Что такое ниткография: что это, техники и методы рисования для детей

Содержание

что это, техники и методы рисования для детей

Ниткография — такой же вид рукоделия, как, например, вышивка, рисование, вязание и т.д. Он еще не получил большой популярности, но это нисколько не умаляет его достоинств. Ниткография помогает не только с пользой провести время, но и развивает ряд полезных навыков и у взрослых, и у детей.

Содержание

  • Что такое ниткография
  • Цели и задачи использования ниткографии
  • Материалы для занятий ниткографией
  • Техники ниткографии
    • Рисование нитками
    • Рисование штампами
    • Аппликации
  • Советы для начинающих
  • Заключение

Что такое ниткография

Ниткографией называют технику рисования нитками. Она дает возможность создавать необычные рисунки и даже целые картины без помощи кисточек и красок. Для этого занятия нужны шерстяные нити и клей.

Есть несколько способов создания рисунков такого типа. Пропитанными краской нитями водят по бумаге, ими заполняют различные детали аппликации или используют их для изготовления штампов.

Техника ниткографии пришла к нам из Мексики. Мастера создавали настоящие шедевры, используя только толстые шерстяные нитки. Они пропитывали их специальной смесью, изготовленной из сосновой смолы и воска.

Создание картин с помощью нити, которую окунули в краску (обычно гуашь) называется ниткописью. Это один из видов ниткографии. Отличается тем, что не требует использования клея.

Такое «рисование» способствует развитию моторики у детей, поэтому практикуют его в детском саду в средних и старших группах среди воспитанников 4-6 лет. По мнению специалистов, ниткография помогает развиваться абстрактное мышление и помогает добиться красивого почерка при обучении в школе.

Цели и задачи использования ниткографии

Итак, в чем же польза от техник ниткографии и ниткописи?

  1. Дети знакомятся с новыми, только набирающими популярность методами рисования.
  2. Малыши развивают зрительное восприятие. Им постоянно приходится рассматривать отдельные предметы и думать над тем, как собрать их в единую картину или схему. К тому же, они улучшают глазомер. Им приходится подбирать те нити, которые идеально подойдут по размеру к их рисунку.
  3. У детей дошкольного возраста развивается мелкая моторика. Это очень важно особенно в наше время, когда родители пытаются упростить ребенку жизнь любыми способами, например, покупая одежду на замках-змейках и обувь на липучках, а не на шнурках.
  4. Благодаря ниткографии, улучшается творческое мышление и фантазия. Для некоторых детей чистый лист бумаги — это непреодолимая преграда. Они не уверены в себе, боятся начать что-то новое. Ниткография помогает им раскрепоститься.

Плюс ко всему, подобные техники учат малышей усидчивости, концентрировать внимание как на занятии в целом, так и на отдельных деталях рисунка.

Материалы для занятий ниткографией

Ниткография сочетает в себе использование довольно необычных сочетаний из материалов и инструментов. Вам понадобятся:

  1. Рабочая поверхность. Это основа. Желательно, чтобы она была шероховатой. В вопросах цвета ограничений нет. Выбирайте то, что вам по душе. Можно взять картон или любую другую плотную бумагу, ДВП, отрез фланелевой ткани, кусочек однотонного ковролина и т.д. Достаточно основы размером A5. Для разнообразия заранее изготовьте шаблоны для будущих рисунков.
  2. Шерстяная, акриловая или х/б нить диаметром не меньше 2 мм. Для малышей в средней группе детского сада можно взять капроновый шнурок толщиной около 4 мм. Главное — он не должен скользить. Нитки заранее нарезать на кусочки нужно длины. Дошкольники старшего возраста могут это сделать самостоятельно.
  3. Клей ПВА с кисточкой.
  4. Салфетки, клеенка, ножницы.
  5. Для ниткографии понадобятся также зубочистки или тонкие палочки, с помощью которых ребенок будет выравнивать рисунок.

Если нужно, можно взять карандаши, фломастеры и другие дополнительные приспособления.

Если вы решили заняться ниткописью, подготовьте альбомный лист формата A5, нитки длиной около 45 см, разноцветную гуашь, кисти и баночки, в которых будете разводить краски с водой.

Техники ниткографии

Чаще всего на занятиях используется ниткопись, рисование штампами и аппликации. Рассмотрим каждую технику подробнее.

Рисование нитками

Нить играет роль кисточки. Процесс выглядит так:

  1. Нитку окунуть в краску выбранного цвета.
  2. Как только она хорошо пропитается, разместить ее между двумя листами бумаги. Можно уложить зигзагом. Это сделает картинку необычной.
  3. Слегка сдавливая бумагу, вытащить нить наружу.

На листах останется интересный след. Его либо дополняют деталями, либо вырезают и используют как аппликацию.

Чтобы сделать разноцветные отпечатки, нужно взять несколько разных красок. Налейте их полосами в плоскую невысокую емкость. Пропитайте одновременно все нити.

Рисование штампами

Для начала нужно изготовить сам штамп. Для этого вам понадобится основа из дерева, пенопласта, плотного картона или, например, пластилина. Также возьмите толстые шерстяные нитки, клей ПВА, кисточки и краски.

Нанесите клей на основу так, чтобы повторить задуманный рисунок. Это может быть, что угодно: звезда, цветок, животное и т.д. Следом аккуратно выкладывайте нитку. Дайте штампу высохнуть. После пропитайте нитку красителем. Приложите его к листу бумаги и оставьте оттиск.

Делать штамп не обязательно. По желанию можно обойтись обычным клубком пряжи. Так же пропитайте его краской и оставьте на бумаге отпечаток.

Аппликации

Для того, чтобы с помощью ниткографии сделать аппликацию, разноцветные нитки нужно приклеить на бумагу с заранее подготовленными контурами. Последовательно выполните ряд действий:

  1. Скачайте и распечатайте схему из интернета или нарисуйте ее самостоятельно, используя простой карандаш.
  2. Нанесите клей по нарисованным контурам.
  3. Аккуратно приклейте нитки. Если есть излишки, срежьте их ножницами.
  4. Заполните нитками середину рисунка. Для этого снова нанесите на бумагу клей. Нити выкладывайте от края к центру по периметру. Другой вариант — измельчить нити и просто насыпать их сверху.

Подробнее об этой технике ниткографии смотрите в видео ниже. Там представлен мастер-класс по созданию аппликации «Вишенка».

Советы для начинающих

Даже для начинающих в ниткографии нет ничего сложного. Достаточно следовать ряду простых советов:

  1. Выбирайте более густой клей. Жидкие впитается в основу рисунка.
  2. Наносите клей только на лист бумаги (или другой материал), а не на нити.
  3. Для работы подойдут даже обрезки ниток или части распущенных вязанных вещей. Просто выпрямите их.
  4. Используйте нити разной толщины и вы сделаете объемное изображение.
  5. Если вы — новичок, не берите кудрявые или мохнатые нитки. Вам будет сложно с ними работать. Отдайте предпочтение гладким.
  6. Контуры будущей картины рекомендуется рисовать простым карандашом. Но некоторые рукодельницы делают это акриловыми красками. Они зарисовывают и середину рисунка. Это помогает избежать появления просветов.
  7. Заполнять детали нужно только после того, как нить будет приклеена по всему контуру.
  8. Старайтесь, чтобы витки ложились максимально ровно и близки друг к другу. При необходимости поправляйте их зубочисткой или тонкой спицей.
  9. Если вам нужно заполнить круглый элемент, двигайтесь по спирали, а если длинный — справа налево.
  10. Как только картина будет готова, прогладьте ее горячим утюгом через мокрую марлю или ткань. Это поможет выровнять изображение, сделать его гладким.

И, пожалуй, главный совет — начинайте с простых рисунков. К более сложным изображениям переходите только тогда, когда научитесь формировать витки.

Заключение

Ниткография — отличный способ времяпровождения с детьми. Да и взрослым создание объемных рисунков, несомненно, придется по вкусу. Это занятие не требует много времени, сил и средств. Достаточно вашей фантазии и несложных навыков. Взамен вы получите массу удовольствия, позитивных эмоций, а также научите вашего ребенка творчески мыслить и создавать настоящие шедевры.

Ниткография в детском саду, техника и методы рисования ниткой

Воспитатели, искренние любящие детей и увлечённые своей профессией, всегда стараются выходить за рамки традиционной программы по изобразительному искусству и периодически предлагают дошкольникам творить в нетрадиционных техниках. Детям очень нравятся такие занятия, ведь они предполагают большие возможности для самовыражения и проявления фантазии. Оригинальным же и доступным способом рисования является ниткография и ниткопись.

Содержание

  • 1 Что такое ниткография и ниткопись

  • 2 Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду

  • 3 Необходимые материалы для занятий

  • 4 Основные приёмы ниткографии

    • 4.1 Пошаговое выполнение композиции «Вишенки» в технике ниткографии

    • 4.2 Видео: девочка-дошкольница изображает рыбку с помощью ниткографии

  • 5 Фотогалерея: детские работы в технике ниткографии

  • 6 Видео: детские работы, выложенные нитками (видеоряд)

  • 7 Основные приёмы ниткописи

    • 7.1 Пошаговое выполнение композиции «Красивый цветок» в техники ниткописи

  • 8 Фотогалерея: детские работы в технике ниткописи

  • 9 Перспективный план по ниткографии и ниткописи

    • 9. 1 Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Волшебная ниточка» для средней группы (техника ниткография)

Что такое ниткография и ниткопись

Ниткография — это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

Изображение может быть контурным, или же объекты заштриховываются нитью

Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.

Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью). Она многократно и витиевато изгибается — в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Клей в такой картине уже не используется. С помощью окрашенной пряжи чаще всего рисуют цветы, бабочек, подводные, космические и волшебные пейзажи.

Окрашенными нитками часто создают красивые цветочные композиции

При этом законченный образ часто дополняется уже кисточкой.

Конкретные детали образа дополняются кистью

К рисованию нитками также относится изонить. При работе в такой технике на основе предварительно прокалываются дырочки по контуру изображения, и нити в них продеваются, формируя образ.

По контуру объекта располагаются дырочки, в которые продеваются нитки

Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду

Рисование нитками имеет большое значение для развития дошкольников, решает ряд важных образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  1. Знакомство с новой техникой рисования. Дети осваивают новые изобразительные приёмы.
  2. Совершенствование зрительного восприятия. Малыши внимательно вглядываются в предметы, выделяют их конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия. Кроме того, тренируется глазомер: ведь нужно прикинуть, какую нить по длине нужно взять для каждого элемента.
  3. Развитие мелкой моторики. Это очень важно, ведь у многих современных дошкольников наблюдаются проблемы в этой сфере: родители недостаточно занимаются с детьми дома, стараются покупать обувь на замках и липучках, а не на шнурках, пуговицы на одежде заменяются кнопками и пр. Развитая же мелкая моторика — это залог умения правильно и красиво писать в школе.
  4. Развитие творчества и фантазии. Есть ребята, которые боятся «чистого листа», неуверенные в своих возможностях. Необычная же техника раскрепощает их, превращает в маленьких волшебников.
  5. Совершенствование внимания, усидчивости. Занятия с податливой мягкой нитью успокаивают дошкольников, они работают более аккуратно.

Кропотливая работа замечательно развивает мелую моторику и воспитывает в детях усидчивость

Практиковать рисование нитками в детском саду можно уже со средней группы. Вначале это будут совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Воспитатель выкладывает самый крупный элемент — корзину, а малыши дополняют её разноцветными клубочками (спиральки из ниток).

Вначале воспитанники средней группы создают совсем простые образы

Со временем работа усложняется, появляется более сложное контурное изображение и «штриховка».

Необходимые материалы для занятий

Рисование нитями предполагает необычные сочетания материалов и инструментов для работы. Так, для ниткографии понадобятся следующие предметы:

  1. Основа — любая шероховатая поверхность белого или иного цвета: плотная бумага, картон, бархатная бумага, кусочек фланелевой ткани, однотонный ковролин. Размеры заготовки не должен превышать формата А5. Кроме того, можно использовать шаблоны, изображающие какой-либо предмет: дети будут его украшать нитками.

    Основа может иметь форму какого-то предмета, которые дети будут украшать нитками

  2. Достаточно толстая (не менее 2 мм) шерстяная, акриловая или хлопчатобумажная нить. В средней группе можно даже дать шнурок диаметром 3–4 мм, но не синтетический (он не должен скользить). Нитка может быть заранее нарезана на кусочки, старшие дошкольники делают это самостоятельно на занятии. Длина цельной нити зависит от конкретных объектов рисунка.

    Нить для рисования нужно выбирать толстую и нескользящую

  3. Клей ПВА.
  4. Кисточки для клея, салфетки, клеёнки, ножницы.
  5. Тонкие деревянные палочки или зубочистки — для того чтобы нить ложилась ровнее.
  6. Для дополнения композиции можно предложить ребятам карандаши, фломастеры, акварель.

Для ниткописи же необходим следующий набор материалов:

  1. Альбомный лист формата А5.
  2. Нити аналогичной фактуры и толщины, что и для ниткографии (длиной 40–45 см).
  3. Гуашь.
  4. Баночки для разведения краски с водой.
  5. Кисточки.

Гуашь не должна быть старой и засохшей — жидкую разводить водой проще

Основные приёмы ниткографии

Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. В средней группе это делает воспитатель, старшие же дошкольники — самостоятельно.

После этого контур изображения промазывается клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции.

В зависимости от возраста дошкольников и степени развития их мелкой моторики можно использовать различные приёмы ниткографии: нити скручиваются в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны (изображение от этого становится ещё объёмнее).

Нитки можно выкладывать эффектными волнами — это создаст эффект объёма

Плотность и направление пряжи может быть любой. Например, круглые объекты удобно заполнять по спирали, квадратные и прямоугольные — параллельными линиями. Главное — избегать пространства между нитками.

Элементы образа можно заполнять нитями по спирали либо параллельными линиями

Как вариант можно мелко нарезать пряжу и заполнять ею рисунок.

Изображение из нарезанной пряжи получается более объёмной

После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги.

Пошаговое выполнение композиции «Вишенки» в технике ниткографии

  1. На основе рисуются простым карандашом вишни на веточке.

    Рисовать вишни нужно простым карандашом

  2. Затем на контур нужно нанести клей.

    Клей наносится непосредствено на графический рисунок

  3. На клей прикладывается нитки чёрного цвета. Уложить её ровно поможет зубочистка.

    Уложить нитку ровно поможет зубочистка

  4. Затем нужно заполнить внутреннее пространство каждого элемента (ягоды, листики, веточка) клеем.

    Круглую вишню удобно заполнять ниткой по спирали

  5. Черенки заполняются параллельными линиями, а небольшие пространства короткими отрезками светло-зелёной пряжи.

    Длинные элементы заполняются такими же длинными параллельными линиями

  6. После этого тёмно-зелёные нити приклеиваются на листочки соответственно их форме, а коричневые — на веточку. Вишенки готовы.

    Листики имеют более тёмный оттенок зелёного, чем черенки вишен

Видео: девочка-дошкольница изображает рыбку с помощью ниткографии

Смотрите это видео на YouTube

Фотогалерея: детские работы в технике ниткографии

Нитки можн оскручивать в жгутики, зплести в косички, формировать шарики, пучки — изображение станет только более объёмным и оригинальным
Сложная пейзажная композиция, уместная для подготовительной группы
Хотя между нитками остаётся пространство, композиция очень красивая, в том числе рамка в виде толстой косички из пряжи
Простой вариант для самый первых занятий в технике ниткография
Несложная композиция из фруктов для средней группы
Контурное изображение, необычное тем, что нитки заплетены в косичку
Сочетание длинных нитей и обрезков пряжи — вариант для старших дошкольников
Тело кота украшено фантазийным орнаментом из ниток

Видео: детские работы, выложенные нитками (видеоряд)

Смотрите это видео на YouTube

Основные приёмы ниткописи

Для рисования методом ниткописи вначале нужно немного распушить шерстяную нитку (её ворс создаст интересный эффект).

Затем нить окунается в разбавленную водой гуашь и выкладывается на листе бумаги в виде произвольной фигуры.

Нитку нужно смочить в краске, слегка разбавленной водой

Затем основа накрывается другим листом, и изображение слегка растирается. После этого сначала убирается верхний лист, а потом аккуратно снимается нитка. Получается причудливое изображение. Остаётся дополнить его, подключив фантазию.

Полученное изображение нужно дополнить деталями до получения желаемого образа

Можно просто сложить лист пополам — получится сочетание ниткописи с монотипией. Результатом творчества станет изящная симметричная композиция.

Ниткопись часто сочетается с монотипией — получаются изящные симметричные изображения

Пошаговое выполнение композиции «Красивый цветок» в техники ниткописи

  1. Нить нужно окрасить в насыщенный голубой цвет и извилисто разложить на бумаге так, чтобы кончике её свисали.

    Нить нужно причудливо сложить и оставить снаружи её кончики

  2. Изображение накрывается вторым листом, сверху нужно придавить его чем-то тяжёлым, например, книгой. Затем нитка резко выдёргивается за кончики. В результате, когда уберётся второй лист, получатся два одинаковых рисунка.

    После прижатия листа к основе получается два одинаковых изображения

  3. Затем нужно дополнить изображением оттиском нити другого цвета, например, фиолетового (проделываются аналогичные действия).

    Аналогичные действия проделываются с использованием нити, окрашенной в фиолетовый цвет

  4. Остаётся проявить фантазию и дополнить образ деталями, создав красивый цветок.

    Цветок дополняется деталями и становится похожим на гладиолус

Фотогалерея: детские работы в технике ниткописи

Ниткопись в сочетании с монотипией порождает образ волшебных красных птиц, держащих в клюве зелёную веточку
Оттиски извилистой нити замечательно передают образ зелёной травы
Простой вариант композиции без дополнительной конкретизации образом
Используя нити, окрашенные в разные цвета, можно создать яркую фантазийную композицию

Перспективный план по ниткографии и ниткописи

Творить в технике ниткографии и ниткописи дошкольники могут в процессе различных видов деятельности: непосредственно на занятиях, в свободное время, в рамках кружка.

Ниткография или никтопись вполне может стать темой для самообразования воспитателя: это масса идей для творчества и профессионального развития.

Если педагог ведёт кружок по технике ниткографии, то он заранее составляет перспективный план своей работы на год. В качестве примера можно рассмотреть планирование воспитателей С. В. Шевчук, Т. А. Ефремова (г. Бердск, 2016 г.) в рамках кружка «Волшебная ниточка» для средней группы.

Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Волшебная ниточка» для средней группы (техника ниткография)

НеделяТемаЦельОборудование
Сентябрь
1 –2 неделяЗнакомство детей с техникой рисования ниткография», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Мяч»Познакомить детей с техникой
рисования «ниткография», учить создавать изображение мяча, ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук, аккуратность, воспитывать интерес к изобразительным материалам.
Иллюстрации, альбомы, поделки, листы бархатной
бумаги с изображением линий в разных направлениях, пряжа красного, жёлтого, зелёного, синего цвета.
3–4 неделяЗнакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Овощи»Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность.Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы.
Октябрь
1–2 неделя«Зонтик»Учить детей создавать изображение (зонтик), использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие.Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы.
3 неделя«Косточка для Собачки»Вызвать у детей желание изготовить «лакомство для собачки — косточку», проявляя своё творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. Воспитывать любовь к животным.Листы бархатной бумаги, шерстяные нити белого цвета, ножницы.
4 неделя«Морковка для
зайчика»
Продолжать учить детей создавать изображение, используя нити нужного цвета. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. Воспитывать заботливое отношение к животнымЛисты бархатной бумаги, шерстяные нити оранжевого и зелёного цвета, ножницы

С полной версией перспективного плана можно ознакомиться здесь.

Что касается конкретной техники ниткописи, то обычно она не выносится в отдельное направление работы. Занятия проводятся в рамках кружка по ниткографии либо кружка по нетрадиционным изобразительным техникам (они чередуются в течение года).

Техника рисования нитками интересна и доступна дошкольникам. Работы всегда получаются яркими и необычными, тем более ели воспитатель предлагает интересные темы для занятий. Многие ребята настолько вдохновляются творчеством, что продолжают и дома создавать оригинальные образы.

  • Автор: Лариса Морозова