Содержание
Портреты доктора Рея и доктора Гаше Винсента ван Гога. Эссе Ильинской больницы.
Рей, как оказалось в дальнейшем, ничего не
смыслил в живописи, потому что портретом, подаренным ему ван Гогом, заткнул
дыру в крыше курятника, но зато был честным и усердным врачом.
Бывает так, что художника знают не по
его картинам, а сразу вспоминают, что он натворил. Про Дали говорили, что он
грубо пошутил над Арамом Хачатуряном, Эгона Шиле обвиняли в педофилии, Серов
нахамил императрице Александре Федоровне, Пикассо крутил романы с огромным
количеством женщин, а ван Гог лишил себя уха.
И если история про Дали и Хачатуряна, -
скорее, скандальный анекдот, то ван Гог действительно порезал себя опасной
бритвой. Это произошло в Арле, городе на юге Франции, местности, которая стала
мечтой о земном рае, своеобразной утопией для художника. Здесь он решил создать
коммуну для живописцев, и первым, кого он пригласил в свою «Южную мастерскую»,
был Поль Гоген. Гоген туда поехал не ради дружбы или высоких идеалов: Тео,
опекающий своего брата Винсента, обещал выплачивать Гогену денежное пособие.
Сейчас существует много версий, что же
именно стало окончательной причиной разлада: их совершенно разные взгляды на
искусство, сложные характеры, симпатия к одной и той же проститутке или же
финансовые документы Поля, обнаруженные Винсентом. Мало того, события той ночи
обросли огромным количеством домыслов: некоторые даже считали, что мочку уха
Винсенту отсек рапирой Гоген, после чего ван Гог в сильнейшем припадке (он
«слышал голоса») был доставлен в больницу Арля, где в течение 15 дней его
выхаживал 23-летний практикант Феликс Рей.
Ван Гог. Портрет доктора Рея
Источник изображения: http://vangogh-art.ru
Рей, как оказалось в дальнейшем, ничего
не смыслил в живописи, потому что портретом, подаренным ему ван Гогом, заткнул
дыру в крыше курятника, но зато был честным и усердным врачом: внимательно
отнесся к своему пациенту, выхаживал его в течение всего срока пребывания,
поддержал в решении лечь в психиатрическую лечебницу в Сен-Реми, а после
окончания интернатуры стал лечить туберкулез, спасал людей во время эпидемии
холеры и даже получил серебряную медаль от МВД Франции.
Хотя знавшие доктора Рея отмечали, что
портрет вышел очень похожим, в чертах лица есть что-то японское: юг Франции,
где художник оказался впервые, где было тепло, все было залито солнцем и цвели
фруктовые деревья, был для него, выходца из Нидерландов, экзотикой сродни
Японии, ее эквивалентом. Японская живопись, как он считал, оказала влияние на всех
импрессионистов, и в Арль, где можно было смотреть на мир «японскими глазами»,
он отправился за «чистотой атмосферы и легкими цветовыми эффектами».
То, что в полной мере нашло отражение в
его пейзажных работах, в «Портрете доктор Рея» едва уловимо. Но как и в
японской цветной гравюре живописная техника намеренно упрощается: мы видим
плоскостное изображение, где фигура доктора обведена черным контуром и дан лишь
слабый намек на светотеневую моделировку.
О ярких контрастных цветах и нарочитой
декоративности задника Рей позже скажет так: «Когда я увидел, что он очертил
мою голову зеленым цветом, а волосы и усы нарисовал красными, и всё это на
ядовито-зеленом фоне, я был просто в ужасе».
Зато другой врач, также лечивший ван
Гога годом позже, окажется учеником Курбе, другом Писсарро, Мане и Сезанна,
поэтому от своего портрета кисти ван Гога придет в такой неописуемый восторг,
что потребует создать для него авторскую копию.
Это случилось в Овер-сюр-Уаз, месте,
куда по совету художника Камиля Писсарро отвез ван Гога его брат Тео,
испугавшись рецидива болезни в Париже, городе с безграничными возможностями и
беспощадными искусами. Здесь, в тридцати километрах от Парижа, Винсент провел
два месяца, создав около 80 работ, – поразительная работоспособность, когда созданные
полотна не успевали сохнуть и художник просто клал холсты под кровать один на
другой. Эта одержимость лишала его сил, но именно в работе лечащий врач видел
спасение для Винсента. Работы этого периода довольно разные, это поиск, но и в
попытке отыскать что-то новое можно создать шедевр, как это случилось с
«Портретом доктора Гаше».
Ван Гог. Портрет доктора Гаше
Источник изображения: https://ru.wikipedia.org
Этих портретов действительно два: первый
вариант находится в частной коллекции, авторское повторение висит в музее Д’Орсе.
Ван Гог писал Тео о своей задумке: «…Лицо цвета обожженного кирпича,
загорелое от солнца, с рыжей шевелюрой, в белой фуражке, на фоне пейзажа с
голубыми холмами; его одежда цвета ультрамарина, лицо на этом фоне выделяется и
бледнеет, хотя оно и кирпичного тона. Руки — руки врача, более светлы, чем
лицо. Перед ним на красном столе желтые романы и цветок наперстянки,
темно-пурпуровый». Когда не видишь работы, а только читаешь ее описание в
письме художника, то кажется, что она очень бравурная и звучная (поскольку она
очень яркая, а цвет играет большую роль в передачи настроения), но удивительно,
что доктор Гаше, которого Винсент нашел «больным и нервным», изображен в
глубокой меланхолии: его поза, когда он сидит, подперев рукой щеку, потухший
взор говорят сами за себя. Желтые пятна (романы Гонкуров), пурпурный аккорд (из
наперстянки врач готовил лекарство для Винсента с целью предупреждения
эпилептических припадков), оранжевая скатерть только служат контрастом для
довлеющей сине-голубой гаммы, такой же меланхолической и печальной, как и в
«голубом» периоде Пикассо. Второй портрет не являлся буквальным повторением:
пейзаж на заднем плане сведен к волнистой линии, меньше деталей (например, на
столе осталась только ветка наперстянки), выражение лица несколько иное
(вскинутые брови, морщина на лбу, смеженные веки).
Доктор Гаше, несмотря на образование,
полученное в Сорбонне, и обширный опыт, приобретенный на фронте и во время
борьбы с эпидемией холеры, склонялся к тому, что сейчас относится к
комплементарной медицине (занимался водолечением, применял электричество, был
гомеопатом), и ван Гогу стал больше приятелем, нежели лечащим врачом. Они вели
беседы об искусстве, у Гаше была приличная коллекция работ импрессионистов,
причем доктор даже обучил своего подопечного технике офорта (одна из гравюр
тоже изображает доктора). Когда ван Гог получил огнестрельное ранение (сейчас
есть смелая версия, что это не было самоубийством, а выстрелом по
неосторожности, совершенным подростками, приятелями художника) и сам добрался
до больницы, он послал за доктором Гаше.
Врач не спас ван Гога от смерти, зато
художник смог подарить доктору бессмертие.
3645
просмотров
история двух картин, написанных Ван Гогом
Картину «Портрет доктора Гаше» в течение 15 лет называли самым дорогим полотном в мире, проданным на аукционе. За право обладать работой Винсента Ван Гога (Vincent Willem van Gogh) коллекционер выложил аукционному дому Christie’s 85 миллионов долларов. О её судьбе и поговорим.
Ван Гог. «Портрет доктора Гаше». Первый вариант
Последние месяцы жизни Винсент Ван Гог провел во Франции, в небольшом местечке Овер-сюр-Уаз, расположенном недалеко от Парижа. За здоровьем живописца следил местный доктор Поль Гаше (Paul Gachet). Он же безуспешно пытался выходить Ван Гога после смертельного ранения. За несколько недель до самоубийства (на самом деле, историки и искусствоведы до сих пор спорят, был это несчастный случай или намеренное самоубийство) художник написал два почти одинаковых портрета Поля Гаше.
Ван Гог. «Портрет доктора Гаше». Второй вариант
Вторую версию импрессионист подарил самому Полю. Полотно осталось во Франции и спустя некоторое время оказалось в музее Орсе, где и находится до сих пор. А вот «жизненный путь» первого варианта оказался запутанным, скандальным и интригующим.
Картину унаследовала и затем продала какому-то «собирателю» сестра живописца. В 1897 г. полотно обнаружили на фотографии художницы и коллекционерки мадам Элис Рубен Фабер (Madame Alice Ruben Faber). В изголовье кровати, на которой лежала женщина, стояла работа Ван Гога. В 1910 г. она стала экспонатом выставки пост-импрессионистов в Лондоне, а уже в 1911 г. пополнила экспозицию музея Штеделя. Во Франкфурте-на-Майне «доктор» и пребывал до 1937 г, пока его не конфисковала новая власть национал-социалистов, определившая произведение в разряд «дегенеративного искусства».
Фотоснимок мадам Элис Рубен Фабер с портретом доктора Поля Гаше
Историки предполагают, что нацисты в данном случае руководствовались отнюдь не идейными соображениями, ведь картина не была уничтожена, напротив, спустя год Герман Геринг удачно продал запрещенную законом работу амстердамскому дилеру. Тот, в свою очередь, выгодно пристроил ее в руки частного коллекционера, впоследствии бежавшего в США.
Семейство Крамарски владело полотном до 1990 г., затем выставило его на аукцион. Christie’s продали картину японскому магнату Рёэй Сайто (Ryoei Saito), который неожиданно для всех объявил, что намерен кремировать работу импрессиониста после своей смерти. Естественно, возник грандиозный скандал, который удалось замять лишь после заверений нового владельца о неудачной шутке.
Доктор Поль Гаше
Японец умер в 1996 г. и «Гаше» вновь выставили на торги. В этот раз произведение искусства купил Вольфганг Флётл, директор международного инвестиционного фонда, который, впрочем, недолго оставался счастливцем. У Флётла появились финансовые проблемы, и он решил продать картину, воспользовавшись услугами Sotheby’s. После чего полотно пропало.
Искусствоведы пытались найти «Портрет доктора Гаше», но безуспешно. Согласно журналистскому расследованию, картину купил итальянец, проживающий в Швейцарии и пожелавший оставаться инкогнито. В его коллекции уже есть четыре из пяти самых известных работ Винсента Ван Гога.
Полотна Винсента Ван Гога бьют все рекорды по продажам на аукционах модернистов и импрессионистов, творивших в XIX и ХХ веках. На сайте Very Important Lot вы можете изучить расписание актуальных торгов и рассмотреть лоты, предложенные для аукционов.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Франческо Гварди — блестящий мастер городского пейзажа, проживший всю жизнь в тени великого Каналетто
Десять похищенных и до сих пор не найденных шедевров, за исключением одного
Два крупных музея Нидерландов отказались от спонсорской поддержки компании Shell
Арно Брекер — гениальный немецкий скульптор, навсегда запятнавший свою репутацию сотрудничеством с нацистами
Соцреализм — искусство хвалебного прославления коммунистических идеалов
Мифы Древней Греции в живописи: Персей и Андромеда, Пандора и Минотавр
Паоло Веронезе — неординарный художник эпохи Возрождения: биография и лучшие картины
Последняя загадка Моне: кувшинки под глицинией
Случайная находка модного арт-дилера сулит миллионы
Убийца Ван Гога: револьвер, из которого застрелился художник, выставляют на торги
Портрет доктора Гаше, 1890 г.
Винсента Ван Гога
Предоставлено www.VincentVanGogh.org |
Портрет доктора Гаше — одна из самых почитаемых картин Винсента Ван Гога. На нем изображен доктор Поль Гаше, который заботился о Ван Гоге в последние месяцы его жизни. Существуют две аутентифицированные версии
портрет, оба написаны в июне 189 г.0 в Овере. На обоих изображен доктор Гаше, сидящий за столом и склонивший голову на правую руку, но их легко отличить по цвету и стилю. В 1890 году первая версия стала рекордной.
цена 82,5 миллиона долларов (75 миллионов долларов плюс 10-процентная комиссия покупателя) при продаже на аукционе в Нью-Йорке. С учетом инфляции это по-прежнему самая высокая цена, заплаченная за искусство на публичных торгах.
В 1890 году брат Ван Гога Тео искал дом для художника после его освобождения из приюта в Сен-Реми. По рекомендации Камиля Писсарро, бывшего пациента
врач, рассказавший Тео об интересе Гаше к работе с художниками, Тео отправил Винсента во второй дом Гаше в Овере.
Первое впечатление Винсента Ван Гога о Гаше было неблагоприятным. В письме к Тео он заметил: «Я думаю, что мы вообще не должны рассчитывать на доктора Гаше. Прежде всего, я думаю, что он более болен, чем я, или, скажем так,
ничего не поделаешь. Теперь, когда один слепой ведет другого слепого, разве они оба не падают в канаву?» Однако в письме, датированном двумя днями позже их сестре Вильгельмине, он сообщил: «Я нашел настоящего друга в докторе Гаше,
что-то вроде еще одного брата, настолько мы похожи друг на друга физически, а также умственно».
Мысли Ван Гога несколько раз возвращались к картине Эжена Делакруа «Торквато Тассо в сумасшедшем доме». После поездки с Полем Гогеном в Монпелье, чтобы увидеть картину Альфреда Брюйаса.
коллекции в Музее Фабра, Ван Гог написал Тео, спрашивая, может ли он найти копию литографии после картины. Три с половиной месяца назад он думал о картине как о примере своего рода
портреты, которые он хотел написать: «Но это было бы больше в гармонии с тем, что пытался сделать Эжен Делакруа в своем « Тассо в тюрьме» и во многих других картинах, изображающих реального человека. Ах! портретная живопись, портретная живопись с
мысль, душа модели в ней, вот что, я думаю, должно прийти».
Аукционная фотография портрета доктора Гаше |
Ван Гог писал своему брату в 1890 году о картине: «Я написал портрет господина Гаше с меланхолическим выражением лица, которое вполне может показаться гримасой тем, кто его увидит… Грустно, но нежно. , но ясно и разумно,
вот сколько должно быть портретов. .. Есть современные головы, на которые можно смотреть долго и, может быть, сто лет спустя с тоской оглядываться».
В мае 1990 года картина была продана на аукционе за 82,5 миллиона долларов (сегодня 154,8 миллиона долларов), что является новой отметкой самой высокой цены за картину, которую не превышали до июня 2006 года аукционы
Портрет Адели Блох-Бауэр I работы Густава Климта
Винсент Ван Гог | Портрет доктора Гаше или человека с трубкой
Винсент Ван Гог | Портрет доктора Гаше или мужчины с трубкой | Метрополитен-музей
×
Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
Создан с благодарностью с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок:
Портрет доктора Гаше или Мужчина с трубкой
Художник:
Винсент Ван Гог (голландский, Zundert 1853–189). 0 Овер-сюр-Уаз)
Принтер:
Поль-Фердинанд Гаше
Дата:
1890 г.
Середина:
Офорт
Размеры:
Лист (сложенный): 12 13/16 × 9 13/16 дюймов (32,5 × 25 см)
Классификация:
Отпечатки
Кредитная линия:
Покупка, Фонд Флетчера, Завещание Уильяма Р. Дрекслера-старшего и Вайолет Дрекслер, Коллекция Элиши Уиттелси, Фонд Элиши Уиттелси и Фонд Деральда Х. Руттенберга в честь Надин М. Оренштейн и подарков Чарльза и Джесси Прайс, 2021 г.
Регистрационный номер:
2021.243
Узнайте больше об этом произведении
Похожие произведения искусства
- Поль-Фердинанд Гаше
- Винсент Ван Гог
- Чертежи и распечатки
- Травление
- Отпечатки
- Из Европы
- Из Нидерландов
- С 1800 по 1900 г.