Содержание
«Апофеоз войны», Картина Верещагина — описание
Апофеоз войны — Верещагин Василий Васильевич. 1871. Холст, масло. 127 х 197 см
Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности — она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась — восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.
По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями Дали, настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне — это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия — войны.
Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».
Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета — только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь — это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде — летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.
Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.
На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война — смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.
На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один — массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.
Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину — яркое обличение безжалостности войны.
«Апофеоз войны» Верещагина — История одного шедевра
Сюжет
На выженной земле — то ли это был сад, то ли никогда ничего не росло на этой раскалённой почве, — стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли или сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.
На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.
«Апофеоз войны», 1871 г. В. В. Верещагин. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи репортажного характера, чтобы пояснить сюжет и сформулировать эмоции автора. Не стал исключением и «Апофеоз войны». Текст на раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.
Контекст
«Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчиняя каждое селение на своём пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в стены живьём 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.
«Двери хана Тамерлана», 1875 г. В. В. Верещагин. (Государственная Третьяковская галерея)
Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только наблюдал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал 2 года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.
«Торжествуют», 1872 г. В. В. Верещагин. Источник: Государственная Третьяковская галерея
В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.
«Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир», 1869−1870 гг. В. В. Верещагин (Государственная Третьяковская галерея)
А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пёстрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Через эти сюжеты Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война теряла всякий смысл.
Судьба художника
Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.
Как живописец Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Посетителям выставок Василий Васильевич казался ужасным, кровавым, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слёзы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас».
«Побеждённые. Панихида по павшим воинам», 1877 г. В. В. Верещагин. (Государственная Третьяковская галерея)
Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почём зря люди, пока в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло солдат, тем громче слава.
«Мавзолей Тадж Махал близ Агры», 1874 г. В. В. Верещагин. (Государственная Третьяковская галерея)
Полотно из Японской серии. В. Верещагин. Источник: Государственная Третьяковская галерея
После Балканских войн Верещагин решил оставить баталистику. Несколько лет он посвятил путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку, Америке. Занимался он и исследованием личности Наполеона, о котором создал в итоге не только серию полотен, но и написал несколько книг.
Сборник: Василий Верещагин
Один из самых известных художников-баталистов стремился «заглянуть в глаза войне и увидеть её истинное лицо».
- Статьи
- Азия
- XIX век
«Торжествуют» Верещагина
«Торжествуют» Верещагина
Начало 1870-х годов. Российская империя активно ведёт военные действия в Средней Азии, присоединяя новые территории.
- Статьи
- Азия
- XIX век
«Апофеоз войны» как посвящение завоевателям
«Апофеоз войны» как посвящение завоевателям
Василий Верещагин: «Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга».
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Смертельно раненный»: картина как лицо сражений
«Смертельно раненный»: картина как лицо сражений
Это полотно вспоминается одним из первых при упоминании художника Василия Верещагина. Фигура персонажа отражает ужас войны, беспощадной и неизбежной.
- ЕГЭ
- Европа
- XIX-XX вв.
Картины Верещагина
Картины Верещагина
Василий Васильевич Верещагин — знаменитый художник-баталист. Сможешь ли ты определить, какие события изображены на его полотнах?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Живописец войны
Живописец войны
Василий Верещагин своими полотнами составил о баталиях своего рода визуальную энциклопедию.
- Статьи
- Азия
- XIX век
«Торжествуют» Верещагина
Начало 1870-х годов. Российская империя активно ведёт военные действия в Средней Азии, присоединяя новые территории.
- Статьи
- Азия
- XIX век
«Апофеоз войны» как посвящение завоевателям
Василий Верещагин: «Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга».
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Смертельно раненный»: картина как лицо сражений
Это полотно вспоминается одним из первых при упоминании художника Василия Верещагина. Фигура персонажа отражает ужас войны, беспощадной и неизбежной.
- ЕГЭ
- Европа
- XIX-XX вв.
Картины Верещагина
Василий Васильевич Верещагин — знаменитый художник-баталист. Сможешь ли ты определить, какие события изображены на его полотнах?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Живописец войны
Василий Верещагин своими полотнами составил о баталиях своего рода визуальную энциклопедию.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- Статьи
- Европа
- XX век
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- VIII до н.э. -V вв.
Древний Рим
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Басни Крылова в иллюстрациях
- Статьи
- Европа
- XVII век
Английская революция
- Статьи
- Азия
- VI век до н.э.
Ворота Иштар
- Статьи
- Африка
- XX век
Как нашли гробницу Тутанхамона
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Последний фаворит Екатерины II
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- Статьи
- Европа
- XX век
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XX век
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
- Статьи
- Европа
- XX век
История первого советского маньяка
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Америка
- XX век
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
- Статьи
- Европа
- XX век
Накануне 22 июня 1941 года
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
«Коктейль Молотова»
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 3310583
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- 📚 Статьи
- 👀 1013088
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- 📚 Статьи
- 👀 640558
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- 📚 Статьи
- 👀 266255
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 107078
Древний Рим
- 📚 Статьи
- 👀 85918
Басни Крылова в иллюстрациях
- 📚 Статьи
- 👀 61529
Английская революция
- 📚 Статьи
- 👀 57498
Ворота Иштар
- 📚 Статьи
- 👀 57495
Как нашли гробницу Тутанхамона
- 📚 Статьи
- 👀 52647
Последний фаворит Екатерины II
- 📚 Статьи
- 👀 3310583
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- 📚 Статьи
- 👀 1013088
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- 📚 Статьи
- 👀 640558
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- 📚 Статьи
- 👀 488717
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
- 📚 Статьи
- 👀 436207
История первого советского маньяка
- 📚 Статьи
- 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- 📚 Статьи
- 👀 362681
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
- 📚 Статьи
- 👀 273416
Накануне 22 июня 1941 года
- 📚 Статьи
- 👀 266255
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 239436
«Коктейль Молотова»
350+ изображений черепов | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
350+ Изображения черепа | Скачать Free Images на Unsplash
- ФотоФотографии 1. 4k
- Пачка фотографийКоллекции 7.5k
- Группа людейПользователи 65
фон
обои
кость 90 011
серый
голова
человек
скелет
смерть
человек
черный
челюсть
анатомия
логотип Unsplash Unsplash+
В сотрудничестве с Shubham Dhage
Unsplash+
Разблокировать
Изображения черепа и картинкинатюрмортHd узор обои
Лина Уайт
анатомия человекачеловеческая физиологиячеловечество 9 0011
–––– –––– –––– – –– –– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Michael Förtsch
headdeadpainting
Ahmed Adly
Hd серые обоиfearproud
Max Kleinen
Hq background imagesgreyscalehorror
Mathew MacQuarrie
Hd dark wallpapersdeathspooky
Unsplash logo Unsplash+
В сотрудничестве с Александром Милсом
Unsplash+
Разблокировать
Хэллоуин
Philipp Pilz
Животные
скелетHD жуткие обоиHd зеленые обои
Александр Григорьев
oneHD черные обоианатомический
Anne Nygård
анатомия верхней челюсти
Mathew Schwartz
костная хиропрактикаманипуляции со спиной
Логотип Unsplash Unsplash+
В сотрудничестве с Aakash Dhage 9 0011
Unsplash+
Разблокировать
Hq фон фото hd картинкиHD обои на рабочий стол
Сергей Тягловский
Hd абстрактные обоиэкспериментальныеЛюди изображения и картинки0011 Пэйтон Таттл
Корона фотографииHD обои King
Blake Weyland
camarkleevilleСША
Max Kleinen
HD картинкиБелые обоиHD абстрактные обои
Логотип Unsplash Unsplash+
В сотрудничестве с Aakash Dhage
Unsplash+
Разблокировать
Hd 3d обоицифровое hd картинкиHd iphone wallpapers
Jon Butterworth
ukswanseaabercraf
Череп фотоНатюрмортHd узор обои
Hd серые обоистрахгордый
Hq фоновые изображениясерые гаммыужас
Животные изображения и картинкиОлени изображения и картинкидикая природа
oneHd черные обоианатомические
костихиропрактикаманипуляции со спиной
H d абстрактные обоиэкспериментальныйЛюди фото
Корона фотографииHd дизайн обоикороль
Hd 3d обоицифровое hd картинкиHd iphone обои
ukswanseaabercraf
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– ––– – – –.
анатомия человекачеловеческая физиологиячеловечество
головаdeadpainting
Hd темные обоисмертьжуткий
Хэллоуин
Hq фон фото hd обоиHd обои на рабочий стол
дубай — объединенные арабские эмиратыветряная мельницаТекстура фоны
camarkleevilleunited States
Похожие коллекции
череп
34 фото · Куратор Richard Beauchamp
череп
56 фото · Куратор скромная женщина
череп
25 фото · Куратор Ken Goudsward
Hd обоиHd белые обоиHd абстракция обои
череп фотонатюрмортHd узор обои
HD темные обоиdeathspooky
Животные фотоОлени фотодикая природа
анатомиячелюстьмаксилла
Корона фото hd дизайн обоикороль
ukswanseaabercraf
анатомия человекачеловеческая физиологиячеловечество
Hd серый обоистрахгордый
Hq фоновые изображениясерыйужас
oneHd черный обоианатомический
Hq фоновые изображения HD обоиHd обои на рабочий стол
дубай — объединенные арабские эмиратыветряная мельницаТекстура фоны
HD обоиHd белые обоиHd абстрактные обои
– ––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.