Ме 163 комета: Messerschmitt Me.163 Komet

Мессершмитт Ме 163 Комета Фото. Видео. Вооружение. Скорость. ТТХ

Мессершмитт Me 163 «Комета» представлял собой чудо современной техники. Маленький и едва ли не вдвое превосходивший по скорости бомбардировщики союзников, для борьбы с которыми он создавался, внушал британским и американским пилотам суеверный ужас до тех пор, пока они не определили слабые места перехватчика. Своим появлением Me 163 обязан предложению, с которым вышло министерство авиации Германии к доктору Александру Липпишу в конце тридцатых годов.

Мессершмитт Ме 163 Комета — видео

Суть задания состояла в создании корпуса самолета для установки на него жидкостно-реактивных двигателей Вальтера. Хотя проект окончился ничем, в 1939 г. доктор Липпиш поступил на работу на фирму «Мессершмитт», где получил лабораторию с персоналом для работы по созданию реактивной техники. В 1940-м полностью деревянный планер DFS 194 с двигателем Вальтера 1-203 отправился в Пеннемюнде, где во время испытаний развил максимальную скорость 547 км/ч и продемонстрировал невиданную прежде скороподъемность. Военные проявили интерес к проекту и заказали шесть опытных образцов Me 163A с более мощным двигателем 1-203b с тяговой мощностью 736 кг. Испытания начались в марте 1941 г., однако первый полет с использованием собственной силовой установки машина совершила не ранее 13 августа. 2 октября летчик-испытатель Хейни Диттмар был поднят на буксире на некоторую высоту, после чего включил мотор и начал набирать скорость. Внезапно машину начало трясти, и она стала клевать носом — проявились первые признаки того, что самолет приблизился к скорости звука. Me 163 достиг скорости 1004 км/ч, что на 250 км/ч превышало тогдашний мировой рекорд.

 

Фото Мессершмитт Ме 163 Комета

Предсерийную версию, Me 163B, предполагалось оснастить двигателем R 11-211. Однако у него выявилось большое количество «детских болезней», что дважды приводило к сильнейшим взрывам и разрушению здания, где велись стендовые испытания. Применение неподрессоренных шасси-тележек и полозьев грозило обернуться бедой для летчиков. Однако работы продолжались, пока наконец в серию не был запущен самолет, получивший название «Комета». Хотя опытная эскадрилья была сформирована уже в начале 1943 г., из-за того что в августе союзники разбомбили завод Мессершмитта в Регенсбурге, понадобилось еще несколько месяцев, прежде чем в феврале 1944 г. первые серийные Me 1бЗВ1а начали прибывать в Лехфельд. Конструктивно машина была довольно простой: она не имела хвостового оперения и оснащалась жидкостным реактивным двигателем с тяговой мощностью 1471 кг (на высоте уровня моря). Вооружались самолеты двумя пушками: в ранних версиях 20-мм MG 151, а в более поздних — 30-мм МК 108 с боезапасом 60 выстрелов на ствол.

Первый опыт применения Me 163 в боевых условиях оказался негативным, причиной тому служили технические поломки и слишком быстрая скорость. Союзники сбили две машины. Между тем 24 августа 1944 г. перехватчик наконец показал себя, записав на счет реактивной авиации четыре B-17. Скорость по-прежнему оставалась проблемой — самолет приближался к противнику слишком быстро, чтобы пилот мог как следует прицелиться. Конструкторы разработали специальную установку верхнего боя, приводившуюся в действие фотоэлементом, но до конца войны эту систему успели опробовать лишь однажды. Поводя итоги, можно сказать так: с практической точки зрения «Комета» была неудачной машиной. Около 80 процентов Me 163 были потеряны при взлете или посадке, при этом 300 «Комет», действовавших в боевых эскадрильях, записали на свой счет всего девять бомбардировщиков союзников.

Модификации

— Me-163S — двухместный безмоторный учебный вариант, предназначавшийся для отработки посадки. Построено несколько экземпляров.

— Существовал также учебный вариант Me-163 с кабиной на двух пилотов.

— Не попали в серию Me-163C и Me-163D.

Тактико-технические характеристики Мессершмитта Me 163 B-1 Комета

— Разработчик: Александр Липпиш
— Производитель: Messerschmitt
— Первый полёт: Me 163 A V4 13 Февраля 1941
— Начало эксплуатации: 1944

Экипаж Me 163

— 1 человек

Размеры Me 163

— Длина: 5,69 м
— Размах крыла: 9,32 м
— Высота: 2,75 м
— Площадь крыла: 19,62 м²
— Нагрузка на крыло: 213 кг/м²

Вес Me 163

— Масса пустого: 1 905 кг
— Масса снаряженного: 3 950 кг
— Максимальная взлетная масса: 4 110 кг

Двигатели Me 163

— 1× реактивный Walther HWK 109-509A-2
— Тяга: 1× 17 кН
— Тяговооружённость: 0,42

Скорость Me 163

— Максимальная скорость: на уровне моря 830 км/ч, на высоте 3000 м 960 км/ч
— Посадочная скорость: 220 км/ч
— Скороподъёмность: 3 600 м/мин, 4. 860 м/мин, 10.020 м/мин

Практическая дальность Me 163

— 200 км

Продолжительность полёта Me 163

≈8 минут

Практический потолок Me 163

— 12 000 м

Вооружение Me 163

— На первых 47 экземплярах 2х20 мм пушки Маузер MG −151/20 боезапас 100 выстрелов на ствол.
— Затем 2х30 мм пушки Рейнметалл-Борзиг МК 108, боезапас 60 выстрелов на ствол. Бронирование:15 мм бронеплита спереди, бронестекло, бронеспинка 8-13 мм

МиГ-35 и МиГ-35Д Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-57 (ПАК ФА Т-50) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-160 Белый лебедь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-25 Грач Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-35С Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-47 Беркут Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-34 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

У-2 (По-2) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-37 Терминатор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Мессершмитт Bf 109 (Ме-109) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ил-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-22М3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель F-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-124 Руслан Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-95МС Медведь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бомбардировщик Б-52 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-24М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-141 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-142 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-16 Ишак Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-12 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-26 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F/A-18 Хорнет Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Гидросамолет М-5

МиГ-31 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид U-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Экраноплан Лунь проекта 903 Каспийский монстр

Ил-76 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-22 Антей Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ли-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-21 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

C-130 Геркулес Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-18Т Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Фокке-Вульф Fw 190 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет-гигант К-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-22A Раптор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

B-1 Лансер Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-35 Lightning II Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-130 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-4 Фантом 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-225 Мрия Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Пе-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-72 Чебурашка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Нортроп B-2 Спирит Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ер-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-4 (ДБ-3Ф) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-19 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

С-22 Илья Муромец Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бе-12 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Еврофайтер Тайфун Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-33 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-28 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Т-4 Сотка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бе-200 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-32 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-128 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид F-117 Найт Хок Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-28 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-14 Томкэт Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет АНТ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ла-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Мираж 2000 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Сааб JAS 39 Грипен Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет-амфибия ВВА-14 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ла-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-180 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ВМ-Т Атлант Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-70 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Р-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

ЛаГГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Конвертоплан V-22 Osprey Размеры. Двигатель. Вес. История. Практический потолок

A-10 Тандерболт 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

М-55 Геофизика Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ил-38 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бомбардировщик 3М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет ТБ-3 (АНТ-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-153 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Брошенные самолеты

Самолет Су-12 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

А-40 Альбатрос Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-30 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Дассо Рафаль Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид SR-71 Блэкберд Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

СБ-2 (АНТ-40) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-102 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-38 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ар-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-10 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-15 бис Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-214Р Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

М-17 Стратосфера Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бе-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет УТ-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-14 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

С-21 Русский витязь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Мессершмитт Ме 163 Комета Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-29К — палубный истребитель

ОКА-38 Аист Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-АТ Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Де Хэвилленд Москито Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Ш-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет МБР-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-30 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ТБ-1 (АНТ-4) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Истребитель И-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ла-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ще-2 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Р-10 (ХАИ-5) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-126 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Р-6 (АНТ-7) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Штурмовик ССС (Р-5ССС)

Бе-10 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Че-2 (МДР-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет УТ-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Р-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет И-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

ДБ-2 (АНТ-37) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Гидросамолет М-9

У-1 — учебно-тренировочный самолет

И-14 (АНТ-31) — истребитель Сухого

БИ-1 — ракетный истребитель

Самолет Бе-2 (КОР-1) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Истребитель ДИ-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

И-7 — советский истребитель-полутораплан

М-1 — первый гидросамолет Григоровича

Як-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

С-7 — самолет-разведчик Сикорского

Анаде (Анатра-Д) — самолет-разведчик

ТШ-2 — самолет-штурмовик

ИП-1 (ДГ-52) — пушечный истребитель

Самолет триплан Безобразова

С-16 — самолет-разведчик Сикорского

Истребитель И-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Лебедь-12 — самолет-разведчик

Истребитель И-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

АНТ-3 (Р-3) Пролетарий Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бе-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-Z (И-ЗЕТ) — пушечный истребитель Григоровича

Самолет Л-1 «Птенец»

М-11 — морской истребитель Григоровича

Дельфин — самолет Дыбовского

Самолет «Гаккель-9»

Бе-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель И-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

УТБ-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

П-2 — переходной самолет

МДР-4 (АНТ-27) морской разведчик бомбардировщик

С-20 — истребитель Сикорского

Биплан «Докучаев-2» — опытный самолет

Би-Кок — самолет-разведчик Пороховщикова

С-12 — учебно-тренировочный самолет Сикорского

М-24 — самолет-амфибия

Истребитель «МБ бис» (Моска-Б)

С-10 — самолет-разведчик Сикорского

Моноплан Кованько

Четырехплан Савельева — опытный самолет-разведчик

Самолет «Стеглау-2»

П-IV — учебно-тренировочный самолет Пороховщикова

Моноплан Терещенко и Зембинского — опытный самолет

МУ-1 — учебно-тренировочный самолет

С-8 Малютка — учебно-тренировочный самолет Сикорского

Самолет «Касяненко-3»

Моноплан Хиони — опытный самолет

С-9 Круглый — опытный самолет Сикорского

2У-БЗ — учебно-тренировочный самолет

С-11 «Полукруглый» — самолет-разведчик

Касяненко-4 — опытный самолет

Добавить комментарий

7 взрывоопасных фактов об истребителе Ме-163 «Комета»

  • Лайфстайл

Билет в один конец.

7 августа 202114

Перепутать этого пухляша с любым другим самолетом Второй мировой решительно невозможно. Кургузый фюзеляж, непропорционально большие крылья, отсутствие пропеллера сразу выделяли «Мессершмитт-163», или просто «Комету», среди всех самолетов люфтваффе. А характеристики делали машину непобедимой. Правда, как оказалось, исключительно на бумаге.    

Это не самолет, это ракета

Правильнее, наверное, назвать «Комету» многоразовой управляемой ракетой, чем  самолетом в привычном понимании. Все потому, что на Me-163 использовался ракетный двигатель, работающий на совершенно адской смеси перекиси водорода, метанола, гидразина и воды.

Вот откуда уникальные характеристики «Кометы» — 17 килоньютонов силы и тяговооруженность 0,42, то есть больше, чем, например, у сверхзвукового «Конкорда». Если же оперировать более привычными единицами измерения, то у земли Ме-163 развивал около 4500 л.с., а на высоте — до 9000 л.с.  

Ракетный двигатель «Вальтера» — огнедышащее сердце «Кометы»

Его скорость была чудовищной

Понятно, что при таких бомбических показателях Me-163 летал очень быстро. Пилотам рекомендовалось никогда не превышать порог в 900 км/ч, хотя на тестовых полетах в октябре 1941-го «Комета» установила мировой рекорд — 1004 км/ч.

Не менее впечатляли и другие важные для истребителя характеристики, в особенности скорость набора высоты. Она составляла почти 5 км в минуту! Теоретически с момента взлета до своего практического потолка в 12 км «Комета» добиралась за 3 минуты 45 секунд. Надо ли говорить, что ничего подобного даже не снилось ни одному самолету с поршневым двигателем тех лет? 

Запаса топлива хватало на один заход

Но чудес не бывает, и за все приходится платить. Невероятные летные характеристики давались «Комете» дорогой ценой. Скажем, продолжительность полета составляла всего порядка 8 минут. Лишь настолько хватало адской смеси в баках.

Подразумевалось, что этого времени перехватчику хватит, чтобы взлететь, набрать высоту, атаковать вражеские бомбардировщики (один заход, в крайнем случае — два), а затем уже спланировать обратно на свой аэродром. План использования Ме-163 выглядел именно так. 

По той же причине, кстати, боезапас двух 30-миллиметровых пушек составлял всего 60 выстрелов. Больше «Комета» настрелять не успела бы. 

У него не было шасси

Для облегчения и удешевления конструкции «Комету» решили не снабжать даже убирающимся шасси. Мол, слишком хлопотно и дорого. Вместо этого разбег по ВПП перехватчик совершал с помощью временной шасси-тележки, которая сбрасывалась на землю после взлета. Для посадки же была предусмотрена выдвижная лыжа. Потом приземлившейся, но абсолютно беспомощной «Комете» требовалась помощь тягача-эвакуатора. 

Технологии потребовали жертв

Что эти сложности по сравнению с ценой, которую многие немецкие летчики заплатили за технический прогресс. Возгорания, поломки и сбои преследовали разработку «Кометы» всю дорогу. Самый ужасный случай произошел с летчиком Йозефом Песом. 

При взлете сброшенная с Ме-163 шасси-тележка ударилась о ВПП и отскочила обратно в самолет, повредив топливный бак. Опытный пилот прервал набор высоты и попытался спланировать обратно на аэродром. Но, когда к месту аварийной посадки подоспела помощь, собравшимся предстала чудовищная картина: адская смесь топлива и окислителя в буквальном смысле растворила тело пилота. Такие дела…

«Комета» провалила свою главную миссию 

Жертва Йозефа, как и других пилотов, погибших при испытаниях и доводке «Кометы», в любом случае была напрасной. Ведь свою миссию самый быстрый перехватчик так и не выполнил.

Причин тому множество, но главное — ограниченное время полета и малое количество самих Ме-163. Всего было выпущено около пятисот истребителей, но многие из них подолгу стояли на приколе из-за дефицита адского топлива. 

Единичные же боевые вылеты не могли внести перелом в воздушное превосходство союзников. При всем великолепии летных характеристик ратные подвиги «Кометы» очень скромны. По разным данным, на счету Ме-163 от 9 до 18 уничтоженных самолетов союзников при собственных боевых потерях в 10 единиц.  

«Комета» была непобедима хотя бы в теории, а вот британский «Блэкберн-Рух» оказался беспомощен с любой точки зрения. Держи занятную историю истребителя, которого никто не боялся.

Он стал примером для подражания

В любом случае «Комета», несмотря на все неудачи, задала вектор развития авиации на годы вперед. Пусть конструкторская мысль авиаинженеров от ракетных двигателей быстро переметнулась к турбореактивным, но, главное, всем стало ясно: век поршневых самолетов заканчивается.

Конечно, «Комета» успела побывать и объектом копирования. Как легального, если речь идет, например, о Mitsubishi J8M, японской версии ракетного «Мессершмитта», так и не совсем. Просто взгляни на послевоенный опытный И-270, разработанный в бюро Микояна, и сразу поймешь, откуда у него ноги, то есть сопла, растут.

Фото Getty Images

Автор текста:Радек Дворжак

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Перейти к основному содержанию

Пожертвовать сейчас

Один музей, две локации

Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Для посещения музея в округе Колумбия требуются бесплатные временные входные билеты.
Посещать

Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне
Центр Удвар-Хази в Вирджинии
Запланируйте экскурсию
Запланируйте групповое посещение

В музее и онлайн

Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально.
Как дела

События
Выставки
IMAX

Погрузитесь глубоко в воздух и космос

Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу.
Исследовать

Истории
Темы
Коллекции
По требованию
Для исследователей

Для учителей и родителей

Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились.
Учиться

Программы
Образовательные ресурсы
Запланируйте экскурсию
Профессиональное развитие воспитателя
Образовательная ежемесячная тема

Будь искрой

Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению.
Давать

Становиться участником
Стена чести
Способы дать
Провести мероприятие

  • О
  • отдел новостей
  • Поддерживать
  • Втягиваться
  • Контакт
  • Провести мероприятие
  • Будьте в курсе последних историй и событий с нашей рассылкой

    Национальный музей авиации и космонавтики

  • 6-я улица и проспект Независимости SW

  • Вашингтон, округ Колумбия 20560

  • 202-633-2214

  • 10:00 — 17:30

  • Требуется бесплатный вход с ограниченным временем
  • Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи

  • 14390 Музей авиации и космонавтики Parkway

  • Шантильи, Вирджиния 20151

  • 703-572-4118

  • 10:00 — 17:30

  • Конфиденциальность
  • Условия использования
  • Me-163: Дьявольская метла — Warfare History Network

    Дэвид Х. Липпман

    Немцы называли его «Комета» и «Дьявольская метла» за невероятную скорость, с которой он достиг высоты 30 000 метров. футов, достигнув при этом 0,84 Маха.

    Американцы назвали его «яичным порошком» за голубой цвет и форму яйца.

    Но послевоенные историки справедливо считают немецкий реактивный истребитель Ме-163В неудачной попыткой совершить революцию в воздушном бою и одним из величайших поражений в военной истории.

    Когда в 1930-х годах началась новая война, немцы, Советы и даже американцы начали изучать захватывающие возможности, создаваемые ракетными двигателями как средством для приведения в движение истребителей на высоких скоростях.

    Этот Messerschmitt Me-163 Komet запечатлен на кадрах с камеры истребителя Republic P-47 Thunderbolt ВВС США.

    Немцы, которые внимательно изучили работы двух титанов в этой области, Германа Оберта из Румынии и Роберта Годдарда из Америки, первыми попали в цель, управляя реактивными самолетами Opel и Espenlaub, которые были не более чем планерами с ракетными двигателями, прикрепленными к хвосту. Летали на малой высоте над полигонами своих испытаний в конце 1920-х годов, но имел склонность к авариям.

    После этого, однако, немецкая армия взяла на себя программу, передав ее капитану (впоследствии генералу) Вальтеру Дорнбергеру, чей соратник Вернер фон Браун разрабатывал ракеты Фау-1 и Фау-2. В рамках Совета по баллистическим вооружениям Министерства вооружений США программа ракетных самолетов была перенесена на базу в Куммерсдорфе и находилась под настолько высоким уровнем секретности, что штатные сотрудники, инженеры и ученые язвительно заявляли, что их отчеты и служебные записки должны быть «сожжены». Перед чтением.»

    Три крупных инженера возглавили движение Германии: Александр Липпиш, специалист по конструкции планеров; Хельмут Вальтер, разработавший эффективный небольшой жидкостный ракетный двигатель; и устрашающая мощь Вилли Мессершмидта и его компании, чьи сборочные линии штамповали легендарные истребители Bf-109 и могли легко производить самолеты с ракетными двигателями.

    Работая с самым низким приоритетом, три державы разработали истребитель-перехватчик с ракетным двигателем, который мог бы обеспечить точечную защиту основных целей Третьего рейха, таких как заводы, нефтеперерабатывающие заводы, угольные шахты, верфи и города.

    Первой серьезной проблемой было топливо. Химическая комбинация, состоящая из 80-процентной перекиси водорода, называемая «T-Stoff», будет использоваться с раствором перманганата кальция, метилового спирта, гидрата гидразина и воды, называемой «Z-Stoff», для питания самолета. При встрече в камере сгорания эти виды топлива позволили бы двигателю иметь тягу от 600 до 800 фунтов.

    Два вида топлива были мощными, едкими и имели высокий потенциал взрыва на земле или в воздухе. Их нужно было максимально разъединить. Хранение топлива было непростым делом. T-Stoff приходилось помещать в алюминиевые баки, иначе он подвергнется коррозии или воспламенится. По той же причине Z-Stoff пришлось поместить в стеклянную тару. Z-Stoff также разъедает алюминий. 900:03 Этот истребитель Ме-163 оснащен ракетами Р4М для использования против соединений бомбардировщиков союзников. 30-мм пушка Mk 108, первоначально установленная на реактивном истребителе, существенно утяжеляла планер.

    Двигатели были испытаны в фюзеляже истребителя He-112 и первые два были уничтожены на испытаниях. В марте 1937 года лётчик-испытатель-ас Эрих Варзиц забрался в кабину между баллонами со спиртом и жидким кислородом. Для взлета самолет из соображений безопасности использовал обычный поршневой двигатель Junkers Jumo. Варзиц застегнул ремни, пробежался по контрольному списку, показал большой палец вверх, прогрел двигатель Юнкерса, выполнил инструкции фон Брауна по включению ракетного двигателя, и весь самолет взорвался.

    Невероятно, но Варзиц вылетел из-под обломков и выжил, получив лишь несколько порезов и синяков. Варзиц повторил попытку в конце апреля, когда был готов новый He-112 с двигателем Daimler-Benz. На этот раз самолет взлетел. На высоте 2000 футов Варзиц выровнялся, выключил двигатель DB, зажег ракету и почувствовал себя «как будто его ударили ногой в зад». Ракетный двигатель работал в течение 30 секунд, и он мчался по воздуху со скоростью 285 миль в час для успешного полета.

    К июню Warsitz взлетел только на ракетной тяге. Когда самолет израсходовал свое топливо, он идеально приземлился на точный крест, нарисованный на взлетно-посадочной полосе. Его пилот должен был сидеть в полулежачем положении, и Варзиц обнаружил, что кабина настолько тесна, что он не мог войти и выйти, если у него был бумажник в кармане.

    Тем временем Липпиш и его коллеги усердно работали над проектом X, самолетом-перехватчиком с треугольным крылом, взяв за основу довоенные планеры. В них будут использоваться те же ракетные двигатели, что и в вариантах He-112.

    20 июня 1939 года Варзиц провел на He-176 испытания в Пенемюнде, которые длились 50 секунд, но едва превышали 170 миль в час. Присутствовали фельдмаршал Эрхард Мильх, заместитель командующего люфтваффе, и фельдмаршал Эрнст Удет, начальник снабжения люфтваффе, который обязан своим положением тому, что был асом истребителей Великой войны в эскадрилье Германа Геринга и, таким образом, стал пожизненным асом. друг главы люфтваффе.

    На этом Me-163B Komet, находящемся в коллекции ВВС США, есть следы саботажа, поскольку подневольные рабочие, по-видимому, использовали зараженный клей в конструкции крыла и застряли между баком летучего топлива и поддерживающим ремнем.

    Удет был последним человеком, которого можно было бы искать на посту начальника снабжения. Будучи отважным пилотом, очаровательным гостем на ужине и талантливым художником-карикатуристом, он также был заядлым бабником, который игнорировал современные технологии и никогда не встречал биплан с открытой кабиной, который ему не нравился.

    Перед тем, как Warsitz взлетел, Удет подошел к самолету и заорал на всех: «Вы хотите летать с этим? У него нет крыльев… это подножки!»

    После полета Удету стало еще тяжелее. «Это не самолет! Забудь об этом! Я запрещаю тебе летать на нем снова!» он крикнул.

    Теперь, когда ракетный истребитель находится в бюрократическом чистилище, спасти его от неопределенности потребовалось бы много драмы. Хейнкель высказался за то, чтобы его творение было продемонстрировано на большой выставке самолетов, установленной для главной истребительной базы Люфтваффе за пределами Берлина в Рехлине, перед всем высшим руководством Люфтваффе и самим Адольфом Гитлером. Невероятно, но Удет согласился, увидев, что это было возможностью продемонстрировать нечто более новое, чем винтовые самолеты, которые фюрер годами видел на митингах нацистской партии.

    «Фюреру надо показать что-то новенькое, а я вдруг вспомнил вашу смешную птичку! Если он сможет обойти аэродром, этого будет достаточно!» Удет сказал Хейнкелю.

    В знаменательный день Варзиц поднял свой He-176 на высоту 2500 футов, на полной мощности обогнул аэродром и аккуратно приземлился. Гитлер спросил Хейнкеля: «Что Варзиц получает за этот полет?» Таким образом, ракетный истребитель получил необходимую поддержку, и инженеры приступили к работе над тем, что впоследствии стало Ме-163. 900:03 Этот вид сбоку на Me-163B из коллекции ВВС дает некоторое представление о миниатюрных размерах самолета.

    Пока гитлеровские танки колесили по Европе в 1941 году, в Пенемюнде готовили к полету испытательные самолеты с новыми ракетными двигателями, и вскоре летчик-испытатель Хайни Дитмар установил рекорды скорости в 500 и 550 миль в час на яйцевидной машине. Он также обнаружил, что у него были серьезные проблемы. Самолет взлетел на тележке с шинами. После прыжка в воздух Ме-163 сбросил тележку и приземлился на две полозья, что делало возвращение ухабистым и опасным, если он переворачивался на бок или на крышу. Все взлеты приходилось производить при сильном встречном ветре, во время которого пилоты должны были пассивно сидеть в кабинах. В противном случае Ме-163 отклонялся бы от курса, поскольку руль направления не действовал до тех пор, пока самолет не набирал определенную скорость.

    Me-163A весил 3197 фунтов без груза, но с загруженными 140 галлонами T-Stoff и Z-Stoff вес увеличился до 5291 фунта. Эта нагрузка давала Ме-163 топлива на четыре минуты и 30 секунд полета с двигателем. Это означало, что при взлете с земли он мог развивать скорость 570 миль в час.

    2 октября 1941 года двухмоторный истребитель Ме-110 выполнял роль буксировщика во время испытательного полета, поднимая в воздух «Комету» Дитмара. В нужный момент Ме-110 оторвался от «Кометы», Дитмар запустил свой двигатель, и он разогнался до невероятных 624 миль в час, 0,84 Маха на метр, установив новый рекорд скорости. Это также поставило под угрозу жизнь Дитмара, так как он потерял устойчивость и управление самолетом, и он ушел в крутое пикирование. Дитмар выключил двигатель и начал планировать вниз, пока не смог снова запустить его, опустошил топливные баки и приземлился.

    В Берлине руководители люфтваффе были поражены. Даже Удет, страдавший тяжелой депрессией, которая через несколько недель привела его к самоубийству, был воодушевлен и требовал немедленной разработки боевой версии Ме-163.

    Липпиш был рад услужить Удету, но с Кометой все еще были проблемы. Он продолжал погружаться в неконтролируемые пикирования. У пилотов не было возможности выбраться из поврежденного самолета. T-Stoff и Z-Stoff имели тенденцию самопроизвольно взрываться. И что хуже всего, прототип Ме-163А не имел вооружения.

    Кабина Ме-163Б из коллекции ВВС удивительно тесная.

    Решение состояло в том, чтобы спроектировать Ме-163Б, у которого был немного другой двигатель, менее подверженный взрывам; парашютные рюкзаки на случай, если пилотам придется «попадать в шелк»; улучшенные элероны для предотвращения неуправляемого пикирования; и самое главное 30мм пушка для придания ему боевой ценности.

    В декабре 1941 года к Дитмару присоединился в Пенемюнде еще один первоклассный летчик-испытатель Люфтваффе, эксперт по планерам Рудольф «Питц» Опиц. Пара летала на Ме-163Б в течение 19 лет.42, с переменным успехом. Один полет закончился посадкой самолета Опица в поле репы. Опиц ушел. В другом испытании Дитмару повезло меньше: элероны сработали, но когда он приземлился перед Липпишем и его командой, самолет заглох на высоте 12 футов, в результате чего Дитмар попал в больницу на два года.

    У наземных экипажей тоже были проблемы с Ме-163Б. Известные как «Черные люди» из-за своей униформы, они должны были заправлять «Комету» бесцветным и летучим топливом. Однажды «черный человек» залил одно топливо в бак, в котором еще оставалось незначительное количество другого топлива, что убило его и мгновенно разрушило сарай.

    Весь 1943 год летчики-испытатели боролись с самолетом, некоторые полеты едва не обернулись катастрофой. Несмотря на это, Ме-163Б приняли в производство, и склавенарбайтеры («рабы») на сборочных конвейерах «мессершмиттов» начали их штамповать.

    Ханна Райч, лучший летчик Германии, вскоре была привлечена к полетам на Ме-163. Авиационные навыки Райх были равны ее новизне: она была женщиной в то время, когда мужчины буквально господствовали в небе.

    Райч, который летал на всех типах самолетов, выигрывал чемпионаты по планеризму, получил от Гитлера Рыцарский крест и был ярым нацистом, был идеальным выбором как с технической, так и с пропагандистской точки зрения. Райч без проблем летал на четырех серийных Ме-163В, говоря, что это «было ощущение, что тебя подстрелили из пушки». Но пятая закончилась катастрофой.

    Ме-110 поднял ее «Комету» в воздух, и на высоте 30 футов она попыталась сбросить тележку шасси, но ничего не вышло. Райч не знал об этой ситуации, пока пилот буксира не опустил и не поднял шасси. Надеясь сбросить его, она приказала Ме-110 отбуксировать ее на высоту 10 000 футов, где она сбросила буксир, запустила двигатель, и самолет начал тревожную вибрацию от тележки. Райч решил приземлиться, но тележка создала турбулентность и сделала управление неэффективным. «Комета» начала скользить и остановилась на высоте 100 футов. Он с огромной силой ударился о землю, и Райч получил шесть переломов черепа и смещение верхней челюсти. 900:03 В последние дни Второй мировой войны немцы предоставили своим японским союзникам подробные планы «Кометы», а японцы сконструировали собственную версию реактивного перехватчика Mitsubishi J8M1 Shusui.

    Испытания превратились из ужасающих в трагические. Лейтенант Йозеф Пёхс забрался в Ме-163А и завел двигатель. Но тележка ходовой части, очевидно, сломала линию подачи T-Stoff. «Комета» взлетела на высоту до 300 футов, круто накренилась, а затем камнем рухнула, ударившись о землю под углом и проскользнув, как краб, 50 ярдов, прежде чем взорваться. Пос потерял сознание при ударе и растворился заживо из-за протекающего T-Stoff.

    Но для дальнейших тестов было уже поздно. Большинство Ме-163В работало, британские и американские тяжелые бомбардировщики днем ​​и ночью наносили удары по немецким городам и заводам, и день «Д» надвигался. «Комету» нужно было отправить в бой. Люфтваффе заказало построить 1000 «Комет».

    Люфтваффе сформировало Jagdgeschwader 400, JG 400 (что означает «истребительный авиаполк»), и его новые Me-163B имели ультракоротковолновые радиостанции, сбрасываемый фонарь кабины, кресло пилота с торсионной пружиной, способное поглощать 20 g, 220-фунтовый HWK 509Ракетный двигатель и полозья на законцовках крыла помогают удерживать самолет ровно при посадке.

    JG 400 приступил к работе в июле 1944 года в Брандисе, недалеко от Лейпцига. Его задачей была защита критического нефтеперерабатывающего завода Леуна, одного из самых важных подобных объектов Рейха.

    Разделенный на две эскадрильи, JG 400 впервые выступил в бою 28 июля, атаковав налет американских бомбардировщиков. Их целью были бомбардировщики B-17. Летчики B-17 454-го бомбардировочного крыла и 359-го полковника Авелина П. Такона-младшего.«Мустанги» P-51 истребительной группы были поражены, увидев быстрые инверсионные следы, но люди Такона поставили свои «Мустанги» между немцами и B-17. Немцы стреляли очередями по «Мустангам», а затем пикировали. P-51 не успевали.

    JG 400 имел всего 36 Комет, и их пилоты обнаруживали, что большая скорость не помогает им в бою. Они приближались к строю бомбардировщиков со скоростью 560 миль в час, тогда как B-17 летели со скоростью 220. Немцы стреляли мимо них со скоростью 340 миль в час, а это означало, что у них было больше шансов протаранить B-17, чем сбить его. Чтобы сделать жизнь пилотов «Кометы» еще хуже, их 30-мм пушки были ненадежными и требовали высокой меткости.

    Пилоты JG 400 пытались атаковать B-17 в пикировании, петляя, атаковали, но без особого успеха. 5 августа они, наконец, забили: три «Комета» нырнули на три «Мустанга», расстреляв их почти в упор.

    16 августа «Яичный порошок» перехватили B-17, направлявшиеся в Лейпциг, и сопровождавшие их P-51 из 359-го полка. «Кометы» поднялись на высоту 28 000 футов и отключили двигатели в 400 ярдах позади отставшего бомбардировщика. Подполковник Джон Б. Мерфи и его ведомый лейтенант Сирил Джонс направили свои P-51 в атаку. «Комета» пролетела мимо B-17, что позволило Мерфи и Джонсу атаковать. Джонс поразил Ме-163 отражающим выстрелом, который расколол фонарь, Мерфи, однако, остался внутри поворота «Кометы» и просверлил его, взорвав «Яичный порошок». , первое такое убийство.

    Пилоты JG 400 обнаружили, что их самолеты настолько быстры, что могут стрелять по B-17 только две с половиной минуты. У них был лучший день 24 августа, когда сержант Шуберт захватил три B-17, и кадры с бортовой камеры подтвердили его правоту. Это были его единственные убийства — его «Комета» взорвалась при взлете несколько дней спустя.

    Но ВВС США достаточно пострадали от рук Кометы. Неделю спустя их B-17 бомбили завод Z-Stoff в Киле, закрыв его.

    В период с августа 1944 по март 1945 года JG 400 повредил только одного москита Королевских ВВС. К Дню Победы на Ме-163 приходилось всего 16 самолетов союзников. JG 400 был расформирован до окончания войны.

    Когда британская армия прошла через Германию, они захватили 48 неповрежденных «Кометов» из 350 произведенных, и ВВС Великобритании взяли некоторые из них для испытаний в качестве безмоторных планеров в Фарнборо.