Поджанры натюрморта: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

Содержание

Разновидности жанра натюрморт История жанра натюрморт

Натюрморт (с фр. nature morte — мертвая, неодушевленная натура) — художественное изображение различных предметов быта.

В XV-XVI веках натюрморт рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

В качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт сформировался в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников.

Термин nature morte (мертвая натура) появился в XVIII веке и отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, которые отдавали предпочтение «высоким» жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический, батальный, аллегорический, религиозный, мифологический). До конца XIX века натюрморт рассматривался в качестве «низшего» жанра.

Расцвет натюрмортной живописи связан с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок и появлением пленерной живописи.



























Букет — разновидность цветочного натюрморта.

Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин.

На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни.

Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида — цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета — фигура треугольника — наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него.

Ниша в натюрморте — символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества.


Картины натюрморт букет

Ванитас, Суета сует (от лат. — суета, тщеславие) — аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики.

Ванитас напоминал о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Первый дошедший до нас натюрморт ванитас был написан Якобом де Гейном Младшим в XVII в.

Символика предметов в голландском натюрморте:

череп — напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
хлеб — символ тела Господа, в сочетании с вином — таинство Евхаристии;

мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти;

медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;

кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;

руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то;
оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;

короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.


Картины натюрморт ванитас

Винный натюрморт — появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас.


Картины винный натюрморт

Восточный натюрморт


В восточном натюрморте изображают бытовые и религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая.


Картины восточный натюрморт

Гирлянда — разновидность цветочного натюрморта.

Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения, напоминала известный символ Вечности — змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы — весну, колосья и фрукты — лето, виноград и овощи — осень, лимоны — зима.

Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок.


Картины натюрморт гирлянда

Голландский натюрморт


Голландский натюрморт XVII века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты» включает и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» — это, прежде всего, охотничьи трофеи — битая птица и дичь. «Завтрак» и «Десерт» включает также и изображения рыбы и разнообразных птиц.

Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин. На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни. Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о нестабильности удовольствий и достижений. Все предметы были многозначными, имели светский и религиозный подтексты.


Картины голландский натюрморт

Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) — разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века — изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.

Родиной и центром этого жанра был Харлем. Одним из самых ранних натюрмортов-завтраков является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (1580-1632).

Изначально набор предметов для натюрморта включал: сыр, ветчину, булочки, фрукты и пиво. С увеличением спроса у зажиточных горожан в натюрмортах стали появляться дичь, вино и пироги (в те времена самым дорогим был пирог с ежевикой), а помимо традиционной селедки появились омары, креветки, устрицы. Стали использоваться дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы, ножи и др.


Картины натюрморт завтрак

Кухонный натюрморт


Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар.

В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.

Символика посуды в голландском натюрморте: стекло — символ хрупкости; фарфор — чистота; серебряная посуда — олицетворение богатства; ступка и пестик — знаки мужской и женской сексуальности;
бутылка — символ греха и пьянства; разбитая посуда — символ смерти; кувшин и чаша — напоминание о Тайной вечере;

перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность;

нож — символ предательства, орудие пыток — напоминает об уязвимости человека и о его смертности — кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности.


Картины кухонный натюрморт

Музыкальный натюрморт — появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас.


Картины музыкальный натюрморт

org/ImageObject»>

Натюрморт с животными

Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).

Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте:
белка — упорный труд, без которого невозможны земные блага;
заяц — слух, чуткость, изобилие, робость, страх;

раки или омары — мудрость, благоразумие, медлительность;
попугай — уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего;
птицы, бабочки и различные насекомые — знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка — символ бессмертия души, воскресения;
рыба — раннехристианский символ;

живая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;

заморские экзотические раковины — предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.


Картины натюрморт с животными

Натюрморт в пейзаже — изображение натюрморта на фоне пейзажа.

В натюрморте в пейзаже используются два жанра изобразительного искусства — главная роль отведена натюрморту, а жанр пейзаж играет вспомогательную роль.


Картины натюрморт в пейзаже

Натюрморт в интерьере — изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.

В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства — главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.


Картины натюрморт в интерьере

Обманка, иллюзионистский натюрморт

Символика предметов в голландском натюрморте:

кубки, игральные карты или кости, шахматы — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность;

курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;

карнавальная маска — является знаком отсутствия человека, безответственного удовольствия;
зеркала, стеклянные шары — символы тщеславия, знак отражения, ирреальности;
ключи — символизируют власть, дом;

механические или песочные часы — напоминание о быстротечности жизни.


Картины натюрморт обманка

Овощной натюрморт


Картины овощной натюрморт

Охотничий натюрморт

Олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков — охотничий натюрморт. В Голландии этот жанр называли Охотничьи трофеи.

Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии.

Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.


Картины охотничий натюрморт

Религиозный натюрморт, церковный натюрморт — разновидность натюрморта с религиозной атрибутикой


Картины религиозный натюрморт

Роскошный натюрморт — натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре.

Основоположником жанра роскошного натюрморта был Ян Давидс де Хем (1606-1684).


Картины роскошный натюрморт

Рыбный натюрморт

Местом появления рыбного натюрморта стал город Гаага. Близость портового Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи — картин с изображением рыб и морских животных.

Основоположниками рыбного натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.


Картины рыбный натюрморт

Сюжетно-тематический натюрморт — разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом.


Картины сюжетно-тематический натюрморт

Тональный натюрморт — монохромный натюрморт.

Родоначальниками тонального голландского натюрморта были харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда.


Картины тональный натюрморт

Цветочный натюрморт

Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший (1565-1629).

Символика цветов в голландском натюрморте:
ирисы — знак Богородицы;
белые розы — платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы — символ страстной любви и символ Богородицы;
белая лилия — символ непорочности Девы Марии;
чертополох — символ зла;
гвоздика — символ пролитой крови Христа;
мак — аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов — лености;
анемон — помощь в болезни;
тюльпаны — символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;

белый тюльпан — ложная любовь,
красный тюльпан — страстная любовь.


Картины цветочный натюрморт

Цветочно-фруктовый натюрморт

Символика цветов в голландском натюрморте:
ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов — символы скромности и чистоты;

крупный цветок в центре композиции — «венец добродетели»;

осыпавшиеся лепестки возле вазы — знаки бренности;

увядший цветок — намек на исчезновение чувства;

голубые и синие цветы — напоминание о небесной лазури;

красные цветы — символ искупительной жертвы Христа;


Картины цветочно-фруктовый натюрморт

org/ImageObject»>

Учебный натюрморт

Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.


Картины учебный натюрморт

Ученый натюрморт — разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п.

Зародившийся в Голландии в университетском Лейдене.


Символика предметов в голландском натюрморте:
книги и географические карты, глобус, писчее перо — символы наук;

палитра с кистями, лавровый венок — символы живописи и поэзии;

античная скульптура — символ искусств; портреты, анатомические рисунки, письма — символы общения;

музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств;

музыкальная труба или горн — ассоциации со славой.


Картины ученый натюрморт

Фламандский натюрморт


Картины фламандский натюрморт

Фруктовый натюрморт

Символика фруктов и растений в голландском натюрморте:

зрелые плоды — символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
гранат — символ воскресения, символ целомудрия;
вишня — «райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
земляника — символ праведности и трудолюбия;

оливка — символ мира;
лимон — предательство, чувственные наслаждения; лимон с частично срезанной кожицей — напоминание о горьких последствиях служения одним лишь своим страстям;
яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
виноградная кисть — напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени;

белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии;

гнилые фрукты — символ старения;

плод каштана, покрытый скорлупой, символизирует: доблесть, победу над искушением и целомудрие — добродетель, побеждающая все соблазны плоти, символизируемые шипами;

колосья пшеницы, плюща или лавра — символ возрождения и круговорота жизни.


Картины фруктовый натюрморт

Жанры живописи
Жанры в китайском искусстве
Разновидности пейзажного жанра
Разновидности пейзажного жанра городской пейзаж
Разновидности жанра портрет
Разновидности жанра фигуратив

Автор: Руслан Озеров, художественная галерея Арт СПб

Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, живопись, жанр натюрморт

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб

При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www.art-spb.ru обязательна!

Купить картины натюрморт Купить живопись натюрморт Купить натюрморт акварелью Купить натюрморт в гравюре Купить натюрморт в батике Купить натюрморт пастелью

Натюрморт 🔥 история, суть, виды, техники, современное представление

Не нужно быть языковедом, чтобы понять значение и происхождение слова «Натюрморт». Во всех языках, имеющих родственные корни с латинским языком, натюрморт значится, как «мертвая природа». Во всех языках, имеющих родственные корни с латинским языком, натюрморт значится, как «мертвая природа».

Не нравится такой перевод? Тогда воспользуйтесь другим толкованием, более точно отражающим суть этого термина, — «застывшая жизнь».

С точки зрения семантики, слово «Натюрморт» имеет два близких по смыслу значения.

  1. С одной стороны, это жанр изобразительного искусства, в котором представлены обычные окружающие нас неодушевленные предметы, вещи или растения. Натюрморт, как и любое другое станковое произведение, формируется по определенных художественным законам, с опорой на зрительное восприятие. Это означает, что предметы не просто переносятся с натуры на лист бумаги рандомно, а подбираются и располагаются в определенном порядке, образуя единую, органически завершенную картину.
  2. Второе значение слова «Натюрморт» — это сама картина, выполненная в соответствующем жанре.

Кроме объектов неживой природы, вещей из нашего бытового окружения и различных аксессуаров художники в натюрмортах изображают цветы, добытую на охоте дичь, предметы научной деятельности. Люди, животные или птицы редко появляются на картинах, причем чаще являются дополнением, нежели выходят на первый план. В некоторых случаях натюрморту пытаются дать символическое толкование.

Изображенные на картине предметы соответствуют определенным философским категориям.

Так, к примеру, стекло символизирует хрупкость чего-либо, а зеркало означает тщеславие, щетка является символом чистоты, а яблоко намекает на грехопадение человека.

СЧ помощью таких приемов художник не только может зафиксировать элементы натуры, но и вовлечь зрителя в игру воображения, пряча в картине содержательные смыслы.

Натюрморт считается сложным жанром, благодаря обилию различных элементов и деталей. При работе над картиной художник должен обращать повышенное внимание на структуру композиции, ее объем и фактуру. Цель у натюрморта тоже может быть сложной. С помощью него художник воплощает многослойный художественный образ, задавая зрителю интеллектуальную задачу и одновременно фиксируя реальный мир.

Не стоит забывать и про украшательскую функцию картин. Характер элементов натюрморта обычно передает черты той эпохи, в которую картина была создана.

Содержание

  1. История натюрморта
  2. Типы и поджанры натюрморта
  3. Цветочный поджанр
  4. Поджанр «Ванитас, Суета сует»
  5. Завтраки, банкеты, сервированные столы
  6. Ученый натюрморт
  7. Охотничий натюрморт
  8. Винный натюрморт
  9. Восточный натюрморт
  10. Гирлянда
  11. Кухонный натюрморт
  12. Натюрморт с животными
  13. Натюрморт в современном искусстве
  14. Техника создания натюрморта

История натюрморта

Не сразу натюрморт стал обособленным жанром живописи. Это произошло только в XVII веке, хотя люди еще в древности старались запечатлеть предметы окружающего мира сначала на скалах и стенах, а затем уже и на картинах.

Храмы и гробницы египетских фараонов были украшены сюжетными картинами, где изображался процесс подношения богам различных даров. Не секрет, что многие фрески дошли до наших дней в первозданном виде, причем некоторые изображенные вещи оказались легко узнаваемыми. Древние художники, имена которых, естественно, неизвестны, не уделяли внимание реалистичности вещей, однако они старались подчеркнуть их важность.

Древнеримские мозаики и росписи, дошедшие до наших дней, отличаются тем, что элементы прорисованы более детально. Римские и греческие художники проявляли настоящее мастерство в живописи, работая с разными оттенками, однако сюжетная линия их картин практически отсутствовала. Творчество имело декоративное значение. Изображения отдельных цветов или фруктов украшали стены и ниши зданий, как жилых, так и общественных.

В Европе к XV-XVI веку было представление о натюрморте, как о приеме, однако он не являлся полноценным жанром живописи. Окружающие предметы являлись лишь второстепенной частью какой-либо картины, в сюжете которой просматривалась историческая или религиозная тематика.

Отдельные предметы являлись своеобразным декором и оформлением мебели или обстановки дома. Коренной перелом в искусстве произошел лишь к началу XVII века, когда натюрмортная живопись была признана художниками, как полноценный и самостоятельный жанр. Начало этой эпохи ассоциируется с именами голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа, являвшихся представителями школы «малых голландцев».

Естественно, предметы природного происхождения встречались и в работах более ранних мастеров, однако именно они сделали на этих предметах основной акцент.

Существует еще одно мнение относительно первопроходца в новом жанре. Речь идет о Микеланджело да Караваджо и его знаменитой картине «Корзина с фруктами».

В то же время историки утверждают, что первым полноценным натюрмортом можно считать картину Якопо де Барбари «мюнхенский натюрморт», где изображена куропатка, латная рукавица и арбалетный болт. Картина была написана в 1504 году.

Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс обособления натюрморта, как жанра происходил постепенно, поэтому достаточно сложно говорить о том, кто стоял у истоков его развития.

Можно лишь отметить первых последователей. Помимо Питера и Виллема Клас натюрмортом увлекались Виллем Калф, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хёйсум.

На распространение натюрморта как жанра в XVI — начале XVII века оказало существенное влияние становление и развитие естественных наук. В связи с этим, у художников сформировался повышенный интерес к быту людей и окружающим предметам.

Яркими последователями того времени считаются нидерландец П. Артсен и фламандец Я. Брейгель Бархатный. В мировой живописи к XVII веку новый жанр достиг по популярности своего апогея. Появились первые национальные реалистические школы, на профиль которых оказывали идейное влияние именитые мастера. Благодаря этому натюрморт подразделяется на формы и типы.

Голландские и испанские натюрморты в станковой живописи занимают особе место. В них излюбленные тематики посвящены цветам, овощам, фруктам рыбе и морепродуктам, а также кухонной посуде. Причем считается, что испанские натюрморты выполнялись в более строгом стиле. Данная эпоха отождествляется с именами таких мастеров, как М.Кампидольо, П.П. Бонци, Дж. Рекко.

Голландские натюрморты отходят от строгости и получают определенную долю интима. В них прослеживается точность передачи света и тени, фактуры, а также изящество цвето-тональной линии.

Следует также подчеркнуть разнообразие композиционного строя и множество сюжетных жанров.

Это и скромные по колориту картины В. Хеды, и полные насыщенных цветов картины с десертами В. Калфа, и изображения рыб А. Бейерена, и картины Я. Венике, на которых нарисована битая дичь. Голландские натюрморты отличаются малыми форматами, так как картины покупали для украшения небольших домиков.

Покупателями были не только аристократы, но и бюргеры с зажиточными крестьянами.

Также следует отметить тщательность прорисовки и детализацию композиции.

Некоторые предметы обладают символизмом. К примеру, карманные часы олицетворяют ход времени.

Фламандский натюрморт можно отличить от голландского по ряду признаков. Он более выразителен, более пышный и яркий. Не даром такими натюрмортами украшались парадные залы и монастырские трапезные. Представителями данного жанра являются Питер Пауль Рубенс, Амброзиус Босхарт Старший, Франс Снейдерс. Жанр натюрморта в Германии и Франции в эпоху классицизма развивался по несколько иному пути. Композиции художников тех лет отличались характерной строгостью, но, в то же время, элегантностью и изяществом.

Живопись средневековья выдвигает на первый план исторический жанр, батальный жанр и портрет. Таким образом, популярность натюрморта несколько снижается. Но к XIX веку художники, работавшие с сюжетными композициями, словно воскресили жанр натюрморта, придав его развитию новый виток. К ним относятся Эжен Делакруа, Густав Курбе, Франциско Гойя, А. Фантен-Латур и У. Харнет (США).

В работах художников-постимпрессионистов натюрморт приобретает вторую жизнь. Ван Гог, Гоген, Сезанн – это лишь яркие примеры тех, кто считал, что основа понимания бытия состоит из окружающих нас вещей. В начале XIX века натюрморт приходит и в русское творчество. Однако в большинстве картин известных художников он играет лишь эпизодическую роль. В виде самостоятельного жанра натюрморт сформировался только в XX веке в работах Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, К. А. Коровина, А. Я. Головина.

Типы и поджанры натюрморта

Многообразие сюжетных линий натюрморта настолько велико, что возникла необходимость классифицировать жанр. Различают типы и поджанры натюрморта. Тип совершенно не зависит о того, что будет изображено на картине, а, скорее всего, указывает на способ подачи композиции.

Условно все картины делят на два типа. К первому типу относят те, на которых изображены вещи, принадлежащие конкретному лицу, причем по этим вещам зритель может косвенно охарактеризовать владельца. Натюрморты второго типа наполнены самоценными вещами. Они ценны сами по себе и являются акцентом декоративности изображения.

 

Что же касается поджанров, то их гораздо больше, нежели типов. Некоторые из них могут объединяться между собой. Другие же, наоборот, в современных реалиях целесообразно разделить. Именно поэтому в разных источниках перечень поджанров может несколько разниться.

Цветочный поджанр

Цветочный натюрморт пришел в мир живописи из Голландии. Она, как известно, в середине XVII века стала крупнейшим центром торговли тюльпанами, что и определило направление в живописи. Цветы на картинах раскупались по всей Европе, так как купить реальную луковицу тюльпана мог себе позволить только состоятельный человек.

Картина с роскошным букетом вполне заменяла экзотические на тот момент цветы. Достаточно трудно приходилось художникам, так как собрать букет цветов, чтобы писать с них картину, они физически не могли. Приходилось цветы рисовать по памяти.

Поджанр «Ванитас, Суета сует»

Этот натюрморт отражает аллегорию эпоха барокко. Для его толкования зритель должен знать определенные религиозные символики и быть знакомым с Библией. Само слово «Ванитас» с латинского переводится, как суета, тщеславие. Основная идея картин – неизбежность смерти и быстротечность жизни. Данный поджанр стал популярным в Нидерландах и во Фландрии. Отдельные его проявления встречаются в искусстве Франции и Испании в XVII веке.

Автором первого натюрморта ванитас по праву считается Якоб де Гейн младший. Традиционные предметы, которым приписывается определенная символика, подчиняются циклу о конечности бренного человеческого существования. Череп напоминает, что смерть неизбежна в любом случае, несмотря на мирские суеты. Хлеб символизирует тело Христа, как и сказано в Библии. Вино же является его кровью, а в сочетании они означают основное таинство Евхаристии, то есть, причастия. Мыльные пузыри говорят нам о том, что жизнь может быть короткой, а смерть – внезапной. О бренности человеческого тела в картинах ванитас напоминают медицинские инструменты. Они же являются главным символом болезней.

Достаточно противоречиво в поджанре трактуются монет, драгоценности, кошельки и ларцы. С одной стороны, лейтмотивом картины выступает женская красота и привлекательность. С другой стороны, — это основной признак самовлюбленности и смертного греха высокомерия. Для того, чтобы показать власть и могущество, художники использовали изображение оружия и доспехов. Подобно тому, как оружие нельзя с собой забрать в могилу, власть человека кончается по истечении его жизненного пути.

Завтраки, банкеты, сервированные столы

Одна из разновидностей жанра, ставшая популярной в голландском натюрморте XVII века, отличается наличием изображения домашней утвари на столе и утренней трапезы. Картины могли отличаться богатством яств, однако общая тематика все равно прослеживается. Центром зарождения данного поджанра считается Харлем.

Именно там был создан первый натюрморт «Накрытый стол» Николаса Гиллиса, где он запечатлел утренний завтрак. На столе можно увидеть фрукты, сыр и вино. Существует даже перечень элементов, которые должны быть включены в натюрморт. Изначально туда входили: булочки, ветчина, сыр. Затем виды несколько изменились.

Связано это с тем, что зажиточные горожане стали заказывать картины с изображением дичи или вина. Впоследствии в натюрморт вписалась дорогая посуда, морепродукты и прочие диковинные элементы. Изображенные на картине ступа с пестиком символизировали мужчину и женщину. Пустой бокал означал смерить, а бокал, наполовину наполненный вином, — умеренность.

Ученый натюрморт

Считается, что ученый натюрморт является разновидностью поджанра ванитас. На картине можно встретить такие предметы, как глобус, карты, книги. Поджанр зародился в университетском Лейдене. Нередко применяются специальные эффекты, вызывающие обман зрения.

Но такие картины со временем образовали самостоятельное направление, в котором применяются «обманки».

Так же как и ванитас, ученый натюрморт требует от зрителя умения абстрактно мыслить, а также знаний Библии. Все вышеперечисленные предметы являются символами науки. Кисти и краски, естественно, символизируют живопись или поэзию. Музыкальная труба и горн являются вестниками славы.

Охотничий натюрморт

В среде богатой буржуазии охота была излюбленным и чрезвычайно модным занятием. Она уже превратилась из способа добычи пищи в досуг, поэтому считалось, что состоятельный аристократ просто обязан похвастать своими трофеями.

Альтернативой настоящим трофеям стали картины с изображением битой дичи, а также живых зверей. Сочетание зелени парков и лесов с окрасом шести животных или оперения птиц, которое реализовывалось яркими и теплыми тонами, делало картину необычайно выразительной. Такие натюрморты размещали в рабочих кабинетах и гостиных. Наиболее выдающимися мастерами, работающими в этом жанре, являются Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс.

Винный натюрморт

Тайные смыслы, которые вложены в натюрморты с изображением винограда и вина, тесно переплетаются с библейскими сюжетами. Картины на первый взгляд кажутся самыми обычными, однако вино практически всегда символизирует кровь Христову, а хлеб – его плоть. Нередко натюрморты с вином добавляются фруктами. Клубника символизирует Рай, а вишня – страсти Христовы.

Пролитое вино указывает на кровь, пролитую ради спасения человека. Если же присутствует омар, то зритель должен понимать это, как акцент на воскрешение Христа. Искусствоведы могут толковать натюрморты и по-другому. В современной живописи вино ассоциируется с красочностью жизни и с весельем.

Восточный натюрморт

Восточный натюрморт выступал и выступает в виде обособленного поджанра. Его с легкостью можно узнать по стилю композиции, а также по цветовой гамме. Ключевыми элементами натюрморта считаются кувшины и кальян.

 

Дополняют картины ковры с характерной вышивкой, меха, кинжалы ручной работы. Такие натюрморты передают быт и особенности религиозной культуры стран Индокитая и Востока.

Гирлянда

Гирлянда является разновидностью цветочного поджанра. Она спиралеобразно оборачивается вокруг центрального изображения. В такую гирлянду художники тоже вкладывают сакральный смысл. Змея во многих культурах считалась символом мудрости и вечности.

В центре композиции размещаться может что угодно, но обязательно присутствовали белые лилии и хлебные колосья, как символ Девы Марии и Христа.

Картина говорит об их чистоте. Цветы, овощи и фрукты могли также указывать и на время года (цветы – весна, виноград – осень, лимон – зима). Гирлянда обвивает портреты, часы, евхаристическую чашу, бокал вина.

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты пришли к нам, благодаря таким художникам, как Питер Артсен и Иоахим Бёккелар. Подобно тому, как цветочный натюрморт называют голландским, кухонный считается нидерландским. Здесь люди уходят на второй план. В центре композиции может быть кухонная утварь, мясо, рыба, овощи.

Слуги, кухарки, домохозяйки играют исключительно эпизодические роли. Что касается символики, то в данном отношении поджанр ничем не отличается от натюрморта в общем смысле. Композиции просто пропитаны символами. К примеру, стекло олицетворяет хрупкость, фарфор – чистоту, серебро – богатство, бутылка – грех пьянства, осколки посуды – смерть, нож – предательство.

Натюрморт с животными

К основоположникам данного поджанра смело можно отнести Отто Марсеуса ван Скрика и Маттиаса Витхоса, творивших в начале XVIII века. Звери, насекомы или птицы представлены на картинах в произвольных композициях. Они могут быть подобраны или объединены в одну картину произвольно.

Примечательно то, что каждому животному наделяется определенное человеческое качество, поэтому в любой картине зритель может увидеть подтекст.

Белка обладает трудолюбием, заяц – отличным слухом и робостью, попугай – красноречием, рак или омар – благоразумием.

Натюрморт в современном искусстве

В начале XX столетия натюрморт, как отдельный жанр изобразительного искусства, пережил свой очередной расцвет. Преобразованию подлежали языки цвета, а также принципы построения композиции картины. В какой-то степени, натюрморт становится жанром художественного эксперимента.

Надо отметить, что любое новой художественное течение вносило в натюрморт изменения и особенности.

Жанр служил и служит основой демонстрации зрителю выбранного стиля. Картины с изображением цветов или фруктов становились настоящей визитной карточкой многих известных художников. Даже Пабло Пикассо задействовал натюрморт в стиле кубизм, сюрреализм и постимпрессионизм. Естественно, одни и те же предметы в разных стилях интерпретировались по-разному.

Сальвадор Дали, Рене Магритт и Джорджо Моранди, известные сюрреалисты, использовали натюрморты при написании реалий фантастических миров. В современном мире на развитие жанра большое влияние оказала реклама. Желание привлечь внимание покупателей идеализирует предметы. В настоящее время очень востребованы художники, участвующие в продвижении и рекламе товара. Хотя мир знает несколько красочных примеров (Энди Уорхол и Джеймс Розенквист), когда натюрморт позволил высмеять безрассудный потребительский ажиотаж.

В середине прошлого века натюрморт стал трехмерным. Так появились инсталляции, то есть, пространственные композиции. Но современным трендом все-таки является натюрморт на керамике. Кухонная посуда и изобразительной искусство всегда были тесно связаны. Но если раньше художники рисовали кухонную утварь, то сегодня каждый мастер-керамист желает пополнить свою коллекцию расписным панно или декоративными тарелками, декорированными при помощи натюрморта.

Вполне естественно, что на декоративных тарелках изображаются чаще всего продукты питания. Но от этого стереотипа вскоре отказались, вспомнив, что керамические тарелки сегодня служат больше украшением, нежели имеют практическое применение. Практически любой поджанр может быть воплощен в реальность, если того захочет художник-керамист.

Важно, что данная работа под силу только тем мастерам, которые работают с глиной и специальными красками.

Процедура оформления усложняется тем, что в процессе обжига глиняного изделия краски меняют свои оттенки, поэтому художник должен наперед угадать, какие пигменты нужно использовать.

Техника создания натюрморта

Любой художник, рисующий натюрморт, прежде всего, должен решить основную задачу, то есть, передать форму и цветовое сочетание всех объектов композиции. Картина при этом обязана соответствовать следующим требованиям:

  • Все элементы композиции образуют единую группу;
  • Цвета участвуют в расстановке оттенков, а также определяют расположение предметов;
  • Натюрморт обладает высокой эстетичностью.

Для работы с натюрмортом художник должен уметь прорисовывать фактуры и формировать поверхности. На первом этапе происходит подготовка нужных инструментов. Понадобится полотно, кисти разного размера, карандаши, ластик, точилка и краски. В качестве бумаги хорошо подойдет ватман.

Простым карандашом художник делает контуры.

Начинающим любителям рекомендуется все материалы приобретать в специализированных магазинах, где можно будет получить необходимую консультацию.

Рисование натюрморта начинается с построения композиции. Сначала выбирается нижний (нулевой) уровень. Обычно им является поверхность, на которой будут лежать предметы. Если элементы располагаются на столе, то его плоскость отчерчивается горизонтальной линией.

 

Также следует определить высоту рисунка, углы перспективы. Только после этого можно определить зону, где лежат предметы. Постепенно формируется скатерть и имеющиеся на ней складки. Важно соблюдать не только форму объектов, но и взаимное расстояние между ними.

Не у каждого начинающего художника сразу получается композиция в центре листа. Именно поэтому рекомендуется прорисовать углы комнаты, как ориентиры.

Раскрашивать картину нужно начинать с тех элементов, которые будут наиболее яркими. Здесь можно использовать краски с максимальной интенсивностью. Далее укладывается полутень.

Не стоит делать резкий переход от света к полутени и от полутени к тени. Зоны разной освещенности могут перекрывать друг друга.

Заканчивается натюрморт наложением штриховки. Светотень распределяется по форме предметов так, чтобы при удалении они мягко прорисовывались. Особе умение потребуется для рисования ткани. Венцом данного элемента являются складки. Форма ткани образуется за счет того, что она наброшена на какой-либо предмет. Форма этого предмета и является формой ткани. К примеру, можно посмотреть картины новгородской художницы, и отметь для себя все важные моменты.

Ошибка начинающих художников заключается в том, что они не придают ткани форму. С учетом формы художник определяет направление складок. Общий алгоритм выглядит следующим образом:

  • Эскиз простым карандашом;
  • Определение местоположения каждого элемента;
  • Рисование элементов при помощи простейших геометрических фигур;
  • Обозначение контуров;
  • Удаление ненужных линий;
  • Создание теней;
  • Раскрашивание.

Объяснение жанров: Натюрморт в живописи

Давайте исследуем историю натюрморта с помощью подборки из 10 картин, соответствующих двум ключевым моментам: 17 веку в Нидерландах и 19 веку во Франции. Голландские и фламандские художники с большим мастерством рисовали натюрморты, иногда с целью передать моральные послания. В конце 19 века предметы повседневного обихода стали предметом формального исследования с точки зрения цвета, стиля и композиции для французских художников-импрессионистов и постимпрессионистов.

Что такое натюрморт?

Натюрморт – произведение искусства, в котором преобладающим сюжетом являются неодушевленные предметы, природные или искусственные. Живописное изображение предметов существует с Античности, но только в эпоху Возрождения натюрморт выделился как самостоятельный жанр. Натюрморт с куропаткой и перчатками (1504) Якопо де Барбари обычно считается первым в своем роде. Термин «натюрморт» происходит от голландского слова 9. 0009 Stilleven , что буквально означает неподвижную или безмолвную жизнь. Эта терминологическая деталь напоминает нам о том, что расцвет этого жанра пришелся на Золотой век Голландии.

Голландские и фламандские натюрморты XVII века

Франс Снейдерс (1579-1657) писал классические натюрморты с фруктами и цветами, но больше всего известен как художник-анималист из-за его великолепной способности изображать мех и перья. Он рисовал сцены охоты и боев животных, а также натюрморты, в которых сочетал фрукты, овощи и дичь или включал в композицию живых животных. Фруктовая девочка — хороший пример роскошного натюрморта в стиле фламандского барокко. Помимо своих художественных качеств, эта картина вызывает процветание и богатство.

Снайдерс был сотрудником Питера Пауля Рубенса и Якоба Йорданса, а также главным художником эрцгерцога Австрии Альберта VII. Его работы также были высоко оценены в Испании, где он принял участие в оформлении Торре-де-ла-Парада, бывшего охотничьего домика, расположенного недалеко от королевского дворца Эль-Пардо. Сегодня 28 его работ можно увидеть в Музее Прадо.

Франс Снейдерс, Корзина с фруктами , c. 1633 г., Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Виллем Клас Хеда (1594–1680) и Питер Клас (1597–1661) были голландскими художниками Золотого века, посвятившими себя натюрморту. Как мы видим на фотографиях ниже, оба рисовали почти монохромными палитрами сдержанных цветов, уделяли особое внимание фактуре и мастерски ловили отражение света на различных объектах. Объекты, на которых эффекты света наиболее очевидны, — это стеклянные предметы: a roemer (или rummer) — большой стакан, который доминирует в композиции на обеих картинах, — и tazza — декорированный серебряный кубок, который появляется с правой стороны картины Питера Класа.

Виллем Клас Хеда, Натюрморт с Ремером и часами , 1629, Маурицхейс, Гаага, Нидерланды. Питер Клас, Натюрморт с Таззой , 1636, Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды.

Натюрморт с ветчиной Флориса ван Шутена (1585/1588-1656) сочетает в себе условность и спонтанность. Еда написана с большой технической виртуозностью, а композиция соответствует правилам того времени. Голландские художники 17 века часто изображали сыры, сложенные в виде пирамиды, с крупными и желтоватыми снизу и мелкими, темными и более зрелыми сверху. Однако в то же время стол накрыт для неформальной и, возможно, импровизированной трапезы, а еда находится в процессе поедания (см., например, недавние следы от ножа в сыре, найденные на дне лавки). пирамида).

В контексте голландской живописи 17-го века этот вид натюрморта, изображающий легкие блюда и следующий строгому набору композиционных правил, известен как ontbijtjes , что буквально означает «маленький завтрак». Их можно понимать в более общем смысле как описание закусок или легких блюд, которые можно принимать в любое время дня. Виллем Клас, Хеда и Питер Клас, работы которых мы видели выше, также были специалистами по ontbijtjes .

Флорис ван Схоотен, Натюрморт с ветчиной , середина 17 века, Лувр, Париж, Франция.

Стол с десертами , вероятно, самый ранний натюрморт Яна Давидса де Хема (1606-1684). Это относится к его антверпенскому периоду, куда он переехал в 1635 году после того, как до этого жил в Утрехте и Лейдене. Эта картина больше напоминает роскошную работу Снайдерса, чем строгий ontbijtjes , который мы только что видели. Помимо разнообразных блюд и роскошной посуды, де Хем изображает два музыкальных инструмента: лютню и блокфлейту. Формально эта работа впечатляет точностью передачи фактур, искусно написанными световыми эффектами и почти театральной композицией. Как написала Аделина Колланж в своем описании картины для Лувра, это «блестящий синтез голландской точности и фламандского барокко». Также по смыслу оно передает сообщение об эфемерности чувственных удовольствий. Это отражает символизм, которому де Хем научился в Лейдене, и делает картину похожей на vanitas , своего рода натюрморт, направленный на передачу моральных посланий о тщетности удовольствия.

Художник-фовист Анри Матисс (1869-1954) нарисовал собственную интерпретацию Стола Десертов . Работа выставлена ​​в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Это приводит нас к следующему разделу, в котором мы исследуем пять натюрмортов, созданных французскими художниками-импрессионистами и постимпрессионистами.

Ян Давидс де Хем, Стол с десертами , 1640, Лувр, Париж, Франция.

Французские натюрморты XIX века

В течение десятилетия между 1860 и 1870 годами Анри Фантен-Латур (1836-1904) написал несколько натюрмортов. Он был современником художников, позже сформировавших группу импрессионистов, но его стиль оставался более академическим. Как мы видим в «Цветы и фрукты на столе» , его композиции часто включали цветы. Многие из его натюрмортов были оценены и проданы в Англии, где он также нашел покровителя в лице богатого коллекционера Эдвина Эдвардса.

Анри Фантен-Латур, Цветы и фрукты на столе , 1865, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.

Бриошь работы Эдуара Мане (1832–1883), вероятно, была вдохновлена ​​одноименной картиной Жана Симеона Шардена, которую недавно приобрел Лувр. Однако манера письма Мане и использование света делают картину уникальной, подчеркивая мягкую и кремовую текстуру знаменитой французской булочки. Эта картина демонстрирует мастерство Мане в жанре, который он считал «пробным камнем художника». Натюрморты составляют примерно пятую часть 9 работ художника.0009 oeuvre и были ключевыми в его творческой практике. Сообщается, что он сказал, что художники могут изобразить все, что захотят, с помощью фруктов, цветов и даже облаков.

Эдуард Мане, Бриошь , 1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

Следующая картина принадлежит Клоду Моне (1840-1926), основоположнику импрессионизма. Натюрморт с дыней изображает плоды лета и блюда, напоминающие китайский фарфор. Его округлые формы и тщательно выстроенная композиция, слегка напоминающая «9» Фантена-Латура.0009 Цветы и фрукты на столе, очень приятны на ощупь. Благодаря цветам и свету эта картина достигает импрессионистской цели передачи реалистичных ощущений. Такое ощущение, что мы можем попробовать сладость фруктов.

Художественный стиль Моне присутствовал в самых разных сферах его жизни. Прогуляться по его дому и садам в Живерни — все равно, что погрузиться в его картины. Он также проявлял интерес к кулинарному искусству, изучение рецептов и прием гостей за трапезой были для него частью искусства жизни. Среди его гостей были художники Огюст Ренуар и Поль Сезанн, а также бывший премьер-министр Жорж Клемансо. Les Carnets de Cuisine de Monet — очень информативная и хорошо написанная книга, основанная на его рецептах.

Клод Моне, Натюрморт с дыней , 1872, Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия.

По мере приближения к ХХ веку мы наблюдаем переход к менее фигуративной живописи. Менее реалистичные формы и композиции характерны для произведений последнего десятилетия XIX века. Ваза с соломенной отделкой, сахарница и яблоки автора Поль Сезанн (1839-1819)06) и «Цветы и ваза с фруктами на столе » Поля Гогена (1848–1903) — показательные примеры. Фрукты нарисованы в виде упрощенных круглых форм, а невероятный наклон столов показывает отклонение от реалистичной перспективы. На картине Сезанна, например, создается впечатление, что предметы вот-вот упадут. Такие визуальные эффекты были распространены в различных постимпрессионистских стилях.

Поль Сезанн, Ваза с соломенной отделкой, сахарница и яблоки , 1890-1893, Музей Оранжери, Париж, Франция. Поль Гоген, Цветы и ваза с фруктами на столе , 1894, Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США.

Позднее, уже в ХХ веке, Пабло Пикассо переосмыслил натюрморты в кубистической манере. Его «Большой натюрморт » (1918 г.), на котором изображен стол, наклоненный к зрителю, и объекты, основанные на геометрических формах, имеет сходство с работами Сезанна.

Пабло Пикассо, Большой натюрморт со столом на пьедестале , 1931, Музей Пикассо, Париж, Франция.

«>

Натюрморт | Тейт

Художественный термин

Один из основных жанров (типов сюжетов) западного искусства – по существу, предметом натюрморта или скульптуры является все, что не движется или мертво

Натюрморт включает в себя всевозможные искусственные или природные объекты, срезанные цветы, фрукты, овощи, рыбу, дичь, вино и так далее. Натюрморт может быть прославлением материальных удовольствий, таких как еда и вино, или часто предупреждением об эфемерности этих удовольствий и краткости человеческой жизни (см. memento mori).

В иерархии жанров (или типов сюжетов) искусства, установленной в XVII веке Французской академией, натюрморт занимал самое последнее место – пятое место после исторической живописи, портретной живописи, жанровой живописи (сцены быта) и пейзажа. Натюрморт и пейзаж считались непритязательными, потому что они не включали человеческий сюжет.

В современном искусстве простые аранжировки натюрмортов часто использовались в качестве относительно нейтральной основы для формальных экспериментов, например, Полем Сезанном, художниками-кубистами, а позднее в двадцатом веке Патриком Колфилдом.

Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

Левый

Верно

Исследуйте этот термин

Левый

Верно

ИЗБРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ В КОЛЛЕКЦИИ

Левый

Верно

  • ок.1790–ок.1830

  • 1890–1964

  • 1915–2012

  • 1936–2005

  • 1893–1981

  • 1879–1959

  • 1881–1955

Избранные произведения из коллекции

Левый

Верно

  • ок.