Содержание
13 символов, зашифрованных в картине «Американская готика»
1. Мужчина . Вуд писал его со своего дантиста Байрона Маккиби, вовсе не мрачного человека. Врачу тогда было 62 года. «Мне нравится ваше лицо, — как-то сказал ему Вуд. — Оно все как бы состоит из длинных прямых линий». Маккиби согласился позировать при условии, что его не будут узнавать на этом портрете. Вуд не сдержал обещание и сделал персонажа очень похожим на модель, по словам художника, не намеренно.
2. Женщина . На картине изображены отец и дочь, на этом особенно настаивала модель, сестра художника Нэн Вуд Грэхем, хотя многие журналисты принимали персонажей за супругов. Яркая и жизнелюбивая Нэн позировала для образа угрюмой старой девы, но все равно огорчилась, что выглядит на картине намного старше своих 30 лет. Она также утверждала, что Вуд присмотрел в Сидар-Рапидсе гораздо более подходящую модель, но не решился предложить ей позировать. «Советую повесить этот портрет на одной из наших добрых сыроварен Айовы, — иронизировала в письме в газету Des Moines Register жена фермера миссис Эрл Робинсон. — От выражения лица этой женщины определенно будет скисать молоко». «Я бы хотела, чтобы эта завистливая дама (автор письма. — Прим. „Вокруг света“ ) прислала мне свою фотографию, — не осталась в долгу Нэн. — Уж я-то знаю, куда ее повешу…»
3. Вилы . На карандашном эскизе в качестве символа сельскохозяйственных работ мужчина держал грабли, но Вуд хотел, чтобы орудие в руке персонажа ассоциировалось не с садоводством, а с уборкой сена в старые времена (что возмутило некоторых технически продвинутых фермеров). К тому же вертикальные линии зубцов соотносятся с другими вертикалями картины.
4. «Трезубец» . Отстрочка на джинсовом комбинезоне мужчины и полосы на рубашке, как и рамы окон и террасы, и растение на заднем плане, и крыша сарая копируют очертания вил. Вуд любил включать в композицию картин повторяющиеся геометрические мотивы.
5. Очки . Доктор Байрон Маккиби, послуживший моделью, носил очки с линзами восьмиугольной формы, а круглые были у отца художника. Вуд хранил их в память о нем, а когда вернулся из Мюнхена, заказал себе такие же. Детские воспоминания о провинциальной Америке конца XIX века были связаны для Вуда прежде всего с родителями и их вещами.
6. Передник . Типичный элемент одежды фермерских жен из родной Вуду Анамосы, такие носила и мать художника. Кайму устаревшего фасона Нэн по просьбе Вуда нашила на передник, в котором позировала. «Эта тесьма вышла из моды, — вспоминала Нэн, — и в магазинах ее не было. Я спорола ее со старых маминых платьев…»
7. Брошь «Персефона» . Стилизация под античную камею. Вуд купил это украшение для матери в Европе, поскольку девушка на ней, как считал художник, похожа на Нэн. Подобные камеи были популярным украшением в Викторианскую эпоху.
8. Локон . В письме от 1941 года Вуд заметил о своей героине: «Я позволил одной пряди выбиться, чтобы показать, несмотря ни на что, человечность персонажа».
9. Дом в стиле плотницкой готики. Здание, с которого Вуд его писал, построили в Элдоне, штат Айова, в 1881–1882 годах местные плотники Бьюзи и Гералд.
10. Бегония и щучий хвост . Любимые на Среднем Западе домашние растения олицетворяют женскую домовитость.
11. Шпиль церкви . Консервативные обитатели американской провинции, наследники пуритан-первопоселенцев, в большинстве своем были примерными прихожанами. Родители самого художника познакомились в пресвитерианской церкви: Хэтти Уивер в свободное от работы время была там органисткой, а Мервилл Вуд возглавлял воскресную школу.
12. Красный амбар . Этого строения не было рядом со зданием из Элдона, но его присутствие позади героя указывает на род занятий, так же как растения в горшках за плечом женщины. Красный амбар был нарисован на кухонном шкафу, сделанном отцом Вуда, — единственном предмете мебели, который мать забрала с фермы, когда семья съезжала оттуда. Для Вуда этот шкаф всегда был символом дома.
Грант Вуд, художник-регионалист , не особенно известный за пределами штата Айова, никак не ожидал резонанса, какой получила работа, присланная им на конкурс Чикагского института искусств осенью 1930 года. Портрет провинциальной пары был написан в манере, сочетавшей старомодность и самобытность. Мужчина с тяжелым взглядом как будто преграждает вилами зрителю подступы на свою территорию — к женщине и дому с наглухо запертым стрельчатым окном, навевающим смутные ассоциации с мрачными тайнами английского готического романа. Картина стала не только призером конкурса, но и самым обсуждаемым в прессе Штатов произведением искусства, вызвала лавину писем и откликов. Кто-то воспринял «Американскую готику» как дань уважения сельским труженикам Среднего Запада, но чаще в ней усматривали зловещий подтекст или сатиру на провинциалов. Одна фермерша даже угрожала откусить художнику ухо.
Это изумляло Вуда, который и не помышлял о сатире. Сын сельских жителей, ранние годы он провел на ферме. Позже воспоминания о детстве в сельской глубинке и семейные альбомы с фотографиями в викторианском духе стали для него источником вдохновения. В августе 1930 года в городке Элдон художник приметил деревянный дом с окном, напоминавшим о средневековых соборах Европы. Стиль, популярный на Среднем Западе в конце XIX века, называли плотницкой готикой: провинциальные мастера украшали здания неоготическими викторианскими мотивами. Вуду понравились вертикальные линии обшивки, рифмующиеся с линиями окна, и дух старины. Он сделал наброски и поехал домой воплощать замысел.
«Я не писал сатиру, — пояснял удивленный трактовками Вуд. — Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал». Хвалители и хулители картины сходились в одном: художник уловил нечто подлинно американское. Потому она и не оставила равнодушными стольких людей по всей стране. К концу 1950-х картина фактически превратилась в то, что сейчас называют мемом: если нужно было высмеять или разрекламировать нечто типично американское — политиков, идею, еду, — сразу рисовали или снимали очередную пародию на это произведение искусства. Число пародий на картину Гранта Вуда растет и по сей день.
ХУДОЖНИК
Грант Деволсон Вуд
«Поцелуй» Климта. Почему это шедевр
Если вы когда-нибудь слышали о Густаве Климте (1862-1918 гг.), значит вы точно знаете и его работу «Поцелуй».
Что мы видим на картине? Двое влюблённых на цветочном лугу обнялись словно под единым золотым покрывалом. Мужчина целует женщину в щеку. А вокруг никого. И ничего. Лишь золотой фон. А стоят они на краю то ли оврага, если прозаично. Либо вселенной, если уж совсем романтично.
Почему же именно эта картина стала самой знаменитой среди работ Густава Климта? И все ли на ней так однозначно? На самом ли деле эти люди влюблены?
Почему «Поцелуй» именно такой ?
В картине переплетены многие техники. Но больше всего заметно влияние византийской иконы. Когда смотришь на «Поцелуй», сразу вспоминаются иконы в золотых окладах. Когда вся поверхность изображения покрыта золотым «покрывалом». И лишь лики и руки прорисованы красками.
Византийские иконы в окладах были широко распространены в России, где, конечно, Климт не был. Но подобные иконы встречаются в итальянских церквях. Где художник и мог их видеть.
Но в целом “Поцелуй» вписывается в стиль Модерн или Ар-нуво (на французский манер).
Альфонс Му́ха. Грезы. Цветная литография. 1897 г. Частная коллекция
Цветочные орнаменты. Витиеватые линии. Повышенный эротизм. Нарочитая эстетика. Любимый стиль многих женщин.
Именно поэтому у «Поцелуя» больше поклонниц, нежели поклонников. Это самый женственный стиль среди всех направлений в искусстве.
Добровольный ли поцелуй ?
Принято считать, что Климт изобразил влюблённых. Мужчина целует женщину в щеку. И мы понимаем, что это только любовная прелюдия. Ещё чуть-чуть, их одеяния спадут. А дальше… впрочем Климт чаще писал именно это «дальше». Но в этой картине все только начинается.
Но на самом ли деле он изобразил влюблённых? Когда я обратила внимание на позу и жесты героини, у меня возникли сомнения.
Густав Климт. Фрагмент «Поцелуя». 1908 г. Бельведер, Вена
Посмотрите, как необычно ведут себя руки девушки. Ее левая рука придерживает руку мужчины у ее щеки. Как будто делая слабую попытку ее отстранить.
Правая же рука вроде и охватывает мужчину сзади, но пальцы сильно напряжены. Как будто не решаются полноценно прикоснуться к «любимому». У мужчины такой двусмысленности в жестах нет.
Можно было бы списать такую необычную жестикуляцию на личное видение Климта. Может он считал, что именно так женщина выражает свою страсть.
Но если посмотреть на другие его работы, то сразу становится понятным: он прекрасно знал, как обнимает по-настоящему любящая или полностью отдающаяся страсти женщина.
Слева: Эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена. Посередине: фрагмент фриза «Древо жизни». 1909 г. Дворец Стокле, Брюссель. Справа: Рисунок «Обнимающаяся стоя пара». 1908 г. Музей истории города Вена.
С ногами героини тоже не все так просто. Она стоит на коленях. По сути в подчиненной позиции. Что уже никак не соответствует статусу влюблённой. К тому же стопы девушки сильно напряжены, а пальцами ног она упирается в край обрыва.
Густав Климт. Поцелуй. Деталь. 1908 г. Бельведер, Вена
Как будто в последней надежде удержаться и не сорваться. Да еще стебли вьюна как-то уж очень напоминают оковы.
Обратите внимание, что на эскизе обрыв тоже присутствует, но влюблённые на равных стоят на ее краю. И нет ощущения, что кто-то из них может сорваться.
Густав Климт. Рисунок «Обнимающаяся стоя пара», эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена
Такое ощущение, что Климт на самом деле собирался изобразить влюблённых. Но все же остановился на более неоднозначном варианте отношений.
Он – намного старше ее. Это очевидно по заострённым чертам его лица. Она – в ситуации, когда не может сказать «нет». Либо она отвечает согласием, либо ее ждёт пропасть. Отсюда – напряжение в руках и ногах и подчиненная позиция.
Для начала 20 века – вполне распространённая ситуация. Красивые бессеребреницы быстро подчинялись страсти богатых, не всегда молодых поклонников.
Почему «Поцелуй» такой целомудренный ?
Всем известно, что Климт – это про ню. Очень женственное, сияющее, стильное, но все же ню. Почти на каждой его картине есть обнаженные рыжеволосые или темноволосые красавицы.
Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда в Вене
«Поцелуй» среди этих эпатажных работ кажется более, чем целомудренным. Хоть в детскую вешай репродукцию. Почему же?
Климта в начале 20 века обвиняли в чрезмерной откровенности и даже создании порнографии. Особо чопорные товарищи предлагали даже выдворить его из страны.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
На что Климт парировал ещё одной откровенной работой «Моим критикам». Где пышнотелая девица повернулась к зрителю своей аппетитной … спиной. Правда потом мастер поменял название на «Золотые рыбки».
Густав Климт. Золотые рыбки. 1901-1902 гг. Швейцарский институт исследования искусства, Цюрих
Но все же критики сильно его донимали. Дошло до того, что с начала 20 века Климт отказался выполнять заказы на монументальные росписи в общественных местах. Предпочитая создавать картины на продажу.
Вполне возможно, что «Поцелуй» был неким отступлением от всепроникающего ню под давлением общественности.
Самое удивительное, что это картина считается главным и самым узнаваемым шедевром Климта. Вот такой парадокс. Столько откровенных, аппетитных прелестей. А самой узнаваемой стала наиболее целомудренная работа мастера.
Впрочем, никакого парадокса. За счёт того, что картина вполне тянет на статус «6+», ее смело вставляли в любой школьный учебник. Если нужно было детям рассказать об искусстве 20 века. А дети вырастали и помнили именно этот шедевр.
Подведем итог. Почему же «Поцелуй» – это шедевр.
«Поцелуй» – квинтэссенция стиля и мастерства Климта. Используемые в картине приемы не новы для художника. Наоборот, они все встречаются в других его работах. «Ковры» из цветов. Золотое одеяние героев.
Слева: Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих. Справа: Золотая Адель. 1907 г. Новая галерея в Нью-Йорке
В картине много деталей. Цветы под ногами героев, замысловатый рисунок их одеяний. Но всему этому противопоставлена и лаконичность. Почти однородный золотой фон и одиночество двух фигур.
Это не просто история о двух влюблённых, это картина о чувственном опыте вообще. Наклон головы, распожение рук и плеч превращаются в символ влечения. Если у зрителя есть опыт влюблённости или сильной эмоциональной привязанности, он сразу его вспоминает, когда смотрит на «Поцелуй».
Все вместе – повышенная эстетика, сочетание детализации и лаконичности, а также линии и формы, которые легко вызывают эмоциональный отклик у зрителя – делают «Поцелуй» шедевром.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
500+ фото мужчин и женщин [HD]
500+ фото мужчин и женщин [HD] | Download Free Images on Unsplash
- A photoPhotos 10k
- A stack of photosCollections 10k
- A group of peopleUsers 0
person
couple
female
outdoor
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Nappy
Unsplash+
Разблокировать
гетеросексуальная пара целуются в любви
DISRUPTIVO
styleentrepreneurbusinessmen
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
a befendo
silhouettefemaletogetherness
Michael Dam
Women images & picturesfaceHappy images & pictures
Ben White
couplejacksonPeople images & pictures
Erke Rysdauletov
almatywellnessmedeu
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Agustin Farias
UNSPLASH+
разблокировать
Портретная сторона на бок
Annette Sousa
Love and Sexmalibusweetheart
Matheus Ferrero
People и PictureSloversflow Bechtold
Любовь фотоДевушки фото и изображениястрасть
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Federica Giacomazzi
Unsplash+
Unlock
malemanhugging
Kenny Eliason
neonbrand digital marketingLas vegas pictures & imagesgirl and boy
Michael Easterling
united statescarlsbadoutdoors
Kenny Eliason
partnerloveable couplesweet couple
Everton Vila
bikebrazilromance
Eric Ward
Baker Beachsan franciscolying
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Michael Tucker
Unsplash+
Unlock
fieldholding handsNature images
Brooke Cagle
handshand holdingaffection
heterosexual couplekissingin love
Women images & picturesfaceHappy images & pictures
almatywellnessmedeu
любовь и сексмалибусмилая
usacacarmel Valley
Любовь фотографииДевушки фото и изображениястрасть
United Statescarlsbadoutdoors
партнерлюбимая парасладкая парочка
поле держатся за рукиобразы природы
–––– –––– –––– – –––– – ––– –– – –– –––– – – – – ––– –– –––– – –.
стильпредпринимательбизнесмены
силуэтженщинасобрание
параДжексонЛюди изображения и изображения
портретбок о бок
Люди изображения и изображениялюбовникиЦветочные изображения
отношенияподругаженщина партнер
Malemanhugging
Neonbrand Digital Marketinglas Vegas Pictures & Imagesgirl и Boy
Bikebrazilromance
Связанные коллекции
Man and Woman
13 Фотографии · Кодибированные Vladimir VasilJEVIC
9
666666666666666.. ФОТОГРАФИЯ · Кодибированные VLADIMIR VASILJEVIC
9
6666666666666666.
мужчина и женщина
9 фото · Куратор Сергей Дроздов
Baker Beachsan Franciscolying
руки рука держит любовь
гетеросексуальная пара целуются в любви
Courjacksonpeople Images & Pictures
Almatywellnessmedeu
Отношения Girlfriendfemale Partner
Neonbrand Digital Marketinglas Vegas Pictures & Images -Girl и Boy
Baker Backsan Franciscoly
стиль. & фотолюбовникиЦветы фото
Любовь фотографииДевушки фотострасть
United Statescarlsbadoutdoors
bikebrazilromance
поле, держась за руки, изображения природы
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– –– –––– – – –– – –– –– –––– – –.
silhouettefemaletogetherness
portraitside by side
usacacarmel valley
malemanhugging
Related collections
man and woman
13 photos · Curated by Vladimir Vasiljevic
Man and woman
11 photos · Curated by Jordan Angell
мужчина и женщина
9 фото · Куратор Сергей Дроздов
партнерлюбимая парамилая пара
рукирука держитлюбовь
Просмотр премиальных изображений на iStock | Скидка 20% на iStock
Unsplash logo
Сделайте что-нибудь потрясающее
Изображения женщин и мужчин | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
Фотографии женщин и мужчин | Скачать Free Images на Unsplash
- ФотоФотографии 10k
- Стопка фотографийКоллекции 10k
- Группа людейПользователи 0
person
female
couple
clothing
portrait
apparel
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Michael Tucker
Unsplash+
Unlock
outdoorspiggy backcarrying
Colin Maynard
Women images & picturecoupleman
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
frank mckenna
United StatesPeople images & imagessilhouette
Tibor Pápai
People images & picturesclothingface
Szőcs Viola
Hd grey wallpapersnailsnice sky
Michael Prewett
awkwardpartnerintercourse
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Michael Tucker
Unsplash+
Unlock
beardhugging
Кензи Крафт
стильмолодой взрослыймода
Ана Итонишвили
одеждачеловексидит
Almos Bechtold
standing couplelovers standingside by side
Priscilla Du Preez
in loverelationshipHappy images & pictures
Brooke Cagle
Nature imagessmileGirls photos & images
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Nappy
Unsplash+
Unlock
гетеросексуальная парацелующиеся мужчина и женщина
Джей Ди Мейсон
Ричмондвест Кэри СтритЛюбовные образы
Foto Pettine
Свадебный фонмуж и женаИталия картинки и изображения
Трэвис Гроссен
Loversweetheartmission viejo
Gama. Фильмы
Удерживание Handsfemalemale
Pietra Schwarzler
HairredHeadread Head
0011
outdoorspiggy backcarrying
Hd grey wallpapersnailsnice sky
beardhugging
apparelhumansitting
standing couplelovers standingside by side
heterosexual couplekissingman and woman
Wedding backgroundshusband and wifeItaly pictures & images
loversweetheartmission viejo
hairredheadread head
romániaditrăucouple hugging
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Женские изображения и картинки.
Похожие коллекции
мужчина и женщина
13 photos · Curated by Vladimir Vasiljevic
Man and woman
11 photos · Curated by Jordan Angell
man and woman
9 photos · Curated by Сергей Дроздов
portraitfacesfreckles
outdoorspiggy backcarrying
beardhugging
standing couplelovers стоя рядом
Свадебный фонмуж и женаИталия картинки и изображения0011
— Женские изображения и картинки.