Презентация "Знакомство с произведениями изобразительного искусства. Осенний натюрморт". Презентация осенний букет в натюрморте живописцев


Натюрморт. Осенний букет | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Методическая разработка урока. Учитель ИЗО ГБОУ школа №355 Базанова Лариса Александровна. Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт «Осенний букет». (Рисунок, живопись 2 ч.) Цели и задачи урока: - Работать над достижением гармоничного единства в натюрморте. - Отрабатывать технику работы гуашевыми красками, а так же приемы изображения мазком, создавая игру цветовых пятен, ведя работу «по-сухому». - Вырабатывать умение у учащихся правильно располагать свой рисунок с учетом замысла, выделением композиционного центра, с передачей взаимосвязи объектов между собой и пространства в которое они входят. - Повторить рисование с натуры предмета комбинированной формы и передачи с помощью цвета, объема. - Вызвать эмоциональный отклик, учиться передавать свое отношение, свое видение натуры в работе. - Воспитывать аккуратность, уважение к работе другого. Оборудование: натурная постановка, вода, гуашь, кисти, работы из методического фонда. Презентация. План-конспект. Орг. моменты. Вступительная беседа. А) сообщение темы и целей урока. Посмотрите на доску. Тема урока закрыта. Наша задача ее открыть. 2 слайд. ПОСМОТРИТЕ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД (И. Грабарь «Хризантемы», И. Э.Хруцкий «Цветы и плоды», К.А. Коровин « Розы и фиалка»). К какому виду ИЗО искусства относятся данные репродукции? ( Живопись) К какому жанру? (натюрморт) Что общего? (содержание, цветы). Попробуйте сформулировать тему урока. 3 слайд. Тема нашего урока: «Рисование с натуры. Натюрморт. Цветы». Наша задача построить и выполнить в цвете натюрморт, работать над достижением гармоничного единства в натюрморте. А что обозначает это слово? (Это французское слово, в буквальном смысле – «мертвая природа»). Наверное, справедливо было бы сказать о натюрморте как о «тихой жизни вещей», поскольку в каждой такой картине зримо чувствуется присутствие человека, а предметы как бы несут на себе тепло его рук. Б) Чтение эпиграфа . 4 слайд. Прочитайте эпиграф. Подумайте, какое отношение эпиграф имеет к нашему уроку. «Работая с натуры, необходимо, конечно помнить, что задача живописца зак

educontest.net

Презентация к уроку в 6 классе на тему:"Осенний букет в натюрморте живописцев."

Изобразительное искусство 6 класс Осенний букет в натюрморте живописцев . Учитель изо Кондрацкая Е. А. МБОУ «СОШ№1» г. Микунь

Изобразительное искусство 6 класс

Осенний букет в натюрморте живописцев .

Учитель изо Кондрацкая Е. А. МБОУ «СОШ№1» г. Микунь

ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ -ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ. Природа была, разумеется первой и самой главной наставницей человека в его вечном стремлении к прекрасному . В. И. Белов.

ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ -ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ.

Природа была, разумеется первой и самой главной наставницей человека в его вечном стремлении к прекрасному .

В. И. Белов.

А. А. Пластов. Когда на земле мир. Надо, чтобы человек непроходящую невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, - на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, и на любовь к детям и к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись. А. А. Пластов.

А. А. Пластов. Когда на земле мир.

Надо, чтобы человек непроходящую невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, - на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, и на любовь к детям и к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись.

А. А. Пластов.

М. С. Сарьян. Осенние цветы. Что может быть красивее цветов, украшающих жизнь человека? В горах или ущельях, в полях или даже в городе, утомленный сутолокой, проходишь….. и, увидев цветы, сразу же заряжаешься радостным настроением. Как хороши букеты! … Чистоту красок, прозрачность и глубину, которые мы видим в цветах, можно видеть только в оперении птиц и в плодах….. М. С. Сарьян.

М. С. Сарьян. Осенние цветы.

Что может быть красивее цветов, украшающих жизнь человека? В горах или ущельях, в полях или даже в городе, утомленный сутолокой, проходишь….. и, увидев цветы, сразу же заряжаешься радостным настроением. Как хороши букеты! … Чистоту красок, прозрачность и глубину, которые мы видим в цветах, можно видеть только в оперении птиц и в плодах…..

М. С. Сарьян.

Вспомни: Что тебе известно о жанре натюрморта? Слово «Натюрморт» в переводе с французского и итальянского означает «мертвая природа, но голландцы, англичане и немцы вкладывают в это понятие иной смысл - «тихая или неподвижная жизнь»»

Вспомни: Что тебе известно о жанре натюрморта?

Слово «Натюрморт» в переводе с французского и итальянского означает «мертвая природа, но голландцы, англичане и немцы вкладывают в это понятие иной смысл - «тихая или неподвижная жизнь»»

Узнай. Цветы с древнейших времен вдохновляли художников, поэтов, музыкантов на создание произведений искусства. Изображение пышных букетов вошло в моду на родине натюрморта – в Голландии в середине XVII в. Разновидность такого натюрморта называли «живопись цветов. Что же стремятся передать художники в своих цветочных композициях ? Возможно, главное, что движет их творческой мыслью, - это красота природы, многообразие ее форм, цветов и оттенков

Узнай. Цветы с древнейших времен вдохновляли художников, поэтов, музыкантов на создание произведений искусства. Изображение пышных букетов вошло в моду на родине натюрморта – в Голландии в середине XVII в. Разновидность такого натюрморта называли «живопись цветов.

  • Что же стремятся передать художники в своих цветочных композициях ? Возможно, главное, что движет их творческой мыслью, - это красота природы, многообразие ее форм, цветов и оттенков
Художник в произведении искусства отображает свою эпоху, выражает свое представление о мире и общечеловеческое понимание ценностей жизни. Натюрморт XVIII - начала XIX в. Б. ван дер Аст. Натюрморт с фруктами. 1600 – е гг. Тшательность исполнения. Брейгель Старший (Брейгель Бархатный).Натюрморт с украшениями и венком цветов, или Роскошь. 1678. Чистота и ясность композиции.

Художник в произведении искусства отображает свою эпоху, выражает свое представление о мире и общечеловеческое понимание ценностей жизни. Натюрморт XVIII - начала XIX в.

  • Б. ван дер Аст. Натюрморт с фруктами. 1600 – е гг. Тшательность исполнения.
  • Брейгель Старший (Брейгель Бархатный).Натюрморт с украшениями и венком цветов, или Роскошь. 1678. Чистота и ясность композиции.
Академик живописи И. Т. Хруцкий. (1810 – 1885) Цветы и плоды. 1839. Фрукты. 1840 –е гг.

Академик живописи И. Т. Хруцкий. (1810 – 1885)

  • Цветы и плоды. 1839.
  • Фрукты. 1840 –е гг.
И. Т. Хруцкий. Фрукты и цветы. Какие оттенки цвета преобладают в красочном колорите его натюрмортов?

И. Т. Хруцкий. Фрукты и цветы. Какие оттенки цвета преобладают в красочном колорите его натюрмортов?

Натюрморт конца XIX - начала XX в. И. И. Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889. Э. Мане. Букет в хрустальной вазе.

Натюрморт конца XIX - начала XX в.

  • И. И. Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889.
  • Э. Мане. Букет в хрустальной вазе.
Определи. Что общего и различного в композиции? К. А. Коровин. Розы. 1911 П. П. Кончаловский. Сирень. 1933.

Определи. Что общего и различного в композиции?

  • К. А. Коровин. Розы. 1911
  • П. П. Кончаловский. Сирень. 1933.
В натюрмортах с одним и тем же названием - «Подсолнухи» - русская художница Н. С. Гончарова (1881 - 1962) и французский художник В. Ван Гог (1853 - 1890) передали поэзию, солнечность, теплоту простого и такого знакомого всем цветка подсолнечника, создали совершенно разные композиции. Н. С. Гончарова. Подсолнухи. 1908. В. Ван Гог. Подсолнухи. 1888.

В натюрмортах с одним и тем же названием - «Подсолнухи» - русская художница Н. С. Гончарова (1881 - 1962) и французский художник В. Ван Гог (1853 - 1890) передали поэзию, солнечность, теплоту простого и такого знакомого всем цветка подсолнечника, создали совершенно разные композиции.

  • Н. С. Гончарова. Подсолнухи. 1908.
  • В. Ван Гог. Подсолнухи. 1888.
Проверь по словарю на стр. 223, 225, 226 учебника, верно ли ты понимаешь смысл понятий идеал, красота, мировоззрение, мироощущение. М. С. Сарьян. Цветы. 1912 Учебная работа.

Проверь по словарю на стр. 223, 225, 226 учебника, верно ли ты понимаешь смысл понятий идеал, красота, мировоззрение, мироощущение.

  • М. С. Сарьян. Цветы. 1912
  • Учебная работа.
Учебные работы.

Учебные работы.

 К. А. Коровин. Сирень.

К. А. Коровин. Сирень.

Карпенко Анна. Цветы. Учащаяся МБОУ «СОШ №1» г. Микунь, 8 класс.

Карпенко Анна. Цветы. Учащаяся МБОУ «СОШ №1» г. Микунь, 8 класс.

Кондрацкая Е. А. Цветы.

Кондрацкая Е. А. Цветы.

Творческое задание! Выполни в своем альбоме живописный этюд с натуры осенних цветов в букете.

Творческое задание! Выполни в своем альбоме живописный этюд с натуры осенних цветов в букете.

multiurok.ru

Презентация к уроку ИЗО "Осенний натюрморт"

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку ИЗО "Осенний натюрморт"»

Ахроматические цвета (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) Черный, белый и все оттенки серого. Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет»

Ахроматические цвета

(от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных)

Черный, белый и все оттенки серого.

Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет»

Основные Желтый Красный Синий Составные Оранжевый Фиолетовый

Основные

Желтый

Красный

Синий

Составные

Оранжевый

Фиолетовый

Синий + красный = фиолетовый Желтый + красный = оранжевый Желтый + синий = зеленый

Синий + красный = фиолетовый

Желтый + красный

= оранжевый

Желтый + синий

= зеленый

 Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.
  • Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары.
  • В цветовом круге они держатся вместе.
Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.
  • Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.
Красный- зеленый Синий - Желтый - фиолетовый

Красный- зеленый

Синий -

Желтый - фиолетовый

Цветы на картине, Фрукты и торт. Картину такую зовём… НАТЮРМОРТ

Цветы на картине,

Фрукты и торт.

Картину такую зовём…

НАТЮРМОРТ

А все вместе они образуют НАТЮРМОРТ

А все вместе они образуют НАТЮРМОРТ

Натюрморт (фр. Nature morte – «мертвая природа») – изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.
  • Натюрморт (фр. Nature morte – «мертвая природа») – изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.
В натюрморте 1916 года наличие других героев - яблок, груш, посуды, драпировки - отвлекают наше внимание от персиков. Это уже персики “социализированные”, впитавшие в себя цвета, линии, движения и повадки “других”. И здесь можно уже сказать о сюжете типа “Завтрак” или “Чаепитие”, здесь уже видна рука человека ,

В натюрморте 1916 года наличие других героев - яблок, груш, посуды, драпировки - отвлекают наше внимание от персиков. Это уже персики “социализированные”, впитавшие в себя цвета, линии, движения и повадки “других”. И здесь можно уже сказать о сюжете типа “Завтрак” или “Чаепитие”, здесь уже видна рука человека ,

Хруцкий Иван Фомич ( 1810-1885 гг. ) . Цветы и плоды. От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя «новые» предметы, которые вносили в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836г. он был удостоен большой серебряной медали.

Хруцкий Иван Фомич

( 1810-1885 гг. ) .

Цветы и плоды.

От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя «новые» предметы, которые вносили в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836г. он был удостоен большой серебряной медали.

   Репин Илья Натюрморт не был основным жанром живописца, но посмотрите на эти яблоки, лежащие на столе вместе с осенними листьями! Они осязаемы, душисты их хочется взять в руки, поднести к лицу и вдохнуть густой аромат сада. Как не похожи они на блестящие лакированные фрукты некоторых мастеров натюрморта. Натуральные, живые, они такие же, как в нашем с вами саду. 1879 год, когда был написан натюрморт «Яблоки и листья», был периодом творческого подъема художника. Яблоки и листья 1879. Яблоки и листья 1879.

  Репин Илья

Натюрморт не был основным жанром живописца, но посмотрите на эти яблоки, лежащие на столе вместе с осенними листьями! Они осязаемы, душисты их хочется взять в руки, поднести к лицу и вдохнуть густой аромат сада. Как не похожи они на блестящие лакированные фрукты некоторых мастеров натюрморта. Натуральные, живые, они такие же, как в нашем с вами саду. 1879 год, когда был написан натюрморт «Яблоки и листья», был периодом творческого подъема художника.

Яблоки и листья 1879.

Яблоки и листья 1879.

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов 
  • Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов 
тест Как называется наука, которая рассказывает о цвете? Как называется картина, на которой изображена природа? Какой жанр называется

тест

  • Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Какой жанр называется "мертвая натура"?

 

multiurok.ru

пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев».

Урок: ИЗО

Класс: 3

Тип урока: интегрированный

Тема: Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев».

Цели:

Образовательная: познакомить с жанром изобразительного искусства «натюрморт», совершенствовать умения учеников различных традиционных и нетрадиционных техниках изображения, знакомство с новым способом нетрадиционного рисования- рисование пальчиками, учить последовательному(поэтапному) выполнению работы.

Развивающая: развивать умение целенаправленно наблюдать натуру, развивать цветовосприятие, чувство композиции .

Воспитательная: воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать аккуратность

Оборудование: листы больших форматов, заготовки натуральных листьев деревьев: рябины, берёзы, клёна, гроздья

рябины; букет из осенних веток и ягод; газеты, чистые тетрадные листы, гуашь, кисти, блюдца под воду, баночки, тряпочки, Диск с музыкой П.И Чайковского «Времена года»,проектор, презентация, простой карандаш, шаблоны ваз , ножницы, клей, ватная палочка, цветная бумага.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Здравствуйте, ребята! У нас с вами урок изобразительного искусства. На ваших столах лежат все необходимые предметы, которые нам будут нужны на уроке. Давайте их проверим. Будьте очень внимательны и аккуратны в работе

  1. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

Показываю портрет поэта.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

3.) Беседа на тему «Осень»

О каком времени года говорится в стихотворении? А вам нравится это время года? Почему?

Почему И.Бунин назвал лес расписным теремом? А кто его так раскрасил? Да, это её величество Осень постаралась.

А что в природе ещё меняется осенью? Какие изменения происходят? Мы с вами ходили на экскурсию в осенний лес Что вы ещё заметили? А на каких деревьях или кустарниках есть плоды сейчас? (Рябина калина, боярышник, шиповник, черноплодная рябина, яблоки) Показываю плоды и ягоды.

Все эти плоды и ягоды в лесу пища для птиц - наших друзей.

А.С. Пушкин назвал это время года «…Очей очарованье».

А вам хочется расставаться с этим прекрасным временем года?

  1. Сообщение темы и целей урока.

А вы знаете что это такое – рисование с натуры?

(Изображаемые предметы мы видим, они перед нами)

Мы будем использовать приём – рисование листьями, отпечатывание.

Вам знакома эта работа?

  1. Беседа «Что такое «натюрморт»

Ребята, а вы знаете что означает слово «натюрморт»?

Ответы детей.

У поэта А.Кушнера есть стихотворение «Что я узнал»,в стихотворении есть такие строки:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это натюрморт.

  1. Презентация

Рассматривание репродукций художников. Определение «натюрморта» прочитать на экране. (В переводе с французского означает «мёртвая природа»)

  1. Рассматривание натуры – осеннего букета.

Из веток каких деревьев и кустарников состоит букет? Плоды какого дерева в букете? В какие краски окрашены листочки? Скажите, ребята, это тёплые или холодные тона?

Пусть на нашем уроке, как в сказке, совершится волшебство. Мы осень удержим надолго, мы её увидим и зимой, и весной, договорились?

  1. Основная часть

Поэтапное выполнение работы.

  1. Изображение вазы.

Давайте изобразим вазу. Вазы бывают разные: керамические, стеклянные, хрустальные, фарфоровые. Бывают они и разной формы. Посмотрите на эти вазы.

Рассматривание ваз.

А какая же у нас будет ваза? Конечно бумажная, цветом она будет коричневая. Перед вами лежат шаблоны, обведите по шаблонам вазу, вырежьте её и наклейте на лист альбома, отступая от нижнего края 1,5 – 2 см. Позднее мы её украсим.

  1. Изображение веток с помощью кисти.

Нарисуйте веточки с помощью тонкой кисточки.

Какие по цвету веточки? Да, они все коричневые, только разных оттенков.

( Показ эскиза)

  1. Украшение веток листьями.

  2. Посмотрите ещё раз на натюрморт. Веток каких деревьев больше в букете? А какие красивые листочки! У нас рисование с натуры, мы хотя бы примерно должны передать оттенки листьев. Можно сделать палитру прямо на листочке, который вы приготовили к отпечатыванию. Приём «отпечатывание» вам знаком, используйте в своей работе газеты и чистые листы бумаги, используя их для проглаживания листочков

4.)Самостоятельная работа.

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Осенний вальс»

Учитель следит за ходом работы, даёт советы, помогает детям, которые плохо справляются с работой. Одним листочком можно отпечатать два раза. Так можно сэкономить время.

  1. Украшение ветки рябины ягодами.

Знакомство с новым способом нетрадиционного рисования – «пальчиковое рисование»

Идёт объяснение учителя. Как можно с помощью указательного пальца изобразить кисть рябины.

Намажем указательный палец оранжевой краской, нежно и ласково прижмём палец на лист, получилась красивая ровная ягодка. Попробуйте сами.

Дети изображают рябиновые грозди на своих натюрмортах. Соединяют кисточками, используя коричневую краску, ягодки в гроздь.

  1. Рисование скатерти.

Посмотрите на наш натюрморт, он находится в воздухе. Может такое быть? А что нужно сделать? (Нарисовать стол,скатерть)

Давайте изобразим стол, покрытый скатертью, бледно-зелёной краской. Посмотрите. какое расстояние займёт стол.

Рассматривают эскиз.

  1. Украшение вазы рисунком.

Самостоятельная работа.

Развивают фантазию, рисунок придумывают сами, используя объёмные цветы, которые умеют делать сами.

  1. Изображение фона.

  2. Рассматривание эскиза. При изображении используем светло-голубую краску.

III. Заключительная часть.

  1. Выставка творческих работ «Осенний натюрморт»

  2. Краткие комментарии учителя по каждой работе.

  3. Беседа с детьми. Коллективный анализ работ.

А вам работа кого больше всего понравилась? Почему?

Вы довольны своей работой?

  1. Подведение итога урока.

Чем мы занимались на уроке? С чем познакомились? Что такое натюрморт? Что означает выражение – рисование с натуры? Какие материалы и способы изображения использовали?

  1. Выставление оценок. Итог урока.

multiurok.ru

Презентация "Знакомство с произведениями изобразительного искусства. Осенний натюрморт"

Знакомство с произведениями изобразительного искусства.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства.

Цель: Получить представление о видах изобразительного искусства; Вспомнить жанры изобразительного искусства.

Цель:

Получить представление о видах изобразительного искусства;

Вспомнить жанры изобразительного искусства.

Живопись – это один из главных видов изобразительного искусства. Произведения живописи создаются с помощью красок (масляных, акварельных, гуашевых), которые наносят на какую-нибудь твёрдую или гибкую поверхность – например, на загрунтованную деревянную доску, на холст, натянутый на подрамник, или даже на обработанную поверхность стены какого-нибудь здания.

Живопись – это один из главных видов изобразительного искусства. Произведения живописи создаются с помощью красок (масляных, акварельных, гуашевых), которые наносят на какую-нибудь твёрдую или гибкую поверхность – например, на загрунтованную деревянную доску, на холст, натянутый на подрамник, или даже на обработанную поверхность стены какого-нибудь здания.

И. Хруцкий «Натюрморт с фруктами»

И. Хруцкий «Натюрморт с фруктами»

Г. Исмаилова «Казахский вальс»

Г. Исмаилова

«Казахский вальс»

Графика – это тоже вид изобразительного искусства. В качестве изобразительных средств художник-график использует линии, штрихи и пятна, которые наносит карандашом, пером и тушью, фломастером, мелками или другими материалами и инструментами. К графике относятся рисунок и печатные оттиски со специальных форм, сделанных в различной технике, - это гравюра, литография, монотипия и другие виды.

Графика – это тоже вид изобразительного искусства. В качестве изобразительных средств художник-график использует линии, штрихи и пятна, которые наносит карандашом, пером и тушью, фломастером, мелками или другими материалами и инструментами. К графике относятся рисунок и печатные оттиски со специальных форм, сделанных в различной технике, - это гравюра, литография, монотипия и другие виды.

В. Ватагин «Лев»

В. Ватагин

«Лев»

А. Дюрер «Носорог»

А. Дюрер «Носорог»

А. Бенуа «Медный всадник»

А. Бенуа «Медный всадник»

Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания красивых художественных изделий, которыми человек пользуется в быту. Именно поэтому оно называется прикладным, то есть имеющим практическое назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства не только окружают человека повсюду, но и украшают его жизнь. Это посуда, ковры, предметы мебели, ювелирные украшения и многое другое.

Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания красивых художественных изделий, которыми человек пользуется в быту. Именно поэтому оно называется прикладным, то есть имеющим практическое назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства не только окружают человека повсюду, но и украшают его жизнь. Это посуда, ковры, предметы мебели, ювелирные украшения и многое другое.

Деревянная посуда

Деревянная посуда

Хохломское блюдо

Хохломское блюдо

Браслеты

Браслеты

Сырмак

Сырмак

Скульптура – ещё один вид изобразительного искусства. В отличие от плоских живописных картин и рисунков, скульптурные произведения имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых либо пластичных материалов (камень, металл, дерево, глина, пластилин). Различают круглую скульптуру – её можно рассмотреть со всех сторон, и рельефную – выпуклое изображение на плоской поверхности.

Скульптура – ещё один вид изобразительного искусства. В отличие от плоских живописных картин и рисунков, скульптурные произведения имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых либо пластичных материалов (камень, металл, дерево, глина, пластилин). Различают круглую скульптуру – её можно рассмотреть со всех сторон, и рельефную – выпуклое изображение на плоской поверхности.

Настенный рельеф. «Большая охота на львов»

Настенный рельеф. «Большая охота на львов»

Д. Бернини Давид

Д. Бернини

Давид

Торвальдсен Б. «Ганимед, кормящий Зевсова орла»

Торвальдсен Б. «Ганимед, кормящий Зевсова орла»"

Дизайн – сравнительно молодой вид изобразительного искусства, благодаря которому создаются красивые и практичные вещи и предметы – от одежды до автомобиля. Знакомое тебе художественное конструирование – часть дизайна. Художник-дизайнер стремиться придать различным изделиям внешнюю привлекательность и удобство в использовании, чтобы окружить человека комфортной предметной средой.

Дизайн – сравнительно молодой вид изобразительного искусства, благодаря которому создаются красивые и практичные вещи и предметы – от одежды до автомобиля. Знакомое тебе художественное конструирование – часть дизайна. Художник-дизайнер стремиться придать различным изделиям внешнюю привлекательность и удобство в использовании, чтобы окружить человека комфортной предметной средой.

Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий и сооружений, необходимых людям для их жизни и деятельности. Объекты архитектуры создаются зодчими (так иногда называют архитекторов) с учётом их назначения, современных технических возможностей, представлений общества и самих архитекторов о красоте.

Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий и сооружений, необходимых людям для их жизни и деятельности. Объекты архитектуры создаются зодчими (так иногда называют архитекторов) с учётом их назначения, современных технических возможностей, представлений общества и самих архитекторов о красоте.

Байтерек

Байтерек

Франция. Собор Нотр-Дам де Пари

Франция.

Собор Нотр-Дам де Пари

Индия. Мавзолей Тадж-Махал

Индия. Мавзолей Тадж-Махал

Египет. Пирамиды Гизы

Египет. Пирамиды Гизы

Осенний натюрморт

Осенний натюрморт

Посередине вертикально расположенного листа рисуем кувшин, задний край стола за ним

Посередине вертикально расположенного листа рисуем кувшин, задний край стола за ним

Рассмотрев натурный материал (яблоко, огурец, баклажан)рисуем их вокруг кувшина, красиво и выразительно скомпоновав их на листе

Рассмотрев натурный материал (яблоко, огурец, баклажан)рисуем их вокруг кувшина, красиво и выразительно скомпоновав их на листе

Выполняем работу в цвете следующим образом: кувшин слева закрашиваем красным , справа черным , а в середине смесью красного и черного. Яблоко- слева желтый , справа красный , посередине смесь Огурец слева желтый , справа зелёный , посередине смесь Баклажан – слева синий , справа красный , посередине смесь Дополнить рисунок деталями, прорисовать
  • Выполняем работу в цвете следующим образом: кувшин слева закрашиваем красным , справа черным , а в середине смесью красного и черного.
  • Яблоко- слева желтый , справа красный , посередине смесь
  • Огурец слева желтый , справа зелёный , посередине смесь
  • Баклажан – слева синий , справа красный , посередине смесь
  • Дополнить рисунок деталями, прорисовать

kopilkaurokov.ru

Шпикалова ИЗО Программа 5-8 ФГОС - Рабочие программы

6 класс (35 ч)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ — ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ (6 ч)

Тема 1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве (6 ч)

1. Осенний букет в натюрморте живописцев

Восприятие живописных натюрмортов с цветами западноевропейских (Я. Д. де Хем, Я. ван Хейсум, Б. ван дер Аст, Брейгель Старший (Брейгель Бархатный), Э. Мане, Г. Курбе, В. Ван Гог) и отечественных (И. Е. Хру-цкий, И. Н. Крамской, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Н. Н. Сапунов, П. П. Кончаловский, Н. С. Гончарова и др.) художников ХVII — начала ХХ в.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природе. Специфика художественного изобра-жения. Композиция. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Напряжён-ность и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Ритм. Натюрморт.

Диалог об искусстве. Живопись. Жанр натюрморта. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа цветов в натюрмортах художников XVII — начала XX вв.

Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи.

Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов

Страница для любознательных. Изображение цветов в живописи художественной фотографии.

Задания поискового и творческого характера

Рассматривать натюрморты живописцев, запечат-левших красоту цветов в букетах. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их цветами в осенней природе родного края и описаниями в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца.

Наблюдать цветы в природе, различать их харак-терные особенности.

Объяснять смысл понятий идеал, красота, мировоззрение и мироощущение художника, художест-венный образ.

Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различия.

Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения цветов (обогащение техники приёмов письма: воздушная среда, нюансы, насыщенность цвета, контраст и сближенные цвета).

Анализировать изображение цветов, выполненное приёмом красочного пятна и линии.

Выполнять творческое задание, согласно с условиями. Создавать с натуры этюд осенних цветов, используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в нём своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Описывать словами замысел своей творческой композиции — живописный этюд цветов с натуры. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности.

Выполнять по сбору и поиску информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet, располагать их в порядке времени исполнения, готовить презентацию и сообщение на тему: «Общее сходство и различие в изображении цветов в живописи и художественные фотографии»

2—3. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила

Восприятие произведений народных мастеров из традиционных художественных промыслов Нижнего Тагила, Жостова.

Основные содержательные линии. Роль худо-жественной деятельности человека в освоении мира. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и тради-ционных образов в развитии культуры. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Композиция. Цвет. Объём и форма. Ритм.

Диалог об искусстве. Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила и Жостова.

Работа по художественно-дидактической таблице «Элементы послойного письма. Жостово».

Творческое задание с использованием приёмов кистевой росписи послойного жостовского письма.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.Подведение итогов

Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила.

Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова.

Находить общее и различия. Узнавать этапы послойного письма Жостова и называть их.

Участвовать в обсуждении истоков народного искусства и его роль в жизни человека, произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий), художественных особенностей изображения цветов родной природы в росписи подносов, различий приёмов в изображении цветочных композиций.

Работать по художественно-народным дидакти-ческой таблице. Повторять за народным мастером этапы послойного письма (замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка) и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей.

Выполнять творческую работу — цветочные мотивы приёмами кистевой росписи, вариации жостовских цветов. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и фотографии цветов, продемонстрированных на презентации, и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

4. Осенние цветы в росписи твоего подноса

Восприятие произведений народных мастеров из Жостова.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно. Ритм.

Диалог об искусстве. Представление о роли народного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Художественный образ цветов в росписи жостовских подносов. Способы организации композиции цветочной росписи на подносах («букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок».

Творческое задание с использованием приёмов послойного письма.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, лист цветной бумаги, вырезанной по форме подноса.

Советы мастера.Подведение итогов

Характеризовать художественные изделия — лаковые подносы, выполненные народными мастерами из Жостова, узнавать своеобразную роспись и называть её элементы.

Участвовать в обсуждении художественного своеобразия росписи подносов из Жостова, творчества народных мастеров, в котором продолжается творческая разработка традиций старинного русского промысла.

Решать, какой из композиционных типов жостовских букетов согласуется с формой твоего подноса. Рисовать декоративную композицию нарядных осенних цветов, соблюдая поэтапность жостовской росписи, и выражать в творческой работе своё отношение к красоте цветов послойного жостовского письма.

Участвовать в подведении итогов работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

5—6. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока

Восприятиепроизведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западно-европейских (А. Матисс) художников начала XX в.

Основные содержательные линии. Роль художест-венной деятельности человека в развитии культуры и освоении мира. Народное традиционное искусство. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Стилизация и знако-вый характер декоративного образа. Материалы декора-тивно-прикладного искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Изображение предметного мира.Диалог об искусстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта  (расположение предметов, цветов).

Работа по художественно-дидактическим таблицам «М. П. Верней. Проект: прямоугольный вариант, бордюр, декоративное блюдо»Творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм цветка в декоративные, декоративные формы цветка, взятой из природы и переходящей в орнамент, украшающий предмет.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная.

Советы мастера.Подведение итогов

Рассматривать разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства народов мира, живописно-декоративные натюрморты французского художника А. Матисса и живописный натюрморт отечественного художника Н. Н. Сапунова, находить общее и различия в изображении цветов.

Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно-прикладном искусстве.

Объяснять значение понятия декоративность и трансформация.

Сравнивать произведения разных мастеров в искусстве народов России, стран Запада и Востока, находить сходство и различия в изображении цветочных мотивов. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета.

Участвовать в обсуждении особенностей компо-зиции и передачи цветом объёма формы и фактуры в живописном и живописно-декоративном натюрморте, приёмов трансформации природных форм в декора-тивные в изделиях декоративно-прикладного искусства народных мастеров России, Франции, Индокитая, Китая, Турции.

Работать по художественно-дидактическим табли-цам, прослеживать связь декора с формой расписывае-мого предмета, композиционное разнообразие цветоч-ных мотивов в изделиях из разных материалов и в росписи декоративных тарелок. Определять приёмы декоративного мотива в проекте М. П. Вернейя (ритм и расположение цветов, из которых составлен декор) и объяснять их связь с формой и назначением.

Выполнять наброски цветка с натуры. Искать варианты декоративного решения цветка для украшения предмета. Использовать палитру, усложнять цветки в зависимости от замысла. Исполнять творческое задание, согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов трансформации природных форм в декоративный мотив.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. ХУДОЖЕСТЕННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР (10 ч)

Тема2.Символика древних орнаментов (7ч)

7. Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта

Восприятие памятников архитектуры и изделий декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, декорированных орнаментом с растительным мотивом.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Композиция. Цвет. Ритм. Взаимоотношения формы и характера. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Виды орнамента. Орнамент и его происхождение.

Диалог об искусстве. Главные мотивы растительного орнамента Древнего Египта. Символические значения растительных мотивов (символ Египта, знак плодородия, знак фараона). Колорит древнеегипетских орнаменталь-ных росписей.

Работа по художественно-дидактическим табли-цам «Варианты композиционных схем растительного орнамента», «Последовательность исполнения расти-тельных мотивов».

Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декора-тивную.

Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, фломастеры, тонированная или белая бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов

Рассматривать произведения разных видов искусства, украшенных растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц, изделий декоративно-прикладного искусства.

Рассказать о роли искусства в Древнем Египте и обожествлении природных мотивов в нём.

Объяснять смысл понятий канон, символ.

Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника (папируса) с их декоративным изображением.

Анализировать приёмы трансформирования фор-мы, цвета, объёма природных растений в декоративные.

Участвовать в обсуждении символического значе-ния растительных мотивов в древнеегипетском орнаменте, художественных приёмов создания образа растений в орнаменте.Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Прослеживать, какова последовательность соста-вления древнеегипетского «растительного» орнамента.Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять цветные зарисовки — повтор мотивов знакового — символического языка древнеегипетского орнамента (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу-символу, учитывать колорит древнеегипетского искусства (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый цвета).

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

8. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта

Восприятие фантастических изображений египетских богов (Гор, Сехмет, Анубис) в аллегорической форме.

Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Орна-мент и его происхождение.

Диалог об искусстве. Художественное своеобразие изображения египетских богов в аллегорической форме, фигуры человека на основе древнеегипетского канона фигуры человека на плоскости, с головой животного, с иносказательным выражением отвлечённых понятий знакомит нас искусство Древнего Египта.

Работа по художественно-дидактической таблице «Фантастические мотивы в древнеегипетском орнамен-те».Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоратив-ную.

Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов

Рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлечённых понятий (священный жук — знак солнца и др.).

Объяснять смысл понятий аллегория, символ.

Участвовать в обсуждении образов в искусстве Древнего Египта, которые создавались средствами художественной выразительности канона и иносказания и наделялись египтянами поэтическим чувством и мыслями, очеловечивая природу.Работать по художественно-дидактической таблице. Изучать ритм, симметрию, колорит, трансформацию при изображении фантастических существ в древнееги-петском орнаменте.

Выполнять зарисовки — повтор отдельных зооморфных мотивов (жука-скарабея, сокола, шакала) для композиции — вариации ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента. Находить возможные варианты включения зооморфных мотивов и элементов растительного орнамента при компоновке композиции — вариации ленточного древнеегипетского орнамента. Подбирать колорит характерный для искусства Древнего Египта.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

topuch.ru