Преподобный павел препростый: Преподобный Павел Препростый — житие, дни памяти и тропари

Преподобный Павел Препростый / Православие.Ru

Память 7 / 20
марта



Скачать


(MP3 файл. Продолжительность 6:39 мин. Размер 4.8 Mb)
Читает иеромонах Клеопа
(Данелян)



Преподобный Павел Препростый

Блаженный
Павел[1] был земледельцем,
чрезвычайно простым и незлобивым. Он жил в Египте во
времена святого Антония Великого. Павел сочетался
браком с женщиной прекрасной наружности, но
развращенной, которая долгое время таила от него свои
прегрешения. Однажды, внезапно вернувшись с поля, он
застиг ее в грехе с другим мужчиной. Рассмеявшись, он
сказал им: «Хорошо, хорошо, мне до этого нет
никакого дела. Клянусь Иисусом, я эту женщину больше не
приму. Иди возьми ее и детей ее. А я ухожу, чтобы стать
монахом».

Павел удалился в глубокую пустыню, где жил святой Антоний,
и постучал в дверь кельи преподобного. Выйдя, тот спросил:
«Чего ты хочешь?» Павел сказал: «Хочу
стать монахом». «Тебе 60 лет, – ответил
святой Антоний, – ты слишком стар, чтобы стать
монахом, тебе не снести скорбей пустыни. Но пойди лучше в
селение, работай и живи, благодаря Бога». Поскольку
Павел настаивал, обещая исполнить всё, что бы ни повелел
преподобный Антоний, тот предложил ему отправиться в
общежительный монастырь, где братия могли бы понести его
старческую немощь. Затем он запер дверь и не выходил три
дня. Однако Павел не двинулся с места ни на шаг и сидел
без еды и воды перед кельей преподобного. Когда на
четвертый день Антоний отворил дверь, Павел сказал ему:
«Невозможно мне умереть где-нибудь, кроме как
здесь».

Тогда великий подвижник решил испытать Павла и принял на
себя такое жительство, какого не проходил и в молодости.
Он наломал пальмовых ветвей и повелел Павлу плести веревку
по его примеру. Старец-послушник плел до девятого часа и с
трудом сплел около 30 метров веревки, но Антоний остался
недоволен и приказал ее расплести и начать работу снова.
При этом Павел не возроптал, не смалодушествовал, ни разу
не пришел в раздражение.

После захода солнца Антоний предложил: «Хочешь,
съедим кусок хлеба?» Павел ответил: «Как ты
хочешь, авва», – не выказав при этом ни
малейшей жадности, хотя он и не ел уже четыре дня. Антоний
накрыл стол, принес сухие хлебы, размочил их в воде и
начал читать псалом. Прочитав его 12 раз, он 12 раз
помолился. Затем Антоний съел один хлебец, но к другому не
притронулся. У старца же, который ел медленнее, еще
оставался хлеб. Преподобный Антоний подождал, пока тот
закончит, и предложил ему съесть еще один хлебец. Павел
ответил ему: «Если ты будешь есть, то и я. Если же
ты не будешь, то и я не буду». На это Антоний
возразил: «Мне достаточно одного, ведь я
монах». «И мне одного достаточно, –
ответил Павел, – ибо я тоже хочу стать
монахом».

Тогда Антоний встал, сотворил 12 молитв и прочитал 12
псалмов, а потом, после краткого сна, снова поднялся на
молитву в полночь и продолжал ее до утра. Когда он увидел,
что старик охотно следует его образу жизни, он сказал ему:
«Если можешь так жить каждый день, оставайся со
мной». Павел ответил: «Поистине, если будет
что-то большее этого, то не знаю, смогу ли. А если то, что
видел доселе, то сделаю это легко». На следующий
день Антоний радостно возвестил Павлу: «Вот ты и
стал монахом!»

За условленные месяцы Антоний вполне удостоверился, что
ученик его совершенен душой, будучи чрезвычайно прост, и
что ему содействует благодать Божия. Тогда он построил
Павлу келью в трех или четырех милях от своей и сказал:
«Вот, теперь ты монах. Оставайся один, чтобы принять
и искушения от бесов». Проведя год в доблестном
подвиге, Павел принял от Бога благодать изгонять бесов и
исцелять болезни.

Однажды к преподобному Антонию привели одержимого, в
которого вселился князь бесовский, хуливший и само Небо.
Святой, внимательно взглянув на него, сказал тем, кто
привел больного: «Это не мое дело. Я пока не
удостоился такой благодати, чтобы справиться с княжеским
легионом, но это дело Павла». Одержимого привели к
Павлу, и преподобный Антоний повелел блаженному:
«Авва Павел, изгони этого беса из человека, чтобы он
ушел домой здоровым!» Павел спросил: «А ты
что?» Антоний объяснил: «Мне некогда, у меня
есть дело», – и, оставив его, возвратился в
свою келью.

Павел,
полагаясь только на молитву духовного отца, усердно
помолившись, повелел бесу: «Авва Антоний
приказал тебе выйти из этого человека!» Но бес
с бранью закричал: «Не выйду, бесчестный
старче!» Тогда Павел, взяв свою милоть, ударил
одержимого по спине со словами: «Выйди, сказал
авва Антоний!» Но бес стал еще сильнее бранить
и его, и Антония. Наконец Павел пригрозил ему, что
пойдет и скажет Самому Христу, однако бес снова
отказался выйти.

Рассердившись, Павел вышел из кельи на полуденный зной,
когда жара была, как в пещи вавилонской, и, став на камне,
погрузился в молитву, взывая: «Ты видишь, Иисусе
Христе, распятый при Понтийском Пилате, что я не сойду с
этого камня, не буду ни есть, ни пить, пока не умру, если
Ты не изгонишь духа из этого человека и не освободишь
его!» И прежде чем эти слова сошли с его уст, бес
возопил: «О насилие! Простота Павла изгоняет
меня!» И тотчас дух вышел из одержимого и
превратился в огромного змея, который устремился в Красное
море.

Таково благоволение, которое Бог оказывает всем, кто,
подобно Павлу, посвятил себя Ему безраздельно, со всей
простотой сердечной.

[1] Рассказ заимствован у Палладия. См.: Лавсаик. 22: О Павле Простом. В Русской Православной Церкви его память празднуется также 4/17 октября.

Преподобный Павел Препростый

Пре­по­доб­ный Па­вел Пре­про­стый жил в IV ве­ке. Пре­про­стым он на­зван за свое про­сто­сер­де­чие и незло­бие. Пре­по­доб­ный был же­нат, но, узнав о невер­но­сти су­пру­ги, оста­вил ее и уда­лил­ся в пу­сты­ню к пре­по­доб­но­му
Ан­то­нию Ве­ли­ко­му
(па­мять 17 ян­ва­ря). Пав­лу бы­ло уже 60 лет, и свя­той Ан­то­ний спер­ва не при­нял Пав­ла, по­чтя его неспо­соб­ным к тя­же­лой от­шель­ни­че­ской жиз­ни. Три дня сто­ял Па­вел у кел­лии по­движ­ни­ка, ска­зав, что ско­рее умрет, чем уй­дет от­сю­да. То­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний по­се­лил Пав­ла к се­бе, дол­го ис­пы­ты­вал его тер­пе­ние и сми­ре­ние тя­же­лым тру­дом, су­ро­вым по­стом, ноч­ны­ми бде­ни­я­ми, неустан­ным пе­ни­ем псал­мов и зем­ны­ми по­кло­на­ми. На­ко­нец пре­по­доб­ный Ан­то­ний раз­ре­шил Пав­лу по­се­лить­ся в от­дель­ной кел­лии.

За мно­го­лет­ний по­двиг пре­по­доб­но­му Пав­лу Гос­подь да­ро­вал про­зор­ли­вость, власть из­го­нять бе­сов. Ко­гда к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию при­ве­ли бес­но­ва­то­го юно­шу, он на­пра­вил боль­но­го к пре­по­доб­но­му Пав­лу со сло­ва­ми: «Ве­ли­кие в ве­ре мо­гут из­го­нять толь­ко ма­лых бе­сов, а сми­рен­ные, как Па­вел Пре­про­стый, име­ют власть над кня­зья­ми бе­сов­ски­ми».

Память 4 октября

Сей Павел был земледельцем в одном селении. Человек он был неученый, душою же был весьма прост и незлобив. Он вступил в брак с женщиною, красивой лицом, но дурной по своей душе и поведению; долгое время она тайно от мужа вела прелюбодейную жизнь. Однажды, возвратившись с работы домой, Павел застал жену свою с другим. Тогда, немного усмехнувшись, сказал он прелюбодею:

– Хорошо, хорошо! Я совсем не обращаю на это внимания. Призываю во свидетельство Иисуса Христа, что я не желаю более жить с нею. Вот ты обладаешь ею, посему и детей корми, а я уйду и стану монахом.

И тотчас же, оставив все, Павел ушел из дома; никому он при сем ничего не сказал, и порочную свою жену нисколько не укорил, но молча пошел в пустыню. Там он пришел к преподобному
Антонию Великому
6327
, и постучал в двери его келии. Антоний спросил его:

– Чего ты хочешь?

Павел отвечал:

– Хочу быть иноком.

Антоний увидев, что он уже стар, сказал ему:

– Тебе, старец, уже около 60 лет, – не можешь ты быть иноком; возвратись опять в село и исполняй свою работу, благодаря Бога; а пустыннический труд нести и искушений терпеть ты не сможешь.

Но Павел отвечал:

– Отец! Я готов исполнять все то, что ты повелишь.

Антоний же, не внимая ему, говорил:

– Я сказал тебе, что ты стар и уже не можешь быть монахом. Отойди отсюда. А если хочешь быть монахом, то иди в монастырь, где живет много братии, могущей переносить твои немощи; а я живу здесь один и по пяти дней ничего не вкушаю; посему не можешь ты жить со мною.

Сказав сие, Антоний затворил двери и три дня не выходил из своей келии. Но старец все это время оставался около келии, никуда не уходя. На четвертый день Антоний отворил дверь и опять увидел Павла и, чтобы заставить удалиться его, сказал:

– Уйди отсюда, старец. Зачем ты досаждаешь мне? Я сказал тебе, что ты не можешь остаться здесь.

– Умру тут, а не уйду, – ответил старец.

Антоний, видя, что у старца нет ни хлеба, ни воды, и что он уже четвертый день остается без пищи, подумал про себя: «старец сей, не привыкший так долго поститься, может умереть от голода, и на моей душе будет за него грех». Посему он согласился оставить его у себя и сказал:

– Ты можешь спастись, если будешь послушен и сделаешь то, что я повелю тебе.

Павел ответил:

– Отче, я готов исполнять все то, что ты скажешь мне.

Антоний же, испытывая его, сказал:

– Стой и молись на сем месте до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе того, над чем ты должен трудиться.

Оставив Павла, Антоний вошел в пещеру.

Целую неделю он не выходил к нему, но тайно через окно наблюдал за ним и видел его все то время неподвижно стоящим день и ночь на одном месте.

Тогда, выйдя из келии, Антоний принес старцу финиковые ветви и, омочив их в воде, сказал ему:

– Плети, старец, веревку так же, как я плету.

И плел Павел веревку до девятого часа и с большим трудом сплел пятнадцать лактей
6328
. Антоний же, посмотрев работу, сказал:

– Нехорошо ты сплел, расплети и плети снова.

А был уже седьмой день, как он не давал ему ничего есть. Все же сие делал Антоний для того, чтобы удалить Павла от себя, ибо он думал, что тот уйдет от него, не выдержав испытания. Но Павел продолжал с большим трудом расплетать веревку и снова сплетать ее; и как он ни был голоден, однако, нисколько не огорчился и не возроптал. Тогда Антоний сжалился над ним, – и вот, когда уже солнце заходило, он сказал Павлу:

– Старец, не хочешь ли немного вкусить хлеба?

– Как ты хочешь, отче, – отвечал Павел.

Антоний пришел в умиление от сих слов Павла, который, и страдая от голода, не спешил, однако, к утолению его хлебом, но отдавался на волю Антония.

Они вкусили немного хлеба с водою и, вставши из-за стола, возблагодарили Господа.

Испытывал святой Антоний Павла и в молитвах, по целым ночам не ложась спать и поя псалмы со многими поклонами, но и в сем Павел оказался терпеливым и бодрым.

Раз, когда они вкушали пищу, Антоний велел Павлу вкусить более того, чем сколько вкушал сам, ибо он жалел его, как еще непривыкшего к строгому посту.

Но тот ответил:

– Если ты, отче, будешь есть еще, то и я буду.

– Мне довольно, – сказал Антоний, – потому что я монах.

А Павел ответил:

– И мне довольно, потому что и я хочу быть монахом.

И всегда Павел исполнял все, что ни повелевал ему Антоний.

Однажды Антоний велел сшить ему одежду; когда Павел сшил ее, Антоний сказал:

– Плохо ты сшил, – распори ее и сшей снова.

И вновь сшитую он велел распороть и опять шить.

Все сие делал Антоний для того, чтобы испытать терпение и послушание Павла. А тот нисколько не роптал на сие, но с усердием и старательностию исполнял все повеления Антония.

Наконец, Антоний убедился в способности Павла к пустынножительству и сказал ему:

– Вот ты уже и соделался иноком во имя Господа Иисуса.

И велел Антоний жить ему в одиночестве, сделав келию для него на расстоянии четырех метаний камнем
6329
от своей. И пребывал блаженный Павел близ святого Антония в той отдельной келии, трудясь день и ночь в подвигах иноческих; за сие получил он от Бога власть над духами нечистыми, чтобы изгонять их и исцелять недуги.

Раз к святому Антонию приведен был юноша, имевший в себе духа нечистого, весьма злого и сильного, одного из князей тьмы, который хулил Бога.

Но Антоний сказал:

– Не мое это дело, ибо не получил я от Бога власти над сильнейшими бесами, но Павел препростый имеет сей дар. И пошел он с юношею к Павлу и сказал ему:

– Авва Павел! изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога.

Но Павел сказал:

– А ты, отче, почему же не изгнал его?

Антоний отвечал:

– Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе.

И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу:

– Диавол! Авва Антоний велит тебе выйти из человека сего.

Диавол же с бранью ответил:

– Не выйду, всезлобный и лживый старик. Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря:

– Выходи, – так повелел тебе святой Антоний.

Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал:

– Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будет тебе худо.

Но бес, хуля Христа, говорил:

– Не выйду.

Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет как огненная пещь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу:

– Господи Иисусе Христе, распятый при Понтие Пилате! Ты ведаешь, что не сойду я с сего камня, хотя бы пришлось мне и умереть на нем, и не вкушу ни хлеба, ни воды до тех пор, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из сего юноши.

Когда еще говорил он сие, бес начал кричать:

– Выхожу, выхожу и не знаю, где буду находиться. И выйдя из юноши, бес обратился в большого змея, длиною в 70 локтей, и поселился в Чермном море
6330
. Так святой Павел победил диавола простотою и смирением своим; ибо слабейших бесов изгоняют люди силою веры, а начальствующих князей бесовских побеждают люди силою смирения, как сей святой Павел.

Блаженный Павел имел и дар прозрения. Раз, войдя в один монастырь, встал он у церкви, наблюдая, кто с какою мыслию входит в нее. Была вечерня и все входили в
церковь
с радостным лицом и просветленною душою, и с каждым из них входил с радостию и ангел хранитель. Один же брат шел в
церковь
с лицом мрачным, душою озлобленною, будучи окружен бесами, из которых каждый влек его к себе; ангел же хранитель его следовал в отдалении, – в унынии и с плачем. Видя сие, святой опечалился и весьма скорбел о погибшем брате; от великой печали не вошел святой Павел и в церковь, но с плачем сидел вне ее. Когда церковная служба окончилась, то все братия выходили такими же, какими и входили, и свет Божественный озарял их. Увидал Павел и того, который прежде был мрачным; и вот лицо его светилось как бы лицо ангела, и благодать Духа Святого осеняла его, и ангел хранитель радостно поддерживал за руку его; бес же издали рыдал и не дерзал хотя немного приблизиться к нему.

Увидав столь быструю перемену, происшедшую с братом, блаженный обрадовался и, остановив его, поведал окружающим о том, что видел и затем спросил брата о причине его внезапного изменения.

Тот, видя себя обличенным Божиим откровением, в присутствии всего народа, рассказал о себе все:

– Я, – сказал он, – весьма грешен: много лет прожил я до нынешнего дня в беззаконии. Войдя сегодня в
церковь
, услышал я, что читают книгу пророка Исаии, или лучше, – Самого Бога, через пророка говорящего: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; научитесь делать добро: и если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (
Ис.  1:16–18
)
6331
. Услышав сие, я умилился душою, отверзлись во мне духовные очи и, познав свое злодейство и нечестие, я с сокрушением сказал в душе своей Богу: «Ты, Господи, пришел в мир для спасения грешников, как то через пророка Своего Ты мне ныне поведал; исполни сие со мною грешным на деле. Ибо я даю обет отныне, при помощи Твоей, не только никому не делать никакого зла, но и оставить всякое беззаконие и послужить Тебе, Владыко, чистою совестию; только Ты Сам приими меня кающегося и не отвергни меня, припадающего к Тебе. С такими обещаниями, – продолжал он, – вышел я из церкви, решив в сердце своем не грешить более перед Богом.

Услышав сие, все громким голосом прославили Бога, принимающего всякого, обращающегося к Нему с покаянием.

Так прозорлив был святой Павел, ибо за простоту свою и незлобие свое он преисполнен был благодати Божией. Да и кто же приятен Богу более незлобивого? «Непорочность и правота, – говорит Господь устами Псалмопевца, – да охраняют меня» (
Пс.  24:21
).

Преподобный прожил в святой простоте своей много лет и, сотворив много чудес, отошел ко Господу
6332
. Тот, кто был на земле простым и неученым, теперь стал премудрейшим на небеси, более всех мудрецов мира сего, и с мудрыми херувимами созерцает он Христа, Божию Силу и Божию Премудрость. Ибо истинная мудрость в том и состоит, чтобы бояться Бога и в чистоте души и незлобии сердца служить Ему и благоугождать.

Молитвами, Господи, угодника Твоего, Павла препростого, умудри и нас в исполнении заповедей Твоих. Дай нам иметь началом премудрости – страх Твой, дабы мы, из благоговения к Тебе, уклонившись от греха, могли творить перед Тобою добро и получить милость Твою во веки. Аминь.

Жизнь и чудеса святителя Павла Простодушного

Святителя Павла Простоватого (праздник 7 марта)

От земли Павла удалили

5

Слово ,

По простоте он получил много корон.

«Павел Простодушный был для нас ясным примером, ибо он был правилом и прообразом блаженной простоты».

— Св. Иоанна Лествичника

Палладий из Геленополя
( Lausiac History , гл. 28)

Раб Христов Иеракс, а также Кроний и несколько других братьев рассказали мне историю, которую я собираюсь рассказать вам о Павле Простодушном. Это был крестьянин-земледелец с явно невинной и простой жизнью, и он взял в жены прекраснейшую женщину, которая, тем не менее, была очень распущенной. Ведомый провидением к исходу, на который он на самом деле наполовину надеялся, однажды он неожиданно вернулся с полей, вошел внутрь и нашел ее вместе с мужчиной. Когда он увидел ее и мужчину, с которым она занималась сексом, он искренне и искренне рассмеялся.

— Хорошо, хорошо, — сказал он. «Это означает, что она больше не является моей ответственностью. Во имя Иисуса я больше не признаю ее. Иди, возьми ее с собой и ее детей, потому что я ухожу, чтобы стать монахом».

Никому ничего не сказав, он проделал восьмидневный путь к святому Антонию и постучал в его дверь.

«Что тебе нужно?» — спросил Энтони, подойдя к двери.

«Стать монахом», ответил Павел.

«Тебе должно быть не меньше шестидесяти. Ты не можешь стать монахом», — сказал Энтони. «Живи в городе, зарабатывай себе на жизнь, уповая на милость Божию. Ты не смог бы справиться со всеми испытаниями одиночества».

«Что бы ты ни сказал мне сделать, я сделаю это», — ответил старик.

«Я сказал вам,» сказал Энтони. «Ты старый. Ты не можешь быть монахом. Уходи. Или, если ты действительно хочешь быть монахом, иди в общежитие, где много братьев, которые поддержат тебя в твоей немощи. Я здесь совсем один, постлюсь за пять дней до еды». И этими словами он пытался прогнать Павла.

Отказавшись его принять, Энтони закрыл дверь и три дня не выходил на улицу, даже на зов природы. Но старик остался на месте.

На четвертый день ему действительно пришлось выйти на улицу, но когда он открыл дверь и вышел, он увидел, что Пол все еще там, и сказал: «Уходи, старик. Почему ты продолжаешь беспокоить меня? здесь.»

«Я не собираюсь оставаться нигде, кроме как здесь», сказал Пол.

Антоний взглянул на него и увидел, что у него нет с собой ничего для поддержания жизни, ни хлеба, ни воды, ни чего другого, и вот уже четыре дня он постится.

«Он так непривычен к посту, что может умереть, — подумал Энтони, — и я буду виноват». И вот он принял его.

«Если ты будешь послушным и будешь делать то, что я тебе скажу, — сказал Энтони, — все будет в порядке».

«Я сделаю все, что вы скажете», — ответил Пол.

Энтони в те дни вел такой же строгий образ жизни, как и в молодости. Чтобы испытать мужество Павла, он сказал ему: «Оставайся здесь и молись, а я войду и принесу тебе кое-что для работы». Затем он вошел в свою внутреннюю комнату и наблюдал за Полом через окно. Всю оставшуюся неделю он оставался там, не шевелясь, несмотря на то, что горел от жары. В конце недели он принес несколько пальмовых ветвей, вымоченных в воде.

«Возьми это и сплети веревку, как я делаю.» он сказал. Старик ткал до девятого часа, с большим трудом проделав пятнадцать вытянутых рук. Энтони проверил, что он сделал, и не был удовлетворен этим.

«Вы сделали это очень плохо», сказал он. «Отменить это и сделать это снова». Был уже седьмой день поста сего пожилого человека, но Антоний так сурово обращался с ним, чтобы посмотреть, не откажется ли он от жизни монаха. Но он просто взял ветки и переплел их, и с большим трудом исправил неровности, с которыми он их сначала сделал. Антоний увидел, что он ни роптал, ни унывал, ни уклонялся, ни в малейшей степени не обижался, и ему стало его жалко. И когда солнце село, он сказал: «Ну что, батюшка, преломим вместе хлеба?»

— Если ты считаешь это правильным, авва, — ответил Пол, предоставив, таким образом, решение Антонию, не вскакивая нетерпеливо при упоминании о еде. Энтони начал менять свое мнение.

«Тогда приготовь стол», сказал он. И он так и сделал. Энтони поставил на стол хлеб, четыре булочки по шесть унций. Он положил одну для себя (потому что они были сухие) и три для Павла. Антоний пропел знакомый ему псалом и, повторив его двенадцать раз, двенадцать раз произнес и молитву. Он сделал это, чтобы еще больше испытать Павла. Но и старик молился так же быстро и горячо, как и сам великий Антоний. (Я действительно думаю, что он предпочел бы питаться скорпионами, чем жить фальшиво.)

«Садись, — сказал великий Антоний Павлу после двенадцати молитв, — но мы не будем есть до вечерни. Подожди, пока хлеб будет съеден». Пришло время вечерни, а Павел еще не ел, как Антоний сказал: «Вставай, помолимся и ляжем спать». Они вышли из-за стола и так и сделали. В середине ночи Антоний разбудил Павла для молитвы и продолжал с ними до самого девятого часа. Но, наконец, когда наступила вечерня, и стол был приготовлен, и они пели и молились, они сели есть.

Энтони съел одну булочку и не взял другую. Старик ел медленнее и все еще ел начатую булку. Энтони подождал, пока он закончит, и сказал: «Ну, папочка, съешь еще булочку».

«Если у вас есть еще один, я буду,» сказал Пол, «но не если вы не будете.»

«С меня вполне достаточно для того, кто является монахом», сказал Энтони.

«Раз я хочу быть монахом, — сказал Пол, — то и мне этого достаточно». И он встал и сказал двенадцать молитв и спел двенадцать псалмов. После молитв они немного поспали первую часть ночи, затем встали и снова запели псалмы до рассвета.

Затем он отправил его бродить по пустыне.

«Приходи через три дня», сказал он.

Это он сделал.

Когда в гости приходили какие-то братья, он обращал пристальное внимание на Энтони и делал все, что хотел Энтони.

«Позаботься о посетителях и молчи, — сказал он, — и ничего не ешь, пока они не отправятся в обратный путь».

В конце третьей недели, когда Пол ничего не ел, братья спросили его, почему он молчит, на что он вообще ничего не ответил.

«Почему молчишь?» — сказал Энтони. «Поговори с братьями». Так он говорил.

Однажды, когда Антонию дали банку меда, он сказал Полу разбить банку. Он так и сделал, и мед пролился.

«Теперь этой скорлупой соскребите мед, — приказал он, — только не запутайтесь в ней грязи».

Однажды он приказал ему целый день черпать воду. Когда его одежда стала немного изодранной, он сказал ему просто привыкнуть к ней.

В конце концов, этот человек так крепко ухватился за послушание по данной ему божественной благодати, что смог повелевать демонами. Когда великий Антоний увидел, что этот человек быстро исполнил все, о чем он просил его, так, как он устроил свою жизнь, он сказал: «Посмотри, можешь ли ты продолжать делать это изо дня в день, брат, и оставайся со мной. »

«Я не знаю, что еще вы можете мне показать», — сказал Пол. «Я делаю все, что вижу, как ты делаешь, довольно легко и без всякого напряжения, Господь мне помощник».

В другой день Антоний признался «во имя Иисуса», что он действительно стал монахом. Великий и блаженный Антоний убедился, что душа этого раба Христова стала почти во всем совершенной, хотя он и был несколько прост. Через несколько месяцев Антоний был побужден благодатью Божией устроить ему келью в трех или четырех верстах от своей кельи и сказал ему: «Вот теперь, с помощью благодати Христовой, ты сделался монахом. .Теперь живите сами по себе, и даже демонов берите.»

Итак, через год после того, как Павел Наипростейший поселился у него, он был весьма опытен в дисциплинированном образе жизни и удостоился борьбы с бесами и со всякими болезнями.

Однажды к Антонию привели юношу, которого безмерно досадил один из самых могущественных и свирепых демонов, который злословил самое небо проклятиями и богохульствами.

Антоний взглянул на юношу и сказал тем, кто его привел: «Это не для меня задача. Мне еще не дано было благодати справиться с этим очень сильным типом демона. Павел Простодушный дар иметь дело с этим». Великий Антоний отправился к Павлу, этому превосходнейшему человеку, взяв их всех с собой.

«Авва Павел, — сказал он, — изгони этого беса из этого человека, чтобы он вернулся домой здоровым и прославлял Бога».

«Почему не ты?» — спросил Пол.

«Это не для меня», сказал Энтони. «У меня другие заботы». И великий Антоний оставил там отрока и возвратился в свою келью.

Скромный старец встал и излил сильную молитву, чтобы бросить вызов демону, и сказал: «Авва Антоний говорит: «Отойди от этого человека»»

демон, со многими проклятиями и богохульствами. Павел надел свой тулуп и ударил его в спину, крича: «Выходи, говорит авва Антоний».

Демон обругал Павла и Антония проклятиями, говоря: «Вы отвратительные старики, ленивые и жадные, никогда не довольствуетесь своим делом. Что у вас общего с нами? Почему вы нас запугиваете?»

«Либо идите сейчас, — сказал Пол, — либо я призову силу Христа, чтобы навести на вас погибель».

Но и этот нечистый демон возмущался на Иисуса проклятиями и богохульствами: «Я не пойду», — кричал он.

Это разозлило Пола на демона. Он вышел наружу. Был полдень, когда египетский зной можно сравнить с печью Вавилона. Святой старец встал прямо, как истукан, на вершину скалы и молился: «Иисусе Христе, Ты был распят при Понтии Пилате, заметьте, что я не сойду с этой скалы, и не буду есть и есть». пей, даже если я умру, пока не услышишь меня и не изгонишь этого демона из этого человека и не освободишь его от нечистого духа». И когда простой и смиренный Павел молился, еще не кончив, бес закричал: «Иду, иду, изгнанный силой, побежденный тиранией. Я выхожу из этого человека». и больше не вернусь. Простота и смирение Павла выгнали меня, и я не знаю, куда идти».

В тот момент, когда он ушел, он превратился в огромного дракона около семидесяти локтей в длину, который пополз к Красному морю. Так исполнились слова Священного Писания: «Праведник в делах своих проявляет веру свою» (Притчи 12:17) и «На кого призрю, говорит Господь, как не на кроткого и смиренного и дрожит от моих слов? (Исаия 66:2). Хотя меньшие демоны могут быть изгнаны верой людей во власть, только смиренные люди могут обратить в бегство демонов величайшей силы.

Таковы были чудеса смиренного Павла Простодушного, и много других сотворил он, даже больше этих. Все братья знали его как Простого.

Источник

Созомен
( Церковная история , Кн. 1, Гл. 13)

Мы должны изложить в хронологическом порядке историю наиболее прославленных учеников Антония, и особенно Павла, прозванного Простодушным. Говорят, что он жил в деревне и был женат на красивой женщине, и что, застигнув ее в прелюбодеянии, он безмятежно рассмеялся и клятвенно подтвердил, что больше не будет жить с ней; что он оставил ее с прелюбодеем и тотчас отправился к Антонию в пустыню. Рассказывают далее, что он был чрезвычайно кроток и терпелив: и что, будучи в возрасте и отвыкнув от монашеской строгости, Антоний испытал силу свою различными испытаниями, ибо был новопришедшим и ничего постыдного не обнаружил; и что, продемонстрировав совершенную философию, он был отправлен жить один, как более не нуждающийся в учителе. И Сам Бог подтвердил свидетельство Антония; и показал, что этот человек был наиболее прославлен своими делами и превосходил даже своего учителя в том, что досаждал и изгонял бесов.

Источник

Руфин из Аквилеи
( История египетских монахов , кн. 2, гл. 31)

Среди учеников блаженного Антония был некто Павел, прозванный Простодушным. Его первое обращение произошло так:

Он своими глазами видел, как однажды его жена прелюбодействовала, поэтому, никому ничего не сказав, он ушел из дома, охваченный грустью в сердце, и бежал в пустыню. Побродив там в беде, он наконец пришел в Антониев монастырь. Он находил утешение в этом счастливом случае из-за того, что он слышал об этом месте. Он встретил Антония и спросил его, как ему найти путь к спасению. Антоний почувствовал, что он простой человек, и сказал ему, что если он будет соблюдать наставления, которые он ему даст, то будет спасен. Он ответил, что сделает все, что его попросят. Чтобы проверить это обещание, Антоний сказал ему, стоя у дверей своей камеры: «Подожди здесь и молись, пока я не вернусь снова». Затем он вошел внутрь и оставался там день и ночь, время от времени тайно наблюдая за Полом через окно. Он видел, что Павел молился непрестанно, ничуть не двигаясь, просто стоя в зное дня и в росе ночи, так сосредоточенный на том, что ему было сказано, что ни в малейшей степени не сдвинулся с места.

Когда Энтони вышел на следующий день, он взял его к себе и начал учить каждому виду ручной работы, принятой в одиночестве. Работа руками позаботилась о потребностях тела, а помыслы сердца и намерения ума уступили место тому, что исходило от Бога. Он сказал ему принимать пищу вечером, но предупредил никогда не утолять свой голод полностью и быть особенно экономным в том, что он пил, потому что ментальные фантазии так же поощрялись избытком воды, как и телесный жар избытком вина. И когда он полностью научил его, как вести себя должным образом во всем, он построил для него келью недалеко, то есть на расстоянии трех миль, где велел ему продолжать делать то, чему он научился. Он навещал его время от времени и был рад видеть, что он твердо усвоил то, чему его учили, всем сердцем упорствуя в своем уединении.

Однажды в гости к святому Антонию пришли старшие братья, люди очень продвинутые в духовном отношении, и в то же время Павел оказался в гостях. Был долгий разговор на глубокие и мистические темы, много дискуссий о Пророках и Спасителе.

«Приходил ли Христос раньше пророков?» — спросил Павел по простоте сердечной. Энтони было довольно неловко за то, что он задал такой глупый вопрос.

«Отойди, не говори больше», сказал он снисходительным тоном, предназначенным для идиотов.

Но Пол считал, что все, что Энтони говорил ему делать, было как бы повелением от Бога, и немедленно повиновался. Он вернулся в свою келью, принял это повеление и стал хранить полное молчание, не позволяя ни одному слову сорваться с губ. Когда Антоний понял это, он удивился, почему он так себя ведет, ведь он совершенно не подозревал, что давал Павлу какие-либо приказы. Он приказал ему говорить и сказать ему, почему он молчит.

«Ты, отец,» сказал Пол, «велел мне уйти и больше ничего не говорить.»

Энтони был поражен тем, что Павел буквально воспринял слова, которые он совершенно небрежно сказал: «Этот человек посрамляет всех нас», — сказал он. «Ибо мы не слышим того, что говорят нам с неба, а Он слышит то, что исходит из уст наших».

Антоний был полон решимости научить его многому о послушании и имел привычку отдавать приказы, которые казались совершенно неразумными и бесцельными, чтобы приучить его ум к послушанию. Однажды он сказал ему набрать воды из колодца и вылить на землю, он сказал ему распутать корзины, а затем снова сплести их вместе, разорвать свою одежду, затем снова зашить ее, затем снова разобрать. Во всех подобных практиках Энтони свидетельствует о том, что он оставался полностью восприимчивым. Он научился не противоречить ни в одном из тех неразумных поступков, которые ему велено было делать, и таким образом он увлекался всеми этими вещами и вскоре достиг состояния совершенства.

Энтони использовал его в качестве примера. «Кто хочет скорее прийти к совершенству, — учил он, — тот не должен быть сам себе господином и повиноваться своей воле, даже если он думает, что он прав. во всем остальном он должен отвергнуть себя и отказаться от своей воли (Мф. 16:24), ибо Сам Спаситель сказал: «Я пришел исполнить не свою волю, но волю пославшего Меня». (Иоанна 6:38) Воля Христа, конечно, не могла ничем отличаться от воли Отца, ибо пришедший учить послушанию сам не был бы послушен, если бы только исполнял свою волю. Не тем ли более будем судимы непослушными, если будем исполнять свою волю?Поэтому Павел и есть пример для нас, ибо заслугами своей простоты и послушания он достиг такой высоты духовной благодати, что Господь показал в нем множество гораздо более сильных добродетелей, чем в Антонии».

Из-за обилия его даров многие люди приезжали со всех концов, чтобы лечиться у него. Антоний опасался, что внимание такой большой толпы одолеет его, поэтому он отправил его глубже в пустыню, где никому было не так легко добраться до него, и таким образом Антоний мог лучше иметь дело с посетителями. Но если сам Антоний не мог никого исцелить, то он посылал их к Павлу, как более обильно снабженных целительными дарами. И Павел исцелил их.

Простота его верности была велика в глазах Господа. Рассказывают, что однажды кто-то, больной бешенством, кусал, как собака, всех, кто пытался подойти к Павлу. Его привели к Павлу, который настойчиво молился о том, чтобы бес, беспокоивший его, был обращен в бегство. А через некоторое время, когда вроде бы ничего не происходило, он, как говорят, возопил с негодованием, как малое дитя, к Господу: поешь сегодня!» И тотчас Бог удовлетворил его просьбу, как любимого ребенка. Бешенство вылечили мгновенно.

Источник

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Павел Простодушный

Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает «Католическую энциклопедию», «Отцов церкви», Summa, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов…

История Павла, как Палладий услышал ее от людей, знавших святого Антония, была следующей: Павел был земледельцем. , очень просто и бесхитростно. Однажды, узнав о неверности жены, он отправился в монахи. Он постучал в дверь кельи святого Антония. Вот суть последовавшего диалога:

Энтони: «Что тебе нужно?»
Пол: «Стать монахом».
Антоний: «Это совершенно невозможно для тебя, шестидесятилетнего человека. Довольствуйся жизнью рабочего, благодари Бога.»
Пол: «Все, чему ты меня научишь, я сделаю».
Энтони: «Если ты должен быть монахом, иди в ценобий. Я живу здесь один, ем только раз в пять дней.»

С этим святой Антоний затворил дверь, а Павел остался снаружи. На четвертый день преподобный Антоний, опасаясь, как бы он не умер, принял его к себе. Он заставил его плести веревку из пальмовых листьев, заставил отменить то, что он сделал, и сделать это снова. Когда наступил вечер, он спросил его, готов ли он есть. Как и любил святой Антоний, был ответ. Святой Антоний достал несколько корок, сам взял одну и дал старику три. Потом последовала длинная благодать один псалом, произнесенный двенадцать раз, и столько же молитв. Когда каждый съел корочку, Полу сказали взять еще.

Пол: «Если ты сделаешь, я сделаю; если ты не сделаешь, я не буду.»
Энтони: «Я монах, и мне достаточно одного.»
Павел: «Мне достаточно, я собираюсь стать монахом.»

Затем последовали двенадцать молитв и столько же псалмов, после чего последовал небольшой сон до полуночи, а затем снова читались псалмы, пока не наступил день. Наконец Пол получил то, что хотел. После того как он прожил с Антонием несколько месяцев, святитель дал ему келию в нескольких верстах от своей собственной. Через год снизошла на Павла благодать исцеления и изгнания бесов. Затем следует рассказ о том, как он смог изгнать дьявола, над которым не имел власти даже святой Антоний.

История св. Павла в «Hist. monachorum» по существенным фактам почти такая же, как и в «Палладии», но атмосфера иная. В «Палладии» святой Антоний живет совершенно один; в «Истории» он своего рода настоятель отшельников. В «Палладии» он не хочет принимать Павла; в «Истории» он предлагает ему стать монахом. В «Палладии» цель св. Антония — показать Павлу, какой на самом деле была жизнь отшельника; в «Истории» он подвергает его довольно обычным видам испытаний, которые любой аббат мог бы применить к любому постулату. Разница, по-видимому, сводится главным образом к следующему: «Палладий», по-видимому, помещает историю в более раннее время, а «История» — после того, как у святого Антония появились ученики. За различными анекдотами о Поле читатель может обратиться к «Житиям святых» Батлера или к Тиллемону.

Цитата APA. Бахус, Ф. Дж. (1911). Святой Павел Простой. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/11591a.htm

Ссылка на MLA. Бахус, Франциск Иосиф. «Святой Павел Простой». Католическая энциклопедия.