон закрывают тонким слоем краски нужного цвета.

Изображение фиксируют специальным закрепителем, который не даёт материалу осыпаться. Самый доступный — водный раствор пчелиного мёда, сахара, клей ПВА. Для лучшей сохранности добавляют фунгицид (средство от грибка). Используют даже бесцветный лак для волос.

История пастельной живописи

Русские художники познакомились с этим направлением на заре XVIII века. В страну его завезли иностранные портретисты. На протяжении всего столетия картины для русской знати писали художники-пастелисты из зарубежных стран. В XIX веке было очень престижно иметь дома семейные портреты в исполнении известных живописцев.

Довольно быстрое исполнение рисунка часто исполняло функцию современной фотографии. Изображения иногда занимали целые стены. Спустя некоторое время техника пастельной живописи распространилась среди русских художников. Одними из первых живописцев этого направления были Александр Орловский, Алексей Венецианов.

Лучшие зарубежные пастелисты

Многие имена известных художников связаны с пастельным направлением в искусстве рисования.

Натали Пикуле

Французская художница, передающая на своих реалистичных картинах красоту девушек.

Герман Арацил

Испанский пастелист, выбравший для своих работ жанр портрет, особенно утонченно передавая красоту и элегантность женщин со спины.

Фелипе Сантаманс

Еще один автор из Испании, но уже предпочитающий писать натюрморты.

Майлз Уильямс Матис

Американский виртуоз пастельной графики, живо передающий красивые женские образы.

Джавад Солиманпур

Иранский художник-самоучка, получивший славу за свои рисунки пастелью

Лиз Хейвуд-Салливан

Мастер из США, создавший множество пейзажей в стиле реализм.

Лана Бэллот

Барбара Кортни Янике

Морис де Латур

Французский портретист. Первое признание он получил на выставке 1737 года, после представил чреду выдающихся произведений искусства и «Мадемуазель Камарго».

Розальба Каррьера

Известная художница из Италии, особенно поражает её портретная стилистика в работе «Весна».

Густав Лундберг

Шведский мастер-портретист XVIII века. Рисовал парадные картины пастелью, на которых он сделал при жизни приличное состояние. Картина «Месье де Верженн» — одно из его творений.

Жан-Этьен Лиотар

Мастер-живописец из Швейцарии, написал знаменитую картину «Шоколадница». Во Франции его работы имели оглушительный успех.

Зария Форман

Фотографическая точность её шедевров поражает, невозможно оторваться от созерцания картин, например, «Натюрморт с яйцами».

Эдгар Дега

Импрессионист, прекрасно владел пастельной техникой. Знаменитые «Голубые танцовщицы» увлекают в вихрь танца, красок.

Жозеф Вивьен

Портрет неизвестного
Жозеф Вивьен

Гордость французской живописи, первый стал применять пастель в рисовании парадного портрета натуральной величины. Один из его шедевров —«Портрет неизвестного».

Все они оставили после себя огромное количество уникальных полотен, которыми гордится не одно поколение людей.

Российские пастелисты

Талантливые художники-пастелисты России по праву считаются одними из лучших в мире.

Левитан Исаак Ильич

1 / 10

Известный российский художник 1890-х годов, стал эпохальной личностью пленэрной живописи. «Разлив» — одна из лучших работ.

Ирина Плаксина

Представляет русскую школу, самые удачные работы связаны с деревенской темой. Ирина использует масляную пастель. Ее техника рисования восхищает игрой света и тени.

Денис Коробков

Молодой художник из Пензы, которому нет ещё 40 лет, но он уже постоянный участник всех престижных выставок. Многие его пастельные рисунки хранятся у частных коллекционеров.

Ольга Кошелева

Работает с графикой, член «Союза художников России». Её картины лаконичны, отличаются насыщенностью цветом.

Сергей Усик

Незаурядный художник, пастельная живопись для него — основное направление. Он участник зарубежных и отечественных выставок.

Третьяковская галерея хранит и выставляет уникальные работы других мастеров пастели.

Картины известных художников

какие бывают виды, как выбрать и на чем рисовать сухой пастелью

Сухая пастель — это знакомый многим материал, который представляет собой мелок или карандаш без оправы. Как правило, пастель изготавливается из мела, пигментов и компонентов, которые связывают их воедино. Благодаря этому, пастель оставляет мягкие и воздушные штрихи, прекрасно растушёвывается, а работать с ней — одно удовольствие.   Виды пастели  — Масляная пастель содержит в составе масло, восковая — воск.  — Сухая пастель — доступный материал даже для юных художников. Рисование сухой пастелью достаточно гигиенично, в отличие от масляной, при этом получившийся рисунок получается очень приятным и бархатным. Обилие доступных цветов в палитре сухой пастели даёт определённую свободу творчества и позволяет смешивать тона.   — Восковая пастель – необходимый предмет для детского творчества. Создаются они на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями. Рисунки, написанные восковыми мелками или пастелью, получаются яркими и выразительными. Сухая пастель также делится на два вида, в зависимости от её мягкости. 1. Мягкая пастель . Связующие вещества в ее составе сведены к минимуму. Мягкая пастель для рисования хорошо растушевывается, так как имеет сыпучую структуру. 2. Твердая пастель. Связующего (гуммиарабика) в ней больше. Более стойка к трению. Сухая пастель для начинающих как правило, более твёрдая, ввиду содержания большей массы связывающих веществ. Твёрдая пастель менее ломкая, кончиком можно рисовать линии, а боковинами наполнять тон.

Бумага для пастели Для пастели обычная бумага не годится. Нужно подобрать такую основу, чтобы пигмент держался на ней. Часто художники используют цветную бумагу, подбирая тон под конкретную работу и под цвета. На белой бумаге светлая пастель теряет насыщенность.  Рисование сухой пастелью как правило происходит на следующей основе: наждачная бумага, бархатная бумага и пастельная доска. Они отличаются по текстуре и ощущению от работы. Можно купить некоторое количество разных по фактуре основ и выбрать то, что нравится. Бюджетный вариант — использовать бумагу для акварели, создавая более тёмный тон с помощью кофе. Исправлять пастельную работу можно на ранней стадии. Чтобы удалить большие фрагменты, следует наклонить её в вертикальное положение и использовать кисть, смахивая лишние частички. Для удаления пятен применяют ластик-клячку. После работы рисунок обычно фиксируют спреем с лаком или лучше — специальным фиксативом для пастели. Сухая художественная пастель при этом немного теряет в цвете. Однако, не переусердствуйте с лаком и не намочите рисунок сильно, иначе он испортится.  Рисунки сухой пастелью для начинающих графиков — это хороший способ поднять уровень мастерства и «пощупать» материал. Тонкая, изящная работа имеет приятную фактуру, музыку цвета и завораживает своей непосредственности. Благодаря растушевке, соседния пятна начинают играть цветом. Художники часто делают это пальцами, именно поэтому пастель — это первозданное творчество, которое дарит радость и сопричастность. Для работы с пастелью вам нужно устроить в помещении хорошее освещение — чтобы видеть мельчайшие различия в оттенках. Пастель раскрывается полностью только при свете. Дополнительные инструменты — Наждачная бумага для затачивания мелка — Ластик клячка — поможет стереть и «собрать» остатки пастели» — Специальные растушевки для пастели с тонким наконечником, для тех случаев, когда нужно растушевать мелкие детали — Сухая пастель в зависимости от производителя может сильно отличаться по качеству, материалу упаковки. Поэтому выбирая набор или штучные мелки, лучше сначала либо протестировать их, либо спросить у продавца. В России популярны марки Faber Castell, Sennelier, Mungyo, Derwent, Koh-i-noor, Сонет и другие. Если вам нужна сухая пастель, купить её можно в нашем магазине Арт-Квартал

Перейти в раздел Сухая пастель

Войти или зарегистрироваться

Телефон

Пользователь с данным телефоном не зарегистрирован. Регистрация

Ошибка сервиса. Вход по логину и паролю

Вам поступит звонок, введите 4 последние цифры номера. Код действителен сек. Запросить новый код можно через сек.

Теперь Ваш логин — Ваш номер телефона, который вы указывали при регистрациидля входа используйте прежний парольВосстановление пароля

Мы Вам звоним. Отвечать не нужно. Просто введите 4 последние цифры номера

Не поступил звонок? Войдитеили

Вход по email

Введите пароль, если он у вас есть

Музей Метрополитен

По часовой стрелке сверху: коробка пастельных карандашей (мелки), современные пастельные карандаши, нож, пеньки, губки, порошковая пастель

Пастель изготавливается из одного или нескольких тонкоизмельченных пигментов, измельченного инертного белого наполнителя, такого как молотый карбонат кальция или каолин, и незначительного количества связующего, такого как трагакантовая камедь. Порошкообразные ингредиенты смешивают и скатывают в палочки из цветного порошка, консистенция которого должна быть достаточно когезивной, чтобы их можно было захватить между пальцами, но при этом рассыпаться при поглаживании по подложке. Пастелью обычно рисуют на бумаге, которая должна иметь легкую текстуру или «зуб», чтобы захватить и удерживать среду на своей поверхности.

Пастель ценится за свой яркий цвет и впервые была использована в шестнадцатом веке, в частности, Леонардо да Винчи. Он процветал в восемнадцатом веке, снова в конце девятнадцатого века и остается популярным сегодня. Оптическая яркость работы пастелью обусловлена ​​как отсутствием в ее составе желтеющих смол, так и отражением света от бесчисленных граней тонко измельченного порошка. Это непрозрачная среда, и ее яркость не зависит от базовой яркости бумаги. В восемнадцатом веке художники неизменно использовали синюю или серую бумагу из-за слегка грубой текстуры таких цветных листов.

Медиум доступен в различных формах, включая рассыпчатую пастель и пастельные карандаши, но чаще всего пастель наносится непосредственно с помощью цветной палочки. Широкая сторона при аккуратном нанесении создает области светлого тона, раскрывающие текстуру бумаги, в то время как более четкие, насыщенные штрихи можно получить, используя кончик палочки и нанося его с большим давлением.

С пастелью можно работать разными способами. Живописного эффекта можно добиться, осторожно распределяя пудру пальцем или культей (мягким инструментом, например, плотным мотком бумаги, кожи или губки), или кистью.

Пастель может использоваться как простой инструмент для рисования знаков и широких переходов, как, например, в этой подготовительной работе шестнадцатого века Якопо Бассано.

Якопо Бассано (Якопо да Понте) (итальянец, 1510-1592). Эскизы бичевания воина и головы Христа (фрагмент), ок. 1565. Пастель красным мелом на верже светло-коричневой бумаге (бывшей синей), 15 1/16 x 9 9/16 дюйма (38,3 x 24,3 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Покупка, Подарок Лилы Ачесон Уоллес, 19 лет.99 (1999.390)

Его использование также может быть сложным. При смешивании с водой пастель образует непрозрачную краскоподобную субстанцию, которую можно наносить кистью для создания акцентов и бликов. Художники могут дополнительно варьировать текстуру, используя в произведении искусства комбинацию мягкой и твердой пастели.
В виде порошка пастель не образует твердого слоя, и чрезмерное растушевывание и смешивание уменьшают ее блеск. Самые богатые хроматические эффекты достигаются нанесением меток отдельными палочками цвета. Это объясняет бесчисленные готовые оттенки и оттенки, общие для коробок с пастелью. Многим художникам такой способ нанесения цвета отдельными мазками, а не смесями, дает возможность создавать поразительные тональные соотношения. Эдгар Дега, например, помещал мазки дополнительных и контрастных оттенков рядом и переплетал их, создавая цветные гобелены.

Эдгар Дега (француз, 1834–1917). Женщина, расчесывающая волосы (фрагмент), ок. 1888–90. Пастель на светло-зеленой тканой бумаге, теперь обесцвеченной до теплого серого, прикреплена к оригинальной подложке из картона, 24 1/8 x 18 1/8 дюйма (61,3 x 46 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дар мистера и миссис Нейт Б. Спинголд, 1956 (56.231)

Одилон Редон оживлял поверхности своих композиций, используя большое разнообразие штрихов, в то время как Морис Квентин де Латур, с другой стороны, чередующиеся переходы цвета и фиксатора, чтобы физически стабилизировать нижележащие слои, позволяя их свидетельствам оставаться видимыми.

Слева: Одилон Редон (француз, 1840–1916). Букет цветов (фрагмент), ок. 1900–1905 гг. Бумага, пастель, 31 5/8 x 25 1/4 дюйма (80,3 x 64,1 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дар миссис Джордж Б. Пост, 1956 г. (56,50). Справа: Морис Квентин де Латур (француз, 1704–1788). Подготовка к портрету Людовика XV (1710-1774) (фрагмент), ок. 1745. Пастель на синей бумаге, арочный верх, 12 7/8 x 9 7/16 дюйма (32,7 x 24 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Дар Мэри Тавенер Холмс в честь Дональда Познера, 2005 г. (2005.66)

Нанесение фиксатора на композицию может сжать порошок, затемнить цвета и уменьшить количество отраженного света. По этой причине немногие художники использовали поверхностные покрытия для стабилизации пастели. Поскольку они по своей природе порошкообразны, пастельные рисунки чрезвычайно хрупки и уязвимы для истирания и смазывания.


Изображение в шатре: Эжен Делакруа (француз, 1798–1863). Закат (фрагмент), ок. 1850. Пастель на голубой верженой бумаге, 8 1/16 x 10 3/16 дюйма (20,4 x 25,9 дюйма).см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, подарок из коллекции Карен Б. Коэн Эжена Делакруа в честь Филиппа де Монтебелло, 2014 г. (2014.732.4)

Рисунки и картины пастелью — характеристики, плюсы и минусы работы с пастелью — Art is Fun

Рисунки и картины пастелью сияют интенсивным сияющим цветом и богатой бархатистой текстурой. Это потому, что пастельная пудра — это чистый пигмент!

Приведенные ниже рекомендуемые продукты помогут вам найти товары для творчества, и если вы совершите покупку, я получу небольшую комиссию, которая поддерживает этот сайт и делает его БЕСПЛАТНЫМ! Заранее спасибо.
9№ 0003

  • Мягкая пастель Rembrandt
  • Цветные палочки Prismacolor NuPastel
  • Мягкая пастель Sennelier
  • 2

    Мягкая пастель Sennelier

    Пастель — это материал, который занимает грань между живописью и рисунком. Готовые изделия могут выглядеть такими же сочными и светящимися, как картины, но процесс их создания больше напоминает рисование, чем рисование.

    Содержание

     

    Обзор пастели : Начните здесь с краткого обзора того, что такое пастель и почему художники ее любят. Узнайте о характеристиках пастели.

    Картины пастелью или рисунки пастелью : Какая разница? Узнайте здесь.

    Плюсы и минусы использования пастели : Хотя многие художники любят пастель, есть некоторые проблемы безопасности, о которых следует помнить при их использовании. Прочтите о плюсах и минусах использования пастели, чтобы решить, хотите ли вы попробовать ее.

    Принадлежности для пастели : Узнайте все о расходных материалах, необходимых для рисования пастелью, на следующих страницах:

    • Пастель : Прежде чем покупать пастель, внимательно изучите различные атрибуты пастели, такие как как состав, цвет, качество и тип — плюс предложения о том, что купить.

    • Аксессуары для пастели : узнайте, какие дополнительные расходные материалы можно использовать с пастелью, такие как фиксаторы, блендеры, точилки и многое другое.

    Рисунки мелом на тротуаре — это большие картины на открытом воздухе, созданные пастелью профессионального качества. Узнайте об истории создания тротуарной плитки и откройте для себя лучших в мире художников по рисованию мелом!

    Учебное пособие: Как использовать пастель Изучите основные приемы работы с пастелью для создания различных эффектов в этом забавном учебном пособии по портрету пастелью.

    Учебное пособие: Как сделать мягкую пастель самостоятельно с нуля При создании пастели самостоятельно можно контролировать такие факторы, как размер и цвет. Посмотрите этот урок, чтобы узнать, как это делается!

    Часто задаваемые вопросы : Просмотрите вопросы (и ответы) других читателей и соберите советы по рисованию пастелью!

    Характеристики пастели

    Пастель состоит из чистого порошкообразного пигмента и связующего в палочке. Это в основном тот же пигмент, который используется во всех художественных средах. По внешнему виду это что-то среднее между мелом и мелком. Их держат так же, как карандаш, мелок или кисть. Пастели бывают 4 видов: твердая пастель, мягкая пастель, пастельные карандаши и масляная пастель (они связаны с Blick Art Materials, и если вы совершите покупку, я получу небольшую комиссию, которая помогает поддерживать этот сайт). Твердость или мягкость пастели определяется количеством связующего в палочке. Мягкая пастель имеет меньше связующего и больше пигмента. Обычно они имеют округлую форму. Твердые пастели обычно имеют прямоугольную форму и содержат больше связующего вещества, чтобы держать палочку вместе. Каждый из них имеет разные качества и создает разные эффекты. Например, мягкую пастель легко растушевывать и смешивать, тогда как твердая пастель хороша для создания плотных, точных деталей. Пастельные карандаши — это пастели, заключенные в деревянную оболочку, что позволяет меньше путаться и лучше контролировать детали. Их можно легко смешать с обычными твердыми или мягкими пастелями. Масляные пастели отлично подходят для создания живописных эффектов, но их восковое связующее означает, что они несовместимы с другими типами пастели.

    Чтобы нарисовать или нарисовать пастелью, палочку проводят по шероховатой или зубчатой ​​поверхности . Очень важно, чтобы поверхность имела некоторую степень истирания, чтобы частички пастели могли лежать на бумаге. Гладкие поверхности слишком гладкие, чтобы принять пастель. Пастели легко растушевываются , и их можно растушевывать пальцами, растушевкой или тканью. В отличие от процесса рисования, краски смешиваются непосредственно на бумаге, а не на палитре. Вот почему смешивание так важно!

    При правильном обращении пастель долговечна и может держаться так же долго, как и любой другой материал. Пастель никогда не трескается, не желтеет и не темнеет со временем. При правильном оформлении и надежном подвешивании частицы останутся неподвижными на века.

    Картины пастелью относятся к завершенным работам, в которых вся поверхность покрыта пастелью. Из-за прекрасной смешиваемости пастели в сочетании с ее сочной текстурой готовые произведения искусства часто излучают ту же глубину и богатство, что и картины. Рисунки пастелью описывают работы, в которых вся поверхность , а не покрыта пастелью. Вместо этого видно заметное количество бумаги или подстилающей поверхности. Эти работы имеют гораздо больше общего с рисунками или эскизами.

    Работа с пастелью не так проста, как с другими материалами, которые мы изучаем на этом сайте. Использовать их достаточно легко, но есть несколько плюсов и минусов, которые необходимо учитывать при принятии решения о работе с пастелью, особенно с точки зрения мер предосторожности для здоровья. Прежде чем мы углубимся в это, вот краткий обзор основных характеристик пастели.

    плюсы и минусы использования пастели

    Есть много причин работать с пастелью, потому что она доставляет удовольствие во многих отношениях. С пастелью можно добиться удивительно сочной, бархатистой текстуры. Глубокие, насыщенные цвета легко смешиваются, и при правильном использовании они могут иметь великолепную яркость. Еще одним преимуществом является то, что вам не нужно много инструментов для работы с пастелью, как с красками.

    Если вы совершаете покупку по ссылкам ниже, я получаю небольшую комиссию, которая помогает поддерживать этот сайт.

    Минусы работы с пастелью в основном связаны с тем, что частицы пастели никогда не фиксируются и не закрепляются на месте. Больше всего беспокоит вдыхание пастельной пыли. Когда вы втираете пастель в поверхность, в воздух неизбежно всплывают мельчайшие частички пастельной «пыли». Поэтому вы должны использовать пастельные тона с надлежащей вентиляцией — вы можете даже носить маску для лица или использовать очиститель воздуха. Вдыхание пастельных частиц может вызвать серьезные проблемы со здоровьем.

    Поскольку пастели не закреплены на поверхности бумаги постоянно, с ними нужно обращаться крайне осторожно. Пастель может быть слишком легко случайно смазана. Кроме того, они могут сильно испачкать ваши пальцы, руки, одежду и рабочее место. Искусство пастели невозможно должным образом «зафиксировать» с помощью спрея-фиксатора без помутнения и затемнения цвета, поэтому рекомендуется использовать фиксатор экономно, если вообще использовать. Большинство фиксаторов токсичны, поэтому их необходимо использовать при надлежащей вентиляции.