Разработка урока по ИЗО во 2 классе по теме:ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСКОВЫХ МЕЛКОВ. БУКЕТ ОСЕНИ. Изо 2 класс букет осени


Урок изобразительного искусства во 2 классе. Дары золотой осени.

Рисование с натуры. «Дары осени»

Цели: познакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; изучить формы овощей и фруктов, их локальный (общий) цвет; развивать наблюдательность, умение видеть характерный цвет изображаемых предметов; воспитывать у детей уважение к труду сельских тружеников.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка «Фрукты и овощи»; репродукция картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»; фрукты и овощи, вылепленные учащимися на уроках технологии (муляжи).

Литературный ряд: русские народные загадки о фруктах и овощах.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня нам предстоит выполнить рисунок с натуры овощей и фруктов. Отгадайте, что мы будем изображать.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель предлагает детям послушать загадки:

Ему нет равных, вроде,

Ни в саду, ни в огороде!

Так красиво и вкусно,

Как награда нам оно!

 Так что это? (Ответы детей.)

– Верно, это яблоко.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней … (помидора).

 А вот третий предмет угадайте на ощупь.

– Правильно, только у груши вытянутая кверху вершина.

IV. Вводная беседа.

Учитель. Вы обратили внимание на красоту формы и цветовой окраски овощей и фруктов. Чтобы вырастить эти фрукты и овощи, люди много работают. Труд сельских тружеников надо ценить и уважать.

 А как вы помогаете своим родителям, бабушкам в работе на даче, огороде? (Ответы детей.)

1. Анализ формы овощей и фруктов.

Учитель. На уроках труда вы лепили овощи и фрукты. Рассмотрим их форму.

 Чем форма груши отличается от формы яблока?

Правильно, у яблока округлая форма, а у груши вытянутая кверху.

 В чем сходство между помидором и яблоком?

Помидор более приплюснутый по форме, нежели яблоко.

2. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

Учитель. Многие художники обращались к такому жанру изобразительного искусства, как натюрморт. Натюрморт – картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы. Сам термин, обозначающий такие произведения, происходит от французского nature morte, что буквально означает «мертвая натура».

3. Анализ натюрморта: И. Т. Хруцкий. «Цветы и плоды».

Учитель. В русском искусстве известен натюрморт, выполненный художником Иваном Трофимовичем Хруцким.

 Как бы вы назвали данную работу? (Ответы детей.)

– Иван Трофимович назвал работу «Цветы и плоды». Это произведение постоянно привлекает к себе внимание зрителей и воспринимается ими с большой симпатией. Натюрморт И. Т. Хруцкого написан с подлинным мастерством, все предметы в картине подобраны очень продуманно и кропотливо прописаны. В богатом по краскам подборе явно преобладают цветы светлых тонов, особенно желтые. Желтый цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны от вазы, – в корзине с персиками и в груде плодов, среди которых выделяется большая тыква. Желтый цвет преобладает по краям и вверху, в центре.

 А где художник разместил фрукты? (Ответы детей.)

– Верно, автор как бы случайно сгруппировал плоды в правом углу картины. С огромной тыквы красиво и небрежно свисает кисть винограда. В глубине справа чуть поблескивает стеклянный графин, слева видна корзина, полная ягод. Самым привлекательным в картине Хруцкого оказывается почти настоящее изображение фруктов: при помощи светотени ему удалось донести до зрителя ощущение их объемности, округлости. Хруцкий мастерски сумел передать нежность цветочных лепестков и шероховатость листьев, пушистую поверхность персиков, их сочный влажный излом, грубую дранку корзины. Художник великолепно сопоставил грубоватую кожуру тыквы и чуть пористую лимона, матовую поверхность груши и блестящую яблока, изобразил виноград, как бы налитый прозрачным соком. Не менее блистательно написана ваза, ее поверхность украшена рельефом с изображением животных. Красиво написан стакан, наполненный чистой прозрачной водой с плавающей в ней аппетитной долькой лимона. В произведении Хруцкого мы находим спокойную, уравновешенную композицию; художнику было важно сделать предметы прежде всего такими, какими они бывают в натуре. Цвет соответствует их природной окраске, хотя и трактуется Хруцким довольно эффектно.

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

Образец рисунка «Фрукты и овощи».

1. Компоновка рисунка.

Определим место фруктов на листе бумаги. Так как мы изображаем три предмета, то сначала проведем горизонтальные линии, ограничивающие расположение предметов по высоте листа. При этом вверху места должно быть немного меньше, чем внизу.

Теперь отмечаем место центрального предмета – груши, а затем определяем положение яблока и помидора.

2. Построение формы предметов.

Обозначим геометрические формы, в которые можно вписать каждый из фруктов. Для груши такой формой является треугольник, для помидора – прямоугольник, а для яблока – квадрат. Прорисуем более детально каждый из предметов.

3. Работа цветом.

В работе мы передаем общий, наиболее характерный цвет изображаемых объектов. Посмотрите внимательно на фрукты и овощи.

 Так каков «общий цвет» яблока, груши и помидора? (Ответы детей.)

– Верно, яблоко – желтое, помидор – красный, а груша – зеленая.

Выполним заливку фруктов этими цветами.

4. Детальная прописка предметов.

А теперь прорисуем каждый из предметов, добавляя оттенки.

 Какие цвета можно добавить в изображение каждого из фруктов? (Ответы детей.)

– Верно, в грушу можно добавить коричневую и синюю краски. У яблока можно дописать красный бочок. А помидор украсят коричневые и бордовые оттенки. Посмотрите, фрукты получились почти такими же, как и в натуре. Рисунок закончен (см. Приложение).

VI. Практическая работа.

Задание. Теперь попробуйте выполнить фрукты такими же, какие находятся перед вами.

VII. Итог урока.

1. Выставка работ.

Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Их авторы правильно скомпоновали свои предметы на листе бумаги. Кроме того, удачно передали не только форму предметов, но и точно определили их цвет. Всего этого ребята добились благодаря своей наблюдательности.

2. Обобщение изученного материала.

Вопросы классу:

 С каким автором вы сегодня познакомились?

 Как называется работа И. Т. Хруцкого?

 Как в изобразительном искусстве называется жанр, при котором художник изображает группу неодушевленных предметов, объединенных общей темой?

Учитель. Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.

multiurok.ru

Разработка урока по ИЗО во 2 классе по теме:ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСКОВЫХ МЕЛКОВ. БУКЕТ ОСЕНИ

Разработка урока по ИЗО во 2 классе по теме:ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСКОВЫХ МЕЛКОВ. БУКЕТ ОСЕНИ

</ Урок 3

Выразительные возможности восковых мелков.

Букет осени

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выразительными возможностями восковых мелков; способствовать развитию навыков работы с восковыми мелками, формированию умений видеть красоту в окружающем мире, оценивать выполненные работы других учащихся; содействовать воспитанию любви к природе, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.

Оборудование:

• для учителя: учебник, пастель, восковые мелки, детские работы с изображением осеннего натюрморта;

• для учащихся: альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисти.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

— Составим палитру успешного урока. Какие качества, по-вашему, необходимы на уроке изобразительного искусства?

II. Постановка учебной задачи.

— Какое время года прославляет И. Бунин в своем стихотворении? (Осень.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

— Какие цвета осени встречаются в этом стихотворении?

— Сегодня на уроке мы будем рисовать осенний букет. Из чего можно составить такой букет? (Из листьев, осенних цветов, веток рябины и т. д.)

III. Изучение нового материала.

— Рассмотрите рисунки детей (учитель демонстрирует детские работы с изображением осеннего натюрморта). Как называются картины с похожим содержанием? (Натюрморт.)

— Докажите, что это осенний натюрморт. (Красные, желтые листья, ветки рябины, высохшие колоски, астры, дубки, фрукты, которые поспевают к осени.)

— Во что можно поставить букет? (В вазу, корзину, кувшин, глиняную посуду, банку.)

Учитель рассказывает и показывает на доске, как можно изобразить вазу.

— Вазу можно изобразить разной формы: вытянутую, пузатую и т. д.

— Ваза может быть стеклянной и глиняной. Если ваша ваза будет стеклянной, значит, она прозрачная. В этом случае мы прорисовываем в вазе стебельки растений.

— Посмотрите на иллюстрации. Почему один художник изобразил свой букет в маленькой вазе, а другой в высокой? Что и почему художники изобразили у самой вазы, а что вверху, в центре?

— В любой композиции растения размещаются таким образом, чтобы их достоинства были представлены зрителю с самой лучшей стороны. Цветы должны смотреть на зрителя, будто разговаривая с ним. При составлении композиции нужно стремиться к гармонии: крупные цветы и листья размещать ближе к основе (вазе), маленькие — вверху, более темные и яркие — ниже, а светлые — выше. Это придает композиции устойчивость. Пустоты в букете заполняются тонкими, нежными веточками, колосками. Дополнить композицию можно фруктами, грибами.

— Яркость и бархатистость осенних листьев, цветов нам помогут передать восковые мелки. К нам в гости пришел Мелок, он хочет рассказать о себе и научить вас работать с мелками: «У меня есть несколько секретов. Я приготовлен на основе воска, поэтому я мягкий. Чтобы я не поломался, держите меня близко к заостренному концу. Я на бумаге оставляю широкий и рыхлый след. Меня нельзя стереть ластиком. Но самый удивительный секрет — это способность отталкивать воду. Мой рисунок нельзя закрасить никакой краской».

Можно провести практическую работу с восковыми мелками.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

— Сначала вы сделаете набросок простым карандашом.

— С чего начнете? (С вазы.)

— Вы можете придумать свой букет, а можете воспользоваться рисунками, которые мы анализировали сегодня на уроке. Обратите внимание на правильное размещение каждого предмета на бумаге. Когда рисунок будет готов, приступайте к работе восковыми мелками.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

— Разместите свои работы на выставочную доску. Найдите самые выразительные.

Алгоритм самооценки:

— Что тебе нужно было сделать?

— Удалось тебе сделать работу?

— Ты справился с работой или есть недочеты?

— Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

— Как бы ты оценил свою работу?

— Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

— Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

— Как правильно работать восковыми мелками?

— Какие правила нужно соблюдать при составлении букета?

3. Уборка рабочего места.

Источник: botan.cc

teora-holding.ru

Технологическая карта по изобразительному искусству на тему "Дары осени. Осенний натюрморт" (2 класс)

Этап урока

(задача каждого этапа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Предполагаемый результат

Организационный момент (Положительно настроить на урок, проверить готовность к уроку)

Методы: словесный

Прием: рассказ

Время: 1 мин.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

Дружно отвечают учителю. Настраиваются на урок.

Присаживаются и проверяют свою готовность к уроку.

Проверили готовность к уроку. Настроились на хорошую работу

Актуализация знаний и мотивация

(Создание мотивов к изучению новой темы, подведение к теме урока, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, мотивация к учебной деятельности)

Методы: словесный, наглядный, практический,

Прием:

Беседа, упражнение,

Время: 6 мин.

- Закройте глаза и послушайте музыку. (Включить   запись фрагмента «Осень» из концерта фа-мажор  «Времена года» Антонио Вивальди) 

- Какие чувства вызвала у вас  эта мелодия?

- Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.  О каком времени года хотел рассказать композитор?- Вот так композитор чувствовал золотую осень.

Осень это прекрасное время года.

Давайте проверим наши знания.Посмотрите на изображения и определите, к какому жанру они относятся

Давайте, решим кроссворд и поймем же, что за жанр изображен на 3ей картине

1)В саду растёт,

Весной цветёт,

Ягода полезная,

Для здоровья ценная!

2) Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем...

3) Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке.

4) ю

5) Королевой ягод сада,

Садоводы так прозвали,

И бывает золотистой,

Чёрной, красной и душистой!

6) Над землёй зелёный хвост,

Под землёю красный нос.

Зайчик уплетает ловко...

Как зовут её? ...

7) Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки

8) Думал яблоко сорвал,

Оказалось, не узнал,

Фрукт продолговатый,

Мякотью богатый!

9) Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как..

Ответ- Натюрморт.

-грусть, умиротворение, печаль, нежность…

Об осени

Портрет

Пейзаж

Не знаем

Малина

Пейзаж

Кисточка

Смородина

Морковь

Яблоко

Груша

Портрет

Интерес к познавательной деятельности, активизация познавательной активности

Открытие новых знаний (Познакомиться с новым жанром изобразительного искусства « Натюрморт», объяснить технику и порядок работы над данным жанром)

Методы: словесный, практический, наглядный

Прием: рассказ, беседа, демонстрация, упражнение

Время: 7 мин.

Что же такое натюрморт?

- Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, в котором изображается неодушевленные предметы.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

- декоративный – запечатляет красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

- символический – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.

- Какое время года мы наблюдаем за окном?

- Ребята, а как вы думаете, чем нас может порадовать осень?

Сегодня на уроке мы нарисуем осенний натюрморт. Дары осени.

- Как вы думаете, что такое композиция в натюрморте?

- Давайте посмотрим на слайд и сами попробуем составить композицию нашего натюрморта

Я приготовила для вас натюрморт, прежде чем приступить к работе внимательно посмотрим и проанализируем его

- Рассмотрите натюрморт с различных точек зрения и выберите наиболее удачное расположение в зависимости от света

-Из каких предметов состоит натюрморт?

-Как лучше взять лист по вертикали или по горизонтали? Почему?

-Какой предмет дальше? Какой ближе?

-Как изображаем предмет дальше, ближе?

Порядок работы над постановкой

Работа карандашом:

а) Размещение предмета на листе бумаги, поиск правильной композиции (Лист должен быть заполнен равномерно, не должно быть много пустого места, всю группу предметов объединяем в одно целое и располагаем на листе)

б) Композиционное расположение предметов. (удачно найденная композиция может быть повторена и перенесена на выбранный формат листа)

в) Определение пропорций предметов ( круг, овал, полуовал, уточняем формы предметов.)

г) детальное прорисовывание все предметы натюрморта

д) выделение теней, светотеней (надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте. Обратить внимание на полутени. Для этого внимательно прослеживаем направление световых лучей и определяем, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо, то есть где будет свет, а на какую не падают совсем, то есть где будет тень. Затем намечаем тени, падающие от каждого предмета)

Осень

Овощи, фрукты, грибы, ягоды

это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре

Груша, яблоко, виноград

По вертикали. высота изображаемого предмета больше, чем ширина, лист кладется вертикально, если же ширина предмета больше, чем высота, лист следует положить горизонтально

Отвечают на вопросы учителя

Закрепление первичных знаний (закрепить ранее полученные знания на уроке)

Методы: словесный, практический

Прием: беседа, упражнение

Время: 5мин.

- А теперь давайте проверим как вы усвоили порядок действия натюрморта

1- Рассмотреть натюрморт с разных точек зрения с целью найти удачное освещение.

2- Продумать расположение листа

3- Композиционное расположение предметов

4- Намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, расположение в пространстве

5- Детально прорисовываем все предметы

6- Выделение теней и полутеней

Выполняют упражнение один у доски

Усвоение темы урока, применение теоретических знаний.

Физкультминутка (Эмоциональный и физический отдых)

Методы: практический

Прием: упражнение

Время: 1 мин.

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Повторяют движения за учителем

Эмоциональная и физическая разрядка

Вводный инструктаж (Предупреждение возможных ошибок в выполнении работы. Повторить технику безопасности при выполнении работы)

Методы: словесный

Прием: рассказ, инструктаж

Время: 3 мин.

Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.

- Рабочее место держи в чистоте и порядке.

- Заранее приготовь весь необходимый материал.- Сиди при рисовании свободно и прямо, рисунок держи на расстоянии, чаще сравнивай работу с натурой.

- Работай аккуратно, Не размахивай красками и кистями перед лицом соседа, не пробуй краски на вкус

- После окончания работы убери свое рабочее место

Рисуем, используя составленный нами план.

Учитель дает конкретные указания для выполнения работы( указания по композиции, по технике выполнения) Показывается образец для помощи учащимся

Выдвигаются критерии оценивания работ( Приложение 1)

Вспоминают технику безопасности на уроке изобразительного искусства.

Получают необходимые указания для выполнения работы.

Получение подробного инструктажа от учителя по выполнению работы.

Практическая работа (Применение полученных ранее знаний на практике)

Методы: практический

Прием: творческая работа

Время: 20 мин.

- Начинайте выполнять работу по составленному нами плану, если нужна моя помощь я помогу

Учитель следит за правильностью и аккуратностью выполнения работы

Выполняют предложенное задание

Воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата.

Подведение итогов практической деятельности и рефлексия учебной деятельности на уроке. (формировать умение обобщать и оформлять определение, оценить свою работу на уроке)

Методы: словесный, наглядный

Прием: беседа, рассматривание

Время: 2 мин.

- Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте посмотрим на работы друг друга.

Организация выставки работ учащихся.

- Что мы сегодня с вами рисовали?

- Что такое натюрморт?

- в какой последовательности выполняется работа над натюрмортом (вспомним этапы работы)

Оцените свою деятельность на уроке, ответив на вопросы

Сегодня на уроке я узнал….

Мне было сложно…

Я смог научиться…

Мне показалось необычным…

Я захотел узнать…

 Ребята, какие же у вас творческие работы. Видно, что каждый работал с желанием и проявлял творческую фантазию и аккуратность.

Организуют выставку работ, отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока

Анализ результатов работы на уроке. Получение оценки своей деятельности.

infourok.ru

Конспект по ИЗО на тему "Осень - пора цветовых контрастов"

ОТКРЫТЫЙ УРОК во 2 классе

по программе «ШКОЛА РОССИИ»

по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД (Т. Я. Шпикалова)

Тема: ОСЕНЬ — ПОРА ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТОВ.

Экспериментирование с палитрой осенних цветовых контрастов. Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов.

Учитель начальных классов:

Зубкова Оксана Александровна

Цели:

  • учить детей любоваться красотой, яркостью осенних плодов;

  • учить рисовать овощи и фрукты с натуры или по представлению, используя правила композиции — расположение рисунка на листе бумаги;

  • совершенствовать приёмы работы акварелью;

  • учить различать и использовать тёмные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов.

Задача урока:

учить изображать фрукты или овощи на основе цветовых контрастов.

Материалы:

презентация (восемь слайдов), музыкальное сопровождение.

Для учащихся:

акварель, кисти, лист для рисования, лист для палитры.

План урока:

  1. Повторение правил создания натюрморта в виде теста «Найди правильно написанный натюрморт».

  2. Беседа об осени — поре цветовых контрастов.

  3. Объяснение нового материала - «Цветовой круг».

  4. Практическая работа по созданию цветового контраста. Упражнение «Цветовой контраст».

  5. Самостоятельная работа учащимися — рисование красками фруктов и овощей на праздничном столе.

  6. Итог урока и оценка работ.

Ход урока:

  1. Повторение изученного материала.

  • На предыдущем уроке мы с вами учились рисовать с натуры натюрморт из сосудов. Интересно, запомнили вы или нет, как правильно расположить предметы на листе. Предлагаю вам, ребята. Рассмотреть несколько картин.

(Презентация. Слайд №1)

hello_html_3d780c26.pnghello_html_6210af9.pnghello_html_me9c12b5.pnghello_html_m331ce34.png

2.Сообщение темы и цели урока.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Презентация. Слайд №2)

hello_html_2226c6b7.jpg

- Приглядитесь и непременно увидите буйное многоцветье. Порадуйтесь разнообразию всего того, что родилось на нашей доброй земле осенью. Не случайно исстари на Руси отмечается особый праздник всех тружеников земли — ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Люди радуются урожаю, наряжаются, устраивают застолье, веселятся, танцуют и поют.

hello_html_4cd629d5.png

- Рассмотрите внимательно произведения художников.

1) шкатулка Н.Смирновой «Осень»;

(Презентация. Слайд №3)

2) картина Т. Хитровой «Праздник урожая»

(Презентация. Слайд №4)

hello_html_m316504ed.png

  • Скажите, какова цветовая гамма — цвета яркие, контрастные или мягкие, сближенные?

  • Теперь рассмотрите, пожалуйста, ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

3. Объяснение нового материала, нового понятия цветовой круг, контраст.

Напротив фиолетового какой цвет расположен?

А напротив — зелёного? А напротив фиолетового?

hello_html_1f24bcd3.png

  • Верно: красный, желтый, синий. Это основные цвета. Какие цвета основные? А те которые напротив — контрастные.

  • Если смешать основные цвета, можно получить все остальные — контрастные им.

(Презентация. Слайд №5)

  1. Упражнение «Цветовой контраст».

Возьмите этот простой лист из тетради. Сегодня он ваш помощник. Это ваша палитра.

Сhello_html_3bf8eeaa.gifейчас мы с вами попробуем смешать основные цвета. При этом заметьте у вас образовался оранжевый, фиолетовый, и зелёный.

5.Самостоятельная работа учащимися — рисование красками фруктов и овощей на праздничном столе.

(Презентация. Слайд №6, 7, 8)

hello_html_1863442.png

Вот перед вами картины зарубежных художников:

hello_html_2bfd8666.png

И.И. Машкова

  • А вот натюрморт у нас на столе. Нарисуйте с натуры или по представлению фрукты или овощи используя цветовой контраст красок, смешивая основные цвета на палитре. Передайте ощущение радости, звучности цвета спелых плодов.

  1. Итог урока и оценка работ.

  • Ребята, кто из вас использовал цветовой контраст, рисуя свой натюрморт?

  • Нравится ли вам ваша работа?

infourok.ru

«Школа живописи и графики. «Осенний листок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

г. Шахты Ростовской области

Урок изобразительного искусства во 2 классе

по теме «Школа живописи и графики.

«Осенний листок».

(УМК Планета знаний; по учебнику .Н.М.Сокольниковой. Изобразительное искусство. 2 класс. –М.:АСТ, Астрель.)

Подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ №49

г.Шахты

Тарасенко Татьяна Николаевна

2014 год

Тема урока: Школа живописи и графики. «Осенний листок».

Цели:

  • расширение знаний о разнообразии художественных материалов.

  • развитие графических умений и навыков;

  • восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, простых по форме;

  • воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе

Оборудование:

  • для учителя – натурный материал (листья), картины художников, фотографии осеннего пейзажа, компьютер, проектор, презентация, методическая таблица «Палитра осеннего листа» находится в презентации;

для учащихся – акварель, карандаши, бумага, резинка, банка под воду, палитра, тряпочка для уборки рабочего места.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Готовность рабочих мест.

-Учитель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки.

       

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.    (осень) (слайд 1)

Кричит ворона: «Кар – кар – кар!

В лесу пожар, в лесу пожар!»

А было просто очень:

В нём поселилась …  (осень)

-Учитель: Сегодня осень в гости к нам пришла.

Разноцветна, красива,

Всем пленительна на диво.(слайд 2)

2.Беседа.

-Учитель: Какие чувства вызывают у вас эти строчки?

-Учитель: Послушайте, пожалуйста, новеллу В.Пескова «Русская осень»

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во  стократ умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Заросли ежевики. Огонь рябины. Серебристые ниточки паутины на стержне за опушкой. Что ни шаг – новые краски.

-Что тронуло вас в этой новелле?

-Какие слова использовал автор для описания деревьев?

- У великого русского поэта Ф.Тютчева есть замечательные строчки « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»(слайд 3)

Как вы думаете, о какой поре осени говорит поэт?

-Учитель: О золотой осени пишут стихи, музыку, картины. Посмотрите, пожалуйста, на картины знаменитых русских художников. Это Поленов В., Левитан И., Остроухов И. А это картины более современных авторов Коркодым В., Зверьков Е. Жуковский С., Волков Е.(слайд 4 – 11)

-Как вы думаете, что объединяет эти картины?

-Как они могут называться?

-Учитель: Ребята, вы правы. Все эти картины посвящены золотой осени.

2. Введение в тему.

- Почему осень называют золотой?

-Ребята, кто уже догадался, что сегодня мы будем рисовать на уроке?

-Сегодня на уроке мы будем рисовать осенние листья.

3.Игра «Угадай листик»

-Посмотрите, пожалуйста, на осенние листочки и отгадайте с каких они деревьев.(слайд 12)

4.Сообщение темы урока.

-А рисовать мы будем королевский лист. Кто догадался какой это лист?

 - Это лист клёна, который напоминает корону.  (слайд 13)                                              

5. Физминутка.

-А теперь немножко отдохнём!

«Мы листики осенние

  На ветках мы сидим.

  Дунул ветер – полетели,

  Мы летели, мы летели,

  И на землю тихо сели.

  Ветер снова набежал,

  И листочки все поднял.

  Закружились, полетели,

  И на землю тихо сели!»

6. Подготовка к рисованию.

-И так мы – художники. Когда работает художник, он использует различные инструменты. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это за инструмент:

  Черный Ивашка-

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш)

 

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточки и краски)

 

Если ей работу дашь-

Зря трудился карандаш. (Резинка)

 

- А также другие инструменты художника:

-бумага,

-палитра,

-тряпочки для промокания кистей и уборки рабочего места.

-Что еще надо знать?

-Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных они подразделяются на круглые и плоские. Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета.

6. Рассматривание листьев на столах.

-Учитель: Рассмотрите внимательно листья клёна у себя на столе.

Какую форму напоминает лист клена?

- Посмотрите внимательно, сколько основных жилок у листа клена.

(Верно, количество основных жилок у листа клена обычно пять.)

- Как эти жилки соединены между собой?

(Хорошо,  вы  правильно  определили  соединение  прожилок  между собой – это середина нижней части многоугольника)

- А как располагаются основные жилки кленового листа?

(Верно, все жилки как бы выходят из точки их соединения.)

7. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Строя рисунок на бумаге, мы должны помнить то, о чем сейчас говорили.

Выполним лист клена : (слайд 14)

1. Расположим лист вертикально и определим общие размеры листа. Наметим основные пропорции. После определения формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет через середину нижней горизонтальной линии.

2. Теперь намечаю остальные главные жилки. Помните, что все жилки как бы похожи на салют – выходят из одной точки. Передайте красивый изгиб этих жилок и их взаимное расположение.

3.Между жилками точками отметим места вырезов листа.

4. Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Плавно соедините эти «короны» между собой.

5. Прорисуйте  индивидуальные  отличия  вашего  листика.. Отдельные кончики сделайте более «колючими» – это придаст вашему рисунку дополнительную выразительность.

6.Сотрите лишние линии.

7 Рисунок закончен. (слайд 15)

8. Самостоятельная работа учащимися.

9 Осенние краски кленового листа.

- Рассмотрите внимательно лист клёна, назовите какие цвета красок и их оттенков есть на вашем листочке. (слайд 16 – 19)

-В природе очень редко встречаются чистые цвета. Обычно это оттенки цветов. Рядом с тёплыми цветами идут холодные.(Рассматривание палитры).(слайд 20)

-Оттенки каких цветов вы возьмёте для раскрашивания листьев клёна?

-Чтобы ваш лист получился настоящим осенним, краски попросим у осени. Ребята, давайте споём с вами песню «Наступила после лета осень…»

 Наступила после лета

Осень, осень.

Мы ее о разных красках

Спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят.

Расставаться с летом очень жаль,

Улетают птицы вдаль.

 Припев.

 Осень, осень раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Краски радуги-дуги

Яркие, цветные.

Осень, осень раз, два, три, 

Ты нам краски подари.

Чтоб смогли раскрасить мы ( 2 раза)

Листья и в лесу грибы.

(Оттенки кленовых листьев –слайд 21)

10.Работа с акварелью.

-Ребята, сейчас вы будете настоящими художниками. Вам предстоит раскрасить свой лист. Мы уже увидели, что листья по окраске у всех разные. Работать будете красками.

(Повторить правила работы с красками).

Вы будете раскрашивать листья, используя приём рисования «по-сырому».

-Что значит работать «по-сырому»?

-План работы «по-сырому»:

– вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет;

– затем покрывают рисунок прозрачным цветом краски или увлажняют бумагу водой;

– не давая краске просохнуть, уточняют цвет, внося в основной тон различные цветовые оттенки.(слайд 22)

11.Раскрашивание с учителем.

Мы изображаем лист с натуры и поэтому стараемся как можно точнее передать цвета окраски листа дерева. С одной стороны наш лист имеет выраженную окраску красного цвета. Смачиваем бумагу водой с помощью кисти и наносим это цветовое пятно.(слайд 23)

Работаем желто-оранжевым цветом (пользуемся палитрой: смешиваем желтую краску и красную для получения нужного цвета и добавляем воды для получения нужного оттенка).  Можно снова слегка смочить часть листа для плавного перехода оттенков цветовых пятен. И вот пятно желто-оранжевого оттенка занимает свое место Далее следует пятно зеленого оттенка (зеленый получаем путем смешения на палитре красок желтого,  синего цвета и воды ),  которое ложится на влажную бумагу.

. Снова пятна желто-оранжевого оттенка, которые есть у нашего листа дерева в нижней части его пластины по обе стороны от черешка.. Нужные оттенки получаем пользуясь палитрой.

Смешиваем основные цвета по два для получения нужных оттенков, отображаем детали листа: пятна, прожилки. Сейчас уже переходим на кисть меньшего размера и ею прорабатываем разные мелкие элементы.

У кленового листа очень выразительные кончики листьев. Коричневым цветом надо каждый из этих кончиков проработать более темным цветом. Не забывайте о необходимости передачи характерных очертаний и цветовой окраски листа клена. Для этого внимательно сравнивайте свой рисунок с настоящим листом клена.

Последняя стадия работы над листом клена – передача с помощью «холодных» и «теплых» оттенков не только цветовой окраски листа, но и его жилок и черенка. Для этого работаем со сложными цветами – коричневым цветом с добавлением синего, красного и темно-зеленого.

12.Самостоятельная работа.( Индивидуальная помощь учителя).

13.Рефлесия.

-Наша работа завершена. Пока работы ваши сохнут давайте подведём итог урока. Закончите, пожалуйста, предложения: (слайд 24)

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я теперь знаю…

Я теперь умею…

Я запомнил картины художников…

Мне было трудно…

Я помог товарищу…(слайд 25)

11.Выставка и анализ работ.

(слайд 26)

Литература:

1.Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. –М.:АСТ, Астрель.

2. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. - М.:АСТ, Астрель.

3. . Н.М.Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.:АСТ, Астрель.

doc4web.ru

Урок и презентация по изобразительному искусству "Осенний листопад" (2 класс)

Занятие по внеурочной деятельности

по направлению изобразительное искусство

«ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД»

Цель занятия: изображение динамичной композиции из осенних листьев в различных нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

обучающие

- познакомить обучающихся с особенностями нетрадиционных техник рисования: «тиснение», «граттаж», «монотипия», закрепить навыки изобразительной деятельности;

развивающие

- развивать наблюдательность, внимательность, интерес к изобразительному искусству, умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах;

Воспитывающие

- воспитывать художественный вкус, коммуникативную культуру, умение работать в коллективе, умение поддерживать и сопереживать окружающим.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка, «Времена года» П.И.Чайковского.

Зрительный ряд: мультитмедийная презентация «Осенний листопад», фотографии и рисунки осенних листьев, образцы работы

Методы обучения: ИКТ, наглядный метод, объяснительно - иллюстративный метод, частично – поисковый метод.

Формы обучения: групповая (дети сидят по группам), КТД, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и необходимые материалы: мультимедийное оборудование, МРЗ-магнитола, тонированная бумага, картон, масляная пастель, гуашь, зубочистки, губки, кисти, баночки для воды, влажные салфетки.

План проведения занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Постановка целей и задач занятия.

  3. Актуализация опорных знаний обучающихся.

  4. Изучение новой темы.

  5. Физминутка.

  6. Практическая работа.

  7. Коллективный анализ творческих работ обучающихся.

  8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся и рабочих мест к занятию. Приветствие и эмоциональный настрой обучающихся на продуктивное занятие.

  1. Введение в тему. Постановка целей и задач занятия.

- Ребята, какой осенний месяц сейчас на дворе? (октябрь)

Октябрь – это уже настоящая осень. Пышно убранная и нарядная, в лоскутах опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг. Солнце, если и выглядывает, не успевает согреть землю за короткий день. Ночи стали холодней. Листья изменили свою окраску. Вот они уже опадают, застилая землю разноцветным ковром.

- Ребята, осень подарила вам разноцветные листья. Они у вас на столах. Но это необычные листья, на них загадки. (Несколько ребят читают загадки, а остальные отгадывают).

1. Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

2. Он с весны висел на ветке,

Был зелёный – пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел. (Лист)

3. Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

4. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно ... (Листопад)

5. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ...(Листопад)

- Вы видели, как падают листья с деревьев? Иногда дажекажется, будто они разговаривают друг с другом.

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

- Мы с клёнов…

- Мы с яблонь…

- Мы с вязов…

- Мы с вишен…

- С осинки…

- С черёмухи…

- С дуба…

- С берёзы…

Везде листопад:

На пороге – морозы!

- Ребята, вы догадались, как будет звучать тема нашего занятия?

- Осенний листопад (ответы детей)

- Сегодня, ребята, мы вновь поговорим о красоте осенней природы, еще раз детально рассмотрим осенние листья, а главное изобразим необычный листопад с помощью таких нетрадиционных техник рисования как «тиснение» и «граттаж».

- Как вы думаете, нужно ли нам вновь обращаться к такой знакомой теме и опять рисовать осенние листья? (ответы детей)

- А что нового вы для себя сегодня откроете? (ответы детей)

3. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Просмотр мультимедийной презентации под музыку «Времена года» П.И. Чайковского. Коллективное обсуждение.

- Какова цветовая гамма осени? (преобладает теплая цветовая гамма, в целом контрастная по цвету)

- В какие цвета осень перекрасила листья? (ответы детей)

Листья с разных деревьев имеют особенную красивую форму и окраску.

- Сейчас я вам буду загадывать загадки про деревья. Если у вас встретятся листья с этих деревьев, поднимите их вверх.

Загадки про деревья.

На лесной опушке

Стоят подружки,

Платьица белены,

Шапочки зелены.

(Берёза)

Весной зазеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький…

Будущего лета.

(Дубок)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают.

(Липа)

-Листья каких ещё деревьев вы видите перед собой? (Ребятаподнимают листья и называют их)

  1. Изучение новой темы.

На основе мультимедийной презентации и образцов работ ребята знакомятся с нетрадиционными техниками рисования.

Граттаж.

Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Вам потребуется:

плотная бумага или картон

акварельные краски или восковые мелки

свеча

гуашевая краска черного цвета или тушь

любое жидкое моющее средство (шампунь)

План работы:

Раскрасьте лист бумаги или картона разноцветными восковыми мелками. Не жалейте восковые мелки, они должны покрыть бумагу толстым слоем! Единственный цвет, который нельзя использовать – черный.

В том случае, если у вас нет восковых мелков используйте акварельную краску. Покройте бумагу акварельной краской, дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите бумагу свечой. У вас должен получится разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина.

В черную гуашь или тушь добавьте немного жидкого мыла или шампуня, хорошо перемешайте и покройте подготовленный лист этой смесью (жидкое мыло способствует равномерному нанесению краски). Дайте краске хорошенько просохнуть.

Ну а теперь самое интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.

Тиснение листьев – это один из способов печатания.

Печатание с помощью растений – один из древнейших приёмов.

  1. Физминутка.

  2. Практическая работа.

Для выполнения практической работы создаются «творческие мастерские» по граттажу и тиснению. Дона группа детей выполняет задание в технике «граттаж», другая в технике «тиснения» растений.

В технике «граттаж» детям необходимо взять заранее подготовленные и загрунтованные листы бумаги, с помощью листьев деревьев создать динамичную композицию и процарапать готовый рисунок.

В технике «тиснение» дети берут также заранее подготовленный и окрашенный в холодные цвета лист бумаги или матовый картон темного цвета. Свежий или сушёный  листочек (растение) распрямляют, положив его на газетную бумагу лицевой стороной вниз. Обратную сторону листочка покрывают белой краской (но не очень густо). Краска не должна быть жидкой. Окрашенной  стороной лист прикладывают к чистому листу бумаги. На листе остаётся отпечаток. Если он получится жирным, то выполняют ещё один, не окрашивая листок снова. В конце работы с помощью отпечатывания губкой украшают фон листа каким – либо подходящим цветом.

  1. Коллективный анализ творческих работ обучающихся.

После завершения практической работы оформляется экспресс-выставка из детских рисунков. Проводится обсуждение полученных результатов. Ребята определяют лучшие на их взгляд работы, дают оценку собственной работе на занятии.

  1. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

- Ребята, вспомните начало нашего занятия. Какие задачи мы перед собой ставили?

- Все ли у нас получилось?

- Какая из нетрадиционных техник рисования вам понравилась больше?

- Что нового вы сегодня узнали ?

Я думаю, сегодняшнее занятие поможет вам в будущем самостоятельно выполнять подобные работы дома, научить этому друзей и порадовать своими рисунками окружающих.

www.metod-kopilka.ru

Разработка урока по ИЗО во 2 классе по теме:ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСКОВЫХ МЕЛКОВ. БУКЕТ ОСЕНИ

</ Урок 3

Выразительные возможности восковых мелков.

Букет осени

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выразительными возможностями восковых мелков; способствовать развитию навыков работы с восковыми мелками, формированию умений видеть красоту в окружающем мире, оценивать выполненные работы других учащихся; содействовать воспитанию любви к природе, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.

Оборудование:

• для учителя: учебник, пастель, восковые мелки, детские работы с изображением осеннего натюрморта;

• для учащихся: альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисти.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

- Составим палитру успешного урока. Какие качества, по-вашему, необходимы на уроке изобразительного искусства?

II. Постановка учебной задачи.

- Какое время года прославляет И. Бунин в своем стихотворении? (Осень.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Какие цвета осени встречаются в этом стихотворении?

- Сегодня на уроке мы будем рисовать осенний букет. Из чего можно составить такой букет? (Из листьев, осенних цветов, веток рябины и т. д.)

III. Изучение нового материала.

- Рассмотрите рисунки детей (учитель демонстрирует детские работы с изображением осеннего натюрморта). Как называются картины с похожим содержанием? (Натюрморт.)

- Докажите, что это осенний натюрморт. (Красные, желтые листья, ветки рябины, высохшие колоски, астры, дубки, фрукты, которые поспевают к осени.)

- Во что можно поставить букет? (В вазу, корзину, кувшин, глиняную посуду, банку.)

Учитель рассказывает и показывает на доске, как можно изобразить вазу.

- Вазу можно изобразить разной формы: вытянутую, пузатую и т. д.

- Ваза может быть стеклянной и глиняной. Если ваша ваза будет стеклянной, значит, она прозрачная. В этом случае мы прорисовываем в вазе стебельки растений.

- Посмотрите на иллюстрации. Почему один художник изобразил свой букет в маленькой вазе, а другой в высокой? Что и почему художники изобразили у самой вазы, а что вверху, в центре?

- В любой композиции растения размещаются таким образом, чтобы их достоинства были представлены зрителю с самой лучшей стороны. Цветы должны смотреть на зрителя, будто разговаривая с ним. При составлении композиции нужно стремиться к гармонии: крупные цветы и листья размещать ближе к основе (вазе), маленькие - вверху, более темные и яркие - ниже, а светлые - выше. Это придает композиции устойчивость. Пустоты в букете заполняются тонкими, нежными веточками, колосками. Дополнить композицию можно фруктами, грибами.

- Яркость и бархатистость осенних листьев, цветов нам помогут передать восковые мелки. К нам в гости пришел Мелок, он хочет рассказать о себе и научить вас работать с мелками: «У меня есть несколько секретов. Я приготовлен на основе воска, поэтому я мягкий. Чтобы я не поломался, держите меня близко к заостренному концу. Я на бумаге оставляю широкий и рыхлый след. Меня нельзя стереть ластиком. Но самый удивительный секрет - это способность отталкивать воду. Мой рисунок нельзя закрасить никакой краской».

Можно провести практическую работу с восковыми мелками.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Сначала вы сделаете набросок простым карандашом.

- С чего начнете? (С вазы.)

- Вы можете придумать свой букет, а можете воспользоваться рисунками, которые мы анализировали сегодня на уроке. Обратите внимание на правильное размещение каждого предмета на бумаге. Когда рисунок будет готов, приступайте к работе восковыми мелками.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

- Разместите свои работы на выставочную доску. Найдите самые выразительные.

Алгоритм самооценки:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе сделать работу?

- Ты справился с работой или есть недочеты?

- Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

- Как бы ты оценил свою работу?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

- Как правильно работать восковыми мелками?

- Какие правила нужно соблюдать при составлении букета?

3. Уборка рабочего места.

stateiki.com